РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА В ПРОЦЕССЕ СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТОНИМОВ)
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации культуроведческого аспекта на уроках литературного чтения в начальной школе (на материале поэтонимов) 10
1.1. Культуроведческий аспект уроков литературного чтения 10
1.2. Культуроведческий потенциал поэтонимов 15
Глава 2. Методические основы реализации культуроведческого аспекта в процессе словарно-лексической работы на уроках литературного чтения (на материале поэтонимов) 23
2.1. Содержание словарно-лексической работы на уроках
литературного чтения в начальной школе 23
2.2. Экспериментально-методическая работа по реализации культуроведческого аспекта на уроках литературного чтения (на материале поэтонимов) 27
Заключение 46
Библиографический список 44
Современное начальное литературное образование нацелено на формирование у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Необходимость развития в процессе обучения личностных качеств младших школьников делает актуальным проблему применения на уроках в начальной школе культуроведческого аспекта обучения.
Культуроведческий аспект преподавания литературного чтения нацеливает на усвоение не только предметного содержания данной дисциплины, но предполагает также приобщение учащихся к ценностям национальной и мировой культуры. Именно в культуроведческом аспекте современные ученые-методисты видят важнейшее условие развития языковой личности обучающихся и формирования у них национальной картины мира.
Такой подход к урокам литературного чтения «находится в русле обновления российского образования, важнейшей характеристикой которого является отход от «знаниецентризма» к школе культуросообразной, в которой целостно представлены ценности духовной и материальной культуры (Т.Г. Рамзаева, Л.И. Новикова, Ю.Т. Листрова-Правда, Т.Ф Новикова, Е.А. Быстрова, О.Н. Левушкина и др.).
Культуроведческий аспект особенно важен в современных российских условиях, так как «...в переломные исторические эпохи родной язык и литература становятся символами национального самосознания. Школа становится одним из социальных институтов, обеспечивающих сохранение и развитие русского языка, литературы и культуры» (Обучение русскому языку в школе, 2014, 133).
Анализ педагогической и методической литературы свидетельствует об особой актуальности вопросов, связанных с литературным образованием и развитием учащихся начальной школы. Эти вопросы являются объектом внимания таких авторов, как О.В. Соболева, Н.А. Серегина, С.А. Дыбленко, О.Н. Королева, Е.В. Бунеева, Н.Н. Светловская, Л.А. Ефросинина, Л.В. Строганова, Т.А. Кузнецова, Л.А. Сильченкова, Е.С. Егорова, С.Э. Морозова, С.Г. Рудкова, Т.Н. Кочеткова, Н.В. Столыпина, М.В. Тарабуева, О.О. Тришкина и многие другие.
В работах ученых-методистов и учителей-практиков анализируются самые разные вопросы начального литературного образования: методика работы над образным строем художественных текстов; изучение литературоведческих понятий младшими школьниками, особенности словарно-лексической работы на уроках литературного чтения, обучение младших школьников диалогу с текстом, формирование метапредметной и предметной читательских компетенций младших школьников, комплексная работа над словом на уроках литературного чтения, реализация диалога культуры на уроках литературного чтения, формирование у младших школьников читательских умений на основе работы с познавательными текстами, приемы анализа стихотворных текстов в начальной школе, нетрадиционные формы организации словарной работы на уроках литературного чтения и др.
Проведя анализ педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что менее разработан сейчас культуроведческий аспект начального литературного образования. В то же время несомненным является тот факт, что анализ художественных текстов, изучаемые в современной начальной школе, не будет отвечать современным требованиям без культуроведческого анализа содержания произведений. Все вышесказанное обуславливает актуальность подбора культурно маркированного дидактического материала, а также методов и приемов, направленных на выявление культуроведческой ценности произведений или отдельных единиц художественных текстов.
Прежде всего в процессе реализации культуроведческого аспекта на уроках литературного чтения необходимо обращать внимание на так называемую культурно маркированную (в другой терминологии - безъэквивалетную, культуроведческую) лексику. Безъэквивалентные лексемы являются обозначениями специфических для данной культуры явлений, которые являются продуктом кумулятивной функции языка и рассматриваются как вместилище фоновых знаний говорящих. В лингвистической и методической литературе в настоящее время достаточно полно описаны и проанализированы различные группы такой лексики (В.А. Маслова, Е.Н. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.В. Воробьев, Ю.Т. Листрова-Правда, Л.И. Новикова, Т.Ф. Новикова, В.В. Демичева, Т.В. Яковлева и др.).
Одна из наиболее интересных групп культурно маркированной лексики - имена собственные, или онимы, которые занимают особое место в тексте литературных произведений. Личные имена собственные, прозвища, фамилии, имена географических объектов - это ценный эстетический компонент в системе средств художественной образности. «Изучение имен собственных в тексте художественного произведения представляется значимым и актуальным в современной русистике, о чем свидетельствуют многочисленные работы, касающиеся исследования структурной организации ономастического пространства, стилистических функций онимов, их ассоциативных связей, соотнесенных с реализацией конкретного образа, авторской позиции, замысла произведения» (Г.Ф. Ковалев). Проблемы функционирования ономастической лексики в произведениях художественной литературы исследуются такими лингвистами, как А.А. Фомин, В.Д. Бондалетов, С.И. Зинин, О.И. Фонякова, Г.Ф. Ковалев, М.В. Карпенко и др.
Исследователи отмечают, что в процессе работы с именами собственными, используемыми в художественных произведениях, необходимо соответствующее комментирование имен собственных. Принадлежность имен собственных к культурно маркированной, безэквивалентной лексике пред-определяет обращение на уроках литературного чтения к различным приемам лингвокультурологического комментирования.
Из сказанного вытекает необходимость совершенствования методики словарно-лексической на уроках литературного чтения в связи с необходимостью реализации культуроведческого аспекта филологического образования в начальной школе. Отсюда также вытекает и актуальность исследования - проблемы реализации культуроведческого аспекта в процессе словарно-лексической работы с поэтонимами, встречающимися в художественных произведениях, изучаемых в начальной школе. Средством реализации культуроведческого аспекта на уроках литературного чтения является лингвокультурологическое комментирование имен собственных, которое основывается на том положении, что культура воплощает свое ценностное содержание в языке как наиболее универсальном средстве означивания мира; язык способствует сохранению и трансляции «общего запаса культурных ценностей» (Н.С. Трубецкой). Использование в процессе работы с литературными онимами лингвокультурологического комментирования предопределено высоким культуроведческим потенциалом такой лексики.
Таким образом, в ходе анализа лингвометодической литературы нами было выявлено объективно существующее противоречие: в современных условиях в связи актуальностью культурологического аспекта в преподавании филологических дисциплин необходимо обращение к лингвокультурологическому анализу в процессе анализа художественных текстов. Однако специальных пособий, дающих возможность организовать на практике лингвокультурологическое комментирование поэтонимов, встречающихся в текстах художественных произведений для начальной школы, до настоящего времени не существует.
Проблема исследования: каковы возможности реализации культуроведческого аспекта в процессе словарно-лексической работы с поэтонимами на уроках литературного чтения в начальной школе. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом нашего исследования является процесс реализации культуроведческого аспекта обучения на уроках литературного чтения, а предметом исследования - методические условия реализации культуроведческого аспекта в процессе словарно-лексической работы с поэтонимами на уроках литературного чтения.
На основе изучения специальной литературы нами была выдвинута рабочая гипотеза: реализация культуроведческого аспекта на уроках литературного чтения в процессе словарно-лексической работы с поэтонимами будет эффективной, если:
- при отборе поэтонимов будут учитываться определенные критерии (родиноведческий, коммуникативный);
- на уроках литературного чтения будет использовано лингвокультурологическое комментирование онимов.
Поставленная цель, предмет, а также исходная гипотеза исследования потребовали решение ряда основных задач:
- определить сущность культурологического аспекта в обучении;
- выявить культуроведческий потенциал поэтонимов;
- охарактеризовать особенности словарно-лексической работы в начальной школе;
- отобрать специальный дидактический материал - имена собственные (онимы), которые встречается в текстах художественных произведений, изучаемых в начальной школе.
- проверить эффективность реализации культуроведческого аспекта в ходе обучающего эксперимента, статистически обработать и методически интерпретировать его результаты.
Характер решаемых задач определял выбор методов исследования: анализ лингвистической и методической литературы; изучение и обобщение передового опыта; метод сплошной выборки (при отборе онимов из текстов художественных произведений), (констатирующий, формирующий, контрольный); статистический метод (обработка результатов эксперимента).
Методической основой исследования стали:
- актуальные положения о связи языка и культуры, языка и менталитета народа (С.А. Кошарная, Е.Н. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.В. Воробьев, Ю.Т. Листрова-Правда, С.А. Маслова и др.);
- теория современной литературной ономастики (Г.Ф. Ковалев, В.Д. Бондалетов, М.В. Карпенко, А.А. Фомин, С.И. Зинин, О.И. Фонякова и др.);
- положения о культуроведческом аспекте преподавания филологических дисциплин в школе (Е.А. Быстрова, Л.И. Новикова, Т.В. Яковлева, В.В. Демичева, О.И. Еременко и др.);
- современные концепции начального литературного образования (С.П. Лавлинский, Н.Н. Светловская, Е.В. Бунеева, Л.А. Ефоросинина, Л.А. Сильченкова и др.);
Практическая значимость исследования заключается в том, что, во-первых, отобран дидактический материал, в процессе словарно-лексической работы с которым возможна реализация культуроведческого аспекта; во- вторых, предложены приемы реализация культуроведческого аспекта, которые можно использовать в процессе словарно-лексической работы на уроках чтения в начальной школе (на материале поэтонимов).
Исследование проводилось на базе 4-го класса МБОУ СОШ №36 г. Белгорода.
Работа имеет следующую структуру: Введение, две главы, Заключение, Библиографический список.
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования, показана его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы реализации культуроведческо- го аспекта на уроках литературного чтения в начальной школе (на материале поэтонимов)» представлена характеристика культуроведческого аспекта уро-ков литературного чтения в начальной школе, выявлен и охарактеризован культуроведческий потенциал имен собственных.
Во второй главе «Методические основы реализации культуроведческого аспекта в процессе словарно-лексической работы на уроках литературного чтения бучения (на материале поэтонимов) описывается содержании лексико-семантической работы на уроках литературного чтения, описывается экспериментальная работа по реализации культуроведческого аспекта на уроках литературного чтения (на материале поэтонимов).
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список включает 80 наименований
На современном этапе развития общества кардинально изменились требования к системе образования. Задачи школы в целом - дать ученику возможность получить такое образование, которое не только обеспечит его необходимыми научными знаниями, практическими умениями и навыками, но и поможет осмыслить накопленные человечеством ценности и традиции. В связи с этим возрастает внимание к проблеме культуры и ее трансляции в школьном образовании.
В настоящее время в методике преподавания филологических дисциплин отчетливо просматривается стремление учителей, преподавателей вузов, ученых в ходе обучения русскому языку ознакомить учащихся с культурой России, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения филологическим дисциплинам на широком фоне культуры и истории России. Такие школьные предметы, как «русский язык» и «литературное чтение» - предметы мировоззренческие, помогающие формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, способные, при умелой подаче материала, служить проводником культуры народа.
Эффективным средством реализации культуроведческого аспекта в обучении русскому языку является ономастическая лексика, которая отра¬жает важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа. Имена собственные образуют промежуточную сферу, в которой лингвистические и экстралингвистические факторы вступают в тесные контакты, в связи с чем их трактуют как «зеркало культуры» (Т.В. Топорова). Различные разряды ономастической лексики входят в состав литературных произведений, подчас играя главенствующую роль в осмыслении художественного замысла писателя и идеи произведения.
В работе охарактеризованы теоретические основы культуроведческого подхода на уроках литературного чтения в начальной школе, показан культуроведческий потенциал ономастической лексики в реализации культуроведческого аспекта обучения. Проведенное исследование позволяет сделать вы-вод о необходимости проведения систематической работы по изучению поэтонимов в начальной школе. Однако необходимо указать, что возможности культуроведческой работы с поэтонимами в ряде случаев ограничены тем, что отсутствует лингвистическая литература, ономастические словари, адресованные младшим школьникам. Кроме того, трудности использования данных литературной ономастики как науки и поэтонимов в начальной школе обусловлены тем, что в процессе реализации культуроведческого аспекта необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников и со-ответственно адаптировать языковой ономастический материал.
В настоящее время уже накоплен опыт по проблеме реализации культуроведческого аспекта обучения, однако практически нет работ, пособий, дидактического материала, позволяющего использовать поэтонимы в названном аспекте. Поэтому была организована опытно-экспериментальная работа, призванная реализовать на практике культуроведческий аспект на уроках литературного чтения (на материале поэтонимов). Ономастическая лексика для уроков литературного чтения отбиралась с учетом двух принципов: родиноведческий, коммуникативный. Для проведения эксперимента был подобран дидактический ономастический материал и разработаны различные формы работы с таким материалом на уроках литературного чтения. Прежде всего на уроках проводилось лингвокультурологическое комментирование поэтонимов, которое предусматривает знакомство с этимологией поэтонима, культурно-историческое комментирование такой лексики. Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу исследования и показал, что работа с поэтонимами является эффективным средством реализации культуроведческого аспекта обучения.
1. Аксенов С.С. Ономастический анализ художественного текста как один из способов формирования языковой личности / С.С. Аксенов // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста: Тез. докл. и со- общ. 4-й Междунар. конф. Волгоград: Перемена, 1993. - С. 59-60.
2. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта, Наука, 2010. - 288 с.
3. Андреева Л.И. Антропонимия трилогии А.Н. Островского о Бальзаминове // Ономастика Поволжья: Материалы 2-й науч. конф. - Горький, 1971. - С. 311-315.
4. Бардакова В.В. Имена собственные в исторических текстах для чтения в начальной школе / В.В. Бардакова // Языковое образование в современном обществе - 2010: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции, посвященной Году учителя. - СПб.: САГА, 2010. - С. 164-169.
5. Бардакова В.В. Специфика литературной ономастики детской художественной прозы / В.В. Бардакова // Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2000. - 19 с.
6. Башмакова И.С. Когнитивные аспекты антропонима в составе английских идиом: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.С. Башмакова. - Иркутск, 1998. - 24 с.
7. Бондалетов В.Д. Имя собственное в художественном тексте / В.Д. Бондалетов, О.И. Фонякова.- Л.: Наука, 1990. - 117 с.
8. Бондалетов В.Д. Русская ономастика / В.Д. Бондалетов. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
9. Бунеев Р.Н. Программа по чтению и начальному литературному образованию для 1-4 кл. общеобразовательной школы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Начальная школа плюс До и После. - 1995. - № 12. - С. 4-11.
10. Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения в 1-4 классах: методические рекомендации для учителя / Е.В. Бунеева. М.: Академия, 2010. - 211 с.
11. Вартанова О.И. Топоним в поэтическом контексте // Текстовый и сентенционный уровень стилистического анализа. - Л.: Изд-во Ле- нингр. ун-та, 1989. - С. 22-24.
12. Василевская Л.И. Имя собственное в предложениях с лексически тождественными компонентами // Поэтика и стилистика: 1988-1990. - М.: Наука, 1991. С. 214- 225.
13. Верещагин Е.М. Лингвострановедческая теория слова / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Рус. яз., 1980. - 320 с.
14. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр. труды / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. - 360 с.
15. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. / В.В. Виноградов. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 255 с.
16. Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т.Г. Винокур. М.: Высш. школа, 1991. -447 с.
17. Воронова И.Б. Отражение экстралингвистической информации
в художественном ономастикоие (на материале произведений В.И. Даля) / И.Б. Воронова // Ономастика Поволжья: Тез. докл. 8-й Между нар. конф. Волгоград: Перемена, 1998. - С. 148-150.
18. Воронова И.Б. Текстообразующая функция литературных имен собственных (на материале эпических произведений 19-20 вв.): автореф. дис. . канд. филол. наук / И.Б. Воронова. - Волгоград, 2000. - 24 с.
19. Гаранина Е.А. Роль имен собственных в создании комического (на материале произведений Г. Остера для детей) // Ономастика Поволжья: материалы 7-й науч. конф. - Волгоград: Перемена, 1995. - С. 83-85.
20. Гаранина Е.А. Языковые средства выражения комического в детской литературе: автореф. дис... канд. филол. наук / Е.А. Гаранина. - Волгоград,1998. -24 с.
21. Горбаневский M.B. Ономастика в художественной литературе: Филол. этюды / М.В. Горбаневский. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1998. - 87 с.
22. Демичева В.В. Литературная сказка как средство социализации младших школьников / В.В. Демичева // Начальная школа. - 2016. - № 7. - С. 56¬58.
23. Демичева В.В. Реализация лингвокультурологического подхода на уроках литературного чтения / В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева // Начальная школа. - 2014. - №6. - С.27-32.
24. Демичева В.В. Лингвокультурологический комментарий: учебно¬
методическое пособие / В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева Т.В. // Германия: Ламберт, 2016. - 154 с.
25. Елисеева Л.В. Лексическая работа в системе развития речи учащихся / Л.В. Елисеева // Начальная школа. - 1999. - № 5 - С. 26-29.
26. Еременко О.И. Лингвокультурологическое комментирование онимов на уроках литературного чтения / О.И. Еременко // Начальная школа. -2016.- № 7. - С.30 - 33.
27. Ефоросинина Л.А. Литературное чтение в свете современных требований / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. - 2010. - № 11. - С. 73-77.
28. Зайцева К.Б. Некоторые вопросы стилистической ономастики /
К.Б. Зайцева // Ономастика Поволжья: Тез. докл. 3-й науч. конф. - Уфа, 1973. - С. 74-79.
29. Зинин С.И. Имена персонажей в художественной литературе и фольклоре / С.И. Зинин, А.Г. Степанова // Антропонимика. - М.: Наука, 1970. -С. 330-335.
30. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Академия, 2003. - 241 с.
31. Карпенко М.В. Русская антропонимика: конспект лекций спецкурса /
М.В. Карпенко. - Одесса: Изд-во Одесского ун-та, 1970. - 42 с.
32. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // М.В. Карпенко / Филологические науки. - № 4. - 1986. - С. 34-40.
33. Карпенко Ю.А. Ономастика в художественной литературе / М.В. Карпенко // Ономастика: Проблемы и методы. - М.: Наука, 1978. - С. 68-79.
34. Карпенко Ю.А. Специфика ономастики / М.В. Карпенко // Русская оно-мастика. - Одесса: Изд-во Одесского ун-та, 1984. - С. 34-48.
35. Климкова Л.А. Собственные имена и связанные с ними номинации в произведениях А.П. Гайдара / Л.А. Кликова // Языковое мастерство А.П. Гайдара. - Арзамас: Изд-во АГПИ, 1993. - С. 68-75.
36. Ковалев Г.Ф. Ономастика в контексте культурной памяти / Г.Ф. Ковалев // Ономастика и общество: язык и культура: материалы Всероссийской научной конференции. - Тамбов: ТГУ, 2010. - С. 138-149.
37. Ковалев Г.Ф. Писатель. Имя. Текст / Г.Ф. Ковалев. - Воронеж: ВГУ, 2004. - 340 с.
38. Ковалевская Е.Г. Вопрос об узуальном и окказиональном
в лингвистической литературе / Е.Г. Ковалевская // Узуальное и окказиональное в тексте художественного произведения. - Л.: Изд- во Ленигр. ун-та, 1986. -С. 3-12.
39. Коваленко Е.Г. Культуроведческий аспект обучения русскому языку
в высшей школе / Е.Г. Коваленко // Языковое образование в современном обществе - 2010: сборник научных статей по итогам научно¬
практической конференции, посвященной Году учителя. - СПб.: САГА, 2010. - С. 181-185.
40. Королева О.Н. Нетрадиционные приемы словарной работы на уроках литературного чтения / О.Н. Королева // Начальная школа. - 2005. - № 3. - С. 56-61.
41. Кронгауз М.А. «Воплощенное» и «невополощенное» имя собственное: некоторые вопросы описания / М.А. Кронгауз // Экспериментальные ме-
тоды в психолингвистике. - М.: Наука, 1987. - С. 138-146.
42. Крылова Л.А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.А. Крылова. - Петропавловск, 2001. - 28 с.
43. Крюкова И.В. Языковая игра в ономастической номинации / И.В. Крюкова // Ономастика Поволжья: тез. докл. 8-й Междунар. конф. Волгоград: Перемена, 1998.— С. 129-130.
44. Кухаренко В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. - М.: Просвещение, 1980. -191 с.
45. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / С.П. Лавлинский. - М.: Академия, 2002. - 211 с.
46. Ларин В.А. Эстетика слова и язык писателя: избр. Статьи / В.А. Ларин. - Л.: Худож. лит., 1974. -285 с.
47. Леонтович O.A. Проблема «внутренней формы» в аспекте ономасиологии // Ономасиологические аспекты семантики / О.А. Леонтович. - Волгоград: Перемена, 1993. - С. 33-41.
48. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пос. для студ. высш. пед. уч. заведений / М.Р. Львов и др. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.
49. Ляхова И.В. Имя собственное личное в художественном творчестве и функция характеризации / И.В. Ляхова // Вопросы романской филологии: Сб. науч. тр. / М., 1978. - Вып. 129 -С. 27-38.
50. Михайлов В.Н. О специфике литературной ономастики / В.Н. Михайлов // Вопросы стилистики /Саратов: СГУ, 1983.- Вып. 124.- С. 21-37.
51. Михайлов В.Н. Роль ономастической лексики в структурно-
семантической организации художественного текста / В.Н. Михайлов // Русская ономастика. - Одесса: Изд-во Одес. ун-та, 1984. - С. 101-108.
52. Морозова М.Н. Взаимодействие антропонимической и нарицательной лексики / М.Н, Морозова // Вопросы общего и славянского языкознания. - Днепропетровск: Изд-во Днепропетр. ун-та, 1986. - С. 62-68.
53. Мурадян И.В. Антропонимия повести A.C. Пушкина «Капитанская дочка» / И.В. Мурадян // Русская ономастика. - Одесса: Изд-во Одес. ун-та, 1984. - С. 124-129.
54. Новикова Л.И. Разработка концепции обучения школьников
в культурологическом аспекте / Л.И. Новикова // Наука и школа. - 2005. - № 2. - С. 42-44.
55. Нерознак
56.Оморокова М.И. Чтение в начальных классах: метод. пос. / М.И. Оморокова. - Тула: Изд-во «Родничок»; М.: Изд-во «Астрель», «АСТ», 2003. - 211 с.
57.Остренкова М.А. Лингвокультурологический анализ художественного текста на уроках словесности / М.А. Остренкова. - Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 3. - С.113-115.
58. Первова Г.М. Детская литература в начальных классах: учебное пособие / Г.М. Первова. - Тамбов, 1999.- 165 с.
59. Первова Г.М. Литературная пропедевтика в I-II классах / Г.М. Первова // Начальная школа. - 2005. - № 3. - С. 10-14.
60. Первова Г.М. Литературная пропедевтика в III-IV классах / Г.М. Первова // Начальная школа. - 2007. - № 4. - С. 21-24.
61. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования
и литературного развития школьников / Т.Г. Рамзаева. - СПб., 1999. - 151 с.
62. Рудкова С.Г. Современные тенденции литературного образования младших школьников / С.Г. Рудкова, Т.А. Кузнецова // Начальная школа. - 2010. - № 2. - С 23-29.
63. Селезнева Л.Б. Значение имени собственного и понятие / Л.Б. Селезнева // Ономасиологические аспекты семантики. - Волгоград: Перемена, 1993.- С. 41-50.
64. Сергеева Л.А. Об аксиологической природе прозвищ / Л.А. Сергеева // Номинация в ономастике. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - С. 147-151.
65. Серегина Н.А. Диалог с текстом на уроках чтения / Н.А. Серегина // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 1-3.
66. Сивцова А.А. Имена собственные в лирике Н.И. Рыленкова / А.А. Сивцова // Автореф. ... канд. филол. наук. - Калининград, 2008. - 19 с.
67. Силаева Г. А. Антропонимия художественных произведений Л.Н. Толстого. - Рязань, 1986.
68. Сильченкова Л.С. Комплексная работа над словом на уроках литературного чтения /Л.С. Сильченкова, Е.С. Егорова // Начальное образование. -
2017. - № 5. - С.13-19.
69. Сильченкова Л.С. Прием дискретного чтения и целостность текста художественного произведения / Л.С. Сильченкова, О.О. Тришкина // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 33-37.
70. Сильченкова Л.С. Словарно-лексическая работа на уроках чтения / Л.С. Сильченкова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 13-17.
71. Сильченкова Л.С. Формирование метапредметной и предметной читательских компетенций младших школьников / Л.С. Сильченкова, Т.Н. Кочеткова // Начальная школа. 2014. - № 12. - С.29-33.
72. Сильченкова Л.С. Формирование у младших школьников читательских умений на основе работы с познавательными текстами / Л.С. Сильченко- ва, Т.Н. Кочеткова // Начальное образование. - 2017. - № 4. - С. 9-17.
73. Соболева О.В. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя / О.В. Соболева, С.А. Дыбленко // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8. - С. 18-22.
74. Столыпина Н.В. Формирование читательских умений через анализ литературного произведения / Н.В. Столыпина, М.В. Тарабуева // Начальная
школа плюс До и После. - 2011. - № 1. - С. 54-57.
75. Строганова Л.В. Методика работы над образным строем художественных текстов в начальной школе / Л.В. Строганова // Начальная школа. - 2010. - № 11. - С. 23-29.
76. Сулименко Н.Е. Современный русский язык. Слово в курсе лексикологии: учебное пособие / Н.Е. Слименко. - М.: Наука: Флинта, 2008. - 325 с.
77. Суперанская A.B. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1973. - 336 с.
78. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал / В.И. Супрун. - Волгоград, 2000. - 213 с.
79. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте: учеб. пос. / О.И. Фонякова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. - 104 с.
80. Фонякова О.И. Топоним и контекст / О.И. Фонякова / Язык и общество. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1982. - С. 123- 135.