Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОФОРМЛЕНИИ ОБЛОЖЕК РОССИЙСКИХ РЕЙТИНГОВЫХ ИЗДАНИЙ (2017-2019 гг.)

Работа №178603

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

книжное дело

Объем работы176
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 4
Часть I. Современные тенденции в оформлении обложек российских рейтинговых изданий (2017-2019 гг.) 7
Введение 8
1.1. Обложка как элемент рекламы 18
1.2. Обложка как паратекстовый элемент книги 39
1.3. Эстетическая функция обложки 52
Глава II. Влияние книжных традиций и современных социокультурных тенденций на оформление обложки 64
2.1. Соответствие оформления обложки видо-типовому определению издания 64
2.2. Тенденции массмедиа дизайна в оформлении книжной обложки 83
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 95
Приложение 103
Часть II. Редактура статей научного журнала «Вестник судебной медицины» и
редакторское заключение на них 140
Часть III. Экономический расчет себе себестоимости издания «Вестник судебной медицины» 165


Книга, прежде всего, это явление духовной культуры, но также книга — это материальный предмет, который должен быть хорошо оформлен с помощью художественных и полиграфических средств. Внешний облик книги отличается от внешнего облика других видов полиграфической продукции тем, что должен отражать внутреннее содержание. При этом книга должна привлекать покупателя. Не менее важная задача — доставлять эстетическое удовольствие читателю, в том числе за счет внешнего оформления. Таким образом, работа дизайнера книги заключается в выполнении комплекса задач. При этом он должен знать и правила видо-типового оформления литературы, традиции и инновации в области книжного дизайна.
По мнению Н. Дубины, задача любого специалиста, который принимает участие в создании книги, в ее оформлении, заключается в том, чтобы сделать содержание наиболее доступным для читателя 1. С. Ф. Добкин выделяет два основных назначения книжного оформления: 1. Облегчить пользование книгой, обеспечить ее удобочитаемость. 2. Более полно раскрыть содержание произведения и помочь читателю лучше понять его Эти мнения свидетельствуют, что дизайн книги тесно связан с фигурой реципиента. Его образ определяет концепцию оформления каждого отдельно взятого издания.
Все элементы оформления книги традиционно делятся на внешние и внутренние.
Среди основных внешних элементов оформления книги выделяют обложку, переплет, суперобложку и форзац. Именно на них первым делом бывает обращено внимание покупателей, будущих читателей книги. Еще одним не менее важным элементом внешнего оформления издания является его корешок, так как именно он часто виден читателю при знакомстве с книгой на полках магазина или библиотеки.
Внутренними элементами издания, которые подвергаются оформлению, являются титульные листы, текстовые полосы, книжные полосы, справочно-вспомогательные элементы.
Оформление внешних и внутренних элементов издания достигается благодаря материально-образным, художественным, наборным и техническим средствам, а также иным элементам, каждый из которых имеет свои особенности и выполняет определенные функции. Вместе они должны создавать целостный гармоничный дизайн. Композиция должна выстраиваться с учетом баланса между элементами оформления, объединяя их общей идеей и отражая особенности произведения.
При этом нельзя забывать и о творческой составляющей процесса оформления. Дизайн-концепции книги возникают в большей мере благодаря разработкам художников, редакторов, дизайнеров. Благодаря их таланту и современным технологиям воплощаются самые разнообразные и креативные идеи в оформлении, что позволяет делать книгу уникальной.
Наиболее активной разработке дизайна среди внешних элементов оформления издания подвергается обложка. С момента своего появления обложка выполняла в основном защитную функцию, предохраняя от повреждений книжный блок. В дальнейшем книга, ставшая товаром, должна была украшаться для выставления ее на прилавок. История книги свидетельствует об изменении функций обложки от прагматической — защиты издания от повреждений до эстетической и рекламной. Это связано с развитием технологий, изменением экономики, конкуренцией на рынке полиграфических услуг, а также со сменой читателя, для которого важным становится зрительное восприятие, получение эстетического удовольствие от книги.
Обложка должна выделять конкретную книгу среди других, визуально привлекать покупателя, влиять на его решение о покупке. Поэтому важнейшая ее функция - рекламная. Вместе с тем, обложка должна вызывать желание прочитать купленную книгу, погрузиться в мир, созданный автором. В этом смысле обложка выполняет эстетическую функцию. Наконец, обложка должна служить знакомству с содержанием текста, информировать о жанре, сюжете, героях. Поэтому дизайн обложки связан с содержательной стороной произведения. В этом заключается ее паратекстовая функция.
В соответствии с такой многофункциональностью обложку можно рассматривать как семиотическую структуру, включающую в себя целый комплекс знаков-сигналов, направленных на читателя. Знак представляет собой абстрактный или материальный объект, репрезентирующий в человеческом сознании и деятельности другой объект или явление. Каждый отдельно взятый элемент обложки является знаком и вызывает у человека определенные ассоциации. «Даже в самом названии книги заключено множество символических значений, насыщенных смыслами» . Это же можно сказать и об имени автора, рекламных текстах и пр. Вместе элементы обложки образуют знаковую систему, которая создает в сознании читателя общую картину.
Привлекательность обложки связана с ее узнаваемостью. Обложка как элемент социальной культуры обладает связью с медиа (открытые дизайнерские, медийные, селф- паблишинговые платформы, приложения, фотобанки и библиотеки изображений), с издательскими традициями, связанными с типом и видом издания, с его целевым назначением и читательским адресом. Как мы видим, обложка — это комплексное явление. На ее оформление влияют многие факторы. Осмысление этого влияния как комплексного явления обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования — обложка книжного издания как элемент оформления.
Предмет исследования — современные издательские оформительские тенденции, связанные с реализацией функций обложки (рекламной, паратекстовой, эстетической) и влиянием книжных традиций и тенденций массмедиа дизайна.
Хронологические рамки исследования — 2017-2019 гг.
Материалом для изучения стали обложки российских рейтинговых книжных изданий 2017-2019 гг. После изучения разных источников были выбраны рейтинги Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ), Российской книжной палаты (РКП), представленные в журнале «Библиография и книговедение», топы-10 бестселлеров по разным направлениям книг из отраслевых докладов «Книжный рынок России» за 2018 и 2019 гг., рейтинги на сайте Pro-books, а также данные, опубликованные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Данные рейтинги являются наиболее показательными для российского книгоиздательства.
Pro-books.ru — отраслевой портал о книжном бизнесе и российском книжном рынке, предоставляющий участникам отрасли всю необходимую информацию и обеспечивающий их эффективное взаимодействие . Сервис «Рейтинг книг» автоматизировано обрабатывает данные о книжных бестселлерах в 11 книготорговых точках и выдает полученные результаты в виде сводного рейтинга. Pro-books.ru составляет списки по следующим направлениям: 1. Художественная литература. 2. Non¬fiction. 3. Детская литература. 4. E-книги (электронные книги). 5. Зарубежная литература (выпускаемая зарубежными издательствами на языке оригинала). Список активно обновляется по мере поступления новых данных. Сайт обеспечивает возможность просмотра рейтингов за любой интересующий период: за неделю, месяц, квартал, полугодие, год. Таким образом, анализ данного рейтинга представляется целесообразным, так как есть гарантия получения наиболее новой информации. Анализ рейтингов, представленных на сайте pro-books показал, что в списки бестселлеров за последнее время попадали книги как российских, так и зарубежных авторов. При этом, высокие позиции в рейтингах занимают издания не только профессиональных, но также малоизвестных авторов, которые выпустили 1-2 книги, и людей, чьи профессии не связаны с писательством (блогеры, психологи и т.д.). Большую часть составляют литературно¬художественные, научно-популярные и детские издания, поэтому именно эти виды изданий будут рассматриваться в работе более подробно.
Отраслевые доклады «Книжный рынок России» составляются ежегодно Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям совместно с журналом «Книжная индустрия» и размещаются на официальном сайте Роспечати 5. Рейтинги бестселлеров, представленные в отраслевых докладах, были взяты с сайта pro-books. Однако, так как книжный рейтинг на pro-books.ru обновляется несколько раз в неделю, то данные, которые зафиксированы в отраслевых докладах, могут не совпадать с данными, которые мы можем видеть на сайте в настоящий момент. Кроме того, рейтинги отличаются сегментами. В отраслевых докладах представлены топы-10 бестселлеров по следующим направлениям: 1. Non-fiction. 2. Зарубежная художественная литература. 3. Отечественная художественная литература. 4. Детская литература. В данных рейтингах позиции книг распределились по баллам, присваиваемым по количеству проданных экземпляров книги в течение года, от самых продаваемых к менее продаваемым. Нас интересуют данные за 2017-2019 гг., следовательно, мы возьмем отраслевые доклады за 2018 и 2019 гг., так как в них представлены рейтинги за прошедший год (то есть, в докладе 2018 г. — рейтинги за 2017 г., в докладе 2019 г. — за 2018 г.). Как показал анализ, в рейтингах зафиксированы имена как российских, так и зарубежных авторов — известных, малоизвестных, имеющих косвенное отношение к профессиональному писательству. Большую часть рейтингов составляют литературно-художественные, научно-популярные и детские издания.
В июне 2018 г. прошел финал общероссийского профессионального конкурса «Лучшие книги года» («Лучшие книги 2017 г.), учрежденного АСКИ . На конкурсе рассматривались книги в 13-ти основных тематических номинациях и 3-х специальных номинациях, соучредителями которых являются разные государственные, неправительственные, общественные организации. В 2019 г. на сайте АСКИ был опубликован список победителей конкурса «Лучшие книги 2018 г.». Заявленные для участия книги всех тематических направлений рассматривались в 12-ти основных и 4-х специальных номинациях. В мероприятии принимали участие издательства, библиотеки, научные учреждения и общественные организации. Данный конкурс дает возможность узнать о тенденциях развития российского книгоиздания, ведущих участниках процесса, наиболее востребованных тематических направлениях и предпочтениях читателей. Событие проходит ежегодно, однако, в хронологические рамки исследования попадают списки победителей только за 2017 и 2018 гг., так как данные за 2019 г. еще не представлены. Проанализировав рейтинги, можно увидеть, что в список книг, признанных АСКИ лучшими по итогу конкурса, входит большое количество изданий малоизвестных авторов или людей, которые по профессии не являются писателями. Данные списки включают книги в основном российских авторов. В рейтинги вошли издания различные по целевому назначению и читательскому адресу: научно-популярные, детские, духовно¬просветительские, учебные, научные. Рейтинги АСКИ являются конкурсными и не могут быть рассмотрены наравне с остальными рейтингами бестселлеров. Однако обложки книг, вошедших в эти рейтинги, могут быть полезны нам в качестве примеров, как общие тенденции в оформлении обложек распространяются (или не распространяются) и на региональные издания, издания малоизвестных авторов.
ВЦИОМ является старейшим российским исследовательским институтом в сфере социальных, политических и маркетинговых опросов . Деятельность компании направлена на получение, анализ и распространение достоверной информации о состоянии и динамике социального развития, общественного мнения, массового сознания и поведения, характерных для различных социальных групп населения и территориальных общностей. Объектом исследования ВЦИОМ является в том числе и книжная сфера. Результаты опросов публикуются на официальном сайте организации. Самыми популярными изданиями среди читателей, согласно данному опросу, являются книги по истории, биографии и исторические романы (30 %). Отстают всего на 2 % детские издания, а также учебная, справочная, научная и профессиональная литература и составляют 28 % среди опрошенных. Кроме того, в число наиболее интересных книг для читателей вошли детективы (23 %), книги по домоводству и приусадебному участку (22 %), фантастика (21 %) и классическая русская и зарубежная литература (20%). 16 % читают женские романы и романы о любви. Современную русскую и зарубежную литературу, а также приключения предпочитают 10 % опрошенных. 9 % респондентов практически не читают книги. Одинаковое количество опрошенных (3 %) любят ужасы и
книги по психологии. Замыкает список и составляет только 2 %
литература.
Российская книжная палата — национальная организация, осуществляющая библиографический и статистический учёт выпускаемых на территории Российской Федерации изданий . Организация собирает и публикует данные в сфере книгоиздания и книгопечатания. Журнал «Библиография и книговедение» издается РКП ежегодно и служит источником информации для читателей о статистике, правилах, стандартах и нормах, а также инновациях в книжном деле. Рассмотрев таблицы, представленные РКП, мы сделали выводы о востребованности таких видов изданий, как образовательная, учебная, детская и художественная литература.
Проанализировав данные рейтинги, можно отметить, что в списки бестселлеров стабильно попадают издания таких видов: научно-популярные, детские, художественные, учебные. Это издания как известных российских и зарубежных авторов, так и малоизвестных писателей, не являющихся профессионалами. Также для нас важно, что многие издания являются переводными, в них часто заимствован макет оформления. Некоторые издания входят в серии, потому их оформление подчиняется концепции целого.
Как показал наш материал, при анализе обложек важно учитывать многие факторы, связанные с целевым назначением издания, опытом автора и издательства, видо-типологическими характеристиками книги, читательским адресом и пр. Поэтому на основе приведенных рейтингов мы составили вспомогательные таблицы, включающие важные для анализа обложек параметры. Таблицы приведены в приложении.
История вопроса. Оформление книги и ее функции не раз становились предметом изучения как западных, так и российских книговедов. При этом вопрос остается актуальным, так как тенденции дизайна быстро меняются, что связано с развитием технологий, влиянием западных культур на российское книгоиздание, быстрым ростом рынка полиграфической продукции.
Обложка как элемент оформления книги изучается в разных аспектах. Во-первых, для нас определяющее значение имели современные работы обобщающего типа В. В. Коростелиной «Художественное оформление современных изданий. Редакторский аспект» и Я. В. Уайта «Редактируем дизайном» . Не утратили актуальность главы об обложке в авторитетной работе С. Ф. Добкина «Редактору и автору об оформлении книги» 11. Автор выявляет особенности оформления различных видов изданий, роль и задачи иллюстраций на обложке, определяет требования к шрифтовому оформлению издания. Также автор дает характеристику каждого элемента внешнего оформления книги, определяет сущность и проблемы целостности дизайна издания.
Во-вторых, опишем комплекс работ, в которых изучены функции обложки. Вопрос о рекламной функции обложки был поднят в работах Д. М. Переднего «Реклама: место в оформлении книги» и «Актуальные проблемы современной книгоиздательской рекламы» . Автором было выявлено неверное использование рекламных возможностей современного оформления книги, проявляющихся в текстовых, символических, иллюстративных сигналах, а также предлагаются стратегии для выработки новых форм презентации книги потенциальному покупателю. Рассмотрению рекламных элементов также уделяет внимание Н. Д. Эриашвили в книге «Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг» Автор выделяет основные элементы обложки, которые в большей степени способны привлечь внимание покупателя.
Понятие «паратекста» является относительно недавним, малоизученным и вызывает интерес для исследователей. Большой вклад в изучение паратекстовых элементов издания внесли известные французские структуралисты Ж. Женетт и Ж. Деррида . Сам термин «паратекст» был введен Ж. Женеттом в 1987 г. в работе «Паратексты: пороги интерпритации» . Несколько позже термин «паратекст» рассматривался в работах Э. Трибла , К. Эшли и П. Берка В своих работах они разграничили элементы паратекста, обосновали их использование в тексте и определили основные функции. Кроме того, изучением данного понятия занимался российский литературовед Ю. М. Лотман. Особое внимание данной теме он уделяет в книге «Культура и взрыв» , в которой впервые вводит понятие «текста в тексте». На данную тему писали статьи Л. А.
Борботько , Л. Г. Викулова , И. А. Лиходкина . Все названные работы в той или иной степени посвящены изучению паратекста. Однако паратекстовые элементы конкретно на обложке книги не были рассмотрены подробно.
Меньшее число исследователей изучали эстетическую функцию обложки. Эта функция затрагивается в работах по редактированию и оформлению различных видов изданий: М. М. Козловой «Редакторская подготовка литературно-художественных
изданий» , С. Ф. Добкина «Оформление книги. Редактору и автору», Ж. Ю. Черневой «Проблемы художественного оформления книги» и др. Эстетическая функция обложки является важной, так как способствует завершенности издания и его культурогенному характеру.
В-третьих, выделим общие работы по оформлению книги, где обложка рассмотрена как один из элементов ее оформления. Это исследования таких авторов, как Е. Ю. Герчук 26, Г. Н. Шведцова-Водка , Г. А. Кнабе , А. М. Лобин и М. В. Миронова и др.
В-четвертых, представим мнения исследователей, поясняющих, как оформление обложки связано с видо-типологическими характеристиками книги. Связь оформления издания с его целевым назначением, читательским адресом изучались С. Г. Антоновой в работе «Редакторская подготовка изданий»: «Создание аппарата, иллюстративного ряда, оформления издания связаны с представлением читателю того или иного произведения литературы в издании. Адекватная интерпретация информации, заключенной в авторском труд, возможна при условии понимания редактором природы и сущности издания...» . Также проблему оформления изданий, связанную с ее видом и читателем, рассматривает С. М. Болховитинова: «Для каждого издания определенного типа, определенной функциональной группы прежде всего необходимо найти принципы его организации. <...> проектируемый объект рассматривается, анализируется как система, обязателен учет свойств не только самого проектируемого объекта, но и потребителя, и производства» .
При достаточно большом количестве работ на данную тему не существует комплексного исследования, в котором рассматриваются тенденции оформления изданий, связанные с их функциями, с учетом видо-типологических характеристик и влиянием массмедиа дизайна. В этом заключается новизна бакалаврской работы.
Цель исследования — выявить основные принципы оформления книжных обложек.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. На основе российских рейтингов книжной продукции провести выборку материала и классифицировать его.
2. Изучить принципы оформления книжных обложек с функциональной точки зрения: рекламной, паратекстовой, эстетической.
3. Проанализировать выбранный материал на соответствие выявленным закономерностям.
4. Рассмотреть особенности оформления изданий с точки зрения их видо-типологических характеристик.
5. Проследить влияние массмедиа дизайна на оформление обложек. Сделать выводы о современных тенденциях и перспективах.
Методы исследования: общие — описание, классификация, обобщение; профессиональные — функциональный, видо-типологический, реданализ, аналитико-тематический и типографический методы.
Структура работы обусловлена логикой исследования заявленной проблематики и ходом выполнения поставленных задач. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение, приложение и список использованной литературы.
В первой главе рассматривается влияние функциональных признаков (рекламной, паратекстовой, эстетической функций) на оформление книжной обложки, выявляются закономерности оформления, связанные с данными функциями, проводится анализ рейтинговых изданий на предмет соответствия выявленным тенденциям.
Во второй главе рассматривается влияние видо-типологических особенностей изданий и массмедиа дизайна на оформление обложки.
В заключении подводятся общие итоги работы. Здесь сопоставляются полученные результаты с результатами, обозначенными на Франкфуртской книжной ярмарке в 2018 г. книжным обозревателем Юлией Тарасовой.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Художественное оформление изданий является, безусловно, одним из важнейших этапов создания внешнего облика книги. Оформляя книгу, нельзя не учитывать основные функции, которые выполняет обложка в настоящее время. С течением времени эти функции постепенно менялись: от прагматической до эстетической. Целью обложки стало удовлетворение эстетических потребностей читателя. Для создания гармоничного облика книги, отвечающего запросам современного читателя, необходимо включение в оформление рекламных элементов, способных зацепить внимание покупателя. В то же время необходимо, чтобы обложка была ясна, отражала главную идею издания, его тематику. Исходя из этого, в работе необходимо было провести анализ обложек с точки зрения выполнения ими основных функций, присущих современным изданиям: рекламной, паратекстовой, эстетической.
Современное художественное оформление книг в целом сводится к ряду основных тенденций, которые нацелены на создание книги, способной привлечь внимание читателя, побудить его к покупке и, соответственно, диктующих редактору необходимость выбора той или иной оформительской стратегии. В первую очередь, они связаны с высоким темпом жизни, стремительным развитием технологий, конкурентной борьбой, а также сменой читателя.
Рекламное оформление обложки является актуальной тенденцией современного книгоиздания, которую можно обозначить как новый способ рекламы книжной продукции. Традиционные элементы оформления обложки приобретают рекламный характер. Дизайн книги все больше представляет собой разработку упаковки товара, которая выделяет книгу среди других, вызывает у читателя определенные эмоции и реакции, влияет на его выбор. В этом проявляется рекламная функция книжного оформления, которая становится приоритетной тенденцией. Отсюда вытекают другие тенденции, связанные с функцией рекламы книги:
1. Утрата культурных традиций издания. Акцентируя внимание на рекламном оформлении, издатели забывают об основных правилах, которые касаются размещения элементов на обложке.
2. В литературно-художественных изданиях популярных авторов тенденцией стало использование шрифта крупного кегля для выделения имени автора, что объясняется тем, что читатель ищет книгу по известному имени, а не по названию произведения.
3. Тенденцией в оформлении многих обложек стало применение на обложке такого элемента, как указание на номинацию книги, серии или автора, который должен сообщать читателю об успехе книги.
4. Популярно размещение на лицевой или оборотной сторонах обложки отзывов и комментариев читателей и СМИ; их функция заключается в убеждении покупателя в заинтересованности в ней других читателей, в качестве книги.
5. Тенденцией является использование рекламной аннотации на обороте обложки.
6. Еще одним направлением в оформлении обложки является помещение имени автора в издательский контекст (от автора бестселлера...).
Рекламная функция обложки тесно связана с другими ее функциями — паратекстовой и эстетической. Паратекстовая функция элементов помогает понять основной текст издания, идею, еще до открытия книги. В связи с этим, мы выделили ряд других тенденций, связанных с паратекстовой функцией обложки:
• В большинстве случаев на обложку помещаются элементы, имеющие целевую установку на рекламу издания, автора, произведения, издательства, серии, при этом забывая о паратекстовой функции обложки.
• Возникновение ложных читательских представлений о жанре, сюжете, героях, связанных с недоработкой редактором паратекстовых связей.
• Паратекстовую функцию на обложке выполняют как изобразительные элементы, так и шрифты. Особое значение для выражения паратекстовой функции имеют шрифты для литературно-художественных изданий, в том числе детских.
• Несмотря на доминирование рекламных элементов на обложке, паратекстовые связи могут проявлять себя в композиционном целом обложки, что связано с эстетической функцией обложки.
Эстетическая функция обложки играет важную роль при оформлении книги. Она включает в себя элементы рекламы и паратекста, которые, правильно объединяясь в одну картину, имеют гармоничное сочетание, способное вызвать у читателя определенные эмоции. Здесь важную роль играют такие критерии, как цветовое решение, расположение элементов на обложке, подбор размера и гарнитуры текстовых элементов, а также общая стилистика оформления всех элементов. Отсюда вытекают другие тенденции, связанные с эстетической значимостью обложки:
• Эстетическая функция характерна в большей мере для литературно¬художественных изданиях с классическим или ставшим популярным произведением. Для изданий с малоизвестными произведениями доминирующей будет рекламная функция.
• Использование фотографии автора на обложке научно-популярного издания заключается в том, чтобы вызвать расположение читателя, ответную его реакцию, положительные эмоции.
• Эстетическую нагрузку несут обложки, выполненные художниками на заказа специально для конкретного издания, так как в них отражается художественный смысл.
• Также для достижения эстетического эффекта на обложке важна иерархия текстовых элементов.
• Завершить образ книги, довести до конца его мысль позволяет корешок книги, который оформляется с учетом общей стилистики издания.
Все это еще раз подтверждает мысль о том, что обложка — это комплексное явление, совокупность знаков, которые, объединяясь, несут новые смыслы для читателя.
Несмотря на все эти общие функции и тенденции, связанные с ними, также важны видо-типологические характеристики каждого конкретного издания, которые стоит учитывать издателям при разработке внешнего облика издания. Необходимо точно знать подвид издания, его целевое назначение, читательский адрес, способ организации произведения. В целом, оформление обложек всех видов сконцентрировано на визуальном восприятии, отсюда значимость иллюстраций, фона, цветовой гаммы, композиции, шрифта.
Так, для литературно художественных изданий характерно: использование в оформлении обложки иллюстраций с изображением героев или предметов (символов), связанных с произведением книги; связь шрифта с сюжетом произведения и общей стилистикой издания; композиционное, цветовое, смысловое единство передней, задней сторон обложки, корешка и малое количество текстового материала: на лицевой стороне - имя автора, заглавие, подзаголовок, иногда указание на номинацию произведения, на оборотной стороне — отрывки из рецензий на произведение.
В оформлении научно-популярных изданий мы выявили следующие особенности: применение абстрактных изображений или иллюстраций предметов, явлений, связанных с содержанием книги; часто — перегруженность текстом (помимо основных элементов: имени автора, заглавия, подзаголовка встречаются элементы: текст с указанием на номинацию автора или книги, отзывы или комментарии читателей, цитаты из основного текста книги, рекламная аннотация); отсюда вытекает другая тенденция — нарушение общей культуры оформления обложки, так как наличие большого количества элементов вынуждает издателей размещать их в местах, отведенных под другие элементы; для фона обложки научно-популярного используется однотонный цвет, контрастирующий с текстовыми элементами.
Помимо принадлежности детского издания к какому-либо виду (художественное, научно-популярное и т.д.), при оформлении детских изданий важно учитывать психологические особенности ребенка. Это относится как к общему цветовому решению, так и выбору иллюстраций, гарнитуры и цвета шрифта. Также отличием обложки детской книги является отсутствие рекламных элементов.
Переводные издания и книги, выходящие в рамках одной серии, оформляются согласно их видо-типовым характеристикам.
Также тенденцией на сегодняшний день является влияние массмедиа дизайна на оформление книжной обложки. Современные платформы позволяют сделать обложку узнаваемой и актуальной, отвечающей запросам аудитории. Кроме того, благодаря внедрению массмедиа дизайна процесс создания обложки становится простым и доступным. С другой стороны, на рынке появляется все больше шаблонных изданий. Массмедиа дизайн делает полиграфическую продукцию похожей друг на друга, из-за чего издание теряется во множестве. Так, обложка книги становится схожей с журнальной обложкой, плакатами и другой издательской продукцией.
В 2018 г. на Франкфуртской ярмарке креативный директор издательства «Бомбора» Юлия Тарасова выступила с презентацией «Дизайн книги. Индивидуальные подходы и мировые тенденции». Презентация была посвящена рассмотрению обложек разных стран с целью выявления оформительских тенденций в книжном дизайне. Были рассмотрены книжные тренды Франкфуртской ярмарки и общемировые глобальные тренды. В заключении приведем тенденции, которые совпали с результатами нашей работы, и обозначим дальнейшие перспективы развития книжного дизайна в России.
Тенденции книжного оформления по результатам нашего анализа и по мнению Ю. Тарасовой:
• В настоящее время продолжает доминировать рекламное оформление, продолжаются поиски издателями новых креативных решений.
• Использование фотографий в оформлении изданий (часто черно-белых).
• Необычное серийное оформление, «свободная» серийность (элементы могут находиться на разных местах («хаотичное» расположение элементов, что обеспечивает книге уникальность).
• Применение шрифта, сочетающегося с общей стилистикой издания, что позволяет создать единую картинку. 

Многие тенденции книжного оформления в России совпали с международными. Однако, как отмечает Ю. Тарасова, минусом российского книжного дизайна является помещение на обложку большого количества рекламных элементов. Очень много пространства занимает текст, который делает обложку перегруженной, в то время, как зарубежные издательства стараются сделать обложку уникальной, привлечь внимание читателя за счет оригинальности издания, креативных оформительских приемов. Можно сделать вывод о том, что российское книгоиздательство в этом плане пока еще отстает от западного. Поэтому актуальным представляется изучение российскими издателями мировых книжных тенденций, стремление к переходу от рекламного оформления к уникальности.


1. Агеев, Д. В. Песенник гитариста. Любимые застольные песни. - СПб. : Питер, 2018. - 32 с.
2. Ассоциация книгоиздателей России [Электронный ресурс]. - URL:
http://aski.ru/ru/contest/ (дата обращения: 20.11.2019).
3. Белтон, К. Я — Пушин Кэт. - М. : Эксмо, 2019. - 192 с.
4. Верзилина, Н. М. По следам Робинзона. - М. : Дрофа, 2003. - 320 с.
5. Викинг, М. Hygge. Секрет датского счастья / М. Викинг ; пер. с англ. Р. Хафизовой.
- М. : Азбука-Аттикус, 2019. - 288 с.
6. Водолазкин, Е. Брисбен / Е. Водолазкин. - М. : АСТ, 2018. - 380 с.
7. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9338 (дата обращения: 10.11.2020).
8. Гейман, Н. Американские Боги / Н. Гейман. - М. : АСТ, 2018. - 640 с.
9. Гэлбрейт, Р. Смертельная белизна. - СПб. : Азбука-Аттикус, 2018. - 672 с.
10. Дейниз, К. Открой тайны человека / К. Дейниз, К. Коллин. - М. : Робинс, 2017. - 14 с.
11. Есенин, С. Малое собрание сочинений. - Спб. : Азбука-Аттикус, 2015. - 640 с.
12. Жукова, Н. Букварь / Н. Жукова. - М. : Эксмо, 2019. - 96 с.
13. Ильяхов, М. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст / М. Ильяхов, Л. Сарычева. - 2-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2017. - 440 с.
14. Каланити, П. Когда дыхание растворяется в воздухе. Иногда судьбе все равно, что ты врач / П. Каланити. - М. : Эксмо, 2019. - 288 с.
15. Кехо, Дж. Подсознание может все! - Минск : Поппури, 2019. - 160 с.
...107

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ