ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД ДЕТСТВА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Характеристика понятий «основные движения» и «развитие
основных движений» 8
1.2. Средства и методы развития основных движений
дошкольников 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
развития основных движений детей 4-5 лет с
использованием природного материала 23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ
ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА 31
2.1. Оценка уровня сформированности основных движений
детей 4-5 лет 31
2.2. Реализация педагогических условий развития основных
движений детей 4-5 лет с использованием природного материала 38
2.3. Динамика показателей развития основных движений детей
4-5 лет в ходе опытно-экспериментальной работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Дошкольный возраст является одним из важнейших в развитии всех систем организма и их функций, становления и совершенствования основных движений, благоприятным периодом для овладения элементарными двигательными умениями и навыками.
Следует отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяется
образовательная область «Физическое развитие», актуализирующая проблему приобретения опыта детей в видах деятельности, которые способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной моторики, выполнению основных движений (ходьба, бег и т.д.), овладению подвижными играми с правилами, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Однако несмотря на осознание важности проблемы своевременного и качественного освоения детьми основных движений, анализ результатов современных исследований свидетельствует об ухудшении показателей физической подготовки выпускников детских садов. Так, в трудах ученых П.К. Анохина, Л.Д. Глазыриной, В.Т. Кудрявцева, М.А. Правдова, Т.И. Осокиной, Ю.И. Родина, Д.В. Хухлаевой и др. рассматривается проблема развития основных движений у дошкольников как жизненно необходимых, которыми он пользуется в разнообразной деятельности на протяжении всей жизни (метание, лазанье, ходьба, бег, прыжки и т.д.). Изучению основных движений также посвящены физиологические исследования В.М. Бехтерева, Л.А. Орбели, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского и др.
В современных исследованиях изучаются различные аспекты обучения основным движениям детей дошкольного возраста: Г.Л. Драндров и Д.В. Никоноров представляют теоретические и методические основы совершенствования процесса обучения основным движениям детей старшего дошкольного возраста; М.П. Мухиной представлено содержание концентрированного обучения основным движениям в процессе физического воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста; Т.В. Панской представлены организация и содержание физической подготовки и процесса формирования основных движений у детей 3-6 лет в климатогеографических условиях Крайнего Севера; А.А. Ругиной описывается методика развития физических качеств и формирования основных движений у детей 3-6 лет; Л.В. Руднева раскрывает педагогические условия формирования у дошкольников готовности к обучению двигательным действиям и др.
В ходе анализа литературы по проблеме исследования был выявлен ряд противоречий между:
- осознанием важности своевременного развития основных движений дошкольников и сохранением негативной ситуации по ухудшению показателей освоения основных движений в дошкольный период детства;
- необходимостью своевременного формирования двигательного опыта детей и отсутствием научно обоснованных подходов комплексного использования средств их физического развития у детей среднего дошкольного возраста, обеспечивающих на своевременное, в соответствии с возрастом развитие основных движений с учетом интеграции с другими видами деятельности детей;
- востребованностью научного подхода к организации процесса обучения основным движениям и отсутствием научно обоснованных педагогических условий, отвечающих актуальным задачам развития детской инициативы, активности и самостоятельности в освоении основных движений.
Таким образом, актуальность исследования позволила нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия развития основных движений дошкольников с использованием природного материала».
Проблема исследования: выявление педагогических условий развития основных движений дошкольников с использованием природного материала.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс развития основных движений дошкольников 4-5 лет.
Предмет исследования: педагогические условия развития основных движений дошкольников детей 4-5 лет с использованием природного материала.
Гипотеза исследования: развитие основных движений детей 4-5 лет будет успешным, если реализовать следующие педагогические условия, а именно:
- применение разнообразных игровых упражнений и игр (модуль «Осень золотая» из программы «Выходи играть во двор») с природным материалом, направленных на развитие самостоятельности, инициативы и творчества детей;
- актуализация приобретенного двигательного опыта выполнения основных движений с природным материалом в детско-взрослом взаимодействии (педагоги-родители-дети).
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятий «основные движения» и «развитие основных движений».
2. Рассмотреть средства и методы развития основных движений дошкольников.
3. Научно обосновать педагогические условия развития основных движений детей 4-5 лет с использованием природного материала.
4. Оценить уровень сформированности основных движений
детей 4-5 лет и выявить динамику показателей развития основных движений в ходе опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап); тестирование;
- количественный и качественный анализ результатов
исследования.
Этапы исследования:
1 этап - подготовительный (сентябрь-декабрь 2017 г.): выбор и
утверждение темы исследования, составление плана работы, изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, разработка научного аппарата исследования, определение методики экспериментальной работы.
2 этап - основной: изучение и анализ педагогической,
психологической, методической литературы по проблеме исследования, написание теоретической главы работы (январь-май 2018 г.); проведение констатирующего этапа по оценке уровня сформированности основных движений детей 4-5 лет (июнь 2018 г.), апробация педагогических условий развития основных движений дошкольников с использованием природного материала (сентябрь 2018 г. - ноябрь 2018 г.), выявление динамики
показателей развития основных движений дошкольников (декабрь 2019 г.).
3 этап - заключительный (январь-май 2019 г.): оформление результатов исследования в виде выпускной квалификационной работы; подготовка выпускной квалификационной работы к защите, подготовка статей к публикации.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 п. Октябрьский» Белгородского района
Белгородской области; 20 детей 4-5 лет (средняя группа).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В настоящее время изменения, происходящие в системе дошкольного образования, требуют от образовательных организаций ориентации на укрепление и сохранение здоровья участников образовательных отношений в целом, детей в частности. Поэтому проблема развития основных движений детей, как составляющей здорового ребенка, сегодня является весьма актуальной.
Раскрывая содержание понятий «основные движения» и «развитие основных движений», мы выяснили, что основные движения ребенка - это жизненно необходимые для него движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Развитие основных движений детей благоприятное влияет на всестороннее физическое развитие ребенка, работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает физические качества и т.д.
Проанализировав ряд исследований, выяснили, что развитие основных движений дошкольников осуществляется благодаря использованию разнообразных методов и средств. Основными методами развития основных движений детей являются имитационно-игровые упражнения, подвижные игры с элементами основных движений, моделирование двигательного поведения ребенка и т.д. К средствам развития основных движений относятся различные программы, комплексы занятий, логоритмика, карточки с графическим изображением двигательных действий и др.
В своем исследовании используем разнообразные игровые упражнения и игры, направленные на развитие самостоятельности, инициативы и творчества детей, а также актуализируем приобретенный опыт выполнения основных движений с природным материалом в детско-взрослом взаимодействии.
Цель констатирующего этапа экспериментальной работы заключалась в выявлении уровня сформированности основных движений детей 4-5 лет. Для исследования уровня сформированности основных движений детей 4-5 лет мы использовали методики, разработанные НИИ лаборатории физического воспитания под руководством И.А. Аршавского.
Оценивая уровень сформированности основных движений детей 4-5 лет на констатирующем этапе, мы выяснили следующее: исследование бега на дистанцию 30 м показало, что у 20% детей 4-5 лет отмечается высокий уровень, средний - у 60% дошкольников, у 20% дошкольников - низкий уровень; обследования прыжка в длину с места выявило, что 75% детей имеют высокий уровень, средний уровень характерен для 25% дошкольников, изучение метания на дальность показало, что у 45% детей отмечается высокий уровень, средний уровень имеют 35% дошкольников и низкий уровень характерен для 20% испытуемых, исследование равновесия - показало, что 35% детей имеют высокий уровень, средний характерен является для 35% испытуемых, низкий - для 30%, изучение координации - подбрасывания и ловли мяча показало, что средний уровень демонстрируют 10% детей, низкий уровень характерен для 90% детей.
Работа по развитию основных движений детей 4-5 лет с использованием природного материала осуществлялась согласно следующим педагогическим условиям применение разнообразных игровых упражнений и игр (модуль «Осень золотая» из программы «выходи играть во двор») с природным материалом, направленных на развитие самостоятельности, инициативы и творчества детей; актуализация приобретенного двигательного опыта выполнения основных движений с природным материалом в детско- взрослом взаимодействии (педагоги-родители-дети).
Для выявления динамики показателей развития основных движений в ходе опытно-экспериментальной работы нами проведен контрольный этап, по результатам которого выявлена положительная динамика. Порезультатам контрольного этапа сделали вывод о том, что: бег на дистанцию 30 м: у 30% детей отмечается высокий уровень, у 60% - средний уровень, средний - у 10%; обследования прыжок в длину с места: 85% детей имеют высокий уровень, средний уровень характерен для 15% дошкольников; метание на дальность: для 65% детей характерен высокий уровень, у 30% детей отмечается средний уровень, низкий уровень характерен для 5% испытуемых; равновесие - стойки на ноге: 45% детей имеют высокий уровень, средний уровень характерен для 55% дошкольников; координация - подбрасывания и ловли мяча: 5% имеют высокий уровень, средний уровень характерен для 40% испытуемых и низкий уровень отмечается у 55% детей.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа, пришли к выводу о том, что высокий уровень увеличился на 10% при исследовании бега на дистанцию 30 м, низкий уровень уменьшился на 10%; что высокий уровень увеличился на 10% при изучении прыжка в длину с места; изучение метания показало, что высокий уровень увеличился на 20%, низкий уровень уменьшился на 15%; высокий уровень повысился на 10%, средний уровень - на 20% и низкий уровень отсутствует при изучении равновесия; изучение координации показало, что появился высокий уровень, он составил 5%, средний уровень повысился на 30% и низкий уменьшился на 35%.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза исследования доказана.
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Пед. ун-та, 2008. - 351 с.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Владос, 2003. - 233 с.
3. Барабаш В.Г. Имитационно-игровые упражнения как средство развития двигательной деятельности дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 153 с.
4. Бакирова Е.В., Воронина Н.И., Коковская А.Н., Михеева Н.Б. Формирование у детей 3-4 лет основных видов движений посредством логоритмики // Сборник материалов Ежегодной международной научно¬практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - С. 496-499.
5. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
6. Быкова А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным
движениям: пособие для воспитателей детских садов. - М.:
Просвещение, 1995. - 152 с.
7. Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет: система работы. - М.: Скрипторий 2008. - 160 с.
8. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 2003. - 135 с.
9. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007652695
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Что такое игра. Игра как ведущая деятельность. Возникновение игры в ходе развития //Психология развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.
11. Гориевский В.В. Игры и развлечения [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009126426
12. Грядкина Т.С. Педагогические условия оптимизации обучения детей шестого года жизни основным движением в детском саду (прыжки, метание, лазанье): автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Ленинград, 1991. - 19 с.
13. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., 2012. - 287 с.
14. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник. - М.: ВЛАДОС. 2008.
- 436 с.
15. Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/2499267/... 55