Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования образа интервьюируемого посредством манипулятивных технологий (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-западный институт управления))

Работа №178554

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы79
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения манипуляции в журналистике…
1.1. Манипуляции: понятие, типы, виды………
1.2. Методологические подходы изучения сущности манипуляции…………….
1.3. Влияние манипуляций на формирование мнения о личности……………….
Глава 2. Практическое применение манипулятивных технологий в интервью журналистов…
2.1. Технологии управления сознанием в журналистике и доля манипуляций в них…
2.2. Негативный потенциал манипуляции в интервью журналистов……………
2.3. Искусство манипулятора в интервью…
Глава 3. Исследование влияния манипулятивных приемов в работе журналиста…
3.1. Разработка программы исследования……
3.2. Проведение интервью с манипуляциями……
3.3. Проведение интервью без манипуляций……
3.4. Результаты проведения фокус-группы: анализ, выводы, рекомендации…
Заключение………………………………………………………………………….
Библиографический список………………

Сегодня общество живет в эпоху, когда средства массовой информации (СМИ) играют ключевую роль в жизни людей и выступают мощнейшим инструментом воздействия на общественное мнение. Благодаря разнообразию платформ и каналов, через которые распространяются новости, мы получаем огромный объем информации о происходящих в мире событиях. На основе этой информации формируется наша картина мира.
В России одним из самых популярных жанров журналистики является интервью. Этот жанр заслуженно привлекает внимание аудитории благодаря своему уникальному сочетанию: он совмещает в себе информативность, эмоциональную вовлеченность и развлекательный элемент. Интервью позволяет читателю или зрителю получить информацию напрямую от источника, глубже понять проблемы, увидеть различные точки зрения, а порой и изменить свое мнение о каком-либо явлении или событии. Оно помогает расширить кругозор, ведь в процессе разговора раскрываются не только факты, но и личные переживания и взгляды собеседников .
Особенность интервью заключается в его живом формате, который создает эмоциональную связь между интервьюируемым и аудиторией. Это становится возможным благодаря раскрытию личностей собеседников, их переживаниям, а также непредсказуемости самой беседы. Эмоциональный отклик, который вызывает интервью, делает его более запоминающимся и многослойным. Кроме того, этот жанр дает возможность не только представить информацию, но и открыть перед зрителем или читателем новые горизонты для обсуждения, что способствует удовлетворению социальной потребности человека в общении и диалоге .
Существует несколько факторов, объясняющих популярность и востребованность жанра интервью. Во-первых, это сочетание информативности и эмоциональности, которое позволяет предоставить зрителю или читателю не только факты, но и переживания, создавая более глубокое восприятие темы. Во-вторых, интерактивность, свойственная интервью, вовлекает аудиторию в процесс обсуждения, а иногда и формирования общественного мнения.
Г. Лассуэлл выделил три основные функции СМИ:
1. Информативную, направленную на передачу фактов и данных;
2. Коммуникативную, которая обеспечивает обмен информацией между людьми и группами;
3. Познавательно-культурологическую, способствующую формированию общих знаний и культурных ориентиров.
Эти функции показывают, что СМИ должны служить каналом для расширенной коммуникации. Однако, несмотря на свои положительные стороны, СМИ могут также становиться инструментами манипуляции. В таких случаях они используются для влияния на мнения и поведение аудитории, часто с целью изменить взгляды на те или иные события. Манипулирование в журналистике может затронуть любой жанр, включая интервью, и заключается в создании предвзятого, часто искажающего восприятие, образа интервьюируемого.
Манипуляция, как правило, направлена на изменение взглядов или отношения аудитории, что может быть достигнуто через эмоциональное воздействие, формирование стереотипов и даже культивирование негативного образа. Применение этих методов позволяет СМИ сформировать общественное мнение в нужном направлении, порой на основе неполной или искаженной информации. В этом контексте роль интервью как жанра может быть двоякой: с одной стороны, оно открывает доступ к разнообразию мнений, с другой — может быть использовано для манипуляции, если вопросы и контекст беседы строятся с определенной целью .
С. Г. Кара-Мурза выделяет два ключевых признака манипуляции:
1. Психологическое воздействие на объект без применения физического насилия или очевидного давления;
2. Невидимое внушение извне, которое воздействует на восприятие объекта манипуляции, оставаясь для него незаметным.
Опрометчиво игнорировать факт того, что методы манипуляции применяются в журналистике. Многие журналисты, сознательно или бессознательно, используют такие техники, чтобы вызвать эмоциональный отклик у аудитории или сформировать определенное мнение. Цели манипуляции могут быть разнообразными — от незначительных и безобидных до откровенно негативных, направленных на усиление конфликтов или дезинформацию. Психологическое воздействие, ориентированное на эмоции, способствует снижению критического восприятия аудитории самостоятельно анализировать информацию.
Современные приемы манипуляции в журналистике становятся все более изощренными. Особенно интересны те методики, которые применяются для создания образа интервьюируемого, представляя его в нужном свете для зрителей или читателей. Эти методы еще не получили должного исследовательского внимания, и их влияние на восприятие аудитории продолжает оставаться важной темой для изучения.
Актуальность выпускной квалификационной обусловлена тем, что в условиях информационного общества приемы манипуляции становятся частью повседневной практики СМИ. Как отмечают исследователи, манипулирование личностью превратилось в привычное явление, при этом средства массовой коммуникации играют в этом ключевую роль. Манипулятивные технологии всё шире проникают в медиапространство и способны формировать взгляды и предпочтения аудитории. Важный аспект здесь – что многие потребители контента не осознают, как именно подобные технологии влияют на их восприятие и мнения. Особенно это касается жанра интервью, где журналист, подбирая вопросы и монтируя материал, может заранее конструировать образ собеседника, значительно влияя на репутацию и восприятие интервьюируемого обществом.
Цель выпускной квалификационной работы — комплексный анализ особенностей формирования образа интервьюируемого посредством манипулятивных технологий в журналистике. Исследование направлено на выявление ключевых приемов создания образа интервьюируемого и оценку их влияния на аудиторию.
Объектом исследования выступают интервью как жанр журналистики и процессы формирования образа личности в медиапространстве. Предметом является использование манипулятивных технологий журналистами для создания определенного образа интервьюируемого (то есть совокупность приёмов и механизмов, с помощью которых формируется восприятие личности интервьюируемого).
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и классификацию манипулятивных технологий в СМИ, применяемых при проведении интервью.
2. Исследовать психологические механизмы воздействия манипуляции на восприятие личности в процессе интервью.
3. Описать практические приемы и методы журналиста, используемые для конструирования образа интервьюируемого в эфире.
4. Изучить влияние созданного образа на общественное мнение и доверие аудитории.
5. Предложить рекомендации по снижению нежелательного влияния манипуляций в интервью и повышению медиаграмотности зрителя.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по тематике манипуляций и журналистики.
2. Анализ материалов интервью на предмет присутствия манипулятивных приемов.
3. Дискурс-анализ и сравнительный анализ приёмов формирования образа, интервьюируемого в разных СМИ.
4. Качественные методы (интервью, фокус-группы зрителей) для выявления реального восприятия образа и осведомленности аудитории.
5. Синтез и моделирование полученных данных для систематизации подходов к изучаемому явлению.
Выдвигается гипотеза, что журналисты с помощью специальных манипулятивных приёмов могут целенаправленно формировать у аудитории положительный или отрицательный образ интервьюируемого. В частности, комбинация вопросов, монтажа и подбора фактов позволяет управлять восприятием личности, создавая у зрителя предвзятое представление о ней. Предполагается, что степень влияния таких приёмов зависит от уровня медиакультуры аудитории и профессиональной этики журналиста.
Научная новизна работы заключается в комплексном рассмотрении процесса создания образа, интервьюируемого именно через призму манипулятивных технологий журналистики.
Впервые объединены социально-психологический анализ медиаприёмов и практические методы интервьюирования для выявления специфики формирования заданного образа. Работа расширяет представления о механизмах информационно-психологического воздействия в журналистике и вносит вклад в теорию медиаимиджмейкинга.
Практическая значимость исследования определяется его приложением в журналистской практике и медиаобразовании. Результаты работы могут быть использованы при разработке рекомендаций и этических стандартов для интервьюеров и редакторов, позволяя повысить объективность в создании образов интервьюируемых. Материалы исследования пригодятся также в курсах по медиаграмотности и психологии коммуникации, помогая аудитории распознавать приёмы манипуляции и критически оценивать информацию.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, обозначаются объект, предмет, цель и задачи исследования, её теоретико-методологическая база, структура и практическая значимость работы.
В первой главе анализируются понятия и классификации манипулятивных технологий, а также психологические механизмы восприятия образа личности в СМИ.
Во второй главе рассматриваются конкретные приемы и технологии журналистов (стилистика подачи и т. д.).
В третей главе исследуется реакция аудитории на созданный образом, обсуждаются последствия для общественного мнения и доверия к СМИ.
Заключение содержит выводы по результатам исследования и обобщение полученных теоретических и практических результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выполненное исследование позволило системно изучить особенности формирования образа интервьюируемого через манипулятивные технологии. В первой главе теоретико-методологические аспекты манипуляции в журналистике были проанализированы с опорой на классические определения и современные подходы. Были уточнены ключевые понятия, в частности сделано разграничение между «манипуляцией» и «воздействием», и выведены отличительные признаки манипулятивного приема — скрытые истинные намерения говорящего и отсутствие очевидной выгоды для объекта воздействия. Это позволило сформировать теоретическую основу дальнейшего исследования. Вторая глава была посвящена практическому анализу интервью: показаны типичные манипулятивные приемы в вопросах журналиста и поведении интервьюируемого (формулировка вопросов, акценты, отбор фактов и др.), которые создают у аудитории заданный образ интервьюируемого. На конкретных примерах интервью продемонстрированы способы целенаправленного конструирования положительного или отрицательного образа героя.
В третьей главе проведено эмпирическое исследование влияния манипулятивных приемов на восприятие аудитории. Эксперимент (опрос/ анализ) показал, что один и тот же интервьюируемый получает разную оценку в зависимости от примененных журналистом манипулятивных технологий. Предварительно выдвинутая гипотеза о том, что использование манипулятивных техник в интервью существенно изменяет образ интервьюируемого в сознании зрителей, подтвердилась: респонденты по-разному характеризовали доверие, симпатию и экспертность героя в зависимости от тона и структуры задаваемых вопросов. Таким образом, поставленные цели и задачи исследования успешно решены: выявлены механизмы влияния манипуляции на формирование образа, а также проанализирована их практическая реализация в интервью.
Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к проблеме: с одной стороны, проведена систематизация теоретических представлений о манипулятивном потенциале журналистики, а с другой – сформулирована методология анализа приемов формирования образа интервьюируемого. Впервые выявлены и описаны специфические манипулятивные приемы, используемые в интервью для целенаправленного воздействия на восприятие аудитории. Особое значение имеет установление роли психологических и коммуникативных факторов в оценке образа собеседника. Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных результатов в журналистской практике и образовании. На основе выводов исследования можно разработать рекомендации для журналистов по этическому проведению интервью и методические материалы для медиаобразования, направленные на развитие у аудитории критического восприятия информации.
Подведя итоги, выполненный анализ теоретических подходов и практических примеров, а также эмпирические данные подтвердили предположение о значительном влиянии манипулятивных технологий на образ интервьюируемого. Исследование дополняет существующие знания об этике и технике интервью и подчеркивает важность осознанного отношения журналиста и зрителей к приемам воздействия. Результаты работы расширяют научно-теоретический фундамент журналистики и могут быть использованы при подготовке специалистов и формировании медиаграмотности общества.



1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 30.12.2020) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). – Москва: Дом Советов России, 1991. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ – Дата обращения: 12.12.2024.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 01.05.2024) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3448.
1. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. – Москва: Конгресс журналистов, 1994. – 12 с.
2. Деонтологический кодекс журналиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mediacenter.md/deontologicheskij-kodeks-zhurnalista/ – Дата обращения: 01.06.2025.
Книги
3. Баранова, Е. А. Теория и практика современного интервью: учебник / Е. А. Баранова. – 1-е изд. – Москва: Юрайт, 2022. – 158 с.
4. Ким, М. Н., Пак, Е. М. Жанры печатных и электронных СМИ: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / М. Н. Ким, Е. М. Пак. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 448 с.
Статьи
5. Айткалиев, Р. А. Фокус-группы и некоторые особенности их проведения / Р. А. Айткалиев // Вестник КазНацЖенПУ. – 2019. – № 2.
6. Артюшенко, О. Г. Психологическая война. Методы манипуляции общественным сознанием через средства массовой информации [Электронный ресурс] / О. Г. Артюшенко // RedBlogger. – 2015 (обновлено 15.01.2024). – Режим доступа: https://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/2335 – Дата обращения: 01.06.2025.
7. Боброва, С. В. Особенности интервью в различных типах СМИ / С. В. Боброва, А. Д. Батова // Актуальные проблемы культуры речи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 13 мая 2021 года. – Москва: Московский государственный областной университет, 2021. – С. 62–65.
8. Болотнова, Н. С. Гармонизация общения участников интервью в авторской телевизионной программе: коммуникативно-прагматический и регулятивные аспекты / Н. С. Болотнова // Вестник ТГПУ. – 2023. – № 1 (225). – С. 86–94.
9. Васькина, А. В. Подготовка интервьюера и героя к проведению интервью / А. В. Васькина // Студенческая наука и XXI век. – 2023. – Т. 20, № 1-2(23). – С. 310–311.
10. Волкова, Е. С. Провокативные тактики как тенденция в интервью новых медиа / Е. С. Волкова // Современные достижения молодежной науки: сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 04 апреля 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 197–206.
11. Воробьева, Н. В. Стилистический потенциал самопрезентации медийной личности в интервью / Н. В. Воробьева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2023. – № 7(875). – С. 16–22.
12. Горбатова, С. С. Манипуляции как инструмент журналиста: критерии применения, вопросы профессионализма и этики / С. С. Горбатова // Журналистика в глобальном мире: материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 01 марта 2022 года. Том вып. 4. – Ростов-на-Дону: АкадемЛит (Издатель ИП Ковтун С.А.), 2022. – С. 102–106.
13. Дунаева, А. А. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ / А. А. Дунаева // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: Материалы III-й международной научной конференции, в 2 т., Санкт-Петербург, 11 декабря 2020 года. Том 2. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. – С. 228–235.
14. Ерицян, А. Е. Из газеты в интернет-СМИ: особенности жанра «интервью» в современных онлайн-изданиях / А. Е. Ерицян // Архивариус. – 2021. – Т. 7, № 9(63). – С. 15–17.
15. Ефименко, Т. Н. Средства лингвистической манипуляции в СМИ / Т. Н. Ефименко, И. С. Идилова // Человек в фокусе лингвистики, литературоведения и языкового образования: Международный сборник научных трудов по лингвистике, литературоведению, лингводидактике. – Москва: Языки Народов Мира, 2022. – С. 12–21.
16. Жупинская, А. В. Модели развития диалога с элементами вторжения в личное коммуникативное пространство собеседника / А. В. Жупинская // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. – 2023. – № 1. – С. 69–79.
17. Ильченко, С. Н. Газлайтинг: трансформация манипуляции от частного к общему в практике современных медиа / С. Н. Ильченко // Гуманитарный вектор. – 2023. – Т. 18, № 3. – С. 153–163.
18. Исмаилова, Е. С. Языковые средства и речевые приемы манипуляции информацией в СМИ / Е. С. Исмаилова // Актуальные проблемы лингвистики, языкознания, психологии: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 26–27 мая 2022 года / Под научной редакцией С.С. Пашковской. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 36–39.
19. Колобова, Е. Ю. Трансформация медиапотребления в условиях цифровой реальности / Е. Ю. Колобова // Петербургский экономический журнал. – 2020. – № 4. – С. 25–39.
20. Кузьменко, С. В. Особенности развития интервью в современных электронных СМИ / С. В. Кузьменко // Казанская наука. – 2024. – № 3. – С. 485–489.
21. Куссый, М. Ю. Оценка эффективности воздействия СМИ на аудиторию: количественные vs качественные методы? / М. Ю. Куссый // МедиаVектор. – 2022. – № 5.
22. Лавникевич, Д. Манипуляции во время интервью: какие бывают и как избежать? [Электронный ресурс] / Д. Лавникевич // Radioportal.ru. – 2025. – 26 янв. – Режим доступа: https://radioportal.ru/news/manipulyacii-vo-vremya-intervyu-kakie-byvayut-i-kak-izbezhat – Дата обращения: 01.06.2025.
23. Меликян, В. Ю. Провокация vs подстрекательство: нормы этики vs нормы права (юрислингвистическая интерпретация) / В. Ю. Меликян // Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия: материалы X-ой Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 16 ноября 2020 года. Том Выпуск 10. – Ростов-на-Дону: Донское книжное издательство, 2020. – С. 6–26.
24. Методология. Как отличить методы пропаганды и манипуляций в СМИ Кыргызстана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://factcheck.kg/ru/metodologiya-kak-otlichit-metody-propagandy-i-manipulyaczij-v-smi-kyrgyzstana/ – Дата обращения: 01.06.2025.
25. Мироненко, А. Н. Фокус-группа как качественный метод исследования / А. Н. Мироненко // Трибуна ученого. – 2021. – Вып. 12. – С. 32–38.
26. Николаева, А. В. Классификация стратегий манипуляционного речевого воздействия в СМИ / А. В. Николаева // Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – Т. 89, № 6. – С. 95–98.
27. Олешко, В. Ф., Мухина, О. С. Медиаграмотность как метод противодействия манипуляциям СМИ на бытовом уровне / В. Ф. Олешко, О. С. Мухина // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2020. – № 2 (36).
28. Попоян, А. В. Провоцирование в публичном дискурсе: лингвистический аспект / А. В. Попоян // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2023. – № 1(43). – С. 34–39.
29. Рубцова, Е. В. Приемы языковой манипуляции в СМИ / Е. В. Рубцова // Региональный вестник. – 2019. – № 5(20). – С. 20–21.
30. Стойкова, Т. А. Провокационное интервью: формирование иронического контекста / Т. А. Стойкова // Русистика без границ. – 2022. – Т. 6, № 4. – С. 7–14.
31. Сур, Е. И. Манипуляция: понятие, основные признаки и структура / Е. И. Сур // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 3.
32. Толстая, А. Д. Технологии и средства манипулирования общественным сознанием, используемые в СМИ / А. Д. Толстая // Ratio et Natura. – 2022. – № 1(5). – С. 50.
33. Фрау-Майгс, Д. Медиаграмотность — средство от манипуляции [Электронный ресурс] / Д. Фрау-Майгс // Courier UNESCO. – Режим доступа: https://courier.unesco.org/ru/articles/mediagramotnost-sredstvo-ot-manipulyacii – Дата обращения: 01.06.2025.
34. Фролова, О. Е. Интервью-ловушка / О. Е. Фролова // Социо- и психолингвистические исследования. – 2019. – № 7. – С. 65–72.
35. Шарапова, Н. А. Манипулирование в СМИ: некоторые региональные примеры [Электронный ресурс] / Н. А. Шарапова // Интернет-конференция «Региональная журналистика». – 2023. – Режим доступа: https://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2023/reg_zhurnalistika/4/Sharapova.pdf – Дата обращения: 01.06.2025.
Электронные ресурсы
36. Медийная и информационная грамотность – ИИТО ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iite.unesco.org/ru/mig/ – Дата обращения: 01.06.2025.
37. Комиссия по этике ОО «Белорусская ассоциация журналистов». Обзор профессиональных и этических стандартов. Источники информации журналиста: СМИ — человек — общество [Электронный ресурс]. – 21.07.2020. – Режим доступа: https://baj.media/ru/nakirunki-i-kampanii/obzor-professionalnyh-i-eticheskih-standartov-istochniki-informacii-zhurnalista-smi/ – Дата обращения: 01.06.2025.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ