ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Социальное тьюторство: сущность, принципы, структура
1.2. Родительское тьюторство как метод социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ТЬЮТОРСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
2.1. Роль родителей в социальной реабилитации детей с нарушениями слуха (по материалам исследования)
2.2. Социальный проект «Школа родительского тьюторства»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современном обществе заметно увеличивается количество людей с нарушениями слуха, при этом, специалистов, которые помогают с реабилитацией и адаптацией детей данной категории недостаточно. Социальная реабилитация имеет несколько значений и может трактоваться по-разному, однако это всегда действия, направленные на восстановление утраченных способностей, которые важны для нормальной жизнедеятельности личности в социальной среде. Дети с нарушениями слуха - это особая категория детей, которые полностью или частично потеряли способности обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденные или приобретенные, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушения слуха.
Целью социальной реабилитации детей с нарушением слуха является их социальная адаптация в обществе, и достижение независимости и самостоятельной жизнедеятельности.
Социальное тьюторство подразумевает под собой помощь в организации мероприятий, направленных не только на помощь в образовании, но и на реабилитацию различных умений, коммуникативных способностей, социальную адаптацию.
Термин «социальное тьюторство» в реабилитации детей с нарушениями слуха в его современном понимании означает разработку индивидуальных реабилитационных программ для детей с нарушением слуха и сопровождение их в ходе индивидуального реабилитационного маршрута. Тьюторское сопровождение - это особая социально-педагогическая технология, а подготовка родителей как активных субъектов социальной реабилитации своих детей, на основе образовательных программ для родителей, позволяет говорить об внедрении инновационной технологии в реабилитации детей с нарушениями слуха - родительском тьюторстве.
Необходимость индивидуального сопровождения и социальной реабилитации детей с ограничениями возможности здоровья вне стен образовательного учреждения за счет родительского тьюторства подталкивает их к расширению социальных связей и позволит ускорить процесс реабилитации.
Степень научной разработанности проблемы.
Социальной реабилитацией в Российской Федерации занимались такие ученые как И.В. Астраханцев, М.В. Элыптейн, В.М. Боголюбова, A.M. Зотова, Б.С. Мезенцева, Н. Ткач, А.В. Федорова и др.
Проблемы социальной реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья изучали Л.И. Акатов, Т.А. Власова, Л.В. Занков, В.В. Воронкова, С.Д. Забрамная и др.
Особенности социальной реабилитации детей с проблемами слуха рассматривали Н.М. Назарова, И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова, Г.Н. Пенин, Л.И. Тигранова и др.
Б.А. Александрова, Е.А. Андреева в своих публикациях представили результаты исследования становления тьюторства в России.
Т.М. Ковалевой, Г.А. Гуртовенко, Т.М. Ковалевой, С.И. Змеева занимались исследованием тьюторской деятельности в образовательной сфере.
Современные исследователи предложили десятки трактовок понятия «тьютор» и «тьюторство» (Т.М. Ковалева, Е.Б. Колосова, Н.В. Рыбалкина, П. Г. Щедровицкий, С.А. Щенников, С.А. Фамелис и др.).
Н.Ю. Грачева, С.В. Дудчик занимались изучением в сфере профессиональной подготовки тьюторов для работы в социально-образовательной среде.
Информации по родительскому тьюторству очень мало, и рассматривается с точки зрения образования, а не реабилитации.
Таким образом, мы приходим к выводу, что тема родительского тьюторства в системе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно освещена и требует дальнейшего изучения.
Объект исследования: социальное тьюторство в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования: родительское тьюторство как технология социальной реабилитации детей с нарушениями слуха.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику родительского тьюторства в социальной реабилитации детей с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы тьюторства в социальной реабилитации детей с ОВЗ
- выявить специфику родительского тьюторства в социальной
реабилитации детей с нарушениями слуха в условиях общеобразовательной школы-интерната на примере государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»
- разработать социальный проект «Школа родительского тьюторства»
Теоретико-методологическую основу исследования составили философские, педагогические и психологические теории: концепции развития личности; современная концепция инклюзивного образования; теория моделирования и конструирования реабилитационного процесса (C.B. Алексеев, Н.Д. Андреева, Э.В. Гирусов, Л.Ф. Ильичев, И.С. Кон, Ю.Г. Марков, Н.И. Моисеев, С.Б. Переслыгин, В.П. Соломин, Н.М. Семчук, Е.Н. Холостова).
Наиболее значимыми для становления авторской концептуальной позиции стали:
- понимание индивидуальности и неповторимости личности (теории С.Г. Абрамовой, Б.Г. Ананьева, Зинченко, В.С. Мерлина, В.И. Слободчикова, М.А. Холодной и др.);
- концепции гуманистического образования В.П. Зинченко, В.В. Краевского;
- концептуальные положения о тьюторском сопровождении (Е.А. Александрова, Л.В. Бендовая, Т.М. Ковалева, Е.Б. Колосова, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий и др.);
- концепции социально-педагогической помощи и поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Е.А. Александрова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова и др.).
Методы исследования. В выпускной квалификационной работе были использованы теоретические методы (анализ научной литературы, нормативно-правовых документов и статистических данных, вторичный анализ данных) и методы сбора первичного эмпирического материала (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой для проведения исследования выступили: результаты анализа специальной литературы; нормативно-правовые акты международного (Конвенция о правах ребенка; декларации о правах инвалидов Всемирной программе действий в отношении инвалидов; Конвенция ООН о правах инвалидов; Конвенция о защите прав человека и основных свобод), федерального (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации) и регионального уровня (Постановление Правительства Белгородской области «Об утверждении Порядка проведения мониторинга потребностей семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и взрослых с инвалидностью, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и занятости»; «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Белгородской области»; «О предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» ).
Эмпирической базой исследования послужили результаты социологического исследования, проведенного автором на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23» в ходе прохождения производственной и преддипломной практик в декабре 2018 года и в апреле - мае 2019 года. Было проведено анкетирование родителей, дети которых имеют нарушения слуха, в анкетировании приняли участие 30 человек. Сбор первичного эмпирического материала производился посредствам методов: включенного наблюдения, анкетирования, экспертного опроса в количестве 10 человек. Респондентами данного исследования выступили педагоги и специалисты ГБОУ «Белгородской коррекционной общеобразовательной школы-интерната №23»
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в получении информации об эффективности родительского тьюторства в системе социальной реабилитации детей с нарушениями слуха. Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, которые позволяют разработать рекомендации, которые способны расширить возможности применения родительского тьюторства в системе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволят получить опыт, реализуемый в Белгородской коррекционной общеобразовательной школе-интернате №23, отразит обоснованность применения родительского тьюторства в работе с детьми с нарушениями слуха и другими особенностями развития.
Практическая значимость исследования заключена в возможности дальнейшего использования результатов исследования и применение практики родительского тьюторства при адаптации социального проекта для других социальных учреждений.
Апробация результатов исследования. Апробация результатов исследования была произведена в период прохождения преддипломной практики в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Белгородской коррекционной общеобразовательной школе-интернате №23».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
В современном мире ведется политика интеграции инвалидов в общество. При чем стоит отметить, что успешная социальная интеграция зависит от социальной реабилитации и адаптации, как и людей с ОВЗ, так и готовности общества принять людей с ограниченными возможностями здоровья. Уклады общества по степенно меняются, детям прививают принципы равенства и толерантности.
Учитывая это, необходимо задействовать усилия не только государства, школы, семьи, а и общества в целом. Для этого необходимо начинать социальную реабилитацию с раннего возраста, при помощи родителей.
На территории Российской Федерации создана целая сеть специализированных учреждений для социальной реабилитации и адаптации детей с ОВЗ. Но, в работе таких учреждений часто возникают трудности в коммуникации с семьей.
В теоретической главе дипломной работы рассмотрены базовые понятия социальной реабилитации детей с нарушениями слуха, предложено авторское определение понятия родительское тьюторство, изучена нормативно-правовая база, выделены основные виды, задачи, принципы, методы и формы тьюторской деятельности и социальной реабилитации. А также описана деятельность Государственного бюджетного образовательного учреждения «Белгородская коррекционная школа-интернат №23».
Практическая часть выпускной квалификационной работы посвящена изучению родительского тьюторства в социальной реабилитации детей с нарушениями слуха в условиях общеобразовательной школы-интерната.
Все представленные данные были основаны на результатах проведённого социологического исследования на тему: Возможности и пути внедрения технологии родительского тьюторства в систему социальной реабилитации детей с нарушениями слуха на примере ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23». Был выявлен ряд проблем в коммуникации родителей и учителей, разнонаправленности социальной реабилитации.
На основе проведенного социологического исследования был разработан социальный проект: «Школа родительского тьюторства» для родителей детей, имеющих нарушения слуха для совершенствования социальной реабилитации на базе ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23», целью которого является повышение качества социальной реабилитации по средствам внедрения технологии родительского тьюторства.
Ожидаемые результаты проекта
• Создание «Школы родительского тьюторства», программ, позволяющих повысить качество социальной реабилитации.
• Расширение сети родителей активистов через «Школу родительского тьюторства».
• Создание условий для внедрения данной технологии в другие образовательные и реабилитационные учреждения Белгородской области. Учреждения, в которых предположительно может быть применена данная технология.
После обучения родители ребенка с ОВЗ станут действующими участниками в процессе реабилитационного воздействия специалистов на их ребёнка в школе, перенимая приёмы и методы для применения их вне стен специализированного учебного заведения.
Созданный проект поспособствует решению выявленных проблем, и будет способствовать повышению качество социальной реабилитации детей с нарушениями слуха.
1. Всемирная программа действий в отношении инвалидов [Электронный ресурс]: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions(дата обращения: 12.03.2019)
2. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml(дата обращения: 12.03.2019)
3. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Норма : Инфра-М, 2013. - 49 с.
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24. ноября 1995 г.] / Законодательство Российской Федерации. М.: Фирма АСТ, 2005
5. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон:
принят Гос. Думой 29. нояб. 2012 г.] / Законодательство Российской
Федерации. М.: Фирма АСТ, 2005
6. Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 2 авг. 1995 г.] / Законодательство Российской Федерации. М.: Фирма АСТ, 2005
7. Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 июля 1998 г.] / Законодательство Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2019
8. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: учебное пособие [Текст] / Л. А. Акатов. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 363 с.
9. Теория и практика тьюторской деятельности в России.
[Электронный ресурс] :/ E. А. Александрова, Е. А. Андреева:. -Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=20958185(дата обращения: 20.03.2019)
10. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского Союза и Ближнего Востока: учеб.-метод. пособие [Текст] / Александрова, Е.А., Андреева, Е.А. - М.: Изд-во Мос.-Тв.: «СФК-Офис», 2013. - 156 с.
11. Основы социальной медицины: учебное пособие для вузов [Текст] / Г.П. Артюнина. - М.: Академический проект, 2013. - 576 с.
12. Социальная работа: учеб. Пособие [Текст] / Ф. Н. Басов. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 352 с.
13. Социальная защита инвалидов: организационно-правовой аспект [Текст] / М. Г. Берсирова - М.: ВЛАДОС, - 2014. -356 с.
14. Положение глухонемых в России: с обзором современного состояния вопроса о восстановлении слуха у глухонемых. [Текст] / М. В. Богданов-Березовский. - СПб: Санкт-Петербургское Мариинское училище для глухонемых, 2010. - 296 с.
15. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Боскис. - Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования., 2011. - 303 с.
16. О детях с нарушенным слухом [Текст] / И. М. Гилевич. - 200 с.
17. Проблемы социальной помощи и социальной защиты детей- инвалидов в национальных проектах Российской Федерации. Социальная политика и социология:/ Брянцев М.В. - 2010. - №10. - С.53 - 60
18. Формирование тьюторской компетентности педагогов как залог успешной реализации инклюзивного образования: / Грачева Н. Ю. Дудчик С. В. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4 (33). С. 333-336.
19. Профессиональная подготовка тьюторов для работы в социально-образовательной среде:/ Грачева Н. Ю., Дудчик С. В. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3 (36). С. 256-260.
20. Психология социальной работы [Текст]: учебник для вузов / М. А. Гулиной. - 2-е узд. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.
21. Тьюторское сопровождение как образовательная услуга в институциональных формах и в открытом образовательном пространстве:/ Довбыш С. Е. Колосова Е. Б. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 16. С. 59-67.
22. Современные образовательные технологии как ресурс профессионального самоопределения студентов вуза:/ Дудчик С. В. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 250-253.
23. Психолого-педагогическая диагностика в работе тьютора:/ Дудчик С. В Человек и образование. 2016. № 1 С. 127-131.
24. Поддержка позитивного настроя семей, воспитывающих детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]:/ Журавлева Г.В. // Социальное обслуживание. - 2014. — №11. - С. 69-77.
25. История глухих: предмет и объект [Текст] / Г. Л. Зайцева / «Материалы Московского симпозиума по истории глухих». - 2005. № 1. - С. 85-96.
26. Технология социальной работы [Текст]:/И. Г. Зайнышев. -М.: ВЛАДОС, 2010. - 180 с.
27. Карпенкова, И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы / И.В. Карпенкова - М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. - 116 с.
28. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка [Текст]:/В.И. Кайгородова. Социальная педагогика. - 2014. — №5. - С. 67-79.
29. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями в развитии:/ Карпенкова И.В. Из опыта работы.М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. 88 с.
30. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании. Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании:/ Ковалева Т.М. сб. ст. М., 2010.
31. Тьюторство в образовательной среде школы:/ Колосова Е. Б. Управление школой: прил. к газ. «Первое сентября». 2013. № 17. С. 32-35.
32. Тьюторство: история и современность. [Электронный ресурс] :/ Н.В. Абрамовских, Е.А. Казаева:.-Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-31.pdf(дата обращения: 22.03.2019)
33. Направления активизации социальной работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида. Перспективы развития и актуальные проблемы социальной работы в условиях модернизации российского общества:/ Куликова Н.А. - Киров. - 2012. - С.26 - 38
34. Человек не слышит [Текст]: / В. А. Крайнин. - М.: Знание, 2013. - 144 с.
35. Новый тип педагога в условиях индивидуализации образования:/ Крылова Н. Б. Тьютор. Завуч. 2010. № 4. С. 61-70.
36. Педагогические методы и приемы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста, имеющими частичное нарушение слуха. [Электронный ресурс] :/Т.В.Локотинова:.-Режим доступа: http://www.econf.rae.ru/pdf/2017/11/6621.pdf(дата обращения: 22.03.2019)
37. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / В. В. Мелихов. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 139 с.
38. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ сост.:/ Вишнякова Е.А. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. - 66 с.
39. Специальная педагогика [Текст]: учебное пособие :/
Н. М. Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с.
40. П. Д. Павленок Методология и теория социальной работы [Текст]: учебное пособие :/ П. Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 267 с.
41. Российская энциклопедия социальной работы[Текст]: / А.И. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2010. - 364 с.
42. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства. Открытая модель дополнительного образования региона:/Проскуровская И. Д. Красноярск, 2012. C. 212-225.
43. Профессия «тьютор» [Текст]: / Т.М. Ковалева [и др.]; - М.: СФК- офис, 2012. - 303 с.
44. Размышления о тьюторстве [Текст]: / Н.В. Рыбалкина. - М.: Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2016. - 188 с.
45. Идея тьюторства - идея педагогического поиска. Тьюторство: идея и идеология:/ Рыбалкина Н. В. Материалы 1-й межрегион. тьюторской конф. Томск, 2010. С. 15-30
46. Взаимодействие сурдопедагога и родителей на запускающем этапе реабилитации после кохлеарной имплантации [Текст]: / А. И. Сатаева. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №2. -
47. С. 20-32.
48. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и в норме: общее и различное [Текст]: / Е. М. Сафронова. Коррекционная педагогика. - 2015. - №1. - С. 6-11.
49. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие :/ И. К. Свищева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. - 240 с.
50. Теория социальной работы [Текст]: учебное пособие :/
М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - М.: Академический Проект, 2010. - 511 с.
51. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие для вузов: / М.В. Фирсов. - М.: Трикста; Академический проект, 2012. - 428 с.
52. Тьюторство в образовательном процессе :/ Н. Т. Хидирова, [Электронный ресурс]: доклад - Режим доступа: http:ZZgigabaza.ru/docZ.html (дата обращения: 10.04.2019)
53. Социальная работа с инвалидами [Текст]: учебное пособие :/ Е. И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 240 с.
54. Социальная работа: теория и практика [Текст]:/ Е.И. Холостова, А.С. Сорвина : учебное пособие для вузов - М.: ИНФРА-М, 2011. - 427 с.
55. Холостова, Е. И., Дементьева, Н. Ф. Социальная реабилитация
[Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 340 с.
56. Хомякова, И.А. Индивидуальное сопровождение ребенка- инвалида в процессе комплексной реабилитации [Текст] / И.А. Хомякова // Социальное обслуживание. - 2014. - №5. - С. 72-80.
57. Семейное тьюторство как инновационный ресурс образовательного учреждения:/ Хоменко, И.А., Народное образование. 2012. № 1. С. 110-114.
58. Технология социальной работы [Текст]: / А. А. Чернецкая. - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. - 400 с.
59. Я не хочу молчать! [Текст]:/ Леонгард, Э.И. Самсонова, Е. Г. Иванова, Е. А. - М.: Теревинф, 2010. - 144 с.
60. Тьюторство идея и идеология:/ Щедровицкий П. Г. материалы 1¬й межрегион. тьюторской конф. Томск, 2015. 128 с.
61. Социальная работа с инвалидами [Текст]:/ Ярская-Смирнова, Е. Р., Наберушкина, Э. К.: учебное пособие - СПб.: Питер, 2013. - 315 с.