Введение 3
1 Трансмедийность как подход к разработке медиапродуктов 6
1.1 Основные характеристики трансмедийных проектов 11
1.2 Подходы к анализу трансмедийных проектов 15
1.3 Инструменты проектирования трансмедиа 18
1.4 Обзор лучших практик трансмедийных проектов 27
2 Опыт разработки дизайна трансмедийного проекта «Сибирика» 34
2.1 Характеристики проекта по переизданию литературного наследия
сибирских писателей 34
2.2 Процесс проектирования трансмедийного продукта 39
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 67
На фоне стремительного развития цифровых технологий изменяются способы потребления информации — разной аудитории необходимо обеспечивать разные точки входа для ознакомления с продуктом. Многоканальность подразумевает сохранение принципов моделирования контента при одновременном использовании нескольких платформ для его распространения и доведения до целевой аудитории. Примером такого многоканального подхода является трансмедийный сторителлинг. Его актуальность обусловлена способностью создавать целостные нарративные миры, где каждый канал — будь то печатное издание, сайт, социальные сети или офлайн-лекция — вносит уникальный вклад в развитие сюжета и расширяет пользовательский опыт.
В отличие от традиционных способов создания медиапродуктов, трансмедийный подход предполагает не просто дублирование или адаптацию контента, а создание обособленных, но при этом взаимосвязанных историй, которые побуждают читателя к взаимодействию с контентом и его самостоятельному исследованию. Это позволяет не только глубже погрузить аудиторию в тему, но и сформировать вокруг проекта фан-сообщества, которые способны к соавторству и расширению трансмедийной вселенной. Для аудитории такие проекты становятся не просто источником информации, но и пространством для общения, творчества и обмена опытом. Это особенно важно в условиях цифровизации, где пользователи ожидают интерактивности и персонализации контента.
Интегрируя результаты исследования и практические навыки, автор участвует в разработке единой трансмедийной системы, где разные медиканалы выступают в качестве взаимодополняющих компонентов. Дизайн такого проекта позволяет аудитории глубоко погрузиться в тему, взаимодействовать с материалом на разных уровнях и становиться соучастниками этого сюжета. Одна из главных задач дизайна — завлечь читателя на дальнейшее изучение истории посредством перехода на другие каналы. Так пользователь сможет полноценно исследовать мир истории, изучая многоуровневый контент и постепенно погружаясь в повествование.
Объектом исследования являются особенности разработки, моделирования и проектирования трансмедийной истории, разворачивающейся на цифровых и аналоговых платформах. В качестве предмета исследования рассмотрен проект «Сибирика. Актуализация локального сибирского текста и творческого наследия дореволюционных писателей Сибири». Автор работы принимала непосредственное участие в проектировании и реализации этого медиапродукта.
Цель работы — изучение ключевых характеристик трансмедийного сторителлинга, а также представление опыта разработки трансмедийного проекта с точки зрения проектирования и медиадизайна. Это позволит выявить эффективные стратегии создания таких продуктов и оценить их потенциал для журналистики и массовых коммуникаций.
Задачи:
1. Определить понятие трансмедиа и его ключевые характеристики;
2. Выявить различия между мультимедиа, кросс-медиа и трансмедиа;
3. Изучить примеры использования трансмедийного подхода в успешных медиапроектах;
4. Применить трансмедийный подход в разработке проекта «Сибирика» и описать процесс его реализации.
Структура: работа состоит из двух глав. В первой главе автор рассматривает трансмедиа как подход к проектированию комплексных медиапродуктов, выявляет его особенности, описывает схемы анализа и приводит существующие подходы к проектированию таких продуктов. Во второй главе представлено описание опыта разработки трансмедийного издательского проекта.
В данной работе были использованы возможности искусственного интеллекта (ИИ) для таких задач, как выделение ключевых тезисов ряда источников (с последующим фактчекингом результатов работы ИИ), приведение текста к академическому стилю, оформление списка использованной литературы и источников.
В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи: проведен анализ теоретических основ трансмедийности, определены ключевые характеристики трансмедийного сторителлинга, рассмотрены этапы проектирования медиапродукта, а также представлен практический опыт проектирования и реализации трансмедийного проекта. В результате работы можно выделить следующие ключевые выводы:
1. Трансформация медиапространства требует новых подходов к проектированию. Развитие цифровых технологий и изменение информационного поведения аудитории делают традиционные форматы медиапродуктов менее эффективными. Трансмедийные проекты, в отличие от мультимедийных и кросс-медийных, позволяют выстраивать целостные нарративные миры, где каждая платформа вносит уникальный вклад в общую историю, а не дублирует контент. Это обеспечивает более глубокое вовлечение аудитории и формирует устойчивое сообщество вокруг проекта.
2. В процессе анализа были выявлены основные признаки трансмедийных проектов: многоканальность, интерактивность, обособленность и взаимосвязь контента на разных платформах, а также возможность аудитории участвовать в развитии истории. Каждый медиаканал выполняет свою функцию, расширяя и дополняя сюжет, что способствует формированию комплексного пользовательского опыта.
3. Проектирование трансмедийных продуктов требует интеграции различных инструментов: от определения каналов и разработки матричной схемы до адаптации контента под специфику каждого медиума. В работе рассмотрены этапы создания дизайн-системы, масштабирования решений с печатного носителя на цифровые платформы и социальные медиа, а также принципы адаптации оформления под интерактивные и мультимедийные форматы.
4. На примере реализации проекта «Сибирика» показано, как трансмедийный подход применятся на практике: от структурирования контента до создания единой дизайн-системы и интеграции мультимедийных элементов.
Важно также подчеркнуть, что трансмедийный подход сегодня демонстрирует устойчивую динамику развития и становится важным инструментом в современной медиасреде. Несмотря на распространение социальных сетей и популярность малых форматов медиапубликаций, сложные трансмедийные проекты сохраняют свою актуальность и востребованность, поскольку позволяют создавать более глубокие, многослойные истории, объединяющие различные категории пользователей. Они предоставляют аудитории не только разнообразные точки входа, но и возможность участия в расширении оригинальной истории, что особенно ценно в условиях информационного перенасыщения.
Результаты практической реализации трансмедийного проекта «Сибирика» подтверждают, что интеграция печатных и цифровых каналов позволяет не только расширить аудиторный охват, но и повысить качесвто пользовательского опыта, вовлеченность и интерес к теме. Такой опыт показывает, что в эпоху доминирования быстрых форматов сложные трансмедийные продукты способны не только конкурировать, но и задавать новые подходы в журналистике и культурных коммуникациях.
Практическое значение данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке новых трансмедийных проектов в сфере журналистики и массмедиа. Описанные подходы к проектированию, медиадизайну и организации взаимодействия с аудиторией позволяют создавать современные медиапродукты, которые могут эффективно конкурировать в цифровой среде и формировать устойчивые сообщества вокруг значимых тем и историй.
1 Brown P. Desktop multimedia // Media Information Australia. — 1992. — № 64. — С. 73-81.
2 Романенко М. Слайдкастинг в интернет-радио: к проблеме создания и содержания // Актуальные проблемы журналистики. — 2014. — С. 114.
3 Гамбарато Р. Р., Лапина-Кратасюк Е. Г., Мороз О. В. Панорама российских трансмедиа: опыт картирования мультиплатформенных инициатив // Шаги/Steps. — 2017. — № 2. — С. 20-46.
4 Миловидов С. В. Трансмедийное повествование как текст в сфере массмедиа XX-XXI веков // Наука телевидения. — 2014. — С. 278-289.
5 Зайцев М. Л. Явление трансмедийности в массовом информационном процессе // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. — 2020. — С. 16-20.
6 Гамбарато Р. Р. Transmedia Project Design: Theoretical and Analytical Considerations. — С. 81.
7 Pratten R. Introduction to Transmedia Storytelling // Storyfloat Blog. — 2021. — URL: http://www.storyfloat.de/introtransmediastorytelling/ (дата обращения: 27.04.2025).
8 Kinder M. Playing with power in movies, television, and video games: From Muppet Babies to Teenage Mutant Ninja Turtles. — Berkeley: Univ. of California Press, 1991.
9 Jenkins H. Wandering Through the Labyrinth: An Interview with USC’s Marsha Kinder (Part Two) // Confessions of an Aca-fan. — 2015. — URL: http://henryjenkins.org/2015/03/wandering-through-the-labyrinth-an-interview- with-uscs-marsha-kinder-part-two.html (дата обращения: 08.05.2025).
10 Дускаева Л. Р., ред. Медиалингвистика в терминах и понятиях. — Москва: Флинта, 2018. — С. 43.
11 Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. — New York: New York University Press, 2006. — С. 95-96.
12 Jenkins H. Transmedia storytelling // Pop Junctions. — 2007. — URL:
https://henryjenkins.org/2007/03/transmedia_storytelling_101.html (дата
обращения: 01.03.2025).
13 Evans E. Transmedia television: Audiences, new media, and daily life. — New York: Routledge, 2011. — С. 28.
14 Miller C. H. Digital storytelling: A creator’s guide to interactive entertainment. — Amsterdam: Focal Press, 2008. — С. 32.
15 Пономарев Н. Ф. Трансмедийные проекты и трансмедийные франшизы // E-Scio. — 2019. — № 11 (38). — С. 3.
...34