Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОБРАЩЕНИЯ КАК ЭТИКЕТНОГО ЗНАКА

Работа №178466

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения обращения на основе культуроведческого подхода
1.1. Сущность культуроведческого подхода в современной лингводидактике
1.2. Обращение как компонент русского речевого этикета и осложняющий компонент простого предложения
ГЛАВА II. Содержание работы по реализации культуроведческого подхода при ознакомлении младших школьников с обращением как компонентом русского речевого этикета
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку 18
2.2. Из опыта работы педагогов по использованию культуроведческого подхода в языковом образовании младших школьников
2.3. Экспериментальная работа по использованию обращений в обучении русскому языку младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


В настоящее время в методике преподавания русского языка утвердился новый подход к обучению, который принято называть коммуникативно-деятельностным. При этом подходе следует обучать не только языку, но и речи. Этот процесс предусматривает формирование у школьников умения полноценного общения. Усвоение грамматической структуры языка, формирование грамматических операций и действий учащихся должны иметь непосредственный выход в речь, которая осуществляется на основе усвоения системы грамматических представлений и понятий.
Решение этой проблемы - слияние обучению языку и речи - многие лингвисты и методисты видят в лингвистическом анализе, основу которого составляет выявление системы языковых средств, используемых для передачи идейного и эстетического содержания высказывания. Лингвистический анализ текста способствует развитию лингвистических способностей учащихся, развивает лингвистический вкус, догадку, восприимчивость к образному строю речи, учит оценивать изобразительно¬выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения.
При новом подходе к методике изучения русского языка речь идёт о комплексном анализе художественного текста, то есть о лингвокультуроведческом и культуроведческом подходе, при котором школьник должен видеть тему, уметь определить микротему, указать те языковые средства, которые передают образность, эмоциональный настрой произведения, проанализировать особенности синтаксического строя речи. Именно так комплексно предлагает изучать текст М. Разумовская, программы и учебники которой постепенно занимает ведущие позиции в системе преподавания русского языка в среднем звене. Подготовительным этапом к освоению данной программы должны стать уроки русского языка с использованием элементов лингвистического анализа уже в начальной школе.
Одной из составляющих культуры общения является речевой этикет, который основан на соблюдении правил известных во всех введениях, которому вечные истины знакомы находится он в гостях или дома.
Характер влияния людей друг на друга определяется не только содержанием взаимных отношений, но и формой их выражения. Очень важно не только то, что ты сказал, но и как ты это сказал, какие слова для этого использовал. Поэтому умение общаться подразумевает умение обращаться к человеку в зависимости от ситуации, от возраста собеседников, от уровня внутренней культуры. Обращение - это самый яркий этикетный знак, потому что, называя человека, мы выражаем своё отношение к нему.
Теоретической базой исследования стали труды известных ученых, в работах которых дается обоснование роли образовательной области «Филология» как одного из средств формирования гражданской позиции и национальной самоидентификации , в формировании представлений о языке и культуре, их взаимосвязи , а также в понимании своеобразия родного языка, его целей, а также определении содержания одного из подходов в преподавании русского языка в начальной школе.
В этой связи основополагающими являются работы лингвокультурологов, определяющих современное антропологическое развитие лингвистики и необходимое в связи с этим понятие языковой личности Е.С. Кубряковой, Ю. Караулова, в которых под языковой личностью, а также совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения. Следовательно, языковая личность - это личность коммуникативная.
Следует констатировать, что наша школа не решает сегодня задачи, связанные с использованием обращения как этикетного знака, поэтому падает общий уровень культуры общения.
Таким образом, в процессе анализа лингвометодической литературы нами было выявлено объективно существующее противоречие между необходимостью знакомства с особенностями обращения как одного из средств речевого этикета, его национальной спецификой уже в дошкольном и младшем школьном возрасте и слабой теоретической разработанностью этого вопроса в методической практике.
Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия для реализации культуроведческого подхода при ознакомлении младших школьников с обращением как элементом русского речевого этикета.
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования - процесс знакомства младших школьников с обращением на основе культуроведческого подхода в обучении.
Предмет - педагогические условия, способствующие реализации культуроведческого подхода при ознакомлении младших школьников с обращением как элементом русского национального этикета.
Гипотеза исследования. Процесс знакомства учащихся начальной школы с обращением как средством русского речевого этикета будет эффективным, если:
1) в основу изучения языковых явлений положен культуроведческий подход;
2) сообщаются в адаптированной форме сведения о национальных особенностях русского речевого этикета вообще, и обращения в частности;
3) используются разнообразные виды упражнений культуроведческой направленности.
Задачи исследования.
• проанализировать степень теоретической разработанности проблемы исследования и определить методологическую базу данного исследования.
• провести сравнительный анализ школьных программ по русскому языку для начальной школы на предмет отражения в них материала об обращении;
• доказать правильность выдвинутой гипотезы.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап. Теоретико-поисковый. Изучение и анализ психолого-педагогической, лингвометодической литературы по обозначенной проблеме; разработка исходных позиций исследования; определение сущности обращения в лингвистике и культурологии.
Второй этап. Работа по экспериментальному обоснованию исследования; обработка и осмысление данных констатирующего эксперимента, их анализ. Обобщение, систематизация результатов, разработка и апробация методических материалов и конспектов уроков.
Третий этап. Проведение формирующего эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных данных. Оформление исследования в виде квалификационной работы.
Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, контрольным сопоставлением полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, библиографического списка.
Во введении представлен методологический аппарат исследования, определена актуальность, предмет и объект исследования, представлена рабочая гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы изучения обращения на основе культуроведческого подхода» представлены лингвистические и методические предпосылки реализации культуроведческого подхода при знакомстве с обращением младших школьников, на основе анализа лингвистической литературы проанализирован феномен обращения как этикетного знака и как осложняющий компонент простого предложения.
Во второй главе «Содержание работы по реализации культуроведческого подхода при ознакомлении младших школьников с обращением как компонентом русского речевого этикета» содержится анализ программ и учебников с точки зрения рассматриваемой проблемы, представлен опыт педагогов по реализации культуроведческого подхода, описана экспериментальная работа.
В заключении содержатся выводы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Речевая направленность в обучении русскому языку, находящая всё большую поддержку методистов и учителей-практиков как в начальной, так и в средней школе, требует усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, интереса к её изучению. Следовательно, необходимо обращать внимание на эстетическую функцию языка, знакомить с его выразительными возможностями, а это лучше всего делать на художественных текстах, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Как показало проведённое нами исследование, уроки, на которых осуществляется лингвистический анализ текста в связи с изучением грамматических тем, помогают учащимся понять практическую направленность в изучении русского языка в школе, осмыслить его богатство, по достоинству оценить творчество русских писателей; дают возможность понять роль всех единиц языка (фонетического, лексического, словообразовательного, и грамматического уровня) в создании художественного образа.
Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о том, что использование на уроках русского языка элементов лингвистического анализа художественного текста способствует развитию и обогащению речи учащихся, развивает чувство русского языка, формирует умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим разнообразием, что, по словам В.В. Виноградова, является «самой лучшей рекомендацией для любого человека в творческой деятельности».
Однако мы ещё раз убедились, что формирование умений и навыков понимать и чувствовать роль изобразительно-выразительных средств языка, видеть стилистические особенности художественного текста - это сложный и длительный процесс, предполагающий постоянную и целенаправленную работу в этом направлении с учётом соблюдения принципа преемственности в подаче материала между начальной и средней школой.
Как показал анализ, учебники по русскому языку для начальной и средней школы содержат достаточное количество художественных текстов, однако в заданиях к упражнениям зачастую даже не требуется определить, что перед нами текст, то есть всё направлено лишь на усвоение орфографической или грамматической темы. Следовательно, учитель должен сам обращаться к анализу текста, а для этого ему необходимы прочные теоретические знаниям, знания методики, литературоведения и других дисциплин, которые помогут в анализе лингвистического явления, и в анализе художественного текста.
Эти выводы убеждают в правильности выдвинутой гипотезы, которая в основном подтверждается и экспериментальными данными.
Тема дипломного исследования не исчерпывает всего круга проблем лингвистического анализа художественного текста, она раскрывает только один аспект многообразной и сложной работы, которая будет продолжена в процессе нашей практической деятельности.
В рамках одной работы невозможно показать все особенности изучаемой темы, все рекомендации, поэтому наша работа не претендует на полноту изложения данной проблемы, а представляет лишь частный случай анализа.



1. Акишина А.А. Русский этикет /А.А. Акишина, Н.И.
Формановская - М.: Просвещение, 1978. - 156с.
2. Акишина А.А. К кому и как обращаться (о русском речевом этикете) /А.А. Акишина // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. - № 10.- С. 73-74.
3. Акишина А.А. Ты и Вы (культура речи) /А.А. Акишина //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. - № 12.- С.54-56.
4. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация: учебник для пед. вузов /В.В. Бабайцева - М.: Просвещение, 2010. - 346с.
5. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: уч. пособие /В.А. Белошапкова - М.: «Наука», 2008. - 412с.
6. Бондаренко А.А. Речевой этикет в начальной школе /А.А. Бондаренко - Начальная школа. - 2013. - № 1.- С. 21 - 28.
7. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках /Е.А. Быстрова //Русская словесность. 2003, - №1. - С. 35-41.
8. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие /Н.С. Валгина - М.: Наука, 2001. - 312с.
9. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов. 3-е изд., испр.: учебник /Н.С. Валгина - М.: Высшая шк., 2010 - 432с.
10. Введенская JI. А. Риторика и культура речи: учебное пособие для вузов /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2008. - 537с.
11. Воробьев В. В. Лингвокультурология. Теория и методы: уч. пособие /В.В. Воробьев. - М., 1997.- 234с.
12. Гольдин В.Е. Речь и этикет /В.Е. Гольдин - М.: Наука, 1983.
13. Горелов И.И. Умеете ли вы общаться?: пособие для учащихся /И.Н. Горелов - М.: Высшая школа, 1991. - 245с.
14. Горбань И. В. Отражение национальной идеи русского народа в языке (на материале устойчивых выражений) /И.В. Горбань //Русский язык и его место в современной мировой культуре: материалы международной научной конференции.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2003. - С. 67¬68.
15. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка учебное пособие /А.Д. Дейкина - М.: Просвещение, 1990. - 217с.
16. Загоровская О. В. Русский язык как явление уникальной национальной культуры и величайшая национально-культурная ценность русского народа /О. В. Загоровская. //Русский язык и его место в современной мировой культуре: Материалы международной научной конференции. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2008. - С. 3-6.
17. Захарова Л.И. Использование культуроведческого материала на
уроках русского языка / Л.И. Захарова -
http://festival.1september.ru/articles/565670/
18. Зуева С.В. Пропедевтическое изучение обращения в 1-ом классе /С.В. Зуева // Начальная школа. 2006. - № 9.- С.27 - 31.
19. Зырянова Е.А. Формирование умений речевого этикета младших школьников: дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.02.- Челябинск, 2011. - 234с.
20. Климанова Л. Ф. Обучение через общение и культуру. Концептуальные основы разработки новых технологий в начальном обучении /Л.Ф. Климанова //Начальная школа. - 2003. - № 12. - С. 45-52.
21. Коваленко Е.Г. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в начальной школе /Е.Г. Коваленко //Языковое образование в современном обществе-2010 /Сб. научных статей по итогам международной научно-практической конференции - Санкт-Петербург, 12-13 ноября 2010. - СПб.: САГА, 2010. С. 181-184.
22. Козырев В.А. Современная языковая ситуация и речевая культура: учеб. пособие / В.А. Козырев, В.Д. Черняк - М.: ФЛИНТА: Наука,
2012. - 184с.
23. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека /В. В. Колесов.- СПб., 2000. - 154с.
24. Кошарная С. А. В зеркале лексикона: Введение в
лингвокультурологию: учебное пособие /С.А. Кошарная. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. - 142с.
25. Кирпичник Н.В. «Основы этикета и искусства общения» Программа курса - М.: Наука. - 87 с.
26. Лёвушкина О.Н. Обучение лингвокультурологическим
характеристикам текстов как реализация культурологического аспекта языкового образования в школе /О.Н. Лёвушкина //Языковое образование в современном обществе - 2010 /Сб. научных статей по итогам международной научно-практической конференции - Санкт-Петербург, 12-13 ноября 2010. - СПб.: САГА, 2010. С. 185-190.
27. Лекант П.А. Очерки по грамматике русского языка: очерки /П.А. Лекант - М.: Изд-во МГОУ, 2002. - 312с.
28. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Русский язык, 1990.
29. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас.», или Речевой этикет: пособие для учащихся Текст./ С.И. Львова. — 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006. -202 с.
30. Маслова В. А. Лингвокультурология: учебное пособие /В.А. Маслова. - М: Изд. центр «Академия», 2001. - 208с.
31. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высших пед. учеб заведений: учебник /М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов /Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 464с.
32. Нечаева Е.В. Занятия по речевому этикету / Е.В. Нечаева // Воспитание и обучение. 1998. - №11. - С . 57 - 64.
33. Никитина Е.И. Знакомство младших школьников с обращением /Е.И. Никитина // Начальная школа. 1992. - № 5- С. 17 - 21.
34. Новикова Т. Ф. Этнокультурные и линвокраеведческие составляющие работы по русскому языку в школе /Т.Ф. Новикова //Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и материалы 2-го Международного конгресса исследователей русского языка. М.: Изд-во МГУ, 2004. - С. 560-562.
35. Ожегов С. И. Словарь русского языка: словарь / С.И. Ожегов - М.: Русский язык, 1990. - 896с.
36. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов /Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2004.- 240с.
37. Павлюкович В.Б. Синтаксис русского языка: Учебное пособие для студентов пед. факультета: учебное пособие /В.Б. Павлюкович, В.В. Дёмичева - Белгород, 2003. - 281с.
38. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении /А.М. Пешковский - М.: «Академия», 2010. - 432с.
39. Проничев В. П. Синтаксис обращения /В.П. Проничев - Л., Изд- во ЛГУ, 1971. - 176с.
40. Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение Текст./ Е.Ю. Прохоров, И.А. Стернин. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 328 с.
41. Рамзаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: учебное пособие /Т.Г. Рамзаева, М. П. Воюшина, Г. С. Щеголева и др.; под общ. ред Т. Г. Рамзаевой
- М.: ФГУП «Высшая школа», 2003 - 168с.
42. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1-4 кл. Рабочая программа /Т.Г. рамзаева - 9- изд. - М.: Дрофа, 2014. - 91с.
43. Руднев А.Г. Синтаксис осложнённого предложения /А.Г. Руднев
- М.: Учпедгиз, 1959. - 168с.
44. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса
общеобразовательных учреждений: В 2ч.- Ч.1. / С.В. Иванов, М.И.
Кузнецова, А.О. Евдокимова и др. - В 2 ч. - Ч.2. - М.: Вентана-Графф, 2015.-160 с.
45. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса
общеобразовательных учреждений: В 2ч.- Ч.2. / С.В. Иванов, М.И.
Кузнецова, А.О. Евдокимова и др. - В 2 ч. - Ч.2. - М.: Вентана-Графф, 2016.-160 с.
46. Русский язык: Учебник для учащихся 4 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Ч.1. / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др. - М.: Вентана-Графф, 2015.- 144 с.
47. Русский язык: Учебник для учащихся 4 класса
общеобразовательной начальной школы: В 2 ч. Ч.2. / С.В. Иванов и др. - М.: Вентана-Графф, 2015.- 144 с.
48. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобраз. организаций. В 2ч. Ч.1. /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2015. -159с.
49. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобраз. организаций. В 2ч. Ч.2. /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2015. -162с.
50. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобраз. организаций. В 2ч. Ч.1. /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2015. -159с.
51. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобраз. организаций. В 2ч. Ч.2. /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2015. -163с.
52. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобраз. организаций. В 2ч. Ч.1. /М.Л. Зеленина, Т.Е. Хохлова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 192с.
53. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобраз. организаций. В 2ч. Ч.2. /М.Л. Зеленина, Т.Е. Хохлова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 192с.
54. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобраз. организаций. В 2ч. Ч.1. /М.Л. Зеленина, Т.Е. Хохлова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. -
192с.
55. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобраз. организаций. В 2ч. Ч.2. /М.Л. Зеленина, Т.Е. Хохлова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 190с.
56. Сабитова З.К. Лингвокультурология: учебник /З.К. Сабитова - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 528с.
57. Сахарова А.В. О реализации культуроведческого аспекта при изучении темы «Предложения с обращениями» в учебниках для 5 класса /А.В. Сахарова //Материалы Международной научно-практической конференции Педагогика, лингвистика и информационные технологии - Елец, 2007. С. 105 - 107.
58. Савельева Л. В. Современная языковая ситуация и актуальные подходы в подготовке учителя-русиста классах /Л.В. Савельева //Историко-культурное освещение слова и языковая экология: материалы Всероссийской конференции - Липецк, 2006. - С. 10-20.
59. Савельева Л. В. Языковая экология: Русское слово в культурно-историческом освещении: учебное пособие /Л.В. Савельева. - Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1997. - 144с.
60. Сборник программ четырехлетней начальной школы («Начальная школа XXI века») / Под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 82 с.
61. Сепир Э. Язык и культура: избранные труды по языкознанию и культурологии /Э. Сепир. - М.: Наука, 2002.- с. 139.
62. Соколова В.В. Культура речи и культура общения /В.В. Соколова - М.: Просвещение, 1995. - 208с.
63. Соловьёв Э. Я. Этикет: как не следует поступать /Э.Я. Соловьёв - М.: Высшая школа, 1996. - 169с.
64. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры: словарь /Ю.С. Степанов. - М.: Русский раритет, 1997.- 324с.
65. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Р.Б. Собаткоева. - М.: «Наука», 2007. - 206с.
66. Трофименко В. Поговорим об этикете /В. Трофименко, А. Волгин - М.: Просвещение, 1991. - 181с.
67. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010. - 32 с. (с изменениями на 18 мая 2015 года)
68. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: Проект /Разработан Институтом стратегических исследований в образовании РАО. - М., 2011.
69. Фомина Н. В. Лингвометодические основы формирования речевого этикета младших школьников: дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.02 - Майкоп, 2007. - 158 с.
70. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика /Н.И. Формановская - М.: "ИКАР", 2007. -480 с.
71. Формановская Н.И. Язык речь - общение - единство и раздельность /Н.И. Формановская // Русский язык за рубежом. - № 2. - 2007. С. 35-40.
72. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет /Н.И. Формановская - М: «Академия», 2002. - 216с.
73. Формановская Н.И. Речевой этикет /Н.И. Формановская //Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. - М., 2003. - 578с.
74. Хроленко А. Т.Основы лингвокультурологии: учебное пособие /А.Т. Хроленко - М.: Флинта, 2014. - 112с.
75. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч 1. /М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. - М.: Просвещение, 2014. -158с.
76. Этикет и мы - М.: Просвещение, 1993. - 672с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ