Введение 4
Глава 1. Состояние проблемы оптимизации
здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения на основе метода проектов в научно-педагогической литературе 9
1.1. Основные подходы к изучению проблемы взаимодействия
участников образовательного процесса дошкольного
учреждения в здоровьеориентированной 9
деятельности
1.2. Генезис педагогической мысли об использовании метода
проектов в здоровьеориентированной деятельности дошкольного учреждения в условиях взаимодействия
педагогов, родителей и детей 25
1.3. Проблема оптимизации здоровьеориентированной
деятельности участников образовательного процесса
дошкольного учреждения на основе использования метода проектов 36
1 4 Критерии и показатели оценивания результативности метода проектов при оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса в дошкольном 43
учреждении
Глава 2. Эмпирическое изучение результативности метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной
деятельности участников образовательного процесса
дошкольного учреждения 50
2.1. Изучение и анализ результатов здоровьеориентированной
деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения 50
2.2. Реализация метода проекта как фактор оптимизации
здоровьеориентированной деятельности участников
образовательного процесса 60
2.3. Анализ и оценка результатов исследования 66
Заключение 77
Список использованной литературы 83
Приложения 89
Актуальность исследования. Статистика современного состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последние 5 лет: число здоровых дошкольников снизилось на 8,1%; увеличилось на 6,7% число детей дошкольного возраста с нарушениями в физическом развитии. Число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 % (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН).
Состояние здоровья детей дошкольного возраста находится в зависимости не только лишь от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье ребенка, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социальноэкономических и экологических условий в стране, чтобы было крепкое здоровье, необходимо освоить способы поддержания и укрепления здоровья. Данному обучению непременно должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Актуальность исследования обуславливается показателями здоровья детей дошкольного возраста.
В связи с этим мы считаем, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста - это не компания одного дня работы и одного человека, а целенаправленная, планомерно спланированная деятельность всего персонала дошкольного образовательного учреждения на длительный период. Внедрение метода проекта в дошкольном образовании дает возможность значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, способность детей вместе с родителями, различными способами находить информацию о здоровье и использовать эти знания на практике. Кроме того, метод проекта делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей. Поэтому эта проблема актуальна не только для детского сада, но и для общества в целом.
Степень разработанности темы исследования. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни и означает "брошенный вперед", "бросающийся в глаза", "заметный" (11). Метод проектов отражен в идеях ученых 1920-х годов: Е.С. Полата (33), В.Н. Шульгина (36), Н.К. Крупской (24), Б.В. Игнатьева (36). В последнее время теоретические основы использования метода проектов в оздоровительной деятельности рассматриваются в работах (Н.П. Абаскаловой (1), А.Ю. Прилепо (3), В.Н Ирхина (1), и др.).
Однако, на наш взгляд, проблема исследования метода проектов, как фактора оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения, раскрыта в современных исследованиях недостаточно.
Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих противоречий между: потребностью общества,
заинтересованного в воспитании здорового дошкольника, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой; между требованиями к использованию проектного метода и недостаточной готовностью педагогов к работе с ним. В этом случае оптимизация здоровьеориентированной деятельности может быть достигнута только в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Это приводит к поиску новых подходов в организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в данном аспекте.
Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему исследования: выявление результативности метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения.
Разрешение данной проблемы составляет цель исследования.
Цель исследования - научное обоснование и оценка результативность метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения.
Объект исследования: процесс оптимизации
здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения.
Предмет исследования: метод проектов, как фактор оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы использования метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Определить критерии и показатели результативности метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности дошкольного учреждения.
3. Оценить результативность метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения.
4. Разработать рекомендации для педагогов по оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения с помощью метода проектов.
Гипотеза исследования: объективная оценка, анализ выявленных дефицитных областей и организация взаимодействия участников
образовательного процесса дошкольного учреждения в
здоровьеориентированной деятельности на основе метода проектов обеспечит ее оптимизацию и результативность в укреплении здоровья детей.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обосновании значимости использования метода проектов в здоровьеориентированной деятельности дошкольного учреждения при организации взаимодействия педагогов, родителей и детей; разработка здоровьеориентированных проектов в дошкольной организации; выделение критериев, показателей результативности метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности дошкольного учреждения.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по оценке результативности метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса могут быть использованы при проектировании основной образовательной программы дошкольной организации, а также в системе педагогического просвещения родителей.
Представленью критерии и показатели оценки результативности метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса могут быть использованы в мониторинге физкультурной образовательной деятельности. Разработанные рекомендации для педагогов по оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения с помощью метода проектов могут быть использованы при разработке рабочих программ воспитателей.
Методы исследования. Для организации и проведения исследования были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ научной, психологической и
педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: педагогический эксперимент
(констатирующий этап), анкетирование, наблюдение и обобщение педагогического опыта.
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Центр развития ребенка" № 57 г. Белгорода. В педагогическом эксперименте приняли участие: 28 детей старшего дошкольного возраста, 28 родителей и 30 педагогов дошкольного учреждения.
Апробация исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались:
- на педагогических советах, родительском собрании, семинарах на базе МБДОУ д/с №57;
- на двух научно-практических семинарах на базе МБДОУ д/с №57;
- в двух научных статьях, представленных в международных научно практических конференциях.
Структура работы: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В представленной магистерской диссертации на основе теоретического анализа имеющихся литературных источников и результатов собственного экспериментального исследования показано, что проблема оценки результативности метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения является актуальным и важным направлением в деятельности дошкольной организации.
Теоретическое обоснование проблемы оценки результативности метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения позволило сделать выводы.
Оптимизация здоровьеориентированной деятельности - это выбор и внедрение системы мер, поиск лучших способов повышения результатов оздоровительной деятельности дошкольных образовательных учреждений.
На современном этапе наиболее эффективным методом оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса является проектный метод. Проектный метод - метод, который способствует развитию самостоятельного мышления, помогает ребенку обрести уверенность в своих силах. Он предусматривает систему обучения через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, полученный при решении проблемы.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева (36), В.Н. Шульгина (36), Н.К. Крупской (24) и др. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н.Е. Веракса, “проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику”.
Для исследования состояния проблемы оценки результативности метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения были использованы: анкетирование, внедрение здоровьориентированного проекта, наблюдение в МБДОУ д/с №57.
Изучение результатов анкетирования педагогов «Выявление уровня овладения педагогом проектным методом в области
здоровьеориентированной деятельности» на констатирующем этапе исследования выявило, что лишь 57% педагогов считают проектный метод показателем высокого профессионального мастерства, а 13% так не считают. 37% педагогов считают, что они плохо осведомлены о типах и структуре проектов. Разработать и реализовать здоровьориентированный проект могут самостоятельно считают, лишь 30% опрошенных педагогов. Педагоги читают, что им необходимо корректировать все профессиональные умения, в пользовании проектным методом. Большинство опрошенных педагогов относят себя к среднему уровню профессионального мастерства по проектному методу - 80%, но и 13% относят себя к низкому.
Таким образом, из этого можно сделать вывод, что уровень овладения педагогами проектным методом в области здоровьеориентированной деятельности варьируется от низкого к среднему. Для более эффективного использования метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса ДОУ необходима целенаправленная работа с коллегами по повышению знаний педагогического состава МБДОУ д/с №57 об эффективности использования метода проектов, а в частности в здоровьеориентированной деятельности в условиях ДОУ. Педагоги готовы принять помощь от старшего воспитателя и коллег в любой форме, мы считаем, что необходимо отдавать предпочтение активным методам взаимодействия, где педагог становится не просто слушателем, а активным участником мероприятия, требующего от педагога включение интеллектуальной, практической деятельности, дающей возможность применить свои возможности в деле, способствующего развитию профессиональных компетенций.
Результат анкетирования родителей (законных представителей) «Отношение родителей к использованию метода проектов в здоровьеориентированной деятельности ДОУ» на констатирующем этапе исследования выявил, что не все родители знают про проектный метод, который используется в дошкольном учреждении, а лишь только 18% опрошенных родителей, в полной мере осведомлены данной темой и 50% имеют общие представления. Родители слышали о проектной деятельности, но хотят получить подробную информацию по теме. Это свидетельствует о том, что педагоги недостаточно проводят консультаций и семинаров для родителей по данной теме. Исходя их этого только 57% опрошенных родителей готовы взаимодействовать с педагогами в работе над проектами по здоровьесбережению. Но все же 46% родителей считают, что работа в проектной деятельности полезна для ребенка. Большая часть родителей считают, что через проектную деятельность у ребенка формируются важнейшие качества личности: целеустремленность, самостоятельность, коллективизм, ответственность, инициативность,
Анализ анкетирования родителей МБДОУ д/с №57 показал, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением является сближение интересов педагогов, детей и их родителей, а именно в проблеме использования метода проектов в здоровьеориентированной деятельности.
Исходя из исследования результативности метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников
образовательного процесса ДОУ, на формирующем этапе исследования нами был внедрен проект по профилактике плоскостопия «Дети стопы разминают и здоровье укрепляют!». Два года интенсивной работы педагогов, врача и родителей в здоровьеориентированном проекте дали положительные результаты: из 34% воспитанников, которые имели плоскостопие 1 степени, стало - 14%, 2 степени - 2%. Нами были составлены рекомендации для педагогов «Последовательность разработки и проведения
здоровьеориентированного проекта (методические рекомендации)». Также педагогам была предложена консультация на тему: «Что такое проектная деятельность?». В процессе нашего исследования нами был проведен семинар-практикум для педагогов МБДОУ д/с №57 на тему «Проектная деятельность, как метод взаимодействия детского сада с семьей», который направлен на пополнение знаний педагогов в области проектной деятельности, он поможет в своей профессиональной работе педагогам.
Для выявления динамики результативности опытно
экспериментальной работы по оценке результативности метода проектов в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения был проведен контрольный этап. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал положительную динамику. В ходе изучения результатов анкетирования родителей определили повышение их компетентности в использования метода проектов в здоровьориентированной деятельности ДОУ.
Данные, полученные при анкетировании педагогов указали на повышение компетентности педагогов в использовании метода проектов. Результаты анкетирования следующие: 93% педагогов считали метод проектов показателем высокого профессионального мастерства, что на 30% больше, чем на констатирующем этапе; 82% педагогов разрабатывали и реализовывали проект самостоятельно (на 51% больше), 18% - с помощью старшего воспитателя, коллег (на 13% меньше).
Результаты проведенной работы показали, что повышение эффективности решения задачи оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса ДОУ можно добиться при соблюдении рационального сочетания различных форм взаимодействия детского сада и семьи, которые направлены на повышение педагогической грамотности родителей, единства подходов в воспитании.
Таким образом, метод проектов во взаимодействии участников образовательного процесса ДОУ в оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса ДОУ очень эффективен.
Использование метода проектов в здоровьеориентированной деятельности ДОУ как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.
Из этого следует, что повышение эффективности
здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса в ДОУ будет в том случае, если в ДОУ ведется работа путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса с помощью метода проектов, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Полученные результаты диссертационного исследования
свидетельствовали об эффективности оптимизации здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения на основе метода проектов.
1. Абаскалова Н.П., Ирхин В. Н., Маджуга А.Г. Педагогика здоровья: новый этап развития. - Стерлитамак: Фобос, 2014. - 242 с.
2. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования: (на примере метода проектов): монография; Новосиб. гос. пед.ун-т. - Новосибирск: Сибпринт, 2013. - 160 с.
3. Абаскалова Н.П., Прилепо А.Ю. Теоретико-практические аспект здоровьеориентированных педагогических технологий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции «быть здоровым» // Научнопрактический журнал «Вестник педагогических инноваций». - № 2(14) 2008. - С. 62-73.
4. Алексеева А.С. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ: проблемы и
пути оптимизации. М. Феникс, 2002.
5. Алямовская В.Г. Оптимизация оздоровительной деятельности в ДОУ.
H. Новгород, 2002.
6. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально - ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - № 2. - С. 2128.
7. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П.Бедерханова //Развитие личности. - 2000. - №
I. - С. 24 - 36.
8. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
9. Богданова, Т.Г. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса: методические рекомендации / Т.Г. Богданова. - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2013. - 248с.
10. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
11. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
12. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айриспресс, 2008. - 215 с.
13. Волошина, Л. Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 3. — с. 269-272.
14. Волошина Л.Н. Развитие здоровьесберегающего образовательногопростра
нства дошкольных учреждений: методология, теория, практика : дис. д-ра
пед. наук / Л.Н. Волошина. - Екатеринбург, 2006. - 434 с.
15. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
г.Москва«Сфера», 2007г... 60