АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ И ДИЗАЙНА ДЕТСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР 12
1.1 История и классификация детских настольных игр 12
1.2 Развитие детских настольных игр в России 17
1.3 Роль настольных игр в развитии и обучении детей 22
1.4 Взаимосвязь дизайна настольных игр и иллюстрации 26
1.5 Анализ смешанной целевой аудитории: выявление потребностей и способы
психологического воздействия на потребителя 31
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ 34
2.1 Анализ литературных источников аудиосборника «Доступных сказок» 34
2.2 Принципы разработки игры 36
2.3 Разработка сюжета и общая концепция 38
2.4 Дизайн персонажей 41
2.5 Дизайн игрового поля 44
2.6 Дизайн коробки 45
2.7 Дизайн компонентов игры 47
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 49
3.1 Выбор способа печати 49
3.2 Требования к дизайну макетов настольной игры 50
3.3 Печать игровых компонентов 51
3.4 Изготовление коробки и игрового поля 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
Популяризация славянской мифологии в современном мире имеет большое значение для сохранения и продвижения культурного наследия людей. Сегодня все больше и больше людей проявляют интерес к истории, традициям и мифологии своего народа, так и славянская мифология становится объектом изучения и вдохновения для людей. Славянская мифология богата разнообразными божествами, героями, сказаниями и обрядами, которые отражают духовные убеждения и ценности народа. Популяризация мифологии может осуществляться через различные культурные мероприятия, выставки, литературу, фильмы и многое другое искусство. Сейчас, например, снимается множество фильмов на основе мифологий различных народов, например: фильм «Последний богатырь», серия мультфильмов «Три богатыря», сериал «Территория», фильм «Дух Байкала». Это все связано с растущим интересом к культурному наследию, а также желанием создателей фильмов и сериалов использовать сюжеты из мифологии для привлечения зрителей. И действительно, такие произведения имеют очень высокие рейтинги. Фильмы, основанные на мифологии, позволяют зрителям окунуться в мир древних легенд, богов, духов и чудес. Они могут быть как фэнтезийными приключениями, так и драмами, которые отражают важные ценности и моральные уроки. Такие фильмы не просто развлекают зрителей, но и могут поспособствовать распространению знаний о различных культурах, пробуждать интерес к истории и традициям народов нашего мира.
Популяризация славянской мифологии несет в себе несколько важных причин. Например, сохранение культурного наследия. Ее изучение и популяризация помогают сохранить древние верования, обычаи и традиции для будущих поколений. Познание славянской мифологии помогает лучше понять историю и культуру славянских народов, какое у них было мировоззрение, ценности, мышление. Славянская мифология имеет множество довольно-таки интересных персонажей, сюжетов и символов, которые могут послужить источником вдохновения для деятелей литературы, искусства, кино, музыки и для многих других творческих людей. Изучение собственной мифологии помогает людям лучше понять свои корни, идентичность и найти свое место в мире. Это способствует укреплению самосознания, гордости за свою культуру и уважению к собственным традициям. Популяризация славянской мифологии также может привлечь внимание туристов к различным музеям, к уникальным культурным достопримечательностям, связанным с мифологическими сюжетами, что непременно поможет развитию туризма и сохранению исторических мест.
Настольные игры на основе славянского фольклора могут стать одним из способов привлечения внимания к этой теме среди детей. Такие игры не только для развлечения, они играют важную роль в детском образовании, помогут маленьким игрокам расширить знания о славянской истории, культуре и мифологии. Детские настольные игры остаются актуальными и востребованными и в наше время. Сейчас, дети все больше времени проводят за экранами гаджетов, а настольные игры представляют собой отличную альтернативу для развития логики, мышления, памяти и других важных для жизни навыков. Игра в настольные игры помогает общению, сотрудничеству, развитию командной работы и умению решать конфликты, что особенно важно в эпоху цифровых коммуникаций. Настольные игры могут быть интересны и доступны детям разного возраста, а также и их родителям, что позволяет всей семье проводить время вместе. Также настольные игры создают атмосферу веселья, соревнования и активного взаимодействия, это укрепляет связи в семье и между друзьями. Многие современные настольные игры могут предложить вам оригинальные механики и нестандартные истории, направляя детей развиваться в творчестве. Интерактивные настольные игры предлагают уникальный опыт, который сочетает в себе традиционные элементы настольных игр с современными технологиями, они делают процесс игры более динамичным и разнообразным.
Детские настольные игры по мифам представляют собой уникальную возможность познакомить детей с разнообразными культурами, легендами и мифологиями. Новизна таких игр заключается в том, что в них сочетаются образовательный и развлекательный аспекты. В игровой форме они учат детей истории и культуре разных народов. Детские настольные игры, связанные с фольклором, могут содержать элементы приключений, головоломок, исследований, соревнований и интерактивов, это делает их особенно интересными для детей.
Кроме того, детские настольные игры по мифам могут поспособствовать развитию эмпатии, уважению к различным культурам, пониманию ценностей, которые заложены в мифах народов. Играя в такие игры, дети смогут не только просто получать удовольствие, но и научиться ценить многообразие культурного наследия человечества.
Источники: исследование опирается на труды отечественных авторов, особое внимание уделено таким авторам как:
• Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси» — в книге анализируются мифологические сюжеты, боги и божества, обряды и обычаи, которые характеризовали языческую религию на территории древней Руси. Также исследуется влияние христианства на древние славянские верования и показывает, каким образом происходило проникновение новых религиозных идей и практик. Рыбаков стремится пролить свет на малоизученные аспекты древнерусской мифологии и представить комплексное представление о духовной жизни славян на древней Руси [41]
• Сумцов Н.Ф. «Этнографические заметки» (Из «Этнографического Обозрения», кн. III) — книга посвящена изучению этнографии, то есть науке о культуре и обычаях различных народов. В этом произведении автор представляет обширный обзор этнографических материалов, собранных в ходе исследований различных этнических групп, проживающих на территории Российской империи. Он анализирует социокультурное развитие народов, их взаимодействие друг с другом, а также влияние окружающей среды на формирование уникальных культурных особенностей [50]
• Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян» — книга является одним из основополагающих трудов по изучению древней славянской мифологии и языческих верований. Автор анализирует различные аспекты славянской мифологии, включая богов, духовных лидеров, обряды поклонения, магические практики и символику, раскрывает особенности культовой системы. В книге также рассматривается влияние христианства на древние славянские верования и показывает, какие элементы языческой культуры сохранились в христианской Руси [42]
• Велецкая Н. «Символы славянского язычества. Тайны земли русской» — книга посвящена изучению различных обрядов и тайн славянского язычества, связанных с ними мифов и легенд. Данное исследование представляет собой попытку расшифровать символический язык славянской мифологии. Особое внимание в книге уделяется значению различных символов, связанных с природой, богами, обрядами, а также их влияние на культуру и повседневную жизнь людей. Автор обращается к археологическим и этнографическим материалам, чтобы проиллюстрировать и подтвердить свои исследования [2]
• Белова О.В. «Славянский бестиарий» — это исследование, посвященное славянской мифологии и фольклору. В книге автор рассматривает различные существа, обитающие в славянской мифологии, такие как духи, боги, персонажи из сказок и легенд. «Славянский бестиарий» представляет собой своеобразный справочник, где каждому существу уделено особое внимание. Автор описывает их происхождение, характеристики, свойства, а также рассказывает о том, какие роли они играли в славянской мифологии и повседневной жизни древних славян [1]
• Левкиевская Е.Е. «Славянский оберег. Семантика и структура. Традиционная духовная культура славян» — в книге рассматривается семантика и структура славянских оберегов, их история, мифологические корни и значение в повседневной жизни древних славян. Исследуется символическое значение и функции оберегов, а также их роль в сохранении и защите от негативных воздействий. Левкиевская анализирует различные типы оберегов, их формы, материалы, символику и способы применения. Автор также обращает внимание на эзотерические и магические аспекты славянских оберегов, их связь с религиозными представлениями и обрядами [26]
• Левкиевская Е.Е. «Мифы русского народа» — книга посвящена изучению мифологического наследия и духовной культуры русского народа. Автор исследует различные мифы, легенды, сказания и предания, которые сформировались в русской культуре на протяжении веков. Левкиевская анализирует символику и смысл мифов, их связь с историей, религией и культурой русского народа. Автор также обращает внимание на влияние мифологии на формирование коллективного сознания и самосознания русского народа [27]
• Выготский Л.С. — одним из его ключевых произведений является труд «Педагогическая психология», в котором изучается взаимосвязь между психологией и образованием, вводится концепция зоны ближайшего развития, подчеркивая важность взаимодействия учителя и ученика в образовательном процессе, обсуждается понятие совместной деятельности. Выготский оказал огромное влияние на развитие современной психологии и образования, его работы по-прежнему изучаются и обсуждаются в научных кругах. [13]
• Эльконин Д.Б. — согласно исследованиям Эльконина в книге «Психология игры», игра также является зоной ближайшего развития для ребёнка. То, что ребенком трудно достигается по указанию взрослого, легко достигается по ходу игровой деятельности. Игра как развивающаяся субстанция. Данная книга стала основой для методики дошкольного образования в СССР. [14]
Основа игры: сборник аудиосказок Первого музея славянской мифологии, в котором используется литературная обработка славянского фольклора: Н. Клюев «Гамаюн», Г.М.
Науменко «Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я», А.М. Ремизов «К морю-океану».
Объект исследования: детские настольные игры.
Предмет исследования: дизайн и разработка детской настольной игры на основе литературной обработки славянской мифологии.
Цель дипломной работы: на основе исторических и литературных источников разработать и оформить детскую настольную игру, рассчитанную на расширение знаний о славянской мифологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение истории детских настольных игр связанных с мифологией
2. Проанализировать роль настольных игр в развитии и обучении детей
3. Анализ научной и художественной литературы
4. Анализ детской иллюстрации
5. Анализ целевой аудитории
6. Разработать концепт настольной игры
7. Разработать дизайн настольной игры
8. Верстка и печать продукта
Методы исследования:
Анализ литературы — изучение и анализ научных статей, книг, отчетов и других источников информации, связанных с темой исследования.
Опрос — проведение интервью, создание анкет или опросов для сбора информации.
Анализ данных — метод обработки и анализа данных, полученных в результате исследования.
Моделирование — реализация полученных знаний и данных путем создания настольной игры.
Практическая значимость работы: выпускная квалификационная работа
разработана для «Первого музея славянской мифологии» в целях популяризации славянской мифологии, создания уникального способа обучения, а также получения коммерческого успеха.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа на тему «Дизайн и разработка детской настольной игры (на основе литературной обработки славянской мифологии)» состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Источники: 57 позиций
Приложения: 13 страниц
Общий объем работы: 73 страниц
Ключевые слова: детская настольная игра, славянские мифы, фольклор, интерактивные элементы, обучающий аспект, компьютерная графика, макет, цифровая печать
Итогом выпускной квалификационной работы стала разработка дизайна детской настольной игры, в основе которой лежит литературная обработка славянской мифологии. В ходе разработки настольной игры было проанализировано большое количество научной и художественной литературы, проведен опрос целевой аудитории, были проведены несколько крупных анализов аудитории, настольных игр, иллюстраций и теории цвета. На основе обработанной информации был разработан сюжет, концепт и визуальный стиль настольной игры «Кудесы». Были созданы персонажи игры, игровые карточки, поле, коробки и другие компоненты игры. Также были подготовлены макеты для печати всех элементов. Весь процесс разработки игры проходил в тесном сотрудничестве с Первым музеем славянской мифологии города Томска. Все макеты были направлены в музей для из дальнейшего тиражирования.
«Кудесы» — это захватывающая и увлекательная детская настольная игра, разработанная для детей от 5 лет и старше. В игре «Кудесы» игроки вступают в мир волшебства и тайн, где им предстоит проявить все свои способности. «Кудесы» предлагают разнообразные интерактивные элементы, такие как карточки с заданиями, вопросами, аудиосказки, игровые фишки и специальные кости. Игра способствует созданию дружественной атмосферы, укреплению отношений между участниками, развитию логического мышления и коммуникативных навыков. Настольная игра «Кудесы» представляет собой не только простое развлечение, но и несет в себе образовательную функцию. Во время игры игроки узнают о множестве мифологических героев, прослушают сказки о них, узнают какие были «волшебные» предметы у древних славян и прочувствуют их влияние на себе. Игра простимулирует интерес игроков к славянской мифологии.
Благодаря проведенным исследованиям и тщательной разработке, игра получила множество положительных отзывов от целевой аудитории и работников музея. Это подтвердило качество, увлекательность, визуальную привлекательность и познавательную ценность игры.
1. Белова О.В. «Славянский бестиарий. Словарь названий и символики» [Текст] /
— М.: Индрик, 1999. — 320 с.
2. Велецкая Н. Н. «Символы славянского язычества. Тайны земли русской» [Текст] /
— М.: Вече, 2009. - 320 с.
3. Веселовский А. Н. «Разыскания в области русского духовного стиха» [Текст] /
— М.: Тип. Имп. Акад. наук, 1883. — [2], 461 с.
4. Виды и классификация настольных игр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pikabu.ru/story/vidyi i klassifikatsiya nastolnyikh igr 10746957
(дата обращения: 26.04.2024)
5. Виды печати на ткани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://saliteks.ru/articles/kakie-est-vidy-pechati-na-tkani/ (дата обращения: 12.05.2024)
6. Виды печати на ткани: способы, технологии и текстиль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sw-strazy.ru/articles/vidy-pechati-na-tkani-sposoby-tekhnologii-i- tekstil/ (дата обращения: 10.05.2024)
7. Внешние отличия сказочных птиц [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/q/question/kak vneshne razlichat sirina alkonosta i b76f7d09/?answer
id=455288 (дата обращения: 03.05.2024)
8. Выбор игральных карт [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://optitraderus.ru/articles/vybor-igralnyh-kart/ (дата обращения: 10.05.2024)
9. Гамаюн райская птица [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://24smi.org/person/4240-gamaiun.html (дата обращения: 03.05.2024)
10. Детский гипермаркет «Rich family» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tomsk.richfamily.ru/ (дата обращения: 22.04.2024)
11. Дизайн игрового поля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.shutterstock.com/ru/search/board-game-map (дата обращения: 06.05.2024)
12. Дореволюционное детство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pikabu.ru/story/dorevolyutsionnoe detstvo lyubimyie igrushki i. knizhki 809539 2_(дата обращения: 28.03.2024)
13. Зона ближайшего развития личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/340751/ (дата обращения: 01.04.2024)
14. Игра - зона ближайшего развития ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-zona-blizhayshego-razvitiya-rebenka
(дата обращения: 01.04.2024)