Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование упражнений в процессе изучения окружающего мира (обществознание) в начальной школе (Хабаровский педагогический колледж)

Работа №178407

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы76
Год сдачи2025
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер..
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты использования практических методов обучения при реализации обществоведческого содержания в начальной школе………………6
1.1 Сущность и разновидности практических методов обучения детей в начальной школе…6
1.2 Упражнение как один из практических методов обучения детей в начальной школе…8
ГЛАВА 2 Практика использования упражнений при реализации обществоведческого содержания в начальной школе………………………..17
2.1 Виды упражнений, используемые в начальной школе при реализации основных содержательных линий обществоведческого образования в начальной школе………17
2.2 Разработка серии упражнений при реализации основных содержательных линий обществоведческого образования в начальной школе…………………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………36
ПРИЛОЖЕНИЯ

Современное образование в России претерпевает значительные изменения, вызванные внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования. Эти стандарты ориентированы на формирование у обучающихся не только предметных знаний, но и ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и дальнейшего обучения. В частности, ФГОС акцентирует внимание на развитии критического мышления, умения работать в команде и ответственности, что является особенно актуальным для младших школьников.
В рамках реализации ФГОС особое внимание уделяется методам обучения, которые способствуют активному усвоению знаний и развитию умений. Одним из таких методов являются упражнения, которые позволяют интегрировать теорию с практикой, а также формировать у учащихся навыки, необходимые для успешного освоения обществоведческого содержания. Упражнения, как форма практической деятельности, помогают ученикам не только закрепить полученные знания, но и развить личностные качества, такие как инициативность и самостоятельность.
Несмотря на важность применения упражнений в обучении, анализ методической литературы показывает, что данный аспект недостаточно разработан, особенно в контексте уроков окружающего мира, который включает в себя элементы обществознания. Это создает необходимость в исследовании и систематизации видов упражнений, которые могут быть использованы для достижения целей, поставленных ФГОС.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования методических подходов к реализации обществоведческого содержания в начальной школе. Современные образовательные стандарты направлены на формирование у младших школьников не только прочных знаний, но и ключевых навыков, таких как критическое мышление, способность к сотрудничеству и ответственность. Практические методы обучения, включая различные виды упражнений, играют важную роль в достижении этих целей, позволяя эффективно интегрировать теорию с практикой и делать процесс обучения более осмысленным и увлекательным. Однако анализ методической литературы показывает, что в ней недостаточно представлен аспект использования упражнений в начальной школе, особенно при реализации обществоведческого содержания.
Проблема исследования заключается в недостаточном методическом осмыслении применения упражнений при изучении обществоведческого содержания на уроках «Окружающего мира» в начальной школе, которые бы соответствовали возрастным особенностям младших школьников и способствовали формированию у них необходимых знаний, умений и навыков.
Объектом исследования являются практические методы обучения, применяемые на уроках «Окружающего мира» в начальной школе, предметом  виды упражнений, используемые при изучении обществоведческого содержания в начальной школе.
Целью работы является изучение использования упражнения, как одного из практических методов обучения, при реализации обществоведческого содержания в начальной школе. Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы практических методов обучения в начальной школе;
2) Раскрыть сущность упражнения как одного из практических методов обучения;
3) Представить виды упражнений, используемые в начальной школе при реализации основных содержательных линий обществоведческого образования в начальной школе;
4) Разработать серию упражнений, используемых при реализации основных содержательных линий обществоведческого образования в начальной школе.
Методы исследования включают анализ научной и методической литературы по вопросам начального образования, педагогическое наблюдение, а также изучение учебных материалов, применяемых в 4 классе на уроках «Окружающего мира».
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении материала по проблеме исследования. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных автором материалов в практике преподавания окружающего мира в начальной школе.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 9 г. Хабаровска.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами рассмотрены особенности использования практических методов обучения в начальной школе на примере обществоведческого содержания предмета «Окружающий мир» в 4 классе. Анализ показал, что разнообразие упражнений, адаптированных под возрастные и психологические особенности младших школьников, способствует более глубокому усвоению материала, развитию когнитивных, коммуникативных и творческих навыков, а также формированию у детей интереса к истории и обществоведению.
Практические методы, такие как ролевые игры, моделирование, творческие задания и работа с картами, создают условия для активного включения учащихся в учебный процесс, помогают сделать обучение более увлекательным и осмысленным. Эти упражнения не только укрепляют теоретические знания, но и способствуют формированию личностных качеств, таких как ответственность, самостоятельность и уважение к культурному наследию.
Рекомендации по использованию упражнений на конкретных темах учебника «Школа России» позволяют эффективно интегрировать теоретические знания с практической деятельностью. Это делает обучение более многогранным и позволяет детям видеть связь учебного материала с реальной жизнью, что особенно важно в начальной школе для формирования осознанного отношения к учебе.
В целом, использование практических методов в обучении младших школьников, ориентированных на обществоведческое содержание, является важным инструментом для создания активной и развивающей образовательной среды. Такой подход помогает не только достичь высоких учебных результатов, но и воспитывает у детей уважение к обществу и истории, готовит их к успешному продолжению обучения и активному участию в жизни общества.
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа России», часть 2 посвящена изучению исторических и обществоведческих тем. Тетрадь делится на три основных блока. Первый блок – «Страницы всемирной истории» – посвящен основным этапам развития человечества: от первобытного общества до современности. Второй блок – «Страницы истории России» – знакомит с историей страны, начиная с жизни древних славян и заканчивая событиями XX века. Третий блок – «Современная Россия» – включает информацию о государственном устройстве, правах граждан, символах и праздниках страны. Рабочая тетрадь содержит множество заданий на запоминание информации, таких как заполнение пропусков, тесты и сопоставление дат с событиями. Однако в ней недостаточно практических упражнений, которые помогли бы учащимся применять знания о государстве, правах и обязанностях в реальных ситуациях. Большинство упражнений ориентированы на репродуктивное повторение материала, но практически отсутствуют задания, требующие размышлений и самостоятельных выводов.
Нами предложены следующие упражнения: «Комикс о правах граждан», «Письмо президенту», «Моя страна будущего», «Гимн России», «Праздники моего региона», «Праздничный календарь класса», «История одного праздника», «Как люди путешествовали по России в разные времена», «Праздники народов России» и «Моя семья – часть истории страны». Они предложены для дополнения третьего блока рабочей тетради и направлены на расширение усвоения материала по следующим содержательным линиям: право, человек и общество, социальная сфера жизни общества, духовная сфера жизни общества, историческое время, историческое пространство, историческое движение, историческая личность, политика и экономическая сфера жизни общества. Включение данных заданий способствует развитию познавательного интереса, формированию активной гражданской позиции, умения анализировать и сравнивать информацию, а также связывать полученные знания с личным жизненным опытом, что делает процесс изучения темы «Современная Россия» более глубоким, интересным и личностно значимым для учащихся.



1) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 05.07.2021 г. №6 4100 //Москва, 2021.- с 56.
2) Карпова, Е.В. Актуальные проблемы педагогики и психологии в образовании: материалы международной заочной научно-практической конференции/ Е. В. Карпова, А. В. Невзорова, Е.Г. Изотова, О. Ю. Камакина, Я. М. Грянко, А. И. Коротаева; Я. М. Грянко– Ярославль − Минск.: Изд-во ЯГПУ, 2017. – 308 с.
3) Бахтина, И. В. Методы активного обучения в начальной школе: теория и практика: учеб. пособие / И. В. Бахтина. – Москва: Просвещение, 2020. – 144 с.
4) Васильев, О. П. Педагогика начальной школы: основы методики обучения / О. П. Васильев. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 192 с.
5) Виноградова, Л. А. Современные подходы к формированию навыков критического мышления у младших школьников / Л. А. Виноградова. – Москва: Академия, 2021. – 156 с.
6) Гаврилова, Е. С. Теория и практика применения игровых методов в обучении младших школьников / Е. С. Гаврилова. – Москва: Логос, 2018. – 134 с.
7) Зайцев, С. И. Педагогические технологии в начальной школе: от теории к практике / С. И. Зайцев. – Москва: Академия, 2019. – 189 с.
8) Иванова, Т. Н. Методика преподавания обществознания и истории в начальной школе / Т. Н. Иванова. – Москва: Просвещение, 2019. – 250 с.
9) Кравцова, Т. А. Развитие критического мышления младших школьников: методические рекомендации / Т. А. Кравцова, И. С. Нечаева. – Санкт-Петербург: Речь, 2018. – 152 с.
10) Кузнецова, Л. В. Игровые методы обучения в начальной школе: пособие для учителей начальных классов / Л. В. Кузнецова. – Москва: Юрайт, 2022. – 120 с.
11) Чернова Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе: учеб. пособие /Г.А. Чернова, Л.Г. Жукова, И.В. Митюкова – Москва: Академия, 2019. – 176 с.
12) Никитина, Л. В. Введение в педагогическую практику / Л. В. Никитина. – Москва: МГПУ, 2021. – 290 с.
13) Петров, А. Ю. Практические методы обучения: Теория и практика / А. Ю. Петров. – Санкт-Петербург: Академия, 2020. – 320 с.
14) Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч. Ч. 2. / А. А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2019. – 160 с. (УМК «Школа России»).
15) Полякова, Е. Н. Инновационные методы обучения в начальной школе: пособие для учителя / Е. Н. Полякова. – Москва: Академия, 2020. – 128 с.
16) Пушкин, М. В. Практические упражнения на уроках обществознания в начальной школе: методическое пособие для учителей начальных классов / М. В. Пушкин. – Казань: Центр инноваций, 2020. – 128 с.
17) Романова, А. Ю. Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс начальной школы / А. Ю. Романова. – Москва: Просвещение, 2021. – 190 с.
18) Соколова, Т. Н. Современные педагогические подходы к преподаванию обществознания в начальной школе / Т. Н. Соколова. – Москва: ВЛАДОС, 2020. – 138 с.
19) Тихомирова, В. Н. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебное пособие / В. Н. Тихомирова. – Москва: Юрайт, 2019. – 145 с.
20) Фролова, О. А. Игровые технологии на уроках в начальной школе: методическое пособие / О. А. Фролова. – Санкт-Петербург: Питер, 2021. – 132 с.
21) Чернова, М. С. Практические задания на уроках окружающего мира для начальных классов / М. С. Чернова. – Москва: Просвещение, 2018. – 115 с.
21) Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. / А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова. -Москва: Просвещение, 2023. -80 с. (УМК «Школа России»).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ