Введение 3
Глава 1. Теоретические основы позитивной социализации старших дошкольников в ходе проведения социальных акций 6
1.1. Проблема формирования позитивной социализации детей
старшего дошкольного возраста в научных исследованиях 6
1.2. Особенности организации и проведения социальных акций с
дошкольниками 16
1.3. Педагогические условия позитивной социализации старших 24
дошкольников в ходе проведения социальных акций
Глава 2. Опытно-практическая экспериментальная работа по позитивной социализации старших дошкольников в ходе проведения социальных акций 34
2.1. Диагностика уровней сформированности позитивной
социализации старших дошкольников 34
2.2. Реализация педагогических условий позитивной социализации старших дошкольников в ходе проведения социальных акций.. 43
2.3. Динамика уровней сформированности позитивной
социализации старших дошкольников 49
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения 68
Актуальность исследования. Приобщение ребенка к социальному миру всегда являлось одним из ведущих направлений в процессе формирования личности человека. Жизненный опыт дошкольника ограничен, поэтому важно оказать ребёнку квалифицированную педагогическую помощь в сложном процессе вхождения в мир людей, развитии умений адекватно вести себя в социальном окружении, выстраивать эффективную коммуникацию, уважать себя и других людей, выражать свои чувства и потребности в соответствии с культурными традициями общества. В результате социализации ребенок овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений, приобретает многообразный социальный опыт, что обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует обеспечения целостного процесса социализации- индивидуализации в образовательном процессе (53).Дошкольное образовательное учреждение является первым социальным институтом, создающим условия для развития ребенка и его ранней социализации.
Определения социализации давали Выготский Л.С. (12), Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. (24), Козлова С.А. (25), Прохоров А.М. (43); процесс социализации ребенка изучали Андреева Г.М. (3), Выготский Л.С. (12), Запорожец А.В. (21),Кон И.С. (28) Фельдштейн Д.И. (54); направления социализации были выделены Асмоловым А.Г. (4), Мудрик А.В. выделил отличительные особенности социализации дошкольников (38); вопросы позитивной социализации рассматривали Бабаева Т.И., Лялина Н.А. (5), Голованова Н.Ф. (14).
Житная И.В., Лосева И.И. выделили направления позитивной социализации дошкольника (20). Бабаева Т.И., Лялина Н.А. - компоненты позитивной социализации (5).
Современное состояние проблемы создания педагогических условий для позитивной социализации у старших дошкольников связано с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, отражено в программах дошкольного образования (53). Подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников также предложены Алифановой Е.М. (2), Большуновой Н.Я. (8), Винокуровой О.В. (9).
Факторы позитивной социализации выделили Абраменкова В.В. (1), Козлова С.А. (26),Кудрявцева Е.А. (30), Липовцева А.В. (33),Прохоров А.М. (44), Россова Ю.И. (46), Тимофеева Л.Л. (50),
Проблема исследования: каковы педагогические условия позитивной социализации у старших дошкольников в ходе проведения социальных акций . Это определило тему исследования «Позитивная социализация старших дошкольников в ходе проведения социальных акций».
Социальные акции как основу формирования отношения детей к социальной жизни и эффективную форму позитивной социализации дошкольников рассматривали Белякова Е.А. (6), Винокурова О.В. (9), Мальцева М.С. и Махоткина Е.С. (35)
Этапы социальной акции были выделены Гришаевой Н.П. (16). Виды социальных акций были выделены Воронюк Е.А. (11).
Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс позитивной социализации старших дошкольников.
Предмет исследования :педагогические условия позитивной социализации старших дошкольников в ходе проведения социальных акций.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что педагогическими условиями позитивной социализации старших дошкольников в ходе проведения социальных акций являются:
1) использование разных видов социальных акций для расширения
представлений ребенка о социуме и своем месте в нем;
2) развитие положительного отношения ребенка к себе и окружающим, восприятие другого человека как высшей ценности;
3) включение в сценарий акции мероприятий по проживанию различных социальных ролей, регуляции своего поведения, выбору адекватных способов общения, этически ценных образцов поведения.
Задачи исследования:
1) изучить проблему формирования позитивной социализации у дошкольников в научных исследованиях;
2) рассмотреть особенности организации и проведения социальных акций с дошкольниками;
3) выявить, обосновать и апробировать педагогические условия позитивной социализации старших дошкольников в ходе проведения социальных акций.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, анкетирования, опрос, педагогический эксперимент, методы статистической обработки и анализа результатов исследования.
База исследования: МАДОУ д/c №57 г. Белгорода.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Социализация ребенка происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития. Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. В структуру позитивной социализации входят познавательный, эмоционально- оценочный, поведенческий компоненты.
Вопросы создания условий позитивной социализации дошкольников отражены в ФГОС ДО и примерных программах дошкольного образования. Педагогическими условиями позитивной социализации старших дошкольников являются: расширение представлений ребенка о социуме и своем месте в нем, развитие положительного отношения ребенка к себе и социальному миру, восприятия другого человека как высшей ценности, формирование социальных навыков. Большими возможностями для позитивной социализации обладают социальные акции (социальной деятельности, целями которой могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме; изучение отношения общества, разных его групп, органов исполнительной и законодательной власти к существующей проблеме; распространение информации среди разных групп населения; содействие формированию общественного сознания).
Диагностическая модель исследования позитивной социализации старших дошкольников включает следующие критерии: знания и представления ребенка о социуме и своем месте в нем (познавательный компонент),положительное отношение к себе и социальному миру, восприятие другого человека как высшей ценности (эмоционально-оценочный компонент), регуляцию своего поведения, выбор адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения(поведенческий компонент).
У старших дошкольников возраста познавательный компонент позитивной социализации сформирован преимущественно на среднем уровне, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты на низком уровне. Познавательный компонент характеризуется несформированностью представлений социального характера и системы социальных отношений, знаний культурных норм и традиций, элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, отсутствием первичных социально-личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях). Эмоционально-оценочный компонент характеризуется отсутствием социально-ценностных ориентаций по отношению к себе и окружающим, нежеланием участвовать в гуманистически направленной деятельности. Поведенческий компонент характеризуется неумением действовать в семейно-бытовой, общественной, культурной сферах, адекватно определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, обществе и выбирать способ поведения, соответствующий социальным нормам. Преобладает общий низкий уровень позитивной социализации.
При апробировании организационно-педагогических условий формирования позитивной социализации старших дошкольников в ходе проведения социальных акций для формирования познавательного компонента позитивной социализации, расширения представлений ребенка о социуме и своем месте в нем мы использовали разные виды социальных акций: исследовательскую краткосрочную акцию «Веселый этикет», рекламную краткосрочную акцию «Я выбираю дружбу», благотворительную, среднесрочную акцию «Дети - детям», социально-педагогическую среднесрочную акцию «Праздник моего имени», социокультурную долгосрочную акцию «Порушка-Поранья». Принимали участие в подготовке к всероссийской патриотической акции «Бессмертный полк».
Для формирования эмоционально-оценочного компонента позитивной социализации в ходе проведения социальной акции мы организовали разные виды детской деятельности, направленные на развитие положительного отношения детей к себе и социальному миру, восприятие другого человека как высшей ценности: сюжетное рисование по теме акции, лепку (продукты детской деятельности использовали в качестве украшения группы, зала или в качестве подарков), пение, музыкально-ритмические движения, игры. Обращали внимание на важность запоминания детьми слов, движений, чтобы песня или танец понравились зрителям, доставили удовольствие. Включали детей в те виды деятельности, в которых они успешны, учитывали индивидуальные их предпочтения чтобы каждый ребенок выполнял то поручение, с которым он мог хорошо справиться, испытать чувство удовлетворения и радости.
Для формирования поведенческого компонента позитивной социализации мы включали в сценарий акции мероприятия по формированию социальных навыков, проживанию различных социальных ролей, регуляции своего поведения, выбору адекватных способов общения, этически ценных образцов поведения (игры с элементами психогимнастики для выражения своего эмоционального состояния с помощью социально приемлемых способов, народные игры, направленные на развитие регуляции своего поведения, выбор этически ценных образцов поведения, дидактические игры, направленные на проявление сочувствия, сопереживания, оценку своего поведения с точки зрения социальных норм, игры по правилам для развития произвольной регуляции поведения, выбора способа поведения,
соответствующего социальным нормам, элементы режиссерских игр, игр- драматизаций для приобретения опыта использования социально приемлемых формам поведения).
После проведения социальных акций уровень сформированности всех компонентов позитивной социализации: познавательного, эмоционально-оценочного, поведенческого повысился. У старших дошкольников преобладает высокий уровень сформированности познавательного компонента позитивной социализации и средний уровень сформированности эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов позитивной социализации.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. - М.: Пер Сэ, 2008. - 431 с.
2. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М. Альпина Бизнес Букс, 2008. - 121 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Академия, 2010. - 230 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов.- М.: Смысл, 2007. - 528 с.
5. Бабаева Т.И., Лялина Н.А. Взаимопонимание старших дошкольников в группе сверстников как условие позитивной социализации//Детский сад: теория и практика. -№ 3. -2016. -С. 66 - 77.
6. Белякова Е.А. Формирование и воспитание социальных качеств у детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. - №3. - 2016. - С. 124-126.
7. Большой энциклопедический словарь / под ред.А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456 с.
8. Большунова Н.Я. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии / Н. Я. Большунова, Е. В. Соколова. - Новосибирск : ФГБОУ ВПО Новосибирский гос. пед. ун-т, 2011. - 282 с.
9. Винокурова О.В. Социо-эмоциональное развитие старших дошкольников как инструмент приобщения детей к социокультурным нормам// Детский сад от А до Я. - №4. - 2015. - С. 38-40.
10. Волкова Е.Н., Вереитинова Т.В.
Копределениюпонятияпозитивнойсоциализации молодежи // Вестник Минского университета. -№2. - 2016. С. 57 - 60.
11. Воронюк Е.А. Социальные акции, как одна из форм индивидуализации [Электронный ресурс]http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/6685-2014-12-11-07-11-34.pdf
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1991. - 280 с.
13. Голованова Н.Ф. Воспитание — основа позитивной социализации // Детский сад: теория и практика. -№ 3. -2016. -С. 6- 15.
14. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
15. Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//Управление в дошкольном образовании. -№5. -2002.-С. 24-26.
16. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. - М.: Вентана-граф, 2015. - 184с.
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280 с.
18. Дюркгейм Э., Парсонс Т., Дьюи Д. Специфика функций социальных
институтов [Электронный ресурс]
https://studwood.ru/604615/sotsiologiya/spetsifika_funktsiy_sotsialnyh_institutov_soglasno_vzglyadam_dyurkgeyma_parsonsa_mertona
19. Жилинская М.А., Лексакова В.С. Социальные акции - одна из эффективных форм работы педагога по успешной социализации ребенка- дошкольника / Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 252-255. -
20. Житная И.В., Лосева И.И.Позитивная социализация ребенка: источники и риски//Детский сад: теория и практика. -№ 3. -2016. -С. 40 - 53.
21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1986. - 286 с.
22. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
23. Капустина З.Я. Социокультурные проблемы воспитания. Как их избежать?//Детский сад: теория и практика. -№ 3. -2016. -С. 16 - 27.
24. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. - М.:Издательский центр Академия, 2000.- 176 с.
25. Козлова С.А.Теория и методика ознакомления дошкольников с
социальным миром. - М., 2004 - 245 с.
26. Козлова С.А. Я-человек. Программа социального развития ребенка.-М.:. Школьная пресса, 2012. - 135 с.
27. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание.- М.: Политиздат, 1984.— 336 с.
28. КонИ.С. Ребенок и общество. -М.: Академия, 2003. -336с.
29. Кравцов Г.Г., КравцоваЕ.Е. Психология и педагогика обучения
дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.- 264 с.
30. Кудрявцева Е.А. Преодоление конфликтов в игре как средство позитивной социализации дошкольников//Детский сад: теория и практика. -№
3. -2016. - С. 78 - 85.
31. Курочкина И.Н.Этикет в социализации ребенка-дошкольника.//Детский сад: теория и практика. -№ 3. -2016. - С. 60 - 65
32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2016. - 506 с.
33. Липовцева А.В. Организационно-педагогические условия социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук: [Электронный ресурс] https://search.rsl.ru/ru/record/01004729530
34. Максимова О.В. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии. - М.: ВЕНТАНА - ГРАФ, 2017. -112 с.
35. Мальцева М.С., Махоткина Е.С. Использование нетрадиционных форм методической работы в дошкольной образовательной организации// Детский сад от А до Я. - №1. - 2015. - С. 97- 100.
36. Мид, Дж. Культура и мир детства / Дж. Мид. - М. : Наука, 1998. - 429 с.
37. Митричева Н.Н. Применение технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной организации. - Новороссийск, 2016. - 21 с.
38. МудрикА.В. Социальная педагогика. -М.: Академия, 2014. - 206с.
39. Новикова Л.М. Настольная книга педагога-психолога детского сада. - М.: Эксмо, 2010. - 384 с.
40. Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социология: Учеб.пособие. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2010. - 292 с.
41. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, 2012. - 1376 с.
42. От рождения до школы // под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: Мозаика-Ситез, 2014. - 368 с.
43. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.: Просвещение, 1986. - 96 с.
44. Прохоров А.М. Социализация в современном мире. -М.: Академия, 2013. -236с.
45. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.Психологический словарь.- М. : Просвещение, 1990-1203 с.
46. Россова Ю.И. Роль духовно-нравственного воспитания в позитивной социализации дошкольника//Детский сад: теория и практика. -№ 3. -2016. - С. 54 - 59.
47. РубинштейнС.Л.Проблемы общей психологии[Электронный ресурс]
http://forum.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=7975
48. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. / Л. Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2005. - 624 с.
49. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. - М.: ИНФА - М, 2016. - 146 с.
50. Тимофеева Л.Л. Принципы позитивной социализации в основе формирования культуры безопасности у дошкольников // Детский сад: теория и практика. - № 3. -2016. - С. 86 - 102.
51. Тимофеева Л.Л Социализации в дошкольников. - М.: Айрис-пресс, 2015.
- 93 с.
52. Томилова С.А., Шабаева Н.А., Пушкарева В.И. Проведение акции «Подари себе настроение» в ДОУ в контексте «Дня психического здоровья» с использованием арт-технологий // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 45-50.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2.
54. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М. : Педагогика, 1989. - 208 с.
Щетинина А.М., Кирс Л.В. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. -88 с.
55. ЭльконинД.Б.. Детская психология / Д.Б.Эльконин. - М.: Академия, 2007.
- 384 с.
56. Яфальян А.Ф. Социализация одаренных и особенных детей//Детский сад: теория и практика. -№ 3. -2016. -С. 28 - 39.