АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ - 6 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ - 12 -
1.1. Лексическое явление мотивации как объект исследования русской
мотивологии - 12 -
1.2. Основные термины и понятия лексической теории мотивации - 14 -
1.3. Функциональный аспект мотивологии - 17 -
1.4. Основные функции мотивационно связанных слов в детской поэзии
Андрея Усачёва - 25 -
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ МОТИВАЦИОННО СВЯЗАННЫХ СЛОВ В
СТИХОТВОРЕНИЯХ АНДРЕЯ УСАЧЁВА -31-
ГЛАВА 3. ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ А. УСАЧЕВА - 59 -
3.1. Теоретические подходы к изучению языковой игры - 59 -
3.2. Способы воплощения языковой игры средствами лексической и
структурной мотивации в детской поэзии Андрея Усачева - 62 -
3.2.1. Создание окказиональных мотивированных слов - 62 -
3.2.2. Имитация игры с помощью мотивационно связанных слов - 64 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ -68-
ЛИТЕРАТУРА - 72
Исследование роли лексической и структурной мотивации в организации поэтического текста ведётся в Томской школе мотивологии уже более 20 лет. Проводился мотивационный анализ стихотворений поэтов серебряного века - Марины Цветаевой, Константина Бальмонта, Вячеслава Ходасевича, Сергея Есенина, поэтов и писателей второй половины XX века - Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Николая Рубцова, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Константина Паустовского, Виктора Астафьева и других [9].
Основателем теории мотивации О.И. Блиновой и её последователями - учёными, разрабатывающими функциональный аспект мотивологии как лексикологической науки, выявлено, что в поэтическом тексте мотивация играет важнейшую роль, выполняя как коммуникативные, так и эстетические функции. «Мотивационную одежду» имеют многие тропы и стилистические фигуры, некоторые средства образности, выразительности основаны именно на мотивационных связях слов и вне мотивации не могут существовать (например, индивидуально-авторская мотивация, приёмы оживления внутренней формы слова, инотолкования внутренней формы слова, приём объединения мотивационный пар и цепочек в поэтическом или прозаическом тексте) [6. С. 158-195].
Новизна настоящей работы обусловлена тем, что впервые исследуется лексическая и структурная мотивация в детской поэзии. Для анализа избраны
стихотворения современного поэта Андрея Усачёва, который пишет стихи и прозу для дошкольников и младших школьников, его творчество заслужило широкую известность и любовь детей и родителей. Мотивологический подход к анализу поэтического текста, адресованного детям, позволит выявить специфику решения художественных задач с привлечением мотивированных и мотивационно связанных слов детским поэтом.
Актуальность исследования связана с растущим интересом к детской литературе в современной российской филологической науке, а также с междисциплинарным подходом к мотивологическому анализу поэтического текста (на стыке лингвистики и литературоведения), способному в применении к стихотворениям для детей открыть новые грани художественного текста, с помощью которого поэт выстраивает отношения с миром детства.
«Всероссийская энциклопедия детской литературы «ПроДетЛит» приводит следующие биографические сведения о поэте: Андрей Усачев родился в Москве в 1958 году, учился в Московском институте электронной техники, но после 4 курса поступил на службу в армию, а после армии перевелся на филологический факультет Тверского государственного университета, который окончил в 1987 году). Андрей Усачев во время и после окончания университета много раз менял сферы интереса и приложения своих сил: он освоил множество профессий и родов занятий - от дворника, сторожа, охранника на железной дороге, уборщика на пляже и посудомойщика до машиниста сцены в Театре Сатиры, барабанщика и -7-
редактора журнала «Весёлые картинки», а также редактора первой независимой детской газеты «Трамвай №МЫ».
Как поэт Андрей Усачёв впервые опубликовался в 1986 году в журнале «Мурзилка» (№12) со стихотворением «Шуршащая песенка», параллельно он также сотрудничал с журналами «Весёлые картинки», «Крокодил», «Пионер». В 1990 году поэт получил первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей за сборник стихов «Если бросить камень вверх» и стал публиковать прозу и поэзию регулярно. К 2019 году было опубликовано более 330 книг Андрея Усачёва, его стихи и сказки входят практически во все хрестоматии для школ и детских садов, и интерес к ним в настоящее время продолжает только расти.
Книги Андрея Усачева также направлены на развитие просветительской и образовательной сферы: он написал ряд «веселых учебников в стихах» по русскому языку, математике, зоологии и другим школьным предметам. Шесть книг рекомендованы Министерством образования России школам как учебные пособия: «Мои географические открытия», «Декларация Прав Человека для детей и взрослых», «Основы Безопасности Жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Учимся беречь энергию» 3-4 классы. Андрей Усачёв - автор детских словарей в стихах: русско- энецкого («Веселая ЭНЦЫклопедия») и двух русско-ивритских («Има, Аба и другие», «Живая азбука»).
Андрей Усачев много работает с кукольным и музыкальным театром: в его библиографии 15 пьес, сценарии художественных фильмов для детей и телефильма «Дракоша и Компания». В 2015-м году Андрей Усачев организовал «Веселую школу детских писателей», которая проводит театрализованные уроки для дошкольников и младших школьников.
Творческая энергия и талант Андрея Усачёва распространяются также на музыкальную сферу и сферу изобразительного искусства: он автор проектов «Игра в классиков», соединяющего классическую музыку с поэзией для детей и «Прогулки по музеям», рассказывающего в стихах об известных картинах. Вышло 30 аудиоальбомов с его песнями и сказками.
Андрей Усачев сотрудничает с радио и телевидением: на «Радио России» он вёл детские передачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван», «Веселая радиошкола детских писателей», на телевидении только в 1995-1996 гг. выпустил около 100 передач для детей "Кварьете "Веселая Квампания".
Произведения Андрея Усачева переведены более чем на 10 языков мира - китайский, тайский, корейский, украинский, иврит, молдавский, немецкий, словенский, польский, английский, французский, голландский. Будучи членом Союза писателей России, Андрей Алексеевич посещает различные страны мира, где проводит выступления для детей [1].
На портале «Новая карта русской литературы» отмечается, что Андрей Усачев много ездит и по России, весёлые яркие встречи с ним, похожие на спектакли, очень любят и взрослые, и дети. После них к каждому «возвращается запрятанное глубоко в душе детство, и хочется непременно сделать что-нибудь хорошее, потому что истина: пусть каждый сделает приятное человеку, и мир будет просто замечательным, в устах Андрея Усачева вовсе не кажется банальной и несбыточной» [2].
Материалом для анализа в ВКР избраны такие стихотворения поэта, как «Снежинки», «Откуда приходит новый год», «Леталка», «Как ёжик нашел дорогу домой», «Сверчок», «Жучок», «Мяу», «Пудинг», «Жужжащие стихи», «Гном и звезда», «Подсолнечные люди», «Планета кошек», «О чтении», насыщенные лексической мотивацией.
Объектом исследования являются мотивационные связи лексики в избранных текстах стихотворений Андрея Усачёва для детей.
Предмет исследования - функции лексической и структурной мотивации в избранных текстах стихотворений Андрея Усачёва.
Цель исследования - выявить мотивационные пары и цепочки в стихотворениях Андрея Усачёва, образованные на основе отношений лексической и структурной мотивации, и описать их функциональную нагрузку в поэтическом тексте.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить основы лексической теории мотивации, акцентировав внимание на функциональном аспекте мотивологии.
2. Познакомиться с поэзией Андрея Усачёва и отобрать для анализа стихотворения, насыщенные лексическими мотивационными связями.
3. Выявить мотивационные пары и цепочки в текстах стихотворений, составить мотивационные схемы поэтических текстов.
4. Описать отношения лексической и структурной мотивации в анализируемых текстах.
5. Определить функции мотивационно связанных слов в изучаемых стихотворениях.
6. Выявить роль лексической мотивации в детской поэзии А. Усачёва.
Основным методом исследования является метод научного описания, включающих приёмы наблюдения, выборки, классификации, интерпретации, обобщения. Мотивологический анализ, как частный случай описательного метода, в данном исследовании представлен приёмами сегментного наложения (применяется для исследования мотивационной формы), компонентного анализа (применяется для определения мотивационного значения). При описании функций мотивационных пар и цепочек применяются приёмы контекстологического и функционального анализа.
В текстах стихотворений Андрея Усачёва для детей выявлены множественные случаи актуализации мотивационных отношений слов, мотивационно связанные слова пронизывают поэтическую ткань текста.
Представлены следующие мотивационные пары и цепочки, основанные на отношениях лексической мотивации: снежинка - снег, ежинка - ёжик, паутинка - паук, пушинка - пух, холодильник - холод, будильник - будить, сиделка - сидеть, свистелка - свистеть, леталка - летать, галка - нет, проезжалка - проезжать, бежалка - бежать, оралка - орать, соображалка
- соображать, грелка - греть, гавкалка - гавкать, уборка - убрать, норка - нора, листопад - листья, осинка - осина, берёзовый - берёза, берёзка - берёза, кленовая - клён, дубрава - дуб, листочек - лист, сосновая - сосна, осиновый - осина, опуститься - опускание, катиться - катание, рябиновый
- рябина, сверчок - сверчать, щелчок - щелкать, дурачок - дурак, жучок - жук, пиджачок - пиджак, значок - знак, ёж-ужа-жаба-жук, жужжащие- жужжа-жужжите-жужжу, домик-дом , гномик-гном, подсолнечные- солнцем - под, бессонные - сони - сонеты, кошачья - кошки - кошек - котов -котят, чтении - читать - прочли.
Выявлены мотивационные пары и цепочки, основанные на отношениях структурной мотивации: снежинка - ежинка - пушинка - смешинка - паутинка, холодильник - будильник, сиделка - свистелка - леталка - галка - палка - проезжалка - бежалка - оралка - соображалка - глелка - гавкалка, уборка - норка, листопад - водопад, осина - рябина, кленовый - берёзовый - -68-
рябиновый - осиновый - сосновый, берёзка - осинка, листочек - замочек, катиться - опуститься, щелчок - дурачок - сверчок, щелчок - дурачок - жучок, кашки-пташки, пышку-мышку, ПУДИНГ -ГОСТННГ- БЛЮДИНГ - ХУДИНГ- ТОЛСТИНГ, домик-гномик , удивительный-обычнейший, кошки - спинки - свинки, букашек - пташек, сидеть - лежать - ходить - бегать - прыгать - летать - порхать, пошли - прочли.
Текст насыщен лексической и структурной мотивацией, в которую вступают как реальные, так и выдуманные поэтом слова, выполняя при этом множество разнообразных функций, связанных как с процессом постоянного открытия и познания мира ребёнком, так и с эстетической сферой.
Творчество Андрея Усачёва связано с театром, музыкой, живописью радио и театром, а его стихотворения театральны - они строятся на диалогах героев, необычных обстоятельствах, живых сценках; они наполнены музыкой живой природы - жужжат, мяучат, гремят, стрекочут и шелестят; они живописны - поэт рисует яркие зрительные образы и целые картины сказочных миров и галактик, в которых живут необычные люди и животные, но всегда главенствует добро, творчество и юмор.
В своих интервью Андрей Усачёв рассказывает [2], что любит использовать языковую игру в поэзии. Содержание его творчества простое, но это не значит, что создание и привлечение интереса детей к поэзии - простое дело. Игра помогает поэту и открывать для ребёнка новое в окружающем мире, и вместе творить и сочинять - новые слова, новые волшебные миры, и обучать, и развивать лучшие качества - находчивость и смелость, смекалку, упорство, творческое отношение к самым обычным вещам, любопытство и интерес и к галактическим явлениям, и к самому маленькому жучку.
Основные выявленные в ходе анализа функции мотивационно связанных слов в поэзии А. Усачева: текстоформирующая функция, информативная и дидактическая функции, функция воплощения языковой игры, реализующаяся с помощью создания окказиональных мотивированных слов, ремотивации заимствованных слов, введения в текст стихотворений сюжетов игр (прятки, поиск клада, загадки, докучные сказки); функции создания художественной формы - оформления рифмы, создания благозвучия (аллитерации и ассонанса), придания ритма и динамичности, функция создания художественных образов - звуковых и зрительных.
В стихотворениях Андрей Усачёва часто использует выдуманные поэтом слова, не существующие в русском языке (окказионализмы). Создание таких слов всегда основано на отношениях лексической и структурной мотивации и используется с целью введения в поэтический текст элементов игры - самой привычной и важной для ребёнка деятельности. Автор говорит с ребёнком на одном языке, ведь языковая рефлексия и словотворчество детей, не ограниченные рамками языковых норм - это, действительно, поэтическая стихия, полная юмора, творчества и полёта фантазии. Использование мотивированных окказионализмов и в целом языковой игры в детской поэзии позволяет поэту выстраивать близкие отношения с миром детства.
В изученных текстах выявлено множество случаев актуализации лексической и структурной мотивации (всего более 65 пар и цепочек в 13 стихотворениях). Мотивационно связанные слова в детской поэзии Андрея Усачёва полифункциональны, они играют важную роль в создании художественного мира его стихотворений.
1. Андрей Усачев: «Страна детства - это иной взгляд на мир» // Новая карта русской литературы. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/usachev-vgtrk/ (дата обращения: 01.07.2023).
2. Андрей Усачев о своей поэзии // Андрей Усачев: Я пишу не для детей, а так, как мне нравится. URL: https://www.ogirk.ru/2017/07/05/andrej-usachev-ya- pishu-ne-dlya-detej-a-tak-kak-mne-nravitsya/ (дата обращения: 01.02.2024).
3. Арутюнова Н. Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 412^413.
4. Бакина М.А. Словотворчество // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Поэзия. М., 1977. С. 78-127.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.-399 с.
6. Блинова О.И. Мотивология и её аспекты. Томск, 2007. 394 с.
7. Блинова О.И. Мотивационно связанные слова как объект диалектной мотивологии // Диалектное словообразование, морфемика и морфонология. СПб.; Вологда, 2007.
8. Блинова О.И. Мотивационная «одежда» стилистических фигур // Вести. Том. гос. пед. ун-та. - Сер. Туманит, науки (филология). -Томск, 1998. - Вып. 6. - С. 3-5.
9. Блинова О.И. Текстовая и межтекстовая мотивация в поэзии Сергея Есенина // Текст и языковая личность: Материалы V Всерос. науч. конф, с междунар. участием, 26-27 октября 2007 г. - С. 52-59.
10. Блинова О.И. Эстетическая функция мотивации // Слово в системных отношениях на разных уровнях языка (функциональный аспект) : Тез. докл. Всерос. Науч. Конф. - Екатеринбург, 1993. - С. 17-18.
11. Блинова О.И., Савенко А.С., Шевчик А.В. Мотивология.
Библиографический указатель, 2011. - 143 с.
12. Блинова О. И. Ключевые термины мотивологии: испытание временем (1971-2011 гг.) // Вестник ТГПУ. 2012. №10 (125).
13. Блинова О.И. Функциональный аспект мотивологии // Русский язык : исторические судьбы и современность: Междунар. конгресс русистов- исследователей. - М., 2001. - С. 180.
14. Блинова О.И. Мотивационно связанные слова на газетной полосе // Номинотивные единицы языка и их функционирование. - Кемерова, 1987. -С. 66-75.
15. Блинова О.И. Мотивация как средство создания индивидуально¬авторского стиля (на материале поэзии Н. Рубцова) // Художественный текст и языковая личность: Проблемы изучения и обучения: Материалы II Всерос. Науч.-практ. конф. - Томск, 2001. - С. 86-92.
...51