Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИСЕНСОРНОГО ПОДХОДА

Работа №178770

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИСЕНСОРНОГО ПОДХОДА
1.1. Понятие связной речи. Формирование связной речи в онтогенезе ...10
1.2. Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 18
1.3. Возможности использования полисенсорного подхода в
коррекционно-развивающем процессе 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИСЕНСОРНОГО ПОДХОДА
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы 33
2.2.1 Изучение особенностей развития связной речи старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2.2 Изучение особенностей восприятия старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 40
2.3 Содержание логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе полисенсорного подхода 43
2.4 Оценка эффективности коррекционной работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования полисенсорного подхода 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78


Успешное обучение детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное понимание и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение развернуто отвечать на вопросы, свободно объяснять собственные суждения - вся эта и другая учебная работа требует полного уровня развития связной как диалогической, так и монологической речи уже в дошкольном возрасте.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематически развернутого изложения.
В становлении связной речи четко прослеживается зависимость уровня речевого развития от умственного. Формирование данных механизмов идет в тандеме при своевременном развитии внимания и мышления. Чтобы доступно и грамматически верно высказать свою мысль, необходимо иметь четкое представление о предмете (объекте) рассказа, уметь анализировать, намечать важные характерные особенности предмета, устанавливать логические и причинно-следственные, временные и другие взаимосвязи, между предметами и явлениями. Одним словом, для полноценного осуществления функции речи человеку необходима слаженная, синхронизированная работа внешних компонентов речи (артикуляция, голос, просодика) с внутренними, сенсорно-перцептивными компонентами.
Специализированная помощь учителя-логопеда в устранении недостатков связной речи имеет высокий показатель значимости в системе комплексной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста. Наряду с этим, недостатки освоения связной речи снижают развитие коммуникативно-речевой сферы дошкольников. Развитие связной речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.
В настоящее время существует множество методов, приемов, подходов к коррекции речевых нарушений детей. Однако многие из них недостаточно раскрыты и, соответственно, не имеют своей актуальности в работе большинства специалистов. Одним из таких подходов, на наш взгляд, является полисенсорный подход, предполагающий построение образовательного процесса на основе полимодального восприятия информации ребенком.
Актуальность проблемы использования в коррекционно¬развивающей деятельности учителя-логопеда полимодального восприятия обусловлена необходимостью совершенствования путей привлечения полимодального восприятия в процесс коррекции недостатков речи у детей. Как известно, в онтогенезе становление речи происходит с опорой на комплекс различных видов афферентации - слуховой, зрительной, кинестетической. В связи с этим логопедическая коррекция при такой форме нарушения, как общее недоразвитие речи, предполагает опору на сохранные анализаторы (Л.С. Волкова, И.Т. Власенко, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева и др.).
Учитывая глубокую онтогенетическую взаимосвязь перцептивной и речевой деятельности можно также говорить об отклонениях в функциональном созревании отдельных анализаторных систем межанализаторных связей при ОНР (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, И.Ю. Левченко, А.Р. Лурия).
В работах последних лет все чаще поднимается вопрос о возможности учета в коррекционно-развивающем процессе особенностей восприятия, переработки и хранения информации детей с речевыми нарушениями и реализации на этой основе полимодального подхода (Г.А. Ванюхина, И.Ю. Мурашова, М.Н. Ромусик и др.).
В то же время, следует отметить, что коррекционно-развивающая работа по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, оказывается не достаточно эффективной. На сегодняшний день учителя-логопеды испытывают потребность в новых подходах, которые они могли бы применять систематически на логопедических занятиях.
Вышесказанное позволяет нам определить следующие противоречия:
1. Между требованиями к развитию связной монологической и диалогической речи, определяемыми ФГОС ДО, и трудностями овладения навыками составления различных видов связных высказываний старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
2. Между теоретически и методически обоснованной эффективностью использования в логопедической работе по развитию связной речи особенностей восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи и отсутствием методических разработок, ориентированных на развитие связной речи детей на основе полисенсорного подхода.
Поэтому выбранную нами тему магистерской диссертации «Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования полисенсорного подхода» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-содержательные аспекты логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе полисенсорного подхода.
Объект исследования: процесс развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе полисенсорного подхода.
Гипотеза исследования: для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерны трудности формирования навыков связной речи. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с речевыми нарушениями будет эффективной, если система логопедической работы будет ориентирована на:
- последовательное освоение детьми навыков составления связных высказываний от развития понимания речи до составления творческих рассказов;
- реализацию полимодального подхода, предполагающего максимальное включение в коррекционно-развивающую деятельность всех модальностей восприятия детей.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования полисенсорного подхода
2. Выявить особенности развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и ведущие модальности восприятия детей данной категории.
3. Апробировать и определить эффективность логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования полисенсорного подхода.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена: исследованиями связной монологической речи детей (А.М. Бородич, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, Т.А. Ладыженская, Д.Б. Эльконин и др.); исследованиями в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.); современными разработками в области применения полисенсорного восприятия в процессе коррекции речи (О.А. Гурикова, И.Ю. Мурашова, О.А Мельникова, Е.Б. Барыбина, Г.А Ванюхина и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: получены данные, подтверждающие имеющиеся в научной литературе факты об особенностях развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; обоснована целесообразность использования в процессе развития связной речи полисенсорного подхода, предполагающего опору на полисенсорное восприятие; определена эффективность логопедической работы по развитию связной речи, ориентированной на использование полисенсорного подхода.
Практическая значимость исследования: определены организационно-содержательные аспекты использования полисенсорного подхода в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, что может найти применение в коррекционно- развивающей деятельности логопедов дошкольных образовательных организаций.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей, педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (октябрь 2016 г. - январь 2018 г.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; осуществлялась разработка программы экспериментального исследования; осуществлялись подготовка и проведение педагогического эксперимента (констатирующего этапа).
На втором этапе (февраль - июнь 2018 г.) на основе полученных в ходе экспериментального исследования данных разрабатывались организационно-содержательные аспекты использования полисенсорного подхода в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи; был проведен комплекс логопедических занятий по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с опорой на полисенсорное восприятие, после чего было проведено повторное комплексное исследование связной речи детей с целью определения эффективности предложенной логопедической работы.
На третьем этапе (ноябрь-декабрь 2018 г.) осуществлялись обработка, анализ, описание полученных при повторном исследовании данных; был проведен сравнительный анализ данных первичной и контрольной диагностики связной речи детей, формулировались основные выводы исследования, оформлялось диссертационное исследование.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерны особенности в развитии связной речи .
2. Использование полисенсорного подхода способствует повышению эффективности коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Результаты исследования были апробированы и представлены на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования» (г. Сургут, декабрь 2017 г.); заседании школы молодого специалиста учителей-логопедов общеобразовательных организаций г. Белгорода (МБОУ СОШ №20 г. Белгорода, февраль 2018 г.);
V Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья» (декабрь 2018 г.).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методологические основы, методы исследования. Показана научная и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования полисенсорного подхода» на основе анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы рассматриваются теоретические основы проблемы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также особенности влияния полимодального восприятия на данный процесс.
Вторая глава «Организационно-содержательные аспекты логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования полисенсорного подхода» посвящена экспериментальному изучению особенностей развития связной речи, а также определению оптимальных модальностей восприятия информации для детей данной категории. Полученные данные легли в основу разработки и апробирования направлений логопедической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В заключении представлено теоретическое обобщение результатов исследования и сформулированы основные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для получения положительных результатов в коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников необходимо особенное внимание семьи и всех специалистов ДОУ к проблеме нарушений связного высказывания у дошкольников с ОНР. Развитие связной речи у таких воспитанников с учетом закономерностей процесса фразообразования должно обеспечивать природосообразую обучающе-развивающую и коррекционно-развивающую среду, активизировать компенсаторные возможности организма. Обращение к онтогенетическим последовательностям формирования связных высказываний позволяет действовать внутри этих механизмов, наиболее точно выявлять очаги недостаточности и устранять их. Прочие подходы, методы и приемы должны сопровождать естественный процесс оформления высказываний и служить дополнительным средством развития познавательных и коммуникативных речевых способностей. Наиболее результативным из таких приемов является полисенсорный подход.
Развитие полисенсорных процессов необходимо начинать в раннем детском возрасте. Для эффективности проводимой работы оно должно быть нацелено на создание единого образовательного пространства на полисенсорной основе, которое поможет осуществлению качественного сенсорного развития и воспитания дошкольников.
Педагог в работе с детьми, имеющими нарушения речи, должен учитывать личностно-ориентированный подход к обучению, то есть предпочитаемый ребенком способ восприятия, запоминания, переработки и использования материала, то есть доминантную или ведущую модальность ребенка.
На основе проведенного нами исследования, мы можем сделать вывод, что одним из малодоступных каналов восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является аудиальная модальность, прослеживается ее подавление в пользу визуальной и кинестетической. То есть, восприятие большинства детей информации на слух будет менее результативным, чем при предъявлении наглядности.
Система логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, созданная на основе полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента данных, ориентирована на активизацию визуальной, кинестетической и аудиальной модальностей восприятия. То есть подразумевает вариативность восприятия информации детьми тем способом, который будет доступен именно ему. Этот факт, а также полученные в ходе экспериментальной деятельности данные позволяют нам говорить об эффективности предложенной нами логопедической работы.
Таким образом, мы вправе утверждать, что коррекционная деятельность любого педагога, работающего с детьми, имеющими нарушения речи, должна строиться с учетом личностно-ориентированного подхода к обучению. А именно, с учетом предпочитаемого ребенком способа восприятия, запоминания, переработки и использования материала, опираясь на доминантную или ведущую модальность ребенка.


1. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения [Текст] / Т.В. Ахутина // Проблемы специальной психологии и психология отклоняющегося развития. - М., 1988. - 156 с.
2. Барыбина, Е.Б. Использование технологий развития полимодального восприятия в коррекции речевых нарушений дошкольников / Е.Б. Барыбина// Дефектология. - 2011. - №1. - С. 79-82.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. Учебн. Пособие для студентовпед. инст-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». - 2-е изд. [Текст] /А.М. Бородич/ - М.: Просвещение, 2001. - 225с.
4. Валуева, Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР и использованием методических приемов / Я.В. Валуева // Логопед - №1 - 2014. с.102-112
5. Ванюхина Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: Автореферат. Дисс. канд. пед. наук / Г. А. Ванюхина - Екатеринбург, 2001.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. - М: Просвещение, 1988. - 144 с.
7. Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. - М., 1995.
8. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 2004. -370 с.(1.2)
9. Галигузова, Л. Н. , Смирнова Е. О. «Ступени общения: от года до семи лет» / Л. Н. Галигузова. - М.: 2000. - 94 с.
10. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов [Текст] /В.П. Глухов/ — М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351 с.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов/ - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.
12. Гурикова О. А. Определяющая роль полисенсорной технологии при развитии познавательных способностей детей раннего возраста./ О.А. Гурикова// Дефектология. - 2013. - №4. - С. 64-66.
13. Денисова, О.А. Комплексная оценка психофизического развития детей с ОНР в дошкольном учреждении компенсирующего вида [Текст] / О.А. Денисова, Т.А. Пескишева // Дети с проблемами в развитии. М. 2005. -№ 1. С. 4- 6.
14. Дзятковская, Е.Н. Комплексная диагностика индивидуальных стилей регуляции / Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации) [Текст] / Е.Н. Дзятковская Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. - 60 с.
15. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: АРДЛТД, 2003. - 482 с.
16. Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. - М. : Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
17. Корнев, А.Н. Состояние сукцессивных функций у детей с нарушениями чтения и письма [Текст] / А.Н. Корнев // Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. С. 376-377.
18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2001 -125 с.
19. Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет изучения: учебное пособие для студентов [Текст] /Т.А. Ладыженская/ - М.: Флинта: Наука, 1998 - 840 с.
20. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей [Текст]: / Р.Е.Левина. - М.: Изд-во Просвещение, 2000. - 224 с.
21. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 1998.- 387с.
22. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982. - с. 287.
23. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности [Текст] /А.А. Леонтьев/-М.: Просвещение, 1994. - 167с.
24. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.25.
25. Маевская, С.И. Методы исследования сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / С.И. Маевская // Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. С. 202-206.
26. Мастюкова, Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии [Текст] / Е.М. Мастюкова // Дефектология. - 1981. - № 6. С. 62- 65.
27. Мельникова О. А. Активизация полимодального восприятия как фактор успешности коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи / О. А. Мельникова // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи : материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов, 21 марта 2013 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. И. А. Филатова, А. П. Маршалкин. — Екатеринбург, 2013. — Ч. 2. — С. 47-51.
28. Мурашова, И.Ю. Особенности индивидуальной структуры полимодального восприятия старших дошкольников / Мурашова И.Ю., Нодельман В.И. // Сибирский педагогический журнал №2 2013г. / Изд.: Иркутский государственный университет (Иркутск) - Иркутск, 2013, - с. 213-217.
29. Мурашова, И.Ю. Содержательные аспекты исследования полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста / Мурашова И.Ю. // Сибирский педагогический журнал №2 2015г. / Изд.: Иркутский государственный университет (Иркутск) - Иркутск, 2015, - с. 166-169.
30. Мурашова, И.Ю. Структура полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Мурашова И.Ю. // CREDE EXPERTO: ТРАНСПОРТ, ОБЩЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ, ЯЗЫК №3 2014г. / Изд.: Московский государственный технический университет гражданской авиации (Москва) - Москва, 2014, - с. 125-134.
31. Основы психолингвистики. [Текст] / А.А.Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2003. - 287 с.
32. Переслени, Л.И. Психология детей с нарушениями речи [Текст] / Основы специальной психологии // под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. С 227-267.
33. Понятийно - терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. Селиверстова В.И. - М.: Владос, 2007. - 297с.
34. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников : учеб. - метод. пособие / [Ж. В. Антипова, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.]; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Ин-т общегуманитар. исследований , 2002. - 286 с.
35. Развитие познавательных способностей в процессе
дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
36. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для
воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. — М.:
Просвещение, 1979. — 223 с. (1.2)
37. Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией [Текст]: учебное пособие / Е.Ф. Соботович. - М.: Изд-во КГПИ, 1981. - 150 с.
38. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе [Текст] /А.В. Текучев/ - М.: Просвещение, 2006. - 207с.
39. Ткаченко, Т, А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. - 112с.
40. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002, - 147с.
41. Филичева, Т.Б. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Дефектология» / под ред. Л.С. Волковой. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. С. 614-647.
42. Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)" / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
43. Фомичева, М.Ф. Основы логопедии [Текст]: Учебное пособие / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: Изд-во Академия, 2002. - 223 с.
44. Шаховская, С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ