Работа носит методический характер..
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты использования практических методов обучения при реализации обществоведческого содержания в начальной школе………………6
1.1 Сущность и разновидности практических методов обучения детей в начальной школе…6
1.2 Упражнение как один из практических методов обучения детей в начальной школе…8
ГЛАВА 2 Практика использования упражнений при реализации обществоведческого содержания в начальной школе………………………..17
2.1 Виды упражнений, используемые в начальной школе при реализации основных содержательных линий обществоведческого образования в начальной школе………17
2.2 Разработка серии упражнений при реализации основных содержательных линий обществоведческого образования в начальной школе…………………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………36
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное образование в России претерпевает значительные изменения, вызванные внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования. Эти стандарты ориентированы на формирование у обучающихся не только предметных знаний, но и ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и дальнейшего обучения. В частности, ФГОС акцентирует внимание на развитии критического мышления, умения работать в команде и ответственности, что является особенно актуальным для младших школьников.
В рамках реализации ФГОС особое внимание уделяется методам обучения, которые способствуют активному усвоению знаний и развитию умений. Одним из таких методов являются упражнения, которые позволяют интегрировать теорию с практикой, а также формировать у учащихся навыки, необходимые для успешного освоения обществоведческого содержания. Упражнения, как форма практической деятельности, помогают ученикам не только закрепить полученные знания, но и развить личностные качества, такие как инициативность и самостоятельность.
Несмотря на важность применения упражнений в обучении, анализ методической литературы показывает, что данный аспект недостаточно разработан, особенно в контексте уроков окружающего мира, который включает в себя элементы обществознания. Это создает необходимость в исследовании и систематизации видов упражнений, которые могут быть использованы для достижения целей, поставленных ФГОС.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования методических подходов к реализации обществоведческого содержания в начальной школе. Современные образовательные стандарты направлены на формирование у младших школьников не только прочных знаний, но и ключевых навыков, таких как критическое мышление, способность к сотрудничеству и ответственность. Практические методы обучения, включая различные виды упражнений, играют важную роль в достижении этих целей, позволяя эффективно интегрировать теорию с практикой и делать процесс обучения более осмысленным и увлекательным. Однако анализ методической литературы показывает, что в ней недостаточно представлен аспект использования упражнений в начальной школе, особенно при реализации обществоведческого содержания.
Проблема исследования заключается в недостаточном методическом осмыслении применения упражнений при изучении обществоведческого содержания на уроках «Окружающего мира» в начальной школе, которые бы соответствовали возрастным особенностям младших школьников и способствовали формированию у них необходимых знаний, умений и навыков.
Объектом исследования являются практические методы обучения, применяемые на уроках «Окружающего мира» в начальной школе, предметом виды упражнений, используемые при изучении обществоведческого содержания в начальной школе.
Целью работы является изучение использования упражнения, как одного из практических методов обучения, при реализации обществоведческого содержания в начальной школе. Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы практических методов обучения в начальной школе;
2) Раскрыть сущность упражнения как одного из практических методов обучения;
3) Представить виды упражнений, используемые в начальной школе при реализации основных содержательных линий обществоведческого образования в начальной школе;
4) Разработать серию упражнений, используемых при реализации основных содержательных линий обществоведческого образования в начальной школе.
Методы исследования включают анализ научной и методической литературы по вопросам начального образования, педагогическое наблюдение, а также изучение учебных материалов, применяемых в 4 классе на уроках «Окружающего мира».
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении материала по проблеме исследования. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных автором материалов в практике преподавания окружающего мира в начальной школе.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 9 г. Хабаровска.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Нами рассмотрены особенности использования практических методов обучения в начальной школе на примере обществоведческого содержания предмета «Окружающий мир» в 4 классе. Анализ показал, что разнообразие упражнений, адаптированных под возрастные и психологические особенности младших школьников, способствует более глубокому усвоению материала, развитию когнитивных, коммуникативных и творческих навыков, а также формированию у детей интереса к истории и обществоведению.
Практические методы, такие как ролевые игры, моделирование, творческие задания и работа с картами, создают условия для активного включения учащихся в учебный процесс, помогают сделать обучение более увлекательным и осмысленным. Эти упражнения не только укрепляют теоретические знания, но и способствуют формированию личностных качеств, таких как ответственность, самостоятельность и уважение к культурному наследию.
Рекомендации по использованию упражнений на конкретных темах учебника «Школа России» позволяют эффективно интегрировать теоретические знания с практической деятельностью. Это делает обучение более многогранным и позволяет детям видеть связь учебного материала с реальной жизнью, что особенно важно в начальной школе для формирования осознанного отношения к учебе.
В целом, использование практических методов в обучении младших школьников, ориентированных на обществоведческое содержание, является важным инструментом для создания активной и развивающей образовательной среды. Такой подход помогает не только достичь высоких учебных результатов, но и воспитывает у детей уважение к обществу и истории, готовит их к успешному продолжению обучения и активному участию в жизни общества.
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа России», часть 2 посвящена изучению исторических и обществоведческих тем. Тетрадь делится на три основных блока. Первый блок – «Страницы всемирной истории» – посвящен основным этапам развития человечества: от первобытного общества до современности. Второй блок – «Страницы истории России» – знакомит с историей страны, начиная с жизни древних славян и заканчивая событиями XX века. Третий блок – «Современная Россия» – включает информацию о государственном устройстве, правах граждан, символах и праздниках страны. Рабочая тетрадь содержит множество заданий на запоминание информации, таких как заполнение пропусков, тесты и сопоставление дат с событиями. Однако в ней недостаточно практических упражнений, которые помогли бы учащимся применять знания о государстве, правах и обязанностях в реальных ситуациях. Большинство упражнений ориентированы на репродуктивное повторение материала, но практически отсутствуют задания, требующие размышлений и самостоятельных выводов.
Нами предложены следующие упражнения: «Комикс о правах граждан», «Письмо президенту», «Моя страна будущего», «Гимн России», «Праздники моего региона», «Праздничный календарь класса», «История одного праздника», «Как люди путешествовали по России в разные времена», «Праздники народов России» и «Моя семья – часть истории страны». Они предложены для дополнения третьего блока рабочей тетради и направлены на расширение усвоения материала по следующим содержательным линиям: право, человек и общество, социальная сфера жизни общества, духовная сфера жизни общества, историческое время, историческое пространство, историческое движение, историческая личность, политика и экономическая сфера жизни общества. Включение данных заданий способствует развитию познавательного интереса, формированию активной гражданской позиции, умения анализировать и сравнивать информацию, а также связывать полученные знания с личным жизненным опытом, что делает процесс изучения темы «Современная Россия» более глубоким, интересным и личностно значимым для учащихся.
1) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 05.07.2021 г. №6 4100 //Москва, 2021.- с 56.
2) Карпова, Е.В. Актуальные проблемы педагогики и психологии в образовании: материалы международной заочной научно-практической конференции/ Е. В. Карпова, А. В. Невзорова, Е.Г. Изотова, О. Ю. Камакина, Я. М. Грянко, А. И. Коротаева; Я. М. Грянко– Ярославль − Минск.: Изд-во ЯГПУ, 2017. – 308 с.
3) Бахтина, И. В. Методы активного обучения в начальной школе: теория и практика: учеб. пособие / И. В. Бахтина. – Москва: Просвещение, 2020. – 144 с.
4) Васильев, О. П. Педагогика начальной школы: основы методики обучения / О. П. Васильев. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 192 с.
5) Виноградова, Л. А. Современные подходы к формированию навыков критического мышления у младших школьников / Л. А. Виноградова. – Москва: Академия, 2021. – 156 с.
6) Гаврилова, Е. С. Теория и практика применения игровых методов в обучении младших школьников / Е. С. Гаврилова. – Москва: Логос, 2018. – 134 с.
7) Зайцев, С. И. Педагогические технологии в начальной школе: от теории к практике / С. И. Зайцев. – Москва: Академия, 2019. – 189 с.
8) Иванова, Т. Н. Методика преподавания обществознания и истории в начальной школе / Т. Н. Иванова. – Москва: Просвещение, 2019. – 250 с.
9) Кравцова, Т. А. Развитие критического мышления младших школьников: методические рекомендации / Т. А. Кравцова, И. С. Нечаева. – Санкт-Петербург: Речь, 2018. – 152 с.
10) Кузнецова, Л. В. Игровые методы обучения в начальной школе: пособие для учителей начальных классов / Л. В. Кузнецова. – Москва: Юрайт, 2022. – 120 с.
11) Чернова Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе: учеб. пособие /Г.А. Чернова, Л.Г. Жукова, И.В. Митюкова – Москва: Академия, 2019. – 176 с.
12) Никитина, Л. В. Введение в педагогическую практику / Л. В. Никитина. – Москва: МГПУ, 2021. – 290 с.
13) Петров, А. Ю. Практические методы обучения: Теория и практика / А. Ю. Петров. – Санкт-Петербург: Академия, 2020. – 320 с.
14) Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч. Ч. 2. / А. А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2019. – 160 с. (УМК «Школа России»).
15) Полякова, Е. Н. Инновационные методы обучения в начальной школе: пособие для учителя / Е. Н. Полякова. – Москва: Академия, 2020. – 128 с.
16) Пушкин, М. В. Практические упражнения на уроках обществознания в начальной школе: методическое пособие для учителей начальных классов / М. В. Пушкин. – Казань: Центр инноваций, 2020. – 128 с.
17) Романова, А. Ю. Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс начальной школы / А. Ю. Романова. – Москва: Просвещение, 2021. – 190 с.
18) Соколова, Т. Н. Современные педагогические подходы к преподаванию обществознания в начальной школе / Т. Н. Соколова. – Москва: ВЛАДОС, 2020. – 138 с.
19) Тихомирова, В. Н. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебное пособие / В. Н. Тихомирова. – Москва: Юрайт, 2019. – 145 с.
20) Фролова, О. А. Игровые технологии на уроках в начальной школе: методическое пособие / О. А. Фролова. – Санкт-Петербург: Питер, 2021. – 132 с.
21) Чернова, М. С. Практические задания на уроках окружающего мира для начальных классов / М. С. Чернова. – Москва: Просвещение, 2018. – 115 с.
21) Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. / А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова. -Москва: Просвещение, 2023. -80 с. (УМК «Школа России»).