Совершенствование сенсорных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством метода проектов в рамках психолого-педагогического сопровождения
Введение 3
1. Сущность и содержание понятия «сенсорные представления». Онтогенетические закономерности их формирования у детей старшего дошкольного возраста 6
2. Специфика сформированности сенсорных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
3. Анализ системы работы по совершенствованию сенсорных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения 18
Заключение 21
Список источников и литературы 22
Современная образовательная парадигма и система психолого-педагогической помощи ориентированы на создание благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития личности каждого ребенка, особенно тех, кто имеет особые образовательные потребности. Одной из приоритетных задач в этом контексте является целенаправленное развитие сенсорной сферы, которая выступает основой для формирования когнитивных процессов, успешной адаптации к окружающей среде и социализации. Сенсорные представления, как фундаментальная составляющая психического развития, играют определяющую роль в восприятии, анализе и интерпретации информации, поступающей из внешнего мира. Их полноценное развитие приобретает особую значимость для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), поскольку недостатки в этой области могут стать причиной стойких затруднений в освоении различных видов деятельности, включая учебную, игровую, коммуникативную и бытовую.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью своевременного выявления и коррекции нарушений сенсорного развития у детей с ЗПР. Недостаточная сформированность сенсорных представлений у данной категории детей может привести к значительным трудностям в дальнейшем обучении, ограничить их возможности в установлении социальных контактов и препятствовать полноценной интеграции в общество. В условиях современного образовательного пространства особое значение приобретает поиск инновационных методов и технологий, способствующих развитию сенсорной сферы. Одним из перспективных подходов в этом направлении является метод проектов, который, несмотря на свой значительный развивающий потенциал, остается недостаточно востребованным в практике психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР. Это противоречие между возможностями метода проектов и его ограниченным применением в работе с данной категорией детей определило выбор темы настоящего исследования, направленного на изучение путей совершенствования сенсорных представлений у старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования – сенсорные представления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение с использованием метода проектов в процессе совершенствования сенсорных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования – выявить возможности совершенствования сенсорных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством метода проектов в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «сенсорные представления», а также онтогенетические закономерности их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать специфику сформированности сенсорных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Проанализировать систему работы по совершенствованию сенсорных представлений у данной категории детей в процессе психолого-педагогического сопровождения.
4. Рассмотреть теоретические основы применения метода проектов как инструмента развития сенсорных представлений у детей с ЗПР.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на ключевых положениях отечественной и зарубежной психологии и педагогики. В частности, опора сделана на теории сенсорного развития, разработанные Б. М. Величковским, А. Л. Венгером, А. В. Запорожцем, которые раскрывают механизмы формирования восприятия и представлений. Важное место занимают концепции задержки психического развития, представленные в работах М. С. Певзнер, Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, а также исследования специфики сенсорных представлений у детей с ЗПР, выполненные В. И. Лубовским, И. Ф. Марковской, Е. А. Марченко. Кроме того, в основу исследования легли работы, посвященные психолого-педагогическому сопровождению (А. В. Творогова, С. Ю. Путинцева) и применению метода проектов в образовательном процессе (Е. С. Полат, Н. Е. Веракса).
Теоретический анализ проблемы совершенствования сенсорных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР позволяет сделать вывод о значимости ранней коррекционно-развивающей работы в этом направлении. Сенсорные представления являются основой когнитивного развития и успешной адаптации ребенка к окружающему миру. У детей с ЗПР их формирование осложнено рядом факторов, включая замедленный темп восприятия, нарушения интеграции сенсорных модальностей и недостаточную дифференцированность перцептивных процессов.
Психолого-педагогическое сопровождение, основанное на использовании метода проектов, открывает широкие возможности для компенсации этих нарушений. Данный подход способствует вовлечению детей в активную деятельность, развитию их творческого потенциала и интеграции усилий всех участников образовательного процесса. Теоретические положения, изложенные в данной работе, создают основу для дальнейшего изучения эффективности метода проектов в практике работы с детьми с ЗПР.
1. Альбаева, Д. Р. Возможности ковролинографии с развитии представлений о сенсорных эталонах у дошкольников с задержкой психического развития // Наука сегодня: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. - С. 238-241. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=77941054 (дата обращения: 30.03.2025)
2. Андреева, А.А. Потенциал сенсорной комнаты в формировании эталонов цвета, формы, величины у дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – Вып. 12 (128). - С. 288-291. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-sensornoy-komnaty-v-formirovanii-etalonov-tsveta-formy-velichiny-u-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiyа (дата обращения: 30.03.2025)
3. Бережнова, Л. Н. Богословский, В. И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2005. – Т.5 №12. – С. 109 – 123.
4. Бикеева, Т. А. Особенности рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Т. А. Бикеева // Актуальные вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2013-2014 учебный год / составитель Л. Б. Осипова; под науч. ред. Л. Б. Осиповой, Л. А. Дружининой. – Челябинск : Цицеро, 2014. – 159 с. С. 48 – 51.
5. Битянова, М. Р. Организация психологической работы. - М.: Совершенство, 1997. - 299 с.
6. Введение в профессию «психолог» / под ред. И. Гриншпун. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2002. - 464с.
7. Величковский, Б. М. Функциональная структура перцептивных процессов / Б. М. Величковский // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. – М.: Просвещение, 1982. – С. 220.
8. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
9. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 158 с.
10. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. / Н. А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. – 198 с.
11. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 2013. – 210 с.
12. Волковская, Е.А. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе работы с развивающими играми и упражнениями // Проблемы педагогики. – 2023. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sensornoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zpr-v-protsesse-raboty-s-razvivayuschimi-igrami-i-uprazhneniyami?ysclid=m8yc9khsvx679442966 (дата обращения: 30.03.2025)
13. Гельмгольц, К. Скорость распространения нервного возбуждения / К. Гельмгольц. – М.: Политиздат, 1990. – 134 с.
14. Глуханюк, Н. С. Психологическое сопровождение как условие здоровьесбережения субъектов образовательного процесса // Валеопедагогические аспекты здоровьесбережения в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: материалы I региональной научно-практической конференции 15 апреля 2002 г., г. Екатеринбург. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. - С. 162-164.
15. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 2014. – 121 с.
16. Екжанова, Е. А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста. Автореферат дисс. канд. пед. наук / Е. А. Екжанова. – М., 1989. 45 с.
17. Замиралова, О.В., Зиблая, К.С. Особенности сенсорно-перцептивных функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Auditorium. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sensorno-pertseptivnyh-funktsiy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya?ysclid=m8yc42c49c866111464 (дата обращения: 30.03.2025)
18. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика. 1986. - С. 139.
19. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2010. – 322 с.
20. Захарова, Е.И. Особенности формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е.И. Захарова, В.С. Васильева. – URL: URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2226/28540 (дата обращения: 30.03.2025)
21. Кириченко, Л.Н. Развитие сенсорного воспитания у дошкольников с ЗПР методом проектирования. – URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20140211/collection-20140211-1215.pdf (дата обращения: 30.03.2025)
22. Кондрашова, Н.В., Кирьянова, Т.Н. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности // Science Time. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-o-sensornyh-etalonah-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 30.03.2025)
23. Костенкова, Ю.А. Развитие познавательной деятельности детей с задержкой психического развития: автореф. дис. канд. псих. наук / Ю.А. Костенкова. – М., 2016. – 39 с.
24. Лалаева, Р.Н. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.Н. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Владос, 2003. – 355 с.
25. Лебединская, К.С. Клиническая систематика задержки психического развития / К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2014. – № 3. – С. 56-59.
26. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. – СПб.: Речь, 2006
27. Мардахаев, Л. В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. - 2010. ˗ №6. ˗ С. 4-10.
28. Марченко, Е.А. Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в дошкольном возрасте: цели, направления, методы / Е.А. Марченко // Учебный год. - 2016. - № 2 (43). - С. 28-29
29. Мухина, В. С. Возраcтная пcихология: Феноменология развития, детcтво, отрочеcтво. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 456 с.
30. Назарова, М.В. Психологические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития и специфические особенности их восприятия / М.В. Назарова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(49). – URL: https://sibac.info/archive/ guman/1(49).pdf (дата обращения: 21.03.2025)
31. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
32. Островский, М. А. Сенсорные системы / М. А. Островский, И. А. Шевелев // Физиология человека. Учебник. В двух томах. Т. II / Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. - М.: Просвещение, 2015. – 368 с.
33. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
34. Павлов, И. П. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 2010. – 876 с.
35. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 2015. – № 3. – С. 3-7.
36. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. - М.: Норма, 2010. - 648 с.
37. Путинцева, С.Ю. Полифункциональная среда сенсорной комнаты как эффективное средство развития зрительного восприятия дошкольников с задержкой психического развития / С.Ю. Путинцева // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - № 10-1. - С. 67-71
38. Сагадеева, А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А. А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 94-96.
39. Сдобникова, О. И. Управление содействием в оказании социально-психологической помощи детям (в муниципальной системе образования): дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2002. - 178 с.
40. Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Смирнов, С. М. Будылина. - М.: Академия, 2003. – 304 с.
41. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.
42. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) / Г.Е. Сухарева. - М. : Медицина, 1965. - 337 с.
43. Творогова, А.В. Сенсорно-интегративный подход к формированию восприятия у дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. -№79-4. –С. 224-227. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?ysclid=m8yl7poo9592002812&id=54290428 (дата обращения: 30.03.2025)
44. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68с.
45. Чередниченко, В. В. Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития / В. В. Чередниченко. – Белгород : ОГБОУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения», 2013. – 21 с.
46. Штанько, И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И. В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 4. – С. 85.