ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ литературных источников 7
1.1. Сущность и значение координационных способностей в
спортивной гимнастике 7
1.2. Средства воспитания координационных
способностей в спортивной гимнастике 11
1.3. Основные приемы развития координационных способностей 17
1.4. Возрастные особенности развития детей 5-7 лет 23
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 30
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 37
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 42
3.1. Исследование влияния гимнастики на двигательную активность детей и исследование динамики двигательных навыков детей в возрасте 5-7 лет 42
3.2. Экспериментальное обоснование методики тренировки по гимнастики как средства развития и улучшения двигательных навыков детей в возрасте 5-7 лет 51
ВЫВОДЫ 56
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность. Вопрос о развитии оздоровительной гимнастики на базах спортивных школ России очень актуален на сегодняшний день. Мнение специалистов-практиков в этой сфере говорит о том, что система физического воспитания дошкольников должна нести в себе целостное воздействие на личность, обеспечивать реализацию права каждого ребенка на постоянное и наиболее полное физическое развитие.
Важной темой является не только поиск путей физического и духовного развития детей, но и эффективное развитие двигательной деятельности сфер ребенка, как ловкость, смелость сила. Одна из главных целей- развитие интереса к данному виду спорта у детей, способствующего решению задач спортивного отпора. Разрешение данной цели заключается в формировании и построении тренировочного процесса на развитие определенных качеств детей, дающих возможность проявлять себя и развиваться ребенку в сфере спортивной гимнастики на последующих этапах его развития в данной области физического воспитания.
Самая главная задача построения тренировочного процесса детей на этапе оздоровительной гимнастики - это развитие у детей способности сознательно управлять движениями, умение осознанно двигаться в пространстве и во времени, выполнять сложно координированные движения (Л.П. Матвеев).
В основе координационной способности лежит совершенная деятельность анализаторных систем организма человека и прежде всего двигательного анализатора, которые обеспечивают точные ощущения восприятия и представления собственных действий.
Практическая значимость рассматриваемой способности выходит далеко за пределы узкоспециального интереса. И ее трудно переоценить уже потому, что она имеет прямую связь с успешностью двигательного научения, спортивного совершенствования и создания предпосылок для будущей трудовой и общественно полезной деятельности будущего спортсмена.
Специалисты по поводу развития координационных способностей высказываются так- чем выше способность к управлению движениями и чем раньше она развита у детей, тем успешнее становится процесс физического воспитания (В.С. Фарфель, Б.А. Ашмарин, Ж.К. Холодов и др.).
Следовательно, можно сделать вывод о целесообразности обучения навыкам управления движениям, в основе которых лежат координационные способности, так же согласование действий и высокое чувство ощущений. Так как в данный возрастной период повышается потребность в движении и способность повышают функциональные возможности двигательного анализатора.
Определение об координационных способностях весьма размыто, оно выделяется из общего определения о ловкости, предоставленного в разных литературных источниках по физической культуре. Понятие
координационные способности включает - способность целесообразно строить целостные двигательные акты, а также - способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. То есть ребенок может хорошо выучить связку упражнений. Но при изменении условий выполнения данных упражнений (изменение скорости или направления) меняется качество выполнения упражнений. Поэтому в этом возрасте происходит закладка фундамента для развития этих способностей. Также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон.[3].
Координационное совершенствование в сфере спортивной гимнастики направлено развитие двигательных навыков, взаимодействуя с предметами (снарядами), именно для этого требуется разработать новую методику, способствующую развитию навыков движения в сложно-координационном виде спорта.
Объект исследования: система построения урока по оздоровительной гимнастике в спортивных учреждениях.
Предмет исследования: координационные способности к равновесию детей 6-7лет.
Цель исследования. Выявление наиболее целесообразной методики развитие и совершенствование координационных способностей у детей дошкольного возраста. Данное исследование преследует цель развития и улучшения координационных способностей детей дошкольного возраста на занятиях оздоровительной гимнастикой на базе ГБУ СШ №3 города Белгорода им. Б.В. Пилкина.
Задачи исследования:
разработать метод занятий оздоровительной гимнастикой, способствующий динамичному развитию координационных способностей детей, применимых в дальнейшем на занятиях спортивной гимнастикой.
1. Выявить основные методические приемы для совершенствования координационных способностей, используя элементы спортивной гимнастики.
2 . Разработать методику развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать результаты эксперимента и разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение метода варьирования упражнений с динамическим характером на занятиях физической культуры могут качественно повысить уровень координационных способностей детей 6-7 лет.
Новизна исследования. Предпринята попытка построений элективного комплекса упражнений с элементами спортивной гимнастики, для развития равновесия и включение его в физическое воспитание детей 6-7 лет.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности эффективно развивать равновесие путем взаимодействия с гимнастическими снарядами в освоении программного материала за минимально короткий промежуток времени.
Теоретическая и методологическая основы исследования базируются на теории двигательных способностей Л.П. Матвеева, В.И Ляха, B.C. Фарфеля, современных представлениях о развитии двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста (В.К. Бальсевич, Т.Н. Осокина, B.H. Лях, Э.Я. Степаненкова), совершенствовании моторноанализаторных функций (О.А. Григорьев, А.Н. Крестовников, Е.П. Ильин, И.М. Сеченов и др.).
Как же организовать обследование уровня развития координационных способностей дошкольников 5-7лет можно найти на страницах учебных и методических пособий.
Структура и содержание работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, излагается проблема исследования, определяются его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи. Первая глава посвящена обзору литературы по проблеме исследования. Во второй главе определена последовательность и направленность этапов работы, подобраны методы научного познания и методики исследования. В третьей главе представлены результаты исследования и их обсуждение.
На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы показал, что к основным методическим приемам совершенствования координационных способностей можно отнести: изменение способа выполнения движения и. изменение условия выполнения при сохранении способа. Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных координационных способностей.
2. Выявленные методические особенности позволили руководствоваться экспериментальной схемой варьирования двигательных действий детей при выполнении физических и гимнастических упражнений динамического характера. Метод прост в методической реализации и позволяет осуществлять направленное воспитание детей в естественном педагогическом процессе одновременно с освоением учебного материала программы и решением общих и частных задач.
3. Приведенное исследование свидетельствует о том, что в экспериментальной группе произошли качественные изменения координационных способностей. По всем исследуемым показателя дети экспериментальной группы показали достоверно лучшие результаты по сравнению со своими сверстниками контрольной группы. Достоверная разность результатов тестирования при Р > 0,05, до эксперимента изменения признака КГ и ЭГ показали значимый результат только в исследовании статики и динамики- что говорит о разрыве данных в этих группах, тестирование остальных показателей - реакция, точность ритмичность - являются статистически не значимыми, Показатели всех тестирований ЭГ и КГ приобрели статистическую значимость, что говорит о целесообразности проводимого эксперимента, p<0,05, разрыв общей суммы показателей координационных способностей КГ и ЭГ после проведения эксперимента увеличился в пользу экспериментальной группы, что говорит об эффективности экспериментальной методики улучшения развития координационных способностей детей, занимающихся оздоровительной спортивной гимнастикой. При использовании предложенного метода для развития координационных способностей детей мы рекомендуем варьирование упражнений дошкольной программы по шести признакам: направление, размер, скорость, усилие, темп и ритм, в рамках заданных качественных параметров (вперед, назад, влево, вправо, медленно, быстро, равномерно, замедленно, ускоренно и т.д.). При изучении техники ведущего двигательного действия целесообразно осваивать его стандартную двигательную основу, а затем - вариативную. Причем варьирование следует проводить одновременно по всем признакам и в любой последовательности параметров.
1. Абрамов М.С., Рыбалко А.И. Современные походы к оценке уровня физического развития важного показателя общественного здоровья //Гигиена и санитария -1983. - №6. - С. 69-71.
2. Антропова М. В. Морфологические критерии школьной зрелости // Здоровье и воспитание детей школьного возраста в СССР. М., 1976. - С. 21 - 24.
3. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М., 1982. - 335 с.
4. Артамонова Т.В. Развитие ловкости у
детей дошкольного возраста: Авто-реф. дисс. к.п.н. Волгоград, 1996. - 22 с.
5. Ахмед Мустофа Мухамед Ата. Оценка структуры
физической подготовленности юных гимнастов различных типов
телосложения как метод педагогического контроля: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1989 - 23 с.
6. Бабак О.М. Онтогенетические преобразования мышечной системы // Матер. VI науч. конф. по педагогике, морфологии и биохимии. М.: АПН РСФСР, 1966. - Т.П. - С.76 - 78.
7. Бальсевич В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987. - 324с.
8. . Бальсевич В.К. Физкультура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988.-14 с.
9. Бальсевич В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязь и диссоциации // Теория и практика физической культуры. 1996. - №1. - С.2 -7.
10. М.Бартонец К. К проблеме координации и управления ударными действиями // Актуальные проблемы физического воспитания и спорта: Матер, конф. молодых ученых ЩОЛИФКа/Под ред. И. Кикнадзе.-М., 1975. -С. 12 14.
11. БениаминоваМ. В. Воспитание детей.-М.: Медицина, 1991.-228с.
12. Беренштейн Г.Ф., Полевой ДА., Нурбаева М.Н. Физическое развитие дошкольников г. Витебска //Здравоохранение Белоруссии. 1990. - № 9. - С. 26-30.
13. Бернштейн Н. А. О построении движений.-М.: Медгиз, 1947. 241 с.
14. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991.-228 с.
15. особенностей двигательных функций: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1976. - 21 с.
16. . Быкова А. И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям: Пособие для воспитателей детских садов. М.: Учпедгиз, 1961. - 38 с.
17. Вавилова Е. Н. Исследование средств и методов воспитания двигательныхкачеств детей дошкольного возраста: Автореф. дисканд. пед. наук.-М., 1971. -16 с.
18. Венгер J1.A., Запорожец А.В. Развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.-С. 11-15.
19. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. -Ярославль, 1996. С. 9-64.
20. Волянский Н.Н. Способы оценки темпа, ритма и гармоничности роста детей //Вопросы антропологии. 1962. - Вып. 10. - С. 88-97.
21. Вопросы морфофункциональной адаптации опорно¬
двигательного аппарата. Омск: ОГИФК, 1986. - 82 с.
22. Глазырина Л.Д. Научно методические основы
реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направления программы физического воспитания дошкольников: Дис. д-ра пед. наук. - Мн., 1992. - 337 с.
23. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: ФиС, 1980.-165 с.
24. Горюнова А.А. Об ускорении физического развития детей дошкольного возраста//Охрана здоровья детей и подростков: Тезисы докл. Киев, 1972. - Вып. 3. - С.29-32.
25. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1992 .-М., 1992.-158 с.
26. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры забавы по развитию межой моторики у детей: 50 упражнений с музыкальным сопровождением: Учебно - метод, пособие / О.Н. Громова, Г.Н. Прокопенко. - М., 2001. - 62 е., ил.
27. Губа В. П. К вопросу об определении индивидуальных двигательных возможностей // Теория и практика физической культуры. 1987. - № 18. - С. 26 -28.
28. Гужаловский А. А. Этапность развития двигательных качеств и проблема оптимизации физической подготовленности детей школьного возраста: Автореф. дисд-ра пед. наук. М., 1980. - 25 с.
29. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. пособие. Минск: Выш. школа, 1994. - 319 с.
30. Давыдов В.Ю., Симонов В.П., Волченко М.П. Влияние физических упражнений различной направленности на организм детей дошкольного возраста // Физическое воспитание дошкольников: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Ю.Давыдова. -Волгоград, 1993.-С. 13-28.
31. Данько Ю. И. Очерки физиологии физических упражнений. М.: Медицина, 1974.-255 с.
32. Дарская С. С. Проблемы периодизации детей дошкольного и школьного возраста // Оценка типов конституции у детей и подростков.-М., 1975. С. 45 - 55.
33. Демидова Е.В. Влияние упражнений повышенной
координационной, сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. биол. наук. Краснодар, 1988. - 180 с.
34. Демьяненко Ю.В. Методика физического воспитания
дошкольников с низким уровнем физического развития: Автореф. дис. д-ра пед.наук. -М., 1987.-23с.
35. . Додонова Л.П., Щедрина А.Г. Индивидуально-топологические особенности организма детей и развитие двигательных качеств // Серия: "Новости спортивной и медицинской антропологии" М., 1990. - Вып. 1. - С. 147-148.
36. Долгов В.А. К статистической обработке результатов спортивных измерений: Методическое пособие по спортивной метрологии. Краснодар, 1990.-112 с.
37. . Доронова Т.Н. Программа и руководство для воспитателей детей дошкольного возраста "Радуга". М.: Просвещение, 1993. - 224 с.
38. . Дорохов А. Р Сравнение силы мышц у
детей младшего школьного возраста двух поколений // Физическая культура основополагающий фактор здорового образа жизни: Сб. науч. тр. - Смоленск, 1990. - С. 23 - 24.
39. Ерастова А.П. Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. -М., 1980.-54 с.
40. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки два разных мира: Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, шк. психологам. - СПб.: Турскарора, 2000.-180 е., ил.
41. Жук Э.И. Моторная зрелость детей и влияние на нее различных физ. Упражнений: Автореф. дисс. конд. наук. М., 1986. - 24 е., граф.
42. . Зайцев А. А. Динамика физической и технической подготовленности юных футболисток 11-12 лет различных соматических типов и вариантов развития: Автореф. дисканд. пед. наук. Малаховка, 1994. - 20 с.
43. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода
к оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Дис. д-ра пед. наук. М., 1995. - 305 с.
44. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1 / Под ред. В.В. Давыдова, В.ПЗинченко. -М.: Педагогика, 1986. -316 с.
45. Иванов В.А., Райбекас АЛ., Терешкина Т.И. и др. О комплексном развитии физических качеств у детей 3-7 лет в режиме детского сада // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. - N 4. - С.52-61.
46. Камышев В. Я. Динамика физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. Я. Камышев, Л. А. Санеева, Н.В.Казаков,
47. Карманова Л.В., Щебеко В.Н., Логвина Т.Ю. Диагностика физического развития дошкольников. Минск, 1992. -184 с.
48. Касаткина Т. М. Влияние физических упражнений разной направленностина развитие и психику детей 3-7 лет: Автореф. дисканд. пед. наук. - М., 1982. 16с.
49. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
50. Климова Фюнгерова М. Наш ребенок. - Прага, 1959. - 480 с.
51. Колидзей Э.А. Психология двигательной деятельности ребенка /Э.А. Ко-лидзей Балашов: Изд-во БГПИ, 1999. -171 е., ил. Любомирский Л. Е. Управление движениями у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1974. - С.10 - 30.
52. Коломинский Я.П., Панько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста. М., 1988. - 190 с.
53. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов // Разраб. В.НКряж, А. А.Гужаловский, Е.Н. Ворсин. Мн., 1991. -52 с.
54. . Кравчук А.И. Гуляйкин В.А. Методика воспитания комплекса
двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Методические рекомендации. - Омск, 1986.-36с.
55. Ленерт Г. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 102 с.
56. Леонтьева КН., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма: Основы учения о клетке и развития организма, нервная система, опорно -двигательный аппарат-М.: Просвещение, 1986. -287 с.
57. Лесгафт П. Ф. Основы теоретической анатомии. СПб., 1901. - Т. 1.302с.
58. Лескова Г.П. Физическое воспитание детей. Л., 1972. - С. 40 - 51.
59. Логинова В.И., Саморукова Л.Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1983.-296 с.
60. Любомирский Л. Е. Управление движениями у детей и подростков. М.: Педагогика, 1974. - С. 10 - 30.
61. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 11, с. 17-20.
62. Майорова Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. -Омск, 1988.-151с.
63. Мальцева И. Г. Структура физических нагрузок при воспитании выносливости у детей 6 летнего возраста: Дис. канд. пед. наук. - Омск, 1988. - 206 с.
64. Мамзин В.И. Физическая культура для детей дошкольного возраста // Физическое воспитание дошкольников: Сб. науч. тр. Волгоград, 1993. - С. 44 - 48.
65. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. М., 1974.-223 с.
66. . Мартиросов Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии. -М.: Физкультура и спорт, 1982. -199 с.
67. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1976. - С. 25. - 26.
68. Матвеев Л.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. М.: Просвещение, 1991. -191 с.
69. Мелиев Х.А. Средства и методы совершенствования физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возрастов на основе повышения их двигательной активности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. - 20 с.
70. Назаренко Л.Д. Ловкость как одна из характеристик двигательной деятельности // Физиология мышечной деятельности: Тез. докл. Междунар. конф. М., 2ООО.-С.99-101.
71. Ноткина Н.А. Влияние физических упражнений разной направленности на формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1985. - 24с.
72. . Осокина Т. И. Тимофеева Е. А. Гимнастика в детском саду. М.: АПН РСФСР, 1961.-167 с.
73. Панфилова М.В. Развитее координационных способностей и обучение двигательным действиям детей 4 -6 лет в связи с особенностями двигательной асимметрии / Автореф. дисс. к.п.н-М.,1992. 19 с.
74. Пенде Н. Недостаточность конституции. М.: Медицина, 1930. - 214с.
75. Пензулаева JI. И. Анатомо физиологические особенности
развития детей шестого года жизни. - М., 1981. - 28 с.
76. 145. Рубцов А.Т. Группы здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1984. - 191с.
77. Сапин М.Р., Брыткина З.Г. Анатомия, физиология и гигиена ребенка (дошкольник и младший школьник). Учебник. М.: ИЦ «Академия», 1997.-350 с.
78. Светкова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Эксно - Пресс, 2001. -123 с.
79. 148. Сергиеня Н.И. Физическая подготовленность детей дошкольного возраста // Респ. межвед. сб. Минск, 1985.- Вып. 15. - С. 14-17.
80. 149. Скобликова Т. В. Физическое развитие с
применением тренажеров, устройств в качестве средств совершенствования двигательной деятельности в детских садах: Автореф. дисканд. пед. наук.-М., 1996. 18с.
81. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. М.: Физкультура и спорт, 1998. - 412 с.
82. Терехова Н.Т. Индивидуально-дифференцированный подход как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе / Под ред. Ю.Ф.Змановского. -М., 1980.- 114с.
83. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. П.Н.Поддъякова. М., 1984. - 189 с.
84. . Урысон А.М. Возрастная динамика тела детей и подростков в возрасте от4до 18 лет//Рост и развитие ребенка.-М.: МГУ, 1973.-С.3-21.
85. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975.-208 с.
86. Физиология развития ребенка / Под ред. В. Н. Козлова, Д. А. Фарбер. - М.: Педагогика, 1983. 296 с.
87. Физическая культура шестилеток // Под ред. Н. Т.Лебедевой, Н.Ф.Фарино, В. ИТлейзеровой Минск: Народная Асвеста, 1986. - С. 5 - 23.
88. Филиппович В. И. Развитие двигательной функции в процессе физического воспитания / Советская педагогика. -1967 №3. - С. 23 - 30.
89. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов небиологических специальностей педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1978.-287 с.
90. Хрипкова А.Г., М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебн. пос. для студ-ов. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. -320 с.