АННОТАЦИЯ 3
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Нормативно правовая база в сфере реализации Государственного экологического
контроля (надзора) 8
1.1 Нормативно-правовое обеспечение 8
1.2 Постановления Правительства Российской федерации 10
1.3 Приказы Росприроднадзора Российской федерации 14
2 Структура и распределение полномочий государственного экологического контроля на
Федеральном уровне 17
2.1 Административная структура Министерства природных ресурсов и экологии
Российской Федерации 17
2.2 Полномочия Департамента государственной политики и регулирования в сфере
охраны окружающей среды и экологической безопасности 19
2.3 Полномочия Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования 22
2.4 Полномочия Отдела государственного экологического контроля (надзора) по
Томской области 23
3 Система реализации Государственного экологического контроля (надзора) 26
3.1 Порядок поступления на государственную гражданскую службу
Росприроднадзора 26
3.2 Порядок формирования ежегодного плана проверок, утверждаемого Генеральной
прокуратурой Российской Федерации 27
3.3 Алгоритм реализации функций Государственного экологического контроля
(надзора) 30
4 Природоохранная документация в зависимости от категории объекта негативного
воздействия, подлежащих Федеральному государственному экологическому контролю (надзору) 36
5 Статистические сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по
осуществлению государственного экологического контроля (надзора) в сфере деятельности Росприроднадзора 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
Государственный экологический контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных федеральных и региональных органов исполнительной власти, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушений в сфере охраны окружающей среды. Основной целью данного контроля является обеспечение соблюдения установленных экологических норм и требований, что выступает важнейшим инструментом правового регулирования в сфере рационального природопользования [1].
Государственный экологический контроль (надзор) выполняет ключевую функцию государственного управления, способствуя защите окружающей среды от негативного воздействия и обеспечивая правопорядок в экологической сфере, представляет собой механизм, через который обеспечивается выполнение обязательных экологических требований и применяется юридическая ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды. Он играет решающую роль в поддержании экологической безопасности. Уровень эффективности государственного экологического надзора на федеральном уровне напрямую связан с квалификацией и результативностью работы государственных уполномоченных структур, осуществляющих контроль за соблюдением экологических норм [2].
Охрана окружающей природной среды является одной из самых актуальных и серьезных проблем современности. Стремительное развитие Научно-технического прогресса, а также растущее воздействие человеческой деятельности на природу, неизбежно ведут к ухудшению экологической ситуации. Это проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, нарушении экологического баланса между человеком и природой, утрате эстетических ценностей и ухудшении здоровья людей — как физического, так и морального. Вдобавок, усиливается экономическая и политическая конкуренция за природные ресурсы и жизненное пространство .
Изученность: Регулирование и контроль за соблюдением экологических норм и стандартов являются важнейшими инструментами обеспечения экологической безопасности, здоровья человека и сохранения природных ресурсов. В Российской Федерации существует развитая система государственного экологического контроля (надзора) на федеральном уровне, включающая механизмы мониторинга состояния природы, оценки воздействия на окружающую среду и контроль за соблюдением законодательства. Вопросам совершенствования государственного экологического контроля (надзора) посвятили свои работы ряд отечественных ученых. Так, Чхутиашвили Л. В. в статье «Совершенствование государственного экологического контроля (надзора)» 4
подчеркивает, что эффективная реализация охраны окружающей среды и рационального природопользования возможна только при условии качественного государственного экологического контроля [3]. М. А. Бучакова исследовала вопросы, связанные с осуществлением экологического контроля в России, отметив, что он является одним из ключевых правовых механизмов в системе охраны окружающей среды [4]. Е. А. Яковлева в своих работах рассматривала вопросы государственного экологического контроля в Байкальском регионе, уделяя внимание правовому регулированию и организации деятельности органов власти в этой области [5]. А. С. Джавадова проанализировала современное состояние и правовое регулирование государственного экологического контроля в Российской Федерации, а также исследовала перспективы его дальнейшего развития, включая проблемы, возникающие при его реализации [6]. Л. С. Гамидуллаева обратила внимание на проблемы, связанные с внесением изменений в законодательство, регулирующее контрольную деятельность в сфере охраны природы, и предложила пути повышения эффективности экологического надзора как на федеральном, так и на региональном уровнях [7]. Е. В. Младенова исследовала нормативные и научные подходы к пониманию экологического контроля и экологического надзора, акцентируя внимание на различиях между этими категориями [8]. В эколого-правовой литературе вопросы государственного экологического контроля (надзора) рассматривались как в работах, посвященных общей теории экологического права (О. С. Колбасов, В. В. Петров, Ю. С. Шемшученко), так и в рамках специальных исследований, ориентированных на экологический контроль в целом (А. К. Голиченков, О. Ю. Ганюхина) и его отдельных видов в зависимости от субъектов надзора (Н. В. Кичигин, В. Ф. Петренко). В числе специалистов, анализировавших контроль в сфере использования и охраны природных ресурсов, можно выделить работы С. Ю. Королева, Г. А. Ларионова, В. Е. Лубовского и Е. С. Михайловой [9].
Теоретическая и практическая значимость данной темы заключается в возможности углубленного анализа эффективности системы организации государственного экологического контроля (надзора) для выработки рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики в этой области, а также для обеспечения устойчивого развития общества. На федеральном уровне система организации государственного экологического контроля (надзора) имеет особое значение, так как на этом уровне уполномоченные органы принимают стратегические решения и устанавливают базовые принципы регулирования экологической деятельности. Эффективная система контроля способствует улучшению экологической ситуации. Результаты исследования могут послужить основой для разработки рекомендаций по улучшению системы государственного экологического надзора, что непосредственно повлияет на улучшение экологической ситуации в Томской области.
Объект исследования: Государственный экологический контроль (надзор) в области охраны окружающей среды.
Предмет исследования: механизмы и методы реализации государственного экологического контроля (надзора) на федеральном уровне по Томской области.
Цель: проанализировать эффективность системы государственного экологического контроля (надзора) на Федеральном уровне.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить нормативно правовую базу в сфере Государственного экологического контроля (надзора) в области охраны окружающей среды.
2. Изучить полномочия подразделений Росприроднадзора РФ в соответствие с их территориальным распределением
3. Изучить алгоритм реализации государственного экологического контроля (надзора).
4. Изучить природоохранную документацию объектов негативного воздействия, подлежащих Федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
5. Проанализировать статистические данные, отражающие результаты работы Росприроднадзора по осуществлению государственного экологического контроля (надзора) за отчетный период с 2021 по 2024 года.
Защищаемые положения:
1. Система государственного экологического контроля в Томской области за период с 2021 по 2024 годы. показывает высокую институциональную устойчивость и результативность.
2. Высокий уровень нагрузки на одного государственного инспектора в Томской области является одновременно индикатором операционной эффективности и потенциальным фактором угрозы устойчивости надзорной системы.
3. Совершенствование системы государственного экологического контроля возможно при условии институциональной модернизации, основанной на интеграции риск- ориентированных подходов, цифровизации процедур и переходе от количественных к результативным индикаторам оценки эффективности.
Научная новизна исследования, заключается в проведении количественного и качественного анализа эффективности федерального государственного экологического контроля (надзора) в Томской области на основе динамики проведённых контрольно-надзорных мероприятий с 2021 по 2024 годы. Данное исследование способствует углублению научного понимания эффективности экологического контроля (надзора) на федеральном уровне и может быть использовано для оптимизации деятельности в области охраны окружающей среды.
Практическая значимость заключается в возможности применения результатов в деятельности контрольно-надзорных органов. Для совершенствования механизмов контроля, улучшения выявления и пресечения экологических нарушений, как основа для дальнейших исследований в области совершенствования государственного экологического контроля. Комплексный анализ позволит повысить прозрачность и результативность государственного экологического контроля (надзора), сократить количество экологических правонарушений и улучшить экологическую обстановку в области.
Работа была апробирована в VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экология и управление природопользованием», в LXXIV научной студенческой конференции Биологического института НИ ТГУ «Старт в науку».
Выражаю свою благодарность научному руководителю Адаму Александру Мартыновичу за неоценимую помощь и поддержку в процессе написания выпускной квалификационной работы, а также Начальнику отдела государственного экологического надзора по Томской области, Яковлеву Егору Сергеевичу за предоставление необходимых материалов.
Проведённое исследование позволило всесторонне проанализировать нормативно-правовые, организационные и практические аспекты функционирования системы государственного экологического контроля (надзора) на федеральном уровне в Томской области. На основе полученных данных и интерпретации результатов работы надзорных органов в период с 2021 по 2024 годы сформулированы ключевые выводы, отражающие как текущее состояние системы федерального государственного экологического контроля(надзора), так и перспективы её развития.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Нормативно-правовое обеспечение государственного экологического контроля в Российской Федерации представляет собой целостную, иерархически организованную систему, включающую федеральные законы, подзаконные акты и методические рекомендации, обеспечивающие реализацию экологической политики государства. Структурированность и нормативная насыщенность этой базы создают правовые основания для системного надзора за соблюдением природоохранного законодательства, оперативного реагирования на экологические угрозы и профилактики нарушений. Важнейшим условием эффективного функционирования данной системы выступает институционализированное межведомственное взаимодействие, направленное на согласованное применение контрольно-надзорных механизмов.
2. Многоуровневая модель управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования, включающая стратегический (федеральный), координационный (межрегиональный) и исполнительный (региональный) уровни, демонстрирует высокую степень функциональной сбалансированности. На примере деятельности Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора и его территориального отдела в Томской области установлено, что система государственного экологического контроля способна не только адаптироваться к региональной специфике, но и эффективно координировать действия различных субъектов в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития территории.
3. Эффективность реализации функций государственного экологического контроля обусловлена совокупным действием кадрового, организационного и методического потенциалов. Высокий уровень профессиональной подготовки инспекторского состава, внедрение риск-ориентированного планирования проверок, а также проведение профилактической и информационно-разъяснительной работы обеспечивают не только достижение показателей результативности, но и формируют доверие со стороны регулируемых субъектов. Такой подход соответствует современным принципам «умного регулирования» и способствует снижению административной нагрузки при одновременном повышении экологической ответственности бизнеса.
4. Регламент надзорной деятельности в отношении объектов I и II категорий НВОС демонстрирует прямую зависимость между степенью потенциальной экологической опасности и строгостью регуляторных требований. Такая нормативная дифференциация позволяет эффективно перераспределять надзорные ресурсы, концентрируя внимание на предприятиях с высоким уровнем риска негативного воздействия. Однако данный подход требует от контрольно-надзорных органов не только высокой квалификации, но и методической гибкости, связанной с необходимостью постоянной актуализации оценки рисков.
5. Анализ статистических показателей за 2021-2024 гг. подтвердил устойчивость и результативность государственного экологического контроля в Томской области, несмотря на действие моратория на плановые проверки, ограниченные кадровые ресурсы, и рост промышленной нагрузки. Систематическое превышение региона по числу проведённых мероприятий и нагрузке на одного инспектора, которое составляет 1,8 КНМ по сравнению с аналогичными субъектами СФО свидетельствует о высокой внутренней организованности надзорного подразделения. Однако установлены признаки предельной эксплуатационной загруженности, что требует корректировки распределения надзорных полномочий, а также внедрения цифровых инструментов анализа и мониторинга для повышения управляемости системы.
6. Обеспечение устойчивого функционирования и развития системы государственного экологического контроля возможно исключительно при условии её институциональной и технологической модернизации. Интеграция научно-обоснованных подходов, автоматизированных систем мониторинга, цифровых платформ взаимодействия с субъектами надзора, а также развитие механизмов межведомственного сотрудничества являются необходимыми условиями для перехода к новому качеству надзора, ориентированному на достижение конкретных экологических результатов. В долгосрочной перспективе приоритет должен быть смещён от количественных показателей (число проверок) к оценке воздействия и достигнутого эффекта в сфере охраны окружающей среды.
1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) //КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823 (дата обращения: 01.02.2025)
2. Экологическое право : учебник для вузов / С. А. Боголюбов [и др.] ; под редакцией С. А. Боголюбова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17734-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559580 (дата обращения: 01.02.2025).
3. Чхутиашвили Л.В. Совершенствования государственного экологического
контроля (надзора) // Lex Russica. 2016. №9 (118). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovaniya-gosudarstvennogo-ekologicheskogo- kontrolya-nadzora (дата обращения: 2.02.2025).
4. Бучакова Марина Александровна Экологический контроль как мера административно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2014. №2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy- kontrol-kak-mera-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-v-sfere-ohrany-okruzhayuschey- sredy (дата обращения: 2.02.2025).
5. Яковлева Елена Александровна Государственный экологический контроль в области охраны Байкальской природной территории // Известия БГУ. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-ekologicheskiy-kontrol-v-oblasti-ohrany- baykalskoy-prirodnoy-territorii (дата обращения: 2.02.2025).
6. Джавадова Алиса Сираджеддиновна Государственный экологический контроль в РФ: состояние и перспективы развития // Материалы Афанасьевских чтений. 2022. №3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-ekologicheskiy-kontrol- v-rf-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 02.02.2025).
7. Гамидуллаева Л.С. Повышение эффективности государственного
экологического надзора на федеральном и региональном уровне // Ленинградский юридический журнал. 2015. №4 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-
effektivnosti-gosudarstvennogo-ekologicheskogo-nadzora-na-federalnom-i-regionalnom-urovne (дата обращения: 02.02.2024).
8. Младенова Е.В. Понятие и назначение государственного экологического
контроля (надзора) // Вестник ПАГС. 2021. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-naznachenie-gosudarstvennogo-ekologicheskogo- kontrolya-nadzora (дата обращения: 02.02.2024).
9. Заславская Н.М. Правовое регулирование государственного экологического контроля: методология исследования // Экологическое право. 2010. № 2 URL: https://new- disser.ru/_avtoreferats/01004714376.pdf (дата обращения: 02.02.2024)
10. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция)//КонсультантПлюс.URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358 750 (дата обращения: 15.03.2024)
11. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(последняя редакция)// КонсультантПлюс. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8515 (дата обращения: 03.02.2025)
12. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096: (ред. от 23.12.2023) "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"). //КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389259 (дата обращения: 03.02.2025)
13. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398: (ред. от 07.10.2021) "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"//КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373399 (дата обращения: 05.02.2025)
14. Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 N 604:(ред. от 16.08.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415"// КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382540/7ysclidHv8bw2rryg613668306 (дата обращения: 05.02.2025)
15. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2428:(ред. от 16.08.2023) "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года" (вместе с "Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)"//КонсультантПлюс. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373617/?ysclid=lv8c4bqrxp9030817 69 (дата обращения: 19.02.2025)
...26