Противодействие пропаганде и романтизации криминального образа жизни в молодежной среде: правовой и педагогический аспекты (Башкирская Академия Государственной Службы и Управления)
Введение 3
1 Теоретико-правовые основы противодействия пропаганде и романтизации криминального образа жизни 6
1.1 Понятие, сущность и формы пропаганды и романтизации криминального образа жизни 6
1.2 Действующее законодательство Российской Федерации в сфере противодействия пропаганде криминального образа жизни 17
1.3 Международный опыт противодействия пропаганде криминального образа жизни 23
2. Факторы, влияющие на формирование криминальных установок в молодежной среде и педагогические методы противодействия 30
2.1 Социально-психологические факторы, способствующие романтизации криминального образа жизни среди молодежи 30
2.2 Педагогические методы и технологии противодействия пропаганде и романтизации криминального образа жизни 39
3 Практические рекомендации по совершенствованию системы противодействия пропаганде и романтизации криминального образа жизни 49
3.1 Совершенствование законодательства в сфере противодействия пропаганде и романтизации криминального образа жизни в молодежной среде 49
3.2 Разработка и внедрение эффективных педагогических программ и технологий профилактики криминального поведения молодежи 56
Заключение 60
Список источников и литературы 63
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В современном обществе проблема пропаганды и романтизации криминального образа жизни в молодежной среде приобретает особую значимость. Популяризация криминальных субкультур через социальные сети, музыку, кино и литературу формирует у молодых людей искаженные ценностные ориентиры, что в свою очередь способствует росту девиантного поведения и преступности. В связи с этим возрастает необходимость комплексного противодействия данному явлению, включающего правовые ограничения и педагогические методы профилактики. Наше исследование направленно на поиск эффективных механизмов минимизации влияния криминальной пропаганды на подрастающее поколение.
Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. Проблема противодействия пропаганде криминального образа жизни изучается в рамках юриспруденции, педагогики, психологии и социологии. Вопросы правового регулирования освещены в работах таких авторов, как Ю. Т. Алтунин, E. Anderson, Я. И. Гилинский, А. П. Дьяченко, C. E. Kubrin, R. K. Merton, D. Oyserman, R. J. Sampson, E. H. Sutherland.
Педагогические аспекты профилактики девиантного поведения рассмотрены в работах таких авторов как И. П. Башкатов, A. Bandura, J. Brehm, S. Venkatesh, G. Gerbner, А. В Мудрик, A. Parachristos, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейн.
Однако динамичное развитие цифровых технологий и новых форм медиаконтента требует актуализации существующих подходов, что определяет необходимость дальнейшей научной проработки данной темы.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, связанные с распространением и противодействием пропаганде и романтизации криминального образа жизни в молодежной среде.
Предметом выпускной квалификационной работы являются правовые нормы, педагогические методы и социальные технологии, направленные на минимизацию влияния криминальной пропаганды на подрастающее поколение.
Целью выпускной квалификационной работы выступает выявление эффективных механизмов противодействия пропаганде и романтизации криминального образа жизни в молодежной среде с учетом правовых и педагогических аспектов.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- исследовать понятие, сущность и формы пропаганды и романтизации криминального образа жизни;
- изучить действующее законодательство Российской Федерации в сфере противодействия пропаганде и романтизации криминального образа жизни;
- провести анализ международного опыта противодействия пропаганде криминального образа жизни;
- рассмотреть социально-психологические факторы, способствующие романтизации криминального образа жизни среди молодежи;
- исследовать педагогические методы и технологии противодействия пропаганде и романтизации криминального образа жизни;
- привести способы совершенствования законодательства в сфере противодействия пропаганде и романтизации криминального образа жизни в молодежной среде;
- рассмотреть способы разработки и внедрения эффективных педагогических программ и технологий профилактики криминального поведения молодежи.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в систематизации научных знаний о механизмах пропаганды и романтизации криминального образа жизни в молодежной среде. Данная работа расширяет понимание современных форм распространения криминальных ценностей через цифровые технологии и медиапространство.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Проведенное нами исследование обладает высокой значимостью, поскольку его результаты и выводы могут быть применены в различных сферах государственной и общественной деятельности, направленной на профилактику криминализации молодежи. Результаты выпускной квалификационной раоты могут быть использованы законодательными и исполнительными органами для разработки и корректировки правовых актов, направленных на противодействие пропаганде криминального образа жизни, а разработанные педагогические рекомендации могут быть внедрены в программы воспитательной работы школ, колледжей и вузов.
Эмпирическую основу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические данные и социологические исследования, результаты анкетирования и опросов, научные работы и публикации.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
В целях формирования устойчивого антикриминального мировоззрения населения, прежде всего в молодежной среде, необходимо дальнейшее общетеоретическое исследование проблемы в рамках не только юридической науки, но и социальных, экономических, культурологических педагогических и политических наук. В ходе проведенного в данной выпускной квалификационной работе исследования были выявлены эффективные механизмы противодействия пропаганде и романтизации криминального образа жизни в молодежной среде с учетом правовых и педагогических аспектов.
Достижение указанной цели было обусловлено выполнением следующих задач:
- исследовали понятие, сущность и формы пропаганды и романтизации криминального образа жизни;
- изучили действующее законодательство Российской Федерации в сфере противодействия пропаганде и романтизации криминального образа жизни;
- провели анализ международного опыта противодействия пропаганде криминального образа жизни;
- рассмотрели социально-психологические факторы, способствующие романтизации криминального образа жизни среди молодежи;
- исследовали педагогические методы и технологии противодействия пропаганде и романтизации криминального образа жизни;
- привели способы совершенствования законодательства в сфере противодействия пропаганде и романтизации криминального образа жизни в молодежной среде;
- рассмотрели способы разработки и внедрения эффективных педагогических программ и технологий профилактики криминального поведения молодежи.
На основании проведенного в настоящей выпускной квалификационной работе исследования можно сделать следующие выводы.
Пропаганда и романтизация криминального образа жизни имеет сложную природу и проявляется через различные формы – от открытой пропаганды в медиа до скрытого влияния субкультур. Анализ российского законодательства показал, что несмотря на наличие правовых механизмов противодействия, все еще остаются пробелы в регулировании цифрового пространства. Международный опыт, на примере таких стран как США, Германия и так далее, продемонстрировал эффективность комплексного подхода, сочетающего законодательные ограничения и социально-педагогическую профилактику.
Данное исследование также подтвердило, что ключевыми причинами распространения криминальных установок является социальное неравенство, деформация семейных ценностей, влияние деструктивного контента в социальных сетях и отсутствие позитивных жизненных ориентиров. В этой связи особую значимость приобретают педагогические технологии, направленные на формирование правосознания, развитие критического мышления и альтернативных форм самореализации, таких как волонтерство, спорт или творчество.
В связи с проведенным нами исследованием представляется возможным внести следующие практические рекомендации по совершенствованию системы противодействия:
- в правовой сфере: усиление контроля за криминальным контентом в сети Интернет, введение возрастных маркировок для медиапродукции, криминализация скрытой пропаганды преступного поведения;
- в педагогической сфере: внедрение в образовательные программы тренингов по медиабезопасности, создание центров психологической поддержки для подростков группы риска, развитие наставнических программ.
Проблема пропаганды и романтизации криминального образа жизни требует системного междисциплинарного подхода, который бы объединил в себе усилия государства, правоохранительных органов, педагогов и социума в целом. Только сочетание правового регулирования, профилактической работы и формирования позитивной социальной среды позволит минимизировать влияние криминальных субкультур на подростков и снизить уровень девиантного поведения.
1. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Принята в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г. (с посл. изм. и доп. от 15 ноября 2000 г. № 55/25) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения 27.02.2025).
2. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. Заключена в г. Лансароте 25 октября 2007 г. (с посл. изм. и доп. от 7 мая 2013 г. № 76-ФЗ) // Официальный сайт Совета Европы [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/ru/web/portal (дата обращения: 27.02.2025).
3. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации. Подписана в г. Будапеште 23 ноября 2001 г. (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2004 г. № 185) // Официальный сайт Совета Европы [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/ru/web/portal (дата обращения: 27.02.2025).
4. Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене директивы 95/46/EC. Заключен в г. Брюсселе 27 апреля 2016 г. (с посл. изм. и доп. от 7 января 2022 г.) // Официальный сайт Совета Европейского Союза [Электронный ресурс]. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/ (дата обращения: 27.02.2025).
I.2 Нормативные правовые акты и иные официальные документы РФ
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595/ (дата обращения: 20.02.2025).
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 2 мая 2025 г. № 102-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102041891 (дата обращения: 20.02.2025).
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 июня 2025 г. № 59-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102074277 (дата обращения: 20.02.2025).
4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 28 декабря 2024 г. № 508-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102045146 (дата обращения: 20.02.2025).
5. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с посл. изм. и доп. от 30 ноября 2024 г. № 138-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102144583 (дата обращения: 20.02.2025).
6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с посл. изм. и доп. от 1 апреля 2025 г. № 41-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102108264 (дата обращения 02.03.2025).
7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с посл. изм. и доп. от 7 апреля 2025 г. № 72-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102079221 (дата обращения: 20.02.2025).
8. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 8 августа 2024 г. № 232-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102402071 (дата обращения: 20.02.2025).
9. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с посл. изм. и доп. от 28 февраля 2025 г. № 23-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102108261 (дата обращения: 20.02.2025).
10. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с посл. изм. и доп. от 23 ноября 2024 г. № 411-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013812 (дата обращения: 20.02.2025).
11. Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. № 110 «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений» (с посл. изм.и доп. от 29 ноября 2023 г. № 103-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/40495324 (дата обращения 20.02.2025).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с посл. изм. и доп. от 19 февраля 2024 г. № 110) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 20.02.2025).
13. Проект Федерального закона от 20 ноября 2017 г. № 318286-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета пропаганды криминальной субкультуры» / Паспорт законопроекта № 318286-7 // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/318286-7 (дата обращения: 22.02.2025).
I.3 Нормативные правовые акты зарубежных стран
1. Конституция Соединенных Штатов Америки. Принята на Конституционном Конвенте в г. Филадельфии 17 сентября 1789 г. (с посл. изм.и доп. от 7 мая 1992 г. № 27) // Информационная система «КОНТИНЕНТ» [Электронный ресурс]. URL: https://continent-online.com/Document/?doc_id=1007625 (дата обращения: 22.02.2025).
2. Конституция Королевства Норвегия. Принята Учредительным Собранием в г. Эйдсволле 17 мая 1814 г. (с посл. изм. и доп. от 23 июля 1995 г.) // Информационная система «Вся Норвегия на русском» [Электронный ресурс]. URL: http://www.norge.ru/constitusia/ (дата обращения: 22.02. 2025).
3. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия от 15 мая 1871 г. (с посл. изм. и доп. от 22 ноября 2021 г.) // Официальный сайт Министерства Юстиции Германии [Электронный ресурс]. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/englisch_stgb/index.html (дата обращения: 27.02.2025).
4. Уголовный кодекс Франции от 22 июля 1992 г. (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2000 г.) // Информационная система «Россия: Библиотека Пашкова» [Электронный ресурс]. URL: https://constitutions.ru/?p=25017 (дата обращения: 27.02.2025).
5. Общегражданский Уголовный кодекс Королевства Норвегия от 22 мая 1902 г. (с посл. изм. и доп. от 9 апреля 2021 г.) // Информационная система «Вся Норвегия на русском» [Электронный ресурс]. URL: https://lovdata.no/dokument/NLE/lov/2005-05-20-28/* (дата обращения: 27.02.2025).
6. Закон Соединенных Штатов Америки от 31 июля 1974 г. № 329-20 «О правосудии в отношении несовершеннолетних и предупреждении правонарушений в США» (с посл. доп и изм. от 9 мая 2023 г.) // Официальный сайт исследовательского института государственной политики Конгресса США [Электронный ресурс]. URL: https://sgp.fas.org/crs/misc/RL30822.pdf (дата обращения: 27.02.2025).
7. Закон Соединенных Штатов Америки от 12 октября 1998 г. № 2860 «Об авторском праве в цифровую эпоху» (с посл. изм. и доп. от 1 октября 2024 г. № 105-304) // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/14986 (дата обращения: 23.03.2025).
8. Закон Китайской Народной Республики от 4 сентября 1991 г. «О защите несовершеннолетних» (с посл. изм. и доп. от 17 октября 2020 г.) // Информационная системы «Институт Легальной Информации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.law.cornell.edu/gender-justice/resource/_Law_of_the_Peoples_Republic_of_China_on_Protection_of_Minors_2020 (дата обращения: 27.02.2025).
II. Учебная, научная литература и иные материалы
1. Алтунин Ю. Т., Сальников В. П. Социальная дезорганизация и преступность несовершеннолетних: учебное пособие. СПб.: Юридический центр Пресс, 2020. 250 с.
2. Андерсон Э. Уличный кодекс: порядочность, насилие и нравственная жизнь в центре города. NY.: W.W. Norton & Company, 1999. 352 с.
3. Роскомнадзор. Аналитический обзор Мониторинг интернет-контента за 2022 год. // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. URL: https://rkn.gov.ru/activity/plans/reports/p449/ (дата обращения 20.02.2025).
4. Башкатов И. П. Музыкальные предпочтения современной молодежи. М.: Статут, 2022. 215 с.
5. Бандура А. Социально-когнитивная теория массовой коммуникации // Media Psychology. 2001. Т. 3. № 3. С. 56-57.
6. Брэхем Дж. Теория психологического сопротивления // Academic Press. 1966. Т. 1. № 1. С. 22-23.
7. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПю.: Юридический центр Пресс, 2016. 520 с.
8. Гохберг Л. М., Гарбук С. В., Масютин А. А. Искусственный интеллект в России. Технологии и рынки. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2025. 148 с.
9. Гербнер Г. Теория культивации // Mass communication and society. 1998. № 2. С. 175-194 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1749454116&tld=ru&lang=en&name=Gerbner (дата обращения: 22.03.2025).
10. Дьяченко А. П. Криминальная субкультура и ее влияние на преступность несовершеннолетних: монография. М.: Юрлитинформ, 2019. 248 с.
11. Джакишев Х. М. Опыт Германии по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение уголовных правонарушений посредством сети Интернет // Вестник науки. 2024. № 7. С. 84-90 [Электронный ресурс]. URL: https://konferenciya.ru/s/event/860 (дата обращения: 23.02.2025).
12. Ежегодный отчет ГБОУ «Школа № 2097» г. Москвы // Официальный сайт ГБОУ г. Москвы «Школа №2097». 2023. № 10. С. 25-34 [Электронный ресурс]. URL: https://sch2097sz.mskobr.ru/info_edu/all_docs/ (дата обращения: 01.03.2025).
13. Ежегодный отчет о работе ГБОУ «Школа № 1575» // Официальный сайт ГБОУ «Школа № 1575» г. Москвы. 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1747068905&tld (дата обращения: 01.03.2025).
14. Зырьянов Д. А. Профилактика девиаций среди молодежи с помощью инструментов социальных сетей // Сборник материалов Международной молодежной научно-исследовательской конференции «Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью. 2022. № 9. С. 217-221 [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/116037?mode=full (дата обращения: 25.03.2025).
15. Иванова М. К. Цифровая трансформация школы // Учительская газета. 2022. № 45. С. 12-19 [Электронный ресурс]. URL: https://ug.ru/article/ (дата обращения: 01.03.2025).
16. Исследование НИУ ВШЭ Образовательные траектории современной молодежи // Официальный сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/expertise#pagetop (дата обращения: 01.03.2025).
17. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2024 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/35396677/ (дата обращения: 01.03.2025).
18. Кубрин Ч. Э. Гангстеры, бандиты и мошенники: идентичность и уличный кодекс в рэп-музыке // Социальный проблемы. 2005. № 3. С. 367-369.
19. Леснянская Ж. А. Психология подросткового возраста и ранней юности: учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 149 с.
20. Левинсон А. Криминальный романтизм в русской криминальной культуре // Российский журнал культурологии и коммуникации. 2017. № 3. С. 90-91.
21. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный университет, 2021. 320 с.
22. Методическое пособие «Программа воспитания лицея № 153 на 2022-2025 гг.» // Официальный сайт ГБОУ «Лицей № 153» г. Уфы. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://licey153.ru/wpcontent/uploads/2022/08/programma-vospitaniya-153-2022-2025.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
23. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. 1996. № 5. С. 299-313 [Электронный ресурс]. URL: https://scepsis.net/library/print/id_632.html (дата обращения: 17.03.2025).
24. Нарушение российского законодательства в сфере персональных данных // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. URL: https://52.rkn.gov.ru/news/news341221.htm (дата обращения: 03.03.2025).
25. Немецкий институт молодежи. Преимущества образования для благополучия родителей, детей, подростков и молодых людей. // Официальный сайт Немецкого института молодежи. 2019 [Электронный ресурс]. URL: www.dji.de/ebwo (дата обращения: 26.03.2025).
26. Павлова Д. Влияние криминальной субкультуры на молодежь в России // Исследование Высшей школы экономики. 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://hsedesign.ru/project/852ada33a086414ca22cede7227e1785 (дата обращения: 20.03.2025).
27. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 15-26 [Электронный ресурс]. URL: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011987/PRa015.htm (дата обращения: 03.03.2025).
28. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт: монография. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, 2006. 240 с. [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/book/126002?category=3146&publisher=0 (дата обращения: 05.03.2025).
29. Пазухина С. В., Федотенко И. Л., Филиппова С. А. Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции 16 октября 2024 г. Тула: Издательский дом «Среда», 2024. С. 215-217.
30. Подшибякина Т. А. «Золотой щит» Китая: политика управления мнемоническими интернет-практиками // Политическая наука. 2017. № 3. С. 201-205 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zolotoy-schit-kitaya-politika-upravleniya-mnemonicheskimi-internet-praktikami (дата обращения: 23.03.2025).
31. Проект «Билет в будущее» // Официальный сайт проекта «Билет в будущее» [Электронный ресурс]. URL: https://bvbinfo.ru/ (дата обращения: 07.03.2025).
32. Проект «Правовые классы» // Официальный сайт проекта «Правовые классы» [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/view/classessch13/главная-страница/правовые-классы (дата обращения: 03.03.2025).
33. Проект «Шанс» // Официальный сайт социального проекта «Шанс» [Электронный ресурс]. URL: https://chance72.ru/ (дата обращения: 20.03.2025).
34. Реан А. А. Психология подростка: учебное пособие. СПб: Питер, 2021. 320 с.
35. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран // Социальная психология и общество. 2023. № 3. С. 11-30 [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2023_n3/Soldatova_Rasskazova (дата обращения: 03.03.2025).
36. Сусман Д. Стадии психологического развития по Эрику Эриксону: более подробный взгляд на восемь психосоциальных стадий // Verywell Mind, 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.verywellmind.com/erik-eriksons-stages-of-psychosocial-development-2795740 (дата обращения: 27.03.2025).
37. Сюэ Р. Исследователи Стэндфордского университета в области искусственного интеллекта разработали новый алгоритм для более инклюзивной модерации контента // The Stanford Daily, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://stanforddaily.com/2022/10/04/stanford-ai-content-moderation/ (дата обращения: 20.03.2025).
38. Социологическое исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения «Цифровая самооборона» // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cifrovaja-samooborona (дата обращения: 15.03.2025).
39. Статистические сведения о состоянии преступности в 2023 году // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/ (дата обращения: 17.03.2025).
40. Тэджфел Г., Тернер Дж. Теория социальной идентичности // Psyera. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://psyera.ru/teoriya-socialnoy-identichnosti_9676.htm (дата обращения: 27.02.2025).
41. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Московский психолого-социальный университет, 2021. 320 с.
42. Фельдштейн Д. И. Методики педагогической диагностики: учебно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный университет, 2020. 180 с.
43. Федеральный список экстремистских материалов // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/ (дата обращения: 16.03.2025).
44. Центр экспертизы Института воспитания проанализировал более 500 материалов для детей // Официальный сайт Института изучения детства, семьи и воспитания РАО [Электронный ресурс]. URL: https://институтвоспитания.рф/press-center/news/v-2023-godu-tsentr-ekspertizy-instituta-vospitaniya-proanaliziroval-bolee-500-materialov-dlya-detey/ (дата обращения: 08.03.2025).
45. Шугаль Н. Б., Шматко Н. А., Бондаренко Н. В. Масштабы и перспективы цифровизации образовательной, научной и административной деятельности в государственных вузах // Официальный сайт Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2023/04/18/2029435433/release_3_2023.pdf (дата обращения: 05.03.2025).
46. Oyserman D. Pathways to Success Through Identity-Based Motivation. Oxford University Press. 2015. 296 p.
47. Sutherland E. H. Principles of Criminology. J. B. Lippincott. 1974. 643 p.
48. Sampson R. J. Great American City: Chicago and the Enduring Neighborhood Effect. University of Chicago Press. 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.7208/chicago/9780226733883.001.0001 (дата обращения: 22.03.2025).