ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Состояние и проблемы освоения полигонов твердых коммунальных отходов 7
1.1. Правовые основы и общие вопросы обращения с твердыми
коммунальными отходами в Российской Федерации 7
1.2. Технические особенности создания и эксплуатации
полигонов 11
ТКО
1.3. Мировой и Российский опыт эксплуатации полигонов ТКО... 15
1.3.1. Оценка современного состояния обращения с ТКО в
России 15
1.3.2. Сравнительный анализ обращения с отходами зарубежом
и в 18
России
Глава 2. Анализ размещения полигонов ТКО на территории Белгородской области 23
2.1. Общие вопросы обращения с твердыми коммунальными
отходами на территории Белгородской области 23
2.2. Оценка образования, переработки и утилизации ТКО в
Белгородской области 25
2.3. Современное состояние, перспективы и прогнозы
размещения отходов на территории Белгородской области 30
Глава 3. Воздействие полигонов ТКО на состояние окружающей
природной среды Белгородской области 42
3.1. Покомпонентная оценка воздействия полигонов ТКО на
состояние окружающей природной среды 42
3.2. Оценка экологического состояния земельных участков под
полигонами твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области 49
3.3. Рекомендации по принятию организационно -управленческих
решений по выбору направлений рекультивации и использования территорий полигонов ТКО 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Состояние и проблемы освоения полигонов твердых коммунальных отходов 7
1.1. Правовые основы и общие вопросы обращения с твердыми
коммунальными отходами в Российской Федерации 7
1.2. Технические особенности создания и эксплуатации
полигонов 11
ТКО
1.3. Мировой и Российский опыт эксплуатации полигонов ТКО... 15
1.3.1. Оценка современного состояния обращения с ТКО в
России 15
1.3.2. Сравнительный анализ обращения с отходами зарубежом
и в 18
России
Глава 2. Анализ размещения полигонов ТКО на территории Белгородской области 23
2.1. Общие вопросы обращения с твердыми коммунальными
отходами на территории Белгородской области 23
2.2. Оценка образования, переработки и утилизации ТКО в
Белгородской области 25
2.3. Современное состояние, перспективы и прогнозы
размещения отходов на территории Белгородской области 30
Глава 3. Воздействие полигонов ТКО на состояние окружающей
природной среды Белгородской области 42
3.1. Покомпонентная оценка воздействия полигонов ТКО на
состояние окружающей природной среды 42
3.2. Оценка экологического состояния земельных участков под
полигонами твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области 49
3.3. Рекомендации по принятию организационно -управленческих
решений по выбору направлений рекультивации и использования территорий полигонов ТКО 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Правильная организация управления отходами, внедрение новейших технологий, машин и оборудования для сбора, удаления, обезвреживания и утилизации ТКО позволят превратить полигоны ТКО в источник вторичных материальных ресурсов и обеспечить как охрану здоровья населения, так и гарантии благоприятной окружающей среды.
В результате работы были сформулированы следующие выводы:
1. В мире ежегодно растет количество твердых коммунальных отходов, и если в развитых странах доля складируемых отходов уменьшается, или вовсе равна нулю, то в Российской Федерации процент вторичной переработки не превышает 3-4 %; все это обуславливает появление как санкционированных так и стихийных свалок. На долю ТКО в стране приходится не более 1 % массы отходов, но именно коммунальные отходы могут быть максимально эффективно вторично утилизованы (более 50 % отходов составляет пластик, текстиль, метал).
Основными недостатками складирования отходов становятся: выведение земель из хозяйственного оборота на десятки лет, риск загрязнения окружающей среды при нарушении техники эксплуатации, длительный период действия активных процессов в теле полигона, продукты которых являются потенциальными загрязнителями. Однако
нерентабельность переработки большинства видов размещаемых отходов, отсутствие приемлемых технологий, а также относительная дешевизна земли для размещения отходов в России по сравнению с высокоразвитыми зарубежными странами (Японией, Германией, Англией) обусловливают для российских городов приоритет размещения отходов на полигонах и свалках.
2. Анализ источников образования отходов на территории области показал, что наибольший вклад в объем ТКО вносит г. Белгород и район,
Старооскольский округ и Шебекинский район, меньше всего (менее 5 тыс. тонн в год) образуется в Красненском и Краснояружском районах. Годовой объем образования твердых коммунальных отходов на территории области составляет 4 352,017 тыс. м3. За последние 7 лет общий объем отходов всех категорий увеличился примерно на 10 мил. тонн, более 98% отходов составляют отходы 5 класса опасности. Прогнозные расчеты показывают, что в ближайшие 10 лет в регионе будет расти объем образующихся отходов, при этом, будет увеличиваться и объем утилизированных и обезвреженных отходов всех категорий.
3. В Белгородской области, по состоянию на 2018 год, официально
зарегистрированы в государственном реестре 18 полигонов ТКО, около четверти которых имеют ограниченный временной ресурс работы (до 3 лет) (проектный срок эксплуатации полигона - 20 лет). В перспективе, в
результате реформы ЖКХ в Белгородской области останется пять действующих полигонов ТКО для хранения мусора. Закрытие полигонов будет проходить в три этапа с 2018 по 2028 г. Наиболее крупный полигон области находится в Яковлевском районе (по занимаемой площади), в областном центре располагается самый большой полигон по остаточной мощности, он принимает отходы с г. Белгорода и района, а также Грайворонского и Борисовского районов.
4. Правительством Белгородской области в 2018 году разработана и принята перспективная схема сбора, накопления и удаления отходов. Ее принципиальное отличие от существующей в том, что транспортировка отходов происходит не только прямым вывозом, но и посредствам мусороперегрузочных станций, благодаря чему планируется в будущем сократить количество полигонов ТКО, отдельные блоки перспективной схемы посвящены утилизации и сортировке отходов, посредствам строительства мусоросортировочных комплексов.
5. Оценка экологического состояния полигонов ТКО проведена на основе авторских методических подходов, учитывающих площадь полигонов, по отношению к площади района размещения; остаточную мощность и срок эксплуатации; наличие нарушений природоохранного законодательства и размещаемый объем отходов. В результате интегральной оценки наиболее «опасными», с экологической точки зрения, являются полигоны в Губкинском городском округе и Яковлевском районе, приуроченные к местам горной добычи и отработавшими срок своей эксплуатации, но не рекультивированные до настоящего момента. Относительно удовлетворительная ситуация отмечена в Корочанском и Красногвардейском районе, где, несмотря на наличие сразу двух полигонов, невелика их относительная площадь, и соотношения емкости полигона - свозимых отходов, одно из наиболее оптимальных в регионе.
6. Находящиеся на полигонах отходы представляют собой отложенный ресурс, обладающий материальной и энергетической ценностью. Получение данных о фракционном и морфологическом составах отходов могут стать основой для разработки проектов извлечения вторичных ресурсов из массива отходов или рекуперации старых свалок и полигонов. Выбор метода управления полигоном должен осуществляться для снижения неконтролируемых эмиссий биогаза и фильтрата, минимизации воздействия полигона на окружающую среду на пост-эксплуатационном этапе, ускорения стабилизации отходов и сокращения сроков ассимиляции объекта с окружающей средой.
1. Российская Федерация. Законы. Об отходах производства и потребления: федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2019.
2. Российская Федерация. Законы. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. 03.08.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2019.
3. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2019.
4. Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых от 10.02.1997 г. N 155 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2019.
5. Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами от 16.03.2016 г. № 197// Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2019.
6. Белгородская область. Правительств. Постановления. Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области на 2014-2020 годы от 28.10.2013 г. N 441-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2019.
7. Белгородская область. Правительств. Постановления. Об
утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Белгородской области от 26.09.2016 г. № 350-пп (с изм. 29.01.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2019.
8. Российская Федерация. Правительство. Распоряжения. Об утверждении комплекса мер поэтапного приведения наиболее загрязненных территорий населенных пунктов в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиеническими нормами и требованиями, обеспечивающими комфортные и безопасные условия проживания человека от 31.05.2010 г. № 869-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2019.
9. Российская Федерация. Минрегиона России. Приказы. Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса от 15.02.2011 г. № 47 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2019.
10. Российская Федерация. Минрегиона России. Приказы. О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований от 06.05.2011 г. № 204 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2019.
11. Российская Федерация. Минприроды России. Приказы. Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами от 01.09.2011 г. № 721 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2019.
12. Российская Федерация. Министерство строительства России. Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов от 02.10.1996 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2019.
13. Белгородская область. Департамент жилищно-коммунального
хозяйства. Приказы. Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области от 19.12.2018 г. № 188. — Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект
rnnepccbi.nKn.http://belgkh.ru/media/site_platform_media/2018/12/26 /prikaz-188.pdf.
14. Абрамов, Н.Ф. Отходы мегаполиса: морфологический и
фракционный состав / Н.Ф. Абрамов, С.В. Архипов, М.В. Карелин, Я.А. Жилинская // Твердые бытовые отходы. - 2009. - № 9. - С. 42-45.
15. Ашихмина, Т.В. Геоэкологический анализ состояния окружающей
среды и природоохранные рекомендации в районе расположения полигонов ТБО Воронежской области: дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.36 / Т.В.
Ашихмина; Государственный университет по землеустройству. - Москва, 2014. - 183 с... 68