Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Значение зоологических коллекций при изучении биологии в общеобразовательной организации (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №178528

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы46
Год сдачи2025
Стоимость1400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено анкетирование.
Выборка: 10 учителей биологии из 10 учебных заведений г. Бердска, п. Агролес .
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗООЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 6
1.1 РОЛЬ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ 6
1.1.2. Психолого-педагогические аспекты применения наглядных материалов в процессе обучения 7
1.2 ЗООЛОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ 8
1.2.1 Основные функции зоологических коллекций в обучении биологии 9
1.2.2 Классификация и характеристика основных видов зоологических коллекций, используемых в школьной практике 10
1.2.3. Оптимизация процесса обучения биологии в средней школе 11
1.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗООЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 15
1.3.1 Принципы использования зоологических коллекций в учебном процессе 15
1.3.2 Формы организации учебной деятельности с использованием зоологических коллекций 16
1.3.3 Методические приемы использования зоологических коллекций на различных этапах урока биологии 16
1.3.4 Требования к организации и хранению зоологических коллекций в школьном кабинете биологии 17
1.3.5 «Живой уголок» в школе для использования при изучении биологии 18
1.3.6 Практические рекомендации по созданию живого уголка 19
1.4. ОБЗОР ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗООЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 19
1.4.1 Опыт использования зоологических коллекций в школе 19
1.4.2 Опыт использования зоологических коллекций на уроках биологии в учреждении СПО 23
Выводы к 1 главе 25
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗООЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 26
2.1 Анализ состояния зоологических коллекций в общеобразовательных учреждениях МБОУ СОШ №12 г. Бердска, ГБПОУ НСО ИЦПО, МБОУ СОШ п. Агролес 26
2.2 Результаты анкетирования учителей биологии 28
2.2.1 Анализ посещённых уроков биологии 30
2.2.2 Выводы по результатам анализа состояния зоологических коллекций и их использования в школьной практике 31
2.3 Использование зоологических коллекций на уроках биологии в средней школе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Приложение 1 43
Приложение 2 45

В современном образовательном процессе, ориентированном на формирование у обучающихся целостной картины мира и развитие исследовательских навыков, особую роль играет наглядность. В рамках изучения биологии, особенно в разделах, посвященных разнообразию животного мира, использование наглядных материалов приобретает критически важное значение.
Зоологические коллекции, представляющие собой систематизированные собрания чучел, влажных препаратов, скелетов и других образцов животных, являются ценным дидактическим ресурсом, позволяющим не только визуализировать изучаемые объекты, но и предоставить уникальную возможность для проведения практических исследований и формирования глубокого понимания биологических закономерностей [21].
Актуальность данной дипломной работы обусловлена необходимостью повышения эффективности обучения биологии через интеграцию зоологических коллекций в учебный процесс. Несмотря на потенциал зоологических коллекций, их использование в школьной практике часто ограничено, что связано с различными факторами, включая устаревание коллекций, недостаточную материально-техническую базу и отсутствие методических разработок, адаптированных к современным образовательным стандартам.
Цель данной работы заключается в изучении значения зоологических коллекций в повышении эффективности обучения биологии и разработке методических рекомендаций по их оптимальному использованию на уроках. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать теоретические основы использования наглядных пособий, в частности зоологических коллекций, в обучении биологии.
2) Выявить возможности использования зоологических коллекций на различных этапах урока биологии и в различных формах организации учебной деятельности.
3) Провести педагогический эксперимент с целью выявить значение зоологических коллекций при изучении на уроках биологии
Объектом исследования являются зоологические коллекции как средство обучения биологии.
Предметом исследования являются методические аспекты использования зоологических коллекций на уроках биологии.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что систематическое и методически обоснованное использование зоологических коллекций на уроках биологии способствует повышению уровня знаний, развитию исследовательских навыков и формированию устойчивого интереса к изучению животного мира у обучающихся.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении теоретических знаний о роли зоологических коллекций в обучении биологии.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по эффективному использованию зоологических коллекций на уроках биологии, которые могут быть использованы учителями биологии в общеобразовательных учреждениях.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической главы, методической главы, заключения, списка литературы и приложений. В теоретической главе рассматриваются теоретические основы использования зоологических коллекций в обучении биологии, анализируется опыт использования зоологических коллекций в школьной практике. В методической главе представлены результаты исследования состояния зоологических коллекций в общеобразовательных учреждениях и представлены результаты педагогического эксперимента изучения биологии при помощи зоологических коллекций. В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Зоологические коллекции играют важную роль в образовательном процессе, способствуя углубленному изучению биологических дисциплин и формированию прочных знаний у учащихся. Использование наглядных материалов в виде коллекций помогает сделать обучение более живым, интересным и наглядным, что значительно облегчает усвоение сложных биологических понятий и фактов.
В процессе исследования было установлено, что зоологические коллекции не только способствуют лучшему пониманию структуры, функциональных особенностей и разнообразия животных, но и развивают у учащихся навыки наблюдения, анализа и самостоятельного поиска информации. Они стимулируют познавательный интерес и формируют эмоциональное отношение к изучаемому предмету, что положительно влияет на мотивацию к обучению.
Кроме того, внедрение зоологических коллекций в учебный процесс способствует развитию творческих и исследовательских способностей школьников, обеспечивает практическую ориентацию учебного материала и приближает обучение к реальным научным практикам. Это особенно важно в условиях современной школы, где акцент делается на формирование компетенций XXI века.
Обобщая результаты проведённого педагогического эксперимента и анализа, можно утверждать, что использование зоологических коллекций способствует повышению качества знаний учащихся, улучшению их познавательных навыков и эмоционального восприятия биологии как науки. Рекомендации по включению таких коллекций в учебные программы позволяют сделать процесс изучения биологии более эффективным и значимым для школьников.
Таким образом, зоологические коллекции являются незаменимым инструментом современного биологического образования в средней школе, обеспечивающим глубокое и осмысленное понимание предмета, развитие исследовательского мышления и интереса к живой природе.
Эмпирическое исследование состояния зоологических коллекций выявило ряд проблем, таких как устаревание коллекций, недостаточная материально-техническая база, отсутствие методических разработок и ограниченное использование коллекций в учебном процессе. Однако, проведенное анкетирование учителей биологии показало, что педагоги осознают значимость зоологических коллекций и заинтересованы в их более активном использовании.
Визуальные средства в обучении всегда тесно связаны с объяснениями учителя. Самостоятельные эксперименты помогают ученикам на собственном опыте убедиться в правильности получаемых знаний и реальности изучаемых явлений. Наглядные материалы не только повышают интерес к предмету, но и облегчают усвоение информации, поддерживают внимание и формируют эмоциональное отношение к изучаемому материалу. Использование зоологических коллекций облегчает работу учителя биологии, позволяя гибко управлять количеством наглядных пособий во время объяснения, что экономит время урока и помогает сосредоточить внимание учащихся на главном. Такие учебные коллекции привлекают внимание школьников и способствуют лучшему запоминанию материала. Биология как предмет предлагает широкие возможности для включения практических примеров, которые показывают реальное значение науки и делают обучение более осмысленным.
Учащиеся экспериментальной группы проявляли большую активность и заинтересованность на уроках, лучше усваивали теоретические знания и успешно применяли их на практике.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что систематическое и методически обоснованное использование зоологических коллекций на уроках биологии способствует повышению уровня знаний, развитию исследовательских навыков и формированию устойчивого интереса к изучению животного мира у обучающихся, нашла свое подтверждение.
В заключение следует отметить, что зоологические коллекции, несмотря на развитие современных технологий, остаются важным и востребованным дидактическим ресурсом в обучении биологии. Их грамотное и методически обоснованное использование способствует формированию глубоких и осознанных знаний, развитию познавательного интереса и практических навыков учащихся, а также воспитанию бережного отношения к животному миру.



1. Коменский, Я.А. (1592-1670). Великая дидактика Я. А. Коменского. — Санкт-Петербург: Симашко, 1875. — 282 с.
2. Алексеева, Е.В. Методика обучения зоологии в средней школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Алексеева, В.Н. Тихомиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
3. Бровкина, Е. Т., Казьмина, Н. И. Уроки зоологии [Текст] / Е. Т. Бровкина, Н. И. Казьмина — 2-е издание. — Москва: Просвещение, 1987 — 188 c.
4. Верзилин, Н.М., Корсунская, В.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. — 4-е изд. — Москва: Просвещение, 1983. — 383 с
5. Райков, Б.Е., Римский-Корсаков, М. Н. Зоологические экскурсии / Райков, Б.Е. , Римский-Корсаков, М. Н. — 6-е. — Ленинград: Учпедгиз, 1956 — 694 c.
6. Козырева, Т. В. Образовательные возможности экскурсии / Т.В. Козырева // Народное образование. – 2013. – № 7. – С. 225-231.
7. Латышева, Д.И. Сухомлинский В.А. О воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педагогических вузов / Д.И. Латышева – М.: Школьная пресса, 2008.
8. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
9. Филоненко-Алексеева, А.Л. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу. – М.: Владос, 2010.
10. Цуганова, А. А. Развитие познавательного интереса у школьников через экскурсии / А.А. Цуганова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2012. – № 7. – С. 85-86.
11. Эльконин, Д.Б., Давыдов, В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М.: Просвещение, 2008.
12. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
13. Галеева, Н.А. 100 приемов для учебного успеха на уроках биологии / Галеева, Н.А. — 1-е. — Москва: 5 за знания, 2016 — 128 c.
14. Зверев, И.Д., Мягкова, А.Н. Общая методика преподавания биологии / Зверев, И.Д., Мягкова, А.Н. — 1-е. — Москва: Просвещение, 1985 — 191 c.
15. В.М., Константинов Зоология позвоночных / В.М., Константинов — 7-е. — Москва: Издательский центр "Академия", 2012 — 448 c.
16. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение / Матяш, Н.В. — 3-е изд.. — Москва: Издательский центр "Академия", 2014 — 160 c.
17. Йигиталиева, Н.Н. Активация познавательной деятельности на уроках биологии / Йигиталиева, Н.Н. // Мировая наука. — 2019. — № 9 (30). — С. 93-96.
18. Фокина, М.Е, Сачкова, Ю.В. Принципы организации зоологический коллекций: учебное пособие / Фокина, М.Е, Сачкова, Ю.В. — 1-е изд.. — Самара : Издательство Самарского университета, 2018 — 87 c.
19. Шляхтин, Г.В., Голикова, В.Л. Методика полевых исследований экологии амфибий и рептилий / Шляхтин, Г.В., Голикова, В.Л. — 1-е изд.. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1986 — 78 c.
20. Lynn M. Riddiford A Life's Journey Through Insect Metamorphosis / Lynn M. Riddiford // Annual Review of Entomology . — 2020. — Volume 65. — С. 1-16.
21. Macpherson, C.C. Teaching professionalism in science courses: anatomy to zoology 2012 / Cheryl C Macpherson [Электронный ресурс] // PubMed : [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22301013/ (дата обращения: 02.02.2025).
22. Kneebone, R. Looking and seeing / Kneebone, R. [Электронный ресурс] // The LANCET : [сайт]. — URL: www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(19)30507-0/abstract (дата обращения: 12.12.2024).
23. Собирание и изготовление зоологических коллекций. Беспозвоночные [Электронный ресурс]: / Режим доступа: http://zoomet.ru/plav/plavil_40.html / (дата обращения 02.05.2025)
24. Козлов М., Нинбург Е. Ваша коллекция. Сбор и изготовление зоологических коллекций [Текст] / Козлов М., Нинбург Е. — . — Москва: Просвещение, 1971 — 160 c.
25. Писаренко, В. И. Генезис и определение категории «Познавательные стили» в учебной деятельности / В. И. Писаренко [Текст] // Известия ТРТУ. — Ростов-на-Дону:Южный федеральный университет, 2006. — С. 207-213.
26. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы [Текст]: Под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Адреевой, М.: Мнемозина 2009.- 147 с.
27. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы [Текст]:- М.: Дрофа, 2011.- 256 с.
28. Калинова, Г.С. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии [Текст] : / Г.С. Калинова // Биология в школе. -2012. - № 5. – 38 с.
29. Критерий оптимальности [Электронный ресурс]: / Режим доступа: http://studopedia.ru/7_129053_kriterii-optimalnosti.html/ (дата обращения 01.04.2025)
30. В.А. Иванников Подходы к анализу деятельности / В.А. Иванников [Текст] // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева.. — Москва: Смысл, 1999. — С. 47.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ