Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые образные средства в ранней прозе А.И. Куприна (1895 -1910 гг.)

Работа №178388

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Язык художественной литературы как объект лингвистиче-ского описания
1.1. Индивидуально-авторская картина мира и её отражение в языковой
картине мира писателя 7
1.2. Языковые образные средства и их роль в создании художественной
картины мира 15
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Особенности реализации образности в языке произведений
А.И. Куприна
2.1.Особенности тропеизации в произведениях А.И. Куприна 25
2.2. Роль и место сравнений в художественной языковой картине мира
А.И. Куприна 33
2.3. Изучение средств языковой выразительности на факультативных за-нятиях по русской словесности 47
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57


Основательное изучение творчества писателя начинается в 1940-е гг. Так как автор является интересной личностью, а его произведения вызывают эстетическое наслаждение, ему посвящали монографии многие отечествен¬ные и зарубежные исследователи. Среди отечественных исследователей вы¬ступали Н. Берков «Александр Иванович Куприн», Ф.И. Кулешов «Творче¬ский путь А.И. Куприна (1883-1907)», А.А. Волков «Творчество А. И. Куприна», Б.Н. Афанасьев, Л.В. Крутикова «А.И. Куприн» (1870-1938), О.Н. Михайлов «Куприн».
В данных монографиях исследуется творчество А.И. Куприна, его этапные произведения, а также рассматривается творческое взаимодействие с другими писателями того времени - М. Горьким, И.А. Буниным и др. Здесь А.И. Куприн представлен как выдающийся деятель отечественной литерату¬ры. Также рассматривается язык писателя, использование им выразительных средств для усиления образности произведений.
А.И. Куприну присуща особенная манера письма, которая находит от¬ражение в языке его текстов. Произведения данного автора отличаются ши¬роким употреблением различных тропов. Об активном исследовании языко¬вых образных средств свидетельствуют многочисленные работы отечествен¬ных исследователей [Виноградов, 1963; Голуб, 2001; Григорьев, 1983; Потебня, 1999; Томашевский, 1996; Шанский, 2000].
В настоящее время ученые - лингвисты всё чаще говорят о традицион¬ных средствах созданиях художественной выразительности, тропах, которые становятся художественными средствами, заслуживающими особого внима¬ния в свете всего творчества автора или конкретного произведения.
Всю свою писательскую деятельность А.И. Куприн посвятил работе над развитием языка и стиля речи. Благодаря этому автора считают знатоком русской речи.
И.А. Бунин называл язык А.И. Куприна точным и богатым, а также го¬ворил, что отличительной чертой его произведений является «свобода по¬вествований» [Бунин 1938: 85].
Литературное наследие А.И. Куприна ставит обширный круг вопросов и проблем для изучения. Существует множество лингвистических и литера¬туроведческих работ, статей, монографий, посвященных наследию автора.
В нашей дипломной работе мы обратились к исследованию использо-вания языковых образных средств в прозе А.И. Куприна.
Тема нашего исследования - «Языковые образные средства в ранней прозе А.И. Куприна (1895 -1910 гг.)». Мы обратились к нескольким текстам А.И. Куприна для того, чтобы проанализировать типическое использование автором языковых образных средств, а также определить их функции в ткани произведений.
Актуальность данной темы определяется необходимостью лингво-культурологического описания языковых образных средств в текстах А.И. Куприна, что будет способствовать более глубокому проникновению в идиостиль писателя. Отметим также малоизученность данного аспекта твор¬чества автора.
Материалом исследования являются языковые образные средства, выявленные методом сплошной выборки из художественных текстов А.И. Куприна.
Источником фактического материала послужили 21 произведение ав-тора, среди которых 2 повести («Гранатовый браслет», «Поединок») и 19 рассказов: «Ночлег», «Блаженный», «Болото», «Конокрады»», «Белый пу-дель», «Суламифь», «В цирке», «Черный туман», «Штабс - капитан Рыбни-ков», «Дознание», «Кляча», «Тапер», «Изумруд», «Ночная смена», «Мирное житие», «С улицы» «Обида», «Картина», «Река жизни».
Нами было выписано около 150 контекстов, в которых содержатся ме¬тафоры, в том числе олицетворения, эпитеты, сравнения.
Научная новизна исследования для нас заключается в комплексном анализе языковых образных средств и выявлении особенностей их функцио¬нирования в произведениях А.И. Куприна.
Объект исследования - художественные произведения А.И. Куприна.
Предмет исследования - языковые образные средства, функциониру¬ющие в избранных для анализа произведениях.
Целью исследования является лингвокультурологическое описание языковых образных средств в произведениях А.И. Куприна.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих за-дач:
• охарактеризовать индивидуально-авторскую картину мира и её от¬ражение в языковой картине мира писателя;
• выявить посредством сплошной выборки языковые образные сред¬ства и их роль в создании художественной картины мира автора;
• рассмотреть особенности тропеизации в произведениях А.И. Куприна;
• определить роль и место сравнений в художественной языковой картине мира А.И. Куприна.
Методы исследования: лингвистическое описание, лингвокультуро-логический комментарий, контекстуальный анализ.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в школьном курсе преподавания интегрированных уро¬ков русского языка и литературы, на факультативных занятиях по русской словесности, а также при написании курсовых работ, рефератов и докладов.
Апробация. Промежуточный результат дипломной работы был пред¬ставлен в докладах на научных конференциях: «Х Международный моло¬дежный научный форум «Белгородский диалог - 2018: проблемы истории и филологии» (Белгород, 2018), «XI Международный молодежный научный форум «Белгородский диалог - 2019: проблемы истории и филологии» (Бел¬город, 2019).
По теме исследования опубликована статья на тему «Выразительные средства описания природы в текстах А.И. Куприна».
Структура дипломной работы определяется логикой исследования и основными задачами. Дипломная работа содержит Введение, две главы, За¬ключение и Список использованной литературы (64 источника).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Язык является бесчисленным хранилищем всех знаний человека о ми-ре. В данной работе мы рассматривали такие понятия как языковая, индиви¬дуально-авторская и художественная картина мира. Индивидуально- авторская и художественная картины мира в полной мере реализуется при помощи использования образных средств всех уровней языка, от фонетики до синтаксиса. Поэтому основное внимание в данной работе мы уделили рас¬смотрению образных средств языка в текстах А.И. Куприна.
Изучив литературу по проблеме исследования и проанализировав язы¬ковые образные средства, функционирующие в произведениях А.И. Куприна, мы можем сделать вывод о том, что данный аспект важен для писателя.
Значительное количество тропов, то есть слов и выражений, употреб - ленных в переносном значении, А.И. Куприн использует для описания при¬роды, а также при создании портретных характеристик героев.
Выразительные средства в тексте художественного произведения поз-воляют транслировать читателю идейный замысел писателя, а также репре-зентируют богатство русского языка. Использование таких средств в речи - это признак настоящего писателя, его умения ярко и точно выражать свои мысли.
Именно тропы углубляют текст, делают его более выразительным, а также помогают автору повысить эмоциональность текста. Все произведения А.И. Куприна наполнены образными деталями - их анализ помогает глубже познать художественный мир писателя.
Анализ языкового материала показал, что среди стилистических со-ставляющих художественных текстов А.И. Куприна значительное место за-нимают сравнения, которые можно считать характерной чертой идиостиля писателя. Сравнение - стилистический прием, основанный на уподоблении одного предмета другому.
Сравнения в текстах А.И. Куприна можно условно разделить на две группы:
• Традиционные сравнения;
• Индивидуально-авторские сравнения.
Сравнения в текстах А.И. Куприна синтаксически связаны и могут быть построены вокруг глагола (в произведениях А.И. Куприна находим большое количество таких сравнений), имени существительного, имени при¬лагательного.
Образные сравнения отличаются тем, что в сравнении тех или иных предметов или явлений в качестве основания выступают прилагательные и существительные.
Наиболее интересными представляются нам сравнения в текстах А.И. Куприна, употребленные при описании внешнего облика персонажей. В своих произведениях писатель неоднократно сравнивает людей с животны-ми, тем самым показывая их внутреннюю сущность (как бык, как змея и подоб.).
Таким образом, анализ материала показал, что языковые образные средства используются в произведениях А.И. Куприна в различных целях:
1) для создания образности речи;
2) для привлечения внимания читателя;
3) для более детализированного выражения мысли;
4) для обозначения авторской позиции;
5) для того, чтобы показать внутреннее состояние героев;
6) для описания различных природных явлений и раскрытия характеров персонажей.
Среди языковых образных средств художественной выразительности, извлеченных методом сплошной выборки из произведений А.И. Куприна, подавляющее большинство составляют сравнения (71 %), далее следуют эпи¬теты (15 %), затем - использование метафор (8 %), наименьшее количество составили употребления олицетворений (6 %).
Таким образом, благодаря использованию языковых образных средств, в частности - сравнений, А.И. Куприн создает яркие портретные характери¬стики героев, тонко описывает их душевное состояние. С помощью образно¬го воплощения портретных деталей автор описывает внешность персонажей, раскрывая их внутренний мир, а также привычки, положение в обществе, ха¬рактер и т.д. С помощью сравнений с пейзажными реалиями автор также нередко раскрывает характеры героев, их эмоциональный настрой.



1. Афанасьев В.Н. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк / В.Н. Афанасьев. - М.: Художественная литература, 1960. - 412 с.
2. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 году / Собр. соч.: в 3 т. - М.: Художественная литература, 1948. - Т.1. - С. 23.
3. Брандес М.П. Стилистика текста: теоретический курс: учебник для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация» / М.П. Брандес. - 4-е изд., испр. и перераб. - М.: Книжный Дом «Университет», 2011. - 412 с.
4. Бунин И.А. Дневники / Полн. собр. соч.: в 6 т. - М.: Художествен-ная литература, 1988. -Т.6. - С.254- 255.
5. Бутакова Л.О. Человек-мир-речь. Индивидуально-авторская кар-тина мира Лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка) / Л.О. Бутакова. - Омск: 2000. - С. 94-119.
6. Вайсгербер Л. Родной язык и формирование духа / Л. Вайсгербер. - М.: Едиториал УРСС, 1993. - 232 с.
7. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура/ Е.М. Вереща-гин, В.Г. Костомаров. - М.: Русский язык, 1990. - 269 с.
8. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов.
- М.: Наука, 1971. - 543 с.
9. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1963. - 561 с.
10. Винокур Г. О. О языке художественной литературы / Г.О. Винокур.
- М.: Высшая школа, 1991. - 448 с.
11. Воронцова Е. П. Соотношение денотативной и сигнификативной информации при реализации картины мира лексикосемантическими сред-ствами: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05 / Е. П. Воронцова. - М, 1987. - 285 с.
12. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - М.: Рольф, 2001. - 312 с.
13. Григорьев В.П. Грамматика идиостиля / В.П. Григорьев. - М.: Наука,1983. - 211 с.
14. Демченко А.И. Всеобщее (универсальное) искусствознание как но¬вое научное направление / А.И. Демченко. - М.: Композитор, 2011. - C. 16¬
20.
15. Демченко А.И. Картина мира в литературном искусстве России
начала XX века: исследование / А.И. Демченко. - М.: Композитор, 2006. -
264 с... 43

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ