ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ 8
ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
1.1. Подходы к изучению феномена адаптации в психологии 8
1.2. Характеристика детей с ограниченными возможностями
здоровья 16
1.3. Специфика адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательной
организации 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Результаты и их обсуждение 47
2.3. Содержание работы по программе психологического сопровождения
процесса адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве школы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 73
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 84
Приложение 3. Результаты статистической обработки полученных данных 88
Приложение 4. Программа психологического сопровождения процесса социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве школы «Мир вокруг нас» 91
Актуальность темы исследования. Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды - сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками.
Очевидно, что наиболее значительные затруднения вызывает у такой категории учащихся проблема их адаптации, интеграции в социум. Ведь наличие заболевания оказывает специфическое влияние на психическое развитие детей, снижает их конкурентоспособность и осложняет процесс психологической адаптации.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в большей степени, чем здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать. Особенности развития личности ребенка-инвалида и различные ограничения, которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях общеобразовательной школы часто бывает затруднено.
Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении, по адаптированным программам, разработанным с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Изучение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья представлено исследованиями теоретико-методологического характера, в которых раскрываются сущность и особенности социальной адаптации (работы А.И. Ковалевой, Л.Б.Корель, П.С. Кузнецова, A.B. Петровского, М.В. Ромма, Р. Нисбетта, Р. Парка и др.), социально-психологические особенности детей с ОВЗ (О.Н. Потапова, ЛА. Потылицына, Л.Б. Ярская- Смирнова, Е.В. Конева и В.К. Солондаев, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, М. Фриковски и В.П. Столбов), особенности социальной адаптации детей с ОВЗ (Б.В. Белявский, Ю.А. Блинков и Е.А. Губарев, Н.Ф. Дементьева и A.B. Кораблев, A.B. Лапотников и Ю.А. Петров, Ф.В. Бородулина, Н.Ф. Дементьева, А.И. Ковалева, М.Н. Реут, О.Н. Потапова, ЛА. Потылицына, А.З. Свердлов, О.Н. Юлдашева).
В связи с вышеизложенным, важно организовать процесс социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
Таким образом, проблема нашего исследования: каковы особенности психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве школы?
Целью исследования является выявление особенностей психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве школы.
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации детей в образовательном пространстве школы.
Предмет исследования: психологическое сопровождение процесса социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве школы.
Гипотеза исследования:
1. Дети с ОВЗ по сравнению с детьми с нормативным развитием показывают сниженный уровень социально-психологической адаптации.
2. Разработанная с учётом особенностей развития и специфики социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ Программа психологического сопровождения процесса адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы будет способствовать повышению уровня их социально-психологической адаптации.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ по проблеме адаптации в отечественной и зарубежной психологии;
2) дать психолого-педагогическую характеристику детей
с ограниченными возможностями здоровья;
3) провести исследование особенностей социально-психологической адаптации обучающихся с ограниченными возможностями;
4) разработать программу психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве школы и доказать её эффективность.
Методы исследования: организационный (сравнительный), метод сбора эмпирических данных (опросный метод), обработки данных.
Методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, критерий Вилкоксона.
В качестве методик были использованы следующие:
1. Анкета для учителей «Оценка социально-психологической адаптации детей с ОВЗ» (автор Э.М. Александровская), направлена на изучение уровня социально адаптации у детей с ОВЗ.
2. Проективный рисуночный тест «Дерево» (автор Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко), предназначен для оценки успешности социальной адаптации ребенка и ее содержательных характеристик.
3. Тест «Социометрия» (автор Дж. Морено) для диагностики эмоциональных связей между одноклассниками.
4. Методика «Фильм-тест»(автор Рене Жиль) для изучения социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик.
Теоретической основой исследования являются деятельностный подход к изучению личности (Л.С. Выготский, М.И. Кондаков, А.Н. Леонтьев, А.И. Наумов, М.М. Поташник, С.Л. Рубинштейн, П.И. Третьяков); концептуальные положения о специфике процесса обучения и обучаемости детей с проблемами в развитии (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова, H.A. Менчинская, Э.И. Мещерякова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина); концепции интегрированного и инклюзивного образования (Г. Банч, Н.В. Борисова, Т. Бут, Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, С.Н. Прушинский, Е.Р. Ярская-Смирнова).
База и выборка исследования. Исследование осуществлялось на базе МБОУ «Прелестненская СОШ» Белгородской области, Прохоровского района. Всего в исследовании участвовало 80 обучающихся начальных классов, из них 7 детей с ограниченными возможностями здоровья, и педагоги школы в количестве 5 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются особенности социальной адаптации, что проявляется в снижении эмоциональных связей, недостаточной адекватности поведения, отгороженности и в целом, низком ее уровне относительно детей с нормативным развитием.
2. Процесс социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы зависит от особого способа взаимодействия объектов образовательного процесса, при котором происходит развитие обучающихся с ОВЗ.
3. Программа психологического сопровождения процесса адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы, построенная с учетом выявленных особенностей адаптации обучающихся с ОВЗ, будет способствовать повышению уровня их социально -психологической адаптации.
Теоретическая значимость работы заключается в получении новых данных о социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы.
Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью их использования в практике коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа психологического сопровождения процесса адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы может быть использована при развитии детей с разными стартовыми возможностями.
Апробация и внедрение результатов исследования: Результаты исследования применяются в работе педагогических работников и психологической службы МБОУ «Прелестненская СОШ».
Апробация приведена в научной статье «Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве школы», в материалах международной конференции «Научные разработки: евразийский регион» (30.01.2019 год).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной источников, содержащего 57 наименований, 4 приложений. Объем работы составляет 66 страниц.
Актуальным направлением психолого-педагогических исследований является изучение особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и условий их интеграции в образовательную среду, организации и содержания инклюзивного образования, моделирования образовательной среды для реализации инклюзивного образования. Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Дети с ОВЗ имеют проблему социальной дезадаптации, связанной с нарушениями психофизиологического развития и социализации. Сущность детской инвалидности заключается в затруднениях формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности, что является серьезной проблемой.
Адаптацию в инклюзивной образовательной среде мы рассматриваем как активный с точки зрения субъекта процесс, предполагающий взаимодействие личности и среды, в ходе которого происходит развитие новообразований личности. Развитие происходит в условиях рассогласования требований среды и возможностей личности, порождающего восприятие личностью происходящего как трудной ситуации. Адаптация направлена на преодоление рассогласований, которое осуществляется за счет осознанного использования адаптационных ресурсов личности и возможностей среды. В данном контексте социальная адаптация в инклюзивной образовательной среде предполагает адаптационные взаимодействия ее участников с образовательной средой в процессе преодоления трудных ситуаций, основанные на включенности в среду ресурсов и возможностей для адаптации, а также на осознании личностью этих ресурсов, на способности к их использованию и наработке. Особенность процесса адаптации характеризуется психологическими свойствами индивида, наряду с уровнем его развития, как личности на фоне совершенствования механизмов по регуляции личностной деятельности и поведения.
Для выявления особенностей адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве школы мы провели исследование, которое осуществлялось на базе МБОУ «Прелестненская СОШ» Белгородской области, Прохоровского района. Всего в исследовании участвовало 80 обучающихся начальной школы, из них 7 детей с ограниченными возможностями здоровья (1 класс девочка с ЗПР, мальчик с ТНР; 2 класс мальчик с ЗПР; 3 класс мальчик с ТНР;4 класс 2 девочки с легкой умственной отсталостью, 1 девочка с ЗПР), педагоги школы в количестве 5 человек ( классные руководители 1- 4 классов, социальный педагог).
Нами было выявлено, что социально-психологическая адаптация детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы имеет свои особенности, а именно: дети с ОВЗ, по сравнению с детьми с нормативным развитием, показывают сниженный уровень социально-психологической адаптации.
Нами была составлена и реализована программа для повышения социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
После реализации программы была проведена итоговая диагностика социально-психологической адаптации детей с ОВЗ. Сравнительный анализ результатов, полученных во время констатирующего и контрольного этапов эксперимента, позволили сделать выводы о повышении уровня социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
Исследование показало, что наша гипотеза о том, что дети с ОВЗ по сравнению с детьми с нормативным развитием показывают сниженный уровень социально-психологической адаптации и то, что разработанная с учётом особенностей развития и специфики социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ Программа психологического сопровождения процесса адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы будет способствовать повышению уровня их социально-психологической адаптации, подтвердилась.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В дальнейшей разработке нуждаются следующие вопросы: диагностика уровня и особенностей социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в зависимости от нарушения их развития (слух, зрение, ДЦП и т.д.) и внедрение эффективного управления социально-психологической адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом соблюдения соответствующих критериев оптимальности и использования специальных адаптационных технологий.
1. Алексеевских, Д. Ю. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочное время [Текст] / Д. Ю. Алексеевских. - Москва :Владос, 2005. - 225 с.
2. Бабиева, Л.Г. Педагогические условия социальной адаптации детей [Текст] / Л.Г. Бабиева. -Москва :Логос, 2008. - 22 с.
3. Барцаева, Е.В. Моделирование процесса адаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования [Текст] / Е.В. Барцаева//
Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. 2016. - С. 359 - 363.
4. Басилова, Т.А. Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья [Текст] / Т.А. Басилова, И.В. Моисеева, Е.А. Саприна, А.Ю. Хохлова // Психологическая наука и образование. - 2010.- №2. - С. 82-90
5. Березин, Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности. Структура, основы интерпретации, некоторые области применения [Текст] / Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, Е.Д. Соколова. - Москва :Знак, 2011. - 318 с.
6. Бондаренко, И.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограничен¬ными возможностями здоровья: Методические рекомендации [Текст] / И.М. Бондаренко, А.М. Ковешникова. -Москва : Речь, 2012. - С. 22 - 36.
7. Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии: книга для
учителя[Текст] / М. И. Буянов. -Москва : Просвещение, 1986. - 208 с.
8. Аршавский, В. В. Поисковая активность и адаптация [Текст] / В. В. Аршавский, В. С. Ротенберг. - Самара: Литагент «Ридеро», - 2015. - 193 с.
9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А.
Власова, М.С. Певзнер.-Москва : Просвещение, 2000. - 176 с.
10. Выготский, Л.С. Вопросы трудовой и общественной деятельности выпускников специальных школ [Текст] / Л.С. Выготский.- Москва : Академия, 1999.- 217 с.
11. Гилевич, И.М.Если ребёнок со сниженным слухом учится в массовой школе [Текст] / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова//Дефектология. - 1995.- № 3.- С.24 - 28.
12. Головчиц, Л.А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих детей [Текст]/ Л.А. Головчиц// Дефектология. -
1991. - № 2. - С.45 - 52.
13. Горелова, А.Ю. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.Ю. Горелова. - Москва : Аспект Пресс, 2013. - 132 с.
14. Дрожжина, А.М. Исторические аспекты современного подхода к проблемам людей с ограниченными возможностями по здоровью [Текст] / А.М. Дрожжина // Научная гипотеза. - 2018. - № 9. - С. 72-80.
15. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Егорова - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
16. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми [Текст] / М.В. Ермолаева. - Москва : Институт практической психологии, 2001. - 138 с.
17. Загорянская, М. Е. Эпидемиология нарушений слуха у детей [Текст] /М. Е. Загорянская, М. Г. Румянцева // Дефектология. - 2005. - №6.- С. 35 - 40.
18. Ибрагимова, Р. Ю. Трудности школьной адаптации детей с нарушениями слуха / Р.Ю. Ибрагимова// Дефектология. - 2010. - № 7 - С.17 - 18.
19. Истомина, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. А. Истомина, М. И. Саввиди. - Москва :Логос, 2015. - 175 с.
20. Коберник, Г.Н. Введение в специальность дефектология [Текст] / Г.Н. Коберник. - Киев: Высшая школа, 2004. - 144 с.
21. Колосова, О.И., Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок [Текст] / О.И. Колосова. - Москва : Знак, 2012. - 116 с.
22. Кон, И.С. Ребенок и общество: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.С. Кон. - Москва : Академия, 2003. - 336 с.
23. Куклина, О.В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ О.В. Куклина// Слагаемые педагогической практики. - 2017. № 2. - С. 124 - 128.
24. Кулакова, Е. В. Социальная интеграция обучающихся с нарушениями слуха специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений: Методическое пособие [Текст] / Е.В. Кулакова, М. М. Любимова.- Москва : Речь, 2013. - 215 с.
25. Куложенкова, М. К. Надомное обучение в школе глухих [Текст] / М.К.Куложенова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 66-71.
26. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст] / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов .-Москва : Логос, 2011. - 173 с.
27. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений [Текст] / В.В. Лебединский. - Москва : Академия, 2003. - 144 с.
28. Леонгард, Э.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха)[Текст]: Серия «Инклюзивное образование» / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - Москва : МГППУ, 2011. - 342 с.
29. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клин. психология» / А.Н. Леонтьев. -Москва : Логос, 2009. - 134 с.
30. Лодыгина, И.А. Инклюзивное образование в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.А. Лодыгина//
Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. - 2016. - № 5. - С. 236-241.
31. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие / В.И. Лубовской.- Москва : Дрофа, 2003. - 422 с.
32. Маллер,А.Р.Помощь детям с недостатками развития [Текст]: Книга для родителей / А.Р. Маллер. - Москва : АРКТИ, 2006. - 72 с.
33. Мудрик, В. А. Социальная педагогика [Текст] / В.А. Мудрик. -
Москва : «Академия», 2007. - 224 с.
34. Небылицын, В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / В.Д. Небылицын. - Москва : Наука, 1976. - С. 208 - 229.
35. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. [Текст]: Учеб. - метод. комплекс, 2-е изд, стереотип/ Т.Г.Неретина. - Москва : Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 220 с.
36. Николаева, Л.П. Психологические особенности проектирования образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями в здоровье [Текст] / Л.П.Николаева// Наука и общество. - 2014. № 2. - С. 219-221.
37. Пеннин, Г.Н. Воспитание учащихся с ОВЗ [Текст] / Г.Н. Пеннин, Л.В. Кораблева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2006. - 352с.
38. Плахова, Т. В. Система работы по социальной адаптации слабослышащих детей [Текст] / Т. В. Плахова, Л.В. Дмитриева //Дефектология.- 2010. № 3. - С. 45 - 46.
39. Плахова, Т. В. Социальная адаптация детей с ОВЗ / Т.В. Плахотова// Дефектология. - 2010. - № 2. -С. 12 - 15.
40. Психология глухих людей[Текст]/ под редакцией И. М. Соловьева, Шиф Ж.И. -Москва : Педагогика, 1971. - 448 с.
41. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения [Текст]/ под ред. Т.В.Розановой. - Москва : Педагогика, 1991. - 174 с.
42. Розанова, Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей [Текст] /Т.В. Розанова, И.М. Соловьев. -Москва : Просвещение, 2001. - 53с.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии[Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2012. - 713 с.
44. Рязанова, Е.Л. Семья как источник развития личности глухого дошкольника [Текст] / Е.Л. Рязанова// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 95-100.
45. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г.Селье. -Москва :Внеда,
1992. - 109 с.
46. Синяк, В.А. Особенности психического развития глухого ребенка [Текст] / В.А. Синяк, В.В. Нудельман. -Москва : Просвещение. - 2001. - 161 с.
47. Тараканова Л.Б., Социализация детей с ОВЗ [Текст]/ Л.Б. Тараканова// Дефектология. - 2012.- №6 - С. 45 - 47.
48. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста[Текст] / Г.Е. Сухарева.- Москва : Медицина, 1965. - 337 с.
49. Терехина, И.О. Организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и реализация [Текст] / И.О. Терехина// Духовно-нравственная культура в высшей школе: 1917 -2017 гг. - осмысление истории. - 2017. - С. 174-178.
50. Трофимова, В.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде [Текст]: монография / В.И. Трофимова.- Самара Современные
образовательные технологии, 2011. - 102 с.
51. Файзвулина, С. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С.В. Файзвулина. - Москва : Наука, 2012. - 80 с.
52. Филипович, Е.И. Психологическое здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Е.И. Филипович, К.М. Проскурня// Психологическое здоровье личности: теория и практика. - 2016. - № 2. - С. 199 - 200.
53. Черепкова, Н.В. Психологическая характеристика детей с ОВЗ [Текст] / Н.В. Черепкова, В.В. Гурина.- Москва : Речь, 2013. - 169 с.
54. Чуракова, Н.В. Адаптация к условиям школьного обучения как критерий нормативности социального здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.В. Чуранова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. - 2014. № 1. - С. 84 - 87.
55. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст]: учебное пособие / Н.И. Шевандрин. - Москва : ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
56. Шеховцова, Т.С., Родионова Е.С. Проблема психологического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] / Т.С. Шеховцова, Е.С. Родионова // Психологическое здоровье личности: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 365 - 367.
57. Шилова, М.И. Социализация и воспитание личности школьника в
педагогическом процессе [Текст]: Учебное пособие: Изд. второе,
переработанное и дополненное / М.И. Шилова. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 218 с.