ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития детей дошкольного
возраста в творческой деятельности 10
1.2. Проблема педагогического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности .. .20
1.3. Модель педагогического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.. ..26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
2.1. Анализ уровня педагогического сопровождения детей младшего
дошкольного возраста в творческой деятельности 44
2.2. Реализация педагогических условий сопровождения детей
младшего дошкольного возраста в творческой деятельности 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Актуальность проблемы нашего исследования прослеживается на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях.
На социально-педагогическом уровне актуальность работы обусловлена противоречиями, сложившимися между требованиями государства и общества и уровнем готовности детей дошкольного возраста к творческой деятельности.
Современные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельности дошкольного образования - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - актуализируют проблему разработки новых подходов к образовательному процессу в дошкольной организации, ориентированных на создание условий для развития у детей дошкольного возраста творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания в ситуации различных видов детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет детские виды деятельности не просто, как способы времяпрепровождения детей, но и как формы детского творчества, отражающие специфику дошкольного образования.
Кроме того, анализ современной образовательной ситуации и научные исследования Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна показывают снижение творческой активности детей: дети не фантазируют, не проявляют самостоятельность и инициативу для изобретения новых видов деятельности, речевой продукции, создания собственного воображаемого мира.
Проблема развития детского творчества является объектом исследований философов, педагогов и психологов (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, Т.С. Комарова, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин и др.). В своих работах ученые доказывают важность и необходимость раннего включения ребенка в творческую деятельность для полноценного развития его личности, определили сензитивные периоды и условия развития творческой деятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Не смотря на значительный вклад исследователей в изучение развития творческой деятельности детей дошкольного возраста, многие проблемы остаются не изученными, среди которых проблемы раннего включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность и, соответственно, педагогического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.
Актуальность работы на научно-теоретическом и научно-методическом уровнях заключается в недостаточной теоретической разработанности педагогических условий развития детей дошкольного возраста в свете социального заказа общества, технологии педагогического сопровождения. Анализ научной литературы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Лыкова, Л.В. Трубайчук и др.) и педагогической практики показывает, что, несмотря на провозглашение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и примерной основной образовательной программе дошкольного образования творческой организации образовательного процесса, педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают затруднения в определении индивидуальной готовности детей дошкольного возраста к творческой деятельности, к обеспечению процесса педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в творческой деятельности, в использовании образовательных технологий, форм и методов, способствующих развитию детей в творческой деятельности, в проектировании развивающей предметно-пространственной среды для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Таким образом, мы полагаем, что сегодня объектом пристального внимания является поиск условий раннего включение детей дошкольного возраста в творческую деятельность и готовность педагогов к педагогическому сопровождению развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.
Все вышесказанное позволяет рассматривать выбранную тему выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) «Педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста в творческой деятельности» актуальной.
Проблема исследования: каковы условия создания педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в творческой деятельности?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и разработать организационно-методические условия педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.
Объект исследования: процесс творческой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-методические условия
педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.
Гипотеза исследования: процесс педагогического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условия:
-создание мобильного объединения детей и значимых взрослых, которое обеспечивает вхождение ребенка дошкольного возраста в творческую деятельность;
-творческое присвоение ребенком дошкольного возраста общечеловеческого опыта, образцов творческого поведения и перевод его в личностный опыт через детские виды деятельности;
-создание развивающей предметно-пространственной среды для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста;
-профессиональная готовность педагога к сопровождению детей дошкольного возраста в творческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.
2. Разработать структурно-функциональную модель педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.
3. Экспериментальным путем оценить процесс педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют:
-теории творчества (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, Д.Б. Богоявленская, Л.Я. Венгер, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
-теории развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности (А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крухлет, В.И. Логинова и др.);
-теория и методика развития творческой деятельности детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Л.Я. Венгер, Т.Н. Доронова, Л.В. Трубайчук и др.);
-теории педагогического сопровождения развития детей в образовательном процессе (М.Р. Битянова, Е.И. казакова, Л.Г. Субботина, Л.М. Шипицына и др.),
а также инициативные исследования О.Е. Люблинской, Е.А. Рыбаковой, А.В. Святцевой, С.Б. Шухардиной, В.И. Тютюнник по проблемам развития творческой деятельности детей дошкольного возраста и педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста в творческой деятельности.
Методы исследования:
-теоретические: анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий этапы), беседа, тестирование, анкетирование, самоанкетирование;
-метод количественного и качественного анализа результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит:
-в уточнении и систематизации сущности понятия «педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности»;
-в разработке структурно-функциональной модели педагогического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности, которая спроектирована с учетом методологических подходов и принципов и состоит из четырех взаимосвязанных блоков - целевого, содержательного, организационно-технологического и оценочно-рефлексивного;
-в теоретическом обосновании педагогических условий сопровождения детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит:
-во внедрении в практику деятельности дошкольных образовательных организаций структурно-функциональной модели педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности и педагогических условий;
-в возможностях использования материалов исследования (модели педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности, педагогических условия сопровождения) в практике работы дошкольной образовательной организации.
База исследования:
-Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 г. Белгорода;
-Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были представлены в форме научных работ:
1. Коржова Е. Г., Панасенко К. Е. К проблеме педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности [Текст] / Е. Г. Коржова К. Е. Панасенко // Наука и просвящение: Образование и педагогические науки в XXI веке: Актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно - практической конференции Пенза, 20 ноября 2017.
2. Коржова Е. Г. Педагогические условия к организации педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности [Текст] / Е. Г. Коржова // Наука и просвящение: Современное образование: Актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVI Международной научно - практической конференции Пенза, 25 апреля 2018.
3. Коржова Е. Г. Педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности [Текст] / Е. Г. Коржова // Наука и просвящение: Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей IV Международной научно - практической конференции Пенза, 10 декабря 2018.
4. Коржова Е. Г., Винниченко Н. Н. Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в младшей группе «Путешествие в сказку» [Текст] / Е. Г. Коржова // ООО «Издательство Молодой учёный» Казань, февраль 2017.
5. Участник межвузовской студенческой конференции «Инновационные процессы в дошкольном образовании» Белгород - Орел 14 апреля 2017.
6. Участник Всероссийской III Межвузовской студенческой конференции «Инновационные процессы в дошкольном образовании» Белгород - Орел 17 апреля 2018
Структура работы: Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения
Анализ научной философской, психолого-педагогической литературы, инициативные и методические разработки исследователей по проблеме выпускной квалификационной работы, а также данные экспериментального исследования позволили нам сделать следующие выводы.
В первой главе нашего исследования представлено теоретическое обоснование проблемы педагогического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами:
-раскрыт психолого-педагогический аспект развития детей дошкольного возраста в творческой деятельности; уточнена сущность понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческая деятельность детей дошкольного возраста»; определено содержание основных показателей оценки развития творческой деятельности детей дошкольного возраста;
-рассмотрена проблема педагогического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности. Мы рассмотрели основные подходы к понятию «педагогическое сопровождение», а также к организации педагогического сопровождения творческой деятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации;
-разработана и теоретически обоснована структурно-функциональная модель педагогического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности. Предлагаемая модель педагогического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста строится на основе ряда методологических подходов (системный, деятельностный, герменевтический) и принципов (природосообразности, вариативности, образовательной рефлексии, сотворчества, оптимального индивидуально-творческого развития и пр.), включает в себя целевой, содержательный, организационно-технологический и оценочно-рефлексивный блоки и обеспечивает реализацию социального заказа общества в раннем включении ребенка дошкольного возраста в творческую деятельности и оптимальный уровень развития творческой личности.
Вторая глава нашей исследования посвящена совершенствованию работы по педагогическому сопровождению развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы позволили нам констатировать низкий уровень педагогического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности, что подтверждается отсутствием у детей потребности в совместной творческой деятельности со взрослыми и сверстниками, низкими показателями самостоятельности и инициативности в творческой деятельности; низким уровнем развития личностного творческого опыта, креативности и творческого воображения в творческой деятельности; недостаточной готовностью педагогов к созданию условий для развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности.
С целью совершенствования работы по педагогическому сопровождению развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности в рамках реализации структурно-функциональной модели, нами были выделены педагогические условия сопровождения детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности:
-создание мобильного объединения детей и значимых взрослых, которое обеспечивает вхождение ребенка дошкольного возраста в творческую деятельность;
-творческое присвоение ребенком дошкольного возраста общечеловеческого опыта, образцов творческого поведения и перевод его в личностный опыт через детские виды деятельности;
-создание развивающей предметно-пространственной среды для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста;
-профессиональная готовность педагога к сопровождению детей дошкольного возраста в творческой деятельности.
Для практики работы дошкольных образовательных организации по педагогическому сопровождению развития детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности, нами был разработан организационно-методический аспект реализации педагогических условий: были описаны технология, формы, методы, приемы и содержание работы дошкольной образовательной организации по педагогическому сопровождению развития детей в творческой деятельности и развитию личности подрастающего поколения.
1. Азимбаева Ж.А. Структурно-функциональная модель обучения русскому языку студентов-иностранцев // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 11. - С.111-115.
2. Александрова Л.А. Генезис понятия творчества в истории
философии [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/v/genezis-ponyatiya-tvorchestva-v-istorii-filosofii(дата обращения: 01.10.2017 г.)
3. Александрова Е.А. Образовательное пространство и образовательная среда: сравнительный анализ понятий // Альманах «Продуктивное образование»: Педагогическая деятельность в продуктивном образовании. - М.: Экшэн, 2005. - Вып. 3. - С. 58-66.
4. Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. - М.: ИПЛ, 1981.
5. Белькова А.Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - СПб., 2013. - 25 с.
6. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1987. - 251 с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творчества сегодня // Вестник РАЕН. - 2005. - Т.5, № 2. - С.97-104.
8. Богоявленская, Д.Б. Творчество и одаренность / Д.Б.
Богоявленская // Наука в школе. - М.: ИТА «АПФИ», 2004. - Т. 2. - С.53-59.
9. Величко Ю.В. О соотношении понятий «креативность»,
«творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZtvorcheskaya-deyatelnost-rebenka-kak-osnova-razvitiya-psihiki-i-lichnosti(дата обращения: 01.10.2017 г.).
10. Венгер Л.А. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11. - С.32-38.
11. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок. - М., 1972. - 97 с.
12. Виноградова Т.И. Беглость, гибкость и оригинальность как основные компоненты в структуре креативности [Электронный ресурс]. Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ruZarticleZvZbeglost-gibkost-i-originalnost-kak-osnovnye-komponenty-v-strukture-kreativnosti(дата обращения: 03.10.2017 г.)
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 93 с.
14. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.
15. Галактионов И.В. Психология творческой деятельности: структура, этапы, механизмы, методы исследования. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан.гос.ун-та, 2017. - 124 с.
16. Гердт Н.И. Социокультурная среда художественного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие / Н.И. Гердт, Л.К. Пикулева. - Челябинск: ИИУМЦ Образование, 2008. - 96 с.
17. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
18. Гусарова Е.Н. Основные подходы к изучению творчества // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - № 1. - С. 28-30. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZvZosnovnye-podhody-k-izucheniyu-tvorchestva(дата обращения: 03.10.2017 г.)
19. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 128 с.
20. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. - 280 с.
21. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического
исследования // Преподаватель XXI века. - 2013. - № 3. С. 35-43. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/modelirovanie-kak-metod-
pedagogicheskogo-issledovaniya-1(дата обращения: 05.09.2018 г.)
22. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 484 с.
23. Ильина Т.Б. Структурно-функциональная модель развития профессиоанльно важных качеств педагогов в поликультурном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. -
2014. - № 2. - с. 54-59.
24. Карпова Л.Г. Проблема творческих способностей личности в
психологии // Омский научный вестник. - 2008. - № 3. - С. 142-145. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-tvorcheskih-sposobnostey-
lichnosti-v-psihologii(дата обращения: 05.09.2018 г.)
25. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России: сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / сост. Р.Б. Стеркина. - М.: АСТ, 1997. - С. 8-33.
26. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. - 208 с.
27. Короткова Т.В. Организационно-педагогические условия
совместной творческой деятельности родителей и детей в студии раннего развития. Автореф. дисс к.пед.н. - Тамбов, 2013. - 23 с.
28. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
29. Коточигова Е.В. Особенности креативности ребенка-
дошкольника [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/v/osobennosti-kreativnosti-rebenka-doshkolnika(дата обращения: 05.09.2017 г.)
30. Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 165 с.
31. Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 71-78.
32. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок; пер. с англ.; под ред. А.Б. Толстова. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 320 с.
33. Лейтес С.Л. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 13-18.
34. Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов: Монография. - Славянск: СГПУ, 2010. - 148 с.
35. Лубовский Д. Диагностика креативности дошкольников: современное состояние и перспективы развития // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 3. - С. 82-87.
36. Люблинская О.Е. Педагогическое сопровождение ребенка
старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества. Автореф. дисс к.пед.н. - СПб., 2008. - 21 с.
37. Мелик-Пашаев А.А. Возможно ли «творческое задание»? // Искусство в школе. - 2001. - № 3. - С. 3-6.
38. Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе
любопытства и любознательности детей // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 1. - с. 89-92. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/o-psihologo-
pedagogicheskoy-prirode-lyubopytstva-i-lyuboznatelnosti-detey(дата обращения: 05.09.2017 г.)
39. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6—7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА». — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 176 с.
40. Мухина В.С. Творчество - феноменологическая сущность личности // Развитие личности. - 2007. - № 1. - С. 13-24.
41. Литова З.А. Закономерности и принципы развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2016. - № 1.
42. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа
педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 7. - С. 61-63. Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZmetod-modelirovaniya-kak-osnova-pedagogicheskogo-issledovaniya(дата обращения: 08.12.2018 г.)
43. Николаева Е.И. Психология детского творчества. - СПб.: Питер, 2010. - 219 с.
44. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда:
метод.рекомендации. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с.
45. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.:
Азбуковник, 1997. - 944 с.
46. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИК СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
47. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.
48. Погодина С.В. Творческое развитие дошкольников в теориях и концепциях // Научный поиск. - 2013. - № 4. - С. 83-92.
49. Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. - М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 1998. - 29 с.
50. Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной среды // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С. 43¬
51.
51. Полякова М.Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 10. - С. 7-19.
52. Попова И.С. Субъектно-деятельностный подход к развитию инициативности студентов в условиях некоммерческой организации // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7. - С. 220-222.
53. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета. - 2000. Режим доступа: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html(дата обращения: 11.11.2017 г.)
54. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. - № 6241. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата
обращения: 11.11.2017 г.)
55. Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaj a-osnovnaj a-obrazovatelnaj a-programma-doshkolnogo-obrazovanija.pdf(дата обращения: 03.10.2018 г.)
56. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 170 с.
57. Ручкова Н.А., Ледовских И.А. Определение понятия «творческое
мышление» в научной литературе по психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 3. - С. 310-316. Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZopredelenie-ponyatiya-tvorcheskoe-myshlenie-v-nauchnoy-literature-po-psihologii(дата обращения: 21.11.2017 г.)
58. Рыбакова Е.А. Педагогические условия привлечения детей
дошкольного возраста к творческой деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZvZpedagogicheskie-usloviya-
privlecheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата
обращения: 25.10.2018 г.)
59. Рыбакова Е.А. Моделирование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в творческой деятельности // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. - № 3.1(51). - С. 555-565.
60. Рыбакова Е.А. Педагогическое сопровождение ребенка
дошкольного возраста в творческой деятельности // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. - 2013. - № 3. - С.74-81.
61. Рыбакова Е.А. Повышение компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме развития детского творчества // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: мат-лы XIII Междунар. науч.- практ. конф.: в 6 ч. / Международная академия наук педагогического образования; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. - М.- Челябинск: Изд-во ЧИППКРО, 2012. - Ч. 1. - С. 100-103.
62. Святцева А.В., Шухардина С.В. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование В России. - 2016. - № 3. - С. 88-93.
63. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации .-2013.- № 10.
64. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (На примере развития креативности в подростковом возрасте): дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01. - Спб., 1996. - 170 с.
65. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.
66. Тлегенова Т.Е. Опыт творческой деятельности как педагогическая проблема // Проблемы и перспективы развития образования: материалы международ.заоч.науч.конфер. (г. Пермь, апрель, 2011 г.). Т. 1 / под общ.ред. Г.Д. Ахметовой. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 44-47.
67. Трубайчук Л.В. Дошкольное детство как развивающий социокультурный феномен: монография. - Челябинск, 2009. - 153 с.
68. Трубайчук Л.В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста: монография / под ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. - 188 с.
69. Тютюнник В.И. Психологические условия развития детского творчества // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 5. - С. 126-132.
70. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации // Российская газета. - 2012. - № 5976. Режим доступа:https://rg.ru/2012/12/30Zobrazovanie-dok.html(дата обращения: 11.12.2017 г.)
71. Федотова Г.Р., Валеева Н.Ш., Ахметзянова Г.Н. Особенности построения индивидуального образовательного маршрута [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/v/o sobenno sti-
postroeniya-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta(дата обращения: 24.04.2018 г.)
72. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Мир психологии. - 2009. - № 1. - С. 212.
73. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophy/index.htm
(дата обращения: 27.04.2018 г.)
74. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 720 с.
75. Флёрина Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 8-13.
76. Фошина Т.Н. Психолого-акмеологические особенности формирования готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13. - Иваново, 2004. - 229 c.
77. Фуфаев И.В. Диагностика творческой активности обучающихся //
Вестник ЧГПУ. - 2010. - № 5. - С. 252-259. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/diagnostika-tvorcheskoy-aktivnosti-obuchayuschihsya(дата обращения: 21.12.2016 г.).
78. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во ТГУ; М.: Барс, 1997. - 392 с.
79. Чернышев И.А. Взаимосвязь мотивации и творческой активности учащихся // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 66-69.
80. Шапошников Л.Е. Философско-педагогические взгляды С.И.
Гессена // Вестник СПбГУ. - 2017. - Сер. 17. Вып. 1. - С. 89-97. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/filosofsko-pedagogicheskie-vzglyady-s-
i-gessena(дата обращения: 25.03.2017 г.)
81. Шипицына Л.М. Комплексное дошкольного возраста. - СПб.: Речь, 2003. - 240 с.
82. Шиян О.А. Развитие творческого мышления у дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-u-doshkolnikov(дата обращения: 25.03.2017 г.)
83. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности дошкольников: проблемы, результаты исследований и практики. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 368 с.
84. Юнхуэй Се Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 2. - С. 10-12. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/tvorcheskaya-deyatelnost-rebenka-kak-osnova-razvitiya-psihiki-i-lichnosti(дата обращения: 25.03.2017 г.)
85. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 9. - С. 136-139.