Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Женское лидерство» в Российской империи в 80-е гг. XIX - начале XX вв

Работа №178745

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы119
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖЕНЩИНЫ В ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ 21
1.1 Исторические условия формирования социальной основы революционного движения в России во второй половине XIX - начале XX вв 21
1.2 Женщины в общественной жизни России в 80-е годы XIX - начале XX вв 42
2. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В 80-Е ГОДЫ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ 57
2.1 Участие женщин в благотворительной деятельности в России в 80-е годы
XIX - начале XX вв 57
2.2 Борьба женщин за политические и избирательные права в России в 80-е
годы XIX - начале XX вв 67
2.3 Профессиональная эмансипация женщин в России в 80-е годы XIX -
начале XX вв 78
2.4. Положение женщин в семейно-бытовой сфере в России в 80-е годы XIX
- начале XX вв 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 111

Актуальность исследования
В переломные моменты мировой истории часто встречаются женские личности, вобравшие в себя как бы всю конфликтность, трагичность, страстность эпохи. В отличие от мужчин, эти женские личности являются катализатором тех или иных свершений.
Противостояние мужского и женского уже на новом витке развития создавало особую напряженность в обществе. Современные гендерные исследования в острой, часто парадоксальной и полемичной форме возбуждают вопросы, новые для нашей историографической традиции.
Социальные движения второй половины XIX века имели важную особенность - в них вовлекались женщины. Предлагаемые новые модели поведения, новые способы жизни нашли понимание, имели успех в различных слоях населения. На фоне буржуазных реформ, господства либерального духа в обществе, идеи женской эмансипации позволяли удовлетворить давно назревшие потребности женщин в юридическом равноправии в сфере образования, владения имуществом, семейно-брачных отношениях.
Начиная с 80-х годов XIX века женщины столкнулись с массой вопросов, ответы на которые общество требовало незамедлительно. Сумеют ли женские объединения интегрировать и защищать интересы различных слоев женщин? Смогут ли полноправно участвовать в формировании государственной политики? Какую выберут тактику во взаимоотношениях с властями и многочисленными партиями и движениями. Помогут ли найти нуждающимся женщинам возможность избежать безработицы, найти достойное место в новой экономической системе и приобрести социально-правовую защищенность?
Отвечая на эти вопросы, женщины в 80-е годы XIX в. - начале XX века выходили на новый уровень в общественной жизни, в политической, экономической, социальной и культурной сферах, проявляя свои «лидерские» качества.
Изучение опыта женского движения второй половины XIX - начала XX вв., приобретает особую актуальность в связи с возросшим сегодня интересом к гендерным проблемам. Опыт прошлого помогает избежать ошибок в будущем и служит тактическим ориентиром в настоящем.
Объектом исследования является женское движение 80-х годов XIX - начала XX вв., общественная деятельность женщин, представительниц различных групп, слоев, классов в борьбе за экономическое, социальное, политическое равенство с мужчинами.
Предметом исследования является процесс возникновения и развития организационно-правовых норм, выработки теоретических основ и нравственных принципов женского движения, саморазвитие женщин, создание организаций, вступление в партии, расширявших социальную основу и эффективность женского движения в России в 80-е годы XIX - началеXX вв.
Хронологическими рамками исследования является период 80-х годов XIX - начала ХХ вв., который совпадает с развитием революционного движения в России и проявлением женского «лидерства», появлением результатов в борьбе за равноправие в сфере образования, наследственного права, права труда, свободомыслия, избирательного права.
Географические рамки охватывают территорию Российской империи в границах исследуемого периода.
Методологическая основа исследования
В основу исследования положен гендерный подход:
• гендерный подход заключается в анализе социально-исторических явлений с учетом фактора пола и изучение опосредованной отношениями полов социальной действительности, ее измерений в пространстве и во времени. В данном исследовании он используется при изучении межполовых отношений во время общественного движения в политической, экономической и политической сферах.
• теория гендерной идентичности применяется для анализа гендерной идентичности женщин в общественном движении, для характеристики самосознания женщин во время революции.
• теория социальной идентичности заключается в изучении общества, в частности человека, с позиции его социальной идентификации, т.е. осознание личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности. В данном исследовании эта теория применяется для исследования проявлений трансформации социальной идентичности женщин 80-х годов XIX - начала XX вв. в сложившихся условиях в России.
При проведении настоящего исследования применялись следующие научные методы:
• общенаучный метод сравнительного анализа и историко-сравнительный метод позволил провести сравнительную характеристику научных исследований в разные периоды развития революционного движения и включенности в него женщин;
• исторический метод комплексного анализа источников, необходим для систематизации работы с имеющимися источниками, и выделения необходимого материала из всей источниковой базы;
• проблемно-хронологический метод позволил выстроить
исследовательскую работу по принципу хронологии (например, этапы эмансипации женщин, последовательность включения их в общественную деятельность);
• общенаучные методы синтеза и обобщения были применены для построения выводов и заключительной части исследовательской работы;
• историко-биографический метод сделал возможным более полно изучить личность исследуемых женщин, с помощью свидетельств современников, дневников, мемуаров, воспоминаний.
• историко-генетический метод помогает объяснить предпосылки и причины, субъективные и объективные факторы, которые способствовали изменению структуры повседневности женщин в 80-е годы XIX - начале XX вв.
Таким образом, комплекс вышеуказанных методов позволил исследовать феномен женского «лидерства» в 80-е годы: XIX - начале XX вв., установить взаимосвязь с конкретно-исторической ситуацией, определить социально-психологические черты и выявить личностные особенности женщин, проявившихся в условиях общественного движения за равноправие в общественно-политической и культурной жизни страны.
Степень изученности проблемы
В работах, посвященных развитию женского «лидерства», можно выделить два направления: первое изучает положения женщин в семье и обществе, их социальный статус, первопричины возникновения неравенства между мужчинами и женщинами; второе рассматривает историю развития женского движения, его структуру, направленность, формы и методы деятельности союзов женщин, политическое участие, перспективные цели и задачи.
Историографию изучения женского «лидерства» можно разделить: на труды, содержащие сведения о социальном статусе женщин, их участии в общественных движениях; публикации, включающие аналитический материал о женском движении России периода второй половины XIX - начала XX вв.; работы, посвященные деятельности партий среди женских масс.
Изучением зарождения и развития женского движения занимался
А.В. Амфитеатров1. Им была исследована история женского движения с начала до 70-х годов XIX века. Александр Валентинович считал, что революционное мышление у женщин складывалось «под влиянием тягот семейного быта» и борьбы за женское образование.
Исследованием женской личности в народническом движении и революционном процессе в целом занимались Ю.А. Красовский , Т.В. Никитина , Э.А. Павлюченко , Г.А. Тишкин , Э.П. Федосова , Б. Пиетров-Эннкер , Р. Стайтс .
В своей работе Т.В. Никитина «Женщины в русском освободительном движении» выделяла новый тип женщины, личность которой родилась и сформировалась в коммуне. По мнению Т.В. Никитиной именно проблемы женщин развили в привилегированной части российской интеллигенции революционные чувства.
Обобщающая характеристика женских прав 60-х годов XIX века дана Г.А. Тишкиным в работе «Женский вопрос в России: 50-60-е годы XIX века». Григорий Алексеевич описывает исторически сложившиеся условия формирования первых женских организаций, показывая женское движение того времени антифеодальным и демократическим.
Обобщающей работой по истории женского движения стала также брошюра председательницы Российской лиги равноправия женщин А.Н. Шабановой «Очерк женского движения в России»1. В ней отражена история становления женского движения, сделана попытка сформулировать стратегические цели и тактику женских организаций в борьбе за свои права.
Изучением участия женщин в освободительном движении 60-70-х годов XIX века занималась и Э.А. Павлюченко. В своем труде «Женщины в русском освободительном движении» она сделала вывод, что женщины во второй половине XIX века не были политически самостоятельны и находились под влиянием революционно-демократических идей.
Революционное движение 60-70-х годов XIX века Э.А. Павлюченко считала единым целым, а кружки 70-х годов XIX века уже не были связаны между собой. В своей работе «Софья Перовская» Э.А. Павлюченко исследовала педагогическую деятельность С.Л. Перовской в Поволжье в 1872 г., а также приход и участие в революционном движении, мотивы участия в покушении на царя под Москвой 19-го ноября 1879 г., в Одессе весной 1880 г. и в Петербурге 1-го марта 1881 г. .
В монографии Э.П. Федосовой «Бестужевские курсы - первый женский университет в России (1878-1918)» рассматривается вклад женских организаций в борьбу за высшее женское образование. В работе собран разнообразный фактологический материал, в котором анализируется организация взаимодействия женщин с правительством, образовательными учреждениями, благотворительными обществами и органами местного самоуправления.
Сравнительный материал о формах и направленности деятельности женских обществ в России и странах Западной Европы, США, содержится в книге M.B. Кечерджи-Шаповалова «Женское движение в России и за границей». Ученый впервые дал обширную географию женского движения, выделил самостоятельное направление в работе женских организаций.
В современной историографии при исследовании проблемы формирования женщин «нового типа» используется новый подход. В работе Ричарда Стайтса на основе личных документов участников движения, документов организаций, художественной литературы рассматривается зарождение и развитие женского движения под новым современным углом.
Б. Пиетров-Эннкер в своем труде «"Новые люди" России. Развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции» также с помощью личных воспоминаний передовых женщин исследует развитие личности женщины в разных сферах деятельности, изменение их статуса в общественной жизни в течение второй половины XIX века - начала XX века, их победы и неудачи.
В настоящее время российская история проявляет всё больший интерес к изучению и переосмыслению прошлого женского опыта. Ведущая роль в разработке «женской темы», гендерной теории принадлежит Н.Л. Пушкарёвой1. Также большую роль в изучении женской истории играют исследования В.В. Пономарёвой , Л.П. Репиной , И.И. Юкиной .
Изучение вопроса женского «лидерства» находит отражение как в монографиях, так и в диссертационных исследованияхХХ1 века1.
Таким образом, главным исследованием данных работ является женщина- лидер, борец за свои социальные, политические и экономические права, участница общественной жизни России второй половины XIX века - начала XX века.
В 1905-1907 гг. были опубликованы материалы политических процессов 70-80-х гг. XIX века, программно-уставные документы, газеты и прокламации «Народной воли», которые послужили толчком к научному изучению революционного движения. По данному вопросу работали
В.Я. Богучарский , Б.Б. Глинский , А.А. Корнилов , С.Ф. Платонов .
По мнению В.Я. Богучарского, первой революционной всероссийской организацией являлась «Народная воля». Народники практически не вели пропаганду, и связь с народом была слабой. Программы народников были мирными, безвредными для правительства. Только вследствие репрессий правительства народники начали бороться за политическую свободу. Однако, террор, по мнению В.Я. Богучарского, был признаком слабости революционного движения.
Б.Б. Глинский считал народников революционерами, у которых главной движущей силой был народ, а задачей искусственно вызвать революцию и обеспечить ее успех.
С.Ф. Платонов в своем труде причиной возникновения народничества считал незавершённость реформ 60-х гг. XIX в. и нежелание Александра II их продолжать, а основной целью народников называл свободу личности.
Изучением народнического движения также занимались такие исследователи, как С.С. Волк1, Б.С. Итенберг , М.В. Нечкина , М.Г. Седов в своих трудах они называли основные причины возникновения народничества: Крымская война, незаконченность реформ 60-х гг. XIX века, ухудшение жизни крестьян, рабочих в пореформенный период, подавление свободомыслия в стремлении молодёжи к знаниям.
Крупным специалистом в исследовании народнического движения являлся Н.А. Троицкий . В своей работе «Народная воля» перед царским судом» Н.А. Троицкий с помощью материалов судебных процессов исследовал национальный состав, участников народнического движения. Также им была рассмотрена личность С.Л. Перовской, ее деятельность в Рабочей и Студенческой организациях «Народной воли», поведение на следствии и суде, в частности ее ответ прокурору В. Муравьёву. В своих трудах Н.А. Троицкий описывал благородство, мужество революционеров А.И. Желябова, С.Л. Перовской, Н.И. Кибальчича во время судебного процесса.
К концу XIX века в российском освободительном движении начался новый этап перехода от разночинцев к пролетариату. Народовольчество, которое было ориентировано в основном на террористические акты одиночек и заговоры интеллигентских организаций, теряло свою актуальность.
На этом этапе революционно-прогрессивные силы стали называть себя «социалист-революционер», тем самым добиваясь дисциплины, отречения от теории «малых дел», которой славились народовольцы и либералы.
В работе Р.А. Городницкого «Боевая организация партии социалистов- революционеров в 1901-1911 годах»1 впервые на обширном фактическом материале описывается история партии социалистов-революционеров. Благодаря архивным материалам более полно освещены внутренние побуждения участников движения, в новом ракурсе описана история террористической борьбы эсеров.
Итогом многолетнего изучения партийной деятельности эсеров является монография К.В. Гусева «Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции» . Книга представляет собой пока что единственное в отечественной историографии исследование, в котором рассматривается весь извилистый и противоречивый путь партии эсеров - с момента ее зарождения до полного распада под влиянием победы Великой Октябрьской социалистической революции.
М.И. Леонов в своей книге «Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг.» описывает судьбу партии эсеров, начиная с образования партии. Однако в работе отсутствуют личные оценки и моральные характеристики, что тем самым превращает работу в справочный материал.
В основе монографии К.Н. Морозова «Партия социалистов- революционеров в 1907-1914 гг.» лежит архивный материал, благодаря которому проведены исследования существования партии социалистов- революционеров в 1907-1914 гг. Автор показывает, что представляет партия в 1907-1914 гг., рассматривает причины, которые привели к изменениям в
программе партии, тактическим и идейным поискам, террористической практике, отдельным аспектам «дела Азефа» и «дела Петрова».
Крупным обобщающим трудом по истории политических партий России является монография И.И. Минца «Непролетарские партии России. Урок истории»1. В работе рассматривается история возникновения всех непролетарских партий в России в начале ХХ века, их программа, тактика, распад и исчезновение с политической арены. Освещена политическая линия большевиков по отношению к этим партиям на различных исторических этапах, показана связь истории непролетарских партий с формированием современных антисоветских доктрин. Партия большевиков выступает ориентиром, с помощью которого проводится анализ деятельности всех других политических партий. И.И. Минц выдвигает версию о том, что сотрудничество большевиков с другими партиями строилось на принципах, выдвинутых большевиками.
Под редакцией И.Н. Курбатова и В.А. Уланова был выпущен сборник статей «Русский рабочий в революционном движении. Статьи 1885 -1903 гг.» , в который вошли историко-революционные произведения Г.В. Плеханова 1885-1903 гг., посвященные российскому пролетариату.
Особое внимание в советский период уделялось изучению пролетарского женского движения. Историками в основном использовался классовый подход в изучении женских организаций, как неотъемлемой части вопроса о пролетарской революции.
В своей работе С.Н. Сердитова «Большевики в борьбе за женские пролетарские массы: (1903 г. - февр. 1917 г.)» изучала марксистско-ленинскую концепцию решения женского вопроса, программные требования партии
большевиков в защиту интересов работниц, участие трудящихся женщин в революционных событиях 1905 -1907 и 1917 гг.
Изучением политических партий и участия в них женщин также занимались такие исследователи, как Н.Г. Георгиева1, И.Н. Киселев , А.В. Курсанова , Л.А. Шайпак , В.В. Шелохаев , А.Г. Шлихтер , которые в своих трудах рассматривали социально-политические причины, вызвавшие революционный взрыв в России, этапы и конкретные факты. В трудах анализируются процессы возникновения, развития и упадка ведущих монархических и либеральных партий России начала XX века, особое внимание обращается на их структуру и численность (в том числе женщин), идеологию и программные требования.
Таким образом, в данной работе использованы труды дореволюционных, советских и современных исследователей, которые позволяют изучить роль женщины в общественном движении во второй половине XIX- начале ХХ вв.
Целью работы является исследование женского «лидерства» в 80-е годы XIX - начале XX вв., установление взаимосвязи с конкретно-исторической ситуацией, определение социально-психологических черт и выявление личностных особенностей женщин, проявившихся в условиях общественного движения за равноправие в общественно-политической и культурной жизни страны.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
• изучить исторические условия формирования социальной основы революционного движения в России во второй половине XIX - начале XX вв.;
• рассмотреть участие женщин в общественной жизни России в 80-е годы XIX - начале XX вв.;
• проанализировать участие женщин в благотворительной деятельности в России в 80-е годы XIX - начале XX вв.;
• выявить особенности борьбы женщин за политические и избирательные права в России в 80-е годы XIX - начале XX вв.;
• исследовать профессиональную эмансипацию женщин в России в 80-е годы XIX - начале XX вв.;
• провести анализ положения женщин в семейно-бытовой сфере в России в 80-е годы XIX - начале XX вв.
Источниковая база исследования
Настоящее исследование базируется на исторических источниках двух типов - нарративных источниках и законодательных актах.
Нарративные источники представлены воспоминаниями женщин, участвовавших в общественном движении во второй половине XIX - начале XX вв. Они позволяют составить более широкий портрет женщины-лидера, определить их мотивы участия в общественной деятельности, вступления в политические партии и проанализировать те сложности, с которыми им пришлось столкнуться. Язык и стиль написания отражают характер автора, степень образованности и вовлеченности в общественное движение.
Воспоминания женщин публиковали такие журналы как «Былое», «Каторга и ссылка», «Женский вестник», «Женское дело», «Образование», «Русская мысль», «Новый журнал для всех», «Первый женский календарь на 1907 г.», «Союз женщин», «Звезда», «Вестник Европы». В этих журналах можно найти воспоминания Е.К. Брешко-Брешковской, О.А. Волькенштейн1, А.И. Корниловой-Мороз , М.И. Покровской , А. Успенской . Из их статей можно подчеркнуть личные впечатления о жизни и работе, о достигнутых результатах и постигших их неудачах, о событиях, в которых они были свидетелями.
В журнале «Первый женский календарь на 1907 г.» Союз равноправия женщин в 1906 году опубликовал Проект закона о женском равноправии , в котором активистки ориентировались на те предпосылки, которыми собиралась руководствоваться думская комиссия. В этом же журнале была опубликована статья Л.Я. Гуревич «Проект законоположений о женском вопросе в Государственной думе» , в которой говорилось об установке реформирования законов, которая должна быть в будущем проведена в целях достижения равенства полов; имелись в виду законы, изменить которые было необходимо для установления всеобщего гражданского равенства.
Жена русского поэта Константина Дмитриевича Бальмонта Екатерина Алексеевна Андреева-Бальмонт выпустила свои мемуары под названием «Воспоминания» . Екатерина Алексеевна являлась одной из самых культурных, образованных женщин, любивших и знавших литературу. Воспоминания являются важным источником в изучении истории русской литературы и быта середины XIX-начала XX вв., в них оживает большая эпоха русской жизни с ее бытом, культурой, нравственным укладом, галереей оригинальных людей - не обязательно знаменитых, но носящих в себе важные приметы времени.
Воспоминания российской политической деятельницы Евы Львовны Бройдо «В рядах Р.С.Д.Р.П.»1 являются важным источником изучения создания и деятельности Российской социал-демократической рабочей партии. В воспоминаниях собраны материалы, которые также помогают узнать личность автора, ее мотивы и поступки. Дается описание деятельности Евы Львовны в газете «Искра», затем меньшевистской газете «Луч», организации кружков грамотности для рабочих, создании брошюр для революционеров.
В 1920 году Вера Николаевна Фигнер опубликовала свой двухтомный труд под названием «Запечатленный труд», в котором описывается история русского революционного движения, а также её долгая, трудная, необыкновенная жизнь, в которой лучшие годы были отданы революционной борьбе . В.Н. Фигнер стоически перенесла заключения, ссылки, потерю близких людей, гибель любимого человека, крушение многих идеалов. В данном произведении Вера Николаевна ярко запечатлела целый период в истории русской революционной борьбы. Её воспоминания являются ценным историческим источником.
В 1931 году были опубликованы «Воспоминания» видной революционерки Веры Ивановны Засулич . В книгу вошли не связанные между собой автобиографические наброски Веры Ивановны, а так же ряд статей о революционной деятельности. Эти статьи по богатству заключающегося в них исторического материала до сих пор сохраняют свою актуальность и имеют большое значение в изучении революционного движения 80-х Х1Х-начала ХХ вв.
Свои воспоминания об общественной деятельности и о сложившейся революционной ситуации оставили также С.В. Ковалевская1, Н.В. Стасова , А.В. Тыркова , А.П. Философова , М.К. Цебрикова , Е.А. Штакеншнейдер . Их работы дают возможность более полно изучить внутреннюю среду женщин, их чувства и переживания.
Кроме воспоминаний женщин в работе были использованы труды мужчин - для расширенного анализа сложившейся общественной ситуации. Воспоминания О. Глебова , А.В. Никитенко , А.В. Прибылева , Н.А. Чарушина дают возможность изучить не только женский взгляд на проблему, но и рассмотреть другие точки зрения. Воспоминания мужчин- революционеров дополнили и расширили представления об образе женщины-лидера 80-х Х1Х-начала ХХ вв.
Мемуары князя Сергея Михайловича Волконского, деятеля русской культуры «Родина. Воспоминания» рассказывают о событиях в 1860-1920 гг11. Сергей Михайлович во втором томе своих мемуаров уделяет внимание проблемам и конфликтам меняющихся десятилетий, которым он был свидетелем. В своих воспоминаниях С.М. Волконский особое внимание уделял исторической обстановке в стране в данный период. Доверять источнику следует исходя из того, что автор не скрывал, но и не афишировал свое отрицательное отношение к революционной деятельности в России.
Второй группой исторических источников в настоящем исследовании являются законодательные акты1, регулирующие и структурирующие семейно-брачные отношения в Российской империи. Анализ данных материалов позволил исследовать специфику норм семейного права в условиях, в которых жили женщины-революционерки во второй половине XIX столетия.
Еще одним источником данного исследования является «Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Т. 1-2. Распределение населения по видам главных занятий и возвратных группам по отдельным территориальным районам» .
Таким образом, источники помогают более глубоко изучить жизнь и деятельность женщин, участвовавших в общественном движении в 80-е гг. XIX-начале XX вв.
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что в процессе исследования были проанализированы сферы жизнедеятельности общества, в которых женщины принимали участие. Анализ результатов деятельности женщин, представительниц различных групп, слоев, классов в общественном движении выявил их лидерские способности в борьбе за экономическое, социальное, политическое равенство с мужчинами.
Практическая значимость работы
Результаты работы могут быть использованы в учебном процессе, при изучении и преподавании дисциплины «История России. Вторая половина XIX- начала ХХ вв.», а также спецкурсов по проблемам общественного движения и вовлеченности в него женщин.
Апробация результатов исследования состоялась на следующих конференциях:
1. Немыкина Е.А. Женщины-революционерки в последней трети XIX века (на примере представительниц «Народной воли») // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: международная научно-практическая конференция, сборник статей. - Белгород, 2018. - С. 147-149.
2. Немыкина Е.А. Развитие женского образования в Российской империи в 70-е гг. XIX века // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции. - Белгород, 2018. - С 102-104.
3. Немыкина Е.А. Профессиональная эмансипация как один из факторов участия женщин в общественном движении в России во второй половине XIX века // II Всероссийская научная конференция Карамзинские чтения. - Белгород, 2017. - С. 205-208.
4. Немыкина Е.А. Женщины в общественной жизни во второй половине XIX века // Белгородский диалог - 2018. Сборник избранных научных трудов Международного молодежного научного Форума. - Белгород, 2018. - С. 176-178.
5. Буслова Е.А Трудовая эмансипация женщин в 80-е годы XIX века - начале XX века // Белгородский диалог - 2019. Сборник избранных научных трудов Международного молодежного научного Форума. - Белгород, 2019.
Структура работы
Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка, приложений. Основная часть состоит из двух глав. Первая глава включает в себя два параграфа, вторая глава состоит из четырех параграфов. В приложения включены фотографии активисток женского движения для визуализации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Российской империи общественное движение за равноправие женщин складывалось во второй половине XIX века.
Выделяют два этапа женского движения: первый этап, начавшийся с отмены крепостного права и закончившийся первой русской революцией, - этап становления женского «лидерства»; второй - этап политизации женского движения (1905-1917 гг.).
Вследствие реформ происходил перелом в осознании общества в женском вопросе. Предлагаемые новые модели поведения, новые способы жизни нашли понимание, имели успех в различных слоях населения. На фоне буржуазных реформ, господства либерального духа в обществе, идеи женской эмансипации позволяли удовлетворить давно назревшие потребности женщин в юридическом равноправии в сфере образования, владения имуществом, семейно-брачных отношениях.
Важным направлением в реализации женских передовых идей в образовании и профессии играла благотворительность. Во второй половине XIX века благотворительность являлась одной из важнейших сфер в развитии общества. Данная область не вызывала конфликта между властями, церковью и членами политических движений. Деятельность
благотворительных организаций компенсировала недоработки властей, как в законодательной, так и в материальной помощи для бедных слоев населения.
Для решения своих задач благотворительные общества привлекали средства местных органов управления, пожертвования купцов, священнослужителей и других слоев населения, коммерческую прибыль, получаемую в различных сферах деятельности.
Участие женщин в общественном движении привело к перелому в истории в России. Под влиянием движения женщины стали развивать своё индивидуальность, поведенческий рационализм, этос труда и высокая сознательность. Женщины «нового типа» стали активно участвовать в общественной жизни и оказывать на нее влияние, сначала в системе образования и в мире труда, а затем в социальных и политических органах. Женщины, упорно боровшиеся за равные с мужчинами возможностями, нашли поддержку в рядах мужской части прогрессивной интеллигенции.

К концу Х1Х века женщины все более настойчиво заявляли о своих претензиях на квалифицированную профессиональную деятельность, выступали за политические идеалы естественно-правового равенства полов. В интересах женского движения работали многочисленные публицистки и издательницы периодических изданий, эта тема не утрачивала своей актуальности.
К концу XIX века в российском освободительном движении начался новый этап перехода от разночинцев к пролетариату. Народовольчество, которое было ориентировано в основном на террористические акты одиночек и заговоры интеллигентских организаций, теряло свою актуальность.
«Социалисты-революционеры» являлись продолжателями
традиционного народничества 70-х гг. XIX в., стремились к социальной народной революции массового революционного движения. Под названием «социал-революционер» объединились все направления, течения и организации революционного народничества.
Во второй половине 90-х гг. XIX в. был создан ряд новых эсеровских организаций (в Петербурге, Киеве, Воронеже). К этому времени было создано несколько слабых и малочисленных, но перспективных политических партий, которые в скором времени сыграли важную роль в революционном движении страны.
Большое количество женщин вступало в ряды и первых социал- демократических кружков, которые в 90-е годы конкурировали с народниками. Социал-демократы изначально отличались от эсеров отсутствием идеализмом. Для народоволок и эсерок идея служения народу была превыше личных выгод и удобств, а также зазорным считалось обращаться с какими бы то ни было просьбами к правительственным чиновникам, даже если речь шла о помиловании в связи со смертным приговором.
Уже в начале ХХ века к политическому движению примкнул целый ряд женщин из профессиональных и общественных объединений, насчитывавший уже тысячу женщин.
Анализируя достижения русского женского движения в области просвещения, Мария Цебрикова в 1884 году в сборнике статей о «женском вопросе в Европе», говорила о преимуществе отсталости «опоздавшей в цивилизованном аспекте России». Цебрикова указывала на то, что переживая социально-экономический этап, который должен был приблизить Россию к западным промышленным странам, женщины, как и мужчины, усваивали наиболее прогрессивные идеи реформ. Однако Цебрикова упустила из вида необходимость охарактеризовать и социальную сущность русского движения женской эмансипации, которая в значительной мере соответствовала сущности зарождающегося слоя интеллигенции. Поэтому движение за освобождение женщин охватило лишь незначительную часть женского населения. Следовательно, «преимущество отсталости», если рассматривать его в масштабах всего общества, было лишь относительным. Каким образом и в течение, какого времени достижения женского движения окажут мобилизующее воздействие на миллионы женщин низших слоев, было совершено не предсказуемо.
В создании независимых от правительства сфер общественной жизни значительную историческую роль играло женское движение. Оно могло развиваться спонтанно, как гражданское движение, выражавшее свои взгляды в процессе критической направленности, а также культура городской среды, развивавшаяся независимо от государства и гражданского общества. Женщины тянулись к жизни в городах, обещавшей обеспечить их работой и дать им личную свободу. На основе социально-экономических изменений и распространившихся в новом поколении идей о женской эмансипации женское движение на первом этапе ставило перед собой задачу выйти на поле профессиональной деятельности и добиться возможности получения образования.
Родоначальницам русского движения за равноправия женщин вначале оставалось создавать неформальные группы и благотворительные общества поддержки нуждающихся. Прорыв к политической организации женщин удался только в союзе с общим освободительным движением в 1905 году. Кроме того, поддержка, которой поборницы женских прав с частичным успехом добивались от радикально-демократических и либеральных лиц мужского пола, продолжила путь к дальнейшим успехам женского движения в области просвещения и трудовой деятельности, принятия законодательных реформ и введения женского избирательного права.
Женщины, которые в рамках женского движения добились для себя высшего образования и поднялись на уровень интеллигенции, сделали это в обход государства. Обучались они во множестве частных школ, высшие женские курсы существовали на основе общественных инициатив, работали женщины главным образом не на государственной службе, а в рамках социальных и профессиональных объединений.
После 1905 года число профессией и партийно-политических направлений значительно увеличилось, причем во всех этих сферах женщины принимали участие наравне с мужчинами.
Уже к концу Х1Х века работающая женщина стала обычным явлением, которое не вызывало недоумение в обществе. Согласно переписи населения к 1910 году в Петербурге насчитывалось 90478 работающих мужчин и 28444 работающих женщин. Это означает, что на трех сотрудников мужчин приходилась одна женщина. В целом же по стране число работающих женщин составило 44% от числа работников мужчин.
С XIX века до начала ХХ произошли кардинальные изменения и в русской семье. Связано это с повышением образованности и возможности профессиональной деятельности для женщин.
У женщин «нового типа» появились три пути развития - создать семью, посвятить себя любимой работе или постараться совместить и то и другое. Многие женщины выбирали именно третий путь. От выбора женщины зависело, какова будет ее семья и воспитание, образование подрастающего поколения.
Таким образом, проведенное исследование показало, что прогрессивные женщины обладали огромной созидательной энергией, в которой, к сожалению, не нуждалось правительство. Характерными чертами, которыми обладало женское движение второй половины XIX-начала XX вв., являлись: многообразие женских организаций по профессиональному,
национальному, религиозному, благотворительному и другим признакам, самостоятельность в действиях, финансовая независимость, высокая степень политизации, настойчивая борьба за политические права женщин, активное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти, ориентация на инициативное поведение женщин, поиск координации действий между основными идейными направлениями.



1. Андреева-Бальмонт, Е.А. Воспоминания / Е.А. Андреева-Бальмонт. - М.: Издательство имени Сабашниковых, 1996. - 560 с.
2. Бройдо, Е. В рядах Р.С.Д.Р.П. (Воспоминания) / Предисловие В.И. Невского. - М.: Издательство Всесоюзного о-ва политкаторжан и ссыльных переселенцев, 1928. - 123 с.
3. Брешко-Брешковская, Е.К. Из воспоминаний: (о) Лешерн, Армфельдт, Лебедева, Крылова, Г. Гельфман. С портретами / Е.К. Брешко- Брешковская. - М.: Голос Минувшего, 1919. - 69 с.
4. Волькенштейн, О.А. Итоги первого Всероссийского съезда / О.А. Волькенштейн // Русская мысль. - М., 1909. - Кн. 2. - С. 146-148.
5. Волконский, С.М. Родина. Воспоминания / С.М. Волконский. - М.: Искусство, 2002. - 390 с.
6. Гессен, И.В. Раздельное жительство супругов. Закон 12 марта 1914 г. / И.В. Гессен. - СПб.: Право, 1914. - 176 с.
7. Глебов, О. политические права женщин в местном самоуправлении / О. Глебов. - М.: Парус, 1906. - 26 с.
8. Гуревич, Л.Я. Проект законоположений о женском вопросе в Государственной думе / Л.Я. Гуревич // Первый женский календарь на 1907 г. - СПб., 1906. - С.374-379.
9. Засулич, В.И. Воспоминания / В.И. Засулич; подгот. к печ. Б.П. Козьмин. - М.: Издательство политкаторжан, 1931. - 158 с.
10. Ковалевская, С. Воспоминания детства и автобиографические заметки / С. Ковалевская. - М.: Академия наук, 1945. - 227 с.
11. Корнилова-Мороз, А.И. Перовская и основание кружка чайковцев / А.И. Корнилова-Мороз // Каторга и ссылка. - 1926. - № 1. - С. 14-15,18.
12. Никитенко, А.В. Дневник: в 3 т. / под ред. Н.Л. Бродского, Ф.В. Гладкова и др. - Т. II. - М.: ГИХЛ, 1955. - 653 с.
13. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года / под ред. Н.А. Тройницкого. - СПб.: Центральный Статистический комитет Министерства внутренних дел, 1897-1905. - Вып. 1. - 30 с.
14. Покровская, М.И. Союз равноправия женщин / М.И. Покровская // Женский вестник. - 1905. - № 11. - С. 343-349.
15. Прибылев, А.В. Молодежь на рубеже семидесятых и восьмидесятых годов / А.В. Прибылев. - М.: Всесоюзн. об-во политкаторжан и сс.-пос, 1928. - 19 с... 27

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ