ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ
ГОСУДАРСТВЕ 11
1.1. Начальный этап становления профессионального образования в России: условия и
предпосылки 11
1.2. Формирование системы профессионального образования в период с середины XIX в. до 1917
года 31
1.3. Развитие и реформирование профессионального образования в СССР 44
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ЯКОВЛЕВСКОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА №16 (1967-1999) 56
2.1. Социально-экономическое развитие Яковлевского района Белгородской области и
потребность в профессиональных кадрах 56
2.2. Учреждение Яковлевского училища и его деятельность в контексте исторических событий 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 95
Актуальность исследования. Мы живём в открытом мире, где можно получить на текущий момент любую информацию. Исходя из этого, может возникнуть иллюзия, что мы знаем сегодня всё и обо всем. Но сегодняшний день уже завтра будет историей, и судить о нем будет несколько сложнее, вооружившись неким информационным и иным инструментарием. Что уж говорить о событиях, материальной и духовной жизни людей спустя годы десятилетия, века. Чем дальше от нас отстоит объект исторического исследования, тем меньше в руках у потенциального исследователя так называемых исторических источников. Наиболее распространённым,
доступным для исследования является многочисленные письменные источники: архивные документы, исторические исследования на
интересующую тему других историков авторов, газеты, журналы, документы воспоминания очевидцев или участников событий и т.д.
Система образования, в том числе и профессионального, является одним из важнейших элементов жизни общества. Изучение истории ее становления, закономерностей и тенденций развития не теряет своей актуальности ни для историков, ни для педагогов. Дело в том, что полученный в ходе долгих лет развития образовательной системы опыт может стать базой для дальнейшей рефлексии современного образовательного процесса.
Это актуально не только для всей системы образования, но и для каждого отдельного учебного заведения, для каждого человека. Ведь нигде и никогда не должно быть забыто прошлое, не должны быть утеряны опыт и знания, потому что там, где это произошло, уже сделанные когда то ошибки будут повторяться снова.
При исследовании истории Яковлевского городского профессионально¬технического училища № 16 п. Строителя Яковлевского района
Белгородской области представляет для нас большой интерес именно механизм создания данного образовательного учреждения, сам процесс его становления буквально с первых дней и безусловно, тот исторический фон, который предшествовал этому событию, а также те социально-экономические условия, в которых формировались материально-техническая база училища, педагогический коллектив, и другие важные моменты.
При исследовании истории Яковлевского городского профессионально¬технического училища № 16 п. Строителя Яковлевского района
Белгородской области представляет для нас большой интерес не только механизм создания данного образовательного учреждения, но и дальнейшее его развитие в последующие периоды.
Кроме того, данное исследование открывает возможности для применения ранее не изученных архивных материалов.
Таким образом, изучение и анализ материалов по данному вопросу поможет выйти на новый уровень в изучении актуальных исторических проблем, представляющих большой интерес для ученых - историков.
Объект исследования - история становления и развития системы профессионального образования в России.
Предмет исследования - история Яковлевского городского профессионально-технического училища № 16 п. Строитель Яковлевского района Белгородской области, как части системы профессионального образования России.
Цель работы: на примере Яковлевского городского профессионально - технического училища № 16 раскрыть особенности и условия развития системы профессионального образования в России.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать условия и предпосылки становления профессионального образования в России;
2. Изучить процесс развития системы профессионального образования во второй половине XIX-начале XX вв.;
3. Охарактеризовать профессиональное образование в советский период;
4. Раскрыть социально-экономические условия и потребность в кадрах в Белгородской области во второй половине XX в.;
5. Рассмотреть деятельность Яковлевского профессионально¬
технического училища и его вклад в развитие системы профессиональных кадров.
Хронологические рамки исследования определены с учетом тематики работы и охватывают период с 1701 г., когда было основано первое профессиональное учебное заведение и до 1999 г.
Географические рамки исследования ограничены пределами образовательной организации, расположенной в п. Строитель Яковлевского района Белгородской области.
Источниковая база магистерского исследования представляет собой, прежде всего, архивные документы самого Яковлевского училища № 16. Это делопроизводственная документация по организации учебного процесса и воспитательной деятельности в училище в указанный период. Приказы по основной деятельности училища, по движению личного состава учащихся и педагогического коллектива.
Кроме того, источниковая база представлена сборниками статистических данных о состоянии профессионального образования в России , а также различными собраниями нормативно-правовых актов рассматриваемого периода. Так, в исследовании были использованы сборники законов Российском империи , постановлений Министерства народного просвещения . О направлении политики Министерства мы узнаем из отчета А.В. Головнина - одного из министров, а также устава гимназий и прогимназий .
Большой интерес в данной работе представляют также законодательный акты, принятые в СССР. Среди них Декрет СНК , указы Президиума Верховного Совета СССР и др.
Использование данный источников дало возможность провести исследование, опираясь на обширный фактический материал, на основании которого были сделаны выводы и обобщения. Кроме того, работа с источниками помогла ввести в научный оборот ранее не приводимые теории и построить новые гипотезы.
Степень изученности проблемы. Существует немало исследований, посвященных различным этапам развития системы профессионального образования, а также его отдельным уровням и направлениям. Так, особо стоит отметить работы С.Я Батышева по истории профессионального образования в России, в которых наилучшим образом представлен обобщенный материал по исследуемой теме. Очерк истории развития системы просвещения в XVIII-XIX вв. дан в исследовании под редакцией М.Ф. Шабаевой . Краткий обзор всего пути становления и развития профессионального образования в России представлен в статье А.В. Скоробогатова .
История развития начального этапа профессионального образования освещена в трудах Н.А. Константинова и О.Б. Рубцовой . Среднее профессиональное образование изучали А.Н. Веселов, В.Д. Пурин, Ш.И. Ганелин . Что касается высшего профессионального образования, то о нем в разное время писали Н.С. Ладыжец, Р.Г. Эймонтова, П. Ферлюдин, А.Е. Иванов . О негосударственном высшем образовании пишет В.А. Солоницын .
Истории военно-морского образования посвящены работы В.П. Еремина, Ф. Веселаго и Н.И. Барбашева . О сельскохозяйственном образовании рассказывают в своих статьях И. Миклашевский, Е. Максимов и Медынский .
Ряд работ посвящен взаимодействию государства и системы просвещения. О роли образования в укреплении российской государственности писал В.М. Жураковский . О влиянии государства на народное образование нам рассказывает М.Ф. Владимирский-Буданов .
Общие сведения об отечественной культуре и просвещении, как ее части, мы получаем из исследований Б.И. Краснобаева, Т.С. Георгиевой, П. Милюкова и В.С. Шульгина .
Статистические данные о количестве учебных заведений, числе студентов, выпускников и преподавателей в них мы получили из исследований А.Г. Неболсина .
Специальных работ, посвященных истории Яковлевского училища, нет. Некоторые аспекты социально-экономического развития Белгородской области были освещены в справочной и краеведческой литературе. Общие сведения о состоянии трудовых ресурсов и перспектив развития области во второй половине 1970-х годов содержатся в типичных для советского времени справочных изданиях о Белгородской области . В работах краеведов, посвященных истории города Строитель, в той или иной степени упоминается о роли профессиональных учебных заведений в формировании кадрового состава предприятий и учреждений города, района .
Таким образом, проанализировав литературу по исследуемой теме, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что отдельные аспекты проблемы нашли отражения в работах отечественных ученых, главная специфика проблемы данной магистерской работы изучена мало и требует дальнейшей разработки.
Методологическую базу исследования составила совокупность общенаучных и специальных исторических методов. Основой исследования стало обращение к принципам историзма и объективности. Главными методологическими составляющими явились диалектико¬
материалистический и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса, признание причинно-следственной закономерности событий и явлений, важной роли субъективного фактора в истории. Кроме того, методологическую основу работы составили труды отечественных историков, в которых были изложены основные принципы изучения истории профессионального образования в России (С.Я Батышев, М.Ф. Шабаева, В.Д. Пурин, В.М. Жураковский и др.).
Методы. Использовался метод интерпретации. Так же применись методы сравнительного, структурного и феноменологического анализа, синтез и обобщение, а кроме того, специальные исторические методы:
1) Историко-генетичекий, который помог нам изучить происхождение и процесс развития рассматриваемых явлений;
2) Структурный и системный методы, направленные на выявление связей и закономерностей внутри системы профессионального образования в России;
3) Метод анализа исторических источников и архивных материалов.
Совокупность использованных методов, а также комплексный подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
Недостаточная разработанность вопроса об истории развития системы профессионального образования и становления Яковлевского профессионально-технического училища № 16 в отечественной
историографии, а также применение в работе ранее не использованных архивных материалов дает основание утверждать, что дипломная работа представляет научную новизну.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал можно использовать при организации факультативов по истории и педагогике в средних и высших образовательных учебных учреждениях. Возможно применение материалов выпускной
квалификационной работы на уроках регионоведения в школе. Обобщённый и систематизированный материал исследования приобретает особую значимость в современных социально-экономических условиях при обеспечении и развитии системы образования.
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, две главы, заключение и список источников и литературы.
Становление и развитие системы профессионального образование в России было закономерным следствием эпохи радикальных изменений, в которую вступает страна в начале XVIII в. Это период в истории российского государства и в его культуре стал во многих смыслах переломным - это период реформ, стремительного научно-технического прогресса, переворотов и бунтов, переход к гражданскому обществу, принятие достижений европейского общества и т.д. и т.п. В это время отечественная культурная мысль приходит к необходимости переоценки значимости профессионального образования в контексте развития государства. При Петре I создаются первые профессиональные учебные заведения, которые готовили специалистов в области промышленности, армии и флота. Сложно переоценить вклад в развитие профессионального образования некоторых знаменитых мыслителей и ученых, среди которых, в первую очередь, стоит упомянуть В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова. Так, Ломоносов стал инициатором открытия Московского университета и Академии художеств. К концу XVIII в. набирает обороты народное образование, создаются народные школы и училища. Так, XVIII в. заложил основу профессиональному образованию в России.
Процессы, начавшиеся в XVIII в. получили дальнейшее развитие в XIX в. Одним из ключевых событий становится создание Министерства народного просвещения в 1802 г. Также была принята образовательная реформа, согласно которой территория страны была поделена на шесть учебных округов, во главе каждого из которых предполагалось поставить университет. Сеть учебных заведений всех уровней расширяется, складываются научные общества. Управление профессиональным образованием и учебными учреждениями сфокусировалось в руках Министерства народного просвещения. Однако, эти положительные процессы в значительной степени тормозили консерватизм, кризис феодально-крепостнических отношений и страх нести образование в широкие народные массы. Высшее профессиональное образование развивалось медленно. Университеты не были способны готовить большое число специалистов, поэтому выпускников было мало. Не менее значительной проблемой в условиях расширяющейся системы учебных заведений стало отсутствие достаточно числа подготовленных учителей.
Итак, на фоне передовых европейских государств система просвещения России выглядела не самым лучшим образом: небольшое число учебных заведений, низкий процент грамотности населения. Своеобразным толком стала Отечественная война 1812 г., которая вызвала серьезный подъем патриотизма в стране. В то же время заграничные походы 1813-1814 гг. явственно продемонстрировали русскому обществу европейские достижения в области педагогики и системы образования, что побудило отечественную педагогическую мысль к переоценке вклада отечественной культуры в мировую. Назревшие проблемы системы профессионального образования требовали скорейшего решения. Меры в этом направлении стали приниматься лишь с вступлением России в период реформ 60-х гг. XIX в.
Необходимость в дальнейшем совершенствовании системы профессионального образования была обусловлена объективными потребностями страны в социально-экономическом и научно-техническом развитии. Кроме того, в значительной степени повлияло развитие капиталистических отношений. Реформы 60-х гг. стали серьезным стимулом к развертыванию системы профессионального образования, а потребность в большом количестве грамотных и квалифицированных специалистов резко возросла. Однако проводимые реформы оказались неспособны решить все проблемы профессионального образования. Напротив, возникли серьезные противоречия между медленным и бессистемным развитием системы профессионального образования и спросом на квалифицированные кадры. Реальной преградой на пути низших сословий к образованию оставалась высокая плата за обучение, которая была посильна лишь состоятельной и привилегированной части населения. Одним из самых тяжелых ударов по процессу развития профессионального образования в стране стало принятие университетского устава 1884 г., который существенного ограничил права и автономность университетов. Кроме того, профессиональное образование по- прежнему оставалось в значительной степени прерогативой обеспеченной части населения.
Конечно, были и определенные успехи: система профессиональных учреждений, в том числе и высших, расширялась, сложилась централизованная и полноценная система управления образованием. Так, к началу XX в. в система профессионального образования в России включала значительное, хотя и недостаточное, число образовательных учреждений всех уровней. Однако, дальнейшее развитие данной области требовало пристального внимания со стороны правительства и проведения масштабного комплекса мер и реформ.
Серьезным потрясением для всех сфер жизни общества и государства стала революция 1917 г. и приход советской власти. Новое правительство особое внимание стало уделять системе образования, в том числе и профессионального. Сразу же был начат процесс кардинального реформирования данной области, одним из главнейших шагом в котором стало создание системы всеобщего бесплатного образования. Значительное место в данном процессе заняла деятельность Н.К. Крупской, С.А. Лозовского и А.В. Луначарского. Большое внимание уделялось образованию работающей молодежи - была создана школа фабрично-заводского ученичества. Необходимость в росте квалифицированных кадров обусловливалась не только политикой новой власти, но и ростом числа промышленных предприятий. Так, к 1940 г. в России создается единая централизованная система профессионально-технического образования.
Значительную роль профессиональное образование сыграло в условиях послевоенного восстановления экономики. Положение в стране требовало расширения объемов трудовых резервов, и, следовательно, образованных рабочих. В этот период сложилась четкая система профессионального образования, которая была ориентирована на нужды экономики страны и чутко реагировала на актуальные запросы различных сфер промышленности. Стремительный научно-технический прогресс обусловил значительный интерес абитуриентов к поступлению в высшие технические учебные заведения по таким направлениям, как реактивная техника, радиолокация, атомная энергетика, электроника, автоматика и т. п.
В 1958 г. введено всеобщее восьмилетнее образование, что стало причиной роста количества училищ. В 1959 г. также начинается процесс реорганизации школ фабрично-заводского обучения и профессионально-технических учебных заведений, основанных на системе Государственных трудовых резервов СССР в профессионально-технические училища (ПТУ). В целом период после 60-х гг. характеризуется значительным увеличения числа профессиональных учебных заведений всех уровней, росло и количество студентов. К 80-м годам сложилась полноценная система профессионального обучения, включающая более 500 специальностей. Такие положительные тенденции можно было наблюдать на протяжении всего оставшегося советского периода истории нашей страны. Переломным во всех смыслах стал 1991 г., когда распался СССР. Это повлекло за собой ряд изменений, которые в конечном итоге полностью изменили всю систему образования в стране.
Значительный вклад в расширение базы профессиональных кадров внесли профессионально-технические училища, одним из которых было Яковлевское городское училище № 16. С первых лет своего существования оно готовило главным образом для развивающегося объедения «Белоблмежколхозстрой», его структурных подразделений СМУ и ПМК (передвижная механизированная колонна), которые тогда были в каждом районе Белгородской области. В исследуемый период у училища появилось еще одно базовое предприятие - Белгородский витаминный комбинат, которое трудоустраивало выпускников училища по специальности - аппаратчик витаминного производства. Молодые специалисты также пополняли трудовые коллективы сельского строительного комбината, ПМК- 3, завода монтажных заготовок, Белгородского завода металлоконструкций и других предприятий района и области.
Проведенное исследование показало, что социально-экономическое развитие Белгородской области и Яковлевского района в исследуемый период неуклонно развивались вширь и глубь. Появились новые отрасли промышленности и соответствующие им производства. В этот период был построен ОМК, началась проходка стволов Яковлевского рудника. Яковлевский район был аграрным, но в 70-ые годы стали активно развиваться промышленные предприятия, строительные и автотранспортные организации в поселке Строитель. Что привело к потребности в дополнительных кадрах рабочих специальностей. Свою лепту продолжало вносить Яковлевское СГПТУ № 16. Ежегодно стены училища покидали сотни квалифицированных специалистов, которые гарантировано находили работу по соответствующим специальностям. Это способствовало
дальнейшему развитию Яковлевский района и Белгородской области в целом.
Педагогический коллектив училища соответствовал тем высоким требованиям, которые ставили вышестоящие структуры, и в первую очередь Областное управление профессионально технического образования. Руководство училища уделяло большое внимание повышению квалификации педагогических кадров, направлению в командировки в другие учебные заведения по обмену опытом. Все это способствовало получению выпускниками высоких разрядов и квалификаций по избранным профессиям.
Общественно-политическая, спортивная и культурная жизнь коллектива училища в исследуемый период имела тенденцию к постоянному расширению, углублению и дальнейшему развитию.
1. Антология педагогической мысли Росси первой половины Х1Х в. / Сост. П.А. Лебедев. - М. : Педагогика, 1987. - 560 с.
2. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х / Сост. П.А. Лебедев. - начала ХХ в. - М. : Педагогика, 1990. - 608 с.
3. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. - М. : Изд-во АН СССР, 1956. - Т. 10. Статьи и рецензии. 1846-1848. - 474 с.
4. Головнин, А.В. Отчёт товарища министра просвещения / А.В. Головнин. - СПб.: Министерство народного просвещения, 1862. - 16 с.
5. О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения
учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств [Электронный ресурс] : Декрет СНК РСФСР. - URL:
http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_300.htm (дата обращения
16.10.2018)
6. Историческое и Топографическое описание городов Московской
губернии с их уездами [Электронный ресурс]. - М. : Печатано у содержателя типографии Губ. правления Фридриха Гиппиуса собственным его иждивением, 1787. - URL:
https://www.prlib.ru/item/416607 (дата обращения 17.10.2018)
7. Куломзин, А.Н. Опытный подсчёт современного состояния нашего народного образования / А.Н. Куломзин. - СПб., 1912. - 50 с.
8. Московские ведомости.1771,7 июня [Электронный ресурс]. - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/32654-119-7- iyunya#mode/inspect/page/2/zoom/4 (дата обращения 16.10.2018)
9. О государственных трудовых резервах СССР : указ Президиума Верховного Совета СССР № 37 // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. Сборник документов за 50 лет. - М. : Политиздат, 1967. - Т.2. 1929-1940 гг. - C. 774-775.
10. О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения [Электронный ресурс] : Постановление Совнаркома Союза ССР от 2 окт. 1940 г. - Режим доступа: http://istmat.info/node/18823 (дата обращения 16.10.2018)
11. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ) [Электронный ресурс]. - URL http://nlr.ru/e-res/law_r/descript.html (дата обращения
19.10.2018)
12. Приказ Государственного комитета Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию от 08.10.1980 г. № 600-к.
13. Приказ начальника Главного Управления трудовых резервов при
Совете Министров СССР № 265 от 29 октября 1954 года
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ggpk.ru/sveden/common.html (дата обращения 16.10.2018)
14. Сборник постановлений по МНП [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http ://elib. shpl.ru/ru/nodes/9384-rossiya-ministerstvo-
narodnogo-prosvescheniya-sbornik-postanovleniy-po-ministerstvu- narodnogo-prosvescheniya-spb-1875-1876 (дата обращения
16.10.2018)
15. Сборник статистических сведений о состоянии среднего и низшего профессионального образования в России. - СПб. : Типография А.В. Орлова, 1910. - 94 с... 130