ВВЕДЕНИЕ 3
I. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И 9 Ф. В. НИЦШЕ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ XIX ВЕКА
1.1. Теория «человекобога» в творчестве Ф. М. Достоевского 9
1.2. Моральный нигилизм и теория «сверхчеловека» в 31
философии Ф. В. Ницше
II. СОПОСТАВЛЕНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Ф. М. 51 ДОСТОЕВСКОГО И Ф. В. НИЦШЕ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ
2.1. Параллелизм и расхождение в философской антропологии 51
Ф. М. Достоевского и Ф. В. Ницше
2.2. Развитие и эволюция антропологических концептов 69 «человекобог», «сверхчеловек» в XX-XXI веках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98
Актуальность темы исследования. Антропологическая тематика очень актуальна в современном обществе. Она усложнена политическими, культурными, социальными, этическими и другими проблемами, в решении которых часто используется переосмысление природы человека и его сути.
На фоне достижений науки и техники XX-XXI века, возникают новые направления в развитии философской антропологии, многие из них имеют «постчеловеческий» сценарий развития общества.
Большинство из современных антропологических моделей основаны на идее достижения человеком полного физического и ментального совершенства. При этом происходит упрощение, трансформация, исключение морально-нравственного аспекта человеческой личности.
Подобные идеи, во многом основаны на философско- антропологических моделях созданных Ф. М. Достоевским и Ф. Ницше. Это теория «человекобога» Достоевского и учение о «сверхчеловеке» Ницше.
Достоевский и Ницше в свое время предвидели антропологические искания предстоящие человечеству. Их собственные философские выводы в итоге оказались альтернативами диаметрально разного антропологического пути.
Духовно-нравственные ценности личности во многом зависят от наличия или отсутствия у человека религиозно-метафизических ориентиров, которые формируют его воззрения на смысл жизни и свое место в обществе.
Многие современные люди имеют проблему самоидентификации. Это связано с утратой ценностных ориентиров, и наличия сложных и неопределенных духовно-нравственных идеалов.
Эти факторы побуждают личность к поиску мировоззренческого самоопределения.
Все это придает актуальность обращения к глубокому анализу человеческой личности в творчестве выдающегося русского писателя и мыслителя Федора Михайловича Достоевского и немецкого философа Фридриха Ницше.
Проблема личности, одна из вечных проблем в истории философии. В современном мире она не только не теряет своего значения, но напротив, заслуживает особого внимания. Вопросы о том, какова должна быть личность в XXI веке и как она должна взаимодействовать в обществе, для самоидентификации весьма актуальны для современности.
Современное состояние цивилизации, расширение информационного пространства, новые достижения науки и техники, создают новые возможности для человечества, но также и требуют большой ответственности в сфере взаимодействия с окружающим миром.
Человеческая личность в условиях цивилизационного прогресса сталкивается все с теми же основными философскими задачами, такими как поиски Абсолютного и Вечного, глубокий самоанализ, определение смысла и цели жизни, осознание собственных возможностей и перспектив.
Антропологические взгляды и решения Достоевского и Ницше позволяют, по нашему мнению, не только проследить путь развития философской антропологии в XIX веке, но и на базе их размышлений заново осмыслить и оценить возможности и перспективы человеческой личности в XXI веке.
Степень разработанности темы. Сходства в философских взглядах, в том числе и антропологических Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше, впервые заметил Г. Брандес в 1888 году. Многие работы посвящены анализу этой тематики. По замечанию К. Миллера, они составили «малый жанр ницшевской литературы».
В исследованиях русских философов «Серебряного века» в основном рассматривалась тема параллелизма и расхождения философских идей Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. Это труды Д. С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский», Н. А. Бердяева «Миросозерцание Достоевского», Л. Шестова «Философия трагедии» и других.
Эти авторы сходились в оценке творчества Достоевского и Ницше как мыслителей обозначивших переломный момент в судьбе европейского человечества и поворот к новому толкованию человеческой личности.
Подобные мысли высказывали К. Ясперс «Ницше: введение в понимание его философствования», Ж. П. Сартр «Экзистенциализм - это гуманизм», А. Камю «Бунтующий человек», Т. Манн «Философия Ницше в свете нашего опыта», «Достоевский но в меру», Г. Гессе «Братья Карамазовы, или Закат Европы», и другие западные мыслители.
Л. Шестов обозначил неклассический характер философских взглядов Достоевского и Ницше.
В современной русской литературе вышли две монографические работы, посвященные выявлению сходства и различия в философских взглядах мыслителей.
Ю. Н. Давыдов «Два понимания нигилизма: Достоевский и Ницше» сопоставил версии нигилизма, принадлежащие Достоевскому и Ницше. Он пришел к выводу о сходстве в понимании масштабности нигилизма Ницше и Достоевским, показал альтернативный характер их проектов преодоления нигилизма.
В. В. Дудкин «Достоевский Ницше» в качестве предмета исследования обозначил проблему человека, которую автор считал основной в творчестве Достоевского и Ницше. Автор подробно проанализировал общие для обоих мыслителей темы, такие как понятие «человекобога», «сверхчеловека».
Ряд публикаций посвящен сопоставлению отдельных концептов Достоевского и Ницше «сверхчеловек» и «человекобог», «великий инквизитор» и «аскетический священник», «подпольный человек » и «житель подземелья», «мышь» и «крот» и другие. В данных публикациях затрагивается вопрос о влиянии творчества Достоевского на философию Ницше.
Отношения нигилизма к метафизике христианства как поворотного момента в развитии философии Достоевского и Ницше отмечал А. В.
Михайлов в «Предисловие к публикации: Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла».
Среди современных диссертационных исследований, посвященных сопоставлению антропологических взглядов Ф. М. Достоевского Ф. Ницше, можно отметить работы Т. С. Кузубовой «Метафизические миры Достоевского и Ницше», С. А. Корнеевой «Метафизика личности в наследии Ф. М. Достоевского: философско-антропологический аспект».
По теме философской антропологии Ф. М. Достоевского и Ф. В. Ницше также опубликованы научные статьи ряда исследователей, например статьи О. С. Кренжолека «Теория человекобога у Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше», А. В. Лесевицкого «Ф. М. Достоевский и Ф. Ницше», Д. А. Беляева «Универсальность и национальная самобытность идеи сверхчеловека в творчестве Ф. М. Достоевского», Н. Н. Исаченко «Философская интерпретация феномена «совершенный человек», И. Эбаноидзе «Речь не о книгах, а о жизни» и других.
Объектом исследования являются религиозно-философские взгляды Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше.
Предмет исследования - религиозно-философское учение
Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше: антропологический аспект.
Цель исследования - сопоставление антропологических воззрений Ф. М. Достоевского и Ф. В. Ницше в контексте христианской морали.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теорию «человекобога» в творчестве
Ф. М. Достоевского;
2. представить анализ теории «сверхчеловека» у Ф. В. Ницше;
3. выявить параллели и расхождения в антропологических воззрениях Ф. М. Достоевского и Ф. В. Ницше;
4. показать развитие и эволюцию антропологических концептов «человекобог», «сверхчеловек» в XX-XXI веках.
Теоретико-методологическая основа исследования. Для раскрытия заявленной темы использовались общенаучные методы логики, анализа и синтеза. Системный подход позволил обобщить религиозно-философские исследования по проблеме личности, а герменевтический метод применялся для толкования текстов с целью выявления проблемы личности. Важным методологическим приемом в исследовании являлось сопоставление «концептуальных персонажей», при посредстве которых конституировались концепции личности Достоевского и Ницше. Концептуальные персонажи - это персонажи мышления, наделенные личностными чертами и способствующие рождению и определению концепта.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- сопоставлены концептуальные персонажи Ф. М. Достоевского и Ф. В. Ницше с целью выявления параллелизма и расхождения антропологических взглядов мыслителей;
- рассмотрена эволюция антропологических концепций Ф. М. Достоевского и Ф. В. Ницше и их трансформация в современном мире.
Научно-практическая значимость работы. Исследуемые в работе проблемы определяют теоретически важный аспект в круге актуальных вопросов метафизики личности. Положения и выводы исследования в целом развивают и дополняют исследования философского наследия Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. Материалы исследования могут быть использованы для развития и обогащения теологических и философских дискуссий по проблеме личности, в преподавании общего теологическо- философского курса, а также при чтении учебных курсов по философии культуры, общей и сравнительной культурологии.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в 5 научных статьях. Материалы исследования обсуждались на VII Международной научно-практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры: духовно-нравственные ценности и будущее человечества».
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав содержащих по два параграфа, заключения и списка литературы.
Проблема личности, одна из вечных проблем в истории философии. В современном мире она заслуживает особого внимания. Вопросы о том, какова должна быть личность в XXI веке и как она должна взаимодействовать в обществе, для самоидентификации, весьма актуальны для современности.
Антропологические идеи Достоевского и Ницше позволяют, по нашему мнению, не только проследить путь развития философской антропологии в XIX веке, но и на базе их размышлений заново осмыслить и оценить возможности и перспективы человеческой личности в XXI веке.
В I главе исследования мы изучили основные антропологические концепции Ф. М. Достоевского и Ф. В. Ницше и пришли к следующему выводу.
Картину понимания Достоевским человеческой личности, нужно рассматривать в контексте общественной и философской среды середины XIX века. Учитывая популярные в то время материалистические теории секулярное мышление заходило в тупик. Онтологические размышления, приводили к выводу, что в жизни нет смысла, потому что все конечно и обессмысливается концом существования.
Размышляя в своих произведениях о феномене беспричинных самоубийств в молодежной среде, писатель создает образ рационалиста стремящегося постичь истинный смысл жизни и приходящего к тому, что жизнь есть абсурд или злая насмешка природы. Без веры в индивидуальное бессмертие души существование человека лишается своей ценностной основы, результатом чего становится самоубийство неверующего человека или богоборца.
В ходе формирования антропологической концепции Достоевский прибегает к термину «человекобог», впервые введенному Фейербахом. Федор Михайлович модифицирует его смысл. В его интерпретации «человекобог» это человек, способный утвердиться в совершенстве, соизмеримом идеалу Образа Бога, но независимо от него.
Существует огромная метафизическая разница между Богочеловеком и «человекобогом». Отличие «человекобога» от Богочеловека в том, что человек стремится достичь богоподобия на основе самопознания, его мироощущение лишенное Бога формируется собственными переживаниями. Тем самым человек стремится к божественности, опираясь только на себя самого. Предлагая теорию «человекобога» Ф.М. Достоевский ставит вопрос о том, насколько возможно для человека создать индивидуальный идеал, соизмеримый с совершенством Бога.
На примерах героев его книг мы видим, насколько серьёзные последствия может иметь выбор между верой в Богочеловека и идеей «человекобожества» в реальных условиях жизни.
Наибольшую опасность в мировоззрении «человекобога», по мнению писателя, представляет неопределенность понятий добра и зла, манипуляция этими понятиями и адаптация их к повседневной действительности.
Вывод Достоевского таков: человека невозможно свести к созданной искусственно теории, человек не способен быть носителем идеи «человекобожества» не утратив человечности, осознание подлинных ценностей возможно только при обращению к Богу, свобода воли есть осознанный выбор человека между добром и злом, а не проявление своеволия усугубляющего склонность к порокам и заблуждениям, без веры в бессмертие души человеческая жизнь обессмысливается.
Философия Ф. Ницше связана с культурным кризисом в Европе. Она довольно специфична и эксцентрична. Влияние на философию мыслителя оказали А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Е. Дюринг.
В сочинении «Человеческое, слишком человеческое», прослеживается изменение взглядов Ницше. От метафизики и идеализма он переходит к позитивистски окрашенному реализму.
Преодоление культурного упадка Ницше видит в появлении новой ступени антропологического развития - «сверхчеловека».
Рассматривая философскую антропологию Ф. Ницше, следует учитывать, что в ее основе лежит отрицание христианства, отрицание христианской морали. Ницше убежден, что не существует объективной морали. Каждый человек обладает таким типом морали, который больше всего соответствует его природе.
Ницше считает, что христианство является доминированием «моралью рабов» над «моралью господ». Философия Ф. Ницше, предполагает, что истинная справедливость, основана не на равенстве, а на степени заслуг, которые измеряются качеством жизни человека.
Ф. Ницше предлагает провести переоценку всех традиционных ценностей, утверждая, что то, что признается ценным в жизни человека, особенно в контексте христианской морали на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью.
В произведении «Так говорил Заратустра» философ создает определенный образ «сверхчеловека», который выражает высшую, по представлениям Ницше, ступень духовного развития человечества.
«Сверхчеловек» личность, призванная самостоятельно управлять своей судьбой. Он превознесен над категориями добра и зла, он законодатель моральных правил. «Сверхчеловек» постоянно преодолевает себя, пытаясь достигнуть вершины человеческого развития. Цель жизни «сверхчеловека» - творческий и созидательный труд. Достигнуть этого идеала способны «избранные», от природы наделенные «волей к власти».
Ницше определяет три ступени изменения человеческого духа. Первая ступень, «верблюд», тянущий за собой груз правил, традиций. Вторая ступень «Лев» - отрицание «верблюда» и отречение от всего, что не дает возвыситься над толпой. «Лев» не способен генерировать новые ценности, его задача обрести свободу. Третья ступень «ребенок». Личность должна стать подобной чистому листу, готовой самостоятельно управлять собственной жизнью, создавая законы бытия. Это период творчества.
Теория Ницше о «сверхчеловеке», напрямую связана с его учением о воле к власти. Это некая сила, постоянно стремящаяся к доминированию. Согласно убеждениям философа, сама жизнь есть вечная борьба воли за власть, за господство как в контексте личности, так и в контексте общественного устройства. Свобода, по учению Ницше, принадлежит «сильному». Равенство отрицается: плохие люди или хорошие, зависит от степени жизненной силы, заключенной в них. Христианская мораль, по утверждению Ницше разрушает главную ценность бытия - жизнь, заставляет человека идти против природы, естественных инстинктов. «Сверхчеловек» Ф. Ницше является воплощением культа силы и власти. Речь идет о выработке «породы», «избранных», которым всё позволено и воля которых должна стать законом для «рабов».
Во II главе исследования мы выявили сходства и различия в антропологических взглядах Ф. М. Достоевского и Ф. В. Ницше, проследили развитие их идей в XX-XXI веках и пришли к следующему выводу.
Достоевский еще до Ницше создает теорию аксиологического «сверхсущества», которое по ценностным признакам предельно близко «сверхчеловеку» Ницше. Отождествление этих концепций ошибочно, так как существует, по крайней мере, одно существенное различие между «человекобогом» и «сверхчеловеком». В теории Ницше доминирует индивидуалистический принцип, «сверхчеловек» эгоист и концентрируется на собственном эго, исходя в формировании ценностей в первую очередь из него. У «человекобога» иная мотивация. Его деятельность не способ утверждения собственного эго, она направлена за пределы личности, его основная цель переформатировать общество. В вопросе устройства общественной жизни позиции «человекобога» и «сверхчеловека» снова сходятся. Предполагается формирование касты правителей «человекобогов», которым «все дозволено», они призваны управлять «тварями дрожащими» на основании собственных ценностных законов.
Еще один тематический блок, концепта
«человекобог»/«сверхчеловек», затрагивает проблему бессмертия, ее осмысления. Бессмертие является атрибутом высшего, сверхчеловеческого бытия. В христианстве силой победившей смерть является Иисус Христос.
В философской концепции Достоевского и Ницше, в контексте богоборчества, бессмертие рассматривается по разному. У Достоевского вера в Бога тождественна бессмертию. Ницше для решения проблемы бессмертия предлагает идею вечного возвращения
Сходство некоторых идей мыслителей очевидно, но выводы, к которым пришли немецкий философ и русский писатель антагонистичны.
Ницше восторгается своими героями, идущими против Бога, а Достоевский указывает на гибельность такого пути. Достоевского ужасает предвидение того, во что превратится общество, отказавшееся от Бога, а Ницше наоборот считает это новым, необходимым этапом развития человечества.
При системной оценке творчества Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше, можно сформулировать вывод, что зло, безнравственность, имморализм привлекательны для незрелых умов апологией свободы, отрицанием условностей, но в итоге мнимая свобода приводит к формированию внутреннего рабства, зависимости от собственных пороков.
Антропологическая тематика очень актуальна в современном обществе. Она усложнена политическими, культурными, социальными, техническими, этическими и другими проблемами, в решении которых часто используется переосмысление природы человека и его сути. На фоне достижений науки и техники XX-XXI века, возникают разноплановые системы и модели, разработанные для изучения человека, преимущественно «постчеловеческого» сценария развития общества. Большинство из них основаны на идее совершенного человека, «сверхчеловека», «человекобога».
Подобные идеи, во многом основаны на антропологических моделях, созданных Ф. М. Достоевским и на философской антропологии Ф. Ницше. К подобным концепциям можно отнести, русский футуризм, фашизм, евгенику, трансгуманизм, а также такие антропологические концепции как «постчеловек», «неочеловек», «супергерой» и другие.
Все они ориентированы на создание «технического» человека, что несет угрозу вырождения в человеке «человеческой», духовной основы.
Ф. М. Достоевский и Ф. Ницше в свое время предвидели, антропологические искания предстоящие человечеству. Их собственные философские концепты оказались альтернативами диаметрально разного антропологического пути.
Достоевский предсказал и показал в своем творчестве последствия «освобождения» человечества от веры, отказа от Бога и становления на путь «человекобожия». Ф. Ницше сформировал и оправдал концепцию, ложного самосовершенства, путем подавления естественной человеческой сущности, в пользу эгоизма и крайнего индивидуализма.
Проблема самоидентификации не может выстраиваться только согласно логике новых достижений науки и техники, обезличенной компьютерно-информационной среды. Актуальные вопросы традиционной философской антропологии не исчезают. Человечество, так или иначе, продолжает искать на них ответы.
1. Аванесов С. С. Amor mortis : диалектика вольной смерти в творчестве Ф. М. Достоевского // Вестник Томского государственного университета. Томск. 2003. № 277. С. 37-49.
2. Барулин B. C. Основы социально-философской антропологии М.: Академкнига, 2001. 455 с.
3. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы»: некоторые аспекты восприятия // Вестник СПбГУКИ. Научный журнал. 2013. №4 (17). С. 130-136.
4. Белогорцев В. Н. Ф. М. Достоевский и Ф. Ницше о человеке и его сущности [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/f- m-dostoevskiy-i-f-nitsshe-o-cheloveke-i-ego-suschnosti (дата обращения: 2.09.2018).
5. Белопольский В. Н. Достоевский и философия. Ростов-на-Дону: Институт массовых коммуникаций, 1998. 206 с.
6. Беляев Д. А. Концепт «супергерой» как локальный вариант модели
сверхчеловека в актуальном пространстве массовой культуры [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kontsept-
supergeroy-kak-lokalnyy-variant-modeli-sverhcheloveka-v-aktualnom- prostranstve-massovoy-kultury (дата обращения: 14.05.2019).
7. Беляев Д. А. Постчеловек как тип сверхчеловека техногенной культуры
XXI века [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/postchelovek-kak-tip-sverhcheloveka- tehnogennoy-kultury-xxi-v (дата обращения: 14.05.2019).
8. Беляев Д. А. Специфика лингвосемантического бытования термина/понятия «сверхчеловек» в немецкой, русской и английской языковых традициях // Философские науки. М. 2013. № 4. С. 511-514.
9. Беляев Д. А. Универсальность и национальная самобытность идеи сверхчеловека в творчестве Ф. М. Достоевского [Электронный ресурс]
URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/universalnost-i-natsionalnaya-
samobytnost-idei-sverhcheloveka-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo (дата
обращения: 14.03.2019).
10. Беляев Д. А. Философско-поэтическая экспликация «ubermensch» Ф.
Ницше : к вопросу о реконструкции понимания [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n7filosofsko-poeticheskaya-
eksplikatsiya-bermensch-f-nitsshe-k-voprosu-o-rekonstruktsii-ponimaniya (дата обращения: 5.02.2019).
11. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Харьков: Фолио, 2000. 400 с.
12. Бердяев Н. А. Великий инквизитор. М.: Молодая гвардия, 1992. 242 с.
13. Бердяев Н. А. Ставрогин // Наше наследие. 1991. № 6. С. 76 - 79.
14. Бердяев Н. Судьба России [Электронный ресурс] URL:
https://www.litres.ru/nikolay-berdyaev/sudba-rossii-174567/chitat- onlayn/page-28/ (дата обращения: 5.04.2019).
15. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М.: Пресс, 1990. 288 с... 88