ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПРИ АДДИКТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ У ЖЕНЩИН
|
Актуальность темы. Актуальность исследования взаимосвязи социальной идентичности и социально-психологической адаптации при аддиктивном поведении у женщин обусловлена, с одной стороны, увеличением доли алкогольной зависимости среди женского населения, трансляцией аддиктивного поведения в широкое социальное пространство, а с другой, недостаточным изучением социально-психологических механизмов, детерминирующих существование человека в современном мире. Трансформация представлений о себе и своем месте в обществе сегодня определяется всемирными процессами экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации. Данные процессы носят системный характер, охватывают все сферы жизни человека. Изменение этнических, семейных, гендерных устоев приводит к появлению и манифестации новых форм девиантного поведения и изменению уже привычных его форм. В настоящее время существует выраженное противоречие между традиционным пониманием социальной роли женщины и новыми условиями реализации ее социальной роли в обществе, декларируемым содержанием социальной идентичности и содержанием, позволяющим адаптироваться к реальным условиям.
На сегодняшний день исследований, посвященных данной теме, фактически нет, при бесспорном наличии значительного количества работ, рассматривающих эти феномены по отдельности. Теоретическая значимость анализа данной проблемы обусловлена актуальной необходимостью исследовать особенности взаимосвязи социальной идентичности и социально-психологической адаптации, так как каждый из феноменов рассматривается достаточно широко, но их взаимосвязь и взаимовлияние остается малоизученным.
Практическая значимость исследования данной проблемы связана с необходимостью создания, организации и проведения эффективной программы восстановления структуры социальной идентичности женщин при аддиктивном поведении, что, в свою очередь, имеет важное значение для развития социальной психологии и представляет интерес для современной социально-психологической практики.
В настоящее время понимание социальной идентичности представлено в ряде философских и психологических работ зарубежных авторов психоаналитического направления (У. Джемс, 1890, А. Уотерман, 1985, Э. Фромм, 2007, Э. Эриксон, 1980) представителей феноменологической, перцептивной или гуманистической школы (Дж. Брунер, К. Роджерс, 1986 и др.) и символического интеракционизма (Дж. Мид, 1934). Методологические и концептуальные основания идентичности изучены и в отечественной психологии. Проблема идентичности рассматривалась через термины смысла и стиля жизни (К.А. Абульханова, 1997, Д.А. Леонтьев, 1988,), самосознания (А.Ю. Агафонов, 2000, Н.А. Алиев, 2006, В.В. Столин, 1982,), самоопределения (Л.И. Божович, 1995, В.А. Петровский, 1985, С.Л. Рубинштейн, 1957), ролевых, профессиональных, семейных и социальных проявлений самоопределения личности (К.А. Абульханова-Славская, 1973, Е.А. Климов, 2004, А.В. Петровский, 1982).
О.О. Савина (2003), Г.У. Солдатова (2008), Т.Г. Стефаненко (2004), Л.Б. Шнейдер (2001), В.А. Ядов (2004).
Социально-психологическая модель понимания социальной идентичности позволяет более системно раскрыть характер изучаемого явления: отношение человека к самому себе (В.А. Петровский, 1996), к другим (В.Н. Мясищев, 1960, В.А. Петровский, 1996), к социальным группам через внутренние психологические и внешние социальные условия (В.А. Ядов, 1995), а также помогает определить функционирование и реализацию социальной идентичности в различных условиях.
Основной функцией социальной идентичности выступает адаптация (Н.Л. Иванова, 2003). Проблема адаптации исследовалась в рамках бихевиорального направления (Дж. Уотсон, 1991, др.), психоаналитического (Дж. Марсиа, 1980;
Э. Фромм, 1941; Э. Эриксон, 1950 и др.), когнитивного (Ж. Пиаже, 1967, и др.), интеракционистского (Л. Филипс, 1968, и др.), гуманистического направлений (Дж. Брунер, 1977, А. Маслоу, 1999, К. Роджерс, 1968,), субъектно-деятельностного подхода (А.А. Налчаджян, 1988, Б.Д. Парыгин, 1971, К.К. Платонов, 1986,), системного подхода (Л.Г. Дикая, 1996, Б.Ф. Ломов, 1984, С.А. Шапкин, и др.).
В настоящее время понимание социально-психологической адаптации существенно разнится в различных психологических направлениях и подходах (А.А. Баранов, 2008; Л.Г. Дикая, 1996; Е.К. Завьялова, 1998; В.П. Казначеев, 1980; А.Р. Кудашев, 2010; И.А. Милославова, 1974; А.В. Морозов, 2010; А.А. Налчаджян, 1988; С.Т. Посохова, 2001; А.А. Реан, 1999; М.Е. Сандомирский, 2001; А.В. Сухарев, С.А. Шапкин, 1999; С.В. Штак, 2004; М.С. Яницкий, 1999, и др.).
Социально-психологическая адаптация рассматривается как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внутренних или внешних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность (А.А. Налчаджян, 1988); как особый процесс присвоения индивидом социальных норм и ценностей (В.А. Петровский, 1992); как процесс активного формирования субъектом стратегий и способов овладения ситуацией на различных уровнях регуляции поведения, деятельности и состояния (Л.Г. Дикая, 1996), как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы (С.А. Ларионова, 2002), как часть процесса самосознания в общем процессе социализации (Г.М. Андреева, 2001; С.А. Вихорев, 2006).
В настоящем исследовании взаимосвязь социальной идентичности и социально-психологической адаптации рассматривается в условиях аддиктивного поведения.
Аддикция представляет собой сложное, междисциплинарное понятие, которое можно рассматривать с различных сторон: как вид девиантного (отклоняющегося) поведения, которое проявляется в стремлении человека к уходу от реальности с помощью психоактивных веществ (Т.А. Донских, Ц.П. Короленко, 1990), как поведение, которое определяет специфическое социальное взаимодействие личности (Д.В. Четвериков, 2002), как способ адаптации, приспособления человека к сложным социальным условиям (В.Д. Менделевич, 2004), как социально-психологический феномен «значимого другого» (В.А. Ильин, М.Ю. Кондратьев, 2007; А.В. Петровский, 1991), как состояние зависимости, имеющее базовую субъект-объектную направленность отношений (И.В. Запесоцкая, 2012; В.Б. Никишина, 2011). В работах этих и других авторов подчеркивается, что аддиктивное поведение выступает условием изменения социальной идентичности и приспособления человека к новой
социальной ситуации, а также то, что проблема социальной идентичности связана с социально-психологической адаптацией при аддиктивном поведении через ощущение себя в различных социальных ролях (Н.В. Антонова, 1996; М.В. Заковоротная, 1999; Н.Л. Иванова, 2003; Е.В. Конева, 2004; Т.В. Румянцева, 2009; Л.Б. Шнейдер, 2001), а также через межличностные отношения индивидуума (Т.Б. Дмитриева, 2001; И.В. Запесоцкая, 2012; В.Б. Никишина, 2011; Э.В. Сайко, 2004; Т.В. Чернобровкина, 2007).
Анализ литературы явился основой для предположения о том, что взаимосвязь социальной идентичности и социально-психологической адаптации рассматривается через процесс трансформации социальной идентичности, которая проявляется в поведении индивида и его деятельности и позволяет приспособиться к определенным социокультурным условиям. Неэффективное приспособление к социальным условиям отражается на целостности этого процесса. Успешность же социально-психологической адаптации, в свою очередь, может быть следствием того, что индивид достиг баланса внутренних, субъективных представлений о себе и своем месте в социальной группе.
Таким образом, на основе анализа актуальной социально-психологической теории и практики по проблеме взаимосвязи социальной идентичности и социально-психологической адаптации при аддиктивном поведении у женщин определены цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования.
Цель диссертационной работы: выявить особенности взаимосвязи социальной идентичности и социально-психологической адаптации при аддиктивном поведении у женщин.
На сегодняшний день исследований, посвященных данной теме, фактически нет, при бесспорном наличии значительного количества работ, рассматривающих эти феномены по отдельности. Теоретическая значимость анализа данной проблемы обусловлена актуальной необходимостью исследовать особенности взаимосвязи социальной идентичности и социально-психологической адаптации, так как каждый из феноменов рассматривается достаточно широко, но их взаимосвязь и взаимовлияние остается малоизученным.
Практическая значимость исследования данной проблемы связана с необходимостью создания, организации и проведения эффективной программы восстановления структуры социальной идентичности женщин при аддиктивном поведении, что, в свою очередь, имеет важное значение для развития социальной психологии и представляет интерес для современной социально-психологической практики.
В настоящее время понимание социальной идентичности представлено в ряде философских и психологических работ зарубежных авторов психоаналитического направления (У. Джемс, 1890, А. Уотерман, 1985, Э. Фромм, 2007, Э. Эриксон, 1980) представителей феноменологической, перцептивной или гуманистической школы (Дж. Брунер, К. Роджерс, 1986 и др.) и символического интеракционизма (Дж. Мид, 1934). Методологические и концептуальные основания идентичности изучены и в отечественной психологии. Проблема идентичности рассматривалась через термины смысла и стиля жизни (К.А. Абульханова, 1997, Д.А. Леонтьев, 1988,), самосознания (А.Ю. Агафонов, 2000, Н.А. Алиев, 2006, В.В. Столин, 1982,), самоопределения (Л.И. Божович, 1995, В.А. Петровский, 1985, С.Л. Рубинштейн, 1957), ролевых, профессиональных, семейных и социальных проявлений самоопределения личности (К.А. Абульханова-Славская, 1973, Е.А. Климов, 2004, А.В. Петровский, 1982).
О.О. Савина (2003), Г.У. Солдатова (2008), Т.Г. Стефаненко (2004), Л.Б. Шнейдер (2001), В.А. Ядов (2004).
Социально-психологическая модель понимания социальной идентичности позволяет более системно раскрыть характер изучаемого явления: отношение человека к самому себе (В.А. Петровский, 1996), к другим (В.Н. Мясищев, 1960, В.А. Петровский, 1996), к социальным группам через внутренние психологические и внешние социальные условия (В.А. Ядов, 1995), а также помогает определить функционирование и реализацию социальной идентичности в различных условиях.
Основной функцией социальной идентичности выступает адаптация (Н.Л. Иванова, 2003). Проблема адаптации исследовалась в рамках бихевиорального направления (Дж. Уотсон, 1991, др.), психоаналитического (Дж. Марсиа, 1980;
Э. Фромм, 1941; Э. Эриксон, 1950 и др.), когнитивного (Ж. Пиаже, 1967, и др.), интеракционистского (Л. Филипс, 1968, и др.), гуманистического направлений (Дж. Брунер, 1977, А. Маслоу, 1999, К. Роджерс, 1968,), субъектно-деятельностного подхода (А.А. Налчаджян, 1988, Б.Д. Парыгин, 1971, К.К. Платонов, 1986,), системного подхода (Л.Г. Дикая, 1996, Б.Ф. Ломов, 1984, С.А. Шапкин, и др.).
В настоящее время понимание социально-психологической адаптации существенно разнится в различных психологических направлениях и подходах (А.А. Баранов, 2008; Л.Г. Дикая, 1996; Е.К. Завьялова, 1998; В.П. Казначеев, 1980; А.Р. Кудашев, 2010; И.А. Милославова, 1974; А.В. Морозов, 2010; А.А. Налчаджян, 1988; С.Т. Посохова, 2001; А.А. Реан, 1999; М.Е. Сандомирский, 2001; А.В. Сухарев, С.А. Шапкин, 1999; С.В. Штак, 2004; М.С. Яницкий, 1999, и др.).
Социально-психологическая адаптация рассматривается как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внутренних или внешних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность (А.А. Налчаджян, 1988); как особый процесс присвоения индивидом социальных норм и ценностей (В.А. Петровский, 1992); как процесс активного формирования субъектом стратегий и способов овладения ситуацией на различных уровнях регуляции поведения, деятельности и состояния (Л.Г. Дикая, 1996), как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы (С.А. Ларионова, 2002), как часть процесса самосознания в общем процессе социализации (Г.М. Андреева, 2001; С.А. Вихорев, 2006).
В настоящем исследовании взаимосвязь социальной идентичности и социально-психологической адаптации рассматривается в условиях аддиктивного поведения.
Аддикция представляет собой сложное, междисциплинарное понятие, которое можно рассматривать с различных сторон: как вид девиантного (отклоняющегося) поведения, которое проявляется в стремлении человека к уходу от реальности с помощью психоактивных веществ (Т.А. Донских, Ц.П. Короленко, 1990), как поведение, которое определяет специфическое социальное взаимодействие личности (Д.В. Четвериков, 2002), как способ адаптации, приспособления человека к сложным социальным условиям (В.Д. Менделевич, 2004), как социально-психологический феномен «значимого другого» (В.А. Ильин, М.Ю. Кондратьев, 2007; А.В. Петровский, 1991), как состояние зависимости, имеющее базовую субъект-объектную направленность отношений (И.В. Запесоцкая, 2012; В.Б. Никишина, 2011). В работах этих и других авторов подчеркивается, что аддиктивное поведение выступает условием изменения социальной идентичности и приспособления человека к новой
социальной ситуации, а также то, что проблема социальной идентичности связана с социально-психологической адаптацией при аддиктивном поведении через ощущение себя в различных социальных ролях (Н.В. Антонова, 1996; М.В. Заковоротная, 1999; Н.Л. Иванова, 2003; Е.В. Конева, 2004; Т.В. Румянцева, 2009; Л.Б. Шнейдер, 2001), а также через межличностные отношения индивидуума (Т.Б. Дмитриева, 2001; И.В. Запесоцкая, 2012; В.Б. Никишина, 2011; Э.В. Сайко, 2004; Т.В. Чернобровкина, 2007).
Анализ литературы явился основой для предположения о том, что взаимосвязь социальной идентичности и социально-психологической адаптации рассматривается через процесс трансформации социальной идентичности, которая проявляется в поведении индивида и его деятельности и позволяет приспособиться к определенным социокультурным условиям. Неэффективное приспособление к социальным условиям отражается на целостности этого процесса. Успешность же социально-психологической адаптации, в свою очередь, может быть следствием того, что индивид достиг баланса внутренних, субъективных представлений о себе и своем месте в социальной группе.
Таким образом, на основе анализа актуальной социально-психологической теории и практики по проблеме взаимосвязи социальной идентичности и социально-психологической адаптации при аддиктивном поведении у женщин определены цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования.
Цель диссертационной работы: выявить особенности взаимосвязи социальной идентичности и социально-психологической адаптации при аддиктивном поведении у женщин.
По итогам диссертационной работы сделаны следующие выводы.
1. Социальная идентичность как целостное динамическое образование, выступающее в качестве системы ключевых социальных конструктов личности, при аддиктивном поведении у женщин определяется снижением уровней принятия себя, самоуважения, аутосимпатии, самопоследовательности, самопонимания. Особенности структуры социальной идентичности при аддиктивном поведении заключаются в увеличении количества негативных и амбивалентных высказываний о себе, наличии признаков кризиса социальной идентичности, стремлении к самообвинению.
2. В зависимости от возраста были выявлены следующие особенности социальной идентичности при аддиктивном поведении: в возрасте от 21 до 35 лет у женщин с аддиктивным поведением обнаружен кризис социальной идентичности, снижение внутренней удовлетворенности такими жизненными сферами как "Мой внутренний мир", "Мое здоровье", "Мои отношения с окружающими". В возрасте от 36 до 55 лет у женщин с аддиктивным поведением выявлено снижение внутренней удовлетворенности в жизненных сферах: "Мое материальное положение", "Мой внутренний мир", "Мои отношения с окружающими" и "Я и общество".
3. Критериями сохранности/ деформации структуры социальной идентичности при аддиктивном поведении у женщин являются интеграция/ дезинтеграция системы; сбалансированность/ разбалансированность системы; адекватность/ неадекватность системы социальных конструктов по формальному признаку; представленность/ непредставленность социальных ролей; удовлетворенность/ неудовлетворенность жизненными сферами.
4. Факторами трансформации структуры социальной идентичности женщин при аддиктивном поведении, определяющими ее деформирующий характер, выступают эмоциональная, личностная и социальная неустойчивость.
5. Социально-психологическая адаптация, рассматриваемая как состояние взаимоотношений личности и группы, в условиях аддиктивного поведения характеризуется дезинтегрированностью и направленностью на удовлетворение социальной потребности в позитивном отношении со стороны окружающих и самоотношении.
6. Деформация структуры социальной идентичности при аддиктивном поведении у женщин связана с нарушениями социально-психологической адаптации, проявляющаяся в повышении уровня дезадаптации. Характерно сочетание низко выраженных эмоциональных и поведенческих компонентов, наряду с высокой представленностью когнитивных компонентов социально-психологической адаптации.
7. Взаимосвязь социальной идентичности и социально-психологической адаптации на феноменологическом, структурном, детерминационном уровнях изучаемых явлений проявляется в трансформации структуры социальной идентичности.
8. Закономерности взаимосвязи структурных компонентов социальной идентичности, включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, и социально-психологической адаптации женщин при аддиктивном поведении заключаются в том, что структура и содержание социальной идентичности связаны с особенностями социально-психологической адаптации. Специфическим механизмом взаимосвязи выступает трансформация социальной идентичности, связанная с дезинтеграцией, разбалансированностью, сужением социальных ролей и их содержания, неудовлетворенностью жизненными сферами.
9. Социально-психологическая программа восстановления структуры социальной идентичности женщин при аддиктивном поведении направлена на интеграцию и сбалансированность параметров социально-психологической адаптации. По результатам проведения данной программы обнаружены значимые изменения в структуре социальной идентичности (снижение количества негативных и диффузных состояний, снижение уровня самообвинения, повышение уровня интеграции образа себя, самоуважения, аутосимпатии, самопоследовательности) и параметрах социально-психологической адаптации (повышение уровня принятия других, эмоционального комфорта и адаптивности) женщин при аддиктивном поведении.
1. Социальная идентичность как целостное динамическое образование, выступающее в качестве системы ключевых социальных конструктов личности, при аддиктивном поведении у женщин определяется снижением уровней принятия себя, самоуважения, аутосимпатии, самопоследовательности, самопонимания. Особенности структуры социальной идентичности при аддиктивном поведении заключаются в увеличении количества негативных и амбивалентных высказываний о себе, наличии признаков кризиса социальной идентичности, стремлении к самообвинению.
2. В зависимости от возраста были выявлены следующие особенности социальной идентичности при аддиктивном поведении: в возрасте от 21 до 35 лет у женщин с аддиктивным поведением обнаружен кризис социальной идентичности, снижение внутренней удовлетворенности такими жизненными сферами как "Мой внутренний мир", "Мое здоровье", "Мои отношения с окружающими". В возрасте от 36 до 55 лет у женщин с аддиктивным поведением выявлено снижение внутренней удовлетворенности в жизненных сферах: "Мое материальное положение", "Мой внутренний мир", "Мои отношения с окружающими" и "Я и общество".
3. Критериями сохранности/ деформации структуры социальной идентичности при аддиктивном поведении у женщин являются интеграция/ дезинтеграция системы; сбалансированность/ разбалансированность системы; адекватность/ неадекватность системы социальных конструктов по формальному признаку; представленность/ непредставленность социальных ролей; удовлетворенность/ неудовлетворенность жизненными сферами.
4. Факторами трансформации структуры социальной идентичности женщин при аддиктивном поведении, определяющими ее деформирующий характер, выступают эмоциональная, личностная и социальная неустойчивость.
5. Социально-психологическая адаптация, рассматриваемая как состояние взаимоотношений личности и группы, в условиях аддиктивного поведения характеризуется дезинтегрированностью и направленностью на удовлетворение социальной потребности в позитивном отношении со стороны окружающих и самоотношении.
6. Деформация структуры социальной идентичности при аддиктивном поведении у женщин связана с нарушениями социально-психологической адаптации, проявляющаяся в повышении уровня дезадаптации. Характерно сочетание низко выраженных эмоциональных и поведенческих компонентов, наряду с высокой представленностью когнитивных компонентов социально-психологической адаптации.
7. Взаимосвязь социальной идентичности и социально-психологической адаптации на феноменологическом, структурном, детерминационном уровнях изучаемых явлений проявляется в трансформации структуры социальной идентичности.
8. Закономерности взаимосвязи структурных компонентов социальной идентичности, включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, и социально-психологической адаптации женщин при аддиктивном поведении заключаются в том, что структура и содержание социальной идентичности связаны с особенностями социально-психологической адаптации. Специфическим механизмом взаимосвязи выступает трансформация социальной идентичности, связанная с дезинтеграцией, разбалансированностью, сужением социальных ролей и их содержания, неудовлетворенностью жизненными сферами.
9. Социально-психологическая программа восстановления структуры социальной идентичности женщин при аддиктивном поведении направлена на интеграцию и сбалансированность параметров социально-психологической адаптации. По результатам проведения данной программы обнаружены значимые изменения в структуре социальной идентичности (снижение количества негативных и диффузных состояний, снижение уровня самообвинения, повышение уровня интеграции образа себя, самоуважения, аутосимпатии, самопоследовательности) и параметрах социально-психологической адаптации (повышение уровня принятия других, эмоционального комфорта и адаптивности) женщин при аддиктивном поведении.



