Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование положительной учебной мотивации у младшего школьника средствами использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мир в условиях инклюзивного образования (Московский Педагогический Колледж)

Работа №178558

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: 3 «Б» классе ГБОУ города Москвы Школа «Спектр».
Выборка: 20 учеников .
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие, виды, роль мотивации в учебном процессе
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования положительной учебной мотивации у детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования
1.3. Содержание и организация уроков окружающего мира как средства формирования положительной учебной мотивации в условиях инклюзивного образования
1.4. Возможности использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира для развития положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Исследование уровня учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования
2.2. Комплект фрагментов уроков окружающего мира, содержащие проблемные ситуации для развития положительной учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования
2.3. Методические рекомендации по использованию проблемных ситуаций на уроках окружающего мира для развития положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ


Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно
назвать одной из главных проблем современной школы.
Проблема формирования мотивации к учению лежит на стыке обучения и воспитания; она является важнейшим аспектом современного обучения. Формирование мотивации — это воспитание у школьника идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе, в сочетании с активным поведением ученика, взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию младшего школьника.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) обеспечение личностно-ориентированного характера образования и позитивной социализации становится приоритетным. Использование проблемных ситуаций как средства формирования мотивации соответствует требованиям ФГОС, направленным на развитие у учащихся умений решать проблемы и самостоятельно добывать знания.
Мотивация учебной деятельности формируется только в ходе самой активной учебной деятельности. По мнению Л.М. Фридмана, формирование учебной мотивации — одна из главных задач, стоящих перед школой и учителем
В связи с введением ФГОС, где важными задачами стоит обновление
содержания обучения, формирование у школьников умений приобретать знания
самостоятельно, формирование у детей познавательных процессов,
формирование не просто жизненной позиции, а именно активной, а также
формирование учебной мотивации и мотивов стоит очень остро. Низкая
мотивация учения служит одним из факторов школьной неуспеваемости учеников школы. Таким образом, исследование возможностей формирования положительной учебной мотивации у младших школьников средствами использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования представляется весьма актуальным и практически значимым для современной педагогической теории и практики.
Объект исследования: содержание и организация обучения на уроках окружающего мира в начальных классах.
Предмет исследования: формирование учебной положительной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира средствами применения проблемных ситуаций.
Цель исследования: теоретическое обоснование и формирования положительной учебной мотивации у младших школьников посредством применения проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования и разработка комплекта фрагментов уроков окружающего мира.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие «мотивация» в системе начального общего образования.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития положительной учебной мотивации у детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования.
3. Проанализировать содержание и организацию уроков окружающего мира, как средство формирования положительной учебной мотивации в условиях инклюзивного образования
4. Рассмотреть возможности использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира для развития положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования
5. Исследовать уровень развития учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
6. Составить комплект фрагментов уроков по окружающему миру, содержащих проблемные ситуации для развития положительной учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования.
7. Составить методические рекомендации по использованию проблемных ситуаций на уроках окружающего мира для положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы: Л.М. Фридмана, И. А. Зимней,
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование;
• математические: методы количественного и качественного анализа результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был проведен всесторонний анализ теоретических и практических аспектов формирования положительной учебной мотивации у младших школьников посредством использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования.
Теоретическая часть исследования позволила раскрыть сущность и значение мотивации в учебном процессе младших школьников, выявить психолого-педагогические особенности развития учебной мотивации в условиях инклюзии, а также определить роль уроков окружающего мира и проблемных ситуаций как эффективных средств формирования позитивного отношения к учению. Было установлено, что проблемные ситуации способствуют активизации познавательной деятельности, развитию самостоятельности и интереса к предмету, что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями.
Практическая часть работы включала проведение педагогического эксперимента, в ходе которого осуществлялось исследование исходного уровня учебной мотивации младших школьников в условиях инклюзивного образования. Были разработаны фрагменты уроков окружающего мира с включением проблемных ситуаций, направленных на формирование положительной учебной мотивации.
На основе проведённого исследования были разработаны методические рекомендации по внедрению проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования. Эти рекомендации направлены на повышение эффективности учебного процесса и формирование устойчивой положительной мотивации у младших школьников.
В заключение можно отметить, что использование проблемных ситуаций на уроках окружающего мира является эффективным средством формирования положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования. Результаты исследования подтверждают возможность успешной реализации данного подхода в современной школе, что способствует созданию благоприятной образовательной среды для всех учащихся.



1. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования” // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104260026. – Дата обращения: 11.04.2025.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : [утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373]. – Москва : Просвещение, 2011. – 31 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : [утв. приказом Мин-ва образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598]. – Москва : Просвещение, 2015. – 53 с.
Научная и учебно-методическая литература
5. Азимов, Э. Г. Мотивация в образовании: современные подходы и технологии / Э. Г. Азимов, Е. А. Гришина // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 2. – С. 12-23. – 11 с.
6. Александрова, Е. А. Особенности учебной мотивации у младших школьников в инклюзивной среде / Е. А. Александрова // Современное образование: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 34-41. – 8 с.
7. Андреева, Н. Д. Использование интерактивных методов обучения в начальной школе / Н. Д. Андреева // Образование и воспитание. – 2021. – № 1. – С. 25-31. – 7 с.
8. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, Н. Г. Володарская и др. – Москва : Просвещение, 2010. – 152 с.
9. Батаршев, А. В. Диагностика мотивации школьников : методики / А. В. Батаршев. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 144 с.
10. Богданова, Д. В. Метакогнитивные навыки как фактор повышения учебной мотивации у младших школьников / Д. В. Богданова // Начальная школа. – 2021. – № 5. – С. 56-62. – 7 с.
11. Васильева, Е. Ю. Роль семьи в формировании учебной мотивации младших школьников / Е. Ю. Васильева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2023. – № 2. – С. 78-85. – 8 с.
12. Вилюнас, В. К. Психология развития мотивации / В. К. Вилюнас. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 456 с.
13. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – Москва : Вентана-Граф, 2017. – Ч. 1. – 160 с.
14. Виноградова, Н. Ф. Методика преподавания учебного предмета “Окружающий мир” : учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, А. А. Плешаков. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – 367 с.
15. Волкова, Е. В. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) / Е. В. Волкова, Л. В. Голубева. - Москва : Центр педагогического образования, 2019. - 144 с.
16. Гаврилова, Т. П. Мотивация учения школьников : учеб. пособие / Т. П. Гаврилова. – Москва : Педагогическое общество России, 2005. – 158 с.
17. Гребенщикова, О. А. Создание комфортной образовательной среды для детей с ОВЗ / О. А. Гребенщикова // Специальное образование. – 2020. – № 3. – С. 56-61. – 6 с.
18. Григорьева, О. В. Игровые технологии в развитии мотивации к обучению у младших школьников / О. В. Григорьева // Начальная школа плюс До и После. – 2020. – № 7. – С. 23-28. – 6 с.
19. Дергачева, О. Е. Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации / О. Е. Дергачева // Образование и воспитание. – 2022. – № 4. – С. 15-22. – 8 с.
20. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 1 / Н. Я. Дмитриева, Т. А. Казаков. – Москва : Издательство “Экзамен”, 2018. – 96 с.
21. Ильина, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 512 с.
22. Иванова, С. В. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе / С. В. Иванова. – Москва : Вентана-Граф, 2016. – 192 с.
23. Инклюзивное образование: практика, исследования, методики : сборник статей / под ред. С. В. Алехиной. – Москва : МГППУ, 2018. – 324 с.
24. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 758 с.
25. Коновалова, М. В. Социальные факторы формирования учебной мотивации у младших школьников в инклюзивных классах / М. В. Коновалова // Вестник практической психологии образования. – 2021. – № 3. – С. 45-51. – 7 с.
26. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 9-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2017. – 416 с.
27. Кондратьева, С. Ю. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в условиях инклюзивного образования / С. Ю. Кондратьева // Начальная школа. – 2020. – № 12. – С. 34-39. – 6 с.
28. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2005. – 392 с.
29. Леонтьев, Д. А. Позитивная психология в образовании: возможности и перспективы / Д. А. Леонтьев // Образовательная политика. – 2019. – № 2. – С. 34-45. – 12 с.
30. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Москва : Просвещение, 1990. – 192 с.
31. Маслова, А. С. Дифференцированный подход к обучению как способ повышения мотивации учащихся / А. С. Маслова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия “Педагогика и психология”. – 2022. – № 4. – С. 67-74. – 8 с.
32. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – Москва : Педагогика, 1984. – 144 с.
33. Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ: методические рекомендации / под ред. Т. А. Стрекаловой. – Санкт-Петербург : Речь, 2019. – 208 с.
34. Пакулова, В. М. Природа. Неживая и живая. 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / В. М. Пакулова. – Москва : Дрофа, 2017. – 112 с.
35. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др. – Москва : Академия, 2009. – 272 с.
36. Потапова, Т. Г. Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС / Т. Г. Потапова // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2013 г.). – Москва : Буки-Веди, 2013. – С. 66-69.
37. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение, 2017. – Ч. 1. – 144 с.
38. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. – 5-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 592 с.
39. Савенков, А. И. Методика проведения учебных исследований в начальной школе / А. И. Савенков. – Самара : Учебная литература, 2011. – 176 с.
40. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. – Москва : Народное образование, 1998. – 256 с.
41. Сиденко, А. С. Метод проектов: учебное пособие / А. С. Сиденко. – Москва : Центр “Педагогический поиск”, 2011. – 112 с.
42. Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – Москва : Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
43. Соловейчик, С. Л. Воспитание человека : учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / С. Л. Соловейчик. – Москва : Юрайт, 2019. – 506 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : [утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373]. – Москва : Просвещение, 2011. – 31 с.
45. Харламова, Т. В. Развитие учебной мотивации у младших школьников с использованием проектной деятельности / Т. В. Харламова // Наука и школа. – 2020. – № 4. – С. 67-72. – 6 с.
46. Чиркова, Т. Ю. Особенности формирования метакогнитивных умений у младших школьников с разными типами мотивации / Т. Ю. Чиркова // Психологическая наука и образование. – 2023. – Т. 25, № 3. – С. 23-32. – 10 с.
47. Шустова, И. Ю. Использование дидактических игр в формировании познавательного интереса младших школьников / И. Ю. Шустова // Начальная школа. – 2022. – № 8. – С. 45-51. – 7 с.
48. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учебное пособие для студентов педагогических институтов / Г. И. Щукина. – Москва : Просвещение, 1979. – 160 с.
49. Яковлева, И. М. Взаимодействие с родителями в формировании учебной мотивации школьников / И. М. Яковлева // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. – С. 12-19. – 8 с.
50. Янушко, Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) : методическое пособие / Е. А. Янушко. – Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ