Актуальность направлений научно-исследовательской деятельности студентов психолого-педагогического направления профессиональной подготовки (Сибирский университет потребительской кооперации)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Сибирский университет потребительской кооперации».
Выборка: 36 студентов, получающих психолого – педагогическое образование со 2 по 4 курс по программе бакалавриата.
Есть приложения.
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ организации и осуществление научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе высшего образования 9
1.1. Особенности научно-исследовательской деятельности студентов в период профессиональной подготовки в системе высшего образования 9
1.2. Актуальность направлений современных научных исследований в области психолого-педагогической науки и факторы её определяющие 21
1.3. Роль научного руководителя в организации и проведении научно-исследовательской работе студентов 29
Глава 2 Исследования актуальных направлений научно-исследовательской деятельности обучающихся психолого — педагогического направления подготовки 37
2.1 Характеристика, базы, выборки и метода исследования 37
2.2 Диагностическая работа по выявлению актуальных направлений психолого - педагогических исследований в студенческой среде 41
2.3 Анализ направлений и тематики научно-исследовательских работ обучающихся выпускного курса 58
Заключение 68
Список использованной литературы 73
Приложения..........................77
Реалии сегодняшнего времени обязывают нас пересматривать роль и значение исследовательских методов обучения в практике общего образования и исследовательского поведения в жизни человека. C началом XXI века становится все более понятно, что навыки и умения исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы любому человеку. Стремительное изменение в экономической и социальной сфере нашего общества объясняют инновационные процессы в системе образования. Сегодня общество предъявляет иные требования к выпускнику, которому предстоит осваивать ряд разнообразных творческих профессий, что заставляет переходить c традиционных систем обучения на новые технологии. Изменения в жизни общества стимулируют будущих педагогов и психологов к разнообразным видам исследовательской деятельности. Значимость проблемы организации исследовательской деятельности студентов в период их профессиональной подготовки определена проникновением процессов гуманизации и демократизации в систему образования, необходимостью создания вероятностей для лучшего развития каждой личности, ее недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической практике и теории и индивидуальных особенностей, важностью для специалистов в их будущей профессиональной деятельности.
В процессе профессионального обучения каждый студент примерно осознает, какое направление данной профессиональной сферы интересно для него в большей степени. Чаще всего это и является основой для выбора темы выпускной квалификационной работы и направленности реализации эмпирической части, т.е. проведения практического исследования.
Степень изученности проблемы. Проведенный анализ возможных источников, которые были подобраны для написания данной работы, показал, что исследования в этой области научно-исследовательской деятельности студентов в период профессиональной подготовки ведутся по многим направлениям.
Психолого-педагогические основы исследовательской деятельности студентов раскрыты в трудах С.И. Архангельского, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, С.И. Зиновьева, В.А. Крутецкого и др.
Место и роль научных исследований в системе высшего образования установлены Л.А. Горбуновой; психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов проанализированы в трудах Л.Ф. Авдеевой; формы и виды сотрудничества преподавателей и студентов, специфику исследовательской деятельности студентов, разбирают Л.И. Аксенов, Б.И. Сазонов, Н.В. Сычкова; социальные функции научно-исследовательской работы студентов и опыт разработки комплексного планирования исследовательской деятельности студентов рассмотрены Л.Г. Квиткиной; научно-исследовательскую работу студентов как элемент подготовки будущих специалистов анализируют З.Ф. Есаре-ва, Н.М. Яковлева; исторические проблемы студенческих исследований обнаружены М.В. Ковалевой; педагогические условия взаимосвязи учебной и научной исследовательской деятельности студентов выделены В.Н. Намазовым; изучением практики научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов занимались Е.П. Елютин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин; научная деятельность высших учебных заведений, ее специфика и виды рассматривается Ю.В. Васильевым, Г.А. Засобиной, Н.В. Волковым; вопросы развития научно-исследовательской культуры учителя выявлены Т.Е. Климовой; проблеме формирования исследовательских умений у студентов во время учебной деятельности посвящены исследования П.Ю. Романова, В.П. Ушачева.
При этом стоит отметить отсутствие какой-либо авторитетной научной литературы, посвященной порядку, особенностям и проблемам подготовки НИР и выпускных квалификационных работ студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование». Некоторые фрагментарные сведения присутствуют в различных научных статьях, однако систематизированного исследования по данной теме проведено учеными не было.
Вся информация, которая послужила основой для написания дипломной работы, содержится в методических рекомендациях и учебно-методических пособиях по подготовке выпускных квалификационных работ студентов, однако все они могут быть охарактеризованы как типовые и не отличаются научной новизной или практической значимостью в смысле совершенствования данной системы в связи с трансформацией социально-экономических условий, а соответственно, и системы образования в России.
Противоречие запросам современной практики и недостаток методических разработок, посвященных прикладному аспекту изучения научно-исследовательской деятельности, и послужило причиной выбора темы дипломной работы.
Данное обстоятельство подтверждает актуальность, а также теоретическую и практическую значимость данной дипломной работы.
Цель исследования – выявление и обоснование актуальных направлений научно-исследовательской деятельности студентов психолого-педагогического направления профессиональной подготовки.
Предмет исследования – направления научно-исследовательской деятельности студентов в структуре психолого - педагогической подготовки.
Объект исследования – профессиональная подготовка студентов, получающих высшее психолого-педагогическое образование.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Изучить особенности научно-исследовательской деятельности студентов в период профессиональной подготовки в ВУЗе.
2. Проанализировать актуальность направлений современных научных исследований в области психолого-педагогической науки и факторы её определяющие.
3. Раскрыть роль научного руководителя в организации и проведении научно- исследовательской деятельности студента.
4. Выявить отношения обучающихся к научно — исследовательской деятельности.
5. Провести исследование по выявлению наиболее актуальных направлений научно — исследовательской деятельности студентов и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, классификация, анкетирование, контент-анализ документации.
Экспериментальная база. Исследование по теме дипломной работы проходило на базе автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации».
В исследовании приняли участие 36 студентов, получающих психолого – педагогическое образование со 2 по 4 курс по программе бакалавриата. Из них 19 студентов очной формы обучения и 17 заочной формы обучения.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме актуальности направлений научно-исследовательской деятельности студентов психолого-педагогического направления профессиональной подготовки. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научно-практических исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения результатов теоретического анализа для совершенствования научно-исследовательской деятельности студентов психолого-педагогического направления профессиональной подготовки.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, а также списка использованной литературы
1. Алешникова, В.И., Ахметшин, А.Ф., Басова, В.П. и др. Высшее образование в России: вызовы времени и взгляд в будущее / В.И. Алешникова, А.Ф. Ахметин, В.П. Басова и др./ Под ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 610 с.
2. Безусова Т. А. Влияние использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки / Т. А. Безусова, Т. В. Рихтер // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 92-110.
3. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. /Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2021.- 128 с.
4. Блохин, И.Н. Итоговая государственная аттестация в высшей школе: проблемы и перспективы / И.Н. Блохин// Век информации. – 2016. – № 2. – С. 307–309.
5. Бойко, Г.В., Полуэктов, М.В. Итоговая аттестация бакалавров по ФГОС / Г.В. Бойко, М.В. Полуэктов // Высшее образование в России. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/itogovaya-attestatsiya-bakalavrov-po-fgos?ysclid=m4f19avzn2519387013 (дата обращения: 05.12.2024).
6. Бондарчук, М.М., Грязнова, Е.В. Технологии оценки результатов обучения в ходе государственной итоговой аттестации / М.М. Бондарчук, Е.В. Грязнова // Образование и наука в России и за рубежом. – 2019. – № 4 (52). – С. 94–100.
7. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований /Н.М. Борытко, А.В.Моложавенко, И.А.Соловцова. - М.: Академия, 2018. - 320 с.
8. Бототаева, У.А., Оспанова, Ж.А., Турысбекова, Г.Ж. Научно-исследовательская работа студентов как составляющая единого учебного и научно-нновационного процесса в вузе / У.А. Бототаева, Ж.А. Оспанова, Г.Ж. Тырсбекова // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-sostavlyayuschaya-edinogo-uchebnogo-i-nauchno-innovatsionnogo-protsessa-v-vuze?ysclid=m4f4b7tx2h702033144 (дата обращения: 04.12.2024).
9. Брагина, Г.М., Меркулова, А.Ш. Новый формат итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»: технология разработки / Г.М. Брагина, А.Ш. Меркулова // Библиосфера. – 2015. – № (4). – С. 13–20.
10. Буранок О.М., Тимощук Н.А., Повышение эффективности образовательного процесса технического вуза за счёт интеграции педагогических технологий // БГЖ. 2019. №2 (27). – С. 106-109.
11. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия. Монография. - Элиста, КГУ -2020. - 576 с. 3
12. Гельман, В.Я. Оценивание выпускных квалификационных работ государственной аттестационной комиссией / В.Я. Гельман // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2019. – № 2. – С. 83–86.
13. Григорьева Е. А. Организация исследовательской деятельности студентов в рамках научно-педагогической школы / Е. А. Григорьева // Педагогическое образование. – 2022. – Т. 3, № 2. – С. 131-135.
14. Гузеев В.В. Исследовательская работа в профильном обучении // Народное образование. - 2020. - № 7. - С. 192-196.
15. Далингер, В.А. Итоговая государственная аттестация бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Математическое образование» / В.А. Далингер // Научное обозрение. Серия «Педагогические науки». – 2017. – № 4. – С. 32–48.
16. Денисова, Е.А., Малышева, И.В. Выпускная квалификационная работа на соискание степени бакалавра: методика написания, правила оформления и порядок защиты. Электронное учебно-методическое пособие / Е.А. Денисова, И.В. Малышева. – Тольятти: Издательство Тольяттинского государственного университета, 2016. – 75 с. – URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/2965/1/Denisova%20Malisheva_EUMI_Z.pdf (дата обращения: 04.12.2024).
17. Дурнева, Е.Е. Итоговая государственная аттестация бакалавров, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения / Е.Е. Дурнева // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10. Ч. 1. – С. 23–26.
18. Егорихина, С.Ю., Мироненко, Е.С. Совершенствование государственной итоговой аттестации в высшей школе / С.Ю. Егорихина, Е.С. Мироненко // Дискурс. – 2019. – № 11 (37). – С. 18–28.
19. Зимняя И.А. Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности // Народное образование. - 2022. - № 3. - С. 38-53.
20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Юрайт, 2022. - 287 с.
21. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. / И.И. Логвинов. - М.:Проспект, 2019. - 224 с. 6
22. Лушников, А.М., Тарусина, Н.Н. Выпускная квалификационная работа: подготовка и защита. Учебно-методическое пособие / А.М. Лушников, Н.Н. Тарусина. – Ярославль Ярославский. государственный университет им. П.Г. Демидова, 2018. – 72 с.
23. Люсев В. Н. Педагогическое сопровождение научно-исследовательской работы студентов в условиях деятельности студенческого научного объединения вуза / В. Н. Люсев, М. А. Давыдова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2022. – № 24. – С. 11-14.
24. Мурашова, Н.С. Содержание выпускных квалификационных работ студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» / Н.С. Мурашова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-vypusknyh-kvalifikatsionnyh-rabot-studentov-napravleniya-podgotovki-sotsialno-kulturnaya-deyatelnost?ysclid=m4f162pq3i942722379 (дата обращения: 05.12.2024).
25. Обухов А. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. - 2019. - №2. - С. 146-149. 5
26. Оленчук, А.В., Черных, В.И. Практические советы начинающим исследователям по написанию научных статей / А.В. Оленчук, В.И. Черных // Электронное научное издание – альманах «Пространство и Время». – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-sovety-nachinayuschim-issledovatelyam-po-napisaniyu-nauchnyh-statey?ysclid=m4f456g9a8754963570 (дата обращения: 05.12.2024).
27. Петровская, А.В., Шахматова, И.И., Богулева, В.М. Современные аспекты взаимодействия научного консультанта и студента в процессе написания выпускной квалификационной работы: проблемы и перспективы их устранения / А.В. Петровская, И.И. Шахматова, В.М. Богулева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного высшего образования». – С. 83–95.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 636 «Об утверждении «Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»« от 29 июня 2015 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовой портал. – 2024. – URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/639762/#ixzz4U6lRfozk (дата обращения: 05.12.2024).
29. Резник, С.Д., Сазыкина, О.А. Научно-методическое и организационное обеспечение государственной итоговой аттестации выпускников высшей школы / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Алмавест. – 2020. – URL: https://almavest.ru/ru/archive/3438/4937 (дата обращения: 05.12.2024).
30. Репринцева, Е.В., Зюкин, Д.А. Организационно-методические аспекты государственной итоговой аттестации выпускников / Е.В. Репринцева, Д.А. Зюкин // Современная педагогика. – 2017. – № 1. – URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6599 (дата обращения: 05.12.2024).
31. Решение Ученого Совета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России «Об утверждении «Положения о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета»« от 16 октября 2016 года (в действ. ред.) // ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России . Официальный сайт. – 2024. – URL: http://www.kurskmed.com/up/offinform/pdf/pol_ig.pdf (дата обращения: 05.12.2024).
32. Рубинштей С.Л. Психология научного исследования / С. Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер, 2020. – 196 с.
33. Рязанова М.Н. Психолого-педагогические особенности организации научно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин / М. Н. Рязанова, Н. Б. Ларионова, М. А. Лукина // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2023. – № 3(70). – С. 194-201.2
34. Сальникова Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. - М.: Владос, 2020. - 211 с.
35. Сенашенко, В.С. О проблемах и трудностях становления бакалавриата в структуре высшего профессионального образования России / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-problemah-i-trudnostyah-stanovleniya-bakalavriata-v-strukture-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-rossii?ysclid=m4f13q2gf9503595591 (дата обращения: 04.12.2024).
36. Синкевич, И.А., Тучкова, Т.В., Храпенко, И.Б. Выпускная квалификационная работа: подготовка, оформление, защита по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль) «Психология образования» / И.А. Синкевич, Т.В. Тучкова, И.Б. Храпенеко. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2022. – 124 с.
37. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 08 августа 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2024. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=m4f1pnz5d7623709732 (дата обращения: 05.12.2024).
38. Чеснокова, Е. Бакалавриат – плюсы и минусы базовой ступени высшего образования / Е. Чеснокова // РИА Новости. – 2022. – URL: https://ria.ru/20220930/bakalavriat-1820576434.html#1820576434-1820576436 (дата обращения: 05.12.2024).
39. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза / Л.В. Чупрова // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -Т. 2. -Санкт-Петербург : Реноме, 2012. -. 380-383.
40. Эко, У. Как написать дипломную работу / У. Эко / Пер. с итал. Е. Костюкович. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – 240 с.
1. Алешникова, В.И., Ахметшин, А.Ф., Басова, В.П. и др. Высшее образование в России: вызовы времени и взгляд в будущее / В.И. Алешникова, А.Ф. Ахметин, В.П. Басова и др./ Под ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 610 с.
2. Безусова Т. А. Влияние использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки / Т. А. Безусова, Т. В. Рихтер // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 92-110.
3. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. /Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2021.- 128 с.
4. Блохин, И.Н. Итоговая государственная аттестация в высшей школе: проблемы и перспективы / И.Н. Блохин// Век информации. – 2016. – № 2. – С. 307–309.
5. Бойко, Г.В., Полуэктов, М.В. Итоговая аттестация бакалавров по ФГОС / Г.В. Бойко, М.В. Полуэктов // Высшее образование в России. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/itogovaya-attestatsiya-bakalavrov-po-fgos?ysclid=m4f19avzn2519387013 (дата обращения: 05.12.2024).
6. Бондарчук, М.М., Грязнова, Е.В. Технологии оценки результатов обучения в ходе государственной итоговой аттестации / М.М. Бондарчук, Е.В. Грязнова // Образование и наука в России и за рубежом. – 2019. – № 4 (52). – С. 94–100.
7. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований /Н.М. Борытко, А.В.Моложавенко, И.А.Соловцова. - М.: Академия, 2018. - 320 с.
8. Бототаева, У.А., Оспанова, Ж.А., Турысбекова, Г.Ж. Научно-исследовательская работа студентов как составляющая единого учебного и научно-нновационного процесса в вузе / У.А. Бототаева, Ж.А. Оспанова, Г.Ж. Тырсбекова // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-sostavlyayuschaya-edinogo-uchebnogo-i-nauchno-innovatsionnogo-protsessa-v-vuze?ysclid=m4f4b7tx2h702033144 (дата обращения: 04.12.2024).
9. Брагина, Г.М., Меркулова, А.Ш. Новый формат итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»: технология разработки / Г.М. Брагина, А.Ш. Меркулова // Библиосфера. – 2015. – № (4). – С. 13–20.
10. Буранок О.М., Тимощук Н.А., Повышение эффективности образовательного процесса технического вуза за счёт интеграции педагогических технологий // БГЖ. 2019. №2 (27). – С. 106-109.
11. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия. Монография. - Элиста, КГУ -2020. - 576 с. 3
12. Гельман, В.Я. Оценивание выпускных квалификационных работ государственной аттестационной комиссией / В.Я. Гельман // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2019. – № 2. – С. 83–86.
13. Григорьева Е. А. Организация исследовательской деятельности студентов в рамках научно-педагогической школы / Е. А. Григорьева // Педагогическое образование. – 2022. – Т. 3, № 2. – С. 131-135.
14. Гузеев В.В. Исследовательская работа в профильном обучении // Народное образование. - 2020. - № 7. - С. 192-196.
15. Далингер, В.А. Итоговая государственная аттестация бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Математическое образование» / В.А. Далингер // Научное обозрение. Серия «Педагогические науки». – 2017. – № 4. – С. 32–48.
16. Денисова, Е.А., Малышева, И.В. Выпускная квалификационная работа на соискание степени бакалавра: методика написания, правила оформления и порядок защиты. Электронное учебно-методическое пособие / Е.А. Денисова, И.В. Малышева. – Тольятти: Издательство Тольяттинского государственного университета, 2016. – 75 с. – URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/2965/1/Denisova%20Malisheva_EUMI_Z.pdf (дата обращения: 04.12.2024).
17. Дурнева, Е.Е. Итоговая государственная аттестация бакалавров, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения / Е.Е. Дурнева // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10. Ч. 1. – С. 23–26.
18. Егорихина, С.Ю., Мироненко, Е.С. Совершенствование государственной итоговой аттестации в высшей школе / С.Ю. Егорихина, Е.С. Мироненко // Дискурс. – 2019. – № 11 (37). – С. 18–28.
19. Зимняя И.А. Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности // Народное образование. - 2022. - № 3. - С. 38-53.
20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Юрайт, 2022. - 287 с.
21. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. / И.И. Логвинов. - М.:Проспект, 2019. - 224 с. 6
22. Лушников, А.М., Тарусина, Н.Н. Выпускная квалификационная работа: подготовка и защита. Учебно-методическое пособие / А.М. Лушников, Н.Н. Тарусина. – Ярославль Ярославский. государственный университет им. П.Г. Демидова, 2018. – 72 с.
23. Люсев В. Н. Педагогическое сопровождение научно-исследовательской работы студентов в условиях деятельности студенческого научного объединения вуза / В. Н. Люсев, М. А. Давыдова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2022. – № 24. – С. 11-14.
24. Мурашова, Н.С. Содержание выпускных квалификационных работ студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» / Н.С. Мурашова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-vypusknyh-kvalifikatsionnyh-rabot-studentov-napravleniya-podgotovki-sotsialno-kulturnaya-deyatelnost?ysclid=m4f162pq3i942722379 (дата обращения: 05.12.2024).
25. Обухов А. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. - 2019. - №2. - С. 146-149. 5
26. Оленчук, А.В., Черных, В.И. Практические советы начинающим исследователям по написанию научных статей / А.В. Оленчук, В.И. Черных // Электронное научное издание – альманах «Пространство и Время». – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-sovety-nachinayuschim-issledovatelyam-po-napisaniyu-nauchnyh-statey?ysclid=m4f456g9a8754963570 (дата обращения: 05.12.2024).
27. Петровская, А.В., Шахматова, И.И., Богулева, В.М. Современные аспекты взаимодействия научного консультанта и студента в процессе написания выпускной квалификационной работы: проблемы и перспективы их устранения / А.В. Петровская, И.И. Шахматова, В.М. Богулева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного высшего образования». – С. 83–95.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 636 «Об утверждении «Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»« от 29 июня 2015 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовой портал. – 2024. – URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/639762/#ixzz4U6lRfozk (дата обращения: 05.12.2024).
29. Резник, С.Д., Сазыкина, О.А. Научно-методическое и организационное обеспечение государственной итоговой аттестации выпускников высшей школы / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Алмавест. – 2020. – URL: https://almavest.ru/ru/archive/3438/4937 (дата обращения: 05.12.2024).
30. Репринцева, Е.В., Зюкин, Д.А. Организационно-методические аспекты государственной итоговой аттестации выпускников / Е.В. Репринцева, Д.А. Зюкин // Современная педагогика. – 2017. – № 1. – URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6599 (дата обращения: 05.12.2024).
31. Решение Ученого Совета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России «Об утверждении «Положения о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета»« от 16 октября 2016 года (в действ. ред.) // ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России . Официальный сайт. – 2024. – URL: http://www.kurskmed.com/up/offinform/pdf/pol_ig.pdf (дата обращения: 05.12.2024).
32. Рубинштей С.Л. Психология научного исследования / С. Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер, 2020. – 196 с.
33. Рязанова М.Н. Психолого-педагогические особенности организации научно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин / М. Н. Рязанова, Н. Б. Ларионова, М. А. Лукина // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2023. – № 3(70). – С. 194-201.2
34. Сальникова Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. - М.: Владос, 2020. - 211 с.
35. Сенашенко, В.С. О проблемах и трудностях становления бакалавриата в структуре высшего профессионального образования России / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-problemah-i-trudnostyah-stanovleniya-bakalavriata-v-strukture-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-rossii?ysclid=m4f13q2gf9503595591 (дата обращения: 04.12.2024).
36. Синкевич, И.А., Тучкова, Т.В., Храпенко, И.Б. Выпускная квалификационная работа: подготовка, оформление, защита по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль) «Психология образования» / И.А. Синкевич, Т.В. Тучкова, И.Б. Храпенеко. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2022. – 124 с.
37. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 08 августа 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2024. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=m4f1pnz5d7623709732 (дата обращения: 05.12.2024).
38. Чеснокова, Е. Бакалавриат – плюсы и минусы базовой ступени высшего образования / Е. Чеснокова // РИА Новости. – 2022. – URL: https://ria.ru/20220930/bakalavriat-1820576434.html#1820576434-1820576436 (дата обращения: 05.12.2024).
39. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза / Л.В. Чупрова // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -Т. 2. -Санкт-Петербург : Реноме, 2012. -. 380-383.
40. Эко, У. Как написать дипломную работу / У. Эко / Пер. с итал. Е. Костюкович. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – 240 с.