ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 10
^Профессиональная компетентность педагога дошкольного
образования в сфере общения с родителями воспитанников: понятие, сущность, структура, критерии 11
1.2. Изучить состояние проблемы развития профессиональной
компетентности педагога дошкольного образования в сфере общения с родителями воспитанников в современных научных исследованиях 17
1.3. Выявить и обосновать организационно - методические условия
развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере общения с родителями воспитанников 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 37
2.1 Диагностика уровня развития профессиональной компетентности
педагогов дошкольного образования в сфере общения с родителями воспитанников 37
2.2.Реализация организационно-методических условий по
формированию профессиональной компетентности педагогов в сфере общения с родителями воспитанников 52
2.3 Динамика сформированности профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в сфере общения с родителями воспитанников 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Проблема развития профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в сфере общения с родителями воспитанников в условиях современной социокультурной ситуации является одной из важнейших проблем, грамотного и эффективного взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель». Такое взаимодействие возможно лишь при условии модернизации всей системы дошкольного образования в целом, качественной перестройке принципов, методов и приемов обучения и воспитания, а также поиска новых интегрированных подходов, педагогических технологий и механизмов содействия формированию целостной личности каждого ребенка» (14, с.6).
«Профессиональная компетентность - совокупность общечеловеческих и профессиональных установок, которые позволяют педагогу справляться с возникающими в педагогическом процессе ДОО ситуациями, решая которые он способствует совершенствованию, уточнению и практическому решению задач воспитания и развития ребенка совместно с родителями воспитанников» (2, с.37).
Профессиональная компетентность специалистами определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, которые позволяют воспитателю справляться с возникающими в педагогическом процессе ДОО ситуациями, решая которые он способствует совершенствованию, уточнению и практическому решению задач воспитания и развития ребенка совместно с родителями воспитанников.
Развитие профессиональной компетентности педагогов достаточно широко освещаются в психолого-педагогической литературе: исследуются условия эффективности формирования у педагогов профессиональной компетентности (Л.А. Башарина, Н.Е. Костылева, Н.Н. Лобанова, Е.В. Прозорова), рассматриваются теоретические основы повышения компетентности педагогов (В.А. Адольф, В.П. Бездухов, И.О. Котлярова),
раскрываются проблемы диагностики профессиональной компетентности и педагогического мастерства (Л.А. Башарина, М.И. Лукьянова), изучаются вопросы формирования различных составляющих профессиональной компетентности: формирование социальной и коммуникативной компетентности педагога (Н.Н. Ершова, Л.М. Митина), 4 определяются пути, средства и способы развития профессиональной компетентности педагогов (Г.И. Захарова, Ю.А. Конев, Г.М. Соломина, В.И. Юдин).
«Основным содержанием деятельности педагога является общение, субъектами которых являются родители, дети и педагоги. Компетентность и профессионализм педагогов дошкольного образования в общении с родителями детей дошкольного возраста определяется его способностью эффективно организовывать процесс взаимодействия, общения с родителями, умением учитывать интересы родителей воспитанников, их потребности и использовать современные методы и формы организации процесса общения» (14, с. 58).
«Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» родителям принадлежит приоритетная роль в воспитании ребенка, при этом внимание акцентируется на том, что педагоги дошкольного образования призваны оказывать помощь родителям» (1, с. 30).
«В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные принципы дошкольного образования. Одним из них является сотрудничество дошкольной организации с семьей (п.1.4, ч.5). В стандарте так же закреплена задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьям и повышения компетентности родителей в вопросах образования и развития детей. В «Профессиональном стандарте педагога» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденном Приказом 5 Минтруда России от 17.10.2013 № 544н, указано, что с целью решения образовательных задач воспитатель должен уметь строить партнерское взаимодействие с родителями воспитанников раннего и дошкольного возраста, использовать средства и методы для психологического и педагогического просвещения родителей» (3, с. 52).
Актуальность исследования обусловлена тем, что профессиональная компетентность является одной из важных составляющих профессионализма любого человека. Изменения, происходящие в системе дошкольного образования, выдвигают вопросы, связанные с формированием профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, на одно из первых мест, поскольку профессиональная компетентность педагога является неотъемлемым условием эффективной организации общения с родителями воспитанников.
Это обусловило выбор темы исследования «Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в сфере общения с родителями воспитанников ».
Вместе с пониманием актуальности данной проблемы выделяют ряд противоречий;
• требованиями общества к оперативному решению вопросов сотрудничества педагогов дошкольной организации и родителей, обеспечивающего создание единого образовательного пространства и существующим уровнем подготовки педагогов к решению этой задачи;
• наличием научных разработок по теме исследования и недостаточной разработанностью организационно-методических условий развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере общения с родителями воспитанников.
Сложившееся противоречие позволяет определить проблему исследования которая заключается в определении организационно-методических условий развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере общения с родителями.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в сфере общения с родителями воспитанников.
Предмет исследования: организационно - методические условия развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере общения с родителями воспитанников .
Гипотеза исследования: развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере общения с родителями будет эффективной при соблюдении следующих организационно - методических условий:
- развитие готовности педагогов к осуществлению просвещения, взаимодействия и диагностике результативности в работе с семьёй;
- построение методической работы в дошкольной образовательной организации будет направлено на формирование личностного, содержательного и деятельностного компонентов профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников;
- развитие мотивации к активному участию в общении педагогов и родителей воспитанников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) .Рассмотреть понятие, сущность, структуру, критерии
профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере общения с родителями воспитанников .
2) .Изучить состояние проблемы развития профессиональной
компетентности педагога дошкольного образования в сфере общения с
родителями воспитанников в современных научных исследованиях.
3) Теоретически обосновать и апробировать организационно -
методические условия развития профессиональной компетентности педагога дошкольной организации в сфере общения с родителями воспитанников.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: анализ научной педагогической и психологической литературы, анкетирование, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в разработке проблемы развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере общения с родителями воспитанников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
-уточнено понятие « компетентность», «компетентностный подход» /{компетентность педагогов дошкольного образования» и« компетентность педагогов дошкольного образования в сфере общения с родителями воспитанников»;
- выявлены и обосновании организационно-методические условия развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере общения с родителями воспитанников
Практическая значимость исследования состоит в обосновании организационно-методических условий развития профессиональной компетентности педагогов в сфере общении с родителями воспитанников, которые могут быть использованы для повышения эффективности процесса управления дошкольной образовательной организацией. Результаты и основные положения исследования могут использоваться в практике развития профессиональной компетентности педагогов в сфере общении с родителями воспитанников.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 г. Белгород
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2016 по 2019 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (2016 - 2017 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий. Изучались философская, психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания по исследуемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2017 - 2018 гг.). Реализация экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий этапы.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2018-2019 гг.). заключительный: анализ результатов исследования, систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, публикация основных идей и положений исследования оформление магистерской диссертации, определение дальнейших перспектив исследования.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет : социально-философские теории и положения о феномене профессионализма (Е.А. Жукова и др.); принцип единства теории и практики; психолого-педагогические положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Принципиальную роль в обосновании стратегии исследования имели личностно-деятельностный подход к процессу профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров (С.Г. Верпшовский, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина и др.); положение о ведущей роли общения в профессиональной деятельности педагога (В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев).
Магистерская работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Содержание магистерской диссертации. Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая и теоретическая основа, рассматриваются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе раскрыты понятия ,сущность, структура и критерии профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере общения с родителями воспитанников, рассмотрено состояние проблемы развития профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в сфере общения с родителями воспитанников, обоснованы организационно-методические условия развития профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в сфере общения с родителями воспитанников.
Во второй главе дана оценка уровня сформированности компетентности педагога дошкольной образовательной организации в сфере общения с родителями, представлены результаты апробации организационно- методических условий развития компетентности педагога дошкольной образовательной организации в сфере общения с родителями воспитанников, проведен анализ результатов экспериментальной работы.
В заключении даются общие выводы исследования, в которых подтверждается гипотеза исследования, согласно которой развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере общения с родителями детей будет эффективным при определенных организационно-педагогических условиях. Приложение содержит практические материалы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию и внедрены в практику работы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 23 г. Белгорода.
Результаты исследования докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Фундаментальные основы развития науки и образования». Тема доклада: «К проблеме формирования профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в сфере общения с родителями воспитанников»;
Международной научно-практической конференции «Современное образование: актуальные вопросы и инновации». Тема доклада:
«Профессиональная компетенция педагога как условие эффективного взаимодействия с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации».
Нашли свое отражение в научных статьях;
1) . «К проблеме формирования профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в сфере общения с родителями воспитанников». Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». - 2018.-340 с., С. 224 - 227.,
2) . «Профессиональная компетентность педагога как условие эффективного взаимодействия с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации». Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение».-2018. - 150 с., С. 20 - 24.
В ходе исследования было установлено, что проблема формирования профессиональной компетентности воспитателя в общении с родителям в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций является актуальной, и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить понятие "компетентность", "компетентностный подход" "профессиональная компетентность", которое мы рассматриваем как многофакторное явление, которое включает в себя систему теоретических знаний педагога, способов применения полученных знаний в конкретных ситуациях педагогической деятельности, ценностные ориентации педагога, интегративные показатели его культуры (стиль общения, речь, отношение к себе и собственной деятельности, к смежным областям знания и т.д.). При этом методическая работа с использованием активных методов обучения является одним из ведущих средств развития и повышения профессиональной компетентности педагога в общения с родителям воспитанников, а также вызывает высокую активность педагогов, повышает интерес, создает условия для развития и закрепления профессиональных умений, знаний и навыков, совершенствует умения для разрешения реальных проблем в процессе общения с родителям.
В работе представлена разработанная комплексная диагностика сформированности профессиональной компетентности педагога в общении с родителям воспитанников. Выделены критерии (содержательный, деятельностный, личностный), показатели, диагностические методики, уровни сформированности профессиональной компетентности педагога в общении с родителями (низкий, средний, высокий). Выявлена необходимость организации целенаправленной организационно-методической работы, направленной на развитие у педагога профессиональной компетентности в общения с родителям.
В ходе исследования определено и доказано, что формирование профессиональной компетентности педагога в общении с родителям проходит успешно при реализации целенаправленной организационной - методической работы через организацию обучения педагогов на основе использования активных форм обучения в соответствии с образовательными запросами воспитателей, ориентацией на их прошлый и настоящий опыт. Обосновано, что формирование профессиональной компетентности воспитателя в общении с родителям представляет собой поэтапный процесс, обеспечивающий овладение компонентами профессиональной компетентности: содержательного, деятельностного, личностного.
Определено влияние профессиональной компетентности воспитателя на эффективность общения с родителям воспитанников. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду ее многоплановости. Перспектива дальнейшей работы может быть посвящена изучению психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность общения и взаимодействия педагога с родителям детей дошкольного возраста.
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №32266-1 (с изменениями внесенными Федеральным законом от Закона РФ «Об образовании» 08.11.2010 г. №293-ФЗ и вступившими в силу 01.01.2011 г.), от 10.07.2012 г. №111-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""
5. «Квалификационная характеристика должностей работников образования», утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011).
6. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р,
7. Модельный закон «О просветительской
деятельности», Постановление №20-15от 7 декабря 2000 г
8. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. - М.: [Текст]
Просвещение, 2008. - 208 с
9. Арутюнов Ю. С. Методика разработки конкретных ситуаций: Метод. Рекомендации. [Текст] — М.: Винити, 1980. — 44с.
10. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? -М. [Текст], 1993.-208 с. 28.
11. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. С.Ю. Бубнова, В.А. Андриеш. - Санкт-Петербург: [Текст] «Детство-пресс» 2010г - 176 с.
12. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. //[Текст] Дошкольное воспитание. 2008. № 3. С. 15 - 17.
13. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. [Текст] — Екатеринбург, 1992. - 218 с.
14. Бездухов, В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя [Текст] / В.П. Бездухов, С.Е. Мишина, О.В. Правдина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - 132 с.
15. Безрукова B.C. Педагогика: [Текст] Учебник. — Екатеринбург, 1996 — 46 с.
16. Бедерханова .В.П Совместная проектированная деятельность,как средство развитие детей и взрослых// Развитие личности. [Текст] - 2000. - №1.- С.24-29.
17. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. [Текст] Творческий центр. М., 2015.
18. Белкин А.С., Нестеров В.В. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие. Екатеринбург[Текст] : Центр «Учебная книга», 2003.
19. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. [Текст] - 2010. - № 2. - С.54-58.
20. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] - М. Мозаика-Синтез, 2010 - 214 с.
21. Вершловский С.Г. Родительский всеобуч: от побед к бедам или наоборот? //[Текст] Народное образование. 2007. - № 8. - С. 118 -120.
22. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. [Текст] — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
23. Вершловский С.Г. Социальные проблемы воспитания молодежи. [Текст] - Л.:Знание, 1976 - 38 с.
24. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. [Текст] - М.: Айрис - пресс, 2008. - 192с.
25. Давыдова О. И., Майер А. А./ Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями//ДЕТСТВО- ПРЕСС. [Текст] -2012.
26. Данилина Т.А. Интеграция работы в ДОУ с семьей/ Т.А. Данилина// Управление ДОУ. [Текст] - 2002.-№4.- С. 18-28
27. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
28. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи/ В.П. Дуброва.- Минск [Текст] : БГПУ, 1997. 74с.
29. Данилина Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей //[Текст] Управление ДОУ. 2002. - № 4. - С. 18-28.
30. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А -[Текст] М.: Мозаика-Синтез, 2007
31. Демин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. [Текст] - 2000. - № 4. - С. 35
32. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. [Текст] Минск, 2005. - 74 с.
33. Жукова Е.А. Профессионализм: социально-философский аспект: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. [Текст] Томск, 2002. -22 с.
34. Западаева М. Б. Эффективное взаимодействие учителя
с родителями учащихся: теоретический аспект // Социальная педагогика. [Текст] — 2014. — № 3. — С.112-119.
35. Зверева О.Л. Родительское собрание в ДОО / О.Л. Зверева, Т.В. Кротава.-М.:Айрис-пресс ; Айрис-Дидактика, [Текст] 2009.-121с.
36. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
37. Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. [Текст] М.: ГПИ, 2003. - 40 с.
38. Иванов, Д.А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. [Текст] - М.: Чистые пруды, 2007. - 32с.
39. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] Издательство: Просвещение, 1987 г.
40. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]//http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok2dlya-roditeley-v-detskom-sadu
41. Корниенко Н.В. Взаимодействие дошкольной образовательной учреждений и семьи в контексте системного средового подхода: автореферат. дис., канд. пед. наук./ Н.В. Корниенко.- Красноярс, [Текст] 1998.-18с.
42. Кротова, Т.В. Комарова, О.А. Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, [Текст] 2008, № 3 с.70 - 73
43. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. [Текст] — М.: Academia, 2007. - 256 с.
44. Корниенко Н.В. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в контексте системного средового подхода: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. [Текст] Красноярск, 2008. -18 с.
45. Крупина, И. Педагогическое просвещение родителя: формы работы педагогического коллектива с родителями [Текст] / И. Крупина // Воспитание школьников. 2001. № 1. С. 18-20.
46. Кулюткин Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащихсявечерних школ: Самоорганизация познавательной деятельности личности какоснова готовности к самообразованию / Ю.Н. Кулюткин, Т.С. Сухотская. [Текст] - М.:Педагогика, 1997 - 152 с.
47. Кучергина, О.В. Планирование методической работы в ДОУ / О.В. Кучергина // Управление ДОУ: науч.-практ. журн. [Текст] 2007. № 8. С. 37-47.
48. Кушев, А.К. Организация психолого-педагогического сопровождения родителей в образовательном учреждении / А.К. Кушев // Семья. Семейная политика. Помощь семье: материалы междунар. науч.-пед. конф. 2008 г[Текст]. Волгоград: Изд-во ВГПУ, 2009. С. 20-25.
49. Лобанов. А.А. - Основы профессионально педагогического общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений (Высшее образование) [Текст] М.: ИЦ Академия, 2004г
50. Луценко Л.И. Развитие коммуникативной компетентности руководителя в процессе повышения его квалификации как важное условие модернизации российского общества//Вестник Тульского филиала Финуниверситета. [Текст] 2015. № 1. С. 227-228.
51. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. [Текст] 2007. № 1. С. 15 - 21.
52. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. [Текст] 2007. № 1. С. 8 - 14.
53. Метенова, Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования / Н.М. Метенова // Начальная школа: [Текст] плюс - минус. 2001. № 8. С. 57-67.
54. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Под общ. ред. Л. М. Митиной. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. [Текст].: — М.: Академия, 2005.
55. Морева, Н. А. Тренинг педагогического общения[Текст]: учеб.пособие для вузов / Н.А. Морева. [Текст].: - М.: Просвещение, 2009. - 304 с.
56. Молчанов, С.Г. Проектирование инновационной методической работы / С.Г. Молчанов // Управление ДОУ: [Текст] науч.-практ. журн. 2007. № 7. С. 25-29.
57. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. [Текст] — М.: Ин-т Практической психологии, 1997. С. 324.
58. Недосека, О.Н. Исследование профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения / О.Н. Недосека // Психология обучения. [Текст] 2008. № 11. С. 67-80.
59. Новоселова, Л.П. Система работы с начинающими методистами ДОУ / Л.П. Новоселова // Управление ДОУ: [Текст] науч.-практ. журн. 2007. № 2. С. 14-18.
60. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. [Текст] М.: Академия, 2004. 222 с.
61. Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы: учебное пособие / П.Д. Павленок. [Текст] - Москва: Издательский дом «ИНФРА-М», 2011. - 267 с.
62. Панарин А.И. Многоуровневое педагогическое образование // Педагогика, [Текст].: 1993 - №1. - С. 12-16.
63. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. [Текст] М.: Сфера, 2009. 48 с.
64. Пашкевич, Т.Д. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ / Т.Д. Пашкевич, В.В. Петрусевич // Управление дошкольным образовательным учреждением: [Текст] науч.-практ. журн. 2010. № 3. С. 8¬
12.
65. Панкова Е.П. Повышаем профессиональную компетентность воспитателей. // Управление дошкольным образовательным учреждением. [Текст] 2008. № 8. С. 28 - 33.
66. Педагогическое просвещение родителей / В.Г. Рындак и др. ; ГОУ ВПО «Оренбург. гос. пед. ун-т». [Текст] Оренбург: РЦРО, 2009. 205 с.
67. Петровская, Л.А. Общение - компетентность- тренинг:? Избранные труды / Под ред. О.В.Соловьевой. [Текст] - М.: Смысл, 2007.¬560с.
68. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / Под ред. И.В. Дубровиной. [Текст] - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
69. Самоукина, Н.В. Психологический тренинг для учителя. - 2-е изд. / Н.В. Самоукина. [Текст] - М.: Психотерапия, 2006. - 192 с.
70. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи
[Электронный ресурс]
//http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovrem ennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1 -0-105
71. Современные формы работы с родителями [Электронный ресvрс]//http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
72. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
73. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. [Текст].: - 3-е изд. - М.: Школа - Пресс, 2000 - 512 с.
74. Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. [Текст].: — Л.: Издательство ЛГУ, 1976. — 120с.
75. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]//http://dob. 1 september.ru/articlef.php?ID=200700502
76. Общение педагога с родителями в ДОУ. О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М[Текст].: Творческий центр «Сфера», 2005,
77. Романова, И. Диалог взрослых в детском саду:ст 9. Структурное содержание методической работы с педагогами ДОУ / И. Романова // Дошкольное воспитание. [Текст] 2011. № 12. С. 81-87.
78. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. [Текст] — М.: Больш. рос.энцикл., 1999. - 427 с.
79. Теплова З.И. Педагогические условия взаимодействия образовательных учреждений с семьей: автореф. дис.. канд. пед. наук./ З.И.Теплова.-М., [Текст] 1999.-20с.
80. Тимофеева, Л.Л. Направления модернизации методической службы в дошкольных образовательных организациях / Л.Л. Тимофеева // Детский сад: теория и практика: науч.-метод. журн. [Текст] 2013. № 11. С. 6¬13.
81. Царева. В.Я. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений. // Человек и образование. - 2009. - №3. [Текст] - С.131-135.
82. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. [Текст] М.: Перспектива, 2014. 32 с.
83. Федотова, Т.В. Система методической работы по выполнению задач годового плана / Т.В. Федотова // Управление ДОУ. [Текст] 2007. № 5. С. 89-93.
84. Хабибуллина, Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников: оценка деятельности ДОУ родителями воспитанников / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. [Текст] - 2007.- №7. - С.44-46.
85. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов, 2002
86. Чубенко, Л.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов детского сада / Л.В. Чубенко // Детский сад: теория и практика: [Текст] науч.-метод. журн. 2013. № 11. С. 56-61.
87. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2008. - 320 с.
88. Шамес Л.Я. Социокультурные образовательные ситуации в современном российском социуме//Вестник Иркутского государственного технического университета. [Текст] 2004. № 4 (20). С. 71-77.
89. Шаграева, О.А. Психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах семейного воспитания ребенка / О.А. Шаграева // Перинатальная психология и психология родительства / ред. Г.Г. Филиппова. [Текст] 2007. № 4. С. 114-124.
90. Шведовская А.А. Особенности переживания детско- родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. [Текст] - М., 2006
91. Шумакова, К.С. Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ / К.С. Шумакова // Образование и наука. [Текст] 2008. № 7. С. 61-68.
92. Юдина, Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт
постановки проблемы в современном образовании / Е.Г. Юдина // Психологическая наука и образование. [Текст] 2001. № 1. С. 89-100.
93. Яковлева, Г.В. Инновационная методическая работа как один из ресурсов развития кадрового потенциала дошкольного образовательного учреждения / Г.В. Яковлева // Детский сад: теория и практика. [Текст] 2011. № 11. С. 66-75.