Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальное служение православного духовенства юго-восточных уездов Курской губернии в 1866 - 1914 годах

Работа №178393

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы210
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Канонические и нормативные основы социального служения
Русской Православной церкви 25
1.1. Каноническое обоснование церковной социальной деятельности 25
1.2. Нормативно-правовые основания благотворительности и социального
служения Церкви 42
Глава 2. Организация церковной социальной деятельности 69
2.1. Проповедь 69
2.2. Освещение практики целевых сборов пожертвований в региональной
периодической печати 82
Глава 3. Церковные социальные проекты 101
3.1. Деятельность церковно-приходских попечительств и приходских
обществ трезвости 101
3.2. Эмеритальная касса духовенства 116
3.3. Учреждения социального призрения 145
Заключение 175
Источники и исследования 179


Актуальность исследования. На протяжении многих веков Русская Православная церковь занимает важное место в общественной жизни России, осуществляя свое социальное служение, выражающееся в религиозном и нравственно-этическом воспитании русского народа, просветительской и миссионерской деятельности. Социальное служение церкви в России предполагало и занятие благотворительностью.
Духовенство Белгородской и Старооскольской епархии и сегодня осуществляет свою деятельность по многим направлениям, где традиционно особое место занимает социальное служение. Для приходов храмов епархиальным начальством установлен ежемесячный взнос в «Фонд диаконии»1. Согласно официальным документам под «диаконией» подразумевается весь комплекс церковной социальной деятельности и благотворительности: «инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся» . Это название для фонда тоже новое, потому что еще в 2016 году этот же взнос обозначался как «Фонд помощи» . В документах сельских храмов было принято более общее название: «Фонд помощи нуждающимся «Диакония»» , но суть оставалась одна и та же. Существование такого фонда в епархиях Русской Православной церкви не современное новшество, а является аналогом существующего в
XIX веке епархиального попечительства о бедных духовного звания.
Церковно-приходские попечительства или советы конца XIX - начала
XX века сейчас существуют как приходские собрания. На них все также совместно решаются вопросы об украшении храма, проведении праздников для детей, сборе средств на бедных и многодетных прихожан, а также нуждающихся в других регионах1.
Епархиальный приют для сирот открыт в п. Прохоровке , а аналогом богадельни стал православный Центр матери и ребенка в городе Белгороде . В этих учреждениях социальный приют предоставляется самой широкой аудитории населения, даже не зависимо от их вероисповедания. Все современные направления социального служения являются опытом и традицией социальной деятельности православного духовенства Курской губернии конца XIX - начала ХХ веков.
Актуальность темы исследования вызвана происходящими процессами в современном российском обществе - социальной дифференциацией, безработицей, отсутствием или значительным снижением государственного финансирования ряда сфер общественной жизни. Данные процессы обосновывают разработку критического осмысления опыта организации социальной помощи в России в XIX веке. Изучение социальной помощи как направления деятельности православной церкви актуально в свете возрождения традиций благотворительности, в том числе и церковной - социального явления, имеющего в России глубокие исторические корни.
Особенно важным представляется изучение регионального аспекта социального служения церкви. Это позволяет более точно представить ее попечительскую практику на провинциальном уровне, выявить отличительные черты, обусловленные ментальной, историко-географической спецификой региона, верифицировать и дополнить вводящимися в научный оборот материалами общественную мысль о социальной работе.
Объектом исследования является социальное служение и благотворительность Русской Православной церкви во второй половине XIX — начале ХХ века.
Предмет исследования - содержание и организация социального служения православного духовенства юго-восточных уездов Курской губернии, определение его места и роли в общественной жизни региона с 1866 по 1914 годы.
Цель - исследование истории социальной деятельности и благотворительности Русской Православной Церкви на территории юго-восточных уездов Курской губернии в пореформенный период.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть церковно-канонические и богословские обоснования социальной деятельности Русской Православной церкви во второй половине XIX — начале ХХ века;
- рассмотреть эволюцию нормативных основ осуществления социальной деятельности;
- исследовать концептуализацию идей церковного социального служения в отечественном богословии и философии XIX века;
- проанализировать церковную проповедь как социальной деятельности;
- исследовать практику целевых сборов пожертвований как одного из источников финансирования социальных проектов;
- проанализировать историю и деятельность приходских попечительств;
- охарактеризовать эмеритальную кассу духовенства как форму социального страхования;
- исследовать организацию и деятельность епархиальных учреждений социального призрения (Курского приюта для сирот и вдов духовного звания, Александровских приютов для малолетних сирот духовного звания в городах Курске и Белгороде, Белгородской Иоасафо-Порфирьевской богадельни для лиц духовного звания) и вклад православного духовенства юго-восточных уездов Курской губернии в их создание и содержание.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1866 года по 1914 год. Нижняя граница обусловлена датой открытия первого в Курской епархии епархиального приюта для сирот и вдов духовного звания в городе Курске. Верхняя - начало Первой мировой войны, когда менялась и перестраивалась вся система социальной помощи и благотворительности Русской Православной церкви.
Географические рамки исследования охватывают часть территории современной Белгородской области, которая во второй половине XIX века относилась к Курской губернии, а именно: Белгородский, Грайворонский, Корочанский, Новооскольский, Старооскольский и Обоянский уезды. Обоянский уезд исследуется не полностью. Если использовать административно-территориальное деление епархии изучаемого периода, то в Обоянском уезде рассматриваются только 4-й и 5-й благочиннические округа и несколько населенных пунктов из 2-го: села Сафоновка, Средняя Ольшанка, Боброва, Вознесенское, Драгунское, Ивня, Курасовка, Вышняя Пена, Нижняя Пена, Самарино, Стеденка, Березовка, Верхне-Малый Колодезь, Грязное, Кочетовка, Дмитриевское, Меловое, Большие маячки, Малые Маячки, Покровское, Сырцево, Сухая Солотина, Красное, Верхопенье, слободы Пены и Венгреровка, а также заштатный город Богатое.
Источниковая база исследования представлена обширными и многогранными материалами: архивные материалы ГАБО, законодательство Российской Империи, указы Синода и епархиальных властей, официальные документы делопроизводства и статистики, тексты проповедей и воспоминаний.
В работе использованы неопубликованные материалы
Государственного архива Белгородской области. «Клировые ведомости»1, хранящиеся в объединенном фонде 132 «Благочинные Курской епархии по Старооскольскому уезду», и «Ведомости истории церквей и характеристика причта» из фонда 135 «Церкви Белгородского уезда Курской губернии» отражают сведения о духовенстве, их епархиальной и приходской деятельности.
Циркулярные письма Курского губернатора и Белгородского городского головы , хранящиеся в объединенном фонде 22 «Белгородская городская управа», отражают историю аренды помещений Белгородской Иоасафо-Порфирьевской богадельни 31-й артиллерийской бригады.
«Справочная книга о церквях, приходах и причтах Курской епархии» фонда 127 «Белгородская духовная консистория» использован как справочное издание по истории храмов и их приписной территории, списка церковно- и священнослужителей по благочиниям Курской епархии, численности населения, а также как сборник церковных нормативных документов и статистических отчетов.
Документы фонда Р - 1528 «Государственный архив Белгородской области» «Сведения о положении Иоасафо-Порфириевской богадельни в г. Белгороде» содержат копии документов, хранящихся в Государственном архиве Курской области по истории Иоасафо-Порфирьевской богадельни для лиц духовного звания, которая находилась до 1908 года на территории будущего епархиального женского училища.
Следующую группу источников составляют опубликованные документы. В первую очередь это законодательство Российской империи, отражающее состояние и хронологию реализации проектов по оказанию социальной помощи сиротам1 и вдовам , нищим и болеющей бедноте . В исследовании анализируются и сопоставляются проекты с существующей церковной традицией и практикой. С этой целью законопроекты рассматриваются с первой половины XIX века, чтобы во всей полноте представить историю принятия закона, его дальнейшего изменения и копирования как образца. Особое внимание посвящено рассмотрению текста «Положения о Приходских Попечительствах при Православных церквах» и его реализации. Этот законодательный акт является одним из самых ярких примеров взаимодействия государства и церкви в реализации конкретного социального проекта.
Такие законы как «разрешение взимания из содержания духовенства взносов на эмеритуру»1 или «увеличение отпуска сумм на содержание православного духовенства» помогают воссоздать картину материального положения духовенства в описываемый период, и определить степень поиска профилактических мер бедности со стороны государства и церковной власти.
Источниками церковного права по социальному служению служат «Апостольские постановления» из интернет-библиотеки Я. Кротова, а также сборник канонических документов «Правое правоведение», содержащем «Правила святых апостол» и «Правила святых вселенских соборов» . «Собрание материалов для науки канонического права Русской Православной Церкви, изложенное в систематическом порядке» митрополита Макария (Булгакова) отражает действующее церковное право XIX века.
В сборнике «Руководственные для православного духовенства Указы Святейшаго Правительствующаго Синода: 1721-1878 г.» собраны
документы, отражающие каноническую сторону жизни и деятельности Русской Православной Церкви. А именно указы Синода «О плате за лиц духовнаго звания, помещаемых в богадельнях приказов общественного призрения» и «О учреждении при монастырях благотворительных заведений»1. Особый интерес представляет механизм взаимодействия Синода с другими государственными структурами по вопросам реализации социальных проектов на разных уровнях.
История церковной благотворительности и социальной деятельности отражается в отчетах обер-прокуров Святейшего Синода . Кроме сообщения статистических данных по всем епархиям Российской империи, они являются ценным источником, отражающим актуальные вопросы церковной жизни и практическую реализацию государственных и церковных постановлений по оказанию помощи нуждающимся.
Нормативные документы «Устав эмеритальной кассы духовенства Курской епархии» и «Устав погребальной кассы» помогают изучить региональную особенность церковной социальной деятельности. Многочисленные проекты уставных документов всех учреждаемых благотворительных фондов являются прекрасной характеристикой живого интереса общественности к созданию и реализации социального страхования и защиты населения.
Материалы официального делопроизводства отражают историю открытия и дальнейшей деятельности таких проектов как приют для сирот и вдов , богадельня1, эмеритальная касса2, церковно-приходские
попечительства и советы . Источники представлены материалами съездов священнослужителей епархии , а также отдельными документами. Так, например, «Распоряжение Курскаго Епархиальнаго Попечительства по делу об учреждении в г. Белгороде богадельни для безприютных лиц духовнаго звания» или «предложение о назначении Игумении Белоградскаго женскаго монастыря Людмилы попечительницею Иоасафо-Порфиревской
богадельни ».
Среди материалов официального делопроизводства имеются источники, которые описывают основные направления деятельности церковно-приходских попечительств. Несколько отчетов о деятельности приходских попечительств Старооскольской Казанско-Николаевской церкви и Николаевской Новооскольского уезда позволяют определить масштабы и виды благотворительности, а также выделить приоритетные направления.
Всевозможные отчеты содержат качественные и количественные характеристики социальной деятельности духовенства Курской епархии. Среди материалов статистики интересен «Список священно-церковно-служительских сирот Курской епархии»1, в котором отражается география реализуемого социального проекта по призрению сирот духовенства. «Отчет Курскаго епархиальнаго попечительства о бедных духовнаго звания о сумме на содержание Иоасафо Порфириевской богадельни в городе Белгороде за 1888 год» фиксирует информацию об источниках финансирования социального проекта.
Множество материалов публицистики свидетельствуют об активном участии духовенства в сборе денежных средств на реализацию многих социальных проектов . Для этого регулярно публикуются статьи и примеры проповедей по темам богословского обоснования социальной деятельности и благотворительности, а также их духовно-нравственного значения . Авторами таких нравоучительных текстов являются не только известные епархиальные проповедники, но зачастую и священнослужители из сельских приходов. Кроме того, рассматривая опубликованные материалы проповедей можно найти и статистические данные. Например, в сноске к проповеди в праздник входа Господня в Иерусалим отражается размер суммы всех собранных денежных средств на помощь голодающим в Самарской губернии1.
Воспоминания представлены некрологами. О почившем священнике П.А. Попове села Красной Яруги Грайворонского уезда было сказано, что в нем, как благочинном, многие вдовы и сироты получили защитника и покровителя . Иеромонаха Вениамина (Ершова) жители города Белгорода запомнили как капеллана, служившего на черноморском флоте во время Крымской войны. Он один из немногих священнослужителей Русской Православной церкви, кто награжден кабинетным наперсным крестом на георгиевской ленте . В контексте социального служения о нем вспоминали как о любящем и щедром отце для всех нуждающихся . Совсем в ином жанре содержатся воспоминания о священнике слободы Борисовки Грайворонского уезда Ф. Орловском. Для своих прихожан он тоже был тем, кто «в первом бедном или осиротелом доме отдавал все», кто «не мог хладнокровно смотреть на бедствия своих духовных чад» . Из этой же слободы, но из Троицкого храма, священника В.Г. Добрынина запомнили благодетелем, который пожертвовал средства на учреждение стипендии в Белгородской Иоасафо-Порфирьевской богадельни для лиц духовного звания .
На основании этих источников можно всесторонне изучить основные аспекты темы научной работы.
Степень изученности темы. Изучение исторической наукой социального служения церкви, в том числе церковной благотворительности, традиционно разделяется на несколько этапов: дореволюционная, советская и современная историография. На каждом этапе можно выделить работы, в которых социальное служение Церкви осмысливается в широком историческом аспекте, как религиозными авторами в русле церковных традиций, так и светскими историками. В меньшей степени освещены конкретно-исторические аспекты церковной благотворительности на епархиальном уровне.
Для дореволюционной отечественной историографии было характерным теоретическое осмысление благотворительности и реализация ее на практике. Авторы зачастую обращаются к самим истокам появления христианской благотворительности, рассматривают ее в исторической перспективе. Так, священник А. Кудрявцев в своих сочинениях1 рассматривает различные учреждения Церкви, которые призваны стать важным звеном социальной помощи.
В трудах И. Лабутина, Г. Ульгорна и Е. Никитина сделан исторический анализ благотворительности. В частности, замечено, что до появления христианства не существовало регулярной и систематической помощи нуждающимся: это были отдельные редкие случаи, и чаще всего со стороны состоятельных людей. Не редко эта помощь оказывалась с преследованием корыстных и выгодных целей. Именно с появлением христианства благотворительность провозглашается обязанностью человека, как видимое выражение исполнения заповеди о любви и почтения друг ко другу. В частности, развивая эту мысль Е. Никитин отмечает необходимость элемента избирательности взаимопомощи, чтобы не поощрять леность, тунеядство и притворство . В сочинении И. Лабутина больше акцентируется внимание на педагогическом значении благотворительной деятельности .
Из профессиональных историков особенно следует отметить современников исследуемого периода. В.О. Ключевский1 концентрирует внимание на анализе собранных, обработанных и опубликованных материалах социально-экономического характера. Это новое явление в русской историографии. Василий Осипович рассматривая вопрос благотворительности, полагает, что она является только одним из вспомогательных средств благоустройства российского общества, она индикатор нравственного здоровья.
И.Г. Прыжов в своем сочинении «Нищие на Святой Руси» акцентирует внимание на том факте, что нищенство «благоденствует» из-за определенного учения Церкви. Так, милостыня является одним из способов угождения Богу, ради нее прощаются многие грехи и получаешь благую участь на Страшном Суде. Обратной проекцией стало отношение к нищенству как к явлению богоугодному, в чем и причина широкого количественного распространения.
Достойно внимания и «Православная богословская энциклопедия» 1900-1911 годов издания под редакцией профессора А.П. Лопухина . Это многотомное энциклопедическое издание включило в себя не только материалы по богословию, библеистике, церковной истории и археологии, но и статьи из церковно-приходского опыта и практики. Так, отметим статьи по словам и терминам «благотворительность», «благотворительность в России», «добродетель», «духовенство», «духовенство в настоящее время», «жертва», «заповеди церковные», «каноны (постановления) святых апостолов».
Дореволюционных исследований по освещению благотворительности и социальному служению Русской Православной церкви в конкретном регионе очень мало. К примеру, известный как церковный историк архимандрит Анатолий в своем труде «Белгород и его святыни»1 описывает только существующие в конце XIX - начале XX века православные храмы и монастыри. Скорее всего это связано с тем, что для автора храм воспринимался как центр, где есть духовно-нравственное просвещение и, конечно, социальная деятельность. Церковь, как институт по социальному призрению, в этот исторический период воспринималась как традиционно предназначенная к этой роли. Поэтому не было смысла специально описывать то, что для православных было естественным. Более интересен в информационном плане «Курский сборник с путеводителем по городу Курску и планом города» . Здесь уже дается справочная информация о всех благотворительных учреждениях Курской губернии, в том числе и епархиальных . Однако, Н.И. Златоверховников, давая свое критическое мнение, выделяет государственную помощь нуждающимся в противовес всем существующим другим видам призрения.
Историография советского периода характеризуется как время, когда тема социального служения и благотворительности Церкви особо не исследовалась. Здесь можно выделить монографию М.С. Корзуна «Русская православная церковь 1917-1945 годы» , в которой, как пример, в общих чертах делается попытка проанализировать благотворительную деятельность православного духовенства с точки зрения повышения их авторитета в обществе . Как и Н.М. Никольский этот автор односторонне освещает вопрос в историческом контексте. Нет отдельных трудов по истории церковной благотворительности и социальному призрению в Курской губернии.
Параллельно за рубежом появляется весьма интересная литература по церковной истории. «Исторический путь православия»1 протоиерея А. Шмемана описывает историю церковно-государственых отношений с момента появления христианства на Святой Земле до начала ХХ века в России. Автор в последней главе подводит читателя к мысли, что «все сильнее разгорается свет духовного возрождения в самой Церкви, возвращения самого церковного сознания к живым и вечным источникам своей веры». Этим источником являлся пример первой христианской общины в Иерусалиме, для которой было свойственно «общение имуществ», то есть благотворительность. В другой работе «Русское монашество 988¬1917» И.К. Смолича рассматривается роль и значение деятельности православных монастырей. Сам автор отмечает, что многие женские обители выросли именно по причине социально-благотворительной миссии .
В девяностые годы ХХ века начинают выходить публикации, в которых рассматривается история и значение для общества социального служения Русской Православной церкви. Особенностью этих трудов являлась широта географических рамок, например, социальная деятельность всей Русской Православной церкви, то есть на территории всей Российской Империи . В.Г. Бобровников в своем труде «Благотворительность и призрение в России» раскрывает весь спектр многогранности церковной благотворительности. Здесь же автор отмечает, что это явление охватывало все сословия тогдашнего российского общества. Богословские и духовные основания благотворительности, история попечительской деятельности Русской Православной церкви освещены в работах П.В. Власова и М.В. Фирсова . Г.Н. Ульянова в своих исследованиях предлагала взглянуть на благотворительность и социальную диаконию как на инструмент соперничества между органами государственной власти и инициативой общества1. Т.Г. Леонтьева подымала вопрос о значении личности священника в активности и сфер деятельности своего прихода храма. Интересна работа Т.А. Бернштана , в которой описана жизнь и деятельность сельского священника во второй половине XIX века на территории европейской части России.
Отдельного внимания и особый интерес представляют работы С.Г. Зубановой . Автор проводит тщательный анализ социального служения Русской Православной Церкви в контексте истории России и отдельно в XIX веке, проводит историографическую систематизацию материалов и формирует терминологически-понятийный аппарат. Светлане Геннадиевне принадлежит инициатива введения понятия «социальное служение» Церкви в научный оборот. В своих работах С.Г. Зубанова предлагает целый набор понятий для изучения различных направлений деятельности духовенства и всей Церкви в отдельности. Ориентируя свои работы как дальнейшее пособие для студентов автор вводит классификацию направлений, видов и форм социальной деятельности Церкви в XIX веке.
Среди работ, написанных на материалах региональной истории, есть исследования об участии православного духовенства в санитарно-гигиеническом просвещении населения и развитии медицинского дела на сельском уровне во второй половине XIX века1.
Достойное место в историографии меценатства и благотворительности занимают исследования историков на материалах Центрального Черноземья. В частности, большой вклад в исследование социальной деятельности внесли работы Л.С. Гатиловой . Автор дает классификацию существующих благотворительных организаций в Курской губернии, и особо выделяет значение церковной социальной деятельности. Напротив, в работе Р.Н. Балицкого рассматриваются особенности только государственной благотворительности . В исследовании А.А. Левенстима дается статистические данные о богадельнях в Курской губернии , и отчасти такое замечание, что «нищенство приняло очень большие размеры в губерниях: Курской...» .
Необходимо выделить отдельные публикации И.Г. Косихиной и Ж.В. Соболевой по вопросам развития социальной деятельности и благотворительности в Центрально-Черноземном регионе в конце XIX - начале XX в. Несмотря на важность выводов, которые можно найти в опубликованных работах, а также рост интереса историков к данной проблеме, который можно проследить в публикациях научно-исторического журнала «Курский край», следует сказать, что она еще не получила полного и должного освещения.
В 2006 году в городе Курске защищалась кандидатская диссертация по теме «Социальное служение Церкви в ХХ веке: на материалах Курской епархии»1. В исследовании пересекаются хронологические рамки с настоящей выпускной квалификационной работой, потому что В.В. Реутов рассматривает историю церковной социальной деятельности с 1900 года. Интересно, что автор основное внимание акцентирует на истории деятельности церковно-приходских школ, церковных обществ и братств, обосновывая это тем, что они существовали за счет добровольных пожертвований.
Белгородские историки, рассматривая социальную деятельность Белгородской и Старооскольской епархии за последние десятилетия, приходят к выводу, что в основании православной веры лежит библейское учение о любви к ближнему и милосердие . Благотворительность всегда была традиционной для того, кто осознавал себя православным христианином . В.В. Шахов подчеркивает, что для дворян именно мировоззрение было мотивом для участия в реализации социальных проектов .
Историю Белгородчины можно проследить и по фотоматериалам из архивного фонда. К примеру, фотоальбом «Белгород 100 лет назад» содержит план города Белгорода с указанием старых и новых названий улиц , что позволяет исследователю ориентироваться в чертах города. В фотоальбоме А.И. Лимарова с фотографией улицы дается комментарий о истории мужского Николаевского монастыря, помещения которого поочередно занимало духовное училище, Иоасафо-Порфирьевская богадельня, епархиальное женское училище1.
В контексте региональной церковной истории весьма значителен труд протоиерея О. Кобец, Н.Ф. и А.Н. Крупенковых «История Белгородской епархии» . Здесь в хронологическом порядке вместе с историей описываются и епархиальные социальные проекты. Особо значимо описание почти столетней истории учреждения Иоасафо-Порфирьевской богадельни . Отдельное место занимает библиографический указатель по «Курским епархиальным ведомостям», составленный А.Н. Крупенковым . В книге «Пройдемся по старому Белгороду» А.Н. Крупенков кратко описывает историю появления и деятельность Чумичевской богадельни, которая была приписана к Успенско-Михайловскому храму . Историк упоминает и богадельню М. Мачурина, которая была передана в собственность Смоленского собора . Конечно, А.Н. Крупенков рассказывает и об истории Иоасафо-Порфирьевской богадельне . Хотя в его же труде «Белгородская старина» нет даже упоминания о существовании богадельни: «После закрытия монастыря в его постройках в том же году открылось уездное духовное училище (бурса), которое размещалось здесь до 1883 года, когда оно переехало в освободившиеся здания духовной семинарии. Затем здания бывшего монастыря сдавались внаем квартировавшей в Белгороде 31-й артиллерийской бригаде» .
В книге П.Ю. Субботина «Священномученик Никодим, епископ Белгородский: жизнь, трагическая гибель, обретение мощей» описываются существующие социальные проекты белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря .
Таким образом, проанализировав историографию вопроса можно с большей уверенностью сказать, что тема церковной благотворительности и социального служения Русской Православной Церкви в общем освещена достаточно хорошо. Однако совсем мало работ, в которых тщательно исследуются отдельные направления социальной деятельности на региональном уровне в 70-80 годах XIX века, а тем более на территории юго¬восточных уездов Курской губернии.
Методология исследования составляет понимание соотношение общего и особенного в историческом процессе. В работе на основе комплексного подхода исследовались различные формы и методы организации социальной помощи, благотворительности церкви. Деятельность духовенства и приходских обществ в социальной сфере с ее достижениями, трудностями и недостатками рассматривались на фоне развития всего русского общества.
Исходя из методологических принципов, в диссертации используются следующие методы исследования:
- нарративный метод использовался при рассмотрении церковно-канонических и богословских обоснований социального служения, а также при анализе церковной проповеди в социальной деятельности;
- историко-генетический метод использовался при рассмотрении причин появления и дальнейшего изменения нормативных основ социальной деятельности, а также таких социальных проектов, как эмеритальная касса духовенства Курской епархии, Белгородская Иоасафо-Порфирьевская богадельня, Курский приют для сирот и вдов духовного звания;
- сравнительно-исторический метод использовался при исследовании общих и частных особенностей появления и деятельности церковно¬приходских попечительств и приходских обществ трезвости, а также вклада православного духовенства юго-восточных уездов Курской губернии в создание и содержание епархиальных учреждений социального.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- во-первых, определение конкретных видов социальной помощи и благотворительности со стороны духовенства Курской епархии;
- во-вторых, оценка качественных и количественных характеристик реализуемых региональных церковных социальных проектов;
- в-третьих, сделана попытка анализа и целостного изложения истории социального служения православного духовенства юго-восточных уездов Курской губернии в конце XIX - начала ХХ веков.
Практическая значимость. Исследование может содействовать восстановлению Православной церковью всей исторической полноты своего социального служения, повышению в целом качества жизни россиян. Материалы работы могут быть также использованы в создании учебников и учебных пособий, спецкурсов по вопросам истории и благотворительности церкви, отечественной региональной социальной работы, государственно¬конфессиональных отношений.
Апробация работы. Материалы исследования нашли отражение в выступлении автора на международных образовательных Иоасафовских чтениях (Белгород, 2016) и в публикации статей: «Социальное служение православного духовенства Курской епархии в освещении «Курских епархиальных ведомостей» в 1871 году» , «Освещение социального служения православного духовенства по материалам «Курских епархиальных ведомостей» за 1871 год: миссионерский аспект»1, «Белгородская Иоасафо- Порфирьевская богадельня для лиц духовного звания» .
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и исследований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В конце XIX - начале ХХ века на территории юго-восточных уездов Курской губернии православным духовенством осуществляется многогранная социальная деятельность. Основанием для этого служат христианское богословие и соответствующее благоприятное правовое поле. Библейские тексты, жизнь и учение святых отцов церкви, канонические постановления Церковных соборов в один голос говорят о необходимости для христианского общества социальной диаконии.
Законодательство Российской империи и Указы Святейшего Синода закрепляют накопленный опыт и открывают новые возможности для активации социальной деятельности духовенства и мирян. Известны случаи, когда именно закон ставил точку длительным рассуждениям и запуску социального проекта.
Представители интеллигенции поддерживали инициативу государства и Церкви в расширении социального призрения. Здесь речь идет уже не об обоснованиях необходимости социального служения, а о конкретных организационных и методических новшествах. Святоотеческая мысль этого периода подчеркивала педагогическое и воспитательное значение социальной деятельности как одной из христианских добродетелей.
Анализируя государственные законы, церковные каноны и православное богословие можно выделить два направления социальной деятельности. Первое, когда православное духовенство примером своей веры через слово вдохновляет общество к активному участию в социальных проектах. Здесь большое значение имеет церковная проповедь. Через пастырское слово общество информируется о реализации того или иного социального проекта. Православное духовенство своей деятельностью и активной позицией вдохновляло представителей государства и частных лиц со значительным материальным достатком становиться благодетелями для социальных программ.
Не редки случаи, когда именно епархиальное управление рекомендует произносить ту или иную проповедь перед сбором пожертвований на определенные социальные программы. Духовенство в этом случае выступает не только инициатором, но и организатором сбора денег в фонд помощи семьям раненых и больных воинов, на голодающих и всех тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Заслуживает внимание и собственная инициатива священнослужителей, когда собирались пожертвования для оказания помощи в пределах своего уезда.
Деятельность приходских попечительств православных храмов юго-восточных уездов Курской губернии является промежуточным звеном двух основных направлений церковного социального служения. Под председательством священнослужителя прихожане сообща осуществляют дела благотворительности. В конце XIX века приоритетным являлись забота о храме и приходской школе. Социальному направлению отводилось не значительное место. В начале XX века ситуация меняется: все чаще в обществе и среди духовенства выделяется как главное именно социальная направленность.
Второе направление социальной деятельности и благотворительности проявляется тогда, когда сама епархия как организация выступает жертвователем и благодетелем. В этом направлении оказывается помощь преимущественно церковно- и священнослужителям. Для помощи бедным из духовного звания, вдовам и сиротам учреждается эмеритальная касса, социальный приют и богадельня. У каждого из этих учреждений своя особая история. Учреждение эмеритальной кассы для духовенства Курской епархии длилось около двадцати лет. Это было связанно с новизной проекта и незнакомством церковно- и священнослужителей с подобной практикой. Спустя некоторое время в рамках реализации проекта по эмеритальной кассе появляется новый - погребальная касса. Он появляется как дополнительная инициатива священнослужителей, которые взяли пример с эмеритуры и учли весь положительный и отрицательный ее опыт.
Другие проекты социального призрения касались сирот и вдов духовного сословия, а также одинокого пожилого духовенства. Приют для девочек-сирот был открыт в городе Курске, где находилась архиерейская кафедра. Призреваемые поступали сюда со всей Курской епархии. Духовенство позаботилось о том, чтобы этот приют стал финансово независимым и содержался за отчисляемые проценты собранной ими суммы денег. Бывали, конечно, случаи и частных пожертвований от священнослужителей, в том числе и с юго-восточных уездов Курской губернии. Успех Курского приюта для сирот и вдов духовного звания позволил открыть еще один похожий приют для мальчиков. В память избавления императора от смерти после покушения духовенство решает назвать их Александровскими. Для пожилого заштатного духовенства в городе Белгороде учреждается Иоасафо-Порфирьевская богадельня. География поступающих сюда подопечных охватывает всю территорию Курской губернии. Некоторое время богадельня находилась в ведении Курского епархиального попечительства о бедных духовного звания. Однако опыт показал, что для удобства освоения поступающих денежных средств на содержание богоугодного заведения необходимо создать специальный Белгородский комитет. С этого момента начинается пересмотр существования этого социального проекта как единственного центра в епархии. После многолетних суждений православное духовенство Курской епархии принимает решение о расформировании Белгородской Иоасафо- Порфирьевской богадельни и создании подобных учреждений в каждом уездном городе.
Все реализуемые православным духовенством юго-восточных уездов Курской губернии социальные проекты помогают с уверенностью свидетельствовать о том, что с давних пор существует богатый исторический опыт и разнообразная традиция помощи тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Социальное служение и благотворительность в конце XIX - начала XX века остаются областью деятельного выражения православной веры и глубокого сострадательного чувства.


1. Андриевский И, священник. Устав погребальной кассы // Курские епархиальные ведомости. - 1905. - Отд. неоф. - № 41. - С. 904-907.
2. Афанасьев Н., священник. Измененные параграфы Проекта Устава эмеритальной кассы Курской епархии // Курские епархиальные ведомости. - 1905. - Отд. неоф. - № 45-46. - С. 987-990.
3. Базиленский Е., священник. Проект устройства епархиальной эмеритальной кассы // Курские епархиальные ведомости. - 1876. - Отд. оф. - № 10. - С. 494-502; - № 11. - С. 552-564; - № 12. - С. 605-612.
4. Васильев Н., священник. Проэкт устава погребальной Кассы // Курские епархиальные ведомости. - 1905. - Отд. оф. - № 11. - С. 161-164.
5. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета: «Об увеличении отпуска сумм на содержание Православнаго духовенства» от 23 апреля 1893 года // Полное собрание законов Российской империи. - Собрание 3-е. - Т. XIII: 1893. - СПб., 1897. - С. 219.
6. Высочайше утвержденное мнение Департамента
Государственной Экономии Государственнаго Совета: «Об увеличении, с 1895 года, кредита на содержание городскаго и сельскаго духовенства» от 16 января 1895 года // Полное собрание законов Российской империи. - Собрание 3-е. - Т. XIII: 1893. - СПб., 1897. - С. 31-32.
7. Высочайшее повеление: «О разрешении взимания из содержания духовенства взносов на эмеритуру» от 4 июня 1888 года № 5298// Полное собрание законов Российской империи. - Собрание 3-е. - Т. VIII: 1888. - СПб., 1890.- С 312.
8. Егурнов Н., священник. Проэкт устава погребальной кассы духовенства Курской епархии // Курские епархиальные ведомости. - 1905. - Отд. неоф. - № 42-44. - С. 928-937.
9. Епархиальныя распоряжения от Курской Духовной консистории (о составлении проекта эмеритальной кассы и обсуждении его на благочиннических собраниях) // Курские епархиальные ведомости. - 1871. - Отд. оф. - № 2. - С. 61-64.
10. Закон 10811 «Об открытии Комитета о разборе нищих и изыскании способов к искоренению нищенства» от 16 декабря 1837 года // Полное собрание законов Российской империи. Собр. второе. - Т. XII: 1837, ч. 2. - СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярии, 1838. - С. 1018-1019.
11. Закон 1404 «О правилах для предупреждения случаев вторичнаго пожалования одних и тех же наград по благотворительным и общеполезным учреждениям» от 24 февраля 1883 года // Полное собрание законов Российской империи. - Собрание 3-е. - Т. III: 1883. - СПб., 1886. - С. 53-54.
12. Закон 2820 «Статут ордена Св. Анны» от 14 апреля 1829 года //
Полное собрание законов Российской империи. Собр. второе. - Т. IV: 1829. - СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорскаго
Величества Канцелярии, 1830. - С. 255-256.
13. Закон 32618 «О распространении права на получение орденов с мечами на духовенство, находившееся в минувшую войну для исполнения Христианских треб на перевязочных пунктах под выстрелами неприятеля» от 30 декабря 1857 года // Полное собрание законов Российской империи. Собр. второе. - Т. XXXII: 1857, ч. 1. - СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярии, 1858. - С. 1059.
14. Закон 34890 «О дополнительном отпуске из государственнаго казначейства средств на содержание городскаго и сельскаго духовенства» от 8 марта 1910 года // Полное собрание законов Российской империи. - Собрание 3-е. - Т. XXXI: 1911. - СПб., 1914. - С. 146.
15. Закон 37561 «О дополнительном отпуске из государственнаго казначейства средств на содержание городскаго и сельскаго духовенства» от 26 июня 1912 года // Полное собрание законов Российской империи. - Собрание 3-е. - Т. XXXII: 1912. - СПб., 1915. - С. 987... 254

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ