Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАТЮРМОРТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 5
1.1 Исторический обзор жанра натюрморт. Натюрморт в интерьере 5
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ НА ТЕМУ «НАТЮРМОРТ В ИНТЕРЬЕРЕ» 13
2.1 Обоснование выбора темы 13
2.2. Формирование художественного замысла 13
2.2.1 Художественный замысел 13
2.3 Художественное решение 14
2.3.1 Композиционное решение 14
2.3.2. Художественные приемы 14
2.3.3. Выбор техники 15
2.4. Работа над картиной 15
2.4.1. Подготовка картона 15
2.4.2. Работа на холсте 16
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ НАТЮРМОРТА В ДХШ 17
Глава 3.1 Возрастные особенности детей 10-11 и 13-14 лет 17
Глава 3.2. Педагогические задачи в процессе обучения рисования натюрморта 17
Глава 3.3. Методические разработки заданий на тему «Натюрморт» 19
3.3.1 План-конспект задания на тему: «Упражнение - рисуем бабочек в теплой и холодной гамме» 19
3.3.2. План - конспект занятия «Натюрморт, в теплой гамме состоящий из двух предметов» 26
3.3.3. План - конспект занятия «Рисунок натюрморта при искусственном освещении, состоящий из
геометрических тел» 34
3.3.4. План-конспект занятия «Натюрморт, состоящий из предметов быта, выполненный в технике
«гризайль» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В 59
В художественном образовании любого уровня важное место занимает натюрморт. Он является ведущим жанром для изучения основ изобразительной грамоты и предоставляет неограниченные возможности для творческих экспериментов.
Актуальность темы дипломной работы заключается в педагогической целесообразности использования натюрморта в обучении изобразительному искусству на всех уровнях художественного образования.
Практически не одно художественное учебное заведение не обходится без рисования натюрморта. Особое внимание ему уделяется в период обучения в детской художественной школе и не спроста: дети учатся рисовать с натуры, им необходимо освоить изобразительную грамоту. Применение натюрморта в обучении рисования, отвечает всем требования для формирования необходимых знаний умений и навыков учащихся основных дисциплин изобразительного искусства. Это является одной из главных причин актуальности использования натюрморта в обучении изобразительному искусству.
Новизна выбранной темы заключается в изучении темы «натюрморт в интерьере» и дальнейшем её применении при создании станковой композиции на тему «Натюрморт в интерьере».
Объект исследования: натюрморт как жанр изобразительного искусства в целом, так и отдельное его направления - натюрморт в интерьере, творчество зарубежных и отечественных художников, внёсших вклад в развитие этого жанра живописи.
Предмет исследования: методика создания станковой композиции на тему «Натюрморт в интерьере».
Данная дипломная работа состоит из двух частей: теоретической и практической.
Цель теоретической работы: изучить жанр натюрморт и рассмотреть его отдельное направление «натюрморт в интерьере с исторической, искусствоведческой стороны, а также с точки зрения обучения рисованию натюрморта в детских художественных школах.
Цель практической работы: выполнение станковой композиции на тему «Натюрморт в интерьере в технике масляной живописи
В соответствии с целями дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа исторических данных определить особенности становления и развития жанра натюрморт и его отдельного направления как «натюрморт в интерьере» в России и за рубежом.
2. Описать основные подходы к созданию картины.
3. Создать станковую композицию на тему «Натюрморт в интерьере» в технике масляная живопись
4. Установить возрастные особенности обучения изобразительному искусству у детей 10-11 и 13-14 лет.
5. Разработать планы-конспекты четырех занятий для ДХШ по заданным темам.
Методы работы:
- исследовательский: изучить историческую, искусствоведческую, научно¬популярную, методическую, педагогическую и психологическую литературы, отвечающие на запросы поставленных целей и задач;
- аналитический: проанализировать и систематизировать полученные в процессе изучения сведения на тему «Натюрморт в интерьере», а также методики обучению натюрморта учащихся детских художественных школ;
-практический: создание картины
В дипломной работе была реализована одна из целей - создание станковой композиции на тему «Натюрморт в интерьере». В ходе исторического и культурологического исследования жанра натюрморт было выявлено общее представление о стадиях развития самого жанра живописи, а так же его направления как «натюрморт в интерьере».
В ходе выполнения практической части диплома, мной была рассмотрена и реализована методика создания натюрморта в интерьере.
Следующей целью дипломной работы стала разработка методики обучения рисования натюрморта для двух возрастов 10-11 и 13-14 лет. Результатом стало выполнение четырёх методических разработок соотносящиеся с тематикой диплома. Так же были прописаны возрастные особенности учащихся данных возрастных групп. Были сформулированы цели и задачи педагога изобразительного искусства, а также подробно описаны методы обучения выполнения натюрморта.
Таким образом, можно сделать вывод, что все поставленные цели и задачи были выполнены. В целом мне было интересно выполнять выпускную квалификационную работу. На основе изученной дипломной темы я смог полностью представить все особенности такого жанра как натюрморт. Стоит сказать, что обучение на кафедре изобразительного искусства в Томском государственном университете, в целом, сформировало у меня, творческое мышление, художественный вкус, эстетическое восприятие. Сложно недооценить большое значение педагогическая практики, которая знакомит нас с будущей профессией - преподаватель изобразительного искусства.
1. Барщ Александр. Рисунок в средней художественной школе. Издание второе, дополненное — Издательство Академии художеств СССР, 1963. — 286 с.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. - 192 с. — (Библиотека учителя изобразительного искусства).
3. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. Сост., вступит, статья и коммент. В. М. Володарского. — М., "Республика", 1995. — 448 с.: ил.
4. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. Учеб, пособие для студентов вузов — М. : Гуманитар, изд. центр Владос, 2008. — 255 с.; ил.; 48 с. цв. ил.: ил. — (Изобразительное искусство).
5. Болотина И. С. Русский натюрморт: Москва Издательство «Искусство», 1992 г.
6. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта: СПб.: Азбука-классика, 2005. — 384 с.: ил
7. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. — 410 с.
8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология Учеб, пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
9. Горкин А.П. (гл. ред.). Современная иллюстрированная энциклопедия: Искусство. Часть 3. Л-П.- М.: Росмэн-Пресс, 2007. — 296 с.
10. Десницкий В. М., Н. Г. Козлов, В. В. Патрикеев и др. / Натюрморт: Пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов. ; Моск. гос. заочный пед. ин-т; Худож. -графич. фак.
11. Дятлева Г.В. "Мастера натюрморта". - М.: Вече, 2002. — 272 с.
12. Калитина Н. Н. / Французский натюрморт XVII-XX вв.; С. -Петербург, гос. ун-т СПб. : Издательство С.-Петербургского университета , 2000, 132, [4] с.: 26 л. ил.
13. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1977. — 208 с.
14. Кузнецов Ю. Голландская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже Очерк- путеводитель. Издание 3-е, испр. и доп. — Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение 1988. — 240 с.
15. Пружан И. Н. /Натюрморт в русской и советской живописи: Л.: Аврора, 1970 86 с.
...27