ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ В КАДРОВОМ
МЕНЕДЖМЕНТЕ 14
1.1 Понятие, сущность и роль коммуникаций в теории управления
персоналом 14
1.2 Механизмы взаимодействия внутриорганизационных
коммуникаций и проектного управления в процессе кадрового менеджмента 20
1.3 Методические принципы управления внутриорганизационными
коммуникациями и коммуникативной компетентностью
персонала 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ С УЧЕТОМ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ управления внутриорганизационными коммуникациями и
особенностей коммуникационного взаимодействия в подсистемах проектного управления 41
2.3 Диагностика коммуникативной компетентности сотрудников 54
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» 62
3.1 Разработка мероприятий и рекомендаций по совершенствованию
управления внутриорганизационными коммуникациями на основе развития проектного управления 62
3.2 Проектные мероприятия по совершенствованию развития
коммуникативной компетентности персонала 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Актуальность темы исследования. В настоящее время большинство организаций (в том числе, бюджетных) Белгородской области переходят на проектное управление и технологии бережливых форм деятельности. Актуализируется проблема необходимости рационального управления внутриорганизационными коммуникациями на основе развития и укрепления проектного управления в процессе кадрового менеджмента. В связи с изменяющимися внешними факторами от организации требуется быстрая ответная управленческая реакция в виде принятия, соответствующих проектных управленческих решений. Вместе с тем, в настоящее время применение методов и технологий коммуникационного взаимодействия при развитии проектного управления не носит системообразующего комплексного характера, как следствие это существенно снижает качество и мобильность управления человеческими ресурсами в целом. Страдает качество управленческих решений, по-прежнему актуальна проблема принятия имитационных, «пустых и быстрых», «для галочки» управленческих решений.
Несмотря на аккумулируемый опыт отечественных и зарубежных исследований в области управления внутриорганизационными коммуникациями, в кадровом управлении российских учреждений отсутствует обоснованная и научно апробированная система оптимизации коммуникационных взаимодействий и укрепления коммуникационных компетенций руководителей проектных команд, которая актуализирует новые инструменты мотивации и стимулирования, укрепит командообразование и сгенерирует инновационные управленческие решения HR-лидерами.
Отсутствие проектных механизмов построения коммуникационных каналов ведет к неэффективному использованию внутренних ресурсов,
прежде всего, информационных и человеческих, которые затрачиваются на реализацию и внедрение управленческих решений, оптимизацию потоков информации в системе проектного управления, а также с необходимыми элементами внутренней среды конкретного учреждения. Уменьшая риски, уровни неопределенности в системе управления персоналом,
организационные коммуникации должны определять устойчивое
направление (стратегию) проектирования и развития проектного управления и позволять достигать целевых ориентиров быстро и качественно.
Проблема исследования заключается в противоречивых механизмах, которые утвердились в интерпретации роли и значении коммуникационных процессов в системе проектного управления, и, усложнении стратегических задач их практического применения. С одной стороны, коммуникационное взаимодействие, в процессе реализации отдельных проектов, трактуется как отдельная дополнительная функция, которая способствует возникновению конфликтных ситуация, как между участниками проектных групп, так и на разных уровнях управленческой деятельности, следовательно, возникают барьеры для принятия гибких открытых управленческих решений. С другой стороны, проблематика коммуникационного восприятия, низкому уровню включенности в командную работу, и учитывать их при рассмотрении содержания внутриорганизационных коммуникаций с учетом каждого процесса проекта, что в свою очередь позволит устранить вероятность имитационных технологий построения открытых коммуникаций.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время определению сущности коммуникаций, их влиянию на систему управления персоналом посвящено значительное число работ авторов, прежде всего отметим: Абдурахманова К., Антл Б., Гузенок М., Базык Е., Конкина В., Кастельса М, Котовой Л., Кремлева С., Мартынушкин А., Мерзлякова И., Мескона М., Мильнера Б., Мэйхью Р., Никифорова Л., Одегов Ю., Прайс Дж. Л., Расторопнова Ю., Стью Б., Федина В., Холлман К.
Проблемы включенности коммуникационных механизмов в современную систему кадрового менеджмента раскрывают в своих трудах, такие авторы, как Гоулер Р., Грант А., Гэйл Б., Волкова И., Жукова М., Зверинцев А., Карасева Н., Кибанов А., Клейменова Л., Кондакова А., Конкина В., Лытнева Н., Мобли У., Плотников В., Нотченко В., Суровцева Е., Терегулова Н., Тихомиров С., Шумон Р. и др.
Исследованию показателей и критериев, способствующих оценке уровня включенности внутриорганизационных коммуникаций в систему кадрового менеджмента посвящены фрагментарно работы, таких авторов, как: Ананчековой П., Герасимовой Е., Григорьева Н., Додориной И.,
Кибанова А., Синяевой Л., Хоган Дж., Герасимова Е., Додорина И., Кевин М., Рыбалкина З., Свистунов В., Синяева Л., Тюленева М., Хамер К., Холькина О.В. , авторы делают акцент на положительных и отрицательных сторонах и последствиях коммуникационных барьеров в управлении человеческими ресурсами.
В научных исследованиях авторов Боенко Н., Жуковой М., Виннер Н, Кокемуллера Н., Ломакина И., Мобли У., Морена Г., Нотченко В., Ньюмана З., Шумона Р., раскрываются влияние организационных коммуникаций на результаты деятельности предприятий, в работах Абдурахманова К., Котовой Л., Маркович М., Одегова Ю., Свистунова В., Тюленевой М. - приводятся способы и формулы расчета экономического ущерба от текучести кадров.
Особое внимание проблемным аспектам возможных механизмов регулирования информационных потоков уделяют авторы: Грошев И., Орлова Т, Конкина В., Мартынушкин А., Копылов В. Авторы в своих трудах апробируют индивидуальный проектный подход к видению проблем и перспектив совершенствования процессов коммуникационного
взаимодействия. В работах Виханского О, Кибанова А, освещаются проблемы формирования управленческих команд, сформулированы предположения о необходимых оптимальных технологиях в системе управления персоналом, направленных на укрепление коммуникационных взаимодействий, с учетом необходимости укрепления инструментов принятия качественных и результативных управленческих решений.
Подходы к управлению коммуникациями, с учетом мотивационных механизмов, уровня развития корпоративной культуры, командообразования рассматривают в своих работах Т. Базаров, Ю. Вертакова, О. Виханский, А. Кибанов, В. Спивак и другие ученые. Однако, в их работах не актуализируется проблема необходимости исследования системы внутриорганизационных коммуникаций как части согласованной системы управления человеческими ресурсами в условиях проектного управления, мотивации включенности в командообразование, что сгенерировало развитие автором научных результатов, связанных с совершенствованием системы управления коммуникационными процессами на основе развития и контроллинга проектного управления.
Объект исследования - процессы управления
внутриорганизационными коммуникациями в кадровом менеджменте.
Предмет исследования - организационно-экономические и управленческие отношения, определяющие взаимосвязи и
взаимозависимости коммуникационных процессов в проектном управлении, образующиеся в ходе принятия и исполнения проектных управленческих решений.
Цель исследования - разработка теоретико-методических и научно-практических рекомендаций и мероприятий по совершенствованию управления внутриорганизационными коммуникациями на основе развития проектного управления.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1) обосновать и сравнить теоретические подходы определяющие оптимальные взаимосвязи основных функций управления проектами и методов коммуникационных взаимоотношений;
2) определить методы оценки внутриорганизационных коммуникаций в процессе организации проектного управления, и методики диагностики особенностей коммуникационного взаимодействия в подсистемах проектного управления и коммуникативной компетентности сотрудников;
3) исследовать систему управления внутриорганизационными коммуникациями с учетом процессов развития проектного управления (на примере конкретного муниципального учреждения);
4) разработать и обосновать Проект совершенствования управления внутриорганизационными коммуникациями, Проект совершенствования процесса формирования и развития коммуникативной компетентности персонала, Модель коммуникационного взаимодействия с учетом этапов принятия управленческих решений в процессе проектного управления (для конкретного муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Белгородская область, г. Старый Оскол).
Методологическая основа исследования строится на общенаучных методах познания, в первую очередь, системном подходе к объекту исследования, реализуются принципы конкретности и объективности.
Методы исследования. Метод организации исследования - метод срезов, сравнительный метод, комплексный метод; эмпирические методы - прежде всего, архивный метод (анализ документов), SWOT-анализ, опросные методики - анкетирование, экспертное интервьюирование; методы обработки данных - качественный и количественный анализ; метод интерпретации результатов исследования - структурный.
В качестве конкретных методик исследования использовались следующие: «Методика оценки удовлетворенности трудом персонала»; «Методика оценки внутриорганизационных коммуникаций» (адаптированная методика Л. Г. Почебут и О. Е. Королевой); Методика диагностики организационной лояльности (Мейер Дж. и Аллен Н. «Organizational Commitment Scale» («Шкала организационной лояльности в условиях проведения организационных изменений»); «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири» (адаптированная Л. Н. Собчик); Анкетирование «Организационная культура: культура коммуникаций, культура коллектива», Методика Корнеевой Е. «Отношение персонала к инновациям» (опросный лист подготовлен с учетом специфики организационных изменений учреждения - объекта исследования), Методика изучения сопротивления организационным изменениям (в том числе, связанных с развитием проектного управления). Методика оценки уровня (показателей) социальной напряженности, с целью определения возможных причин конфликтности в конкретном учреждении. Анкетирование «Оценка уровня коммуникативной компетентности сотрудников», Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера, Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), 16-факторный опросник Р.Б. Кеттелла (методика оценки индивидуально-психологических особенностей личности), экспертный опрос; интервьюирование; SWOT-анализ.
Информационная основа исследования: эмпирические данные, полученные в результате проведения авторских исследований выборки, материалы статистической отчетности, аналитические данные в рамках предмета исследования, справочная, нормативная литература.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что мероприятия по управлению внутриорганизационными коммуникациями должны учитывать специфику развития проектного управления, феномена «коммуникативной компетентности», и, направлены на готовность сотрудника продолжить работу в конкретном муниципальном учреждении, эмоциональную к нему привязанность, приверженность к его целям и ценностям, применение, дополнительных коммуникационных усилий в интересах учреждения, с целью развития проектного управления и повышения эффективности, производительности своего труда.
Формируя эффективную, гибкую систему управления
коммуникационным взаимодействием персонала, организация может оказывать влияние на их поведение, что в будущем влияет на экономическую результативность персонала, следовательно, на социально-экономическую эффективность управленческих решений, и способствует достижению всех целей организации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) на основе систематизации теоретических подходов раскрыта сущность и взаимосвязь функций управления проектами и методов коммуникационных взаимоотношений, установлена взаимозависимость факторов развития коммуникаций и этапов принятия управленческих решений в процессе проектного управления, отличием данного результата является распределение потоков прямой и обратной связи транслирования информации и появляющихся барьеров коммуникационного восприятия;
2) выявлены условия, способствующие снижению сопротивления персонала организационным изменениям в системе перехода на принципы и технологии проектной деятельности, и, повышению вовлеченности персонала в формирование кадровой политики в области развития проектного управления. Разработаны способы преодоления сопротивления персонала организационным изменениям, позволившие, во-первых, определить приоритетные направления проектной деятельности, во-вторых, устранить барьеры (помехи) коммуникационного восприятия за счет присутствия ответной реакции, которую транслятор информации доводит до получателя в границах проектной деятельности;
3) разработаны проектные мероприятия совершенствования системы управления внутриорганизационными коммуникациями на основе развития проектного управления, с учетом специфики деятельности муниципальных бюджетных учреждений, позволившие обосновать Проект совершенствования управления внутриорганизационными коммуникациями и Проект совершенствования процесса формирования и развития коммуникативной компетентности персонала.
Положения, выносимые на защиту:
1) Цель управления коммуникациями проекта - определяется как системная организация процесса информационного взаимодействия внутри проекта, в том числе и с внешней средой, обращенная на достижение целевых установок в процессе проектного управления. Главный вектор котроллинга - обеспечение своевременного сбора, генерации, распределения и сохранения необходимой проектной информации. Коммуникационное взаимодействие рассматривается, во-первых, как стратегический ресурс управления проектами, то есть оно относится к ресурсам, требующим формирования эффективного инструментария и методов, устраняющих тенденцию неопределенности, во-вторых, как система целеустремленных консультационных проектных управленческих решений, направленных на систематизацию внутренних и внешних элементов процесса командообразования, лидерства, которые обеспечивают удовлетворение коммуникационных нужд и осуществление инициатив развития персонала с высоким уровнем коммуникативной компетентности.
2) Сопротивлением организационным изменениям в условиях развития проектного управления являются любые поступки работников, направленные на дискредитацию, задержку или противодействие осуществлению коммуникационного взаимодействия в организации. На основе применения расчета критерия значимости выделены группы наиболее перспективных мероприятий по преодолению сопротивления персонала организационным изменениям. Организационными условиями преодоления сопротивления персонала следует считать: успешность организации, открытость информации и коммуникационных каналов, диалог руководства с коллективом по существенным приоритетным направлениям проектной деятельности, ситуационность стиля управления, честная политика делегирования полномочий, лояльность персонала. На групповом уровне ведущими условиями преодоления сопротивления правомерно считать - благоприятность социально-психологического климата, развитые каналы коммуникационного взаимодействия в коллективах. На индивидуальном уровне - эффективны условия преодоления сопротивления, связанные с соответствием актуальной ситуации работника: уровень заработной платы, уверенность в будущем, интересность работы, перспектива служебного роста, возможность самореализации в проектной деятельности и развития коммуникативной компетентности.
3) В качестве основы для построения эффективной системы оптимизации условий и механизмов управления внутриорганизационными коммуникациями на основе развития проектного управления необходимо использовать так называемый подход «от идеи до управленческого решения», от контроля к приверженности». Основными компонентами новой системы должны выступить Проект совершенствования управления внутриорганизационными коммуникациями и Проект совершенствования процесса формирования и развития коммуникативной компетентности персонала. В целях повышения результативности коммуникационного взаимодействия, создания единообразного механизма организации деятельности по управлению проектами разработана Модель коммуникационного взаимодействия с учетом этапов принятия управленческих решений в процессе проектного управления. Основные направления совершенствования внутриорганизационных коммуникаций, это, прежде всего, осуществление мотивационной поддержки всех сотрудников, с включением параметров стимулирования труда и снижения уровня отчужденности от приятия проектных решений и инициативности. Совершенствование механизма управления коммуникациями на основе укрепления элементов корпоративной культуры, которые сами сотрудники выделили как необходимые для укрепления коммуникационного взаимодействия. Это обеспечение открытых коммуникационно-информационных каналов, создание условий для формирования управленческих команд и лидеров, способных актуализировать и внедрять новые методы проектной деятельности.
Практическая значимость состоит в том, что разработанные теоретические положения и практические практикоориентированные мероприятия расширяют методологию применения инструментария коммуникационных взаимодействий с помощью применения разработанных проектов по управлению внутриорганизационными коммуникациями на основе развития проектного управления. Разработанные проекты, с некоторой долей условности, могут быть апробированы HR-менеджерами в системе совершенствования управления внутриорганизационными коммуникациями.
База исследования. Эмпирическое исследование системы управления внутриорганизационными коммуникациями с учетом процессов развития проектного управления проводилось на выборке, которую составили респонденты МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» (Белгородская область, г. Старый Оскол).
Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на двух международных научно-практических конференциях «Управление в XXI веке», г. Белгород, 2017 г. и «Управленческий конгресс», г. Белгород, 2018 г. Разработанные авторские положения и проектные мероприятия, результаты исследования отражены в 4 статьях:
1. Ченцова, Е.В. Коммуникативная компетентность менеджера как основа развития проектного управления [Текст] // Управленческий конгресс: сборник статей по материалам комплексного научно-практического мероприятия НИУ «БелГУ», 30 октября - 2 ноября 2018 г. / отв. ред. В.М. Захаров. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - С. 269-276.
2. Ченцова, Е.В. Проблематика взаимодействия
внутриорганизационных коммуникаций и проектного управления в процессе кадрового менеджмента [Текст] // Формула HR-решений сложных проблем и генерации гениальных идей: сборник научных трудов II Всероссийского конкурса научных работ-эссе (Белгород, 12-13 апреля 2018 г.) / под ред. Л.А. Третьяковой. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - С. 27-31.
3. Ченцова, Е.В. Проблематика эффективного принятия управленческих HR-решений в организациях бюджетной сферы [Текст] // Мейнстримы HR-управления: стратегический подход и системный опыт: сборник научных трудов Всероссийского конкурса научных работ-эссе (Белгород, 13 января, 2018 г.) / под ред. Л.А. Третьяковой, Т.А. Власовой, Т.В. Целютиной. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - С. 176-179.
4. Ченцова, Е.В. Эмоциональный интеллект и стратегическое
мышление руководителя: управление внутриорганизационными
коммуникациями [Текст] // Управленческий конгресс: сборник статей студентов по материалам комплексного научно-практического мероприятия НИУ «БелГУ», 30 октября - 2 ноября 2018 г. / отв. ред. В.М. Захаров. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - С. 160-164.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Механизмы и технологии взаимодействия внутриорганизационных коммуникаций и проектного управления в процессе кадрового менеджмента приобретают все большее значение для сохранения стабильной и формирования эффективной системы управления человеческими ресурсами. В развитие данной проблемной области, нами сделан ряд выводов и рекомендаций.
Внутриорганизационные коммуникации, в узком смысле, представляют собой взаимодействие с персоналом, коммуникации между сотрудниками. Организационные коммуникации являются важнейшим инструментом в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяют получить всю необходимую информацию, предоставляют информацию, требующуюся для принятия решения.
Цель управления коммуникациями проекта - определяется как системная организация процесса информационного взаимодействия внутри проекта, в том числе и с внешней средой, обращенная на достижение целевых установок в процессе проектного управления. Коммуникационное взаимодействие рассматривается, во-первых, как стратегический ресурс управления проектами, то есть оно относится к ресурсам, требующим формирования эффективного инструментария и методов, устраняющих тенденцию неопределенности, во-вторых, как система целеустремленных консультационных проектных управленческих решений, направленных на систематизацию внутренних и внешних элементов процесса командообразования, лидерства, которые обеспечивают удовлетворение коммуникационных нужд и осуществление инициатив развития персонала с высоким уровнем коммуникативной компетентности.
Комплексное эмпирическое исследование показало, что к основным проблемам в исследуемой системе управления внутриорганизационными
коммуникациями (на примере объекта исследования МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения») целесообразно отнести: 1) отсутствие концепции, программы, алгоритма, способствующих формированию системы управления внутриорганизационными
коммуникациями; 2) не используются методы диагностики и оценки уровней системы управления внутриорганизационными коммуникациями; 3) развиты не в полной мере все 5 составляющих системы внутриорганизационных коммуникаций, прежде всего, технический и социальный модуль; 4) проектные решения носят локальный характер, отсутствует методический инструментарий для оценки эффективности реализованных проектных управленческих решений; 5) неудовлетворенность персонала (категория специалисты и рабочие): оплатой труда; возможностью пройти обучение и закрепить новые компетенции; системой ротации и возможностями профессионального роста (кадрового резерва); 6) низкий уровень командообразования, лидерства, лояльности; 7) низкий уровень развития коммуникативной компетентности сотрудников; 8) низкий уровень оценки результатов обучения, повышения квалификации; 9) неэффективная система делегирования, обратная связь строится на принципах авторитарного стиля управления; 10) проблема удержания квалифицированного персонала с опытом работы; 11) высокий коэффициент социальной напряженности (35%).
Таким образом, исследование показало необходимость оптимизации процесса управления внутриорганизационными коммуникациями на основе развития проектного управления. В качестве основных направлений совершенствования внутриорганизационных коммуникаций предлагается выделить следующие:
1) Разработка концепции управления внутриорганизационными коммуникациями - это основные принципы работы с персоналом, с учетом особенностей развития проектного управления, новые стратегии перехода на новые качества (коммуникационные компетенции) сотрудников через систему обучения и развития сотрудников, через систему управления проектной деятельностью и мотивацией, через систему управления внутриорганизационными коммуникациями, через командообразование, через укрепление организационной культуры.
2) Разработка «Проекта совершенствования управления
внутриорганизационными коммуникациями в МБУ «КЦСОН»».
3) Разработка «Модели коммуникационного взаимодействия с учетом этапов принятия управленческих решений в процессе проектного управления».
4) Разработка мероприятий, направленных на снижение сопротивления персонала организационным изменениям в системе перехода на принципы и технологии проектной деятельности, и, повышение включенности персонала в формирование кадровой политики в области развития проектного управления.
Социально-экономическая эффективность мероприятий позволяет сделать вывод о прогрессивном повышении эффективности результатов деятельности учреждения после разработки и внедрения мероприятий: повышение производительности труда, снижение потерь рабочего времени, трансформация коммуникационного взаимодействия, повышение включенности персонала в проектную деятельность через укрепление командообразования, повышение статусности оперативного лидерства, модернизацию коммуникационных компетенций. Результат общей оценки рисков мероприятий - 1,5, следовательно, малая вероятность риска.
Выявляется закономерность, чем больше развита система проектного управления, тем выше уровень реализации внутриорганизационных коммуникаций, и наоборот, чем динамичней и технологичней модель коммуникационных взаимодействий, тем результативней и масштабней будет развиваться проектное управление в муниципальных бюджетных учреждениях.
5. Акименко, В.А. Управление человеческими ресурсами [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Акименко, О. В. Демина. - Москва: ТРП, 2016. - 155 с.
6. Арсеньев, Ю.Н. Управление персоналом [Текст]: модели управления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организации» и 061200 «Управление персоналом» / Ю.Н. Арсеньев, С.И. Шелобаев, Т.Ю. Давыдова. - Москва : ЮНИТИ, 2012. - 287 с.
7. Артамонов, В.Д. Роль принятия управленческих решений в условиях современной экономики [Текст] / В.Д. Артамонов // Научный альманах. - 2016. - № 3-1 (17). - С. 30-35.
8. Асалиев, А.М. Развитие трудового потенциала [Текст]: учебное пособие / А. М. Асалиев, Ф.И. Мирзабалаева, П.Р. Алиева. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 279 с.
9. Ахмедов, С.Б., Турдиев, А.Т. Необходимость управления коммуникацией в сфере науки [Текст] / С.Б. Ахмедов, А.Т. Турдиев // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2017. - Т. 2. - № 4. - С. 148-152.
10. Белкова, Е.А. Технологии управления развитием персонала [Текст]: учебник пособие / Е.А. Белкова и др. / под ред. А.В. Карпова, Н.В. Клюевой. - Москва: Проспект, 2016. - 402 с.
11. Белова, С.А. Управление внутренними коммуникациями организации [Текст] / С.А. Белова // Информация-Коммуникация-Общество.
- 2016. - Т. 1. - С. 12-15.
12. Бердникова, Л. Ценный сотрудник: найти и удержать [Текст]: практическое руководство по найму, обучению и мотивации сотрудников / Л. Бердникова. - Санкт-Петербург: Лема, 2015. - 161 с.
13. Богач, Артем. Лидерство и руководство. Развитие управленческих компетенций [Текст]: монография / Артем Богач, Гали Новикова. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2015. - 223 с.
14. Боенко, Н.И. Бизнес-коммуникации и управленческие коммуникации: взаимовлияние социального контекста и инновационной политики [Текст] / Н.И. Боенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - № 3.
- С. 277-283.
15. Бородушко, И.В. Организационное поведение: учебное пособие для ВУЗов [Текст] / И.В. Бородушко. - М.: Юнити, 2007. - 238 с... 101