Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры

Работа №178744

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Сущность понятия «эмоциональная устойчивость» в
психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Характеристика проявлений эмоциональной устойчивости
детей дошкольного возраста 14
1.3. Влияние физической культуры на развитие эмоциональной
устойчивости у детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ 27
2.1. Изучение уровня эмоциональной устойчивости у детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2. Методические рекомендации по развитию эмоциональной
устойчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 54


Сегодня не вызывает сомнения актуальность изучения эмоциональной устойчивости в дошкольный период детства. В настоящее время, ученые отмечают рост числа детей с повышенной тревожностью, проявлением агрессивности и т.д. Адекватное проявление эмоций и управление эмоциональным состоянием является важным показателей социально- личностного развития ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее- ФГОС ДО) указывает на важность охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия (п.1.6.1). В дошкольный период детства развитие эмоциональной устойчивости является одним из важных компонентов, лежащих в основе отношения ребенка к окружающему миру. Эмоциональная устойчивость влияет на характер общения, взаимодействие с окружающими, социализацию, на дальнейшее обучение. То есть эмоционально устойчивый человек является более творческой и успешной личностью.
В своих исследованиях Л.А. Абромян, С.Н. Гамова, А.Д. Кошелева, В.М. Минаева и др. отмечают воздействие эмоций на личностное развитие ребенка. Благодаря эмоциям дети способны использовать средства и методы, позволяющие взаимодействовать с окружающей действительностью, овладевать эталоном поведения в коллективе сверстников, приобретают социальный опыт. Внутреннее состояние и социально-психологическое благополучие ребенка в дошкольный период детства, развитие его личности имеет внешний показатель, который выражен именно эмоциями.
Существует различные подходы к понятию «эмоциональная устойчивость», в которых «эмоциональная устойчивость» связывается с проявлением воли, умением управлять своим эмоциональным состояние в деятельности (Е.А. Милерян, В.Л. Марищук), рассматривается как интегративное свойство личности (П.Б. Зильберман), основывается на единстве потенциалов нервной системы, темперамента и информационных характеристиках свойств личности (В.А. Плахтиенко), проявление эмоциональной устойчивости в различных сложных ситуациях. (К.Е. Изард, О.А. Черниковой).
Ряд ученых (Е.И. Захарова, А.С. Спиваковская и др.) обращались к проблеме психического здоровья детей (различным формам психопатических заболеваний, неврозов и др.). Лишь немногие исследования посвящены эмоциональным проблемам дошкольников (В.П. Балакирев, С.Н. Гамова). По мнению А.И. Захарова, Л.В. Соловьёвой, и др. эффективными средствами коррекции проблем эмоциональной устойчивости являются сюжетно-ролевые игры, музыкальные и художественные средства, арттерапия, танцевальная терапии, влияющие на эмоциональное состояние ребенка.
О взаимообусловленности движения и состояния психики, мысли и чувства человека говорят Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др. Как отмечают в своих исследованиях Л.Н. Волошина, Э.Я. Степаненкова и др., удовлетворение биологической потребности в движении ребенка влияет на их психическое развитие. Применение в образовательном процессе физических упражнений, подвижных игр оказывают воздействие на совершенствование основных свойств нервной системы.
Несмотря на то, что проблемой физического воспитания дошкольников и др., занимались многие ученые, проблема развития эмоциональной устойчивости дошкольников средствами физической культуры раскрыта на сегодняшний день недостаточно.
Актуальность и недостаточность разработанность вопроса развития эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста средствами физической культуры позволила сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры? Целью исследования стало выявить и обосновать педагогические условия развития эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры.
Объект исследования - процесс развития эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста
средствами физической культуры.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: развитию
эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия:
- использование беговых упражнений;
- применение подвижных игр и упражнений с мячом;
- включение педагогических ситуаций.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «эмоциональная устойчивость» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать особенности становления эмоциональной устойчивости в дошкольном возрасте.
3. Показать воздействие средств физической культуры на становление эмоциональной устойчивости дошкольников.
4. Выявив уровень эмоциональной устойчивости старших дошкольников, разработать методические рекомендации по развитию эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры.
В ходе нашего исследования были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение; беседа,
анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап); качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение психолого-педагогической литературы подтвердило, актуальность проблемы развития эмоциональной устойчивости в настоящее время. В исследованиях ученых эмоциональная устойчивость определяется интегральным свойством психики, которое характеризуется способностью к преодолению излишнего эмоционального возбуждения в результате сложной деятельности, неподверженности эмоциональных состояний отрицательным влияниям окружающей действительности. Эмоциональная устойчивость способствует снижению отрицательного влияния сильных эмоциональных воздействий, уменьшению стрессовых ситуаций, развитию готовности к действиям в напряженных ситуациях.
Проанализировав современные психолого-педагогические
исследования по проблеме содержательно-организационных возможностей физической культуры в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста, выявили взаимосвязь между движениями и состоянием психики. В дошкольный период детства проявления эмоциональной устойчивости выражаются правильным восприятием обстановки, анализом, оценкой, принятием решений, последовательностью, безошибочностью действий к достижению целей (познавательные процессы); точностью движений, тембром, скоростью, выразительностью речи (поведенческие реакции); изменениями внешнего вида (выражение лица, взгляд, мимика и др.).
Физическая культура обладает огромным потенциалом для эмоционального развития ребенка, повышения его эмоциональной устойчивости: активизация нравственного развития, формирование
положительных качеств личности, физических нагрузок как средства снятия нервного напряжения и создания устойчивого положительного настроения, адекватная реакция ребенка в процессе взаимодействия с окружающим миром, проявление силы выраженности переживаемых эмоций, стабильность эмоционального реагирования.
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 43» г. Белгорода с сентября 2018 года по февраль 2019 года. В нем принимали участие 30 старших дошкольников. Педагогический эксперимент состоял из констатирующего этапа. На констатирующем этапе педагогического эксперимента было проведено изучение уровня эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста. Согласно полученным данным, преобладает низкий уровень 50% (15 детей), для которых характерна неадекватная реакция в процессе взаимодействия с окружающими, сложность нахождения общего языка, трудности договориться, раздражительность по пустякам, быстрая и частая смена настроения, неадекватность интенсивности и длительности эмоциональных проявлений, эмоциональные отклонения в виде агрессивности, тревожности, гиперактивность и т.д.
Полученные результаты позволили разработать методические рекомендации для педагогов по развитию эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры.
Таким образом, анализ результатов экспериментальной работы позволяет говорить о том, что цель исследования достигнута, задачи исследования решены, педагогические условия гипотезы доказаны.



1. Аболин, A.M. Психологические механизмы эмоциональной
устойчивости человека [Текст] / A.M. Аболин. - Казань, 1987. - 261 с.
2. Абромян, Л.А. Диагностика и регуляция эмоциональных
состояний [Текст] /Л.А. Абромян. - Одесса. : 1991. - 132 с.
3. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.И. Адашкявичене. - М. : Просвещение, 1992. - 159 с.
4. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду [Текст] / Е.А. Алябьева. - М., 2003. - 88 с.
5. Алямовская, В.Г. Организация гибкого режима в дошкольном учреждении [Текст] / В.Г. Алямовская. - Н. Новгород, 1998. - 60 с.
6. Алямовская, В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. - М. : «Издательство Скрипторий 2000», 2002. - 80 с.
7. Алямовская, В.Г. Программа «Здоровье» в дошкольном учреждении [Текст] / В.Г. Алямовская // Дошкольное воспитание. - 1994. - №10-11. - С. 31-39.
8. Амосов, Н.М. 1000 движений [Текст] / Н.М. Амосов. М. : Просвещение, 1983. - 144 с.
9. Ананьев, Б.Г. Вопросы детской и общей психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М. : Просвещение, 1980. - 287 с.
10. Анохин, П.К. Эмоции. Психология эмоций. Тексты [Текст] / П.К. Анохин.- М. : Просвещение, 1984. - 287 с.
11. Аристотель. Сочинения [Текст] / Аристотель; Ред. и вступ. ст. В.Ф. Асмуса. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). - М. : Мысль, 1975-1983. - Т. 1. - 1975. - 552 с.
12. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст]/ Е.А. Аркин. - М.: Просвещение. - М., 1986. - С. 299.
13. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации./И.А. Аршавский/Возрастная физиология [Текст]/И.А. Аршавский - Л., 1975. - С. 5.
14. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Наука, 1990. - 494 с.
15. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 464 с... 105

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ