Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВОЕОБРАЗИЕ РЕДАКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДОСУГОВЫХ ИЗДАНИЙ ПО КУЛИНАРИИ

Работа №178534

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

книжное дело

Объем работы143
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
Часть I Своеобразие редакторской подготовки досуговых изданий по кулинарии 7
ВВЕДЕНИЕ 8
1 Издания по кулинарии: издательские практики и видо-типологические
характеристики 14
1.1 Издания по кулинарии в их историческом развитии 14
1.1.1 Историческое развитие отечественных изданий по кулинарии XVIII в 14
1.1.2 Отечественные издания по кулинарии XIX - начала XX вв 18
1.1.3 Издания по кулинарии в контексте современного отечественного
книжного рынка 27
1.2 Видо-типологические особенности изданий по кулинарии 28
1.2.1 Традиционные форматы изданий по кулинарии 30
1.2.2 Современные форматы изданий по кулинарии 33
1.3 Социологическое исследование читательской аудитории досуговых изданий
по кулинарии 37
2 Анализ досуговых изданий по кулинарии 47
2.1 Критерии редакторского анализа досуговых изданий по кулинарии 47
2.2 Анализ досуговых изданий по кулинарии 49
2.2.1 Анализ досугового издания по кулинарии А. Бельковича «ПроСТО кухня
с Александром Бельковичем» 49
2.2.2 Анализ досугового издания по кулинарии А. Долецкой «Про варенье» 59
2.2.3 Анализ досугового издания по кулинарии Ю. Высоцкой «Перезагрузка.
Руководство к действию» 69
2.3 Принципы редакторской подготовки досуговых изданий по кулинарии 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А 93
Часть II Редактура статей журнала «Труды Академии технической эстетики и дизайна», 2020, № 2 103
Редакторское заключение на статью Б. Лапыгина «Оценка характеристик формо-пространственной структуры в композиции экстерьеров судов» 104
Редакторское заключение на статью М. О. Васильевой «Формообразование конструкции арматуры промышленного светильника в светосценариях комфортного
освещения» 105
Редакторское заключение на статью А. А. Ефременко, О. М. Утьева «Использование пластика в дизайне украшений: вторая жизнь полимеров» 106
Редакторское заключение на статью А. В. Куклина «Технологии изготовления новых материалов на основе переработки отходов» 107
Редакторское заключение на статью К. А. Мигаль, О. М. Утьева «Применение метода литья по выплавляемым моделям как способ кастомизации изделия» 108
Редакторское заключение на статью А. О. Можейкина, О. М. Утьева «Замена эмали ювелирной смолой в дизайне украшений» 109
Часть III Экономический расчет себестоимости издания «Труды Академии технической эстетики и дизайна», 2015, №1 110


Досуговая деятельность человека является неотъемлемой частью его жизнедеятельности. Она основывается на его культуре, мировоззрении личности. Досуг понимается как деятельность, которая осуществляется в свободное время, и которая подразумевает эмоциональную вовлеченность человека, чередование и совмещение физической, духовной, интеллектуальной, творческой, игровой активности. Результатом подобной деятельности становится не результат как конечный продукт, а проявление индивидуальных навыков человека, проявление его как личности .
Исследование досуговой деятельности в отечественной и зарубежной социологической науке представлено в работах Г. А. Аванесовой, С. В. Андреева, Т. А. Турбина, С. В. Лаврецова, Е. И. Дробинской, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Р. А. Стеббинса .
Для разных исторических периодов были характерны собственные преобладающие типы досуга, которые раскрывают досуг в классовом и городских обществах: досуг первобытного общества, рабовладельческого общества, эпохи феодализма, средних веков, аристократический досуг, Возрождения и Нового времени. Для каждого из них характерны собственные черты, но также выделяются и общие элементы: игра, отдых, просвещение, творчество и праздник .
В начале XXI в. наблюдается рост интереса к гастрономическому дискурсу. Он является показательным и подтверждает смену интересов человека, в частности, еда становится частью повседневной культуры. Теперь еда не просто источник удовлетворения физиологических потребностей, но и значимый феномен социальной и культурной жизни. Гастрономический опыт и навыки человека определяют его характеристики наряду с профессиональным и социальным статусом. В связи с этим возрастает актуальность исследования разных аспектов культуры еды, в том числе ее письменных форм - изданий по кулинарии.
исследования разных аспектов культуры еды, в том числе ее письменных форм - изданий по кулинарии.
Издания по кулинарии часто становятся основой для научных исследований. На сегодняшний день существует ряд работ, в которых издания по кулинарии рассматриваются в культурном, идеологическом, историческом и лингвистическом аспектах.
Наибольший интерес издания по кулинарии традиционно представляют для культурологических исследований в рамках изучения гастрономической культуры в ее синхронном и диахронном развитии, получает развитие идея пищи как специфического культурного кода (К. Леви-Стросс, Ж. Бодрийяр, Р. Барт, М. В. Капкан,
Е. В. Капелюшник) .
Относительно недавно к кулинарным текстам возник интерес с лингвистической точки зрения, что может быть обусловлено развитием теории жанров и выделением кулинарного рецепта, составляющего основу кулинарных изданий, как отдельного жанра (Р. Барт, П. П. Буркова, М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова, М. А. Кантурова и др.) . Появление различных видов текстов кулинарной направленности послужило причиной для выделения и исследования гастрономического (глюттонического) дискурса (Л. Р. Ермакова, А. В. Олянич, М. В. Ундрицова, К. М. Федорова и др.) .
В числе работ, посвященных изучению глюттонического дискурса, стоит отметить монографию «Еда по-русски в зеркале языка» (2013), в которой наиболее подробно рассматривается большой объем русскоязычных кулинарных текстов. Объектом исследования становились и отдельные кулинарные издания, например, исследования Е. В. Литовской «Книга по домоводству как идеологический текст» , М. В. Капкан «Российские поваренные книги: особенности репрезентации норм гастрономической культуры» , Н. П. Головницкой «Реализация текста кулинарного рецепта в поваренной книге» и др.
Активное развитие кулинарной литературы также повлияло на тематическое разнообразие изданий, но стоит отметить, что их соответствие существующим издательским принципам разработки и систематизации остается неясным. В книге «Типология издания» (1990) подробно рассматривается видо-типологическая классификация изданий, а также представлена схема, по которой можно систематизировать те или иные издания. В силу обобщенного характера данной системы она не позволяет сформировать четкие представления о месте в ней изданий по кулинарии. С аналогичной проблемой сталкиваемся при обращении к ГОСТ Р 7.60-2020. «Издания. Основные виды. Термины и определения» : в данном источнике отсутствует упоминания об изданиях по кулинарии, возможном их соотношении с имеющимися видами и типами.
На практике издания по кулинарии зачастую относят к досуговым изданиям. Как самостоятельный вид досуговые издания были выделены только в конце XX в.
Э. В. Гольцевой и существуют в отдельных современных исследованиях (Н. М. Запекина, Н. А. Молокова, Г. В. Холодных) . Согласно Э. В. Гольцевой и ГОСТу Р 7.60-2020 «Издания. Основные виды. Термины и определения», досуговое издание - это «издание, содержащее общедоступные сведения по организации быта, разнообразным формам самодеятельного творчества, различным видам увлечений». Г. В. Холодных в своей работе отмечает то, что досуговые издания имеют разнообразный видовой состав и соответственно требуют разных подходов в процессе редподготовки издания.
С точки зрения редакторской подготовки необходимая для нас информация встречается в работах С. Г. Антоновой «Редакторская подготовка изданий» , С. М. Болховитиновой «Композиция изданий: особенности проектирования различных типов изданий» , А. М. Лобина «Проектирование и анализ концепции книжного издания» . В данных трудах выделяются общие принципы подготовки концепции издания, анализа содержаний и иллюстраций, аппарата издания.
Таким образом, проведенный обзор исследовательской литературы позволяет сделать вывод о том, что вопросы, касающиеся видо -типологического разнообразия изданий по кулинарии, их соотношения с имеющимися классификациями, принципов редакторской подготовки остаются открытыми и нуждаются в системном изучении, формировании теоретической базы для дальнейшего практического освоения.
Проблема данного исследования связана с тем, что в научном сообществе не существует классификационных признаков, которые бы позволили дать точное определение того, что является досуговым изданием по кулинарии, как следствие, не обозначаются специфические особенности, которые бы позволили определить данное издание как досуговое. Но если не учитывать данный аспект, то издание может потерять свою аудиторию. Помимо этого, с развитием информационных технологий жанр кулинарной книги выходит за рамки книжного рынка, постоянно видоизменяясь и модифицируясь. Но, тем не менее, претерпевая изменения, он возвращается в печатный вид. Как следствие, стилистические, жанровые и технологические особенности изменяются, и издание приобретает новые черты. Но данные особенности могут не учитываться редактором, поэтому необходима систематизация материалов и адаптация их к современным тенденциям редактирования и оформления изданий. Внутри досуговых изданий продолжают развиваться не только традиционные форматы (справочники, словари и т.п.), но появляется и целый ряд комбинированных, гибридных изданий, задающих совершенно другой подход к текстовой реальности, а, значит, требующих и особых принципов редактирования.
Актуальность данного исследования обусловлена устойчивым читательским интересом и увеличением числа наименований и форматов изданий, относящихся к кулинарии. На практическом уровне возникает потребность в разработке рекомендаций по работе редактора над формированием концепции будущего издания.
Новизна исследования определяется теоретическим обоснованием видо-типологических особенностей изданий по кулинарии, предполагающих специфику при их редподготовке, а также в разработке конкретных рекомендаций по конструированию и оформлению досуговых изданий по кулинарии, значимых для книгоиздательской практики.
Цель работы: определить своеобразие принципов редакторской подготовки досуговых изданий по кулинарии на основании рассмотрения видо-типологических признаков.
Задачи:
1. Выявить особенности исторического развития отечественных изданий по кулинарии и определить их место на современном отечественном книжном рынке.
2. Обозначить читательскую аудиторию и ее требования к изданиям по кулинарии.
3. Предложить видо-типологическую классификацию досуговых изданий по кулинарии.
4. Сформулировать критерии редакторского анализа досуговых изданий по кулинарии.
5. Провести редакторский анализ отдельных изданий в соответствии с обозначенными критериями.
6. Разработать рекомендации по редакторской подготовке досуговых изданий по кулинарии.
Объектом исследования являются современные форматы досуговых изданий по кулинарии.
Предметом исследования являются видо-типологические характеристики данных изданий, определяющие своеобразие принципов их редакторской подготовки.
Хронологическими рамками исследования является период с 2015 по 2020 гг., в процессе которого происходили значимые видоизменения книжных, электронных и цифровых форматов на отечественном рынке.
Материалом для работы являются издания по кулинарии, выпущенные на отечественном рынке в период с 2015 по 2020 гг. Для анализа были выбраны авторские сборники рецептов, которые были опубликованы большими тиражами, а сами авторы являются медийными личностями, известными широкой аудитории:
1. Белькович А. ПроСТО кухня с Александром Бельковичем / А. Белькович. - М. : ХлебСоль, 2018. - 96 с. - (Простая кухня с Александром Бельковичем).
2. Долецкая А. Про варенье / Алена Долецкая. - М. : КоЛибри; Азбука-Аттикус 2020. - 112 с. - (Высокая кухня).
3. Высоцкая Ю. А. Перезагрузка. Руководство к действию / Ю. А. Высоцкая. - М. : Абрикобукс, 2020. - 248 с.
Гипотеза: досуговые издания по кулинарии представляют собой тематически направленное объединение изданий, вербальные и невербальные элементы которых взаимозависимы, что требует соблюдения определенных принципов анализа и подготовки.
Практическая значимость работы заключается в том, что принципы редакторской подготовки, выделенные в процессе данного исследования, могут использоваться в книгоиздательской практике при создании досуговых изданий по кулинарии.
Методология исследования обусловлена поставленными задачами и основывается на применении общенаучных методов (анализа, синтеза, обобщения, дескрипции) и книговедческих методов (структурно-типологического, функционального, аналитико-тематического и редакторского анализа). В исследовании был использован метод социологического опроса - анкетирование, призванное выявить читательские интересы и запросы в отношении к изданиям по кулинарии.
Цели и задачи работы определили ее структуру. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, новизна, определяются цель, задачи, объект, предмет, материал, гипотеза, практическая значимость, методы исследования, описывается структура работы. В первой главе «Издания по кулинарии: издательские практики и видо-типологические характеристики» дается экскурс в историю появления и развития кулинарной книги в России, представлена видо -типологическая классификация изданий по кулинарии. Во второй главе «Редакторский анализ досуговых изданий по кулинарии» рассматриваются содержательные и визуально-полиграфические особенности российских кулинарных книг. Выделяются основные критерии редакторского анализа изданий по кулинарии, далее на их основании проводится анализ материалов исследования, представлены рекомендации по подготовке досуговых изданий о кулинарии. В заключении делаются общие выводы и намечаются перспективы для дальнейшего исследования. В списке использованной литературы и источников приводится 105 наименований. Приложение представляет собой таблицу «Издания по кулинарии на отечественном рынке (2018-2020 гг.)».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале XXI в. происходит смена многих интересов человека, в том числе появляется особый интерес к кулинарии, так как еда становится не просто источником удовлетворения физиологических потребностей, а значимым феноменом социальной и культурной жизни. В связи с этим начинается активное развитие кулинарной литературы, появилось большое тематическое разнообразие изданий из разных аспектов культуры еды, в том числе ее письменных форм - досуговых изданий по кулинарии.
Поставленной в исследовании целью и, следовательно, результатом работы стали выработанные принципы и рекомендации по подготовке досуговых изданий по кулинарии. Для достижения указанной цели были выполнены все поставленные задачи и получены следующие выводы.
При описании отечественной истории развития были выявлены основные тенденции в содержании и оформлении изданий по кулинарии. Уже в период XVIII в. формируются характеристики изданий по кулинарии: кулинарный рецепт компилируется в отдельные сборники, появляется систематизация рецептов по разделам. Начинает формироваться структура кулинарного рецепта - появляются заголовки. В период XIX - XX вв. формируется образ автора кулинарных книг и вырабатываются определенные критерии, благодаря которым издания по кулинарии приобретают типологические черты: появляется иллюстративный материал, а также изменяется текст кулинарного рецепта, в нем появляется технологическое описание процессов.
Анализ современного отечественного книжного рынка показал, что в книжных магазинах представлен большой выбор изданий по кулинарии как иностранных, так и отечественных авторов. Явным лидером по выпуску изданий по кулинарии является издательство «Эксмо» с его подразделением - издательством «ХлебСоль». В рамках деятельности издательств появляются различные новые виды изданий по кулинарии, происходит обновление традиционных форматов: изменяются стилистические, жанровые и технологические особенности.
Для создания конкурентноспособных и востребованных изданий по кулинарии, необходимо изучение видов изданий, функционирующих на книжном рынке, а также разработка принципов их редакторской подготовки, анализ читательской аудитории и ее интересов. Так, в ходе исследования была разработана открытая классификация традиционных и современных форматов досуговых изданий по кулинарии, которая показала их видовое разнообразие. Анализ читательской аудитории позволил сделать выводы о том, что целевая аудитория изданий по кулинарии на сегодняшний день не имеет явно выраженных характеристик, так как подобными изданиями интересуются как мужчины, так и женщины разных возрастов и социальных статусов. При выборе изданий по кулинарии читатель ориентируется не только на оформление изданий, но и на его содержание и практическую значимость, при этом имя автора в основном не влияет на принятие решения о покупке книги.
Приведенные результаты социологического исследования, а также анализ отобранных изданий, которые являются образцами наиболее популярного вида досугового издания по кулинарии - сборника кулинарных рецептов, были сделаны выводы о том, что редактору при разработке концепции и подготовке изданий по кулинарии необходимо уделить особое внимание художественно-техническому оформлению издания, так как оно является основным критерием выбора издания по кулинарии, наравне с содержанием.
При формировании досугового издания по кулинарии редактору необходимо опираться на заявленный вид издания и его читательский адрес, учитывать особую структуру построения кулинарного рецепта, а также продумать его оформление, которое способствует быстрой навигации в описании рецептов. Отдельное внимание необходимо уделить построению текста кулинарного рецепта, который должен направлять читателя, указывать последовательность действий. Редактор должен ответственно отнестись к оформлению аппарата издания, который важен для понимания текста и способствует увеличению эффективности работы с изданием. Помимо этого, были выделены способы внедрения досуговых изданий по кулинарии в мультимедийное пространство, посредством взаимодействия традиционных и современных форматов.
Таким образом, выработанные в рамках исследования принципы редакторской подготовки досуговых изданий по кулинарии представляют практическую ценность для специалистов, которые занимаются подготовкой подобных изданий. Перспективами дальнейшего изучения темы может стать анализ гибридных или комбинированных изданий, существующих в Интернет-среде и представляющих различные форматы, сочетающих текстовый, аудио и визуальный ряд, что задает проблему специфики их восприятия и редакторской подготовки.



1. Авдеева Е. А. Полная поваренная книга русской опытной хозяйки, или Руководство по уменьшению расходов в домашнем хозяйстве / сост. Е. И. Авдеева. - СПб. : Д. Ф. Федоров, 1875. - 523 с. [илл.]
2. Авдеева Е.А. Ручная книга русской опытной хозяйки / сост. из сорокалетних опытов и наблюдений доброй хозяйки русской. - 2-е изд. - СПб.: В Тип. штаба военно-учебных заведений, 1842. - [6], XIV, 340, XXII, [1] с.
3. Авдеева Е. А. Ручная книга русской опытной хозяйки, составленная из сорокалетних опытов и наблюдений доброй хозяйки русской / Е. И. Авдеева - СПб., 1846.
- 2 т.
4. Бобринский Д. И. Поварская книга / Д. И. Бобринский. - Харьков, 1913. - 152 с.
5. Белькович А. ПроСТО кухня с Александром Бельковичем / А. Белькович. - М. : ХлебСоль, 2018. - 96 с. - (Простая кухня с Александром Бельковичем).
6. Брадфор М.-Д. Как перестать бухать и начать дегустировать / М.-Д. Брадфор ; пер. с фр. Я. Юрышевой. - М. : Эксмо, 2020. - 192 с. - (Вина и напитки мира).
7. Высоцкая Ю. А. Перезагрузка. Руководство к действию / Ю. А. Высоцкая. - М. : Абрикобукс, 2020. - 248 с.
8. Гастроном. - Издательский дом «Гастроном», 2001-2021.
9. Гуфе Ю. Приготовление разного рода теста и консервов печенья мелкого и крупного... и проч., изготовление впрок соленых и копченых рыбы и мяса, паштетов... и проч. : с 137 грав. на дер. и 10 хромолитогр. карт., печ. масляными красками с рис. Е. Ронжа / соч. Юлия Гуфе, ст. метрдотеля Жокейского клуба в Париже. - М. : М.О. Вольф, 1877. - 667 с.
10. Домострой Сильвестровского извода Текст памятника с примеч., материалы для сравн. изуч. (образцы Домостроев: Ксенофонта и 3 зап.-европ.), объясн. ст. и словарь. - СПб. : Глазунов, 1891. - IV, 132 с., 1 л. фронт. (ил.).
11. Долецкая А. Про варенье / Алена Долецкая. - М. : КоЛибри; Азбука-Аттикус,
2020. - 112 с. - (Высокая кухня).
12. Друковцев С. В. Экономическое наставление дворянам, крестьянам, поварам и поварихам / С. Друковцев. - СПб. : Тип. Сухопутного кадетского корпуса, 1773. - 2-е изд.
- 114 с. 1 л. табл.
13. Друковцев С. В. Поваренные записки / С. В. Друковцев. - М. : Тип. Имп. Моск. ун-та, 1779. - 44 с.
14. Еда: [интернет-журнал]. - 2021. - URL : https://eda.ru/ (дата обращения: 10.04.2021).
15. Как есть: [интернет-журнал]. - 2020 - URL : https://kak.media/ (дата обращения: 10.04.2021).
...105

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ