Проведено анкетирование.
Выборка: 112 учеников 7-9 классов в возрасте от 14 до 16 лет .
Есть приложения.
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретический обзор влияния социальных сетей на подростков. 6
1.1 Социальные сети - характеристика и сущность понятия 6
1.1.1 Статистические данные: социальные сети 7
1.1.2 Причины развития зависимости от социальных сетей 8
1.2 Причины популярности социальных сетей среди подростков 9
1.3 Опасность социальных сетей для психического здоровья подростков 12
ГЛАВА 2 «Практическое исследование взаимосвязи социальных сетей и нарушений психического здоровья у подростков» 15
2.1 Проведение социологического анкетирования 15
2.1.1 Подготовка к проведению социологического анкетирования 15
2.1.2 Анализ социологического анкетирования 17
2.2 Анализ взаимосвязи длительного времяпровождения в социальных сетях и нарушений психического здоровья у подростков при помощи психологического тестирования 21
2.3 Разработка продукта проекта: практические рекомендации по снижению количества времени, проведенного подростками в социальных сетях 23
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложения 30
Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Сегодня в них буквально вся наша жизнь! Мы общаемся, делимся фотографиями, высказываем свои мысли в виртуальном пространстве при помощи социальных сетей. Самыми активными пользователями социальных сетей являются именно подростки. Они первыми узнают новые тренды и даже создают свои.
Несмотря на то, что социальные сети стали одним из наиболее удобных инструментов общения в современном мире, многие психологи и психотерапевты не рекомендуют проводить в них слишком много времени, поскольку подобное времяпровождение может оказывать негативное влияние на психическое здоровье человека. К тому же, если человеку ставят диагноз, связанный с психическим расстройством, самая первая рекомендация от врачей - отказ от социальных сетей.
Как мы уже отметили, подростки являются самыми активными пользователями социальных сетей. Всем известно, что подростковый возраст отличается особой нестабильностью, а сами подростки являются возрастной группой, которая только находится в процессе формирования самосознания и эмоциональной устойчивости. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что социальные сети могут быть опасны для психического здоровья подростков.
Актуальность темы исследования обуславливается возрастающей популярностью социальных сетей. По данным РОССТАТа, ежегодно количество пользователей социальных сетей увеличивается на 11,65%. Подростки активно пользуются социальными сетями, а взрослые активно бьют тревогу по поводу того, что их дети проводят в них практически все свое свободное время. Технологии с одной стороны в разы упрощают нашу жизнь, а с другой - могут оказывать на нее негативное влияние.
Проблема исследования заключается в том, что постоянное использование подростками компьютерных технологий, в частности, социальных сетей, ведет к ухудшению их психического здоровья и развитию всевозможных расстройств и заболеваний. К сожалению, сами подростки не осознают, что постоянное времяпровождение в социальных сетях может повлечь за собой подобные последствия, поэтому не стараются снизить количество времени, проведенное в сети.
Целью индивидуального проекта является анализ взаимосвязи между длительным времяпровождением в социальных сетях и нарушениями психического здоровья среди подрастающего поколения.
Объектом индивидуального проекта выступает психическое здоровье подростков.
Предметом индивидуального проекта выступает влияние социальных сетей на психическое здоровье подростков.
Гипотеза: предположим, что постоянное времяпровождение в социальных сетях неизбежно ведет к ухудшению состояния психического здоровья подростка.
На основании указанной цели, можно сформулировать следующие
задачи индивидуального проекта:
1. Изучить причины популярности социальных сетей среди подрастающего поколения;
2. Рассмотреть опасность длительного время провождения в социальных сетях для психического здоровья подростков;
3. Провести анкетирование среди подростков 14-16 лет с целью выявления количества времени, которое они проводят в социальных сетях;
4. Провести тестирование на уровень психического состояния подростков, которые проводят в социальных сетях много времени.
Методами исследования являются: теоретический - изучение литературы по теме, документов, анализ, синтез, интерпретация, систематизация, обобщение; эмпирический - опрос-анкетирование;
математический - качественный и количественный анализ результатов опроса-анкетирования; описательно-функциональный метод
При написании индивидуального проекта, были использованы энциклопедии, учебная литература, научные публикации российских и зарубежных авторов, источники из Интернета, а также материалы средств массовой информации.
Практическая значимость индивидуального проекта состоит в возможности использования полученных теоретических, практических и аналитических результатов проекта в работе преподавателей, учителей и школьных психологов, при проведении уроков и внеурочных занятий, а также для расширения общего кругозора подростков и обсуждения их взглядов на проблему исследования. Помимо этого, данные, полученные в ходе написания проекта могут быть использованы самими подростками для того, чтобы осознать опасность длительного времяпровождения в социальных сетях.
Подводя итог проекту, можно сделать следующие выводы:
1. Популярность социальных сетей среди подростков неразрывно связана со стремлением закрытия базовых потребностей в общении и в принадлежности к определенной группе. Социальные сети доступны и удобны, в них можно отслеживать новые тренды и даже создавать свои, публикуя личный контент!
2. Социальные сети могут предоставлять огромное количество возможностей, при этом имеется огромное количество рисков и опасностей, встреча с которыми может повлечь серьезные проблемы, в том числе и для психического здоровья человека и подростка.
3. В ходе проведенного анкетирования, было выявлено, что социальные сети действительно пользуются популярностью у подростков, нам удалось доказать это на основе результатов анкетирования обучающихся нашей школы. Чаще всего ребята проводят от 4 до 8 часов в социальных сетях, что довольно много. Основные причины использования социальных сетей подростками: общение с друзьями, прослушивание музыки, просмотр фильмов, просмотр новостей и контента.
4. В ходе тестирования, мы выяснили, что уровень психологического благополучия у подростков, которые проводят в социальных сетях 4-8 и более часов действительно ниже, чем у тех, кто проводит в них менее 4-х часов в день.
Таким образом, наша гипотеза о том, что постоянное времяпровождение в социальных сетях неизбежно ведет к ухудшению состояния психического здоровья подростка находит свое подтверждение, ведь психическое здоровье является основной составляющей психологического благополучия.
Исходя из решённых задач следует подвести итог, что цель работы достигнута. Наша гипотеза получила подтверждение в ходе работы над
исследовательским проектом. Таким образом, она перешла из разряда предположений в разряд доказанных утверждений.
Мы считаем, что тема проекта действительно является актуальной и интересной. В процессе работы над проектом, мы научились ставить конкретные цели, формулировать задачи и идти к ним. Также мы получили навыки сбора и анализа различной информации, навыки проведения анкетирования среди респондентов различных возрастов, помимо этого, мы научились анализировать полученные данные, делать соответсвующие выводы. Проектная деятельность дала нам возможность работать индивидуально и по максимуму использовать все свои ресурсы и возможности. Мы уверены, что навыки проектной деятельности еще ни раз пригодятся в будущем
Как мы уже отметили ранее, изучать данную тему было крайне познавательно, именно поэтому, наше исследование не ограничится написанием индивидуального проекта, а продолжится дальше, так, мы сможем еще сильнее углубить наши знания.
1. Максимов А.А., Голубева Н.М. Влияние социальных сетей на современного подростка // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh- setey-na-sovremennogo-podrostka (дата обращения: 23.09.2024).
2. Рогач Ольга Владимировна, Фролова Елена Викторовна АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ //
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-sotsialnyh-setey- na-sovremennyh-podrostkov-klyuchevye-problemy-i-destruktivnye-posledstviya (дата обращения: 23.09.2024).
3. Некоз Яна Олеговна, Игнатович Светлана Сергеевна ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ПОДРОСТКОВ // Педагогика: история, перспективы. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-setey-na-agressivnoe- povedenie-podrostkov (дата обращения: 23.09.2024).
4. Байтерякова А., Вдовцева Ю. НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПОДРОСТКОВ // Теория и практика современной науки. 2016. №12-1 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/negativnoe-vliyanie-sotsialnyh-setey-na- podrostkov (дата обращения: 23.09.2024).
5. Ршоян Л.А., Минкин А.В. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
НА УСПЕВАЕМОСТЬ ПОДРОСТКОВ // Форум молодых ученых. 2018.
№11-2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-setey-na- uspevaemost-podrostkov (дата обращения: 23.09.2024).
6. Ибрагимов Р.Р., Юдеева Т.В. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
ПОДРОСТКОВ // Теория и практика современной науки. 2018. №5 (35).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-setey-na-formirovanie- informatsionnyh-predpochteniy-podrostkov (дата обращения: 23.09.2024).
7. Собкин Владимир Самуилович, Федотова Александра Владимировна Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально- психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. 2018. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostok-v-sotsialnyh- setyah-k-voprosu-o-sotsialno-psihologicheskom-samochuvstvii (дата обращения: 23.09.2024).
8. Ошакаева Айша Алпысовна ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ. РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ // SAI.
2024. №Special Issue 28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie- sotsialnyh-setey-na-razvitie-kognitivnyh-sposobnostey-podrostkov-rol- kognitivnyh-sposobnostey-podrostkov-ispolzuyuschih (дата обращения: 23.09.2024).
9. Шкала психологического благополучия Рифф, PWB // Психологические тесты онлайн URL: https://psytests.org/exist/rpwb-run.html (дата обращения: 20.09.2024).