Проведен анализ данных за 2019-2024 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…...…..3
1. Теоретические основы медицинского страхования …………………..6
1.1. Понятие и сущность медицинского страхования…………..……6
1.2. Особенности обязательного медицинского страхования в РФ…12
1.3. Особенности и виды добровольного медицинского страхования…27
2. Оценка состояния медицинского страхования в Российской Федерации на современном этапе………………………………………………38
2.1. Анализ основных показателей, характеризующих состояние обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…38
2.2. Анализ основных показателей, характеризующих состояние добровольного медицинского страхования…………………………57
3. Проблемы и перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации…64
3.1. Проблемы и основные направления государственной политики в области обязательного медицинского страхования …64
3.2. Перспективы развития добровольного медицинского страхования …74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………….….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…91
ПРИЛОЖЕНИЯ..……………………………………...…………………..96
Актуальность исследования. Медицинское страхование является основной формой реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Также медицинское страхование в России является одной из форм социальной защиты населения в области охраны здоровья, суть которой состоит в гарантировании оплаты услуг медицинского характера, полученных застрахованным лицом, за счет средств, аккумулированных страховщиком по определенному виду медицинского страхования – обязательного (ОМС) или добровольному (ДМС). Данные виды медицинского страхования по своей сути являются структурными элементами общей системы медицинского страхования. Законодатель предусмотрел возможность их полноценного сосуществования в рамках одной системы и взаимного влияния.
Обязательное медицинское страхование - составная часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (социального, медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России.
На сегодняшний день существует ситуация, когда система государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи не может удовлетворить все потребности населения по качеству и объему предоставляемых услуг. Это обуславливает спрос на медицинские услуги в системе добровольного медицинского страхования (ДМС). Через ДМС население имеет возможность получать более широкий спектр качественных медицинских услуг.
Добровольное медицинское страхование является дополнением к бесплатному обеспечению населения медицинскими услугами. Но четкий механизм взаимодействия ДМС и ОМС на сегодняшний день не определен. Развитие добровольного медицинского страхования дает значительные возможности для улучшения системы здравоохранения.
В связи с этим представляется актуальным исследование механизма функционирования добровольного медицинского страхования, места ДМС в системе рыночных отношений, его взаимодействие с обязательным медицинским страхованием, а также выявление перспективных направлений его развития в Российской Федерации в интересах государства и населения.
Теоретические основы построения системы медицинского страхования рассматриваются такими известными отечественными учеными как Архипов А.П., Дрошнев В. В., Лисицын Ю. П., Маслова Т.А., Семенков А. В., Щербаков В.А. Названные авторы выдвигали разнообразные подходы к построению системы медицинского страхования, но проблемы осуществления современных механизмов финансирования в работах проанализированы не полностью.
Также в процессе подготовки исследования были использованы нормы и принципы различных нормативно-правовых актов Российской Федерации, в числе которых: положения Конституции Российской Федерации, нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, положения Налогового Кодекса Российской Федерации, содержание Федерального закона «О обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Помимо федеральных законов использованы указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты.
Объект исследования - система медицинского страхования в России. Предмет исследования – отношения, связанные с формированием и развитием ОМС.
Цель исследования – рассмотреть систему медицинского страхования и определить его перспективные направления развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность медицинского страхования;
- обозначить особенности и виды добровольного медицинского страхования;
- проанализировать особенности обязательного медицинского страхования;
- изучить исторический аспект развития медицинского страхования;
- провести оценку состояния медицинского страхования в Российской Федерации на современном этапе;
- определить проблемы и основные направления государственной политики в области обязательного медицинского страхования;
- обозначить перспективы и пути развития добровольного медицинского страхования.
Методологическую основу дипломной работы составляют разнообразные методы общенаучного познания: законы формальной логики, анализ и синтез, метод перехода от общего к частному и др., а также специальный правовой метод: метод сравнительного правоведения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что его итоги вносят вклад в теоретические представления о медицинском страховании и его месте на рынке страхования, о его функциях в национальной экономике, о роли медицинского страхования как полноценного сегмента рынка страхования в развитии общества.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделяющихся на восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.
Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Осуществление медицинского страхования происходит в 2-х его видах – в обязательном (ОМС) и в добровольном (ДМС).
Обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС.
Добровольное медицинское страхование является дополнением к обязательному медицинскому страхованию и реализуется на основе специальных программ добровольного медицинского страхования. Оно обеспечивает возможность получения дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных в рамках обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование является более гибким инструментом, чем обязательное медицинское страхование, т.к. позволяет в максимальной степени учесть интересы страховщика и страхователя в каждом конкретном случае
Одним из субъектов ОМС выступает фонд. На основании проведенного исследования, можно сделать следующий вывод.
Российская экономика, как и все мировые экономики, развивалась в условиях уникального экономического кризиса. Причиной этого стали пандемия и связанные с ней карантинные меры, а также рекордное падение цен на нефть. Бюджет ФОМС оказался в условиях дефицита на фоне введения ограничений в деятельности предприятий и организаций, вызванных распространением коронавирусной инфекции COVID-19. С одной стороны, резко сократился входящий денежный поток, а с другой, встала острая необходимость в расширении сети организаций, оказывающих медицинскую помощь населению, увеличению числа медицинского персонала и другие вопросы, требующие финансирования.
Сложная финансовая ситуация в системе ОМС в условиях распространения коронавирусной инфекции в 2019 и начале 2020 года связана с проблемами сбора средств для формирования доходной части бюджета ФОМС, а также с ростом расходов медицинских организаций, как оказывающих медицинскую помощь пациентом с COVID-19 (увеличение числа лабораторно-диагностических исследований, дорогостоящих лучевых методов исследований, увеличение количества реанимационных коек и т.д.), так и не занятых лечением COVID-19 (затраты на тестирование наличия/отсутствия коронавирусной инфекции, средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства и т.д.).
Как мы видим, расходы бюджета ФОМС (за исключением 2023 года) превышают его доходы. Это уже сложившаяся практика и одна из причин наличия дефицита бюджета ФОМС. Бюджет ФОМС на 2022 год был сбалансирован за счет переходящих остатков. Остатки планировались в размере 1,5 млрд руб., но при формировании бюджета на 2022 год переходящие остатки на начало 2022 года запланированы были уже в размере 104,4 млрд руб. То есть в условиях достаточно сложной финансовой ситуации, характеризующейся в том числе ростом кредиторской задолженности учреждений здравоохранения в бюджете ФОМС остались средства – до медицинских организаций не дошло более 100 млрд руб. Эти средства и стали источником покрытия дефицита бюджета ФОМС, причем не только на 2022 год – в последующие годы бюджет ФОМС также был с дефицитом.
Основной статьей расхода средств Фонда является обеспечение населения квалифицированной медицинской помощью, заработная плата сотрудников сферы ОМС, финансовая помощь страховым компаниям и здравоохранительным учреждениям, поддержание размера резервных фондов. Подробный отчет о расходах Фонда ежегодно публикуется на официальном сайте ФОМС. Стоит сказать, что в 2019 году бюджет фонда испытывал дефицит, а уже в 2020 году профицит составил 24,1 млрд руб.
Можно сделать вывод, что источником существующих проблем в здравоохранении России с экономической точки зрения является действующая «дефицитная» модель так называемого «медицинского страхования».
Логическим решением здесь может быть увеличение средств в системе ОМС. Однако доходы системы ОМС напрямую связаны с уровнем занятости населения в сфере производства, оплатой труда, размерами тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Учитывая сохраняющиеся структурные диспропорции в экономике, отсутствие реального экономического роста, как следствие – снижение реального уровня оплаты труда и, наоборот, расширение теневого рынка труда и, соответственно, «серых» зарплат, можно предположить, что проблемы финансового обеспечения системы ОМС в существующей организационно-экономической модели здравоохранения будут сохраняться и даже усугубляться.
Стоит сказать о том, что одной из причин проблем с финансированием является недостаточно проработанная система добровольного медицинского страхования (далее — ДМС). Во-первых, целесообразно ввести для граждан, которые используют систему ДМС определенные налоговые послабления. Такое положение может быть оправдано тем, что сами организации ДМС направляют средства в систему государственного здравоохранения.
Во-вторых, многие учреждения здравоохранения пытаются заработать на системе ДМС в противовес оказанию помощи по ОМС. Соответственно, страдает качество предоставляемых услуг, ведь можно не раз слышать истории о том, когда человек приходит за помощью по ОМС и ему не оказывают ее квалифицированно и тогда он обращается за помощью в платную клинику, где сидит тот же врач, только там он уже ведет себя по-другому. Соответственно, в большинстве случаев работник, осуществляющий лечение по ОМС не заинтересован в предоставлении таких услуг по причине низкой оплаты труда, которая не соответствует ни занимаемой должности, ни размеру ответственности, которую он ежедневно несет.
В-третьих, сами клиники зачастую тормозят развитие системы по причине нежелания осуществлять и предоставлять сбор и анализ различной статистики. Это помогло бы оптимизировать структуру расчета страховых взносов. Решением такой проблемы, несомненно, является цифровизация, вопрос о которой давно висит в воздухе. Необходимо создать такую электронную систему органов здравоохранения, которая могла бы работать с большими данными (big data), анализировать работу отдельных учреждений и самих врачей. К сожалению, многие учреждения до сих пор работают исключительно посредством бумажных журналов, которые могут потеряться или как-то повредиться. Более того, это в принципе пойдет на благо медицины, поскольку бывают ситуации, когда для получения какой-либо консультации не обязательно присутствие самого человека. Например, для закрытия больничного листа.
Еще одной проблемой является тот факт, что со стороны Министерства здравоохранения Российской Федерации отсутствует должный контроль за деятельностью учреждений здравоохранения. Так, в процессе проверки зачастую могут возникнуть ситуации, когда организация безосновательно либо завысит, либо занизит объем требуемой медицинской помощи. Возможным вариантом решения данной проблемы может выступать усиление контроля над деятельностью комиссии, которая занимается вопросами финансирования, а также разработкой критериев для распределения объемов медицинской помощи, что еще раз подтверждает несостоятельность нормативной базы в рассматриваемой области. Более того, решение данной проблемы позволит понизить уровень и коррупционных правонарушений.
Таким образом, можно сказать о том, что действительно, от медицинского страхования зависит жизнь не только отдельного человека, но и благополучие государства. От уровня медицинских услуг повышаются показатели населения страны, что влияет в первую очередь на демографию, а также экономику, поскольку для работы человеку важно быть здоровым. Государственная политика Российской Федерации в области здравоохранения должна быть направлена на рост качества и доступности оказываемой медицинской помощи. Видится, что решением проблемы может послужить дополнительное финансирование и серьезный контроль, что вместе позволит решить основные насущные проблемы, с которыми пытаются бороться много лет.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 13.12.2024) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2024, с изм. от 21.01.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
4. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, 06.12.2010, N 49, ст. 6422.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
6. Федеральный закон от 30.11.2024 N 422-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" // Собрание законодательства РФ, 02.12.2024, N 49 (часть IV), ст. 7413.
7. Федеральный закон от 08.07.2024 N 163-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2023 год" // Собрание законодательства РФ, 15.07.2024, N 29 (Часть II), ст. 4092.
8. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2023 года № 1618 «О внесении изменений в методику распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территори¬альных фондов обязательного медицинского страхования на осу¬ществление переданных органам государственной власти субъек¬тов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ, 09.10.2023, N 41, ст. 7331.
9. Постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 года № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования суб¬венций из бюджета Федерального фонда обязательного медицин¬ского страхования бюджетам территориальных фондов обязатель¬ного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федера¬ции полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ, 14.05.2012, N 20, ст. 2559.
10. Приказ Минздрава России от 02.12.2014 N 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» // Российская газета, N 30, 13.02.2015.
11. Указание Банка России от 20.11.2015 N 3854-У (ред. от 21.08.2017) "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" // Вестник Банка России, N 16, 20.02.2016.
Литература:
12. Агеева Н. Р. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт: учебник. М.: Юность, 2025. 232 с.
13. Авсентьев В.И. Возможные пути развития законодательства в сфере медицинского страхования // Юридическая и правовая работа в страховании. 2023. №4. С. 372.
14. Алексеев В.А., Борисов К.Н. Проблемы реорганизации здравоохранения в России // Мир. 2011.№2. С. 66.
15. Архипов А.П., Гомелля В.Б. Страхование. М.: Финансы и статистика, 2023. 441 с.
16. Архипов А. П. О проблемах медицинского страхования //Финансы. 2025. № 6. С. 9.
17. Афтахова А. В. Право социального обеспечения. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 293 с.
18. Бородин А.Ф. О медицинском страховании // Финансы. 2017. №12. С. 258.
19. Гвозденко А.А. Страхование. М.: Проспект, 2024. 146 с.
20. Гребенщиков Э. Д. Страховой рынок России – императивы развития, открытости, глобализации: учебное пособие. М.: МэиМО, 2025. 297 с.
21. Грищенко Н. Б. Основы страховой деятельности // Финансы и статистика. – 2024. – № 3. – С. 5.
22. Захаров М. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. М., 2014. 298 с.
23. Коломин Е. В. Раздумья о страховании: учебник. М.: Страховое Ревю, 2025. 138 с.
24. Коломин Е. В. Теоретические и практические аспекты страховой защиты жизни и здоровья граждан. // Финансы. 2022. № 7. С. 28.
25. Комаров Ю.М. Организация медицинского страхования в России и за рубежом // Вестник государственного страхования. 2024. №9. С. 16.
26. Корякин М.В., Новолодский В.Н., Харченко В.И. Некоторые предложения по модернизации Российского здравоохранения без увеличения ассигнований из госбюджета // Экономика здравоохранения. 2024. № 8. С. 42.
27. Кузьменко М.М. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М.: Медицина, 2024. 218 с.
28. Кузнецова Т.В. Проблемы и перспективы развития систем обязательного и добровольного медицинского страхования в России // Страхование. 2024. №1. С. 40.
29. Левицкий Л. Совет Федерации намерен сделать страховую медицину реальной // Рос. Федерация сегодня. 2022. N 6. С.77.
30. Литовка П.И., Литовка А.Б., Чебоненко Н.В. Добровольное медицинское страхование: правовой режим и перспективы развития // Экология человека. 2023. №4. С. 25.
31. Логвинова И. Л. ДМС и финансирование отечественной системы здравоохранения // Страховое дело. – 2024. – № 10. – С. 12.
32. Мартынчик С. А Совершенствование механизмов оплаты стационарной помощи в системе добровольного медицинского страхования // Журнал "Здравоохранение". 2025. №1. С. 313.
33. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения. М.: ИНФРА-М. 2024. 295 с.
34. Николенко Н. П. Состояние и перспективы развития добровольного страхования в России // Финансы. 2024. № 2. С. 35.
35. Олишевская Т.Т., И.И. Савченко. Система медицинского страхования России и ее проблемы // Вестник ТГЭУ. 2024. № 2. С. 22.
36. Панкратов В. Обязательное медицинское страхование: от понятийного аппарата к правовой регламентации // Российская юстиция. 2023. №10. С. 8.
37. Рейхарт Д.В. Система обязательного медицинского страхования: актуальные вопросы и перспективы развития // Экономика здравоохранения 2024. № 10. С. 12.
38. Родионов A. C. Актуальные вопросы долгосрочного добровольного медицинского страхования / А. С. Родионов // Экономические науки. – 2023. – № 9. – С. 42.
39. Скамай Л. Г. Страховое дело: учебник. М.: Юрайт, 2025. 157 с.
40. Соболева Е. А. Эволюция модели финансирования здравоохранения в РФ. Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. №12–3. С. 367.
41. Соболева Е. А. Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения в России // Финансы: теория и практика. 2024. Т. 25, № 3. С. 127.
42. Стародубов В.И., Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России // Российский медицинский журнал. – 2023. – №1. – С. 8.
43. Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. 222 с.
44. Трифонов Б. И. Новая модель взаимодействия на рынке ДМС // Финансы. – 2023. – № 8. – С. 13.
45. Шишкин С. В., Панкратова О. Ф. Территориальная дифференциация тарифов на оплату стационарной медицинской помощи в ОМС // Вопросы государственного и муниципального управления. 2024. № 1. С.47.