АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы самореализации личности 7
1.1. Понятие и сущность самореализации личности 7
1.2. Особенности самореализации студенческой молодежи 13
1.3 Основные ресурсы для самореализации в студенчестве 18
1.4. Креативные пространства как инструмент самореализации молодежи 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации условий, направленных на самореализацию студенческой молодежи на базе креативных пространтств г. Томска 32
2.1. Анализ вовлеченности и опыта участия молодежи в деятельности различных
креативных пространств 32
2.2. Разработка и апробация технологии, направленной на вовлечение студенческой молодежи в креативную среду г. Томска, для повышения уровня их самореализации ...38
2.3. Анализ результатов исследования и практические рекомендации по привлечению
молодежи к участию в креативных пространствах 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 63
В рамках реализации задач государственной молодежной политики Российской Федерации молодежь рассматривается как активный субъект преобразования общества, исходя из чего формируется интерес к вовлечению молодежи в различные виды деятельности: спортивную, социально-преобразующую, научную, культурную, творческую и пр. Перед государственными институтами стоят следующие задачи: создание условий для раскрытия творческого потенциала и самореализации молодежи; обеспечение возможностей реализации в культуре, конкурентоспособности; продвижение отечественных культурных продуктов талантливой молодежи, молодежных стартапов и инициатив. Данные пункты отражены в различных документах и программах, например, таких как «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» [44], а Программа «Приоритет 2030» включает в себя деятельность, соответствующую национальной цели развития РФ: «возможности для самореализации и развития талантов» в части «создания условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [35]. Самореализация молодых людей при этом является как потребностью каждого отдельного субъекта, так и запросом государства в целом.
Специфика студенческой молодежи заключается в переходном этапе от юности к зрелости [16] с присущими этому процессу следующими характеристиками: активная социальная деятельность, повышенная мотивация, формирование мотивов и ценностей и др. Средний возраст данной категории определяется рамками 17-25 лет. И анализируя постепенное увеличение возраста категории «молодежь», указанная возрастная характеристика свидетельствует об актуальности перечисленных характеристик, а также о наибольшей мобильности и гибкости при этом. Современные исследования подчеркивают приоритетность запроса в развитии самореализации молодежи именно в период студенчества. Так, В.Б. Большовым студенческая молодежь характеризуется как: «...особая, относительно самостоятельная общность, заинтересованная в личностном развитии благодаря постоянной включенности в образовательную среду» [9]. Он также отмечает, что студенты являются наиболее динамичной социальной группой общества, способной быстро и эффективно адаптироваться к социально-экономическим реалиям, легче воспринимать новые направления и способы жизни, но в то же время является достаточно восприимчивой к влиянию со стороны других социальных групп.
Актуальность исследования обусловлена потребностью в самореализации молодежи в период студенчества и необходимостью поиска оптимальных ресурсов, удовлетворяющих данную потребность. О значимости самореализации молодежи в период студенчества говорит исследование Е.Н. Шутенко и А.И. Шутенко, которые определяют самореализацию студентов как ценность и показатель их психологического благополучия и здоровья [50]. Образовательная среда предлагает студентам большое количество возможностей для самореализации по различным направлениям. Однако для студентов помимо их основной среды, университетской, открыты возможности всего города. В данном контексте рассматривается студенческая молодежь, которая может использовать дополнительные ресурсы в университете и вне его для удовлетворения потребности в самореализации в полном объеме.
Статистические данные позволяют выделить специфичную черту для г. Томска - среду студенчества, определяемую потенциалом высших учебных заведений и количеством студентов. Это подтверждают данные из базы данных показателей муниципальных образований Федеральной службы государственной статистики [6] и информационно¬аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [19]. Томск демонстрирует высокую концентрацию флагманских вузов и наибольшее значение системы действующих вузов в социально-экономическом развитии города, к ним относятся Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (НИ ТПУ), Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ), Томский государственный педагогический университет (ТГПУ), Сибирский государственный медицинский университет (СиБГМУ). Томск приобрёл репутацию университетского города [8; 51], и в 2014 году городская администрация зарегистрировала товарный знак «Томск - студенческая столица России». Видение Томска как университетского города фигурирует и в стратегической миссии «Большой университет Томска» [40]. В Стратегии развития Томска до 2030 г. [45] научно-образовательный комплекс представляется как «мощный ресурс городского развития»; подчёркивается, что город рассматривается как образовательный центр. Высокий уровень человеческого капитала, а также развёрнутый научно¬образовательный комплекс Томской области выделяются как существенные преимущества, способствующие повышению конкурентоспособности данного субъекта Российской Федерации. Все это в совокупности формирует уникальную атмосферу, притягивающую молодежь и специалистов со всей страны.
Таким образом, значительный вклад в городское пространство могут вносить университетские сообщества, видоизменяя и преобразуя среду г. Томска. М. Пильгун в своем исследовании репрезентации вузов Томска в городском киберпространстве через восприятие акторов цифровых сообществ выделила 400 сообществ [34]. Одной из многочисленных категорий была выделена сфера сообществ по тематике «Культурный досуг, события, развлечения» (120 747 участников), что свидетельствует о востребованности и значимости влияния культурного процесса на городскую среду. Однако говорить о влиянии культурных пространств на молодежь трудно в связи с недостаточной освещенностью данных ресурсов. На данный момент освещение многих городских ресурсов происходит через социальные сети, виды настраиваемой рекламы и непосредственное взаимодействие с офлайн-средой. Интеграция ресурсов городского пространства в университетскую среду представляется важным условием для самореализации студенческой молодежи, так как последующая деятельность вне университета и «выпуск» студента означает потерю тех ресурсов, которые использовались во время учебного процесса. Одним из важных ресурсов, способствующих самореализации студенческой молодежи, становятся креативные пространства - открытые городские и институциональные площадки, объединяющие условия для творческой деятельности, межличностного общения, проектной реализации и культурного обмена. В Томске сосредоточено множество формальных и неформальных инициатив, ориентированных на поддержку молодежного творчества, проектной деятельности и межвузовского взаимодействия. Однако уровень осознанного участия студентов в этой инфраструктуре остается неоднозначным и неоднородным, что актуализирует задачу поиска эффективных форм и технологий вовлечения молодежи.
Настоящее исследование ориентировано на классификацию креативных пространств университетской и городской среды с целью информационного освещения студенческой молодежи и предоставления возможности использования предоставляемых ресурсов для развития творческого потенциала, личностного роста и профессиональной идентификации на этапе студенчества в г. Томске.
Объект исследования: самореализация студенческой молодежи.
Предмет исследования: креативные пространства г. Томска как ресурс самореализации студенческой молодежи.
Цель исследования: разработка и апробация практико-ориентированной
программы вовлечения студентов в креативные пространства г. Томска, направленной на развитие их самореализации.
Г ипотеза: внедрение эффективной технологии вовлечения студентов в деятельность креативных пространств на основе их интересов, потенциала и социокультурных потребностей позволит повысить уровень самореализации студенческой молодежи.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты самореализации личности и определить особенности самореализации студенческой молодежи;
2. Рассмотреть креативные пространства как ресурс для самореализации студенческой молодежи;
3. Проанализировать опыт участия и вовлеченность молодежи в деятельность различных креативных пространств г. Томска;
4. Разработать и апробировать технологию вовлечения студенческой молодежи в креативную среду г. Томска на основе проектной деятельности, локальных инициатив и гид-навигации по креативным пространствам.
Методы исследования: анализ источников и литературы по теме, систематизация теоретических понятий, опрос, наблюдение, изучение результатов деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, в первой - четыре параграфа, во второй - три параграфа, а также заключения, списка использованной литературы и приложений. В конце каждой главы дается общий вывод.
Исследование, представленное в настоящей работе, было направлено на теоретическое осмысление и практическую апробацию механизмов самореализации студенческой молодежи в условиях университетского города через использование ресурсов креативных пространств. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что студенчество представляет собой динамичную, социально мобильную и мотивационно активную категорию молодежи, обладающую высоким потенциалом к саморазвитию и включению в трансформирующие практики городской среды. При этом процессы личностного становления, профессиональной идентификации и социальной адаптации, происходящие в студенческом возрасте, делают именно данный период особенно чувствительным к возможностям самореализации.
В теоретической части работы было выявлено, что самореализация в молодежном возрасте является комплексным феноменом, включающим когнитивный, эмоциональный, ценностно-смысловой и поведенческий компоненты. Основываясь на трудах отечественных и зарубежных исследователей, самореализация студента рассматривается как развитие и практическое проявление его личностного, профессионального и социального потенциала в контексте образовательной и социокультурной среды. В ходе анализа понятийного аппарата установлено, что одним из значимых условий для успешной самореализации является наличие ресурсов среды, способствующих включению личности в социально и культурно значимую деятельность. В данной связи особый акцент сделан на креативные пространства как институциональные и неформальные среды, обеспечивающие условия для творчества, коммуникативного взаимодействия, проектной активности и культурного обмена.
В практической части работы была разработана и апробирована трёхэтапная технология содействия самореализации студентов на основе включения в деятельность креативных пространств г. Томска. На этапе активации акцент был сделан на формировании условий для развития универсальных компетенций (soft skills), включая креативное мышление, самопрезентацию, групповую кооперацию и сценическую уверенность. Здесь ключевую роль сыграл цикл мероприятий «Школа КВН», сочетавший интенсивное обучение и игровые форматы, способствующие низкому порогу вовлечения. Анализ мотиваций участников показал выраженную потребность в раскрытии творческого потенциала и социализации через командную работу и публичные выступления.
На этапе социального закрепления технология предполагала создание событийного пространства для самопрезентации и получения признания. Фестиваль «Кубок 48
Первокурсника» стал площадкой для первичной апробации опыта в реальных условиях публичного взаимодействия. Его структура способствовала укреплению связей между командами, формированию чувства принадлежности к сообществу и расширению эмоционально-мотивационного поля самореализации.
Завершающий этап устойчивости был направлен на институционализацию полученного опыта через разработку навигационного ресурса — «Гид по креативным пространствам г. Томска». Гид выполняет функции навигации, ориентации и информирования, позволяя студентам самостоятельно находить и использовать городские площадки для продолжения творческой, проектной и культурной активности. Его структура отражает интегративный подход к взаимодействию формальной и неформальной образовательной среды, расширяя рамки самореализации за пределы вуза и формируя предпосылки для устойчивого саморазвития в городской среде.
Обобщение данных, полученных в результате анкетирования участников, подтвердило гипотезу исследования. Более 70% студентов зафиксировали рост внутренней мотивации, повышение уверенности в себе и развитие коммуникативных компетенций, что свидетельствует о высокой степени эффективности апробированной технологии. При этом 76% выразили заинтересованность в дальнейшем освоении городской креативной инфраструктуры, что подтверждает актуальность разработанного гида как средства сопровождения личностного и профессионального роста студенческой молодежи.
Таким образом, в работе представлены теоретически обоснованные и эмпирически подтвержденные выводы о том, что креативные пространства, интегрированные в структуру города и соотносимые с интересами и потребностями студенческой молодежи, могут выступать значимым ресурсом самореализации. Разработанная технология может быть рекомендована как модельный подход в рамках реализации программ социальной и культурной адаптации студентов, в том числе в других университетских городах.
1. Абрамов. Д. Креативное пространство: что, как и зачем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/dmitryabramov9/ss-34706403/
2. Алексеев С.Г. Что такое образовательное пространство? // Образование Омской области. 2005. № 3. C. 86-92.
3. Алексеёнок А.А., Путилина Ю. Ю. ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ [Электронный ресурс] // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/volontyorstvo-kak-faktor-formirovaniya-lichnosti- studencheskoy-molodezhi
4. Алемасов Е. П. ВАЖНОСТЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ
СТУДЕНТОВ [Электронный ресурс] // Скиф. 2021. №12 (64). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/vazhnost-finansovogo-menedzhmenta-dlya-studentov
5. Андреенкова Анна Владимировна, Андреенкова Елена Владимировна ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА СТУДЕНЧЕСТВО - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕЖСТРАНОВЫЙ АНАЛИЗ [Электронный ресурс] // Мониторинг. 2022. №6 (172). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-koronavirusa-na-studenchestvo-sravnitelnyy- mezhstranovyy-analiz
6. База данных показателей муниципальных образований Федеральной службы
государственной статистики. [Электронный ресурс] // URL: https://
gks.ru/dbscripts/munst/munst65/DBInet.cgi
7. Безруких М.М. Возрастная психология: (физиология развития ребенка) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2009 - 416 с.
8. Богомолов А.В. Университетский город как основа бренда территории // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2014. С. 77-80. EDN: VTCWJL.
9. Большов В.Б. Вузовская среда как пространство самореализации студенческой молодежи // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 1 . C. 00-00.
10. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
11. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
12. Волкова Н.С. Развитие студенческого спорта / Н.С. Волкова, В.И. Касьяненко // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 42. - С. 1021-1024.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
14. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагоги- ка,1984. 433 с.
15. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - Киев, 1984. - 207 с.
..56