Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальное проектирование как ресурс молодежной политики: муниципальный аспект

Работа №178756

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы119
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ 11
ПОЛИТИКЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Социальное проектирование в реализации молодежной политики 11
1.2. Инструменты оценки эффективности реализации социальных 27
проектов в области молодежной политики
2. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ 40
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОХОРОВСКОМ РАЙОНЕ
2.1. Проблемы реализации социальных проектов в области молодежной 40 политики в муниципальном районе «Прохоровский район» Белгородской области (на материалах социологического исследования)
2.2. Социальный проект «Тайм-менеджмент. Как успевать жить и 55
работать»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 86

Актуальность темы исследования. В настоящее время основным приоритетом для Правительства Российской Федерации в области реализации государственной молодежной политики является развитие потенциала молодежи. Молодежь России составляет 25-28% трудоспособного населения, обладает высоким образовательным потенциалом, достаточным количеством квалифицированных специалистов, способным решать проблемы управления молодежным социальным проектированием, которое становится важным направлением государственной молодежной политики.
Сегодня наблюдается активизация данного процесса со стороны как отдельных представителей молодежи, общественных объединений и движений, так и со стороны организаций, учреждений и управленческих структур, занимающихся реализацией государственной молодежной политики.
Важнейшим методом осуществления созидательной активности молодежи считается метод разработки и использования социальных проектов [35,47]. Это отражено в ряде стратегических документов, раскрывающих содержание и направленность государственной молодежной политики, что позволяет утверждать о необходимости дальнейшего развития и внедрения проектирования в практическую деятельность в работе с молодежью.
Проектирование относится к разряду инновационной, конструктивной творческой деятельности, поскольку предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно освоить и усовершенствовать и, возможно, унифицировать. С точки зрения получения результата, проектирование является процессом создания проекта.
Актуальность темы исследования обусловлена как фундаментальными методолого-теоретическими вопросами академической науки, так и потребностями управления социальным проектированием в молодежной
политике. Таким образом, актуальность магистерской диссертации определяется: особой ролью молодежи, как стратегического ресурса
общества, наличием сложного комплекса проблем, определяющих ситуацию в сфере молодежной политики на муниципальном уровне, необходимостью разработки эффективного механизма социального проектирования в сфере муниципальной молодежной политики
Степень разработанности проблемы. Исследования проблематики реализации молодежной политики в контексте ее регулирования через социальное программирование можно разделить на три группы:
1. Исследования молодежи и особенностей ее социализации: анализ положения молодежи в обществе, а также определяющие направления и факторы заложены в работах В. Чупрова, И. Ясавеева; содержание и формы молодежной политики государства раскрыты Е. Боровиковым, Г. Брицким, Л. Макушиной, Т. Сидориной, Н. Тихоновой, Т. Трегубовой, В. Чупровым.
2. Исследования молодежной политики: методологические основания и принципы анализа социальной политики заложены Э. Гидденсом, В. Зомбартом, Г. Эспинг-Андерсеном; роль и функции молодежи в социальном воспроизводстве проанализированы в трудах К. Манхейма, Ю. Зубок, В. Чупрова, К. Феофанова.
Общетеоретическое и философское осмысление проблем формирования государственной молодежной политики в современном российском обществе представлено в работах С.В. Алещенка, Ю.А. Зубок, И.М. Ильинского, В.К. Криворученко, Б.А. Ручкина, Е.Г. Слуцкого и др.
Опыт разработки различных аспектов проблем реализации государственной молодежной политики представлен в исследованиях
A. В. Апарина, В.А. Жукова, Ю.В. Коврижных, В.Т. Лисовского,
B. И. Чупрова и др.
В работах П.Н. Беспаленко, В.Г. Игнатова, И.М. Ильинского, А.Н. Нифанова, А.П. Скробова, А. Томенского, А.В. Шаронова даются наиболее общие методологические проблемы изучения молодежной политики как общественного явления, а также исследование взаимоотношений общества и молодежи через призму молодежной
политики.
Социологические исследования И.В. Бестужева-Лады,
С.Н. Иконниковой, В.А. Лукова, Г.А. Наместниковой, Ж.Т. Тощенко исследуют понятийный аппарат изучаемой проблемы: «молодежная
политика», «государственная молодежная политика», «социальный проект», «управление проектами», «инновационная молодежная среда». Данные исследования вносят определенную лепту в раскрытии содержания терминов, а также в проблему соотношения этих понятий.
3. Исследования молодежного движения: исследования в области функционирования общественных организаций опираются на фундаментальную теоретическую и эмпирическую базу (в работах классиков социологической мысли М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, А. Токвиля представлен анализ социальных институтов и организаций, групп интересов).
Изучение проблем управления социальным проектированием началось с 20-30-х гг. XX века. В России эта проблема освещалась в трудах А.К. Гастева. Советские ученые разработали теоретические основы и практические методы календарного планирования с использованием диаграмм Ганта (циклограмм). Этот процесс можно считать началом управления проектами. В 50-е гг. возникла необходимость в самостоятельной дисциплине «Управление проектами» (Project Management), это было вызвано массовым ростом масштабов проектов и тем, что понятие успешности проектов стало измеряться. В 70-е гг. большое число крупных компаний на Западе в условиях жесткой конкуренции стало развивать и использовать методы управления проектами. Ускорению этого процесса способствовало широкое внедрение компьютерных систем обработки информации. В нашей стране изучение инновационной деятельности начинается в начале 80-х гг. XX века. 90-е гг. и начало XXI века были ознаменованы научным интересом к проблеме управления социальными инновационными проектами (научные статьи Т.А. Ефимовой, А.А. Матвеевой, А.Б. Тарушкина и других).
К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех развитых странах методологией инвестиционной деятельности. Особое внимание обращается на разработку методологических проблем социального инновационного проектирования в молодежной политике в различных социальных взаимосвязях и взаимозависимостях. В работах Л.С. Алексеевой, Е.Б. Бреевой Е.Б., А.М. Платонова, Н.М. Римашевской, Е.М. Рыбинского развиваются идеи, связанные с конструированием новых социальных программ для молодежи. Методы и этапы социального проектирования описаны в работах В.А. Лукова, В.И. Патрушева, В.М. Сафроновой, Н.Б. Топка и других. Исследования, направленные на построение теории социального проектирования молодежной политики вели М. Азимов, В. Гаспарский, В.И. Гинецинский, Дж. Джонс, Я. Дитрих, В.М. Розин, Л. Тондл, П. Хилл (определение сущности, особенностей и эффективности традиционного проектирования).
Важной социологической задачей в процессе изучения управления социальным проектированием представляется изучение оценки качества социальных проектов (М. Скривен, К. Вайс и др.). М. Скривен является признанным философом «оценки», в его трудах сформулированы задачи оценки социальных проектов. В работах К. Вайса расширено значение термина «оценка проекта», применяя значение «цель оценки», кроме того предложено измерение результатов социального проекта и сопоставление их с задачами, которые решает проект.
Таким образом, в социологическом плане изучение социального проектирования в молодежной политике находится в состоянии поисков концепции и развития основных идей на уровне обобщения и оценки их эффективности
Объект исследования - социальное проектирование в контексте реализации молодежной политики.
Предмет исследования - специфика социального проектирования как ресурса молодежной политики на муниципальном уровне.
Цель исследования - рассмотреть сущность и специфику социального проектирования как ресурса молодежной политики и предложить рекомендации по совершенствованию данного процесса на муниципальном уровне.
Задачи исследования:
• раскрыть теоретические аспекты социального проектирования в области молодежной политике;
• охарактеризовать инструменты оценки эффективности реализации
социальных проектов в области молодежной политики;
• охарактеризовать социальное проектирование в реализации молодежной политики и разработать социальный проект «Тайм-менеджмент. Как успевать жить и работать».
Гипотеза исследования. Реализация проекта, направленного на решение молодежных проблем средствами проектной деятельности, позволит выявить перспективные проектные идеи, развивать продвижение инициативной молодежи, создать условия для самореализации, повышения творческих и интеллектуальных способностей молодых людей посредством обучения навыкам проектирования с внедрением технологии тайм- менеджмента.
Теоретико-методологическая основа исследования. Значимыми для исследования явились идеи о роли молодежи в обществе К. Манхейма, положения теории социальных систем Т. Парсонса. Для обоснования важности учета различных факторов, влияющих как на формирование молодежной политики, так и на поведение молодежи, применимы идеи М. Фуко. Осуществляя анализ положения молодежи в современном обществе, необходимо опираться на работы У. Бека, Э. Гидденса; современные теории и концепции социализации, воспитания и становления личности (А.В. Волохов, Б.З. Вульфов, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, Д.И. Фельдштейн и др.). Исследование опирается на идеи социально-педагогической поддержки инициатив молодежи (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин), формирования социальной компетентности (В.М. Басов). В качестве методологической установки выступает концепция социального пространства и социокультурной динамики П. Сорокина. В работе используется системный подход к государственной молодежной политике (Г. Алмонд, Д. Истон).
Для исследования имеют значение труды В.А. Лукова, помогающие осмыслить понятие «социальное проектирование», дать представление о современных концепциях социально-проектной деятельности, раскрыть философию социального проектирования, представить авторскую типологию социальных проектов, работу над проектом, оценить его жизнеспособность и показать способы его реализации.
При работе над магистерской диссертацией использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ научной литературы по теме исследования (позволил раскрыть специфику социального проектирования в контексте молодежной политики);
• анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить
нормативно-правовую базу молодежной политики);
• проектирование (позволил разработать социальный проект);
• методы эмпирического исследования (массовый и экспертный опрос), контент-анализ молодежных проектов, обработка и анализ результатов социологического исследования (позволил получить информацию о проблеме реализации социальных проектов в сфере молодежной политики);
•статистические методы обработки результатов исследования при помощи пакета прикладных программ SPSS.22.V.
Эмпирическая база исследования.
1. Законодательные акты Российской Федерации в сфере молодежной политики и проектного управления (Постановление правительства РФ «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» от 15.10.2016 года № 1050; Указ Президента Российской Федерации «О совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам» от 30.06.2016 года № 306; Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.11.2014 года № 2403-р) и др.
2. Данные Государственного комитета статистики Российской Федерации и Белгородской области, статистической и отчетной информации МКУ «Управление физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Прохоровского района» и МКУ «Центр молодежных инициатив «Мир» Прохоровского района».
3. Материалы проведенного автором диссертационной работы социологического исследования «Проблемы реализации социальных проектов в области молодежной политики в муниципальном районе «Прохоровский район» Белгородской области» (в ходе прохождения преддипломной практики в апреле-мае 2019 г.). Сбор информации осуществлялся посредством опроса (интервьюирования) экспертов: заместитель главы администрации района по социально-культурному развитию, начальник и заместитель начальника МКУ «Управление физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Прохоровского района», начальник отдела молодежной политики, начальник, заместитель начальника и главный специалист МКУ «Управление культуры и туризма администрации Прохоровского района», директор, заместитель директора, специалисты и психологы МКУ ЦМИ «Мир» Прохоровского района (n=22) и молодежи, проживающей на территории муниципального района «Прохоровский район» (n=78).
Научная новизна исследования. В работе представлено обоснование социального проектирования как ресурса молодежной политики, способствующего развитию инициатив в молодежной среде; на основе теоретического и эмпирического исследований разработан проект «Тайм- менеджмент. Как успевать жить и работать», который направлен на создание условий для самореализации молодых людей посредством обучения навыкам проектирования с инновационной технологией тайм-менеджмента.
Положение, выносимое на защиту. Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов власти, общественных объединений и иных социальных институтов, которая направлена на решение различных проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности. Основой реализации молодежной политики является социально-проектный подход. Проектирование относится к разряду инновационной, конструктивной творческой деятельности, поскольку предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно освоить и усовершенствовать.
Предложенный проект предполагает создание современной площадки для поддержки молодежных инициатив и популяризации социального проектирования в молодежной среде; активизацию творческой деятельности и раскрытие творческих способностей молодежи, сохранение и восполнение на этой основе интеллектуального потенциала; разработку и апробирование системы мероприятий по освоению технологии тайм-менеджмента.
Научно-практическая значимость работы заключается в расширении представления о специфике социального проектирования в области молодежной политики на муниципальном уровне. Разработаны рекомендации, направленные на создание условий для самореализации, повышения творческих и интеллектуальных способностей молодых людей посредством обучения навыкам проектирования с внедрением технологии тайм-менеджмента. Результаты исследования могут быть внедрены в практику деятельности органов муниципального управления и молодежных организаций, учреждений, реализующих молодежную политику. Полученные автором результаты исследования, могут использоваться практиками, непосредственно занимающимися данным вопросом. Материалы исследования могут найти применение в вузовском преподавании курсов «Социальная политика», «Проектирование и прогнозирование», а также в различных формах подготовки и переподготовки кадров (социальных работников, государственных и муниципальных служащих).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы и внедрены на базе Муниципального казенного учреждения «Центр молодежных инициатив «Мир» Прохоровского района» (май 2019 г.).
Основные положения и выводы исследования отражены в докладах на следующих научных и научно-практических конференциях: VIII
Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 30 ноября - 1 декабря 2016 г.); II Международная научно-практическая конференция «Современные социальные технологии в работе с молодежью» (г Уфа, 10 октября 2017 г.); Международная научно-практическая конференция «Совершенствование методологии познания в целях развития науки» (г. Волгоград, 17 апреля 2019 г.); Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития науки в России и мире» (г. Таганрог, 18 апреля 2019 г.);
Структура выпускной квалификационной работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 79 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 85 страницах и включает 3 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решая задачи магистерского исследования, мы пришли к определенным выводам.
Молодежная политика представляет собой достаточно сложную, многогранную систему отношений. К самостоятельным структурным элементам данной системы можно отнести следующие: комплекс концепций, идей, концепций, принципов, функций, приоритетов, основных направлений, теоретико-методологических положений стратегии и тактики социальной динамики молодежи; отношения, которые складываются в процессе формирования, развития и осуществления молодежной политики: отношения между молодежью и всем обществом, а также между обществом и молодежными ассоциациями, объединениями и лицами, выполняющими функции воспитания молодежи; отношения между государством и субъектами федерации (их органами) по вопросам осуществления молодежной политики; гибкая государственная система принятия решений для нивелирования противоречий и дисгармоничных моментов в молодежной среде; осуществление кадровой политики, формирование и развитие необходимых организаций и органов, которые реализуют молодежную политику и направлены на создание материальных, социальных, правовых и духовных основ ее осуществления; программно-целевое управление организацией молодежной политики на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
Автор исследования пришел к выводу, что основой реализации государственной молодежной политики в нашей стране является социально-проектный подход, использование которого в реализации государственной молодежной политики, направленной на создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи, а также максимально полного развития её потенциала, представляется вполне правомерным и своевременным, перспективным с учетом наметившихся современных тенденций общественного развития.
Сегодня объективная оценка эффективности, результативности и действенности принимаемых мер в государственной молодежной политике возможна при наличии единых критериев, показателей и индикаторов в этой сфере. На сегодняшний день не существует единого подхода к определению оценки эффективности ГМП, что делало возможным оценивать данную сферу достаточно субъективно.
Автором магистерской диссертации проведено социологическое исследование, целью которого стало выявление проблем в реализации социальных проектов в области молодежной политики в муниципальном районе «Прохоровский район, которое состояло из двух этапов: контент- анализа молодежных социальных проектов, проводимых на территории Прохоровского района и опроса респондентов (молодежь и специалисты).
Контент-анализ молодежных проектов показал, что основная ориентация молодежных проектов по направлениям деятельности - образовательная, законодательная, социальная; с точки зрения ментально-ориентированного мировоззрения молодежных лидеров: социальное направление, политика, дебатное движение; с точки зрения ментально-ориентированного мировоззрения молодежных организаций: политика, выборы, социальная помощь; общая направленность молодежных проектов, реализуемых в последнее время характеризуется ориентацией на личную составляющую, коллективную и деловую направленность.
Опрос респондентов указывает на необходимость внедрения социального проекта в деятельность ЦМИ «Мир» Прохоровского района, воздействующего на ментально-психологическую сферу личности, с одной стороны, и необходимости обучения основам социального проектирования, с другой. Современным способом в решении этой проблемы, на наш взгляд, может стать внедрение инновационной технологии обучению проектному и личному тайм-менеджменту.
В качестве рекомендаций к исследованию нами разработан социальный проект «Тайм-менеджмент. Как успевать жить и работать», целью которого является поддержка инициативной молодежи и создание условий для самореализации и повышения творческих и интеллектуальных способностей посредством обучения навыкам проектирования с внедрением технологии тайм-менеджмента.
В соответствие с целью определены задачи: создание современной площадки для поддержки молодежных инициатив и популяризации социального проектирования в молодежной среде; активизация творческой деятельности и раскрытие творческих способностей молодежи, сохранение и восполнение на этой основе интеллектуального потенциала; разработка и апробирование системы мероприятий по освоению технологии тайм -
менеджмента; продвижение перспективных проектов.
Результатом реализации проекта, по мнению автора исследования станет: увеличение количества молодых людей, включенных в социально-ориентированную проектную деятельность; разработка и апробирование новой инновационной технологии там-менеджмента в проектную деятельность; формирование (создание) условий, способствующих приобретению навыков личного тайм-менеджмента; внедрение качественного и адаптированного проектного продукта; проявление инициативы, реализация творческого потенциала молодежи; формирование навыков планирования, самомотивации, способов повышения собственной эффективности, в конечном итоге - повышение производительности труда; развитие навыков эффективного планирования и использования личного и рабочего времени как залог реализации поставленных задач и достижения намеченных целей; формирование навыков управления временем проекта: минимизация продолжительности проекта в условиях ограниченности ресурсов, минимизация стоимости проекта, определение продолжительности работ, определение времени доступности и равномерное распределение ресурсов; формирование проектного мышления.



1. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [Электронный ресурс]: [федер. закон: от 28.06.1995 г. № 98]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru
2. О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики [Электронный ресурс]: [указ президента: от 16.09.1992 г. № 1075].
- Режим доступа: http:// www.consultant.ru
3. О совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам [Текст]: [указ Президента Российской Федерации от 30.06.2016 г. № 306] // Собрание законодательства РФ. - 2016.
- № 27. - Ст. 4459.
4. Об основных направлениях государственной молодежной политики в
Российской Федерации [Электронный ресурс]: [постановление Верховного Совета РФ: от 03.06.1993 г. № 5090-1]. - Режим доступа: http://
www.consultant.ru
5. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Текст]: [постановление Российской Федерации от 15.10.2016 г., № 1050] // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 43. - Ст. 6028.
6. Об утверждении плана первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2016 и 2017 годы [Текст]: [распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2016 г. № 2165-р] // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 43. - Ст. 6058.
7. Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Текст]: [распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 50. - Ст. 7185.
8. Стратегия государственной молодежной политики в российской
Федерации [Текст]: [распоряжение Правительства РФ: от 27.12.2000г. № 1760-р] / Развитие кадрового потенциала молодежной политики в
Российской Федерации // Сборник нормативно-правовых документов. - М.:
Интеграл, 2009. - С. 11-25.
9. О дополнительных социальных гарантиях молодому поколению [Электронный ресурс]: [закон Белгородской области: принят областной Думой 28 апреля 1995 года (в ред. закона от 22. 04. 1996 г. № 51, от 09. 12. 2002г. №58)]. - Режим доступа: http: //www.belduma.ru/zakon.php
10. О государственной поддержке талантливой молодежи [Электронный
ресурс]: [закон Белгородской области: принят областной Думой
28.12.1995 г.]. - Режим доступа: http: //www.belduma.ru/zakon.php
11. О молодежном правительстве Белгородской области [Электронный ресурс]: [постановление губернатора Белгородской области от: 11.12. 2008г. № 146].- Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/belgorod/189069/
12. О Совете молодых ученых и специалистов Белгородской области при
Губернаторе Белгородской области (вместе с «Положением о Совете молодых ученых и специалистов Белгородской области при Губернаторе Белгородской области») [Электронный ресурс]: [постановление губернатора Белгородской области от: 09.07.2013 г. №79]. - Режим доступа: http:
//www.belduma.ru/zakon. php
13. О комплексных мерах по организации деятельности студенческих трудовых отрядов области на 2013 - 2016 годы (вместе с «Положением о порядке организации и работы студенческого трудового отряда») [Электронный ресурс]: [постановление губернатора Белгородской области от 26.07.2013 г. № 87]. - Режим доступа: http: //www.belduma.ru/zakon.php
14. О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области (вместе с «Концепцией развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области») [Электронный ресурс]: [постановление правительства Белгородской обл. от 02.05.2012 г. № 194-пп]. - Режим доступа: http: //www.belduma.ru/zakon.php
15. Стратегия государственной молодежной политики в Белгородской
области [Электронный ресурс]: [распоряжение правительства Белгородской области от: 07.02. 2007 г. №15-рп]. - Режим доступа: http:
//www.belduma.ru/zakon. php... 79

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ