Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование школьной мотивации обучающихся 5-х классов (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)

Работа №178547

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы33
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 98 г. Челябинск».
Выборка: 30 обучающихся 5-х классов в возрасте 11-12 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ 5
1.1 Феномен школьной мотивации в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности мотивации обучающихся 5 классов 8
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ 13
2.1 Этапы, методы и методики исследования школьной мотивации 13
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования школьной мотивации обучающихся 5-х классов 15
2.3 Рекомендации педагогам по развитию школьной мотивации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ …28


Актуальность темы исследования. Формирование школьной мотивации является одной из важнейших задач современной системы образования, закрепленной в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования. В соответствии с ФГОС, метапредметные результаты обучения включают в себя такие регулятивные универсальные учебные действия, как умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Поэтому изучение особенностей школьной мотивации обучающихся подросткового возраста является актуальной задачей как для теории, так и для практики современного образования.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных психологов и педагогов, посвященные изучению проблемы школьной мотивации: А. К. Маркова, В. Г. Агеев, Л.Ф. Обухова рассматривали структуру и виды школьной мотивации; Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин изучали возрастные особенности мотивации учения на разных этапах школьного обучения; П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, П. М. Якобсон разрабатывали методы и приемы формирования школьной мотивации.
Особую значимость для данного исследования имеют работы Л. И. Божович, П. М. Якобсона, Г. Н. Цукерман, посвященные специфике школьной мотивации в подростковом возрасте.
Таким образом, теоретико-методологической основой исследования являются работы ведущих отечественных ученых, раскрывающие сущность и структуру школьной мотивации, ее возрастные особенности, а также психолого-педагогические условия ее формирования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально исследовать школьную мотивацию обучающихся 5-х классов.
Объект исследования – школьная мотивация обучающихся 5-х классов.
Предмет исследования – изучение особенностей школьной мотивации обучающихся 5-х классов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что большинство пятиклассников имеют средний уровень школьной мотивации.
Задачи исследования:
1) Раскрыть феномен школьной мотивации в психолого-педагогической литературе.
2) Выявить особенности мотивации обучающихся 5-х классов.
3) Определить этапы, методы и методики исследования.
4) Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
5) Разработать рекомендации педагогам по развитию школьной мотивации.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы, обобщение.
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам: опросник «Школьная мотивация школьников» (для обучающихся от 11 лет и старше) (модифицированная методика Н. Ц. Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М. В. Матюхиной); методика изучения мотивации обучения школьников 5 класса (М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина), методика для определения школьной мотивации (Н. Г. Лусканова).
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 98 г. Челябинск». В исследовании приняли участие 30 обучающихся 5-х классов


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на изучение особенностей школьной мотивации обучающихся 5-х классов.
В теоретической части работы были рассмотрены ключевые понятия, структура и виды школьной мотивации. Особое внимание было уделено возрастным особенностям развития мотивационной сферы в подростковом возрасте, а также формам и методам диагностики школьной мотивации школьников.
Эмпирическая часть исследования включала в себя несколько этапов. На первом этапе были подобраны диагностические методики, позволяющие всесторонне изучить школьную мотивацию пятиклассников. Затем была проведена диагностика с использованием данных методик, в которой приняли участие 30 обучающихся 5-х классов.
Результаты проведенного исследования показали, что у большинства пятиклассников преобладают положительные, внутренние мотивы учебной деятельности, такие как учебно-познавательные, социальные и мотивы достижения. Вместе с тем, у значительной части обучающихся выявлена выраженность внешней мотивации, ориентированной на получение одобрения и избегание наказания.
На основе анализа полученных данных были разработаны психолого-педагогические рекомендации, направленные на формирование и поддержание школьной мотивации пятиклассников. Ключевыми направлениями данных рекомендаций являются:
 развитие познавательных интересов и учебно-познавательных мотивов;
 формирование мотивов социального взаимодействия и достижения;
 повышение роли внутренней мотивации;
 взаимодействие с семьей.
Реализация предложенных рекомендаций в школьной практике будет способствовать повышению уровня школьной мотивации обучающихся 5-х классов, что, в свою очередь, положительно отразится на их академической успеваемости и личностном развитии.
Таким образом, проведенное исследование позволило получить целостное представление об особенностях школьной мотивации пятиклассников и разработать научно обоснованные психолого-педагогические рекомендации по ее формированию.



1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. – Москва : Мысль, 2020. – 158 с.
2. Ванин, В. В. Изучение мотивации учебной деятельности школьников / В. В. Ванин // Вопросы психологии. – 2021. – № 4. – С. 48-55.
3. Гордеева, Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития / Т. О. Гордеева // Психологические исследования. – 2022. – Т. 5, № 16. – С. 1.
4. Дубровина, И. В. Психология : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2021. – 464 с.
5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 512 с.
6. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : Сфера, 2021. – 464 с.
7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2020. – 352 с.
8. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – Москва : Просвещение, 2021. – 96 с.
9. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – Москва : Педагогика, 2020. – 64 с.
10. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – Москва : Педагогика, 2021. – 144 с.
11. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. – 6-е изд. – Москва : ВЛАДОС, 2022. – Кн. 2 : Психология образования. – 606 с.
12. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. – 5-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 460 с.
13. Пейсахов, Н. М. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Н. М. Пейсахов. – Казань : Изд-во Казанского университета, 2021. – 264 с.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 713 с.
15. Сафонова, Л. А. Мотивация учения как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении / Л. А. Сафонова // Психология обучения. – 2022. – № 11. – С. 4-13.
16. Селиванов, В. И. Волевая регуляция активности личности / В. И. Селиванов. – Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2021. – 272 с.
17. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – 7-е изд., стер. – Москва : Академия, 2022. – 288 с.
18. Толстых, Н. Н. Возрастная психология : учебник для вузов / Н. Н. Толстых. – Москва : Юрайт, 2021. – 623 с.
19. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2021. – 860 с.
20. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. – Москва : Интерпракс, 2020. – 160 с.
21. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – Москва : Просвещение, 2021. – 317 с.
22. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – Москва : Знание, 2020. – 174 с. – ISBN 978-5-00091-145-7.
23. Юдина, Е. Г. Мотивация учебной деятельности младших школьников / Е. Г. Юдина // Начальная школа. – 2021. – № 3. – С. 16-21.
24. Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. – Москва : Логос, 2022. – 324 с. – ISBN 978-5-98704-784-9.
25. Эриксон, Э. Г. Идентичность: юность и кризис / Э. Г. Эриксон ; пер. с англ. А. В. Толстых. – Москва : Флинта, 2023. – 342 с. – ISBN 978-5-89349-569-3.
26. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В. С. Юркевич. – Москва : Просвещение, 2024. – 136 с. – ISBN 978-5-09-076543-2.
27. Ячина, Н. П. Формирование мотивации учебной деятельности школьников / Н. П. Ячина // Педагогическое образование и наука. – 2025. – № 1. – С. 45-49.
28. Эльконинова, Л. И. Мотивация и эмоции в учебной деятельности / Л. И. Эльконинова // Вопросы психологии. – 2020. – № 4. – С. 34-41.
29. Юсупова, Г. В. Развитие познавательной мотивации младших школьников / Г. В. Юсупова // Начальная школа плюс До и После. – 2021. – № 6. – С. 23-27.
30. Ячин, С. Е. Мотивация обучения в средней школе / С. Е. Ячин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2022. – № 178. – С. 75-82

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ