ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ У ДЗЮДОИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы по данным литературных источников 7
1.1. Функциональная асимметрия и ее формы 7
1.2. Моторная асимметрия 11
1.3. Проблема моторной асимметрии в подготовке
спортсменов 13
1.4. Проблема моторной асимметрии в единоборствах 18
Глава 2. Методы и организация исследования 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 29
Глава 3. Результаты исследования 31
3.1. Особенности проявления моторной асимметрии в физической
подготовленности дзюдоистов различной квалификации 31
3.2. Особенности проявления моторной асимметрии в технической
подготовленности дзюдоистов различной квалификации 36
3.3. Особенности влияния моторной асимметрии на психическое
состояние дзюдоистов группы совершенствования спортивного мастерства 38
3.4. Особенности проявления моторной асимметрии у дзюдоистов в
условиях тренировочных занятий и соревновательной деятельности 39
3.5. Особенности проявления природной и приобретенной асимметрии
у дзюдоистов различной квалификации 43
Выводы 45
Практические рекомендации 46
Список использованной литературы 48
Глава 1. Состояние проблемы по данным литературных источников 7
1.1. Функциональная асимметрия и ее формы 7
1.2. Моторная асимметрия 11
1.3. Проблема моторной асимметрии в подготовке
спортсменов 13
1.4. Проблема моторной асимметрии в единоборствах 18
Глава 2. Методы и организация исследования 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 29
Глава 3. Результаты исследования 31
3.1. Особенности проявления моторной асимметрии в физической
подготовленности дзюдоистов различной квалификации 31
3.2. Особенности проявления моторной асимметрии в технической
подготовленности дзюдоистов различной квалификации 36
3.3. Особенности влияния моторной асимметрии на психическое
состояние дзюдоистов группы совершенствования спортивного мастерства 38
3.4. Особенности проявления моторной асимметрии у дзюдоистов в
условиях тренировочных занятий и соревновательной деятельности 39
3.5. Особенности проявления природной и приобретенной асимметрии
у дзюдоистов различной квалификации 43
Выводы 45
Практические рекомендации 46
Список использованной литературы 48
Мы живем в мире, где к представителям меньшинства относятся не так, как ко всем остальным; леворукие люди - меньшинство, составляющие около 10 % от всего населения Земли. Большинство бытовых приборов сконструировано для правой руки, а левши вынуждены смириться с неудобствами. Многие родители не хотят, чтобы их дети принадлежали к меньшинству, и пытаются привить праворукость своим леворуким отпрыскам. Считается, что такое родительское давление с целью изменить генетически предопределенный признак приводит к изменению и замедлению в развитии опорно-двигательного аппарата и различных навыков.
Многие ученые констатируют изменения асимметрий (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова 1988, К.Д. Чермит 1993 и др.), под воздействием занятий спортом. Однако, закономерности, лежащие в основе приспособления асимметрий к условиям воздействия упражнений, остаются слабо изученными.
Исследования Е.Д. Хомской с соавторами (1988) показали, что целесообразная организация и реализация возможностей двигательного аппарата борцов тесно связана с проявлением их функциональной асимметрии. Особенности асимметрии проявляются в функциональных показателях, различиях силы, двигательной координации, пространственного восприятия, времени двигательной реакции. Имеются сведения о том, что борцы, выполняющие технические приемы в обе стороны, как правило, добиваются лучших результатов с меньшей затратой сил. Анализируя тактико-техническую подготовленность самбистов, Е.М. Чумаков и И.В. Шамурин отмечали, что на всех соревнованиях победители проводят технические приемы в обе стороны, однако чаще в правую сторону.
В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в выявлении особенностей проявления моторной асимметрии у дзюдоистов различной квалификации. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Цель исследования - выявить особенности проявления моторной асимметрии у дзюдоистов различной квалификации.
Объект исследования - тренировочный процесс по дзюдо.
Предмет исследования - особенности проявления моторной асимметрии у дзюдоистов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Определить средства и методы диагностики проявления моторной асимметрии у дзюдоистов.
3. Выявить особенности проявления моторной асимметрии у дзюдоистов в условиях тренировочного процесса, соревновательной деятельности, а также в зависимости от уровня спортивной квалификации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование природной и приобретенной асимметрии;
- тестирование психического состояния;
- контрольные испытания;
- экспертная оценка;
- педагогический эксперимент (констатирующий).
Фактический материал, полученный в ходе исследования, был обработан с помощью методов математической статистики.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что определение физической и технической подготовленности ведущей и неведущей конечностей дзюдоистов различной квалификации позволят определить у них особенности проявления моторной асимметрии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Т.Ю. Круцевич, А.М. Максименко, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- биомеханические основы двигательных действий (Н.А. Бернштейн, В.Б. Коренберг и др.);
- теория и методика спортивной подготовки (Г.С. Туманян, С.В. Ерегина, В.Б. Шестаков, А.С. Кузнецов, Н.Г. Озолин, Г. Сиодо, П.В. Трутнев, Г.А. Козлов, В.П. Губа и др.);
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных об особенностях проявления моторной асимметрии у дзюдоистов различной квалификации.
Практическая значимость заключается в том, что на основании полученных данных можно корректировать тренировочный процесс по дзюдо с учетом проявления моторной асимметрии.
Апробация диссертации. Результаты исследования были опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Современное состояние гуманитарных и социально¬экономических наук» г. Белгород (Агентство перспективных научных исследований):
1. Курбанов Р.М., Кобзев А.В., Солнышко А.В., Кадуцкая Л.А. Особенности тренировочного процесса борцов на разных этапах подготовки / Р.М. Курбанов, А.В. Кобзев, А.В. Солнышко, Л.А. Кадуцкая // Роль гуманитарных и социально-экономических наук в развитии общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно¬практической конференции 28 декабря 2018 г в 3-х ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. - Часть III. - С. 135-137.
Результаты исследования внедрены в содержание тренировочного процесса по дзюдо в муниципальном бюджетном учреждения дополнительного образования «ДЮСШ №2».
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций и списка использованной литературы.
Многие ученые констатируют изменения асимметрий (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова 1988, К.Д. Чермит 1993 и др.), под воздействием занятий спортом. Однако, закономерности, лежащие в основе приспособления асимметрий к условиям воздействия упражнений, остаются слабо изученными.
Исследования Е.Д. Хомской с соавторами (1988) показали, что целесообразная организация и реализация возможностей двигательного аппарата борцов тесно связана с проявлением их функциональной асимметрии. Особенности асимметрии проявляются в функциональных показателях, различиях силы, двигательной координации, пространственного восприятия, времени двигательной реакции. Имеются сведения о том, что борцы, выполняющие технические приемы в обе стороны, как правило, добиваются лучших результатов с меньшей затратой сил. Анализируя тактико-техническую подготовленность самбистов, Е.М. Чумаков и И.В. Шамурин отмечали, что на всех соревнованиях победители проводят технические приемы в обе стороны, однако чаще в правую сторону.
В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в выявлении особенностей проявления моторной асимметрии у дзюдоистов различной квалификации. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Цель исследования - выявить особенности проявления моторной асимметрии у дзюдоистов различной квалификации.
Объект исследования - тренировочный процесс по дзюдо.
Предмет исследования - особенности проявления моторной асимметрии у дзюдоистов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Определить средства и методы диагностики проявления моторной асимметрии у дзюдоистов.
3. Выявить особенности проявления моторной асимметрии у дзюдоистов в условиях тренировочного процесса, соревновательной деятельности, а также в зависимости от уровня спортивной квалификации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование природной и приобретенной асимметрии;
- тестирование психического состояния;
- контрольные испытания;
- экспертная оценка;
- педагогический эксперимент (констатирующий).
Фактический материал, полученный в ходе исследования, был обработан с помощью методов математической статистики.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что определение физической и технической подготовленности ведущей и неведущей конечностей дзюдоистов различной квалификации позволят определить у них особенности проявления моторной асимметрии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Т.Ю. Круцевич, А.М. Максименко, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- биомеханические основы двигательных действий (Н.А. Бернштейн, В.Б. Коренберг и др.);
- теория и методика спортивной подготовки (Г.С. Туманян, С.В. Ерегина, В.Б. Шестаков, А.С. Кузнецов, Н.Г. Озолин, Г. Сиодо, П.В. Трутнев, Г.А. Козлов, В.П. Губа и др.);
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных об особенностях проявления моторной асимметрии у дзюдоистов различной квалификации.
Практическая значимость заключается в том, что на основании полученных данных можно корректировать тренировочный процесс по дзюдо с учетом проявления моторной асимметрии.
Апробация диссертации. Результаты исследования были опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Современное состояние гуманитарных и социально¬экономических наук» г. Белгород (Агентство перспективных научных исследований):
1. Курбанов Р.М., Кобзев А.В., Солнышко А.В., Кадуцкая Л.А. Особенности тренировочного процесса борцов на разных этапах подготовки / Р.М. Курбанов, А.В. Кобзев, А.В. Солнышко, Л.А. Кадуцкая // Роль гуманитарных и социально-экономических наук в развитии общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно¬практической конференции 28 декабря 2018 г в 3-х ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. - Часть III. - С. 135-137.
Результаты исследования внедрены в содержание тренировочного процесса по дзюдо в муниципальном бюджетном учреждения дополнительного образования «ДЮСШ №2».
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций и списка использованной литературы.
1. В результате обзора литературных источников выявлено наличие проблемы моторной асимметрии в теории и практике спорта. Работы, исследовавшие особенности проявления моторной асимметрии спортсменов, проведены лишь в отдельных видах спорта. Однако в дзюдо такие исследования не обнаружены.
2. Определены средства и методы диагностики проявления моторной асимметрии в физической и технико-тактической подготовленности дзюдоистов.
3. В результате тестирования у спортсменов врожденной и приобретенной асимметрии у некоторой части испытуемых в условиях педагогического эксперимента установлена смена ведущей руки и ноги, что можно объяснить отсутствием учета индивидуальных особенностей в методике тренировочного процесса по дзюдо.
4. Наличие асимметричной нагрузки в тренировочном процессе дзюдоистов отрицательно сказывается не только на физической подготовленности и психическом состоянии спортсменов, но и на технической подготовленности спортсменов, что ограничивает реализацию
тренировочного потенциала в условиях соревновательной деятельности.
2. Определены средства и методы диагностики проявления моторной асимметрии в физической и технико-тактической подготовленности дзюдоистов.
3. В результате тестирования у спортсменов врожденной и приобретенной асимметрии у некоторой части испытуемых в условиях педагогического эксперимента установлена смена ведущей руки и ноги, что можно объяснить отсутствием учета индивидуальных особенностей в методике тренировочного процесса по дзюдо.
4. Наличие асимметричной нагрузки в тренировочном процессе дзюдоистов отрицательно сказывается не только на физической подготовленности и психическом состоянии спортсменов, но и на технической подготовленности спортсменов, что ограничивает реализацию
тренировочного потенциала в условиях соревновательной деятельности.



