Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор развития силы у обучающихся старшей школы на уроке физической культуры 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития обучающихся старшей школы 6
1.2 Описание силы как физического качества в современных условиях . 14
1.3 Методы и средства развития силы с применением эластичных эспандеров в старшей школе 19
Глава 2. Методы организации исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 30
Глава 3. Разработка комплекса упражнений и проверка его эффективности в педагогическом эксперименте 32
3.1 Выявление, обоснование и внедрение комплекса специализированных упражнений с использованием эластичных эспандеров на урок физической культуры 32
3.2 Выявление результативности применения специализированных упражнений с эластичным эспандером на развитие силы обучающихся старшей школы 42
Заключения 50
Список использованных источников 52
Приложение А 58
Актуальность исследования. На сегодняшний день развитие силы - это важный аспект здоровья и физического развития учащихся, в том числе старшеклассников. Физические упражнения, которые направленны на усиление мышц повышают выносливость, ускоряют метаболизм, улучшают гормональный баланс и могут помочь ученикам бороться со стрессом и тревогой. Важно отметить, что благоприятным сенситивным периодом развитии силы являются старшие классы. После выпуска из школы данное физическое качество может оказаться полезным во многих областях. Например, работа, требующая тяжелых физических усилий, а именно профессиональный спорт, работа, связанная с безопасностью населения, производство и т.д. Развитие мышечной силы - это необходимый компонент для всестороннего и гармоничного развития организма школьника. У детей старшего школьного возраста есть определенные проблемы с развитием мышечной силы, которые обусловлены социальными условиями жизни общества, неблагоприятной экологической обстановкой и снижением уровня жизни населения. В свою очередь сами школьники стали пренебрежительно относиться к физической культуре и здоровью в целом. Общей задачей в развитии мышечной силы старшего школьного возраста можно назвать повышение физической формы и улучшение здоровья.
В качестве одной из привлекательных форм приобщения подрастающего поколения к регулярным занятиям физической культурой и спортом активно пользуются популярностью тренировки с эластичными эспандерами. Помимо профессиональных спортивных тренировок эластичные эспандеры могут использоваться и для менее подготовленных спортсменов. В настоящее время эластичные эспандеры являются актуальным тренажером для занятий физической культурой в домашних условиях, так и в спортивных секциях. В сравнении со многими другими видами тренажеров, эластичные эспандеры имеют ряд своих достоинств и преимуществ. Прежде всего, простота, доступность и экономичность. В процессе занятий воспитываются необходимые физические качества: сила, выносливость, физическая работоспособность, формируются осанка и красивое телосложение. Уже в первые месяцы занятий, занимающиеся овладевают правильной техникой выполнения упражнений, что способствует более результативному росту показателей. Для достижения данной цели, необходимо разработать соответствующую программу тренировок, которая будет сочетать в себе различные виды физических упражнений.
Однако в условиях образовательного процесса, учебные программы не включают занятия с эластичными эспандерами, потому что данный тренажер широко используется у подготовленных спортсменов. Соответственно эластичный эспандер кажется более сложным и не посильным тренажером для обучающихся образовательного учреждения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучающихся старшей школы.
Предмет исследования: комплекс специализированных упражнении с эластичными эспандерами, направленных на развитие силы.
Гипотеза: предполагается, что процесс развития силы у обучающихся старшей школы на уроках физической культуры будет результативным, если внедрить в него комплексы специализированных упражнении с эластичными эспандерами.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса специализированных упражнений по развитию силы при помощи эластичных эспандеров, обучающихся старшей школы и экспериментально проверить эффективность его применения на уроке физической культуры....
Результаты исследования показали, что способность к проявлению силы является самостоятельным качеством, требующим грамотного подбора средств и методов.
1. Проведя анализ литературных источников, мы определили основные методы развития силы: метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений; метод изолированной тренировки. Основными средствами развития силы являются: упражнения с внешним сопротивлением (с упругими предметами- эластичными эспандерами, резиновыми жгутами), при этом наибольший эффект дает выполнение этих упражнений с отягощениями; изометрические упражнения, выполняемые в основном на удержание собственного тела в определенном положении в течении времени.
2. В ходе исследования, нами были выявлены и обоснованы наиболее эффективные упражнения с эластичными эспандерами для развития силы. А именно упражнения для проработки плечевого пояса, трапециевидной, дельтовидной мышцы, бицепс-трицепс, грудные мышцы, выпрямляющей мышцы позвоночник, широчайшей и ромбовидной мышц спины, шеи, для ягодичных мышц, задней поверхности бедра, четырехглавой мышцы бедра.
3. Для развития силы мы выявили и обосновали специализированные упражнения с эластичными эспандерами, затем соединили эти упражнения в один комплекс для обучающихся старшей школы. Упражнения с эластичными эспандерами для развития силы сочетались с заданиями для развития других физических качеств, в первую очередь скоростно-силовой выносливости и специальной выносливости. С первого занятия с экспериментальной группой мы начали разучивать этот комплекс, постепенно соединяя упражнения в связки. На начальном этапе разучивания на выполнение всех упражнений комплекса затрачивалось 40 минут. Выучив весь комплекс, обучающиеся выполняли его непрерывно и постепенно с увеличивающейся интенсивностью. Время выполнения снизилось до 30 минут.
4. Данные педагогического эксперимента показали более высокий прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы. Кроме того, различия результатов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента по всем тестам достоверны по методам математической статистики. Таким образом, выявленные нами упражнения с эластичными эспандерами позволяют значительно повысить результативность развития силы у обучающихся старшего школьного возраста, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
1. Ашмарин Б.А.. Сила и методика ее воспитания.- М.: Физкультура и спорт. Атлетическая видах гимнастика.- М.: уровня Просвещение. 1992. (дата обращения: 07.10.2022)
2. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: КноРус, 2019. - 368 с.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров) / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2018. - 62 с. (дата обращения: 07.10.2022)
4. Безруких М. М. и др. Б 39 Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с. (07.10.2022)
5. Бондаренко С.А., Карась Т.Ю. Физическая культура и здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе, сборник науч.- метод. конф. - Комсомольск-на-Амуре, 25 марта 2015 г. С 15 - 19.
6. Белякова Анна Михайловна, Середа Андрей Петрович, Самойлов Александр Сергеевич Опыт реабилитации спортсменов после оперативного вмешательства на ахилловом сухожилии // Клиническая практика. 2017. №2 (30). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/opyt-reabilitatsii-sportsmenov-posle- operativnogo-vmeshatelstva-na-ahillovom-suhozhilii (дата обращения: 10.10.2022).
7. Варенцова В.Е. Особенности реализации оздоровительной нагрузки для девушек старших классов с использованием фитнес-технологий // в сборнике: Физическая культура и спорт: актуальные тенденции, проблемы и пути их решения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией С.А. Романченко. Санкт-Петербург, 2022. С. 150-153. URL: https:ZZelibrary.ru/item.asp?id=49458011 (дата обращения: 07.10.2022)
8. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2016. - 156 с (дата обращения: 07.10.2022)
9. Волкова Елена Владимировна, Бахтеев Ильгам Фазылович Развитие силовых способностей у учащихся 10-11 классов на уроках физической культуры // Наука-2020. 2021. №5 (50). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-silovyh-sposobnostey-u-uchaschihsya-10- 11-klassov-na-urokah-fizicheskoy-kultury(дата обращения: 07.10.2022).
10. Гаськова Н. П., Погорелова И. Г. Показатели физического развития детей старшего школьного возраста г. Иркутска // БМЖ. 2010. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pokazateli-fizicheskogo-razvitiya-detey-starshego- shkolnogo-vozrasta-g-irkutska(дата обращения: 10.10.2022).
11. Зданевич. А.А. Бег на уроках легкой атлетики в 8 - 9 классах // Физическая культура в школе. - № 2. - 1999. - 19 с. (07.10.2022)
12. Ю.М. Кабанов, Ю.В. Недосеков, П.К. Гулидин, Д.А. Венскович, В.А. Колошкина Применение тренажерных устройств для развития двигательных способностей человека // ТиПФК. 2022. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/primenenie-trenazhernyh-ustroystv-dlya-razvitiya- dvigatelnyh-sposobnostey-cheloveka(07.10.2022)
13. Косцова Е. В., Романова Д. А. Перетренированность как аспект безопасности тренировочного процесса //Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. - 2020. - С. 119-122. (07.10.2022)
14. Кузнецова З.М., Муликова Л.Р. Улучшение подвижности суставов, занимающихся в фитнесе с эластичной лентой // В сборнике: Современные проблемы физического воспитания, спорта и туризма, безопасности жизнедеятельности в системе образования. материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова" : в 2 ч.. Ульяновск, 2022. С. 281-285. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp(дата обращения: 07.10.2022)
15. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2010. — 320 с. (07.10.2022)....(45)