Формирование положительной учебной мотивации у младшего школьника средствами использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мир в условиях инклюзивного образования (Московский Педагогический Колледж)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: 3 «Б» классе ГБОУ города Москвы Школа «Спектр».
Выборка: 20 учеников .
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие, виды, роль мотивации в учебном процессе
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования положительной учебной мотивации у детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования
1.3. Содержание и организация уроков окружающего мира как средства формирования положительной учебной мотивации в условиях инклюзивного образования
1.4. Возможности использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира для развития положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Исследование уровня учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования
2.2. Комплект фрагментов уроков окружающего мира, содержащие проблемные ситуации для развития положительной учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования
2.3. Методические рекомендации по использованию проблемных ситуаций на уроках окружающего мира для развития положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
База исследования: 3 «Б» классе ГБОУ города Москвы Школа «Спектр».
Выборка: 20 учеников .
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие, виды, роль мотивации в учебном процессе
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования положительной учебной мотивации у детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования
1.3. Содержание и организация уроков окружающего мира как средства формирования положительной учебной мотивации в условиях инклюзивного образования
1.4. Возможности использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира для развития положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Исследование уровня учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования
2.2. Комплект фрагментов уроков окружающего мира, содержащие проблемные ситуации для развития положительной учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования
2.3. Методические рекомендации по использованию проблемных ситуаций на уроках окружающего мира для развития положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно
назвать одной из главных проблем современной школы.
Проблема формирования мотивации к учению лежит на стыке обучения и воспитания; она является важнейшим аспектом современного обучения. Формирование мотивации — это воспитание у школьника идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе, в сочетании с активным поведением ученика, взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию младшего школьника.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) обеспечение личностно-ориентированного характера образования и позитивной социализации становится приоритетным. Использование проблемных ситуаций как средства формирования мотивации соответствует требованиям ФГОС, направленным на развитие у учащихся умений решать проблемы и самостоятельно добывать знания.
Мотивация учебной деятельности формируется только в ходе самой активной учебной деятельности. По мнению Л.М. Фридмана, формирование учебной мотивации — одна из главных задач, стоящих перед школой и учителем
В связи с введением ФГОС, где важными задачами стоит обновление
содержания обучения, формирование у школьников умений приобретать знания
самостоятельно, формирование у детей познавательных процессов,
формирование не просто жизненной позиции, а именно активной, а также
формирование учебной мотивации и мотивов стоит очень остро. Низкая
мотивация учения служит одним из факторов школьной неуспеваемости учеников школы. Таким образом, исследование возможностей формирования положительной учебной мотивации у младших школьников средствами использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования представляется весьма актуальным и практически значимым для современной педагогической теории и практики.
Объект исследования: содержание и организация обучения на уроках окружающего мира в начальных классах.
Предмет исследования: формирование учебной положительной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира средствами применения проблемных ситуаций.
Цель исследования: теоретическое обоснование и формирования положительной учебной мотивации у младших школьников посредством применения проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования и разработка комплекта фрагментов уроков окружающего мира.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие «мотивация» в системе начального общего образования.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития положительной учебной мотивации у детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования.
3. Проанализировать содержание и организацию уроков окружающего мира, как средство формирования положительной учебной мотивации в условиях инклюзивного образования
4. Рассмотреть возможности использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира для развития положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования
5. Исследовать уровень развития учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
6. Составить комплект фрагментов уроков по окружающему миру, содержащих проблемные ситуации для развития положительной учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования.
7. Составить методические рекомендации по использованию проблемных ситуаций на уроках окружающего мира для положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы: Л.М. Фридмана, И. А. Зимней,
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование;
• математические: методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
назвать одной из главных проблем современной школы.
Проблема формирования мотивации к учению лежит на стыке обучения и воспитания; она является важнейшим аспектом современного обучения. Формирование мотивации — это воспитание у школьника идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе, в сочетании с активным поведением ученика, взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию младшего школьника.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) обеспечение личностно-ориентированного характера образования и позитивной социализации становится приоритетным. Использование проблемных ситуаций как средства формирования мотивации соответствует требованиям ФГОС, направленным на развитие у учащихся умений решать проблемы и самостоятельно добывать знания.
Мотивация учебной деятельности формируется только в ходе самой активной учебной деятельности. По мнению Л.М. Фридмана, формирование учебной мотивации — одна из главных задач, стоящих перед школой и учителем
В связи с введением ФГОС, где важными задачами стоит обновление
содержания обучения, формирование у школьников умений приобретать знания
самостоятельно, формирование у детей познавательных процессов,
формирование не просто жизненной позиции, а именно активной, а также
формирование учебной мотивации и мотивов стоит очень остро. Низкая
мотивация учения служит одним из факторов школьной неуспеваемости учеников школы. Таким образом, исследование возможностей формирования положительной учебной мотивации у младших школьников средствами использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования представляется весьма актуальным и практически значимым для современной педагогической теории и практики.
Объект исследования: содержание и организация обучения на уроках окружающего мира в начальных классах.
Предмет исследования: формирование учебной положительной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира средствами применения проблемных ситуаций.
Цель исследования: теоретическое обоснование и формирования положительной учебной мотивации у младших школьников посредством применения проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования и разработка комплекта фрагментов уроков окружающего мира.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие «мотивация» в системе начального общего образования.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития положительной учебной мотивации у детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования.
3. Проанализировать содержание и организацию уроков окружающего мира, как средство формирования положительной учебной мотивации в условиях инклюзивного образования
4. Рассмотреть возможности использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира для развития положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования
5. Исследовать уровень развития учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
6. Составить комплект фрагментов уроков по окружающему миру, содержащих проблемные ситуации для развития положительной учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования.
7. Составить методические рекомендации по использованию проблемных ситуаций на уроках окружающего мира для положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы: Л.М. Фридмана, И. А. Зимней,
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование;
• математические: методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был проведен всесторонний анализ теоретических и практических аспектов формирования положительной учебной мотивации у младших школьников посредством использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования.
Теоретическая часть исследования позволила раскрыть сущность и значение мотивации в учебном процессе младших школьников, выявить психолого-педагогические особенности развития учебной мотивации в условиях инклюзии, а также определить роль уроков окружающего мира и проблемных ситуаций как эффективных средств формирования позитивного отношения к учению. Было установлено, что проблемные ситуации способствуют активизации познавательной деятельности, развитию самостоятельности и интереса к предмету, что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями.
Практическая часть работы включала проведение педагогического эксперимента, в ходе которого осуществлялось исследование исходного уровня учебной мотивации младших школьников в условиях инклюзивного образования. Были разработаны фрагменты уроков окружающего мира с включением проблемных ситуаций, направленных на формирование положительной учебной мотивации.
На основе проведённого исследования были разработаны методические рекомендации по внедрению проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования. Эти рекомендации направлены на повышение эффективности учебного процесса и формирование устойчивой положительной мотивации у младших школьников.
В заключение можно отметить, что использование проблемных ситуаций на уроках окружающего мира является эффективным средством формирования положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования. Результаты исследования подтверждают возможность успешной реализации данного подхода в современной школе, что способствует созданию благоприятной образовательной среды для всех учащихся.
Теоретическая часть исследования позволила раскрыть сущность и значение мотивации в учебном процессе младших школьников, выявить психолого-педагогические особенности развития учебной мотивации в условиях инклюзии, а также определить роль уроков окружающего мира и проблемных ситуаций как эффективных средств формирования позитивного отношения к учению. Было установлено, что проблемные ситуации способствуют активизации познавательной деятельности, развитию самостоятельности и интереса к предмету, что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями.
Практическая часть работы включала проведение педагогического эксперимента, в ходе которого осуществлялось исследование исходного уровня учебной мотивации младших школьников в условиях инклюзивного образования. Были разработаны фрагменты уроков окружающего мира с включением проблемных ситуаций, направленных на формирование положительной учебной мотивации.
На основе проведённого исследования были разработаны методические рекомендации по внедрению проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования. Эти рекомендации направлены на повышение эффективности учебного процесса и формирование устойчивой положительной мотивации у младших школьников.
В заключение можно отметить, что использование проблемных ситуаций на уроках окружающего мира является эффективным средством формирования положительной учебной мотивации у младших школьников в условиях инклюзивного образования. Результаты исследования подтверждают возможность успешной реализации данного подхода в современной школе, что способствует созданию благоприятной образовательной среды для всех учащихся.



