АННОТАЦИЯ 4
Часть I. Проблемы издательской деятельности в непрофильной организации (на примере театра) 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Издательская деятельность в информационном пространстве театра 16
1.1 Значение для театра информационного пространства и коммуникации с
целевой аудиторией 16
1.2 Издательская продукция театра 31
2 Специфика издательской деятельности в театре 49
2.1 Особенности издательской деятельности в театре как проектной 49
2.2 Специфика этапов проектной издательской деятельности в театре 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 108
Часть II. Редактура части рукописи Исаака Блума «Жизнь и преступления Худи Розена» в переводе А. В. Глебовской 137
Часть III. Расчет себестоимости издания «Кельтское возрождение» 175
Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена изучению издательской деятельности театра как непрофильной организации. Поднимаемая в ней проблема заключается в том, что издательская деятельность театра, с одной стороны, в современных условиях становится неотъемлемой частью успешной стратегии его развития как культурной организации, с другой стороны, не является профильным видом его деятельности, что имеет ряд негативных последствий: отсутствие материальной и нормативной базы, финансирования, квалифицированных в области издательского дела специалистов, из-за чего, в свою очередь, возникают проблемы качества выпускаемых изданий, низкой степени их эффективности в аспекте целевого назначения.
Актуальность темы обусловлена:
• увеличением роли издательской деятельности театра в условиях его жесткой конкурентной борьбы за «потребителя» не только с иными видами искусства, но и с целым рядом новейших источников информации, в первую очередь, цифровых;
• актуализацией вопросов об осуществлении непрофильных видов деятельности в театре, обусловленной ее функциональным назначением, в науке и на практике;
• необходимостью сохранения традиции внутритеатральной издательской деятельности;
• популяризацией тенденции развития и поддержки театров как важного социально-культурного института.
Предприняв попытку решения этих актуальных вопросов, можно, как нам представляется, выстроить алгоритм разрешения проблем непрофильной деятельности не только в театре, но и в других культурных учреждениях.
Изучение истории разработки темы позволило определить, что при большом внимании исследователей к театру, его деятельности и к театральной среде издательская деятельность этой культурной организаций практически остается за рамками их интересов. До сих пор остаются неизученными специфика издательской деятельности театра как непрофильной, не осмыслены ее традиции и современные проблемы, репертуар изданий. Эта тема кратко упоминается в статье Ю. Ю. Поляковой1, в которой исследователь рассматривает ее на примере конкретного театра - Харьковского государственного театра русской драмы в первые десятилетия советской власти. Основной акцент в работе сделан на анализ изданий, выпускаемых в стенах учреждения, а не на самом издательском процессе. Исследователь констатирует, что «издательская деятельность столичных и провинциальных театральных коллективов до сих пор практически не изучена театроведами и книговедами»2.
Вскользь темы нашей ВКР касаются ученые в работах о театральных изданиях, под которыми, однако, чаще всего подразумеваются издания на театральную тематику. Это отражено, например, в монографии Д. Г. Королева3, где исследуется развитие театральной книги с XIX по начало XX в. В центре внимания Д. Г. Королева оказывается генезис театральной периодики. Об этом же подробно говорит в ряде своих работ В. В. Борзенко4, создавая классификацию видов театральных журналов и газет. Аналитический разбор театральной периодики встречается в материалах научных конференций. Например, на протяжении ряда лет Российской государственной библиотекой по искусству проводится конференция «Театральная книга между прошлым и будущим»5. На одной из последних, прошедшей в конце 2022 г., обсуждались вопросы деятельности библиотеки
—
1 Полякова Ю. Ю. Издательская деятельность Харьковского государственного театра русской драмы (1933-1941) // Вестник Одесского национального университета. 2014. Т. 19. №2 (12). С. 9-18.
2 Там же.
3 Королев Д. Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX - начала XX веков СПб. : Рос. нац. б-ка, 1999. 328 с.
4 Борзенко В. В. Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование : автореферат дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2008. 22 с. ; Его же. Типология российских театральных изданий. Обзор источников // Научно-культурологический журнал “Relga”. [Б. м.], 2006. №20 (142). URL: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?textid=1281&level1=main&level2=articles (дата обращения: 10.11.2022).
5 См., напр.: Театральная книга между прошлым и будущим : первая научная конференция, Москва, 1 января - 31 декабря 1997 г. : доклады и сообщения / Российская государственная библиотека по искусству ; сост. и ред. А. А. Колганова. М. : Российская государственная библиотека по искусству, 1997.
как хранилища памяти о театре, о коллекциях книг об актерах, о личных книжных собраниях актеров, книжных коллекциях региональных отделений Союза театральных деятелей, о драматургии и оперных либретто на страницах периодики и в справочных изданиях, о театральной книге - о том, как она представлена в Центре славянских культур и т. д. Театральным журналам в России, их генезису и типологии посвящена кандидатская диссертация и ряд статей Ю. Е. Шур6, которая подробно говорит о театральном журнале как виде издания, который трактуется как «периодическое издание, отражающее состояние и основные тенденции развития театра»7, об отечественных театральных журналах XIX - начала XX в., их эволюции, об особенностях функционирования театрального журнала в советский и постсоветский периоды (основной моделью становится, как указывает Ю. Е. Шур, «научно-популярный журнал оригинального дизайна с богатым визуальным рядом»8), о театральном журнале в современном коммуникационном пространстве. Также исследователь рассматривает сетевые театральные издания. В своих исследованиях Ю. Е. Шур в методологическом плане опирается на труды книговедов (в частности, A. A. Беловицкой, А. И. Акопова и др.), на работы по теории и практике редактирования и издательского дела С. Г. Антоновой, И. А. Жаркова, Л. В. Зиминой, A. A. Калмыкова, Л. А. Кохановой, К. М. Накоряковой, Б. В. Ленского, А. Э. Мильчина, Н. З. Рябининой, Н. М. Сикорского, В. И. Соловьева, A. A. Тертычного и др., но речь в диссертации и публикациях исследователя идет исключительно
о журналах, издаваемых вне театра. —
6 Шур Ю. Е. Театральный журнал в России: генезис и типология : автореф. дис... канд. филол. наук. М., 2014. 25 с. ; Ее же. Работа редактора над структурой театрального журнала «Современная драматургия» // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2010. №5. С. 117-123 ; Ее же. Издательская концепция театрального журнала А. Р. Кугеля «Театр и искусство». Проблема актуальности // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2011. №1. С. 107-113 ; Ее же. Театральная периодика в Рунете // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2011. №4. С. 120-127 ; Ее же. Специальные театральные журналы Серебряного века // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. №4. С. 135-141 ; Ее же. Театральные журналы 1920-х годов: типологическая характеристика // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2012. №6. С. 103-106; и др.
7 Шур Ю. Е. Театральный журнал в России: генезис . С. 12.
8 Там же. С. 21.
Г. А. Григорян провела анализ региональной периодики как источника по истории театральной жизни Российской провинции, в частности, Кубани и Черноморья второй половины XIX - начала XX в9. Внутритеатральным журналам посвящены статьи Петербургского театрального журнала (учредителями которого являются АНО «Петербургский театральный журнал», Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Межсоюзное творческое объединение «Бродячая собака», т. е. журнал издается не театром)10, в которых акцент делается не только на историю, но и на функции таких журналов, приводятся примеры современных подобных изданий.
Изданиям, подготовленным самими театрами, посвящено немного работ. Так, в статье Е. О. Захарьянц «Театральная программа как вид документа»11 представлено исследование театральной программы с точки зрения документологии, рассмотрены все структурные элементы программы как документа, взаимосвязь его составляющих, эволюция театральной программы; процесс издания программ не рассматривается.
А. А. Горбик12 изучает значимость театральной афиши как информационного сопровождения театрального искусства в рамках рекламной компании, а также коммуникативные особенности афиши, направленной на взаимодействие с целевой аудиторией. В своей диссертации, защищенной в 2019 г. по специальности «Теория языка», исследователь делает акцент на лингвопрагматических особенностях жанра афиши в театральном дискурсе. Другими словами, афиша рассматривается —
9 Григорян Г. А. Театральная периодика как источник по истории театральной жизни российской провинции (конец XIX - начало XX века) // Культурная жизнь Юга России. 2008. №2 (27). С. 135-136.
10 Внутритеатральная пресса / С. Апфельбаум, И. Жукова, К. Гусева, С. Кузьмина // Петербургский театральный журнал. СПб., 2012. URL: https://ptj.spb.ru/archive/67/memory-of-profession-67/vnutriteatralnaya- pressa/?ysclid=lwxoi1fy2n473146652 (дата обращения: 21.03.2024).
11 Захарьянц Е. О. Театральная программа как вид документа // Культура: теория и практика. 2016. №5-6 (14-15). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/teatralnaya-programma-kak-vid-dokumenta (дата обращения: 06.11.2023).
12 Горбик А. А. Театральная афиша как рекламный текст // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya-afisha-kak-reklamnyy-tekst (дата обращения: 18.04.2023) ; Ее же. Лингвопрагматические особенности жанра «афиша» в театральном дискурсе: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2019. 26 с.
как тип текста с точки зрения его функционирования «в коммуникативном пространстве театра» . Большая часть публикаций А. А. Горбик посвящена именной текстовой специфике афиши, поликодовой (или креолизованной) природе этого текста, театральная афиша рассматривается автором и как рекламный текст . Можно выделить лишь одну статью А. А. Горбик об афише с акцентом на редакционно-издательской ее подготовке - «Пространственная организация текстового поля печатной театральной афиши» .
В магистерской диссертации Д. А. Кузнецовой не только проводится анализ театральных корпоративных изданий, но и даются рекомендации по созданию такого текстового и визуального контента.
Так как издательская деятельность в современных реалиях не ограничивается печатными изданиями, то ряд исследователей рассматривают и официальные сайты театральных учреждений. Так,
В. Д. Горланова анализирует сайты театров Санкт-Петербурга, делая упор на то, что именно через них идет первичное знакомство целевой аудитории с имиджем театра.
Д. И. Хлебович и И. В. Сергушкина показывают значимость сайта театра для его существования, анализируют контент и интерфейс сайта и предлагают свои рекомендации по его усовершенствованию18. Подобную работу проделали А. В. Задкова и А. Г. Милюкова для Алтайского государственного театра для детей и молодежи имени В. С. Золотухина19. Во всех указанных работах отсутствует описание и анализ процесса работы над сайтами театра.
Заслуживают внимание диссертация и работы С. М. Апфельбаум. Посвященные проблемам связи с общественностью в театральном деле, они обращаются к теме печатного слова в работе театра с общественностью и к организационным изданиям театров20, к проектной деятельности в российской культуре в области связей с общественностью21. В диссертации, в частности, рассматриваются издававшиеся театрами СМИ, начиная с 1890-х гг., иллюстрированные программы Суворинского театра, расширившиеся в конечном итоге до полноценного журнала22. В целом типичный журнал, выпускавшеюся театрами в конце XIX - начале XX в. характеризуется так: он «не только содержал информацию о спектаклях и актерах, но позволял поддерживать постоянный интерес к деятельности театра, давал возможность почувствовать себя причастным к его внутренней жизни. Здесь происходил непосредственный разговор со зрителями, диалог со СМИ, отчет перед благотворителями и т. д», «в них удалось выработать собственный подход к общению, выражавший эстетическое своеобразие этих театров. Столь же стилистически точным было и их оформление. Данные издания следует расценивать не только как вспомогательные материалы, но и как еще одно полноценное средство выражения художественных позиций театров и близких им критиков»23. Характеризуя издания, выпускавшиеся театрами
—
18 Хлебович Д. И., Сергушкина И. В. Сайт театральной организации: проект изменений // Практический маркетинг. 2019. №4 (266). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sayt-teatralnoy-organizatsii-proekt-izmeneniy (дата обращения: 03.06.2024).
19 Задкова А. В., Милюкова А. Г. Аудит сайта Алтайского государственного театра для детей и молодежи им. В. С. Золотухина // РИРИМРА. 2015. №13. С. 88-93.
20 Апфельбаум С. М. Связи с общественностью в театральном деле. автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2005. 24 с.
21 Апфельбаум С. Проектный менеджмент: состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. №2. С 13-18.
22 Апфельбаум С. М. Связи с общественностью... С. 20.
23 Там же.
позднее, автор пишет: «внутренние газеты, выпускавшиеся крупнейшими музыкальными театрами («Советский артист» и «За советское искусство»), после снижения в них идеологической составляющей, вполне соответствовали стандартам организационных изданий»24. Среди важнейших инструментов связи современного театра с общественностью
С. М. Апфельбаум называет «собственные издания (в том числе, и программы к спектаклям, дающие подробную информацию о постановке, представляющие коллектив, его партнеров и т. д.); ... развитие Интернет- ресурсов, создание собственного визуального образа»25.
В 2007 г. была защищена еще одна диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения - К. И. Фокиной «Информационное сопровождение спектакля в современном театральном процессе»26. В работе исследуется информационное сопровождение спектакля в пространстве театрального рынка, доказывается, что «современному организатору театрального дела требуется доскональное знание законов маркетинга и владения маркетинговыми приемами», что «спектакль зиждется на информации» о нем27. В связи с этой идеей К. И. Фокина придает очень большое значение «подготовленным службами театра фотографиям, аудио и видеозаписям, интервью и монологам создателей спектакля и исполнителей, а также отзывам о спектакле широко известных и авторитетных для публики лиц»28. Автор обращается и к проблеме целевой аудитории не только спектакля, но и его информационного сопровождения, обеспечиваемого внутритеатральными силами и ресурсами, и к каналам маркетинговой коммуникации посредством созданной в театре издательской продукции.
Классифицируя создаваемый театром контент, К. И. Фокина выделяет «печатные издания (программка, анонс, пресс-релиз, буклет, пресс-кит, —
24 Там же. С. 23.
25 Там же.
26 Фокина К. И. Информационное сопровождение спектакля в современном театральном процессе : автореф. дисс... канд. искусствоведения. М., 2007. 27 с.
27 Там же. С. 13, 15.
28 Там же. С. 17.
интервью, заметка, обзорная статья, проблемная статья, театральный портрет, репортаж (с репетиции, с пресс-конференции, с премьеры, с юбилейного спектакля, бенефиса), «вопрос-ответ» (горячая линия), письмо (отзывы зрителей), версия, дискуссия, рецензия, очерк, фельетон, пародия, сатирический комментарий, анекдот... и др.». Сюда же она относит афиши, плакаты, принты, листовки, наклейки, рекламные и PR-тексты, в том числе и широкоформатную печать (перетяжки, баннеры и др.). Среди жанров аудиовизуального информационного сопровождения спектакля называются «новостной сюжет, комментарий, публицистическая программа, интервью, обзор прессы, анонс, репортаж с репетиции, пресс-конференции, премьеры, юбилейного спектакля, бенефиса, ролик в рекламном блоке, бегущая строка, телеобъявление и др.». В заключении автор утверждает, что «чем активнее используются маркетинговые коммуникации для тиражирования информационных сообщений и чем разнообразнее представлены жанры в печатном и аудиовизуальном информационном сопровождении (спектакля. - К. И.), тем эффективнее оно срабатывает» . В работе поднимается и проблема брендинга театра, его своеобразия, и поэтапности информационного сопровождения спектакля контентом, создаваемым в стенах театра.
Рассмотренная нами история вопроса показывает со всей очевидностью недостаточную степень изученности заявленной в нашей работе темы. Это подтвердилось и в наших беседах с сотрудниками театров было, указывавших на отсутствие работ, посвященных непрофильной, в частности, издательской деятельности театра. По словам руководителя литературно-драматического отдела Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии, не хватает заинтересованных в этом лиц (ученых, критиков). Особенно заметно это на фоне изучения данной проблемы на материале других учреждений культуры, в первую очередь, музеев.
Цель нашей работы заключается в выявлении проблем издательской деятельности театра как непрофильной.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить значение для театра информационного пространства и коммуникации с ЦА;
2) выявить особенности издательской деятельности в театре как непрофильной и как проектной;
3) осмыслить специфику этапов проектной издательской деятельности в театре и выпускаемой им издательской продукции;
4) с учетом выявленных проблем и особенностей издательской деятельности театра создать ее модель, адаптированную для современных условий.
Объектом исследования является издательская деятельность театров, предметом - специфика редакционно-издательской деятельности в театрах.
Материалом исследованиям являются издания, выпущенные в стенах театра; полученная в ходе личных бесед с сотрудниками театра информация об издательской деятельности региональных и столичных театров наиболее востребованных сегодня профилей: драматического и музыкального - из следующих городов: Томск, Новосибирск, Екатеринбург, Санкт- Петербург, Москва.
При отборе театров для анализа их издательской деятельности мы опирались на следующие критерии:
1) их географическое расположение (важно было найти схожие по направлению театры в регионах и столицах);
2) популярность у зрителя (были выбраны известные, зачастую крупные театры города, а также те, которые стали популярны у зрителей за последние два года);
3) готовность сотрудников театра вступить в диалог с исследователем об издательской деятельности их театра и предоставить достоверную и полную информацию.
Новизна работы заключается в самой постановке проблемы, в выявлении специфики издательской деятельности театра в ее эволюции, от XIX в. к современности. Кроме того, новизна работы определяется предложенной моделью издательской проектной деятельности театра в современных условиях.
В работе были использованы следующие методы:
1) классические методы теоретического уровня: анализ, сравнение, обобщение, индукция - для систематизации информации, выведения общих положений и особенностей издательской деятельности в театрах;
2) метод беседы и интервью - для сбора информации об организации издательской деятельности в культурных учреждениях;
3) метод структурно-типологического анализа - для рассмотрения театральных изданий, в частности, театральных программ;
4) метод моделирования - для описания эффективного построения издательской деятельности в театрах;
5) редакторский анализ - для оценки качества театральных изданий;
6) метод экспертных оценок - для решения проблем в издательской театральной среде.
Основные положения, используемые нами для сбора информации и беседы с сотрудниками театральных организаций, описаны в пособии Н. Ф. Яковлевой по основам проведения социологических исследований . При описании типологических театральных изданий были изучены такие источники, как «Издательский словарь-справочник» А. Э. Мильчина32, ГОСТ 7.0.60-2020 «Издания. Основные виды. Термины и определения»33, а также учебное пособие о проектной деятельности Б. Р. Манделя34, работы Т. Ю. Депцовой и Е. В. Ермаковой35, А. В. Петрова36 на тему издательских проектов. Моделирование осуществлялось нами на общих принципах метода моделирования, указанных в пособии М. Ю. Касаткина и В. В. Коробко37.
Теоретическая значимость заключается в развитии концепции непрофильной деятельности организаций культуры, идеи издательской деятельности театра как проектной, а также метода моделирования применительно к издательской деятельности в театре.
Практическая значимость определяется возможностью применения в издательской деятельности театров полученных концептуальных результатов и использования созданной модели издательской деятельности в театре.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследованиями и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и Приложений.
Во введении обозначены проблематика исследования, актуальность темы и научная новизна работы, представлена история вопроса, описаны материалы и критерии их отбора, а также теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе - рассматривается значимость издательской деятельности для развития театра в рамках концепции информационного пространства и коммуникации с целевой аудиторией. Большое внимание
—
32 Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М. : ОЛМА-Пресс, 2003. 558 с. URL: http://www.find- info.ru/doc/dictionary/publishing/fc/slovar-210-1.htm#zag-219 (дата обращения: 07.11.22).
33 ГОСТ 7.0.60-2020. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения. М. : Стандартинформ, 2020. С. 21.
34 Мандель Б. Р. Основы проектной деятельности : учебн. пособие. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. 293 с.
35 Депцова Т. Ю, Ермакова Е. В. Управление информационными потоками в издательском деле. Самара : Изд-во Самар. ун-та, 2018. 74 с.
36 Петров А. В. Управление издательскими проектами : учебно-методический комплекс. Томск : ИДО ТГУ, 2011. URL: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000424856 (дата обращения: 25.12.23).
37 Касаткин М. Ю., Коробко В. В. Моделирование как метод естественно-научного познания. Саратов : Саратовский нац. исслед. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2017. 126 с.
уделяется историческому аспекту проблемы, а также анализируется театральная издательская продукция. Во второй главе «Специфика издательской деятельности в театре» изучается современное состояние издательского дела в театре, выявляется его специфика, определяемая его непрофильным характером, и присущие ему черты проектной деятельности. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формируются общие выводы и перспективы развития темы и использования практических результатов научной работы. В приложениях представлен иллюстративный материал по различным видам театральных изданий.
Цель работы, заключавшаяся в выявлении проблем издательской деятельности театра как непрофильной, в выпускной квалификационной работе достигнута. В ходе исследования были решены все поставленные задачи. Была определена важность для театра информационного пространства и коммуникации с целевой аудиторией, формируемых им с помощью издательской деятельности. В результате анализа конкретных собранных нами кейсов были выявлены особенности издательской деятельности в театре как непрофильной и как проектной. В работе представлен большой корпус издательской продукции, выпускаемой в свет российскими театрами, дана их классификация и книговедческие характеристики. На материале собранных материалов о проектной издательской деятельности в театре нами осмыслена специфику ее этапов. С учетом выявленных проблем и особенностей издательской деятельности театра предложены рекомендации, складывающиеся в эффективную модель проектной издательской деятельности театра, адаптированную для современных условий.
Работа над историей вопроса показала: объект и предмет нашего исследования практически не изучены. При том, что рассмотрение издательской деятельности в театре как непрофильной, собранные нами для этого теоретическая и методологическая базы позволяют продолжить изучение поставленных проблем не только в отношении театра, но и других культурных учреждений.
К основным выводам нашей работы мы относим следующие.
Во-первых, формирование театрами информационно¬
коммуникационного пространства, в том числе, и благодаря своей издательской деятельности, было присуще этим учреждениям культуры практически с момента зарождения в России профессионального театрального искусства. В работе мы проследили основные вехи этого процесса, обратив особое внимание на конец XIX-XX, начало XXI в. На протяжении всех этих периодов издательская деятельность была для театров непрофильной, но вместе с тем многофункциональной и чрезвычайно важной именно для позиционирования театра, его труппы, репертуара, того или иного события и т. д. От эпохи к эпохе увеличивалась не только информационная, но и коммуникационная составляющая функционала театральной издательской деятельности. Своего пика она достигла, пожалуй, в наши дни в связи с высокой конкуренцией между театром и другими видами искусства и способами проведения досуга, а также принципиальными изменениями целевой аудитории учреждений культуры, ее массовизацией и нацеленностью на преимущественное потребление цифрового контента.
Во-вторых, на многочисленных кейсах нами было доказано, что современная издательская деятельность в театрах осуществляется по- прежнему как непрофильная и, в духе времени, как проектная. Последнее доказывается: направленностью проектной издательской деятельности театра на создание конкретного продукта под уникальный заказ администрации театра в условиях ограниченности по срокам и ресурсам. Издательскую деятельность в театре нельзя назвать неуправляемой, хотя именно в недостатках менеджмента, профессионального управления проектом и продуктом, так же как и в недостаточной компетентности членов проектной издательской команды театра в области издательского дела кроются многие выявленные нами в ходе анализа проблемы издательской внутритеатральной продукции.
В-третьих, нами осмыслена специфика этапов проектной издательской деятельности в театре и выпускаемой им издательской продукции. Специфика этапов выявлялась путем их сравнения с редакционным процессом издательства и была обнаружена практически на всех уровнях, начиная от поисково-аналитического, включающего в себя работу с целевой аудиторией, планирование, систему контроля и т. д., и кончая этапом продвижения выпущенной продукции. Своеобразие проектной издательской деятельности в театре объясняется в ВКР прежде всего ее непрофильным для театра характером. Анализ издательской продукции театра, проводившийся на основе ГОСТа 7.0.60 - 2020 «Издания. Основные виды», позволил выявить в ее составе практически все виды изданий по периодичности, составу основного текста, природе информации, читательскому адресу, целевому назначению, объему, периодичности и т. д., дать ее систематизацию. Среди театральных изданий были выявлены наиболее и наименее частотные по выпуску, наиболее и наименее востребованные зрителем - в разные эпохи.
В-четвертых, в ходе работы удалось выявить актуальные проблемы издательской деятельности в театрах и рассмотреть возможные пути их решения. Созданные нами практические рекомендации для оптимизации работы театра в данной области складываются в целостную модель эффективной проектной работы театра в сфере издательского дела.
Полученные выводы и предлагаемые рекомендации могут стать основой для дальнейших исследований темы на материале как театров, так и других учреждений культуры, в большей связке с проблемами социологии, экономики, менеджмента, маркетинга издательской деятельности в непрофильных организациях. Надеемся, что наша ВКР имеет и практическое значение для сотрудников театров, в том числе и конкретных, рассмотренных нами в работе, проложит им дорогу для развития потенциала такого важного и многофункционального вида деятельности в театре, как издательское дело.
1. «Будут удивления». Сергей Малков и Катерина Набока // ЭПИ
«Дальневосточное информационное агентство “Порт Амур”» : сайт. - [Б. м.], 2016. - URL: https://portamur.ru/economics/interview/budut-
udivleniya.html?ysclid=lwnmwgusmc123191647 (дата обращения: 24.03.2024).
2. Абанкина Т. В. Финансирование культуры: современные подходы и модели / Т. В. Абанкина // Культура в фокусе научных исследований: по материалам конференции памяти Б. Ю. Сорочкина. Сборник статей. - М. : Государственный институт искусствознания, 2017. - С. 89-110.
3. Авдеев В. В. Издательская деятельность учреждений культуры //
Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - [Б. м.], 2010. - №8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izdatelskaya-deyatelnost-uchrezhdeniy-
kultury (дата обращения: 19.02.2023).
4. Алешина А. А. Корпоративные медиа как инструмент социальных
коммуникаций // Наука. Общество. Государство. - [Б. м.], 2016. - №4 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnye-media-kak-instrument-
sotsialnyh-kommunikatsiy (дата обращения: 03.06.2024).
5. Апфельбаум С. М. Связи с общественностью в театральном деле. автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / С. М. Апфельбаум. - М.,
2005. - 24 с.
6. Апфельбаум С. Проектный менеджмент: состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре / С. Апфельбаум // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - №2. - С 13-18. - (Организация и управление).
7. Ахремчик М. П. Издательские проекты научных библиотек / М. П. Ахремчик // Берковские чтения. Книжная культура в контексте международных контактов, 2021 : материалы VI Междунар. науч. конф., Гродно, 26-27 мая 2021. - Минск : ЦНБ НАН Беларуси ; М. : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021. - С. 17-23.
8. Багиров, Е. В. Модели и формы государственной поддержки сферы культуры и искусств / Е. В. Багирова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - Т. 10. - №5-1. - С. 29-35.
9. Баренбаум И. Е. Книжный Петербург: Три века истории : Очерки изд. дела и кн. торговли / И. Е. Баренбаум. - СПб. : КультИнформПресс, 2003. - 439 с.
10. Бедарев Кирилл // Новосибирский Музыкальный Театр : сайт. - Новосибирск, [Б. г.]. - URL: https://muzkom.ru/about/truppa/bedaryev- kirill/?ysclid=lwno6erup7484625216 (дата обращения: 26.05.2023).
11. Блинов О. А. Принципы организации деятельности издательских организаций / О. А. Блинов, Ф. Ф. Ризванова // Вестник ОмГАУ. - Омск, 2013. - №3 (11). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii- deyatelnosti-izdatelskih-organizatsiy (дата обращения: 03.06.2023).
12. Большой театр // OOO «Группа ПРСБ» : сайт. - [Б. м.], [Б. г.]. - URL: https://prcb.ru/portfolio/99?ysclid=lwno6lfsvh420643929 (дата обращения: 26.12.2022).
13. Борзенко В. В. Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / В. В. Борзенко. - Воронеж, 2008. - 22 с.
14. Борзенко В. В. Типология российских театральных изданий. Обзор
источников // Научно-культурологический журнал “Relga” : сайт. - [Б. м.],
2006. - №20 (142). - URL:
http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?textid=1281 &level1=main&level2=articles (дата обращения: 10.11.2022).
15. Внутритеатральная пресса / С. Апфельбаум, И. Жукова, К. Гусева, С. Кузьмина // Петербургский театральный журнал. - СПб., 2012. - URL: https://ptj.spb.ru/archive/67/memory-of-profession-67/vnutriteatralnaya- pressa/?ysclid=lwxoi1fy2n473146652 (дата обращения: 21.03.2024).
...90