Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практики электронной коммуникации «власть-общественность» в региональном управлении

Работа №178653

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРАКТИК ЭЛЕКТРОННОЙ
КОММУНИКАЦИИ «ВЛАСТЬ-ОБЩЕСТВЕННОСТЬ» ю
1.1. Теоретико-методологические основы изучения
практик электронных коммуникаций «власть- общественность» 10
1.2. Анализ российского опыта исследования практик
электронной коммуникации «власть-общественность» 22
1.3. Анализ статистических показателей практик
электронной коммуникации «власть-общественность» 29
ГЛАВА II. ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЯ «ПРАКТИК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ «ВЛАСТЬ-ОБЩЕСТВЕННОСТЬ» В РЕГИОНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ» 36
2.1. Методологические основы исследования «Практик
электронной коммуникации «власть-общественность» в региональном управлении» 36
2.2. Методические основы исследования «практик
электронной коммуникации «власть-общественность» в Белгородской области» 41
2.3. Апробация инструментария и менеджмент
исследования 46
ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ «ПРАКТИК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ «ВЛАСТЬ-ОБЩЕСТВЕННОСТЬ» В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» 49
3.1. Анализ линейного распределения по результатам
исследования «Практик электронной коммуникации «власть-общественность» в Белгородской области» 49
3.2. Корреляционный анализ данных исследования
«Практик электронной коммуникации «власть- общественность» в Белгородской области» 75
3.3. Выводы и рекомендации по результатам
проведенного исследования 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 96


Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Информационные технологии проникают во все сферы общественной жизни, с их развитием меняется и форма коммуникации. Перспективные формы электронной коммуникации всегда ассоциировались с развитием компьютерных технологий. Электронная коммуникация распространена в большинстве стран мира, общество сегодня сталкивается с трудностями при её развитии.
Электронная коммуникация начинает активно использоваться в политическом административном процессе. Функционирование
политической коммуникации в современности связано с возрастанием роли информационных технологий и их широкого применения в повседневности.
Усложнение общества и происходящих в нем процессов требует адекватного развития управляющей системы. Потенциал электронных коммуникаций, который на сегодняшний день достаточно велик и продолжает развиваться, необходимо максимально учитывать и использовать в практиках государственного и муниципального управления.
Актуальность темы вытекает из того, что государству необходимо совершенствовать уже существующие механизмы и способы применения электронной коммуникации, дорабатывать их, делая доступнее для широких масс населения в целях улучшения взаимодействия. Несмотря на то, что традиционные средства коммуникации ещё сохраняют лидирующие позиции, Интернет делает серьезную заявку на ведущую роль в социально¬политической коммуникации. В связи с этим необходимо формировать культуру коммуникации, связи с властями для успешного взаимодействия и обратной связи, обсуждения актуальных для общественности вопросов и проблем.
Степень научной разработанности темы. В социологической науке Запада в последние десятилетия проблематике существования государства и его институтов в информационном или электронном виде уделяют внимание С. Клифт, Л. Белинис, М. Кастельс, С. Хантингтон .
Проблема также была исследована некоторыми отечественными учёными и политологами: В. И. Дрожжиновым, Л. М. Волковым и Ф. Г. Крашенинниковым .
Проблеме развития электронной коммуникации также внимание уделяют О. В. Омеличкин, Д. С. Абрамова, А. Ю. Цаплин, К. Ю. Матренина, Я. В. Антонов, Е. Н. Пясецкая .
Анонимности в электронном голосовании уделяют особое внимание О. Н. Яркова, А. А.Осипова, А. А. Чеботарева .
А. Л. Миночкин, С. В. Шошин, Ю. Е. Поляк, А. А. Вешняков считают, что у граждан РФ существует особый менталитет, который оказывает влияние на использование электронных коммуникаций.
В целом, политической коммуникации посвящено немало работ, среди которых наиболее значимы для понимания электронной коммуникации труды таких ученых, как К. В. Голубкина, С. К. Абрамян, С. Г. Туронок, Г. И. Кутырев, С. В. Бондаренко, Е. В. Барышев, Н. В. Задорин, Д. П. Хижняков, А. А. Мерзляков, Т А. Бочарова .
Несмотря на обилие литературы, посвященной тем или иным аспектам заявленной темы, автору практически не известны научные работы, в которых бы системно исследовалось влияние электронных коммуникаций на отношения «власти-общественность» в региональном аспекте, а также изучение интенсивного развития и внедрение средств электронной коммуникации.
Проблема выпускной квалификационной работы. Проблема заключается в противоречии между фактом интенсивного развития и внедрения средств электронной коммуникации и слабой изученностью их влияния на отношение «власти-общественность» в региональном аспекте.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает население Белгородской области.
Предметом выпускной квалификационной работы являются практики электронной коммуникации «власти-общественность» в региональном управлении Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование специфики функционирования региональной электронной коммуникации между властями и общественностью для выявления перспектив её развития.
В связи с поставленной целью, определены следующие задачи:
1) Изучить теоретико-методологическую базу и основы исследования электронных коммуникаций между властями и общественностью;
2) Разработать программно-инструментальный комплекс исследования электронных коммуникаций между властью и общественностью;
3) На основе проведенного исследования обосновать рекомендации для совершенствования электронных коммуникаций «власти-общественность».
Теоретико-методологическая база. Также в качестве теоретико-методологической основы исследования используется работа «Галактика Интернет» (2001 г.) М. Кастельса. Там он сконцентрировал внимание на трансформации общественных отношений в различных сферах под влиянием развития Интернета, сформулировал основные проблемы, препятствующие развитию сетевого общества, заложил важные теоретические модели электронных коммуникаций. Следует отметить, что М. Кастельс был членом группы экспертов, приглашенной правительством России (1992), экспертной группы ЕС по информационному обществу (1995-1997), членом наблюдательного совета ООН по информационному обществу (2000-2001).
Большой вклад в изучение электронных коммуникаций внес Ф. И. Шарков. В качестве теоретико-методологической базы будет использовано его концепция появления «Четвертой информационно¬коммуникационной волны»» , которая посвящена проблеме развития электронных коммуникаций в Интернете.
Также в качестве теоретико-методологической основы берется теория «облачной демократии» Л. М. Волкова и Ф. Г. Крашенинникова , так как она является одной из наиболее современных теорий и учитывает специфику функционирования электронной политической коммуникации в рассматриваемых случаях, а также возможности современных информационно-коммуникационных технологий. В данной теории выделяются основные черты «облачной демократии», на основе которых даётся определение самому концепту.
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы включает:
1) Результаты исследований «Исследование общественного мнения в отношении развития механизмов Электронного Правительства и Электронной Демократии» (2013 г., N=3200 человек, исследование
проведено исследовательской группой ВЦИОМ)
2) Результаты исследования «Социологический анализ опыта использования современных технологий электронной демократии (порталы публичных обращений/петиций и открытого голосования)» (2013-2014 гг., N=301 респондент, исследование проведено исследовательской группой ЦИРКОН)
3) Авторское социологическое исследование, проведенное на базе лаборатории «Социология религии и культуры» Международного Центра социологических исследований НИУ «БелГУ» (руководитель исследования С. Д. Лебедев, исполнитель - Аксенова Ю. М.) на тему «Практики электронных коммуникаций «власть-общественность» региональном управлении» (2019 г., N=600 респондентов).
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы. Настоящая работа может служить основой дальнейшего комплексного, всестороннего изучения механизмов влияния социальных изменений на практики электронных коммуникаций.
Рекомендации, разработанные в ходе проведенного теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы органами государственной и муниципальной власти, которые реализуют практики электронных коммуникаций «власти-общественность».
Выводы и предложения, сформулированные в выпускной квалификационной работе, могут служить теоретической и эмпирической базой для проведения дальнейших научных исследований в области изучения практик электронных коммуникаций.
Результаты исследования также могут быть использованы при чтении лекций по таким курсам, как социология, политология, социология власти, социология интернета, социология коммуникаций.
Апробация результатов исследования. Теоретические основания выпускной квалификационной работы были изложены в статье «Исследование электронной коммуникации «власти-общественность»» принятой к публикации в сборнике материалов молодежной региональной научно-практической конференции «Социология вчера, сегодня, завтра» 16 апреля 2019 года .
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Электронные коммуникации в современном мире стремительно развиваются. В настоящее время гораздо легче осуществлять взаимодействие между политикой и обществом.
Напомним, что электронные коммуникации «власть-общественность» представляют собой коммуникации, осуществляющиеся посредством использования электронных технологий, которые предстают в качестве средства, облегчающего обмен информацией между различными субъектами в рамках определенной политической системы. Электронные коммуникации призваны сделать политику и обратную связь между властью и общественностью более открытой и прозрачной, помочь решить ряд трудностей и проблем, с которыми сталкивается общественность.
Расширение масштабов присутствия и активности политической коммуникации в Российском государстве позволит облегчить осуществление процесса, носящего властно-управленческий характер, активизировать применение интернет-технологий и коммуникаций в политической сфере, повысить уровень компьютерной грамотности различных слоев населения.
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости изучения электронных коммуникаций «власть-общественность», что предполагает развитие и боле широкое использование различных технологий и способов взаимодействия в практиках электронных коммуникаций.
Использование трёх методов в исследовании практик электронных коммуникаций в Белгородской области позволило, с одной стороны, рассмотреть объект в различных ракурсах, с другой стороны, взаимно проверить результаты, полученные при помощи каждого метода по отдельности.
Анкетирование и групповые дискуссии позволяют узнать о том, что думают об электронных коммуникациях между властью и общественностью граждане Белгородской области и о том, какие действия они рекомендовали бы предпринять для развития электронных коммуникаций между властями и обще ственно стью.
С помощью трех методов мы проверили достоверность гипотез, выдвинутых в ходе исследования. Массовый опрос и фокус-группа позволили узнать о том, что большинство жителей Белгородской области относятся к электронным коммуникациям с властями положительно, отмечают, что пользоваться электронными услугами достаточно удобно. Однако есть некоторые барьеры, которые препятствуют развитию электронных коммуникаций с властью.
Население использует электронные коммуникации с властями в основном для того, чтобы решать частные вопросы, такие как обращение к врачу, заказ справок, оплата налогов и т.д., а решение проблем города, района, посредством обращения на информационные порталы, не пользуется популярностью у граждан Белгородской области.
Население знает о том, что существуют сервисы, на которых граждане могут заявлять о своей проблеме или проблеме района, отправлять обращение уполномоченному органу власти, но почти никто из опрошенных не смог назвать хоть один сервис, с помощью которого можно это осуществить. Это говорит о том, что граждане не осведомлены в полной мере о способах и возможностях электронных коммуникаций - это является одним из основных «тормозов» развития электронных коммуникаций между властью и общественностью.
Также по итогам исследования можно сделать вывод о том, что большинство населения Белгородской области не имеет активную гражданскую позицию, относится к возможности участия в общественных действиях, направленных на решение проблем города, равнодушно, не проявляют инициативу. Почти половина опрошенных даже не имеет опыта участия в выборах органов власти, что говорит о том, что население не заинтересовано в жизни района, города или даже страны в целом.
Из интервью с экспертами стало ясно, что те люди, которые обращаются на информационные порталы для того, чтобы решать проблемы города/района, в основном оставляют жалобы, а не содействуют решению проблем. Для того, чтобы общественность выдвигала свои инициативы посредством обращения на такой портал как «Активный горожанин» руководитель системы организовывал встречи активистов и заинтересованных граждан, но даже в таких случаях инициатив и предложений от населения не поступало.
Результаты исследования способствовали разработке рекомендаций по развитию и распространению практик электронных коммуникаций между властью и общественностью. Рекомендации по итогам выпускной квалификационной работы включают в себя разработку целевых мер, направленных на развитие и распространение электронных коммуникаций, которые заключаются в организации ряда информационных мероприятий по популяризации электронных услуг, которые помогут привлечь граждан к управлению государством. А так же выделить средства на рекламу в социальных сетях и СМИ платформ и сервисов электронных коммуникаций с властями, таких как «Активный горожанин», «Народная экспертиза», которые в итоге окажут положительное влияние на формирование гражданского общества.
Следует отметить, что целесообразно направить региональную политику на создание курсов, влияющих на обучение граждан электронным коммуникациям между властями и общественностью, в муниципальных и государственных учреждениях. Следовательно, необходимо привлекать к работе специалистов в области политики в целом, которые помогут развить некоммерческие организации путем распространения информации о сервисах электронных коммуникаций с властью.



1. Абрамова, Д. С. Электронная демократия в России: проблемы политической коммуникации [Электронный ресурс] / Д. С. Абрамова // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - № 1 // Режим доступа к изд. : http://human.snauka.ru/2013/01/2145 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
2. Антонов, Я. В. Конституционно-правовые основы электронной демократии в России [Текст] / Я. В. Антонов // Северо-Западный институт управления РАНХиГС. - 2016. - № 1 (23). - С. 117-125.
3. Барышев, Е. В. Интернет и перспективы демократии [Текст] / Е. В. Барышев // Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. - 2013. - № 1. (103). - С. 78-85.
4. Башкарев, А. А. Электронная демократия как форма политической коммуникации [Текст] / А. А. Башкарев // Известия РГПУ им.
А. И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 25-29.
5. Белгородская областная Дума: Об обращениях граждан в 2015
году [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : https: //www.belduma.ru/analytics/citizens/detail .php?ID=28750. - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
6. Белинис, Л. Электронная демократия: политика в условиях глобальной коммуникации [Текст] / Л. Белинис // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - № 4. - С. 67-81.
7. Биговчий, О. С. Формирование «электронного правительства» как эффективного института взаимодействия власти и общества на территории Российской Федерации. Демократия и политические процессы [Текст] / О. С. Биговчий // Политика и общество. - 2013. - № 9 (105). - С. 1141-1152.
8. Борисов, И. Развитие электронного голосования [Текст] / И. Борисов, В. Журавлев // Журнал о выборах. - 2011. - № 3. - С. 38-43.
9. Бочарова, Т. А. Формирование специфических сетевых жанров общения [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/5fDe0294618ce50744257e06004e029 5. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
10. Вешняков, А. А. Международно-правовой и зарубежный опыт применения электронных средств голосования при проведении выборов [Текст] / А. А. Вешняков // Международное публичное и частное право. - 2006. - № 5. - С. 18-24.
11. Волков, Д. Демократия в России: установки населения [Электронный ресурс] / Д. Волков, С. Гончаров // Режим доступа к изд. : http://www.levada.ru/2015/08/11/demokratiya-v-rossii-ustanovki-naseleniya-2015/
- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
12. Волков, Л. М. Облачная демократия / Л. М. Волков, Ф. Г. Крашенинников. - Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2013. - 240 с.
13. Волков, Л. М. Облачная демократия: ключевые идеи [Текст] / Л. М. Волков, Ф. Г. Крашенинников // Наука и общество. - 2012. - № 95. - С. 6-7.
14. Вопросы становления электронной демократии в России [Текст] : сборник статей / под ред. Е.А. Казьминой. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2016. - 284 с.
15. Годовой отчет Пенсионного Фонда России за 2017 год
[Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. :
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2017_1.pdf.
- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer... 61

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ