МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы преподавания декоративной композиции 9
1.1. Методика обучения композиции в историческом развитии 9
1.2. Анализ программ по изобразительному искусству реализуемых в общеобразовательных организациях Белгородской области 28
Глава 2. Методологические основы обучения декоративной композиции на
уроках изобразительного искусства 36
2.1. Учет психолого-педагогических особенностей учащихся 1-4 классов
на уроках, связанных с декоративно-прикладным искусством 36
2.2. Апробирование экспериментально-содержательных занятий по
изобразительному искусству в начальных классах по декоративной композиции 42
Глава 3. Методическая последовательность разработки творческой части дипломной работы «Иллюстрирование произведения А. Грина «Бегущая по волнам» в технике батик» 56
3.1. Обоснование выбора декоративной композиции 56
3.2. Процесс выполнения творческой части дипломной работы 58
Заключение 60
Библиографический список 63
Глава 1. Теоретические основы преподавания декоративной композиции 9
1.1. Методика обучения композиции в историческом развитии 9
1.2. Анализ программ по изобразительному искусству реализуемых в общеобразовательных организациях Белгородской области 28
Глава 2. Методологические основы обучения декоративной композиции на
уроках изобразительного искусства 36
2.1. Учет психолого-педагогических особенностей учащихся 1-4 классов
на уроках, связанных с декоративно-прикладным искусством 36
2.2. Апробирование экспериментально-содержательных занятий по
изобразительному искусству в начальных классах по декоративной композиции 42
Глава 3. Методическая последовательность разработки творческой части дипломной работы «Иллюстрирование произведения А. Грина «Бегущая по волнам» в технике батик» 56
3.1. Обоснование выбора декоративной композиции 56
3.2. Процесс выполнения творческой части дипломной работы 58
Заключение 60
Библиографический список 63
Актуальность исследования. Основной задачей на уроках изобразительного искусства в начальных классах является формирование первоначальных представлений у обучающегося о роли изобразительного искусства в жизни человека и духовно-нравственное и эстетическое воспитание школьника.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в редакции от 26.11.2010 года «Изобразительное искусство» это обязательная дисциплина учебного плана. Художественное образование в школе духовно-нравственно развивает ребенка, формирует у него качества отвечающие принципам человечности, доброты, культуры. Изобразительное искусство нацелено на развитие художественных особенностей, творческого потенциала ребенка. На уроках изобразительного искусства в начальных классах формируется ассоциативно-образное и пространственное мышления необходимое для любой процессии.
Основные задачи предметной области «Искусство» направлены на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально¬ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства. Выполняя творческие работы, обучающиеся начальных классов на уроках изобразительного искусства, выражают свое мнение к окружающему миру, удовлетворяют эстетические потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. [с. 15 ФГОС]
На уроках изобразительного искусства ученики развивают свои практические умения и навыки в различных видах художественной деятельности (рисование карандашом/красками, аппликация, лепка, конструирование), в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ, а также учатся воспринимать, анализировать и оценивать произведения искусства.
В процессе знакомства с различными видами творческой деятельности ребенок получает первые художественные впечатления. Эти впечатления необходимый опыт для всех без исключения: будущих врачей, экономистов, юристов, техников, механиков и т.д. Эстетика должна быть во всех видах человеческой деятельности, и только искусство способно «научить» человека прекрасному, что реализуется на предметах художественного цикла.
Особое внимание стоит уделить формированию знаний о композиции, так как это основа всей изобразительной деятельности. Умение правильно изображать натуру - это первая ступень на пути к искусству, главное в творчестве - это умение выразить свои мысли и чувства. Большая часть смысла картины передается именно через композиционное посторонние, и чтобы в дальнейшем человек мог постигнуть смысл произведения необходимо обучить его композиционным закономерностям. Обучение композиции в начальной школе на уроках ИЗО реализуется посредством выполнения практических заданий. С учетом психо-педагогических особенностей восприятия младших школьников для большей результативности усвоения материала и реализации творческой деятельности лучше использовать декоративную композицию.
Данная композиция, имеет четко выраженную композиционную схему, цветовую гамму с преобладанием локальных цветов и включает в себя элементы растительного мотива, геометрические формы, звериный стиль которые понятны ребенку и могут быть им воспроизведены. Именно в младшем школьном возрасте усвоение декоративного искусства происходит наиболее прогрессивно. Ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Во время знакомства с декоративно¬прикладным искусством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство страны. При овладении техникой какого-либо из видов декоративно¬прикладного искусства у ребят происходит активный процесс мышления. Не менее важным аспектом для младших школьников в занятиях декоративно¬прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому мы считаем это одним из важных элементов в развитии ребенка. Развитие словесно-образного мышления также является важным моментом в занятиях декоративно¬прикладным искусством. Способность четко и ясно выражать свои мысли, описывать предметы, давать им характеристику, рассказывать о впечатлениях, идеях и задумках - все эти умения наиболее легко формируются именно в младшем школьном возрасте.
При создании декоративных композиций у учеников развивается художественно-обобщенный способ мышления и восприятия действительности, складываются особые представления об образном отражении окружающего мира. Использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно¬прикладного искусства. Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.
Методика обучения композиции широко представлена в работах Г.В. Беда, [Основы изобразительной грамоты] Е.В. Шорохова.
Некоторых вопросов методики преподавания декоративной композиции в своих трудах касались: В.С. Кузин, [Основы обучения изобразительному искусству в школе с. 176], Г.М. Логвиненько [Декоративная композиция], Н.М. Сокольникова [Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, с. 182], Б.М. Неменский, Е.В. Шорохов [Композиция], Т.Я. Шпикалова. Методики декоративного рисования вышеуказанных авторов содержат множество замечательных практических советов, показывают особую ценность знакомства учащихся с процессом создания декоративных композиций.
Цель разработать содержание занятий по декоративной композиции.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические источники, методическую литературу по теме исследования;
2. проанализировать рабочие программы и практику преподавания декоративной композиции;
3. выявить методические особенности работы над стилизованными
изображениями в процессе создания декоративной композиции и определить значимость освоения приемов композиции для учебного процесса;
4. разработать специальную систему по обучению приемам декоративной композиции.
Объект исследования - приёмы и методы обучения декоративной композиции обучающихся начальных классов на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - процесс формирования умений выполнять декоративные стилизованные композиции.
Гипотеза исследования - обучение детей приемам композиции на занятиях изобразительным искусством будет эффективным если:
- процесс обучения композиции будет основан на наблюдении объектов окружающего мира, изучении аналогов произведений мастеров декоративно- прикладного искусства и народных промыслов, получении знаний о возможных принципах и способах построения декоративной композиции;
- процесс формировании умения преобразовывать реальные образы в художественные будет сопровожден использованием необычных художественных техник (аппликация);
- будут разработаны системы заданий, практических упражнений в логической последовательности с учетом психофизиологических особенностей обучающихся начальных классов.
Методологической основой исследования стали основные научные положения педагогов: Л.С. Выготский, А.Э. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, Д.Б, Эльконин;
психологов: И.Ю. Кулагина, И.В. Шаповаленко, И.А. Зимняя;
педагогов в области изобразительного искусства: Г.В. Беда, Н.П. Бесчастный, В.С. Кузин, Г.М. Логвиненко, Б.М. Неменский Н.М. Сокольникова, Н.Н. Ростовцев, Т.Я. Шпикалова.
В данном исследовании были использованы следующие методы:
- методы теоретического анализа;
- педагогическое наблюдение;
- изучение и анализ современного педагогического опыта;
- беседа с учащимися;
- анализ современных методических разработок, пособий, учебных
программ;
- наблюдение и анализ результатов творческой деятельности учащихся
(рисунки, эскизы, творческие изделия), анализ самостоятельной работы обучающихся;
- метод педагогического эксперимент.
Практическая значимость исследования:
Разработана система заданий и упражнений по освоению методов и приёмов создания стилизованных композиций в декоративно-прикладном искусстве, которая может быть использована в художественной школах, школах искусств, в кружковой работе в общеобразовательной школе. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке учебных пособий по обучению декоративно-прикладному искусству.
Апробация выпускной квалификационной работы и внедрение результатов исследования были осуществлены в процессе педагогической деятельности на занятиях по изобразительному искусству со школьниками начальных классов.
Этапы исследования:
Этап 1. На первом этапе была определена тема исследования, была сформулирована проблема исследования, его аппарат.
Этап 2. В 2015 -18 учебном году была разработана модель проведения эксперимента на базе МОУ СОШ №2г Белгорода.
На данном этапе определялось содержание методов и приемов по изучению приёмов композиции в декоративно-прикладном искусстве, оформилась основная мысль творческой части выпускной квалификационной работы.
Этап 3. На третьем этапе, в 2018-19 году был проведён педагогический эксперимент по обучению детей 1-4 классов особенностям декоративной композиции. По окончанию эксперимента были подведены итоги, была оформлена текстовая часть дипломной работы, выполнена творческая часть диплома
Структура выпускной квалификационной работы:
Теоретическая часть ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения.
Полный состав ВКР:
1. Творческая часть (в творческой части ВКР представлен поисковый материал, разработка эскизов и творческое изделие - декоративная композиция в технике батик «Иллюстрации к произведению А.Грина «Бегущая по волнам»»);
2. Теоретическая часть (в теоретической части содержится материал по истории развития композиции, ее видах, применяемых в практике общеобразовательных школ);
3. Методическая часть (в методической части приводится описание экспериментальной работы с учащимися 1-4 классов с приложениями.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в редакции от 26.11.2010 года «Изобразительное искусство» это обязательная дисциплина учебного плана. Художественное образование в школе духовно-нравственно развивает ребенка, формирует у него качества отвечающие принципам человечности, доброты, культуры. Изобразительное искусство нацелено на развитие художественных особенностей, творческого потенциала ребенка. На уроках изобразительного искусства в начальных классах формируется ассоциативно-образное и пространственное мышления необходимое для любой процессии.
Основные задачи предметной области «Искусство» направлены на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально¬ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства. Выполняя творческие работы, обучающиеся начальных классов на уроках изобразительного искусства, выражают свое мнение к окружающему миру, удовлетворяют эстетические потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. [с. 15 ФГОС]
На уроках изобразительного искусства ученики развивают свои практические умения и навыки в различных видах художественной деятельности (рисование карандашом/красками, аппликация, лепка, конструирование), в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ, а также учатся воспринимать, анализировать и оценивать произведения искусства.
В процессе знакомства с различными видами творческой деятельности ребенок получает первые художественные впечатления. Эти впечатления необходимый опыт для всех без исключения: будущих врачей, экономистов, юристов, техников, механиков и т.д. Эстетика должна быть во всех видах человеческой деятельности, и только искусство способно «научить» человека прекрасному, что реализуется на предметах художественного цикла.
Особое внимание стоит уделить формированию знаний о композиции, так как это основа всей изобразительной деятельности. Умение правильно изображать натуру - это первая ступень на пути к искусству, главное в творчестве - это умение выразить свои мысли и чувства. Большая часть смысла картины передается именно через композиционное посторонние, и чтобы в дальнейшем человек мог постигнуть смысл произведения необходимо обучить его композиционным закономерностям. Обучение композиции в начальной школе на уроках ИЗО реализуется посредством выполнения практических заданий. С учетом психо-педагогических особенностей восприятия младших школьников для большей результативности усвоения материала и реализации творческой деятельности лучше использовать декоративную композицию.
Данная композиция, имеет четко выраженную композиционную схему, цветовую гамму с преобладанием локальных цветов и включает в себя элементы растительного мотива, геометрические формы, звериный стиль которые понятны ребенку и могут быть им воспроизведены. Именно в младшем школьном возрасте усвоение декоративного искусства происходит наиболее прогрессивно. Ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Во время знакомства с декоративно¬прикладным искусством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство страны. При овладении техникой какого-либо из видов декоративно¬прикладного искусства у ребят происходит активный процесс мышления. Не менее важным аспектом для младших школьников в занятиях декоративно¬прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому мы считаем это одним из важных элементов в развитии ребенка. Развитие словесно-образного мышления также является важным моментом в занятиях декоративно¬прикладным искусством. Способность четко и ясно выражать свои мысли, описывать предметы, давать им характеристику, рассказывать о впечатлениях, идеях и задумках - все эти умения наиболее легко формируются именно в младшем школьном возрасте.
При создании декоративных композиций у учеников развивается художественно-обобщенный способ мышления и восприятия действительности, складываются особые представления об образном отражении окружающего мира. Использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно¬прикладного искусства. Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.
Методика обучения композиции широко представлена в работах Г.В. Беда, [Основы изобразительной грамоты] Е.В. Шорохова.
Некоторых вопросов методики преподавания декоративной композиции в своих трудах касались: В.С. Кузин, [Основы обучения изобразительному искусству в школе с. 176], Г.М. Логвиненько [Декоративная композиция], Н.М. Сокольникова [Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, с. 182], Б.М. Неменский, Е.В. Шорохов [Композиция], Т.Я. Шпикалова. Методики декоративного рисования вышеуказанных авторов содержат множество замечательных практических советов, показывают особую ценность знакомства учащихся с процессом создания декоративных композиций.
Цель разработать содержание занятий по декоративной композиции.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические источники, методическую литературу по теме исследования;
2. проанализировать рабочие программы и практику преподавания декоративной композиции;
3. выявить методические особенности работы над стилизованными
изображениями в процессе создания декоративной композиции и определить значимость освоения приемов композиции для учебного процесса;
4. разработать специальную систему по обучению приемам декоративной композиции.
Объект исследования - приёмы и методы обучения декоративной композиции обучающихся начальных классов на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - процесс формирования умений выполнять декоративные стилизованные композиции.
Гипотеза исследования - обучение детей приемам композиции на занятиях изобразительным искусством будет эффективным если:
- процесс обучения композиции будет основан на наблюдении объектов окружающего мира, изучении аналогов произведений мастеров декоративно- прикладного искусства и народных промыслов, получении знаний о возможных принципах и способах построения декоративной композиции;
- процесс формировании умения преобразовывать реальные образы в художественные будет сопровожден использованием необычных художественных техник (аппликация);
- будут разработаны системы заданий, практических упражнений в логической последовательности с учетом психофизиологических особенностей обучающихся начальных классов.
Методологической основой исследования стали основные научные положения педагогов: Л.С. Выготский, А.Э. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, Д.Б, Эльконин;
психологов: И.Ю. Кулагина, И.В. Шаповаленко, И.А. Зимняя;
педагогов в области изобразительного искусства: Г.В. Беда, Н.П. Бесчастный, В.С. Кузин, Г.М. Логвиненко, Б.М. Неменский Н.М. Сокольникова, Н.Н. Ростовцев, Т.Я. Шпикалова.
В данном исследовании были использованы следующие методы:
- методы теоретического анализа;
- педагогическое наблюдение;
- изучение и анализ современного педагогического опыта;
- беседа с учащимися;
- анализ современных методических разработок, пособий, учебных
программ;
- наблюдение и анализ результатов творческой деятельности учащихся
(рисунки, эскизы, творческие изделия), анализ самостоятельной работы обучающихся;
- метод педагогического эксперимент.
Практическая значимость исследования:
Разработана система заданий и упражнений по освоению методов и приёмов создания стилизованных композиций в декоративно-прикладном искусстве, которая может быть использована в художественной школах, школах искусств, в кружковой работе в общеобразовательной школе. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке учебных пособий по обучению декоративно-прикладному искусству.
Апробация выпускной квалификационной работы и внедрение результатов исследования были осуществлены в процессе педагогической деятельности на занятиях по изобразительному искусству со школьниками начальных классов.
Этапы исследования:
Этап 1. На первом этапе была определена тема исследования, была сформулирована проблема исследования, его аппарат.
Этап 2. В 2015 -18 учебном году была разработана модель проведения эксперимента на базе МОУ СОШ №2г Белгорода.
На данном этапе определялось содержание методов и приемов по изучению приёмов композиции в декоративно-прикладном искусстве, оформилась основная мысль творческой части выпускной квалификационной работы.
Этап 3. На третьем этапе, в 2018-19 году был проведён педагогический эксперимент по обучению детей 1-4 классов особенностям декоративной композиции. По окончанию эксперимента были подведены итоги, была оформлена текстовая часть дипломной работы, выполнена творческая часть диплома
Структура выпускной квалификационной работы:
Теоретическая часть ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения.
Полный состав ВКР:
1. Творческая часть (в творческой части ВКР представлен поисковый материал, разработка эскизов и творческое изделие - декоративная композиция в технике батик «Иллюстрации к произведению А.Грина «Бегущая по волнам»»);
2. Теоретическая часть (в теоретической части содержится материал по истории развития композиции, ее видах, применяемых в практике общеобразовательных школ);
3. Методическая часть (в методической части приводится описание экспериментальной работы с учащимися 1-4 классов с приложениями.
В данном исследовании мы подтвердили предположение о том, что обучение детей приемам композиции на занятиях изобразительным искусством будет эффективным если:
- процесс обучения композиции будет основан на наблюдении объектов окружающего мира, изучении аналогов произведений мастеров декоративно- прикладного искусства и народных промыслов, получении знаний о возможных принципах и способах построения декоративной композиции;
- процесс формировании умения преобразовывать реальные образы в художественные будет сопровожден использованием необычных художественных техник (аппликация);
- будут разработаны системы заданий, практических упражнений в логической последовательности с учетом психофизиологических особенностей обучающихся начальных классов.
Была разработана программа по изобразительному искусству для 2 класса на основе авторской программы Б.М. Неменского, но с включением уроков по декоративной композиции. Данная программа состоит из четырех разделов: «Выразительные возможности материалов», «Выражение характера в изображении», «Композиционные закономерности» и «Декоративная композиция». На первом этапе обучающиеся рассматривают художественные техники, на втором изучают объекты окружающего мира, аналоги произведений искусства. На третьем этапе подробно знакомятся с композиционными закономерностями, а также учатся видеть композицию в произведениях искусства живописи, рисунка, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. На последнем этапе подробно рассматривается декоративная композиция в узоре, декоративном пейзаже, натюрморте и иллюстрации.
Апробация программы была реализована в МБОУ СОШ «Гимназия № 2» г. Белгорода. На каждом этапе реализации был проведен эксперимент по разработанным критериям оценки декоративной композиции. Констатирующий эксперимент, проведенный в МБОУ СОШ «Гимназия № 2» г. Белгорода показал, что уровень умений и навыков, обучающихся 2 «А» и 2 «Б» класса находится между низким и средним уровнем. У детей возникают трудности с поиском композиционного центра, с использованием композиционных приемов, с целостностью работы, с созданием собственной композиции.
На контрольном срезе были получены результаты, свидетельствующие о том, у контрольного 2 «А» класса уровень знаний о композиционном построении был ниже, чем у детей экспериментальной группы 2 «Б» класса.
Следовательно, делаем вывод о том, что обучение детей приемам композиции на занятиях изобразительным искусством в экспериментальном классе 2 «Б» эффективнее. Процесс обучения композиции основан на наблюдении объектов окружающего мира, изучении аналогов произведений мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, получении знаний о возможных принципах и способах построения декоративной композиции. Так же на уроках были использованы необычные художественные техники (аппликация, монотипия, выдувание).
Творческая часть дипломной работы состоит из трех картин в технике росписи по ткани по мотивам романа А.Грина «Бегущая по волнам».
Теоретические положения и результаты экспериментально-педагогической работы, проведенного нами, исследования позволяют сделать следующие выводы:
• теоретически обоснована необходимость включения уроков, связанных с декоративной композицию в программу по изобразительному искусству в общеобразовательное учреждение;
• выявлена и изучена проблема недостаточного уровня развития навыков построения композиции у учеников вторых классов на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы;
• установлено, что совершенствование навыков в составлении декоративной композиции школьников происходит при условии чёткого определения содержания и методики обучения, разработки тематики заданий при учёте психо-педагогических и индивидуальных особенностей школьников;
• составлен материал, который можно использовать в качестве методического пособия на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы при изучении декоративной композиции во втором классе.
- процесс обучения композиции будет основан на наблюдении объектов окружающего мира, изучении аналогов произведений мастеров декоративно- прикладного искусства и народных промыслов, получении знаний о возможных принципах и способах построения декоративной композиции;
- процесс формировании умения преобразовывать реальные образы в художественные будет сопровожден использованием необычных художественных техник (аппликация);
- будут разработаны системы заданий, практических упражнений в логической последовательности с учетом психофизиологических особенностей обучающихся начальных классов.
Была разработана программа по изобразительному искусству для 2 класса на основе авторской программы Б.М. Неменского, но с включением уроков по декоративной композиции. Данная программа состоит из четырех разделов: «Выразительные возможности материалов», «Выражение характера в изображении», «Композиционные закономерности» и «Декоративная композиция». На первом этапе обучающиеся рассматривают художественные техники, на втором изучают объекты окружающего мира, аналоги произведений искусства. На третьем этапе подробно знакомятся с композиционными закономерностями, а также учатся видеть композицию в произведениях искусства живописи, рисунка, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. На последнем этапе подробно рассматривается декоративная композиция в узоре, декоративном пейзаже, натюрморте и иллюстрации.
Апробация программы была реализована в МБОУ СОШ «Гимназия № 2» г. Белгорода. На каждом этапе реализации был проведен эксперимент по разработанным критериям оценки декоративной композиции. Констатирующий эксперимент, проведенный в МБОУ СОШ «Гимназия № 2» г. Белгорода показал, что уровень умений и навыков, обучающихся 2 «А» и 2 «Б» класса находится между низким и средним уровнем. У детей возникают трудности с поиском композиционного центра, с использованием композиционных приемов, с целостностью работы, с созданием собственной композиции.
На контрольном срезе были получены результаты, свидетельствующие о том, у контрольного 2 «А» класса уровень знаний о композиционном построении был ниже, чем у детей экспериментальной группы 2 «Б» класса.
Следовательно, делаем вывод о том, что обучение детей приемам композиции на занятиях изобразительным искусством в экспериментальном классе 2 «Б» эффективнее. Процесс обучения композиции основан на наблюдении объектов окружающего мира, изучении аналогов произведений мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, получении знаний о возможных принципах и способах построения декоративной композиции. Так же на уроках были использованы необычные художественные техники (аппликация, монотипия, выдувание).
Творческая часть дипломной работы состоит из трех картин в технике росписи по ткани по мотивам романа А.Грина «Бегущая по волнам».
Теоретические положения и результаты экспериментально-педагогической работы, проведенного нами, исследования позволяют сделать следующие выводы:
• теоретически обоснована необходимость включения уроков, связанных с декоративной композицию в программу по изобразительному искусству в общеобразовательное учреждение;
• выявлена и изучена проблема недостаточного уровня развития навыков построения композиции у учеников вторых классов на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы;
• установлено, что совершенствование навыков в составлении декоративной композиции школьников происходит при условии чёткого определения содержания и методики обучения, разработки тематики заданий при учёте психо-педагогических и индивидуальных особенностей школьников;
• составлен материал, который можно использовать в качестве методического пособия на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы при изучении декоративной композиции во втором классе.
Подобные работы
- Обучение младших школьников приемам составления композиции в процессе занятий в детской художественной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ РАБОТЫ НАД ДЕКОРАТИВНЫМ НАТЮРМОРТОМ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ
НАТЮРМОРТА С НАТУРЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Овладение навыком создания витража на уроках изобразительного искусства в 5 классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ПО ЭСТАМПУ С УЧАЩИМИСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГРАФИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческий способностей младших школьников на уроках технологии (Бурятский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ
ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
ИНТЕРЬЕРА
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



