Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВОЕОБРАЗИЕ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО КНИЖНОГО КАТАЛОГА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТИПА (НА МАТЕРИАЛЕ БИБЛИОТЕКИ Ф. 3. КАНУНОВОЙ)

Работа №178495

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы149
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ И СВОЕОБРАЗИЯ КНИЖНЫХ
КАТАЛОГОВ. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ КНИЖНЫХ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ
КАТАЛОГОВ 16
1.1. Формирование своеобразия книжных каталогов 16
1.2. Специфика современных книжных иллюстрированных каталогов 24
Выводы по главе 38
ГЛАВА 2. ЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА УЧЕНОГО: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ,
ТИПОЛОГИЯ, АНАЛИЗ ИЗДАНИЙ 40
2.1. Личная библиотека ученого в работах исследователей 40
2.2. Анализ изданий личной библиотеки Ф. З. Кануновой 44
Выводы по главе 56
ГЛАВА 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО КНИЖНОГО КАТАЛОГА БИБЛИОТЕКИ УЧЕНОГО
С КОНЕЧНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ОРИГИНАЛ-МАКЕТА 57
3.1. Формулирование проекта 57
3.2. Планирование проекта, подготовка к его осуществлению 61
3.3. Осуществление создания оригинал-макета каталога 73
3.4. Завершающий этап создания каталога 82
Выводы по главе 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 96
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100




Испокон веков книга сопровождала человека в разных сферах его жизни. С развитием общества, научно-техническим прогрессом книга приобретала новые типы и виды, менялась так же, как и само человеческое сознание. В настоящее время тоже происходит трансформация книги, но уже в качественно ином плане. В информационном обществе некоторые виды книги приобрели новые особенности, необходимые для удержания интереса читателя; некоторые перешли в электронный формат.
В нашем же исследовании речь пойдет о таком виде книжного издания, как каталог. ГОСТ Р 7.0.60—2019 «Издания. Основные виды. Термины и определения» дает следующее определение каталога: это «справочное издание, содержащее
систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг» . Там же предлагается целая классификация различных видов каталогов: промышленный, номенклатурный, каталог аукциона, библиотеки, музейный каталог, каталог товаров и услуг . Все издания из представленной ГОСТом классификации очень разнообразны как по содержанию, так и по оформлению. Необходимо также заметить, что каталог — это в первую очередь справочное издание, которое может сочетать в себе рекламную, информационную и другие функции.
Прообраз каталога впервые появился еще за несколько сотен лет до нашей эры, его использовали в древнейших библиотеках и храмах в качестве инструмента учета и даже охраны ценностей. Об этом пишут такие исследователи, как В. К. Афанасьева , Т. Ю. Юренева , Н. А. Чистякова . И по сегодняшний день, как видно из перечисленных в ГОСТе видов каталогов, такое издание очень востребовано. Оно используется практически повсеместно: в производстве, научной среде, в различных торговых сетях, маркетинге и рекламе, книгоиздании и во многих других сферах. Залог успешности каталога в настоящее время — это его трансформация, позволяющая выходить ко все более и более широкому читателю, отрываясь от своей узкой справочной специфики.
Мы же рассмотрим трансформацию книжного каталога — издания, содержательным наполнением которого являются описания книг с указанием их характеристик, например авторов, жанров, автографов и др. Конкретно нас будет интересовать такой его подвид, как каталог библиотеки — это «каталог, содержащий перечень книг, находящихся или находившихся в какой-либо библиотеке» , отражающий состав и содержание фондов различных хранилищ.
По нашему мнению, книжный каталог может помочь актуализировать состав личных собраний знаменитых ученых в фондах научных библиотек для широкого читателя, а это, в свою очередь, является трансформацией целевого назначения каталога. В данном случае оно меняется со справочного на научно-популярное, т. к. издание будет доносить узкоспециализированную научную информацию до широкого, но подготовленного читателя. Таким образом, сам вид книжного библиотечного каталога актуализируется, т. е. становится более востребованным и эффективным в современной ситуации. Чтобы показать актуализацию данного вида издания, мы планируем создать иллюстрированный книжный каталог личной библиотеки ученого, в нашем случае Ф. З. Кануновой, тем самым популяризируя такое собрание в восприятии широкого читателя. Таким образом, мы ставим перед собой не только редакторскую, но и информационную, культурно-просветительскую цель.
Актуальность исследования обусловлена трансформацией книжного каталога в современных реалиях. Для того чтобы каталог смог выполнять функцию популяризации узкоспециализированного материала среди широкого читателя, настоятельно требуется как содержательное, так и техническое его обновление, но на настоящий момент в книговедении для этого не сформулировано каких-либо рекомендаций. Актуальность, в свою очередь, также связана с вопросом сохранения культурного наследия ученого. Ф. З. Канунова была одним из основателей томской филологической школы, стояла у истоков научной школы по изучению библиотеки В. А. Жуковского в Томске, которая принесла славу филологическому факультету Томского государственного университета. Для того чтобы ее имя и внесенный научный вклад были известны современным и будущим студентам, сохранялись в памяти дальнейших поколений, необходима популяризаторская работа.
Для решения этих вопросов мы предлагаем рассмотреть вариант создания иллюстрированного научно-популярного книжного каталога, ориентированного на широкого, но подготовленного читателя. Проблемой нашего исследования является отсутствие в книговедческой теории общих стандартов для создания такого типа просветительского издания и неопределенность его возможностей и рисков. В основу работы положена гипотеза о том, что научно-популярный книжный каталог может быть реализован в эффективном современном формате, направленном на популяризацию личной библиотеки ученого в глазах широкого читателя.
Объект исследования в нашем случае — книжный каталог как вид издания, а предмет — своеобразие редакционно-издательской подготовки иллюстрированного книжного каталога научно-популярного типа.
Сам вид иллюстрированного каталога уже существует, причем очень давно, и активно используется в среде археологических, художественных, краеведческих и других музеев, а также организаторов различных выставок. Изучением данных видов изданий занимались многие исследователи. Например, Е. А. Черненко изучала отечественные музейные археологические каталоги второй половины XX в. Исследователь А. Е. Петракова в своей работе «Первый каталог античных глиняных ваз в Эрмитаже (1869) и его европейские прообразы» дала краткую историю иллюстрированных музейных каталогов. В свою очередь, особенности структуры каталогов краевых художественных выставок 1930-х гг. раскрыты в работе К. В. Прохоровой . Однако еще практически не описана специфика создания библиографического иллюстрированного каталога, и в этом состоит новизна данной работы. Также нельзя не заметить, что вопрос, как можно актуализировать личную библиотеку ученого для ее современного читателя, в настоящее время остается нерешенным.
Делая вывод из вышесказанного, обозначим цель работы — выработать теоретические рекомендации по созданию научно-популярного просветительского книжного каталога и представить пример оригинал-макета издания. В связи с этим видится необходимость использования междисциплинародного подхода, что обусловлено сходством исследуемых предметных областей . «Ведущая» дисциплина в нашем случае — это книговедение, а «ведомая» — библиография и частично культурология, ведь работа над изучением и описанием личных библиотек относится к этой науке тоже. Для достижения цели будут использоваться следующие методы: структурно-типологический, функционально-типологический, редакторский анализ,
сопоставительный анализ, синтез, проектный метод.
Также, используя полученные данные о своеобразии книжных и других видов каталогов, мы выработаем рекомендации для издателей и редакторов, необходимые для создания электронного иллюстрированного книжного каталога научно-популярного типа, а по окончании будем работать над созданием оригинал-макета иллюстрированного каталога библиотеки Ф. З. Кануновой.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1) изучить имеющуюся литературу по проблеме редакционно-издательской подготовки каталога как вида издания, определить его функции, проанализировать классификации каталогов;
2) провести редакторский анализ традиционных книжных каталогов, иллюстрированных научно-популярных и массовых каталогов, выявить их специфику;
3) подвести итоги анализа выбранных изданий и выработать теоретические рекомендации по созданию научно-популярного просветительского книжного каталога;
4) проанализировать, как через книги из личной библиотеки ученого проявляются образы дарителей и личность владельца собрания, описать наиболее репрезентативные особенности изданий библиотеки Ф. З. Кануновой, хранящейся в фондах НБ ТГУ;
5) описать процесс создания оригинал-макета издания, представить пример макета каталога и наметить перспективы по выработке концепции и формата электронного каталога.
Из этого следует, что работа будет иметь не только теоретическую, но и практическую значимость. Практическая значимость исследования выражается в том, что, благодаря изучению и созданию иллюстрированного каталога, мы сможем актуализировать личное книжное собрание знаменитого ученого в глазах широкого читателя. Теоретическая значимость представлена в виде выработанных рекомендаций по созданию каталога, а также описания самого процесса его создания, которые могут быть использованы издателями или другими участниками редакционно-издательского процесса на практике, т. е. для создания полноценного издания.
Перейдем к описанию теоретической базы исследования. Для углубления в проблему описания и популяризации личных библиотек нами были изучены научные статьи Л. Н. Андреевой , М. Я. Дворкиной , О. Н. Ильиной , Т. П. Карташовой ,
Г. И. Колосовой и др. Для изучения специфики каталога как вида издания, его функций и типовидовой классификации мы использовали статьи О. В. Влащенко , вышеупомянутых исследователей Е. А. Черненко , А. Е. Петраковой ,
К. В. Прохоровой и др. Кроме научных статей для нас были очень полезны учебные и справочные издания, такие как «Библиографические пособия: виды и типы пособий, технология создания: методическая консультация» и «Справочник библиотекаря» .
Учебники С. Г. Антоновой «Редакторская подготовка изданий»
и С. М. Болховитиновой «Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий» помогли узнать и понять, как должно строиться научно-популярное издание, какие языковые средства лучше использовать для написания научно - популярного текста и предисловия, как правильно построить вспомогательный аппарат книги. Конспект лекций И. А. Жаркова «Технология редакционно-издательского дела» помог провести редакторский анализ каталогов различных видов, и, благодаря полученным результатам, мы смогли составить издательские, редакторские рекомендации по созданию научно-популярного иллюстрированного книжного каталога. По вопросам организации и осуществления проектной деятельности мы обращались к учебникам и учебным пособиям Л. Н. Борониной , А. Г. Ивасенко , Е. М. Корольковой , В. Е. Шкурко и др.
Структура работы построена в соответствии с логикой последовательности задач исследования и обусловлена общей его целью. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении ставятся проблема, цель и задачи исследования, формулируются актуальность и новизна темы. Первая глава работы — «Формирование типологии и своеобразия книжных каталогов. Специфика современных книжных иллюстрированных каталогов» — посвящена обоснованию теоретической базы исследования: представлена история развития и изучения каталогов, описаны их функции, проанализированы имеющиеся в науке типологии данного вида издания. Также в ней описаны результаты исследования различных типов каталогов (научно-вспомогательного, популярного и научно-популярного типов), обозначены их специфические черты, достоинства и недостатки, предложены рекомендации по воплощению нашего будущего издания. Во второй главе работы — «Личная библиотека ученого: основные понятия, типология, анализ изданий» — дается теоретическое обоснование понятиям «личная библиотека», «дарственная надпись» и «инскрипт», описываются особенности изданий книжного собрания, составивших основу концепции нашего научно-популярного каталога. В третьей главе — «Конструирование концепции иллюстрированного научно - популярного книжного каталога библиотеки ученого с конечным представлением оригинал-макета» — представлена концепция запланированного каталога и описан
процесс его создания. Кроме того, в ней исследуется целевая аудитория издания и предложены способы распространения каталога. В заключении подведены итоги исследования и выводы, соотнесенные с поставленными задачами работы, а также намечены перспективы для дальнейших исследований в заданном направлении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, подведем итоги проделанного нами исследования. Целью работы являлась выработка рекомендаций по созданию популярного просветительского книжного каталога с представлением примера оригинал-макета издания. На наш взгляд, цель была достигнута, а задачи исследования реализованы в полном объеме. В первой главе работы мы изучали имеющуюся литературу по проблеме подготовки каталога, немного затронули историю происхождения издания, описали имеющиеся классификации каталогов, раскрыли характерные функции такого вида издания. Опираясь на имеющиеся источники, мы осуществили редакторский анализ трех типов иллюстрированных каталогов: научно - вспомогательного, популярного и научно-популярного: выявили их особенности, достоинства и недостатки. На основе проведенного анализа были составлены рекомендации для создания иллюстрированного книжного каталога научно-популярного типа.
Во второй главе работы мы уделили внимание феномену личной библиотеки, тому, как книжное собрание отражает в себе черты характера владельца, его профессиональной деятельности. Также в данной главе мы рассмотрели характерные особенности книг личной библиотеки Ф. З. Кануновой, в частности — дарственные надписи. Их мы выбрали для изучения по нескольким причинам: 1) только благодаря дарственным надписям можно составить полноценный образ дарителя книги; 2) из текста дарственной надписи можно понять, какими были отношения дарителя и Ф. З. Кануновой; 3) дарственные надписи оказались самыми многочисленными и показательными особенностями книг, особенно в период 1981-1991 гг. Мы описали некоторые, наиболее интересные, на наш взгляд, дарственные надписи и определили их вид в соответствии с классификациями исследователей. Эта часть работы помогла нам в очередной раз подчеркнуть актуальность и значимость создания научно-популярного иллюстрированного книжного каталога библиотеки ученого. Мы смогли доказать и показать, почему личная библиотека очень интересна для ее подробного изучения, а ее материал достоин популяризации.
Наконец, в третьей главе работы мы подробно описали процесс создания оригинал- макета научно-популярного иллюстрированного книжного каталога библиотеки ученого. Возможно, данная часть работы будет полезна как издателям, так и редакторам, верстальщикам, которые планируют создать подобное издание. К сожалению, нам не удалось довести работу до завершающего этапа вследствие форс-мажорных обстоятельств, однако мы надеемся, что работа над изданием будет продолжена в дальнейшем. Необходимо заметить, что выведенная нами формула по созданию каталога может быть использована для актуализации любого книжного собрания, и это в очередной раз подчеркивает актуальность нашей выпускной квалификационной работы.
Как уже было сказано ранее, в данной работе мы сосредоточились на создании рекомендаций для осуществления оригинал-макета иллюстрированного книжного научно¬популярного каталога и представили пример издания на материале библиотеки Ф. З. Кануновой. При этом перспективной и неисследованной остается проблема создания электронного приложения к печатному каталогу, в чем и заключается предполагаемое продолжение изучения данной темы. Следовательно, закономерным продолжением работы нам видится создание концепции и формата электронной версии каталога. Несомненно, что у электронного издания есть огромный потенциал, в том числе интерактивный и мультимедийный. В таком издании можно воплотить в жизнь то, что просто технически невозможно в печатной версии. Если учесть, что в печатном издании невозможно разместить много иллюстраций, нельзя их увеличить и лучше рассмотреть, то необходим вариант создания электронного приложения к печатной версии. При этом читателю откроется больше интерактивных возможностей для использования книги, что сделает процесс чтения и поиска информации наиболее удобным и продуктивным.
Для характеристики ожидаемого продукта мы воспользуемся определением мультиформатного издания из ГОСТ Р 7.0.60—2019 «Издания. Основные виды. Термины и определения»: это «многочастное издание, состоящее из печатного и электронного компонентов, взаимно дополняющих друг друга» . Также для описания нашего издания можно использовать понятие «гибридное издание». Ученые толкуют это понятие в разных аспектах. Например, исследователи Т. В. Гоголина и Е. Н. Иванова говорят о гибридности через призму целевого назначения издания, что подходит и для создания нашего каталога: «По нашему мнению, наметилась тенденция к возникновению гибридных типов изданий, имеющих черты научного и просветительского, научно -популярного и популярного изданий. Некоторые типы изданий пока не обозначены в ГОСТе, но существуют в реальной редакторской практике» .
Исследователи Е. Павловска и М. Миланова, рассматривая гибридное электронное книгоиздание, пишут: «В данной работе представлена модель подготовки и издания книг, сочетающая в себе как традиционные издательские функции, так и новые технологии электронного книгоиздания, что позволяет назвать ее системой гибридного электронного книгоиздания, цель которой — сбор, сохранение, смысловая обработка и предоставление необходимого печатного и электронного содержания потребителям» .
Ю. В. Щербинина, известный филолог, автор книги «Время библиоскопов», пишет о гибридных изданиях следующее: «2000-е годы дали начало ещё одному новейшему формату гибридным книгам: изданиям, сочетающим печатные и электронные элементы либо печатные материалы и видеовставки. В первом случае основная часть материалов остаётся в привычной, бумажной форме, а дополнительная часть специально помечается в оглавлении, размещается на сайте электронно-библиотечной системы и получает код читательского доступа (QR-код). Иногда такие книги называют интегрированными. По сути, это даже не столько книга как таковая, сколько технология расширения читательских возможностей с помощью цифрового функционала... Пока что сложно прогнозировать перспективы гибридной книги, но уже очевидно её типологическое сходство с флипбэком: соединение не только двух книжных форматов, но и двух ментальных матриц, знаменующее переход от „общества традиций“ к „обществу тенденций“» . Можно сказать, что и в этом плане наш каталог задумывается гибридным, т. к. он будет гармонично сочетать в себе традиционный печатный формат и современный электронный.
Таким образом, дальнейшая работа над реализацией научно-популярного иллюстрированного книжного каталога библиотеки ученого, в том числе в электронном и гибридном форматах, является очень перспективной и многообещающей. Однако эта тема будет раскрыта уже в других исследованиях.



1. Библиотека В. А. Жуковского : (Описание) / Сост. В. В. Лобанов. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 1981. — 416 с.
2. Жевержеев Л. И. Опись моего собрания : Т. 1. / Л. И. Жевержеев. — Петроград : Книгопеч. Шмидт, 1915. — 25 с.
3. Славяно-русские рукописи Научной библиотеки Томского государственного университета. Вып. 4, ч. 1 XIX в., вторая половина: каталог / [сост. В. А. Есипова]. — Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. — 634 [1] с.
4. 100 лучших книг для детей и подростков. Альманах-каталог — 2018 / Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара г. Москвы ; сост. Т. Калашникова, И. Балахонова. — М.: Межрегиональный библиотечный коллектор, 2018. — 48 с.
5. Экслибрисы библиотек и частных коллекций в фонде Тверской Ордена «Знак почета» областной универсальной научной библиотеки им. А. М. Горького: иллюстрированный каталог / Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького ; сост. Е. И. Архипова ; ред. Т. В. Гребенюк. — Тверь : ТОУНБ, 2010. — 72 с. : ил., факс.; 27 см. — [Вып. 1].
Нормативные документы
6. ГОСТ 7.60—2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. — Минск : Изд-во стандартов, 2004. — 36 с.
7. ГОСТ Р 7.0.60—2019. Издания. Основные виды. Термины и определения. — М. : Стандартинформ, 2019. — 41 с.
8. ГОСТ 7.0—99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. — Минск : Изд-во стандартов, 1999. — 23 с.
9. ГОСТ 7.76—96. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения. — М. : Изд-во стандартов, 1997. — 52 с.
10. ГОСТ 7.26—80. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. — Взамен ГОСТ 7.0—84 ; введ. 2000-07-01. — М. : Изд-во стандартов, 1999. — 23 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
Учебная литература
11. Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий : Учебник / С. Г. Антонова., В. И. Васильев., И. А. Жарков, О. В. Коланькова, Б. В. Ленский, Н. З. Рябинина, В. И. Соловьев ; Под общ. ред. С. Г. Антоновой, д. ф. н. — М. : Изд-во МГУП, 2002. — 468 с.
12. Библиографические пособия: виды и типы пособий, технология создания: методическая консультация / МБУК «ЦБС городского округа город Выкса», методико-библиографический отдел ; сост. Е. С. Ухарская; отв. за вып. Н. В. Куницына. — Выкса : [б. и.], 2017. — 15 с.
13. Боронина Л. Н. Основы управления проектами : [учеб. пособие] / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. 2-e изд., доп. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 134 с.
14. Горбунов А. С. Типографика и вёрстка / А. С. Горбунов. — М. : Бюро Горбунова, 2015. — 332 с.
15. Жарков И. А. Технология редакционно-издательского дела : конспект лекций. — М. : МГУП, 2002. — 138 с.
...71

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ