Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвокультурная специфика кинем в литературной социомодели (на материале романа Д. Лессинг «The Grass is Singing»)

Работа №178750

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕКСТОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИНГВОСОЦИО¬
КУЛЬТУРНЫХ МАРКЕРОВ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 9
1.1. Художественный текст как формат знания 9
1.1.1. Текст в исследовательской парадигме 9
1.1.2. Лингвокультурологические аспекты текста 15
1.2. Моделирование художественного текста 19
1.2.1. Моделирование как интерпретативный прием 19
1.2.2. Особенности моделирования художественного текста 22
1.3. Лингвосоциокультурные маркеры невербальной коммуникации 24
1.3.1. Маркеры невербальной коммуникации - номинанты социомодели 24
1.3.2. Кинемы как частотные номинанты в социомодели 29
1.3.3. Такемы как особый вид кинем в социомодели 31
Выводы к ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РОМАНА Д.
ЛЕССИНГ "THE GRASS IS SINGING" 36
2.1. Кинемы в социомодели романа Д. Лессинг "The Grass is Singing" 36
2.2. Частотность кинем в литературной социокультурной модели 38
2.2.1. Частотность кинем, имеющих положительную коннотацию 38
2.2.2. Частотность кинем, имеющих отрицательную коннотацию 43
2.3. Частотность такем в литературной социокультурной модели 47
2.3.1. Частотность такем, имеющих положительную коннотацию 47
2.3.2. Частотность такем, имеющих отрицательную коннотацию 51
Выводы к ГЛАВЕ II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 72


Настоящее диссертационное исследование посвящено исследованию маркеров невербального кода, а именно исследованию кинем, в том числе и такем, в литературной социомодели, репрезентированной в художественном произведении Д. Лессинг «The Grass is Singing».
В исследовании невербалики - науки о коммуникативном взаимодействии между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, выделяется ряд самостоятельных направлений научного поиска: кинесика, такесика, проксемика, окулесика, гаптика, гастика, хронемика, ольфакция и другие.
Путем анализа маркеров невербальных средств коммуникации в английском языке на основе их функционирования в условиях литературной социомодели, можно рассмотреть уникальность конкретной культуры, раскрыть скрытые смыслы заложенные автором в художественном произведении. Невербальная коммуникация отражает эмоциональное состояние участников беседы, которые можно распознать в мимике, позе, интонации, паузах, жестах, что репрезентировано в художественном тексте посредством кинем, такем, проксем, сенсем.
В фокусе данного исследования находятся кинемы и такемы как маркеры невербального кода в англоязычном художественном тексте.
Актуальность данного исследования обусловлена:
-необходимостью комплексной интерпретации лингвосоциокультурной модели «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки», репрезентированной в художественном произведении Д. Лессинг "The Grass is Singing";
- необходимостью исследования кинем, в том числе и такем, как маркеров невербального кода в социокультурной модели «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки»;
- необходимостью выявления частотности кинем и такем в архитектонике литературной социокультурной модели «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки»;
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые представлена лингвокультурная социомодель «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки», выявленная в романе Д. Лессинг "The Grass is Singing", исследована специфика кинем, в том числе и такем, как лингвосоциокультурных маркеров невербального кода в социомодели «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки», вербализующей расовую дискриминацию 50-х годов XX века.
Объектом исследования является архитектоника литературной социомодели «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки», репрезентированной в романе Д. Лессинг «The Grass is Singing».
Предмет исследования: Лингвосоциокультурные кинемы, в том числе такемы, репрезентируемые в романе Д. Лессинг «The Grass is Singing».
Цель исследования состоит в выявлении лингвокультурной специфики кинем в литературной социомодели «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки», репрезентированной в концептосфере романа Д. Лессинг «The Grass is Singing»;
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятия «текст», «художественный текст», «художественная картина мира», социомодель, литературная социомодель;
- выявить кинемы, в том числе и такемы, репрезентированные в концетосфере романа Д. Лессинг «The Grass is Singing»;
- определить коммуникативную нагрузку кинем, в том числе и такем, как лингвосоциокультурных маркеров невербального кода в социокультурной модели «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки»;
- определить уровень частотности использования автором лингвосоциокультурных маркеров невербального кода, имеющих положительную и отрицательную коннотацию,
- представить лингвокультурную социомодель «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки» в художественном произведении Д. Лессинг «The Grass is Singing».
Теоретическую базу исследования составляют научные работы отечественных и зарубежных лингвистов в области когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, лингвистической семиотики,
когнитивного моделирования, невербальной семиотики авторами которых являются Алефиренко Н.Ф., Арутюнова Н.Д., Бабушкин А.П., Болдырев Н.Н., Виноградов В.Д., Горелов И.Н., Глущенко Т.С., Кубрякова Е.С., Колшанский Г.В., Крейдлин Г.Е., Лабунская В.А., Маслова В.А., Лихачев Д.С., Огнева Е.А., Садохин А.П., Стернин И.А., Дж. Миллер, Э. Холл, Дж. Лакофф.
Особенности объекта исследования, его цель и задачи обусловили выбор соответствующих методов исследования таких, как метод когнитивно¬герменевтического анализа, метод квантитативности, метод сбора данных, метод сплошной выборки, описательно-аналитический метод.
Материалом исследования послужила картотека кинем и такем, полученная методом сплошной выборки в произведении Д. Лессинг «The Grass is Singing».
Теоретическая значимость работы состоит в углублении теории текста, уточнении положения когнитивного моделирования текста, исследовании межличностных отношений посредством изучения способов невербальной репрезентации. Данное теоретическое исследование вносит определенный вклад в изучение проблемы контактной коммуникации, которая представляет собой речь как поведение со всем спектром коммуникативных проявлений.
Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные результаты могут найти применения в лекционных курсах по общему языкознанию, по теории лингвокультурологии, лингвистическому анализу художественного текста, при написании учебных пособий, квалификационных работ, могут быть использованы в методике преподавания, не только лингвистических наук, но и в других научных областях таких, как психология, история, социология и др. Кроме того полученные результаты могут послужить основой для исследования маркеров невербальной коммуникации в других языках.
В ходе исследования были сформулированы и выносятся на защиту следующие основные положения:
1. Архитектоника художественного текста представляет собой совокупность различных маркеров, в том числе лингвосоциокультурных маркеров невербального кода, как номинантов репрезентирующих социокультурную специфику текста.
2. Кинемы как лингвосоциокультурные маркеры невербального кода детально репрезентируют взаимоотношения господ и слуг Южной Африки в произведении Д. Лессинг «The Grass is Singing».
3. Такемы как особый вид кинем, репрезентирующие тактильный компонент взаимоотношений, уточняют степень удалённости двух социальных групп Южной Африки, а именно группы господ и группы слуг;
4. Частотность кинем и такем, соотношение их положительной и отрицательной коннотации в лингвосоциокультурной модели «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки» в художественном произведении Д. Лессинг «The Grass is Singing» определяет степень частотности проявления позитивных и отрицательных взаимоотношений между господами и слугами в 50 гг. XX века.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в статьях «Особенности структуры маркеров невербальной коммуникации в художественном произведении Д. Лессинг «The Grass is Singing», «Исследование межличностных маркеров невербального кода в художественном произведении Д. Лессинг «The Grass is Singing».
Цели и задачи, поставленные в работе, предопределили ее структуру. Диссертация включает две главы, Введение, Заключение, Библиографический список.
Во введении определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, дается характеристика методов и теоретической базы, раскрываются научная новизна, практическая значимость, а также формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Текстовая репрезентация лингвосоциокультурных маркеров невербальной коммуникации» излагаются теоретические предпосылки исследования:
- рассматривается понятие художественного текста, его структура;
- дается определение и классификация маркеров невербального кода, их характеристика;
- определяется понятие модели и моделирования в лингвистике;
- рассматриваются лингвокультурологически обусловленные маркеры невербального общения в социокультурной модели.
Во второй главе «Социокультурное моделирование романа Д. Лессинг «The Grass is Singing» проводится анализ выявленных примеров, рассматривается их структура, а также дается характеристика их значений. Выводятся результаты анализа частотности коннотативно положительных и отрицательных маркеров невербального кода (кинем и такем) в социомодели «Взаимоотношения господ и слуг Южной Африки».
В Заключении подведены итоги проведенного исследования, приводятся результаты выявления частотности положительно и отрицательно окрашенных лингвосоциокультурных маркеров невербального кода, выявлена особенность структуры кинем, используемая автором в рассматриваемом художественном произведении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог нашей исследовательской работе, стоит вернуться к цели нашей диссертации. Целью работы было выявить лингвокультурную специфику кинем в литературной социомодели «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки», репрезентированной в концептосфере романа Д. Лессинг «The Grass is Singing».
Для этого мы изучили и проанализировали труды лингвистов, занимающихся исследованием художественного текста, социомоделирования и невербальной коммуникации: Алефиренко Н.Ф., Виноградов В.Д., Горелова И.Н., Карасик В.И., Крейдлина Г.Е., Конецкой В.П., Маслова В.А., Садохина А.П., Стернина И.А., Огневой Е.А. и других.
Опираясь на труды вышеперечисленных ученых, мы пришли к выводу, что художественный текст занимает значимое место в системе речевых реализаций маркеров невербального кода.
В художественном тексте отображается авторская картина мира, которая формируется под влиянием сложных когнитивных процессов. Художественный текст - информационное сообщение, связанное с постижением реальности на уровне чувственности и образности.
Разработка моделирования и последующая интерпретация лингвосоциокультурной модели художественного текста актуальна и востребована современным уровнем развития когнитивной лингвистики.
Построение литературной социокультурной модели произведения используется для исследования межличностных взаимоотношений внутри художественного произведения.
Что касается невербальной коммуникации, в своей работе мы выяснили, что не стоит пренебрегать маркерами невербального кода, так как данное общение может дополнять, усиливать, а иногда и противоречить вербальному общению.
Нами были рассмотрены основные виды знаковых единиц невербальной коммуникации, а именно кинем, в том числе и такем, исследуемые в литературной социомодели «Взаимоотношение господ и слуг в Южной Африке» в художественном произведении Д. Лессинг «The grass is singing».
Мы дали определения понятиям кинесики, понимаемой как наука о жестах, телодвижениях применяемых в процессе межличностного взаимодействия, и такесики, определяемой как общение, построенное на осязаемых сигналах.
Вторая глава нашей диссертации посвящена анализу маркеров невербального кода (кинем и такем) и выявлению частотности кинем и такем, репрезентированных в художественном произведении Д. Лессинг «The grass is singing» с положительной и отрицательной коннотацией.
Нами была определена коммуникативная нагрузка маркеров невербального кода, а именно кинем и такем, в социокультурной модели «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки».
В результате комплексной интерпретации выявленных маркеров невербального кода, а именно кинем и такем, репрезентированных в концептосфере художественного произведения Д. Лессинг «The Grass is Singing» нами было выявлено несколько закономерностей.
В анализируемых примерах среди положительно и отрицательно окрашенных кинем и такем, наиболее частотными являются маркеры репрезентированные госпожой Мери Тёрнер, это говорит о том, что хозяйка фермы является активным участником коммуникации.
Среди менее частотных маркеров невербального кода, а именно кинем и такем, имеющих положительную и отрицательную коннотацию репрезентированные в художественном произведении Д. Лессинг «The Grass is Singing» нельзя выявить общую закономерность. Пассивными участниками коммуникации являются: господин Дик Тернер, темнокожий слуга Мозес и господин Чарли Слетер.
Кроме анализа и интерпретации маркеров невербального кода, а именно кинем и такем, мы исследовали внутреннюю структуру выявленных примеров и обнаружили, что наиболее часто употребимой структурой является сочетание «глагол в форме прошедшего времени + существительное», а наименее употребимой является сочетание «Participial I + существительное».
На основе выявленных данных мы представили
лингвосоциокультурную модель «Взаимоотношение господ и слуг Южной Африки» в концептосфере художественного произведения Д. Лессинг «The grass is singing».
Все выявленные закономерности репрезентации маркеров невербального кода, а именно кинем и такем, в архитектонике литературной социомодели определили авторский идиостиль Д. Лессинг и жанровое своеобразие романа «The grass is singing».



1. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания. - СПБ.: Наука, 1994. - 153 с.
2. Аданакова В.И. Стилистический потенциал кинематических речений в английском художественном тексте: Автореф. Дис. ... канд. филол. наук. - Л.: 1989. - 17 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. - М.: Academia, 2002. - 392 с.
4. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. Монография / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Гнозим, 2005. - 326 с.
5. Алефиренко Н.Ф. Язык, познание и культура: Когнитивно- семиологическая синергетика слова: Монография. - Волгоград: Перемена, 2006. - 228.
6. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Вопросы психологии, 1999. - № 6. - С. 88-100.
7. Текст как явление культуры / Антипов Г.А., Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. - Новосибирск: Наука, 1989. - 197 с.
8. Артистов С.А. Невербальные компоненты коммуникации. - Тверь: ТГУ, 1998. - 124 с.
9. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М: Политиздат, 1981. - 432 с.
10. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 496 с.
11. Бабушкин, А.П. Картина мира и концептосфера языка // Проблемы вербализации концептов в семантике языка: Материалы международного симпозиума. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 12-23.
12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.:
Художественная литература, 1975. - 504 с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство,
1986. - 445.
14. Беглова В.Б. Лексика поля «Кинесика» (н материале современного английского языка): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М.,
1996. - 20 с.
15. Белянин, В.П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе). - М., 2000. - 248 с... 1107

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ