Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социализации - индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации 10
1.1. Сущность понятий «социализация», «индивидуализация»,
«социализации-индивидуализации» 10
1.2. Особенности процесса социализации-индивидуализации детей
дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации 19
1.3. Педагогические условия социализации-индивидуализации
детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации 27
Глава 2. Экспериментальная работа по проектированию процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.... 35
2.1. Анализ процесса социализации-индивидуализации детей
дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации 35
2.2. Организационно-методический аспект моделирования
процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации 52
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения 76
В настоящее время проблема социального развития подрастающего поколения особенно актуальна. В соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом, дошкольное образование должно обеспечить создание условий для полноценного развития ребенка, открывающего для него возможности позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах детской деятельности.
Присвоение ребенком социальных норм представлено сложным явлением, заключающимся в единстве и противоречии двух процессов - социализация и индивидуализация, которые являются ключевым элементом социогенеза, позволяющим ребенку войти в мир взрослых.
Проблемой изучения психологических механизмов и педагогических условий целостности процесса социализации-индивидуализации занимались В.В. Абраменкова, Е.Б. Весна, B.C. Мухина, А.Н. Хузиахметов и др.
Проблема взаимосвязи социализации и индивидуализации человека раскрывается в исследованиях, которые говорят о том, что результатом социализации является индивидуализация. Данные проблемы отражены в ряде трудов: образ «Я» у детей дошкольного возраста в общении со взрослыми и сверстниками (B.C. Мухина, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, И.И. Чеснокова, Д.Б. Эльконин и др.); саморегуляция (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович), стадиальные характеристики процесса социализации-индивидуализации (Д.И. Фельдштейн), целостность процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе (Е.Б. Весна).
Социальное содержание окружающего мира, которое осваивается ребенком в виде норм, подвергается внутреннему переосмыслению, проявляясь в форме самовыражения, самоотношения, индивидуальных переживаний. Это обуславливает важность создания условий, необходимых для обеспечения единого процесса социализации-индивидуализации. Особенно это касается детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, когда этот процесс нарушен или искажен.
Для решения данной задачи необходимо создавать условия, которые способствуют социально-личностному развитию детей, и это делает актуальной проблему социализации-индивидуализации детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, которым в большей мере требуется создание условий, необходимых для обеспечения этого процесса.
Сегодня в России наблюдается рост семей, которые находятся в кризисном социально-экономическом положении. В связи с этим отмечается частота употребления понятия «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации». Это обуславливает актуальность проблемы социально-педагогического сопровождения семей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Прежде всего, это связывается с недавним социально-экономическим кризисом, который повлек за собой негативные явления в семье, образовании, здоровье, досуге. Содержание феномена «дети,
оказавшиеся в трудной жизненной ситуации» включает достаточно много составляющих. Категория детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - дети из социально незащищенных и неблагополучных семей, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, с нарушениями развития, оказавшиеся в экстремальных условиях, жертвы насилия и др., жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые невозможно преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Исследователи И.Г. Кузина, Н.Г. Осухова понимают общее понятие «трудная жизненная ситуация», как ситуацию, объективно нарушающую взаимодействие человека с окружающим миром, нормальные условия жизнедеятельности, воспринимаемую как «сложную», решением проблемы является необходимость поддержки помощи социальных служб.
Дисбаланс между процессами социализации и индивидуализации у детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, проявляется в различной степени - от частичной деформации до полного разрыва связей. Дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, обладают отрывочными, фрагментарными представлениями о себе, недостаточно сформированными навыками саморегуляции, имея высокую самооценку, не используют свои возможности в социальной деятельности и др.
Важность проблемы процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, обусловили выбор темы исследования: «Социализации-индивидуализация детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации».
Проблема исследования: каковы условия проектирования процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
организационно-методический аспект моделирования процесса социализации- индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Объект исследования: процесс социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Предмет исследования: организационно-методический аспект
моделирования процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Гипотеза исследования: процесс социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, будет эффективным, если разработать модель процесса социализации- индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, включающую:
- проектирование индивидуальных образовательных маршрутов процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, с учетом индивидуальных особенностей процесса социализации-индивидуализации у детей данной категории, обеспечивающих освоение образовательной программы;
- развитие рефлексивной деятельности детей, помогающей им положительно относиться к себе и другим людям;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах проектирования процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть содержание
понятий «социализация», «индивидуализация», «социализация-
индивидуализация».
2. Рассмотреть особенности процесса социализации-
индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
3. Раскрыть педагогические условия проектирования процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
4. Подобрать диагностический инструментарий для оценки процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
5. Проанализировать особенности процесса социализации-
индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
6. Разработать и обосновать организационно-методический аспект моделирования процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды В.В. Брушлинского, Е.Б. Весны, Л.С. Выготского, О.С. Газмана, М.В. Крулехт, Д.И. Фельдштейна, А.М. Щетининой и др., раскрывающие сущность понятия социализация, индивидуализация, социализации-индивидуализации;
исследования С.В. Волковой, Т.В. Егоровой, В.А. Никитина, А.Н. Прониной и др. об особенностях процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации ; научные положения об условиях проектирования процесса социализации- индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, Д.Н. Грибкова, Н.А. Котоносовой, Т.В. Макеевой, А.Н. Прониной и др.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: уточнены особенности процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; разработан и обоснован организационно-методический аспект моделирования процесса социализации- индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
Практическая значимость исследования: подобран диагностический инструментарий оценки процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; выявлены особенности процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; разработан и обоснован организационно-методический аспект моделирования процесса социализации- индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, которые могут быть использованы в деятельности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, моделирование;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий
этап); анализ социального паспорта семей, методики: «Секрет», «Рисунок семьи», «Незавершенные предложения», «Лесенка», оценка психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности, решение детьми ситуаций морального выбора; анкетирование;
- метод количественного и качественного анализа результатов; Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа: Первый этап - теоретическое обоснование проблемы социализации-
индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Второй этап - проведение констатирующего этапа экспериментальной работы с целью анализапроцесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Третий этап - обоснование организационно-методического аспекта моделирования процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации .
В исследовании приняли участие обучающиеся муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
общеразвивающего вида № 4 «Улыбка» г. Строитель Белгородской области», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Аленушка» г. Строитель Белгородской области», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Родничок» г. Строитель Яковлевского района Белгородской области» ;воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в форме научных публикаций и участия в конференциях различного уровня:: «Проблема социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации» - IV Международная научно-практическая конференция «Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации» (Пенза, 2017); «Педагогические условия проектирования процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации» - XII Международная научно-практическая конференция «Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации» (Пенза, 2018); «Особенности процесса социализации - индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации» - Международная научно-практическая конференция (Белгород, 2018).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст изложен на 75 страницах, содержит 3 таблицы и 5 рисунков. Список использованной литературы включает 60 источников. В работе 16 приложений.
Актуальность проблемы социализации-индивидуализации детей
дошкольного возраста, оказавшихся в сложную жизненную ситуацию, не подлежит сомнению, так как, к сожалению, проблемы данной категории детей остаются актуальным аспектом современного российского общества.
Процесс социализации-индивидуализации является единым неразрывным процессом, который претерпевает определенные изменения в результате становления и развития самосознания личности. Процесс социализации- индивидуализации - это две стороны единого процесса развития социального в ребенке. Диалектическим единством процесса социализации-
индивидуализации, в результате которого рассматриваемые процессы взаимообогащаются, взаимосодействуют, способствует развитию друг друга, называется гармонизация данных процессов.
У дошкольников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, отмечаются особенности процесса социализации-индивидуализации, которые выражаются в недостаточно сформированных знаниях и нормах и правилах поведения в обществе, отрывочных представлениях о себе, несформированности саморегуляция при хорошей осведомленности о правилах поведения в социуме, склонности к избеганию неуспеха, низкий уровень самооценки и т.п.
Анализ исследований, посвященных изучению педагогических условий проектирования процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, позволил выделить следующие условия: отбор содержания и форм педагогического
сопровождения, личностно-ориентированные коллективно-творческие дела, использование договора как средства регулирования отношений, создание социализирующей игровой среды, включение детей в созидательное взаимодействие с окружающим миром и др.
Для исследования процесса социализации-индивидуализации детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, мы опирались на исследования
А.Н. Прониной, и выделили компоненты процесса социализации- индивидуализации, подобрав соответствующие методики: когнитивный
компонент (беседа с ребенком с целью изучения представлений детей о моральных нормах и правилах, беседа для оценки уровня сформированности представлений детей о своем физическом Я, индивидуальных качествах, возможностях, особенностях и т.д.), эмоционально-оценочный компонент (методика «Секрет», методика «Лесенка»), поведенческий компонент (метод проблемных ситуаций для оценки эмоционального и практически -действенного отношения к сверстнику, методика решения детьми ситуаций).
Обобщая результаты констатирующего этапа, делаем следующие выводы.Изучение когнитивного компонента процесса социализации- индивидуализации: изучение сформированности представлений о моральных нормах и правилах показало, что для большинства дошкольников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации характерен средний уровень, он составил 66,7%, низкий уровень отмечался у 25,9% детей и высокий уровень демонстрировали 7,4%; по результатам изучения уровня сформированности представлений о своих индивидуальных возможностях, качествах, способностях выяснили, что 63% детей имели средний уровень, у 37% наблюдался низкий уровень.
Изучение эмоционально-оценочного компонента процесса социализации- индивидуализации: 14,8% детей относятся к статусной категории «звезда», 37,1% отнесены «принятым», статусную категорию «непринятые» имеют 14,8%, 33,3% отнесены к категории «изолированные»; выявление уровня
самооценки у детей показало, что для 14,8% детей характерной была неадекватно завышенная самооценка, для 22,2% детей была характерна
завышенная самооценки, дошкольников с адекватной самооценкой было 25,9%, дошкольников с заниженной самооценкой 37,1%.
Изучение поведенческого компонента процесса социализации- индивидуализации: результаты исследования морально-нравственного
поведения и поступков показали, что степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника отличается периодическим пристальным наблюдением за действиями сверстника, отдельными вопросами или комментариями к действиям сверстника; характер участия в действиях сверстника - демонстративные оценки, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации характеризуется преобладанием прагматической или провокационной помощи и др.; изучение направленности и характера действий, вызванных образом Я и самооценкой показало, что 51,9% детей имеют низкий уровень, у 48,1% отмечается средний уровень.
По результатам анкетирования педагогов выяснили, что они не готовы к реализации работы по социализации-индивидуализации детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, отмечается недостаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов в данном вопросе, отсутствие методического обеспечения в дошкольных учреждениях в данном
направлении.
Нами предложена модель социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, включающая четыре блока: целевой, содержательный, процессуальный, результативный. Процесс социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, будет эффективным, если разработать модель процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации , включающую: проектирование индивидуальных образовательных маршрутов процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, с учетом индивидуальных особенностей процесса социализации-индивидуализации у детей данной категории, обеспечивающих освоение образовательной программы; развитие рефлексивной деятельности детей, помогающей им положительно относиться к себе и другим людям; повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах проектирования процесса социализации- индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Теоретико-методологическим основанием для составления модели нашего исследования являются социокультурный, личностный и компетентностный подходы. Структурно-содержательная характеристика социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации представляет собой совокупность когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов.
Исследование не претендует на полное решение заявленной проблемы. Перспективы дальнейшего изучения проблемы социализации-
индивидуализации детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, могут быть представлены следующими направлениями: изучение целостности социализации и индивидуализации детей данной категории других возрастных групп (младшего и среднего дошкольного возраста);обновление содержания технологий подготовки и переподготовки педагогов для работы с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 124 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учеб. заведений. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 362 с.
3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/307870/ (дата обращения: 12.10.2017)
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Изд-во МПСИ, 200.8. - 352 с.
5. Белогорцева И.Е. Педагогические условия индивидуализации обучения в начальной школе (на материале обучения иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2003. - 202 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.
7. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. - М.: «Изд-во Институт психологии РАН», 2006. - 621 с.
8. Вальнер Н.А. Социализация дошкольника в семье и образовательных учреждениях: дис. ... канд. социол. наук. - М., 2006. - 152 с.
9. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: дис. ... д-ра психол. наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/psixologia- razvitja/psihologicheskie-zakonomemosti-i-mehamzmy-processa-socializacii- individualizacii.html (дата обращения: 25.10.2017)
10. Волкова С.В. Особенности «картины мира» дошкольниковв трудной жизненной ситуации//Современные проблемы клинической психологии и психологии личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск, 2017. - С.167-172.
11. Волохов А.В. Теория и методика социализации ребёнка в детских общественных организациях: дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 1999. - 467 с.
12. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Полн. собр. соч.; под ред.
В.В. Давыдова [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/160285/ (дата обращения: 12.19.2017)
13. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 294 с.
14. Ганин Е.А. Современные информационные и коммуникационные
технологии как средство самообразования будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2004. - 175 c
15. Грибков Д.Н. Социально-педагогические условия воспитания детей-сирот в малочисленном детском доме: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2009. - 247 с... 60