ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы влияния представлений о жизненном пути на становление профессиональной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе 7
1.1. Проблема жизненного пути личности в отечественной и зарубежной
психологии 7
1.2. Профессиональная идентичность: понятие, виды, этапы становления 20
1.3. Представления о жизненном пути и профессиональная идентичность в
студенческом возрасте 30
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния представлений о жизненном пути на становление профессиональной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования проблемы влияния
представлений о жизненном пути на становление профессиональной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе 36
2.3. Программа по формированию конструктивных стратегий построения
жизненного пути у студентов вуза 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 73
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 81
Приложение 3. Результаты статистической обработки полученных данных.. 91
Приложение 4. Программа по формированию конструктивных стратегий построения жизненного пути у студентов 93
Актуальность проблемы исследования. Жизненный путь является своеобразным портретом человека, в нем запечатлеваются его мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления. Он задает адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности.
В силу неоднозначности отношения лицами юношеского возраста к своему жизненному пути выделяются гармоничный и деформированный типы. Изначально, неосознаваемой человеком жизненный путь, оказывает влияние на его поведение и жизнь в целом. Он определяет мировосприятие, внутренние обусловленные характеристики, принятие прошлого, мировоззрение и установки, понимание настоящего, состояние планов на будущее, обусловливает распределение психической энергии субъекта на разные периоды его жизни и с учетов возрастных кризов. Анализ жизненного пути в период интенсивного профессионального и личностного становления человека очень актуален, так как, используя ресурсы прошлого опыта и планируя свое будущее, учащиеся должны максимально эффективно скоординировать свое настоящее. Исследователи отождествляют с профессиональным жизненным путем, так как при планировании частных действий и их последовательностей, связанных с осознаваемыми целями, то есть образами желаемого будущего, люди стараются сокращать пути их осуществления. Применительно к жизненному пути такое ускорение он считает нецелесообразным, так как жизненный путь - это не безусловная категория обсуждения и поспешного проживания, а целостная и специфическая ценность. Таким образом, жизненный путь тесно связан с профессиональным самоопределением.
Так как подготовка к будущей жизни, это не что иное, как подготовка к взрослой жизни и зрелости. В связи с этим, целью исследования явилось выявление особенностей представлений о жизненном пути у студентов в процессе обучения в вузе.
Проблема исследования: каков характер влияния представлений о жизненном пути на становление профессиональной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе?
Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Объект исследования: профессиональная идентичность студентов.
Предмет исследования: влияние представлений о жизненном пути на становление профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе.
Задачи:
1) Изучить разработанность проблемы влияния представлений о жизненном пути на становление профессиональной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе в психологии.
2) Изучить профессиональную идентичность студентов вуза.
3) Исследовать представления о жизненном пути студентов вуза.
4) Раскрыть характер влияния представлений о жизненном пути на становление профессиональной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе.
5) Разработать программу по формированию конструктивных стратегий построения жизненного пути у студентов.
Гипотеза исследования: представления о жизненном пути оказывают влияние на становление профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе, а именно: ограниченная перспектива, отсутствие планов, ожиданий и образа желаемого будущего будут формировать у студентов пассивную профессиональную идентичность.
Теоретической основой исследования явились работы К.А.
Абульхановой - Славской, Н.А. Логиновой, Ш.Б. Бюлер, А. А. Кроника в области изучения проблемы построения жизненного пути человека; исследования профессиональной идентичности Н.А. Головковой, Е. А. Климова, Ю. В. Красниковой, Л. Б. Шнейдер, Ю.П. Поваренкова, П.М. Чернова и др.
Методы исследования:
- организационные: сравнительный;
- методы сбора эмпирических данных: психодиагностический;
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ данных (t-критерий Стьюдента, множественный регрессионный анализ);
- интерпретационные: структурный метод.
Методики исследования:
1) Методика «Ценностные ориентации» (О.И. Мотков).
2) Методика «Оценивание пятилетних интервалов» (А.А. Кроник и Е.И. Головаха).
3) Методика «Личный профессиональный план» (ЛПП) (Е. А. Климов в адаптации Л. Б. Шнейдер).
4) Опросник «Профессиональная идентичность студентов» (У.С. Родыгина).
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании принимали участие 84 студента 1,3,5 курсов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Представления о жизненном пути у студентов вуза характеризуются низким уровнем развития когнитивно - смыслового (ориентация на внешние ценности) и временного (несоответствие психологического и хронологического возраста, наличие кризисов нереализованности и бесперспективности) компонентов.
2) Динамика профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе характеризуется снижением степени осознания себя как представителя определённой профессии от 1 к 5 курсу. Для студентов 3 курса характерен кризис профессиональной идентичности.
3) Представления о жизненном пути студентов влияют на
становление их профессиональной идентичности: согласованность
психологического и хронологического возраста, ориентация на внутренние ценности, наличие планов и образа желаемого будущего способствуют формированию выраженной активной профессиональной идентичности.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений психологии развития о характере влияния представлений о жизненном пути на становление профессиональной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке основ формирования личности в юношеском возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа, направленная на формирование конструктивных стратегий построения жизненного пути у студентов, может быть использована в работе педагогов и кураторов студенческих групп, в деятельности психологической службы вуза. Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, кураторов и преподавателей высших учебных заведений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования проводилась на базе Психологической службы НИУ «БелГУ». На основании материалов магистерской диссертации разработана программа, направленная на формирование конструктивных стратегий построения жизненного пути у студентов, которая используется в работе с обучающимися факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ».
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа включает 4 таблицы и 6 рисунков. Список использованных источников содержит 52 наименований. Объем основного текста — 72 страницы.
Подводя итоги, мы можем сказать, что задачи, поставленные во введении, выполнены: рассмотрена изученность проблемы влияния
представлений о жизненном пути на становление профессиональной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе в психологии; изучена профессиональная идентичность студентов вуза; исследованы
представления о жизненном пути студентов вуза; раскрыт характер влияния представлений о жизненном пути на становление профессиональной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе; разработана программу по формированию конструктивных стратегий построения жизненного пути у студентов.
Проведенный теоретический анализ и практическое исследование позволили сделать ряд выводов:
Изученность проблемы влияния представлений о жизненном пути на становление профессиональной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе в психологии раскрыта в работах таких авторов как К.А. Абульхановой-Славской, Ш.Б. Бюлер, А. А. Кроника, Н.А. Головковой, Е. А. Климова, Ю. В. Красниковой, Е.Ю. Коржовой, Л. Б. Шнейдер и др.
Большая часть авторов акцентирует внимание на актуальности анализа и выявления жизненного пути в период интенсивного профессионального и личностного становления человека, так как используя ресурсы прошлого опыта и планируя свое будущее, учащиеся должны максимально эффективно скоординировать свое настоящее. Жизненный путь и жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность определяются профессиональным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее социально- психологической и социальной зрелости и активности, так как при планировании частных действий и их последовательностей, связанных с осознаваемыми целями, то есть образами желаемого будущего, люди стараются сокращать пути их осуществления.
Жизненный путь, на котором стоит жизненная перспектива, является интегративной концепцией, которая определяет успех профессионального развития человека. Планы, связанные с текущими и будущими изменениями, образуют определенную картину, которая действует как результат, характеризующий профессиональную идентичность и достижения личности в целом. Профессиональная идентичность - состояние соответствия личности выбранной профессии, которое представлено синтезом личностных и важных профессиональных качеств, способствующих профессиональному развитию и самосовершенствованию.
С целью исследования влияния представлений о жизненном пути на становление профессиональной идентичности студентов нами было проведено исследование, которое осуществлялось на базе педагогического института НИУ «БелГУ».
Резюмируя полученные результаты, можно сказать, что процесс становления профессиональной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе носит неравномерный характер: динамика
профессиональной идентичности, представлена в виде повышения осознанности себя как психолога.
Обобщая все результаты, полученные в ходе исследования, обозначим основные выводы. Кризис профессиональной идентичности выпускников характеризуется снижением. На первом курсе она характеризуется преобладанием сознательной активности при выборе профессии и положительных эмоций, связанных с удовлетворением потребностей человека в данной профессии и профессиональная идентификация в эмоциональном плане положительная и активная, нежели на третьем и пятом курсах.
Говоря о влиянии представлений жизненного пути студентов на становление профессиональной идентичности, с помощью регрессионного анализа мы сделали вывод, что пассивная профессиональная идентичность обуславливается ограниченной перспективой, отсутствием планов, ожиданий и образа желаемого будущего; при умении же найти приемлемый возрасту и возможностям темп жизни, устремленности в будущее у студента будет формироваться активная профессиональная идентичность, что подтверждает нашу гипотезу. По итогам исследования нами была разработана программа по формированию конструктивных стратегий выстраивания жизненного пути у студентов.