Актуальность исследования
Деятельность педагога существенно усложняется нестабильностью и изменчивостью современного образовательного пространства, которое оказывает противоречивое воздействие на процесс обучения и провоцирует появление конфликтных ситуаций в образовательном процессе. Многообразие факторов порождающих, сопровождающих и влияющих на конфликтные ситуации создают необходимость исследования конфликтоустойчивости педагога как участника образовательного процесса.
Особая роль в потенциальной конфликтогенности образовательного процесса отводится ролевой оппозиции учебной и педагогической деятельности (Л. А. Витвицкая, В. А. Сухомлинский). С одной стороны, данная ролевая оппозиция отражается во взаимодействии обучающихся и обучающих и обусловливает потребность исследования конфликтоустойчивости педагогов в вертикальных конфликтных ситуациях. С другой стороны, субъекты учебной деятельности являются объектами педагогической деятельности. Это возводит педагогическую деятельность в статус метадеятельности и возлагает на нее ряд метазадач (А. В. Карпов), к решению которых конфликтоустойчивость педагога должна быть адаптирована и специфицирована. В рамках образовательного процесса будущие педагоги на этапе профессионального обучения являются субъектами учебной деятельности, а только затем субъектами педагогической деятельности, что актуализирует исследование особенностей конфликтоустойчивости педагога на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности.
Разработанные отечественными психологами психологические конструкты исследования конфликтов (А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, М. М. Кашапов, Н. И. Леонов, Л. А. Петровская, Б. И. Хасан, А. И. Шипилов), а так же их спецификация к конфликтам в образовательной среде (С. В. Баныкина, А. М. Митяева, С. В. Пазухина, В. И. Панов, М. М. Рыбакова, Л. В. Симонова), образуют теоретико-методологическую базу, необходимую для описания и объяснения конфликтоустойчивости личности на этапе профессионального обучения и педагогической деятельности.
Включение рядом авторов (Н. В. Гришина, С. В. Ковалев, Н. И. Леонов, Л. А. Петровская) образа конфликтной ситуации в компонентный состав структуры конфликта обусловливает актуальность исследования роли, способов согласования и регулирования ситуационных характеристик и личностных характеристик участников конфликтного взаимодействия в образовательном пространстве.
Современные зарубежные авторы (D. F. Bjorklund, S. Braem, E. Y. Chou, C. P. Constantinou, D. DeLay, S. Dirghangi, N. Halevy, R. R. Hassin, K. Iordanou, S. C. Johnson, T. Kleiman, B. Laursen, J. K. Murnighan, W. Notebaert, J. Puder, C. Roggeman, V. A. Thompson, T. Verguts) делают акцент на исследовании когнитивных и метакогнитивных составляющих конфликта, что создает предпосылки для исследования механизмов интегративной регуляции (А. В. Карпов) конфликтоустойчивости личности на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности.
Несмотря на большое количество работ, направленных на решение практико-ориентированных и прикладных задач, вопросы структурообразования, функционирования, генезиса конфликтоустойчивости личности на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности, механизмов ее согласования с образовательной средой остаются нераскрытыми. Все это порождает необходимость системной психологической интерпретации конфликтоустойчивости личности на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности.
Цель работы - исследовать структуру и содержание конфликтоустойчивости личности на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научных подходов к исследованию конфликтоустойчивости личности.
2. Исследовать структурные характеристики конфликтоустойчивости личности на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности.
3. Установить роль ситуационных метакомпонентов в структуре конфликтоустойчивости личности на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности.
4. Определить механизмы конфликтоустойчивости личности на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности.
5. Выделить виды конфликтоустойчивости личности на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности.
6. Выявить качественные различия в содержании
конфликтоустойчивости личности на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности.
Объект исследования - конфликтоустойчивость личности.
Предмет исследования - структура и содержание конфликтоустойчивости личности на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности.
Общая гипотеза исследования: конфликтоустойчивость обеспечивает построение субъективной репрезентации конфликтной ситуации и последующую ее объективацию, что обусловливает адекватную реакцию личности на конфликтообразующее противоречие.
Общая гипотеза конкретизируется в частных гипотезах:
1. Структурообразование конфликтоустойчивости личности основано на двух принципах формирования компонентного состава: принципе достаточности и принципе потенциальной неограниченности компонентов структуры для достижения цели.
2. Развитие конфликтоустойчивости педагога представляет собой восхождение от конкурентно-ориентированного способа разрешения конфликта на этапе профессионального обучения к совместно-ориентированному способу разрешения конфликта на этапе педагогической деятельности.
В заключении обобщены основные результаты, сделаны выводы :
1. Устойчивость педагогов к конфликтообразующим противоречиям,
возникающим на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности, достигается за счет двух принципов структурообразования конфликтоустойчивости: принципе достаточности и принципе потенциальной неограниченности компонентов структуры для достижения цели. Сочетание данных принципов обусловливает построение субъективной репрезентации конфликтной ситуации, последующую ее объективацию и адекватную реакцию педагога на конфликтообразующее противоречие, а так же обеспечивает высокие функциональные и адаптационные возможности конфликтоустойчивости личности.
2. Исследование структурообразования конфликтоустойчивости личности, основанного на принципе потенциальной неограниченности компонентов структуры для достижения цели, реализовано с помощью выявления способов включения ситуационных метакомпонентов в структуру конфликтоустойчивости. Выделено три способа включения ситуационных метакомпонентов в структуру конфликтоустойчивости: адаптация, интеграция и взаимодетерминация характеристик конфликтоустойчивости и ситуационных характеристик.
3. Включение в структуру конфликтоустойчивости метакомпонентов обеспечивает интеграцию конфликтных ситуаций, возникающих в
образовательном процессе в структуру конфликтоустойчивости педагога как компонента ее когнитивной субсистемы. Интеграция происходит на основании преобразования характеристик конфликтной ситуации с учётом реакции педагога на нее.
4. В процессе принятия решения о поведении в конфликтной ситуации выявлена элиминация, которая является опосредующим звеном между конфликтной ситуацией и поведением педагогов в ней. Элиминация является интегративным регулятором системных и метасистемных компонентов конфликтоустойчивости личности. Регуляция осуществляется за счет объективации поведения личности и характеристик ситуации. На этапе профессионального обучения у педагогов с высоком элиминативным поведением конфликтоустойчивость ниже, чем у педагогов с низким элиминативным поведением. На этапе педагогической деятельности у педагогов с высоким элиминативным поведением конфликтоустойчивость выше, чем у педагогов с низким элиминативным поведением.
5. Структурообразующим качеством конфликтоустойчивости педагогов является целеустремленность, что подтверждает необходимость и адекватность исследования конфликтоустойчивости в русле системных исследований в психологии. Основной целью конфликтоустойчивости педагогов является регуляция агрессивности. У студентов педагогических специальностей конфликтоустойчивость регулирует позитивную агрессивность, у работающих педагогов - негативную агрессивность.
6. Развитие конфликтоустойчивости личности происходит не по пути
кумулятивного накопления структурных связей, а на основании изменения механизмов функционирования. Установлены механизмы
конфликтоустойчивости педагогов: сопротивляемость и соразмерность конфликтному воздействию. Сопротивляемость представляет собой целесообразное противодействие конфликтному воздействию и является основным механизмом конфликтоустойчивости педагогов на этапе профессионального обучения. На этапе педагогической деятельности основным механизмом конфликтоустойчивости педагогов является соразмерность силы реагирования силе конфликтного воздействия. Таким образом, развитие конфликтоустойчивости педагога происходит по пути от конкурентно-ориентированного способа разрешения конфликта на этапе профессионального обучения к совместно-ориентированному способу разрешения конфликтна на этапе педагогической деятельности.
7. Континуум взаимодействия педагогов в конфликте на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности различается по количественному соотношению и качественному содержанию реакций педагогов. На этапе профессионального обучения агрессивная реакция на конфликт выполняет функцию сопротивляемости, стойкости поведения, в педагогической деятельности эту функцию выполняет оптимальная реакция на конфликт. На этапе профессионального обучения уход педагогов от конфликта является пассивно-агрессивной стратегией поведения. На этапе педагогической деятельности уход от конфликта утрачивает черты скрытой агрессии и начинает выступать в качестве надситуативной стратегии поведения,
8. Для педагогов характерно два вида конфликтоустойчивости: интегративная и компенсаторная. Интегративная конфликтоустойчивость характеризуется конгруэнтностью личностных качеств педагога и его способа разрешения конфликта. Интегративная конфликтоустойчивость разделяется на конфликтоустойчивость, направленную на разрешение конфликтообразующего противоречия, которая опосредуется высоким уровнем интернального локуса контроля (встречается у студентов педагогических специальностей и у работающих педагогов) и конфликтоустойчивость с напористой реакцией на конфликтное воздействие (встречается у студентов педагогических специальностей).
9. Компенсаторная конфликтоустойчивость проявляется в виде конструктивного разрешения конфликта, при его дисгармоничности с личностными качествам педагога. Выделена компенсаторная конфликтоустойчивость с нарушением баланса между силой конфликтного воздействия и силой реагирования педагога (встречается у студентов педагогических специальностей и работающих педагогов) и компенсаторная конфликтоустойчивость с нарушением сопротивляемости педагогов конфликтному воздействию как основного механизма конфликтоустойчивости на этапе профессиональной деятельности педагогов (встречается у работающих педагогов).
10. Выделены три типа реакций педагогов на конфликт: реакция, направленная на разрешение конфликтообразующего противоречия, агрессивная реакция на конфликт и уход от конфликта. Качественное содержание типов реагирования на конфликт у педагогов на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности различается. Педагоги на этапе профессионального обучения разрешают конфликтообразующее противоречие непосредственно. Работающие педагоги разрешают конфликтообразующее противоречие опосредованно через занятие просоциальной позиции. Педагоги на этапе профессионального обучения либо уходят, либо остаются в конфликте, работающие педагоги уходят от конфликта в ситуации необходимости выбора между двумя альтернативами, удовлетворить которые одновременно невозможно. Агрессивная реакция педагогов на конфликт обладает близкими характеристиками на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности и отражает конструктивное действие или деструктивное бездействие педагога в конфликте.
2. Бузмакова, А. В. Структурные характеристики конфликтоустойчивости учителей общеобразовательных школ / А. В. Бузмакова, Ю. В. Пошехонова // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. - Ярославль: ЯрГУ, 2013. - № 4
(26). - С. 113-1116.
3. Бузмакова, А. В. Структурно-функциональные характеристики конфликтоустойчивости субъектов образовательного процесса / А. В. Бузмакова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. - Август 2014, ART 2237. - СПб., 2014 г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2237.htm, ISSN 1997-8588. - Объем 0,5 п.л. [дата обращения 09.01.2015].
4. Бузмакова, А. В. Описание авторской методики «Репрезентация конфликтной ситуации» / А. В. Бузмакова, Ю. В. Пошехонова // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. - Ярославль: ЯрГУ, 2015. - № 1 (31). - С. 85-89.
Монографии:
5. Бузмакова, А. В. Метакогнитивные условия конфликтной компетентности и восприятие конфликтных ситуаций военнослужащими по призыву / Ю. В. Пошехонова, А. В. Бузмакова // Метакогнитивные основы конфликтной компетентности. Монография / под науч. ред. проф. М. М. Кашапова; ЯрГУ. - Ярославль, 2012. - С. 340-364.
6. Бузмакова, А. В. Конфликтоустойчивость как когнитивно- акмеологическая основа профессиональной деятельности учителя / А. В. Бузмакова // Когнитивно-акмеологические основы профессионального становления субъекта. Монография / Под ред. проф. М. М. Кашапова, доц. Ю. В. Пошехоновой. - Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. - С. 204-214.
Другие научные публикации:
7. Бузмакова, А. В. Исследование когнитивных детерминант поведения в конфликте военнослужащих по призыву / Ю. В. Пошехонова, А. В. Бузмакова / Экологические исследования-2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития: монографический сборник / Под ред. В. И. Панова. - М.: УРАО «Психологический институт»; СПб.: Нестор-История, 2011. - С. 313-324.
8. Бузмакова, А. В. Базовые качества конфликтоустойчивости учителей общеобразовательных школ / А. В. Бузмакова // Психология - наука будущего. Материалы V международной конференции молодых ученых / Отв. ред. А. Л. Журавлев Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова, К. Б. Зуев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 88-89.
9. Бузмакова, А. В. К вопросу об определении видов конфликтоустойчивости учителей / А. В. Бузмакова // Вестник Челябинского государственного университета: Образование и здравоохранение. - Челябинск, 2013. - № 34 (325). - С. 95-97.
10. Бузмакова, А. В. Согласованность типов реагирования на конфликт с восприятием ситуации учителями / А. В. Бузмакова, Ю. В. Пошехонова // Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Второго Санкт-Петербугского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2014 г. - СПб., 2014. - С. 265-267.