Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМПАТИИ

Работа №178453

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2019
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей психологического пространства подростков из неблагополучных семей с разным уровнем эмпатии 8
1.1. Проблема изучения психологического пространства в современной
психологии 8
1.2. Особенности психологического пространства подростков из социально
неблагополучных семей 18
1.3. Феномен эмпатии подростков и определяющие ее факторы 27
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей психологического пространства подростков из неблагополучных семей с разным уровнем эмпатии 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологического
пространства подростков из неблагополучных семей с разным уровнем
эмпатии 43
2.3. Разработка, внедрение и оценка эффективности психокоррекционной
программы 52
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложения

Актуальность исследования. Современные темпы и стратегии развития общества отвечают задачам экономического роста, политической стабильности и социальной защищенности населения. При этом обеспечение последней - является многоплановой и междисциплинарной задачей. Уверенность в завтрашнем дне, конструктивное выстраивание жизненных целей, эффективное жизнетворчество личности детерминировано множеством внешних и внутренних условий. В значительной степени жизненный путь личности определяется особенностями взаимодействия в семье, где человек усваивает правила, нормы, стереотипы поведения, систему ценностей, которую затем использует на протяжении всей своей жизни и, как следствие, передает своим потомкам. Семья и психологический характер взаимоотношений между членами семьи оказывает огромное влияние на все аспекты жизни ребенка. И.С. Кон писал, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта в поведении подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.
Очевидно, что неблагополучная семья требует в контексте вышесказанного особого внимания специалистов в области психологии и клинической психологии. О.В. Кухарчуки и Е.А. Митрофанова отмечают, что антисоциальное поведение одного из членов семьи приводит к постепенному закреплению сложного комплекса психологических, поведенческих и межличностных отклонений у подростков [32]. Такие отклонения охватывают личность в целом, ее внутренний мир, систему убеждений, смысложизненные ориентации, ценностную сферу, а также обуславливают самоотношение, границы собственного «Я» и все, что с таким «Я» ассоциируется в сознании подростка. Другими словами, подросток, воспитывающийся в неблагополучной семье, будет по-особенному определять и осознавать свое психологическое пространство.
Согласно исследованиям С.К. Нартовой-Бочавер, Ю.В. Курбаткиной под психологическим пространством личности в современной психологии понимается субъективно значимый эпизод жизни, определяющий актуальную деятельность и стратегию человека. Психологическое пространство включает в себя совокупность физических, социальных, и сугубо психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (пространство, личные предметы, социальные пристрастия и предрасположенности, установки, тенденции).
О.Р. Валединская использует близкое понятие «личное пространство человека», отмечая, что основное место в феноменологии личного психологического пространства человека занимает состояние ее границ - как неких психологических и физических маркеров, разграничивающих области личного контроля и закрытости (приватности) одного человека от такой же области у другого. Границы личного пространства определяют отношение человека к социуму: семье, дальним родственникам, друзьям, к определенной социальной группе, этносу или всему человечеству. Восприятие и понимание социума как своего позволяет проявляться конструктивным, творческим тенденциям, пропускающим человека через прозрачные социальные границы. И как отмечал Э. Эриксон, благодаря этому у человека формируется «широкая идентичность», чувство общности с наибольшим кругом людей. Если же социум воспринимается как чуждый, эти границы могут блокироваться, ограничивая пространство самоактуализации личности возникновением фобии различного характера и масштаба - от бытовой агрессивности до нетерпимости к иным социальным группам. Мера разграничения своего и чужого определяет способность личности к диалогу и совместному творчеству в любых сферах жизнедеятельности.
Психологическое пространство личности подростка определяется особенностями межличностной коммуникации в семье. Важнейшим звеном коммуникации является эмпатия, определяемая Е.В. Зинченко и И.М. Юсуповым как проникновение, вчувствование в переживания другого 4
человека, осознание и понимание специфических особенностей его эмоционального состояния.
Представления об эмпатии развивались и усложнялись в психологических исследованиях по мере перехода от аффективно-когнитивного к интегративному подходу. Современная психология рассматривает феномен эмпатии как сложное явление, которое включает в себя физиологический, кинестетический, аффективный и мотивационный компоненты. В зависимости от ситуации в ней преобладает либо эмоциональная, либо когнитивная, либо поведенческая стороны. Содержание эмпатии зависит от ценностей и мотивационных установок самой личности (А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Т.П. Граврилова и др.).
Таким образом, теоретический анализ показал недостаточную научную разработанность вопроса особенностей психологического пространства подростков из неблагополучных семей с разным уровнем эмпатии.
Проблема исследования: каковы особенности психологического пространства подростков из неблагополучных семей с разным уровнем эмпатии?
Цель исследования: изучить особенности психологического пространства подростков из неблагополучных семей с разным уровнем эмпатии.
Объект исследования: психологическое пространство подростков из неблагополучных семей.
Предмет исследования: особенности психологического пространства подростков из неблагополучных семей с разным уровнем эмпатии.
Гипотеза исследования: коррекция эмпатии способствует повышению уровня суверенности психологического пространства личности, а именно: суверенности физического тела, суверенности территории и суверенности социальных связей.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить разработанность понятий «психологическое пространство личности», «эмпатия».
2. Описать особенности психологического пространства подростков из неблагополучных семей с разным уровнем эмпатии.
3. Выявить особенности выраженности эмпатии подростков из неблагополучных семей.
4. Разработать, внедрить программу по повышению уровня эмпатии у подростков из неблагополучных семей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория личностно ориентированного подхода (В.А. Беликов, А.В. Петровский и др.); теории развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); исследования влияния неблагополучных семей на нравственное и психическое развитие подростков (Л.С. Алексеева, М.М. Плоткин, А.С. Спиваковская, В.И. Ширинский и др.); теории отечественной и зарубежной психологии в вопросах психологического пространства (С.К. Нартова-Бочавер), идентичности (Э.Эриксон), детско-родительских отношений (В.В.Абраменкова, А.И.Захаров, Э.Г.Эйдемиллер); теории индивидуальности (В.М.Русалов); сепарации детей от родителей (Дж. Боулби, Й. Лангмейер, М.И. Лисина, А.Фрейд, M.L. Deci).
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные (сравнительные);
2. Эмпирические (измерение, наблюдение, беседа,
психодиагностические методики);
3. Методы количественной и качественной обработки данных. Статистическая обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, с использованием U-критерия Манна - Уитни, корреляционного анализа с использованием коэффициента корреляции r- Спирмена и множественного регрессионного анализа (МРА) на основе пакета статистических программ «SPSS-19.0».
4. Методы интерпретации.
Методики исследования:
1. Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко).
2. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова.
3. Методика «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартова - Бочавер.
Практическая значимость работы. Полученные в результате проведенной работы данные могут использоваться для разработки психологических рекомендаций, психопрофилактических мероприятий, в том числе программ, направленных на повышение уровня эмпатии у подростков из неблагополучных семей, гармонизацию их психологического пространства.
База исследования: Исследование проводилось на базе областного специализированного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Выборку составили 36 подростков из неблагополучных семей.
Структура и объем исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (61 источник), приложений. В работе содержатся 4 рисунка и 7 таблиц. Объем работы 75 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе нашего исследования изучалась проблема особенностей психологического пространства подростков из неблагополучных семей с разным уровнем эмпатии. В результате проведенного исследования нам удалось реализовать все поставленные задачи. А именно: изучить разработанность понятий «психологическое пространство личности», «эмпатия»; описать особенности психологического пространства подростков из неблагополучных семей с разным уровнем эмпатии; выявить особенности выраженности эмпатии подростков из неблагополучных семей; разработать, внедрить программу по повышению уровня эмпатии у подростков из неблагополучных семей.
Теоретический анализ литературы показал недостаточную разработанность вопроса психологического пространства подростков из неблагополучных семей с разным уровнем эмпатии.
Ведущие современные ученые расходятся во мнениях в вопросах роли эмпатии в формировании психологического пространства подростков из неблагополучных семей. Так, многие ученые отмечают, что жизненный путь личности определяется особенностями взаимодействия в семье, где человек усваивает правила, нормы, стереотипы поведения, систему ценностей, которую затем использует на протяжении всей своей жизни и, как следствие, передает своим потомкам. Семья и психологический характер взаимоотношений между членами семьи оказывает огромное влияние на все аспекты жизни ребенка. И.С. Кон писал, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта в поведении подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.
При этом, большинство ведущих ученых и психологов - практиков едины во мнении о том, что психологическое пространство включает в себя совокупность физических, социальных, и сугубо психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (пространство, личные предметы, социальные пристрастия и предрасположенности, установки, тенденции). Психологическое пространство личности подростка определяется особенностями межличностной коммуникации в семье. Важнейшим звеном коммуникации является эмпатия, определяемая как проникновение, вчувствование в переживания другого человека, осознание и понимание специфических особенностей его эмоционального состояния.
В результате экспериментального исследования у подростков с разным уровнем эмпатии были выявлены особенности психологического пространства. У респондентов с разным уровнем эмпатии обнаружены различия в показателях жизненных ценностей. Обнаруживается тенденция снижения показателей у респондентов с низким и очень низким уровнем эмпатии.
Для респондентов с низким уровнем эмпатии не представляют большой ценности процессы познания своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик, для них не свойственно руководствоваться в своих действиях морально-нравственными принципами. Материальные потребности преобладают над духовными. Для них не значимо установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия и расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли. По данным шкалы «Собственный престиж» обнаружена та же динамика. Для завоевания своего признания в обществе они не готовы следовать определенным социальным требованиям. Высокое материальное положение, то есть обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования является приоритетной ценностью для подростков с низким уровнем эмпатии. У респондентов с более высоким уровнем эмпатии эти показатели ниже на уровне статистически значимых различий. Респонденты с низким уровнем эмпатии не определяют ценность сохранения собственной индивидуальности для себя как приоритет.
Подростков с очень низким уровнем эмпатии отличает переживание состояния дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении его физиологических потребностей и т.д. так же у подростков с низким уровнем эмпатии выявлена депривированность или отсутствие территориальных границ. Депривиронанные подростки не признают и не уважают права людей на их личные вещи и предпринимают насильственные попытки изменить комфортный для людей распорядок жизни. Подросткам с низким уровнем эмпатии не позволяют самостоятельно выбирать себе круг общения. Кроме того, депривироваднность приводит к насильственному принятию неблизких ценностей.
В целом, у подростков со средним уровнем эмпатии выявлена высокая суверенность психологического пространства, подростки с заниженным уровнем эмпатии находятся в пределах нормативной зоны, а у подростков с очень низким уровнем эмпатии диагностирована депривированность психологического пространства.
Нами была разработана и внедрена в практику психокоррекционная программа «Программа тренинговых занятий, направленных на коррекцию эмпатии у подростков из неблагополучных семей».
Контрольный этап экспериментального исследования показал, что коррекция эмпатии способствует повышению уровня суверенности психологического пространства личности, а именно: суверенности физического тела, суверенности территории и суверенности социальных связей.
У подростков из контрольной группы качественных позитивных изменений не выявлено.
Таким образом, в ходе проведенного исследования все задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Абрамова, Ю.Т. Психология среды: истоки и направления / Ю.Т. Абрамова // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 130 - 131.
2. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально -
психологические проблемы / В.С. Агеев.- М.: Просвещение, 2012. - 240 с.
3. Ануфриев, А.Ф. Практическая психодиагностика: система
основных понятий / А.Ф. Ануфриев. - М.: Ось-89, 2012. - 192 с.
4. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Психология формирования и развития личности // Л.И. Анцыферова. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 35 с.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высш. учеб. завед. / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл; Academia, 2010. - 447 с.
6. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2014. - 66 с.
7. Бодалев, А.А. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах / Под ред. Б.Д. Карвасарского, В.А. Мурзенко. - М., Просвещение, 2010. - 264 с.
8. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2014. - 66 с.
9. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. - М., Просвещение, 2010. - 464 с.
10. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко - М., 2013. - 156 с.
11. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/Л.Ф. Бурлачук - СПб.: Питер, 1999. - 528 с.
12. Валединская, О.Р. Личное пространство человека и возможности его «измерения» / О.Р. Валединская, С.К. Нартова-Бочавер // Психология зрелости и старения. - М., 2012. - Лето. - С. 60 - 77.
13. Василенко, Т.Д. Жизненный путь личности: время и смысл человеческого бытия в норме и при соматической патологии / Т.Д. Василенко. - Курск: КГМУ, 2011. - 150 с.
14. Василюк, Т.Ф. Психология переживания различных критических ситуаций / Т.Ф. Василюк //Психологический журнал. - 2015. - №5. - С.120¬129.
15. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл Эксмо, 2013. - 1134 с.
16. Гаврилова, Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии/Т.П. Гаврилова //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез.докл. Вторая всесоюз. Конф. - М., 1977. - С. 37-41.
17. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком / Т.П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 2011. - 178 с.
18. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 147-158.
19. Галагузова, М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики / Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. литр. / Отв. ред. М.А. Галагузова. - Вып.3. - Екатеринбург, 2008.
20. Головаха, Е.И. Психология человеческого взаимопонимания / Е.И. Головаха, Н.В. Панина. - Киев: Политиздат, 2012. - 189 с.
21. Грановская, Р.М. Практическая психология/Р.М. Грановская - СПб., 2007. - 429 с.
22. Гримак, Л.П. Межгрупповое взаимодействие: социально¬
психологические проблемы / Л.П. Гримак - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.
23. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю Ермолаев. - 2-е изд. испр. - М.: Московский Психолого-социальный институт: Флинта, 2013. - 336 с.
24. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков/А.И. Захаров - М.: Букинистическое издательство, 2012. - 216 с.
25. Иванова, Г.И. Принципы формирования архитектурной пространственной среды с учетом особенностей возрастного восприятия / Г.И. Иванова. - М., 2013. - 251 с.
26. Психологическая реабилитация детей и подростков / Под ред. И.В. Дубровиной. - Калуга, 2004.
27. Ковалев, Г.А. Проблема общения и детерминация психического в работах советских психологов/Г.А. Ковалев, Л.А. Радзиховский// Общение и развитие психики - Мн.: РИПО, 2009. - 192 с.
28. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2005. - 431 с.
29. Кричевец, А.Н. Математическая статистика для психологов/А.Н. Кричевец - М.: Академия, 2012. - 400 с.
30. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. - Мн.: РИПО, 2010. - 294 с.
31. Курбаткина, Ю.В. Процесс сепарации и индивидуации с точки зрения традиции объектных отношений и Я-психологии / Ю.В. Курбаткина // Психология и жизнь. - М.: МОСУ, 2011. - Вып. 2. - С. 75 - 82.
32. Кухарчук, О.В. Особенности социализации и реабилитацииподростков, воспитывающихся в условиях депривации семейных отношений/ О.В. Кухарчук, Е.А. Митрофанова//Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2015. - № 5 (14). - С. 46-52.
33. Лабунская, В. А. Экспрессия человека / В.А Лабунская. - Ростов- на- Дону, 2009. - 203 с.
34. Левин, К. Динамическая психология/Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой- М.: Смысл, 2001. - 570 с.
35. Леонтьев, Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2014. - 589 с.
36. Морено, Дж. Кто выживет./Дж. Морено - М., 2001. - 186 с.
37. Мудрик, А.В. Коммуникативная культура учителя / А.В. Мудрик // Мир психологии. - 2016. - № 3 (8). - С. 42-45.
38. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.
39. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности: Монография. /С.К. Нартова - Бочавер - М.: Прометей, 2005. - 312 с., с. 72.
40. Нартова-Бочавер С.К. «Copingbehaviour» в системе понятий психологии личности/ С.К. Нартова-Бочавер //Психол. журн. 2007. - Т. 18. - №
5. - С. 20-30.
41. Нартова-Бочавер, С.К. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова- Бочавер, Н.В. Малярова, М.И. Несмеянова, Е.А. Мухортова. - М., 2011. - 261 с.
42. Нартова-Бочавер, С.К. Развитие жизненного пространства ребенка в онтогенезе С.К. Нартова-Бочавер // Стратегия дошкольного образования в XXI веке: проблемы и перспективы. - М., 2011. - 280 с.
43. Нартова-Бочавер, С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологическая наука и образование, 2012. - № 1. - С. 35 - 42.
44. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия: Учеб. пособие для педагогов классов коррекц. - развивающего обучения/ Сост.В.М. Астапов, М.В. Микядзе. - М., 1996.
45. Ольшанский, В.Б. Личность и социальные ценности/ В.Б. Ольшанский. - М.: Просвещение, 2011. - 200 с.
46. Пашукова Т.П. Проявление эгоцентризма в общении и возможности его коррекции/Т.П. Пашукова// Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. - Ростов н/Д, 2010. - С. 72-81.
47. Пашукова, Т.П. Мотивирующая функция эмпатии // Исследования мотивационной сферы личности / Т.П. Пашукова - Новосибирск, 2014. - №2. - С. 27-35.
48. Прихожан, А.М. Роль детско-родительских отношений в становлении тревожности как личностного образования Режим доступа: URL: http://psystudy.ru/num/2008n2-2/109-prikhozhan2
49. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях / Под ред. Г. Иващенко, М. Плоткина. - М., 1994.
50. Психологическая реабилитация детей и подростков / Под ред. И.В. Дубровиной. - Калуга, 2004.
51. Рыльская, Е.А. Структура жизнеспособности человека: коммуникативный аспект/Е.А. Рыльская// Вестник Московского гос. обл. ун-та. - 2009. - № 4. - С. 31-36.
52. Сайт «Издательство СГУ». Режим доступа - URL: http:// edit.muh.ru/ content/mags _psych.htm
53. Сайт журнала «Вопросы психологии» - Режим доступа: URL: http: //www.voppsy .ru/
54. Сайт журнала «Психологический журнал» - Режим доступа: URL: http: //psychol .ras .ru/0 8. shtml
55. Сайт журнала «Вестник Московского университета. Сер. 14.
Психология» - Режим доступа: URL:
http: //www.psy. msu.ru/science/vestnik/index.html
56. Столин, В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук.-М.: Педагогика, 2009. — 208 с.
57. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей/В.М. Целуйко - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
58. Чепурных, Е.Е. Дети с особыми нуждами: Социальная и психологическая поддержка. / Социальное и душевное здоровье ребенка. Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. Науч. конф. (Москва, 22-25 сент. 1998 г.). - М., 1998.
59. Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. Прикладная психология и психоанализ / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко [и др.]. - СПб.: Нев. Диалект, 1998. - 256с.
60. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии/Д.Б. Эльконин - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 219с.
61. Юсупов, И.М. Психология эмпатии: Теоретические и прикладные аспекты. Автореф. дра психол. наук. /И.М. Юсупов - СПб. гос. унт. СПб, 1995. - 24 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ